Типы тканей и их характеристики. Список натуральных тканей и сфера их использования

С приходом холодного сезона гардероб пополняется верхней одеждой, среди которой большое разнообразие пальто, пуховиков, непромокаемых плащей, различных курток и ветровок.

Для пошива пальто и курток используют такие ткани как кашемир, букле, твид, бостон, сукно, шерсть, габардин, замшу, кожу, плащевку, драп и другие ткани.

Для плащей и различных видов ветровок применяют болоний, нейлон, деним, плащевые ткани.

Для шубок идеально подойдет натуральный или искусственный мех. Нерпа является одной из разновидностей искусственного меха. Изделие из нее будет отличаться своим теплом, комфортом и особой гламурностью.

Основные характеристики тканей для пошива верхней одежды

Кашемир - легкая мягкая ткань, изготовленная из чистой шерсти. Способ выработки - диагональное переплетение. Верхняя одежда, сшитая из кашемира, отличается своей практичностью, теплом и комфортом.

Габардин - шерстяная ткань, производимая из тонкой мериносовой пряжи. Мелкий рубчик с наклоном, который четко видно на поверхности ткани, образовывается в результате сложного плетения нитей. Изделия из габардина обладают высокой износоустойчивостью. В настоящее время состав габардина бывает шерстяной, полушерстяной, синтетический, шелковый и хлопковый.

Замша - является разновидностью кожи, она очень тонкая и мягкая на ощупь, при этом не просвечивается. Ее поверхность отличается водонепроницаемостью и бархатистостью.

Нейлон - синтетическое волокно с хорошим сопротивлением к деформациям и растяжению, а также обладает высокой прочностью и износостойкостью.

Эко-кожа - представляет собой материал с пористым или монолитным покрытием, произведенным на хлопчатобумажной или полиэфирной основе. Особые способы нанесения рисунка и тиснения полностью имитируют натуральную кожу, а изделия, выполненные из такого материала, отличаются своей изысканностью и прочностью.

Плащевка - материал производится из смесовых нитей хлопчатобумажной ткани. Ткань очень устойчива к дождю, солнцу и ветру.

Драп - вид мягкой шерстяной ткани, которая имеет гладкую поверхность с войлокообразным застилом. Драп бывает однолицевым и двухлицевым, гладким и ворсовым. Из такого материала шьют женские и мужские пальто.

Сукно - шерстяная плотная ткань с ворсовой поверхностью и легким блеском. При производстве сукна шерстяное волокно сваливают с другими волокнами, после чего ворс хорошо стригут и прессуют. Изделия, выполненные из сукна, долго не промокают, защищают от ветра и хорошо держат форму.

Саржа - материал, произведенный из шерстяных или шелковых нитей с саржевым переплетением. Для верхней одежды используют шерстяную саржу, а для подкладки - идеально подойдет шелковая саржа.

Шевиот - разновидность сукна с саржевым переплетением, которое производится путем валяния и стрижки. Очень грубое на ощупь. Материал применяют для изготовления разных видов верхней одежды.

Дюспо - прочная курточная ткань, не шуршащая и приятная на ощупь. Она может иметь нежно-бархатистую, глянцевую или перламутровую поверхность с рельефной структурой и яркими рисунками. Материал обладает отличными водоотталкивающими свойствами, непродуваем и долговечен. Также он сохраняет свой цвет даже после многократных стирок. Дюспо используют при пошиве изделий верхней одежды с простым и сложным кроем.

Рей-дюспо - более тонкий материал в отличие от классического вида и применяется для изготовления стильной дизайнерской одежды.

Мембранная ткань - имеет специальное мембранное покрытие, которое хорошо отталкивает влагу с поверхности, противостоит попаданию ветра, при этом сохраняет тепло и пропускает испарения тела.

Таслан - производят из полиамидных волокон нейлона с репсовым переплетением, благодаря чему на поверхности материала образовывается мелкий рубчик. Изнаночная сторона имеет пористое водостойкое покрытие. Таслан приятный на ощупь, легкий и прочный одновременно. Материал устойчив к износу и деформациям, отталкивает грязь и воду, быстро сохнет и легко чистится в домашних условиях. Применяется для пошива детской и взрослой верхней одежды, пуховиков, комбинезонов, курток, ветровок, плащей и других изделий.

Хай-Макс - самая плотная разновидность плащевой ткани, которая благодаря повышенной плотности нитей, обеспечивает надежную защиту от дождя и ветра.

Оксфорд - прочная камуфлированная, полиамидная ткань из химических волокон полиэстера или нейлона со специальным водонепроницаемым покрытием.

Нейлоновый оксфорд - прочный и эластичный, устойчив к истиранию и воздействию химических веществ. Обладает повышенной электролизуемостью и небольшой свето- и термоустойчивостью.

Полиэстеровый оксфорд - по своим качествам не уступает нейлоновому, но в несколько раз превосходит его по стойкости к свету и колебанию температурных режимов.

