Почему хрущева отправили на пенсию. Хрущев на пенсии

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Алексей Тыранов: Портет Айвазовского 1841

–живописец-маринист. Учился в Императорской Академии художеств у М. Н. Воробьева. За картину Штиль (1837) художник был удостоен Большой золотой медали. В 1838 сопровождал флотоводцев М. Лазарева, В. Корнилова и П. Нахимова во время десанта в Субаши (Турция). Путешествовал по Италии, Германии, Англии, Испании. В 1844 году художник был удостоен звания академика и живописца Главного морского штаба. Жил и работал преимущественно в г. Феодосия (Крым). Айвазовский написал около шести тысяч произведений, среди которых такие широко известные, как Буря на Черном море (1845), Девятый вал (1850), Бриг Меркурий (1892) и др. Учениками художника были и известные русские живописцы А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи и др.


И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург

В Русском музее находится вторая по величине коллекция работ художника и самое знаменитое произведение Айвазовского – «Девятый вал». Раскрытая в нем тема столкновения человека со стихией созвучна уже известному нам «Последнему дню Помпеи»: там губительная сила извергающегося вулкана, здесь разыгравшаяся морская стихия. Маленькая горсточка людей на обломке мачты затонувшего корабля затерялась среди стремительно бегущих громадных волн. Казалось бы, все погибло, но не несут ли людям надежду на спасение пробивающиеся сквозь толщу туч лучи солнца? И не случайно яркими красками и выразительной игрой света художник подчеркнул жизнеутверждающее содержание полотна.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889. Русский музей, Санкт-Петербург
В огромной картине «Волна» природа еще более грозна и неумолима, чем в предыдущей работе художника. Небо словно слилось с морем в разрушительном порыве и не сулит людям, потерпевшим кораблекрушение, надежду на спасение. Суровый, зеленовато-серый колорит картины подчеркивает драматизм события. Завороженный красотой полотен Айвазовского зритель наверняка задался вопросом: как же писал их художник? Ответ на него найдем у самого мастера, который говорил: «Движение живых стихий неуловимо для кисти: написать молнию, порыв ветра, всплеск воды немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их...». Но помимо отличной памяти, отметим еще богатое воображение и невероятную фантазию автора.

Не следует думать, что все творчество Айвазовского посвящено бурям и штормам. Писал он и виды приморских городов, и работы, посвященные победам русского флота на Черном море. Интересно, что Айвазовский сам неоднократно ходил на военных судах, был хорошо знаком со знаменитыми флотоводцами того времени и даже участвовал в морском сражении.

23. Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.

Хронология выставок произведений Айвазовского

При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.

Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.

Современный взгляд на произведения живописца

2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.

В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.

К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.

Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.

Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».

Путешествуя по выставочным залам

Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.

Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – « » и « ». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.

Тонущий корабль. 1854 год.

Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – « ». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.

Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.

Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.

Организационные моменты выставки

Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.

Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее

Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).

Понедельник — 10.00-20.00
Вторник — выходной день
Среда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00
Четверг — 13.00-21.00

На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи (« », « », « » и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.

Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).

На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.

Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.

Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи « », « » и т.д. Сильное впечатление производит полотно « ». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.

Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.

Постоянный список работ


















Top