Травля — системный сбой школьного коллектива. Что делать, если ребенка травят в школе? Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция Детская травля в школе

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

О травле часто не говорят вслух, потому что это может навредить репутации школы, учеников или родителей. Но она существует и может принести большие проблемы всем, кто в ней участвует - включая инициаторов агрессии. Двигателями травли являются невежество, максимализм и социальное окружение, которое во многом создаёт предпосылки для давления на отдельных членов сообщества.

Самый напряжённый в этом отношении возраст - 11-14 лет, когда подростки ищут себя и своё место в мире. Выстраивая свою идентичность, они объединяются в группы. В этот период детские коллективы очень сепарированы и имеют прямолинейную идеологию без градиентов: мир для подростков делится на чёрное и белое. Сформировавшиеся группы подростков стремятся поддерживать целостность.

Самый простой путь к сохранению стабильности группы - конструирование идеи внешнего врага и поиск более слабого противника, систематическое притеснение которого удовлетворяет членов доминирующей группы.

В социологии это называется негативной мобилизацией. Группа поддерживает внутренний консенсус благодаря внешнему насилию. Такая система может существовать достаточно долго и стабильно.

Как правило, есть несколько человек, одержимых идеей травли кого-то. Они используют грубую силу для поддержания авторитета и направления действий более низкоранговых одноклассников. Кто-то участвует в преследовании для того, чтобы подняться вверх по иерархии, кто-то занимается травлей ради удовольствия, кто-то делает это из страха, внутренне сочувствуя объекту буллинга (от английского bullying).

Классическим примером психологической травли в сфере образования является фильм Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли, где очень ярко раскрыта тема травли в подростковой среде. На тематических учительских форумах участники часто предлагают проблемным ученикам познакомиться с «Чучелом», чтобы они увидели свои действия со стороны.

Травля осуществляется устоявшимися способами:

  • моральное насилие,
  • физическое насилие,
  • порча личного имущества,
  • слухи, сплетни, ложь.

Отдельно стоит отметить так называемую «интернет-травлю» - продукт цифрового века. В некоторых случаях интернет-травля проявляется в поиске компромата на жертву с последующим шантажом. Помимо шантажа существует целенаправленный «слив» компрометирующей информации в интернет. Одним из инструментов интернет-травли может служить целенаправленный троллинг. «Тролли» играют на слабостях своих жертв: бьют по самооценке, высмеивают увлечения и недостатки других людей.

Мы попросили психолога, который занимается проблемой школьного буллинга, ответить на несколько вопросов о том, как устроена травля, и что делать, если ваши дети с ней столкнулись.

Александра Бочавер,

кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Механизм травли и группы риска

Травля - это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор - жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы - как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

Последствия травли для участников

В травле участвуют три стороны: ребёнок, оказавшийся в роли жертвы; ребёнок, занимающийся преследованием; дети, оказавшиеся свидетелями травли. Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведёт к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Дети, которых постоянно обижают, часто демонстрируют психосоматические симптомы тревожно-депрессивного расстройства, могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, чаще болеют, теряют учебную мотивацию и стремятся не ходить в школу. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя - незащищенными.

Ребёнок, долгое время безнаказанно занимающийся травлей, часто убеждается в том, что в чьих руках власть, тот и прав, и переносит этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать его так же, как он это делает с другим ребенком сейчас. Дети, занимающиеся травлей, впоследствии чаще демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Дети, на глазах которых происходит систематическое преследование одних сверстников другими, переживают страх и стыд. Если травля не прекращается благодаря их вмешательству или включению взрослых, они привыкают к тому, что их участие пассивно, а их многочисленность ничего не значит.

Длительная травля в классе действует негативно на всех детей, отучая их от уважительных партнерских отношений и акцентируя беспомощность одних и власть (силу, статус) других. Бездействие взрослых укрепляет это ощущение.

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом.

Если ребёнок подвергается травле

Родителям важно примерно представлять себе ситуацию в классе - с кем их ребёнок дружит, с кем нет, какие у него отношения с учителями, насколько класс сплочён. Полезно быть в курсе, если происходят какие-то важные изменения. Если родитель узнал, что его ребёнка систематически обижают или преследуют, он может сделать следующие несколько вещей.