Оксфорд RIPSTOP - имеет в своем составе профилированную нить, которая имеет значение, указанное в дейнирах (DEN). Чем выше показатель DEN, тем сильнее выражена структура ткани и тем толще нить используется при ее производстве.

Хайпора (Hipora) - представляет собой мембранный микропористый материал, структура которого не пропускает влагу, а при повышенных физических нагрузках выводит наружу испарения тела и тем самым создает ощущение комфорта. Данная ткань сочетает в себе паропроницаемость, водо- и ветронепроницаемость.

Кордура (Cordure) - это вид тканей, изготовленный по специальной высокой технологии с оригинальной структурой переплетения нейлоновох нитей, имеющих разную толщину. Ткань устойчива к разным механическим воздействиям, и обладает двойным сопротивлением к трению. Для повышения прочности она может быть армирована. Используется при пошиве рюкзаков и сумок.

Золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырёх уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.

  • Акрил - бумажное синтетическое волокно с рядом доказанных высоких качеств. Формоустойчивое, защищенное от моли.
  • Алтабас - плотная шёлковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.
  • Альпака - лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Альпаку разводят в Боливии и Перу . Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.
  • Афгален - шерстяная ткань с характерной, более светлой (по сравнению с общим фоном) полосой в основе (долевой). Чередующиеся полосы (светлая и темноватая - теневая) образуют типичный, растушеванный, с наложенными тенями рисунок путем переплетения в основе двух нитей. Ткань легкая, иногда среднетяжелая, обычно гладкокрашеная или пестротканая. Из неё шьют дамские пальто.
  • Ацетат - вискоза с ацетатной основой. Ткань легкая и гладкая. Легко стирается, формоустойчивая.
  • Б

    • Байка - мягкая, плотная хлопчатобумажная или шерстяная ткань с густым начесанным ворсом. Из хлопчатобумажной байки шьют теплое белье, женскую или детскую одежду, пижамы, домашнюю одежду. Байка идет и на изготовление легких одеял. Шерстяную байку используют для пошива демисезонного пальто.
    • Бареж - шелковая воздушная ткань на хлопчатобумажной основе для шарфов, вуалей и т. п.
    • Батист - хлопчатобумажная мягкая, плотная, легкая и нежная на ощупь ткань, которая вырабатывается полотняным переплетением из очень тонкой гребенной пряжи в основе и утке. Из батиста шьют детское и дамское белье, блузки, платья; батист используется на носовые платки.
    • Бифлекс
    • Бурет - шелковая одноцветная ткань, отличающаяся грубой, на ощупь жесткой неровной поверхностью, без блеска, тяжелая, обычно естественного цвета. Из неё шьют дамские костюмы, блузки, платья, пальто, спортивную одежду.

    В

    Г

    Д

    • Дамаск (ткань) - дамасковая ткань, чаще дамасковый шелк. Изначально предназначалась для церковного облачения и обивки мебели. Затем лишь некоторые более легкие виды для одежды. Сегодня дамасковой тканью называют шелковую, шерстяную или хлопчатобумажную ткань полотняного или копрового перплетения, иногда в комбинации с атласным с характерным рисунком.
    • Деворе - ткань с рисунком полученным выжиганием (химической вытравкой) части волокон.
    • Демикотон - очень плотная и жесткая ткань двойного атласного переплетения, для верхней одежды среднего класса
    • Дерюга - грубая полотняная ткань из пеньки
    • Джинсовая ткань, джинса, (деним)
    • Джерси - шерстяное (чаще всего) трикотажное полотно.
    • Джутовая ткань
    • Диагональ
    • Дифтин
    • Драдедам - ворсовая шерстяная ткань, дешевое сукно
    • Дубль
    • Дымка - прозрачная шелковая ткань
    • Дюшес

    Ж

    • Жаккард - плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках .
    • Жоржет- шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из жоржета шьют дамские нарядные платья, блузы.

    З

    • Зарбаф, изорбаф
    • Зефир - хлопчатобумажная ткань с характерными узкими продольными полосками, называемыми просновками, которые образуются утолщенными нитями основы или цветными нитями.

