Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Воображаемые друзья детей − как реагировать родителям на такое поведение малыша? Если ребенок разговаривает с воображаемым другом.

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом . Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

Кто они?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия - неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Какие они?

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно , погрешности в воспитании или сложности с становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки) . Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Почему появляются?

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков - реакция на глубокое нервное потрясение

Синдром Карлсона у подростков

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев, довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка - повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
  4. Чаще давайте малышу право выбора , развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей - очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

Некоторые дети склонны создавать себе воображаемых друзей, которых на самом деле не существует. Что это — невинная детская выдумка, развлечение или это свидетельствует о серьезных психологических проблемах у ребенка? Надо ли бить тревогу, или лучше предоставить всему идти своим чередом? Тему комментирует детский психолог Маргарита Барсукова.

— К тому, что у их ребенка есть "невидимый" друг, все родители относятся по-разному, — говорит специалист. — Одни вовсе не обращают на это никакого внимания, другие "подыгрывают", а третьи устраивают панику и начинают таскать чадо по психиатрам…

Между тем, по словам психолога, наличие таких несуществующих "друзей" всегда указывает на определенные проблемы у ребенка.

— Чаще всего дети выдумывают себе друзей, если они чувствуют себя одинокими, — рассказывает Маргарита Барсукова. — У них нет контакта с ровесниками и чаще всего отсутствует контакт и со взрослыми. Но бывают и исключения.

Допустим, у ребенка есть и реальные друзья-сверстники, но отношения с ними его по какой-то причине не удовлетворяют — например, ребенка дразнят, смеются над ним, и он выдумывает друга, который всегда принимает его таким, как он есть, участвует в его играх и забавах… Как правило, воображаемый друг всегда настроен к ребенку благожелательно, в отличие от реальных детей.

Случается и так, что ребенок придумывает себе взрослого друга, который его всегда защищает, опекает — словом, является старшим и мудрым товарищем… Это может указывать на то, что ребенку не хватает именно таких отношений, он чувствует себя незащищенным, не уверен в себе… Порой дети выдумывают таких друзей, чтобы поднять свой статус в глазах ровесников: ведь если с тобой дружит кто-то старше тебя по возрасту, значит, ты чего-то стоишь.

Иногда дети воображают "поклонников" противоположного пола. Так, маленькая героиня рассказа Сэлинджера "Лапа-растяпа" выдумывает мальчика Джимми, который ест с ней за одним столом и спит в одной кровати. Увы, в реальной жизни отношения с противоположным полом не складываются либо складываются не так, как хотелось бы. "Все дружат с мальчиками (девочками), а я нет", — рассуждает такой ребенок. Так почему бы не придумать себе "жениха" или "невесту", существующих лишь в воображении?

Бывает, что воображаемый друг оказывается волшебным существом, вроде феи или гнома, или какого-нибудь героя мультфильма. Этот персонаж исполняет желания ребенка, малыш может даже фантазировать , что тот выполнил за него домашнее задание, убрал комнату или, напротив, напроказил… Таким образом ребенок защищается от реальности, ведь куда проще свалить всю ответственность за собственные поступки на кого-то другого, тем более, обитателя сказочного мира…

Как же вести себя, если у вашего чада появился такой друг? Давайте прислушаемся к рекомендациям психолога Маргариты Барсуковой.

Попытайтесь расспросить об этом друге как можно больше. Например, как фамилия этого дружка, где он живет, чем занимается, можно ли с ним познакомиться…

Кстати, не всегда новый друг оказывается воображаемым. Например, в мистическом сериале "Закрытая школа" маленькая девочка дружит с "гномиком", который на деле является реальным человеком, просто уродцем… А поначалу все принимают рассказы малышки за ее фантазии.

Поэтому ваша задача — вытянуть из ребенка как можно больше информации, которую можно проверить. Ведь общение детей с посторонними людьми не всегда безопасно. Особенно следует насторожиться, если малыш зовет своим другом взрослого человека, которого вы не знаете.

Если ребенок при вас разговаривает с невидимкой, требует, чтобы его тоже покормили, уложили вместе с ним спать и т.д., можно подыграть ему, но до определенных границ. Так, не стоит допускать, чтобы ребенок общался только с другом. Попытайтесь отвлечь его, почитать ему книгу, рассказать сказку, усадить за уроки.

Не следует насмехаться над малышом или запрещать ему общаться с его фантазией. Тогда он еще больше уйдет в свой воображаемый мир.

Помните, что наличие воображаемого друга всегда сигнализирует о каком-то внутреннем неблагополучии. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, способствуйте его контактам с ровесниками — и рано или поздно он позабудет о своих фантазиях.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых. Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения» , когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

  • Одиночество

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.


  • Желание быть первым

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

  • Напряжение

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его. Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка. Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.


  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения
  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

  • Поощряйте воображение

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

  • Узнайте ребенка получше

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

Читаем


Top