  • Поддерживать ребенка, показывая ему, что как бы не складывались отношения в классе, родитель его любит и ценит (не стыдить, не обвинять).
  • Постараться прояснить, что именно происходит, и придумать (самостоятельно, вместе с ребёнком, с помощью других детей или взрослых, с психологом) новые способы реагировать на возникающие ситуации (отвечать на обзывание и так далее). Важно, чтобы эти способы помогали защитить границы и перейти к другому стилю отношений. В этом помогут спокойное парирование, юмор, отстранение и другие способы, помогающие сохранять уравновешенность.
  • Активизировать альтернативные школе среды, где повышается уверенность в себе (кружки и секции, которые нравятся ребёнку, где он успешен).
  • Поменять то, что можно поменять, для снижения частоты встречи ребёнка с обидчиками. Можно найти новый маршрут до школы, не брать в школу провоцирующие травлю предметы, заблокировать обидчика в соцсети.
  • Пообщаться с классным руководителем об отношениях в классе и поведении детей. Родителю важно понять, что именно видит классный руководитель и как к этому относится, а также способствовать тому, чтобы тот выработал план действий - от мягкого вмешательства учителя в конкретные ситуации до обсуждения эпизода травли на классном часе или родительском собрании. Здесь стоит помнить, что травля в классе затрудняет обучение, и обычно учителя заинтересованы в том, чтобы отношения в классе были хорошими. Но часто они не знают, как вести себя в сложной ситуации и могут её игнорировать. Также важна поддержка родительского сообщества: при коллективных обращениях классному руководителю сложнее проигнорировать происходящее.
  • Привлечь к ситуации травли внимание школьного психолога, для помощи классному руководителю, проведению работы с классом и перевода ситуации из разряда невидимых в разряд тех, с которыми ведется работа. Если взрослые стараются поддерживать уважительные и конструктивные отношения, есть все шансы на успешное разрешение ситуации. Если же в школе в целом принято с неуважением относиться друг к другу (директор кричит на учителей, учителя боятся родителей и унижают детей), шансов на то, что ситуация изменится, гораздо меньше.
  • Найти для ребёнка психологическую группу (детскую или подростковую) или организовать индивидуальные занятия с психологом, где можно в безопасной обстановке обсудить травмирующие ситуации и отработать новые тактики поведения.

Если ребёнок участвует в травле или является её лидером

Признавать, что его ребёнок неправ, родителю всегда неприятно - особенно перед другими родителями. Тем не менее, с точки зрения дальнейшего развития ребёнка важно, чтобы его агрессивное поведение было замечено, а не проигнорировано взрослыми. Нужно понимать, что агрессивное пресечение агрессивных действий не работает. Битьё, ругань, унижение агрессивного ребенка, как и прямой запрет на травлю, неэффективны. Они только упрочивают уверенность ребёнка в том, что «кто сильный, тот и прав» - просто в паре с родителем он занимает роль слабого.

Если ребёнок систематически обижает кого-то из других детей, это говорит о том, что он чувствует себя неуверенно и очень хочет повысить свой статус. Однако других инструментов для повышения уверенности в себе у него сейчас нет. Соответственно, родитель может задуматься о том, почему ребёнок чувствует себя именно так.

Нужно постараться организовать среду, в которой тот сможет приобрести недостающие навыки и почувствовать себя более успешным, компетентным и признанным без того, чтобы обижать кого-то более слабого. В первую очередь речь идет об отношениях собственно в семье. Кроме того, это могут быть разнообразные кружки и секции, где есть место достижениям и соревновательности (спорт, походы и так далее).

Ключевая мысль, которую стоит иметь в виду в контексте травли, такова: дети в своих отношениях между собой повторяют то, что им демонстрируют взрослые, альтернативой травле являются уважение и взаимопомощь.

Если вы стали свидетелем морального и физического насилия в стенах школы, где учатся ваши дети, не оставайтесь равнодушными. То же относится к учителям и работникам школьной администрации - не нужно проходить мимо, косвенно поддерживая этим ситуацию насилия. Если каждый из нас будет неравнодушен, то агрессии вокруг наших детей будет меньше.

Энакин Скайуокер

Мам, ты говорила, что все проблемы во вселенной от того, что никто никому не помогает.

Depositphotos.com

В Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит , но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.

Проект «Дети Mail.Ru» на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.

80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка.

Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил

Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию может практически любой ребенок.

Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.

Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.

Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».

Жертвой травли может стать почти любой ребенок

Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребенок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребенок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.

Depositphotos

Между тем, жертвой травли может стать . Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих .

«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребенка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребенок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».

Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Даже если у вас с ребенком доверительные отношения, он не всегда первым начнет разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребенку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребенку, и какие симптомы для него нетипичны.

«Ребенок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребенок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».

Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет .

Скажите ребенку: «Я тебя люблю. Мы справимся»

Если подозрения оправдываются, покажите ребенку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.