    И

    • Изгребина - грубая ткань из остатков пакли или льняного полотна

    К

    • Казинет - хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань для недорогой верхней одежды, дешевой униформы
    • Камлот - старинная плотная темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань, грубая, диагонального переплетения
    • Канафас (бельевой) - хлопчатобумажная ткань, мелкоузорчатая в основе, обычно светло-синего, розового, жёлтого, зелёного и нежно-фиолетового цвета. Вырабатывается ткань жаккардовым переплетением. Из неё шьют постельное белье, нижнее белье, одежду.
    • Камвольная - КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ (гребенные ткани) - шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения.
    • Кепер - хлопчатобумажная или льняная грубая ткань; фактура материала - диагоналевые полосы (подобно габардину или вельвету-корду).
    • Кисея (муслин) - чрезвычайно легкая, прозрачная бумажная ткань полотняного переплетения
    • Китайка (ткань) - хлопчатобумажная ткань синего цвета
    • Клоке - шерстяная или шелковая ткань, гладкокрашеная, с неравномерно ворсистой поверхностью. Ткань легко сминаема, что способствует быстрому её износу, деформации. Из данной ткани шьют нарядные платья, дамские летние пальто. Шелковое клоке рекомендуют на нарядные женские платья, выходные платья для торжественных случаев молодым девушкам.
    • Коленкор - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, для белья, отделки, подкладок
    • Коломянка - шерстяная пёстрая домотканая ткань; или же одноцветная льняная фабричная, обычно светлого оттенка.
    • Корд - шерстяная ткань, среднетяжелая, на ощупь плотная, прочная. Поверхность ткани слабо ворсистая, ясно выраженное ткацкое переплетение в виде рубчиков. Вырабатывают её из тонкой кардной крученой пряжи (типа мулине). Из этой ткани шьют дамские костюмы, плащи, мужскую одежду.
    • Кордура (CORDURA®) - синтетический, износоустойчивый, водоотталкивающий материал.
    • Креп - шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками.
      • Крепдешин - шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая вследствие применения в утке попеременно крепа левой и правой крутки. Вырабатывается ткань полотняным переплетением из шелка-сырца в основе и крепа в утке; она может быть гладкокрашеной и напечатанной. Из крепдешина шьют блузки, платья, изготовляют шали.
      • Креп-жоржет - шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Вырабатывается полотняным переплетением, из крепа в основе и утке, отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Из данной ткани шьют платья, блузки, используют для отделки.
      • Креп-шифон - ткань, относящаяся к креповой подгруппе группы тканей из натуральных шелковых нитей, вырабатываемая полотняным переплетением из перекрученного шелка-крепа в основе и утке (поверхностная плотность - 25 г/м²). Для креп-шифона характерна матовая поверхность.
      • Креп-сатин - шелковая ткань, относящаяся к группе тканей из искусственных нитей и представляющая собой ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной и матовой с креповым эффектом изнанкой (поверхностная плотность - 250 г/м²). Обе стороны могут использоваться как лицевые.
    • Кретон - хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент. Шла на обивку мебели, драпировки.
    • Круль - шерстяная, среднетяжелая ткань, на ощупь мягкая; фактура ткани рельефная, с узелками, спиралями. Из данной ткани шьют дамские костюмы и плащи.
    • Крэш (Кринкл) - жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса. Для изготовления ткани-крэш используют тонкие, либо синтетические материалы. На таких тканях заломы держатся долго и не распрямляются.
    • Кумач - хлопчатобумажная ткань красного цвета
    • Купро - вискоза с медноаммиачным волокнами. Изготоавливается химическим путем из натурального сырья - древесины и хлопка. Ткань обладает шелковистым блеском, красиво драпируется, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух.

    Л

    • Лайкра - высокорастяжимое (до 400 %) волокно, применение которого в смеси с другими обеспечивает высокую растяжимость и эластичность полотна. Нашло широкое применение при выработке полотен, используемых для изделий, плотно облегающих фигуру человека - купальников, спортивной одежды, платьев, брюк и пр.
    • Лаке - вид отделки тканей шелкового ассортимента, в результате которой поверхность ткани становится блестящей и гладкой, как у атласа.
    • Лоден - шерстяная ткань, тяжелая или среднетяжелая, на ощупь грубая. Поверхность ткани увалена, застил закрывает ткацкое переплетение. Обычно ткань мелиорируется. Из неё шьют спортивные плащи и цельнокроеные комбинезоны.
    • Люстрин - шерстяная или полушерстяная глянцевая ткань.

    М

    Н

    • Нанка - грубая, плотная, желтоватого оттенка или серая очень дешевая хлопчатобумажная ткань
    • Нате - шерстяная и шелковая ткань с характерной пластичной поверхностью. Изготовляется из толстой в основе и тонкой в утке пряжи, благодаря чему образуется равномерно повторяющийся рисунок. Из шерстяного нате шьют дамские пальто, плащи и костюмы, из шелковой ткани - женские платья.

