Виды и формы организации трудовой деятельности детей. Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Мартынович Раиса Валентиновна
Организация трудовой деятельности детей среднего возраста

Организации трудовой деятельности детей среднего возрас та.

Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Условия организации труда дет ей.

1. Создание мотивации трудовой деятельности.

2. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

3. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

4. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

5. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

6. Демонстрация заинтересованности педагога.

7. Подбор оборудования для труда.

8. Поощрения в процессе и по результатам труда.

Виды труда. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

*самообслуживание,

*хозяйственно – бытовой труд,

*труд в природе,

*ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой. (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.).

В средней группе мы совершенствуем умение одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью.

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, провожу работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Это выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Формирую у детей приемы взаимопомощи, учу их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, помощь взрослым в организации режимных моментов. Дежурства в средней группе вводятся постепенно. Дети сервируют стол, готовят все необходимое для занятий. Для этого в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.

В средней группе содержание хозяйственно- бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так, в начале под наблюдением воспитателя, а потом дети самостоятельно поддерживают порядок в группе принимают участие в уборке (протирают полки, подметают пол и т. д.).

Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки, метелки, совки. Расположили все это так, чтобы детям было легко и удобно ими пользоваться.

Дети поддерживают порядок и на участке. Ребята подметают дорожки, сгребают песок в кучу, собирают мусор на участке. Для труда детей на участке имеется специальное оборудование: деревянные грабли для сгребания листьев, тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков, метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Удобно постарались устроить в группе уголок природы. Растения расположены на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь же разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики. Дети заботятся о растениях: поливают, рыхлят почву, протирают крупные плотные листья.

Ребята сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. За посадками дети ухаживают очень старательно.

Оценивая работу воспитанников, подчеркиваю их старательность. Учу детей соблюдать последовательность в работе, доводить дело до конца, убирать использованное оборудование, прихожу на помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Правильно организованный труд привлекает детей, они осознают свои возможности и испытывают радость от результатов.

Дети с большим удовольствием и особым интересом приняли участие в приготовлении салата из выращенных своими руками овощей. Они с гордостью предложили своё угощение сотрудникам детского сада.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов. Для хранения природного материала в группе имеются коробочки. Все оборудование в достаточном количестве, имеет привлекательный вид (яркий цвет, приятную форму).

Дети изготавливают игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

В труде мои малыши даже самые непослушные, неуверенные становились целеустремленными, активными.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Опыт работы воспитателя МКДОУ №200 города Кирова Зубковой Зои Михайловны Тема: «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.

Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Круглый стол для родителей «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности» Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

- поручения (отдельным детям, небольшим группам),

- дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

- коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

В зависимости от возраста детей используется та или иная форма организации детей. Так в младшем возрасте большое предпочтение отдаётся поручениям, в старшем возрасте – труд всё чаще приобретает коллективный характер.

1. Поручения – это задания, просьба, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.

Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть:

· по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие);

· по продолжительности; (кратко­временные, эпизодические, длительные);

· по трудности (простые, сложные).

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.

Учитывая некоторые особенности поручений, их можно сгруппировать:

1 группапоручения, связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа – поручения, которые содержат несколько способов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.

3 группа – поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений , которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручения в младшей группе используются для

Обучения трудовым навыкам, умениям;

Формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

Удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

Подготовки к другим формам труда;

Воспитывают желание трудиться.

Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что-то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. («Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась» и т.д.).

Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения .

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старших группах поручения более сложны по:

Выполнению

По степени ответственности за результат.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

В процессе труда воспитательница разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведения детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насорил, налил – убери за собой». Правила не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне, - говорит воспитательница, - поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение. Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.

2. Дежурство – форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы . В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Дежурство по столовой – вводится во второй младшей группе в конце 2-ого полугодия. Воспитатель помогает привлекать детей в помощь няне, когда она накрывает столы к еде. Сначала воспитатель «дежурит» с 2-3 детьми и каждому даёт одно поручение (начиная с 3х лет, дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол). Затем задание усложняется

Один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы,

Другой раскладывает ложки; и т.д.

Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:

Рисовании карандашами

Красками

При лепке

Конструировании

Аппликации.

Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы до лжно быть организованно так, что бы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты (покормить рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая и т.д.). Желательно, что бы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Задачи, продолжительность и содержание дежурства зависит от возраста детей, воспитательной цели. Основной смысл дежурства – забота о других

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз­можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо­димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при­влечен к работе.

2. Общий, совместный, коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок.

Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех (уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику – всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем).

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно и в конце работы подводится общий итог.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей. В процессе работы дети оказываются в зависимости друг от друга: от темпа, качества работы других. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Цель , как и в общем труде – единая . При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной к школе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели .

Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение , т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Орга­низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор­мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав­ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично­сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений , необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности . И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Современный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, привычку к сотрудничеству.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить пе­ченье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и выре­зает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преиму­щество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объеди­нение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту за­дачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять това­рищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «ря­дом» к коллективному труду.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетво­ряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С по­мощью этого средства решаются прикладные, практические задачи тру­дового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искус­ство.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с по­мощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общест­венную значимость труда.

Все названные художественные средства эффективны в педагогиче­ском процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являют­ся: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой органи­зации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продол­жительности (кратковременные или длительные, постоянные или однора­зовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интере­сах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по сто­ловой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство спо­собствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Про­должительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать дей­ствительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эф­фективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоциональ­но-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудова­ние; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонно­стей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо созда­вать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение резуль­татов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой дея­тельности, является организация материальной среды и трудового обо­рудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудо­ванию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требовани­ям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказы­вает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, воле­вое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Наиболее приемлемыми для дошкольников являются четыре вида труд а: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (или сельскохозяйственный) и ручной труд.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Воспитательное значение самообслуживания в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.

Хозяйственно-бытовой тру д - направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Этот вид труда содействует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательные отношения к сверстникам и др.

Труд в природе (сельскохозяйственный труд) - участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Этот вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирует деятельность разных органов и систем организма ребенка, укрепляет нервную систему; имеет большое значение для интеллектуального и сенсорного развития ребенка. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Ручной труд — изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала).

Этот вид труда открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Он связан с конструированием.

В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в занимательный мир техники, что имеет большое значение для их дальнейшего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к труду, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе этого труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережному отношению к материалам, предметам труду, орудиям.

Формы организации труда детей в разных возрастных группах

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности зависит , прежде всего , от :

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, когда организовывает трудовую деятельность;

Формами организации труда детей в дошкольном учреждении являются поручения, дежурства, коллективный труд.

Трудовые поручения - это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.

Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).

Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Дежурства - это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.

Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.

Коллективный труд - это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками. Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно , необходимо учитывать ряд условий :

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

Способы объединения детей в коллективном труде: 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.

Условия организации труда дошкольников

Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Условиями организации труда дошкольников являются:

Ø систематическое включение каждого ребенка в труд;

Ø посильность трудовой нагрузки;

Ø подбор оборудования для труда;

Ø создание в группе трудовой атмосферы.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой - в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки - лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).

Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу.

Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.


Top