«Если ваш ребенок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое - «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе - «Ты ни в чем не виноват, - советует психолог Андрей Гончаров. - Успокойте его и обеспечьте ощущение защищенности. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».

Научите ребенка правильно реагировать на травлю

Научите ребенка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» В нятно и четко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребенок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый .

«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребенок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребенка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».

Остановить буллинг может только взрослый

Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию. «Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность . Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».

Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идет о времени, когда ребенок в этом заведении находится.

Depositphotos.com

Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.

«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но все это нужно делать только после разговора с самим ребенком».

Обсуждайте все шаги вместе

Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребенок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.

«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребенком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребенок будет чувствовать, что контролирует ситуацию .

Не бойтесь забрать ребенка из школы

Заберите ребенка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично -на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.

«Самое главное, что нужно ребенку-жертве – это чувство безопасности , – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите ее разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребенка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».

В конфликте всегда оценивайте стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?

В российских школах нет общей политики в отношении травли

В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.

Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней.

В конечном итоге не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга .

Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.

О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке . За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.

Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс - номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.

По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.

Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.

Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.

Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп». Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».

Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.

По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.

Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.

Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».

Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.

Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей. Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.

Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?

Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом - мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения. И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты - вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.

Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и , который жалуется на травлю со стороны одноклассников.

Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.

В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке , и случилось чудо: мальчику и другие российские звёзды.

Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать .


Вновь о мозговых вывертах учителей нашей школы. Одному мальчику не повезло оказаться жертвой травли. Нет, его не одноклассники гнобят, а учитель года. Ужасно, но к этому педагогу чуть было не попал наш сын.
Артём «новенький», он пришёл в нашу школу во второй класс. Спортсмен, чемпион, занимается с нашим сыном борьбой, поэтому с его семьёй мы познакомились близко. Он старший брат в семье, среднему 5 лет, а младший три месяца назад родился. Я этого парня я знаю, общался с ним, наблюдал его в детских коллективах, хороший ребёнок. Добрый, общительный, не злой, не агрессивный. Я же про него уже ! Тренер им тоже весьма доволен.

Учительница сходу с порога: «Борец?! Бандита ростите??? У меня в классе все зайчики!» И понеслось… Цепляется и цепляется. Хулиган, злой, нападает на детей…
Парень из кожи лезет, чтоб хорошо всё было, во всех конкурсах участвует, внеклассные задания выполняет, уроки с мамой делает до часу ночи.

Перлы в лужу:

Один такой мальчик у меня, как ты, довёл свою маму, и она теперь лежит в земле…

Наказывать его надо чаще! Каждые выходные наказывать!

Не можете учиться? Уходите с борьбы!
- Куда? В подъезд?!
- Меня не интересует. Я за школьную программу отвечаю.

Направила его к школьному психологу. А та, не разбираясь, к психиатру, точка. Мама позвонила в психиатрию, записаться на приём. Её там спросили о сути вопроса, она рассказала. Из трубки ответили, что это компетенция школьного психолога:
- Вы понимаете, что как только вы к нам придёте, это будет клеймо на всю жизнь! Ни одну комиссию не пройдёте! Спортсмен? Крест на спорте! Не вздумайте даже показываться. К нам приводят диких, шизофреников, а у вашего ребёнка лишь пара замечаний по поведению… - в общем, адекватный попался собеседник.

Однажды он ехал с нами в машине. Спрашиваем, как дела.
- А! Мне ребята объявили бойкот!.. А мне-то что!
Я слушаю и думаю. Бойкот - это не лексикон второклашки. Откуда-то из взрослого мира взялось это словечко. Какие дети будут бойкотировать чемпиона по борьбе и рубаху-парня? С чьей это подачи?

Учится на 4-5. И только за поведение одни двойки, учительница каждый день поганит дневник. «Вертелся, мешал, хулиганил».
Короче, как я понимаю ситуацию, училка ломает ребёнка об колено, чтоб был как все.

Собрание. При всём классе учительница вылила бочку желчи на несчастного. Не поскупилась. У мамы пропало грудное молоко для младшего. Нервы-нервы-нервы, дома случился обморок.
С папой пошли решать вопрос, прижали учительницу к стенке, какие, мол, претензии, почему дневник пачкаете, зачем третируете.
- Не-е-ет, что вы! Такого не было!!! - педагог включила задний ход - Претензий нет, учится хорошо, только на переменах тут это, того… - запустила «дурочку».
Теперь мама с папой думают о переходе в другую школу, а что делать?

Директор, как и


Top