    О

    П

    • Панама - хлопчатобумажная или шерстяная гладкокрашеная ткань, на ощупь мягкая, блестящая. Вырабатывается двойным или тройным переплетением (т. н. рогожка), в результате чего на поверхности ткани образуются чередующиеся прямоугольники из основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке. Хлопчатобумажная панама используется на дамские платья и блузки. Из шерстяной панамы шьют дамские платья и костюмы.
    • Парча - художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке или реже в основе металлические нити (золотые, серебряные и пр.) Известна с глубокой древности, в настоящее время произволится в небольших количествах и используется в основном в исторических театральных костюмах.
    • Пепита - ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканая, причем одна нить всегда белого цвета.
    • Перкаль - плотная хлопчтобумажная ткань из некрученых нитей. В зависимости от толщины используется в авиации, промышленности, изготовления постельного белья (не пропускает пух, перья), женских блузок.
    • Пестрядь - домотканая ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета. Имела слегка шероховатую поверхность и характерно пестрый цвет, иногда в мелкую клетку.
    • Пике - плотная ткань из шелка или хлопчатобумажная. Поверхность покрыта мелкими рубчиками. Шла на отделку и жилеты
    • Плис - хлопчатобумажный бархат с относительно длинным ворсом. Употреблялся в дорогой одежде крестьянами, в дамской обуви
    • Плюш - ворсовая ткань, отличается от бархата более высоким (до 6 мм) и менее густым ворсом. В зависимости от вида ворса различают П. разрезной и неразрезной (петельный), а от способа выработки и отделки - гладкий или рисунчатый, тиснёный и т. д. Плюш применяется для пошива и отделки одежды, обивки мебели, изготовления покрывал, занавесей и т. п.
    • Полиамид (нейлон) - синтетическое волокно с исключительным сопротивлением к растяжению и высокой стойкостью к износу.
    • Поликоттон - ткань состоящая из смеси полиэстера и хлопка в разных пропорциях.
    • Полиэстр - синтетический материал нового поколения. Хорошо пропускает воздух, отличается повышенной мягкостью и простотой в уходе.
    • Полубархат - хлопчатобумажная ткань, имеющая на своей поверхности вертикально расположенный ворс, который получен благодаря уточно-ворсовому переплетению. Ткань повышенной плотности по утку, среднетяжелая, ворс хорошей густоты, невысокий, покрывающий равномерно всю поверхность ткани. Полубархат имеет эффектный внешний вид, вырабатывается пестротканым, гладкокрашеным (окрашивается в готовом виде, в куске) или напечатанным (расцвеченный способом).
    • Пониток - полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка.
    • Посконь - домотканая дешевейшая ткань из конопляного волокна, грубая и неокрашенная.
    • Поплин - хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань (т. н. ложнорепсовая или рубчиковая), плотная, блестящая, гладкая, мягкая. Вырабатывается полотняным переплетением. Вследствие того, что уточные нити распрямлены, а плотность основных нитей больше, чем уточных, лицевая сторона и изнанка ткани созданы из основных нитей, образующих мелкий поперечный рубчик. Поплин может быть отбеленным, гладкокрашеным, напечатанным и пестротканым. Из него шьют мужские сорочки, пижамы, дамские платья и блузы. Из шелкового поплина изготовляют нарядные платья.

    Р

    • Равендук - толстое грубое полотно для технических нужд. В XVIII в. из пеньки, в XIX в. из льна.
    • Ратин - шерстяная ткань. На лицевой стороне слегка волнистый ворс, особым образом обработанный вальцами.
    • Рединка - то же, что серпянка

    С

    • Сарпинка - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полосатая или клетчатая, приготовляется из тонкой (60-80), заранее крашенной пряжи . Изготовляется главным образом приволжскими немцами-колонистами .
    • Сермяга - грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета.
    • Серпянка - редкая неплотная льняная ткань
    • Синель - велюровая ткань, изготовленная из специальной синельной нити
    • Ситец - лёгкая хлопчато-бумажная гладкокрашеная или набивная ткань, получаемая в результате специальной отделки сурового миткаля.
    • Стамед - шерстяная ткань диагонального переплетения. Красного цвета, шла на подкладку, обычно мундирную.

    Т

    • Тарлатан - недорогая мягкая редкого переплетения хлопчатобумажная ткань типа кисеи, шла на платья
    • Тафта - тонкая и плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань
    • Термолама - очень плотная толстая шелковая ткань золотистого цвета; дорогостоящая, шла на шлафроки
    • Терно - дорогая шерстяная ткань диагонального переплетения из высококачественной шерсти горной козы, употреблялась для шалей и женских платьев.
    • Тибет - двусторонняя шерстяная ткань диагонального переплетения из шерсти горной козы, употреблялась для шалей
    • Тик - грубая плотная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с полосами красного или синего цвета. Для рабочей одежды, обивки мебели.
    • Трикотин
    • Трип - утрехтский бархат, шерстяная ткань с ворсом на лицевой стороне. Употреблялась для верхней одежды, шляп, обивки мебели или экипажей.

    Ф

    • Фай - шёлковая ткань рипсового переплетения.
    • Фламинго - шелковая, обычно гладкокрашеная, иногда напечатанная (набивная), на поверхности ткани выпуклые рубчики типа репсового переплетения. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Из неё шьют летние женские платья, платья для девушек.
    • Флис - один из немногих материалов синтетического происхождения, который благодаря своим свойствам завоевал огромную популярность в производстве одежды для детей.
    • Флауш - шерстяная, на ощупь мягкая ткань с длинным, частично лежащим ворсом. Она средне тяжелая, редко меланжевая. Из данной ткани шьют дамские и мужские пальто.
    • Фреска - шерстяная эластичная пористая ткань, на ощупь жесткая, колючая; структура этой ткани, вырабатываемая полотняным переплетением, редкая, хорошо заметна, если данную ткань наложить на другой материал более яркого цвета. Эту ткань рекомендуют для домашней одежды, спортивных блуз, рубашек.
    • Фриз - дешевая грубая шерстяная ткань со слегка вьющимся ворсом.
    • Фуляр - легкая шелковая ткань, очень мягкая, одноцветная или с орнаментом. Употреблялась для платков, косынок.
    • футер

    Х

    Ч

    • Чесуча - плотная шелковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета

    Ш

    • Шалон - двусторонняя легкая шерстяная ткань диагонального переплетения для верхней одежды
    • Шанжан - ткань хлопчатобумажная, пестротканая, среднетяжелая, с контрастной фактурой основы и утка. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан». Из этой ткани шьют дамские пальто, платья, спортивные блузы, куртки, летнюю мужскую одежду.

    Ажурная ткань: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

    Бархат: ткань с густым, длинным (2−3 мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

    Батист: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

    Бельсет: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

    Букле: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

    Велсофт: трикотажное полотно из полиэстера с мягкой ворсованной стороной, в основном используется для пошива домашней одежды (халатов, пижам), а также для постельного белья, пледов и пр. Называется также микрофиброй.

    Вельвет, бархат в рубчик: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких.

    Велюр: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

    Виши: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

    Ворсовый эластик: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

    Вуаль: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

    Вязаное полотно: материал, имитирующий ручное вязание.

    Габардин: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх. Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску.

    Гленчек: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон­в­тон.

    Гобелен: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

    Двухсторонняя ткань: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

    Деним: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая.

    Джерси: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси­поло до толстого шерстяного джерси.

    Джинсовые ткани: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

    Драп: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

    Дюветин: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

    Дюшес: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

    Жаккард: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект.

    Жоржет и креп-­жоржет: ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».

    Искусственный мех: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.


    Клоке: креповая двухслойная ткань с «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

    Кожа: натуральные шкуры животных. Различают наппа-­кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр (замшу) с ворсистой поверхностью.

    Креп: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

    Креп с продольными складками: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

    Крепдешин: тонкая ткань с неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

    Кринкл, крэш: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

    Кружево: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

    Лавабль: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

    Ламе: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

    Лоден: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-­лоден - ткань с матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую. Лоден часто путают с варёной шерстью: трикотажем, валяным с одной стороны, оптически напоминающий лоден. (Путают, вероятнее всего, потому, что в магазинах его так часто обозначают.) От лодена он отличается более рыхлой структурой и, конечно, он не такой тяжёлый и плотный.

    Матлассе: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

    Махровая ткань: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

    Мокрый шелк: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

    Муар: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

    Муслин: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

    Органза: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

    Палет: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

    Панбархат: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

    Папийон: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

    Пепита: ткань в мелкую светло­темную клетку.

    Перкаль: тонкая, но плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Шелковистая, мягкая, напоминающая батист. Используется в основном для шитья постельного белья, идеально подходит для печати и окрашивания текстильными красками.

    Пике: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

    Плотная тафта: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

    Подкладочная саржа: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

    Поплин: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

    Репс: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

    «Римское джерси»: тяжелый малоэластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

    Саржа: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

    Сатин: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

    Сирсакер: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

    Сукно: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.


    Трикотаж с махровой/ворсованной изнаночной стороной: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами.

    Тафта: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость
    приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

    Твид: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

    Термовелюр: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

    Ткань «в елочку»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками.

    Ткань «куриная лапка»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток.

    Трикотаж в рубчик: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

    Тюль: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

    Фасонная: ткань с мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-­блестящим эффектом.

    Фил­-а-­фил: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

    Фланель: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно-­ или двухсторонним начесом.

    Флис: см. термовелюр.

    Чинц: лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

    Шанжан: ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.

    Шелковая парча: жаккардовая ткань, часто из лощеной пряжи. Другое название «брокат» - итальянское, означает «вышитая».

    Шениль: тяжелая, напоминающая бархат ткань с двухсторонним ворсом.

    Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, состоящей из шелковых или синтетических волокон. Шифон имеет на ощупь неровную поверхность, напоминающую «песчаную».

    Фото: Ян Шмидель; getti images (4), dpa, clip dealer.
    Материал подготовила Елена Карпова

    Качественная, красивая и модная ткань - залог успеха каждого швейного изделия. Разные виды тканей легко создаются благодаря некоторым особенностям исходного сырья и разнообразным ткацким переплетениям, определяющим их структуру, свойства, внешний вид. Какие бывают названия тканей и их характеристики, а также свойства? Обо всем этом пойдет речь в данной статье.

    Можно разделить все виды тканей по типам исходного сырья: натуральные, синтетические и искусственные.

    По цветовому решению можно разделить виды тканей на многоцветные (меланжевые, мулированные, набивные, пестротканые) и однотонные.

    Многовековая история ткачества создала огромное количество разнообразных видов тканей, которые поражают выбором фактур, поверхностных эффектов, узоров.

    Виды тканей

    Ажур - это материя из шерстяной, хлопковой или шелковой пряжи, которая имеет сквозной орнамент.

    Ангора - изготавливается из теплой шерсти ангорских молодых коз и кроликов, разводимых на фермах Италии, Японии, Англии, Франции.

    Атлас - это гладкокрашеная ткань из с заметно блестящей поверхностью.

    Бархат - мягкая хлопчатобумажная ткань, имеющая немного ворсовую поверхность. Бывает узорчатым или гладкокрашеным.

    Батист — плотная и легкая, льняная или хлопчатобумажная, нежная на ощупь ткань широкого полотняного переплетения.

    Бязь - плотная льняная или же хлопчатобумажная материя вида полотняного переплетения, которая вырабатывается из кардной пряжи.

    Вельвет - толстая хлопчатобумажная ткань с интересным разрезным ворсом, которая имеет ворсовые полоски.

    Велюр - общепринятое название материалов, которые имеют бархатистую, ворсовую лицевую поверхность. Сюда относятся не лишь ткани (хлопчатобумажные, искусственный шелк, шерсть), но также фетр и натуральная кожа. Некоторые страны называют велюром такие виды тканей, как вельвет и бархат.

    Вискоза - так называется искусственное волокно из целлюлозы и тонкой ткани на его основе.

    Вуаль - прозрачная тонкая ткань из хлопчатобумажных ниток полотняного переплетения.

    Габардин - полушерстяная или чистошерстяная материя саржевого вида переплетения, на поверхности у которой есть заметные диагональные рубчики. Обладает высокой водонепроницаемостью и износостойкостью благодаря однородности и плотности поверхности.

    Гипюр - красивое кружевное полотно из тоненьких шелковых или хлопчатобумажных ниток, состоящее из отдельных фрагментов, соединенных нитями между собой.

    Деним (т.е. джинсовая ткань) - это хлопчатобумажная ткань саржевых или полотняных переплетений, которая отличается высоким уровнем плотности и прочности.

    Деворе - интересная материя, на которой рисунок получается путем искусственного выжигания (точнее, химической вытравки) некоторой части волокон.

    Драп - шерстяная мягкая ткань с очень гладкой поверхностью, в результате валки на которой образуется некий войлокообразный застил, что закрывает ткацкие переплетения.

    Кашемир - полушерстяная или с диагональным рубчиком по всей поверхности. Изготавливается из шерсти гималайских коз.

    Креп-сатин - тонкая двухсторонняя ткань из шелковых искусственных нитей: 1 сторона - атласная, 2 - матовая с неким креповым эффектом.

    Лен - ткань, что изготавливается из нитей, которые вырабатываются из стеблей льна.

    Органза - прозрачный материал, жесткий на ощупь, изготавливается из химических волокон или натурального шелка.

    Парча - плотная ткань довольной сложной выработки с красивыми узорами из серебряных и золотых нитей.

    Саржа — материя из шерстяных либо же шелковых нитей именно саржевого переплетения.

    Сатин — ткань из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных нитей с блестящей поверхностью.

    Твид - шерстяная вида саржевого переплетения.

    Хлопок - чистое натуральное волокно, которое изготавливается из небольшого растения хлопчатник.

    Шелк - красивая легкая ткань, что изготавливается из нитей, полученных механическим путем из коконов тутовых шелкопрядов.

    Шерсть - теплая материя, образующаяся из натуральных волокон, которые изготовляют из шерсти верблюдов, коз, овец.

    Шифон - полупрозрачная нежная тонкая ткань из нитей хлопка, вискозы, шелка, или синтетического происхождения, образующаяся в процессе креповой крутки.

    Разнообразные виды тканей для одежды позволяют дизайнерам, модельерам и швеям создавать все новые и новые образы.

    Плотная ткань – лучшая защита от холода

    Плотные ткани незаменимы в холодные осенние и зимние дни. Они спасают от стужи и ветра, даря покой, тепло, уют и комфорт. Разнообразие современных плотных материалов позволяет использовать их не только для пошива одежды, но и во многих других сферах жизнедеятельности человека.

    Чтобы правильно подобрать ткань для пошива того или иного изделия, необходимо смотреть не только на ее внешний вид, но и внимательно ознакомиться со всеми свойствами.

    Одной из важных характеристик материала является плотность – вес одного квадратного метра, выраженный в граммах. Чем большее количество нитей приходится на единицу площади, тем плотнее будет материал. Имеет значение и толщина нити – чем она меньше, тем легче ткань.

    От плотности материала напрямую зависят и другие параметры – гигроскопичность, воздухопроницаемость, износостойкость .

    Самая высокая плотность – от 300 до 1000 г/м2 – у искусственной и натуральной кожи, а также у обивочных, портьерных и технических тканей. Ткани для пальто, курток и костюмов имеют плотность от 200 до 400 г/м2. Для сравнения: плотность батиста или шифона – от 50 до 70 г/м2.

    Состав

    Плотные ткани изготавливаются как из полностью натурального сырья: льна, хлопка, шерсти, так и с добавлением искусственных или синтетических волокон, наделяющих материал новыми свойствами.

    Плотный хлопок в подавляющем большинстве случаев служит для производства домашнего текстиля:

    • пододеяльников, простыней и наволочек;
    • полотенец;
    • покрывал и скатертей;
    • штор и занавесок.

    Для изготовления зимней одежды х/б материал не применяется, поскольку не обладает достаточными теплосберегающими качествами. Ткани из 100% льна являются достаточно плотными по природе, а при добавлении к ним синтетических волокон с успехом применяются для обивки и декорирования мягкой мебели. Из льняного плотного полотна шьют подушки, скатерти, портьеры.

    Их натуральных волокон изготавливают плотные ткани особого назначения. К ним относятся:

    1. Брезент – чрезвычайно прочное полотно повышенной плотности, проходящее специальную пропитку водоотталкивающими и огнеупорными материалами. Из него делают палатки, тенты, рюкзаки, рукавицы, спецодежду для военных или пожарных.
    2. – плотная грубая ткань, получаемая из джутовых или конопляных волокон. Основное применение – упаковка различных товаров, спецодежда. В последние годы стало весьма модным изготавливать из мешковины различные декоративные интерьерные предметы – панно, народных кукол, обереги и т. п.
    3. Холст – плотная льняная ткань с жесткой структурой, без которой не может обойтись ни один художник, работающий с масляными красками.

    Помимо этого, существует большое количество плотных тканей, использующихся для изготовления одежды или для бытовых целей.

    Разнообразие

    Среди всех тканей повышенной плотности наибольшей популярностью пользуются следующие:

    1. – ткань в косой рубчик, она идеально подходит для пальто, курток и костюмов.
    2. – материал с сатиновым переплетением, устойчивый к трению и износу. В основном используется для изготовления рабочей одежды.
    3. – хлопчатобумажная ткань, все джинсы пошиты именно из нее.
    4. Кретон – материал, идущий на обивку диванов, кресел и другой мягкой мебели.
    5. – очень красивая ткань с богатыми рисунками, подходящая как для нарядных платьев, так и для украшения интерьера.
    6. Бязь – хлопковое полотно, из которого делают простыни, пододеяльники, пеленки, рабочую одежду.

    Свойства, присущие материалам с повышенной плотностью, рассмотрим на примере вельвета, байки и дайвинга.

    Вельвет – мечта модниц 80-х

    Вельвет – плотная ткань с ворсом, разделенным продольными полосами, «в рубчик». Традиционно этот материал делали только из хлопковых волокон, однако в последнее время добавление нитей вискозы или полиэстера позволило сделать вельвет более прочным и износостойким.

    Королевская ткань

    Именно так дословно переводится слово «вельвет» с французского. И действительно, со времен средневековья, когда впервые ткачи научились получать «ворсовую» ткань и распушать ее определенным образом, вельвет считался изделием для избранных.

    Вельветом обивали мебель во дворцах, из него шили шторы, декорировали кареты. Технология производства ткани была настолько засекречена, что едва не затерялась в глубине веков.

    В конце XIX века вельвет дошел и до России, где его сразу же взяли на вооружение в качестве интерьерного материала. И только во второй половине XX столетия вельвет стал основой для пошива одежды.

    Трудно представить себе молодежь 80–х годов прошлого века без модных вельветовых брюк или курток. В настоящее время из вельвета делают много различных изделий:

    • пальто, костюмы, юбки, брюки;
    • комбинезоны для детей и взрослых;
    • изделия для интерьера – покрывала, занавеси, шторы, диванные подушки;
    • обивку для мебели – кресел, диванов, стульев, пуфов;
    • чехлы для автомобилей;
    • детскую и домашнюю обувь.

    Достоинства и недостатки вельвета

    Игра света в ворсинках рубчиков придает вельвету благородное сияние, за счет которого ткань смотрится необычно и креативно.

    К положительным сторонам вельвета также относятся:

    • износостойкость – материал долгое время сохраняет отменный внешний вид;
    • несминаемость, устойчивость к деформациям;
    • мягкость и бархатистость – несмотря на плотность, ткань приятна на ощупь;
    • теплосбережение. Одежда из вельвета долго сберегает тепло, не пропуская к телу холод.

    Но даже у такой замечательной ткани имеются недостатки:

    • вельвет с синтетическими добавками электризуется;
    • ткань притягивает пыль и мелкий мусор;
    • материал нуждается в достойном уходе.

    Как правильно ухаживать за вельветом

    Чтобы вельветовые изделия как можно дольше не теряли своей красоты, требуется обеспечить им соответствующий уход:

    1. Прежде чем стирать вельветовую вещь, нужно обязательно вытряхнуть из нее пыль и вывернуть наизнанку.
    2. Вода не должна быть горячее 400С, режим на машинке выставить для деликатной стирки.
    3. Крупные изделия из вельвета – шторы, покрывала и т. п. – лучше отдавать в химчистку.
    4. Сушить вельвет нужно в расправленном состоянии, избегая попадания прямых солнечных лучей. Не допускается сушка вельветовой одежды на батареях отопления.
    5. Вместо обычной глажки для вельветовых изделий лучше применить режим отпаривания.

    Важно знать! Восстановить утраченный вид вельветовых изделий можно, применив следующий метод: замочить вещь на несколько часов в 2,5%-ном растворе нашатырного спирта, а затем прополоскать в холодной воде и высушить в горизонтальном положении.

    Байка – ощущение детства

    Эта уютная, мягкая, теплая ткань – идеальный материал для распашонок, пеленок, ползунков и чепчиков. Изготавливается она путем полотняного или саржевого переплетения хлопковых или полушерстяных волокон. Байка имеет двухстороннее ворсовое покрытие, замечательно согревающее тело.

    История появления байки

    То, что байка, как и вельвет, ведет свою историю со времен средневековья – не вызывает сомнения. Уже тогда большим спросом пользовались плащи и костюмы из этого материала – они надежно укрывали от непогоды и защищали от холода.

    Споры ведутся из-за названия ткани: одни считают, что оно произошло от французского «baie» – шерстяная ткань, поскольку первые образцы материала производились именно из шерсти.

    Другие утверждают, что латинское слово «badius» – темно-коричневый – как нельзя лучше объясняет наименование материала, ведь в средние века его не красили и он имел бурый оттенок.

    В Россию байка пришла вместе с реформами Петра I, который по достоинству оценил ее удобство, мягкость и прочность и приказал использовать для пошива верхней одежды для солдат.

    Со временем байка стала любимой одеждой для прогулок, верховой езды, охоты как мужчин, так и женщин.

    Применение байки

    В настоящее время существуют две разновидности байки – хлопчатобумажная и шерстяная. Из хлопковой производят:

    • одежду для младенцев и маленьких детей;
    • рубашки и толстовки для мужчин;
    • женские домашние платья, халаты и сарафаны;
    • спортивные костюмы;
    • пижамы и ночные рубашки.

    Шерстяная байка используется немного в других целях, из нее можно сделать:

    • демисезонную одежду – пальто, куртки, ветровки;
    • теплые одеяла и пледы;
    • стельки для обуви;
    • подкладку для одежды.

    Байка выпускается как однотонная, так и с различными принтами.

    Несомненные преимущества байки

    Это чрезвычайно комфортный и мягкий материал, состоящий из сплошных достоинств:

    1. Прочность. При всей кажущейся нежности и мягкости байка обладает достаточной устойчивостью к механическим воздействиям.
    2. Гигиеничность. Ткань не вызывает раздражения кожи и аллергических реакций.
    3. Гигроскопичность. Байка замечательно не только впитывает, но и испаряет влагу.
    4. Износоустойчивость. Материал настолько долговечен, что многие детские вещи, не теряя своего внешнего вида, передаются в семьях из поколения в поколение.

    Случается, что с целью удешевления материала в натуральную байку добавляют вискозные волокна. Это ухудшает некоторые показатели ткани, в частности, снижает ее теплосберегающие качества.

    Важно знать! Уход за байковыми изделиями очень прост. Ткань с легкостью переносит любые режимы стирки и отжима. Гладить ее лучше всего с изнаночной стороны, чтобы не нарушить ворсовое покрытие.

    Дайвинг – новинка среди плотных тканей

    Среди большого количества материалов внимания заслуживает дайвинг — плотная синтетическая ткань нового поколения.

    За свою способность к облеганию тела дайвинг часто называют «второй кожей». Это происходит благодаря уникальному составу материала – он на 60% состоит из полиамида, а остальные 40% разделили между собой полиэстер и эластан.

    Что шьют из дайвинга

    Существует два вида этой плотной ткани:

    1. Микродайвинг – гладкий материал, из которого шьют лосины, леггинсы, топики, юбки. Иногда его используют при создании театральных костюмов, вечерних нарядов, одежды для торжественных случаев.
    2. Супердайвинг – основа костюмной ткани для пловцов, гимнастов, атлетов.

    Супердайвинг на флисе используется для пошива зимней одежды для горнолыжников и альпинистов.

    Уникальные свойства дайвинга

    Помимо повышенной плотности и прочности дайвинг обладает рядом отменных качеств:

    1. Износостойкость. Материал не линяет, не растягивается, не садится и не вытягивается. Сколь долго бы не служил костюм из дайвинга, он сохраняет свой первозданный вид.
    2. Гигроскопичность. Ткань отлично пропускает влагу.
    3. Воздухопроницаемость. Несмотря на полную «синтетичность», тело в одежде из дайвинга «дышит».
    4. Простота ухода. Изделия легко отстирываются от грязи и быстро высыхают.
    5. Несминаемость. Одежда из дайвинга не мнется и не требует глажки.

    Нужно учесть! Температура воды для стирки изделий из дайвинга не должна превышать 400С, иначе вещь может «сжаться». Нельзя применять отбеливатели и хлорсодержащие порошки. Сушить лучше всего в тени, чтобы ультрафиолетовые лучи не спровоцировали разрушение волокон ткани.

    Ткани с повышенной плотностью востребованы во многих отраслях. Ознакомившись со всем их разнообразием и характеристиками, можно легко подобрать материю для нового нарядного платья или костюма, а также для обновления домашнего интерьера.

    
    Top