Что запрещается делать в церковный праздник. Можно ли работать в воскресные и праздничные дни

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз

Многие люди слышали о том, что вовремя церковных праздников некоторая деятельность находится под запретом.

Однако, точно ответить на вопрос, что нельзя делать в церковные праздники, могут не все.

Можно ли вязать в воскресенье мнения священников

Воскресный день – важный день для людей.

Священники говорят, что он создан не для повседневных дел, а для богоугодных дел: ходить в храм, совершать милосердные дела и т.д.

В случае внештатных ситуаций, к примеру, у ребенка начала распускаться кофточка, то можно ее довязать. Важно помнить, что основную работу следует планировать на другие дни.

Можно ли убираться в воскресенье дома

В седьмой день недели, как уже говорилось выше, лучше не выполнять домашние дела.

Воскресенье создано для посещения служб , чтений молитв, времяпровождения с близкими людьми.

Грехом считается выполнение хозяйственных дел, но некоторые священнослужители твердят, что уборка разрешается в том случае, когда ее невыполнение может привести к греху.

Можно ли шить в воскресенье

Шитье в этот день, как основная деятельность, считается грешным делом. При этом не стоит относиться к этому оккультно. В случае необходимости зашить порванную штору или брюки считается нормальным явлением.

Можно ли мыть голову в церковные праздники

Данный вопрос вызывает споры между священнослужителями. Еще в далекие годы появляться грязным в церкви считалось грешным.

Но как быть людям, моющим волосы ежедневно? Данное дело будет грехом, если вместо посещения храма заниматься водными процедурами, поэтому делать все нужно не нарушая должный распорядок.

Верить в суеверия, что мытье головы влечет смыванию счастья и т.д. является ошибочным.

Можно ли вышивать в церковные праздники

Вышивка – хобби многих девушек, женщин и некоторых мужчин, которые занимаются любимым делом каждый день. Часто можно услышать, что грешно вышивать в церковные праздники.

В случае свободного времени можно взять сесть и вышивать. Под свободным временем понимается время, которое осталось после похода в храм, молитв, исповедания и причастия.

Существуют сведенья, когда царицы в свободное время вышивали и при этом произносили молитвы. Поэтому вышивать можно только при вышеописанных условиях.

Можно ли топить баню в родительскую субботу

Родительская суббота – время поминания ушедших в мир иной. Церковь поминает всех умерших, а прихожане, как правило, своих родных и товарищей.

Называется так потому, что чтится память усопших, ушедших к родителям, предкам. Считается, что молитвы помогают очиститься душам. Кроме молитв и посещения храма люди приходят на кладбище для уборки могил.

Крестьяне в Родительскую субботу в обязательном порядке топили баню и купались всей семьей. После этого оставляли веник и воду для ушедших близких. Исходя из этого топить баню можно.

Можно ли стирать в церковные праздники

Официально не существует запретов в отношении стирки в церковные праздники. Это совершенно не означает, что можно встать утром и весь день заниматься перестирываем белья.

Утром нужно посвятить время Богу, сходя в церковь. Далее желательно провести время с семьей, родными и близкими для себя людьми.

Затем уже обед приблизится и если стирка в этот день очень необходима, то можно ей заняться. При возможности перенести ее на другой день, то лучше так и поступить. Главное уделить время Богу.

Можно ли купать ребенка в воскресенье

Еще в давние времена считалось, что ребенка купать в этот день недели нельзя. В наше время отголоски этого суеверия еще остались.

Часто бабушки, свекрови ругают за это матерей. Они предполагают, что это нанесет вред ребенку (малыш будет беспокойный, болеть, с него смывается счастье и т.д).

На самом деле ни одна церковь такого не подтверждает. В первую очередь необходимо уделить время Господу, осуществить милосердные поступки, не стоит забывать про близких, а потом уже заниматься своими делами.

Можно ли работать в праздник Казанской божьей матери

Строгих запретов по поводу работы в этот день нет. Согласно суевериям, работа в такой большой праздник будет напрасной или, что хуже, навредит.

Представители церкви считают нужным придерживаться божьих заповедей, а именно: шесть дней трудись, а на седьмой удели время Господу и близким.

Можно ли в церковный праздник лечить зубы

Церковные праздники необходимо чтить. Однако, при заболевании нуждающемуся в срочном лечении было бы неразумно мучиться от боли. Поэтому лечить зубы разрешается.

Пренебрежение здоровьем не одобрит ни одна церковь.

Если боли незначительные или процедуру можно провести в иной день, то лучше перенести планы на следующий день. Также следует постараться выкроить время для Господа.

Таким образом, запреты на разные виды работ и занятий по воскресеньям или церковным праздникам – удел суеверий. Суеверия вселяют страх, реальной угрозы не существует. Несмотря на это многие продолжают придерживаться мифов.

Впрочем, это дело каждого. Священнослужители рекомендуют проводить это время для посещения церкви или храма, молитв, совместного времяпровождение с семьей и близкими.

Каждый человек, который не является атеистом, старается не нарушать церковные запреты и действовать строго с правилами, пытаясь таким образом не согрешить и не вызвать на себя гнев Всевышнего. Старые люди твердят, что в церковные праздники любая работа находится под запретом. В эти дни нельзя стирать, гладить, убирать. При этом многие утверждают, что ни в коем случае нельзя стричь ногти и мыть голову. Так ли это на самом деле? Очень часто такие убеждения не соответствуют действительности, а мы, не зная об этом, ограничиваем себя.

О праздничных днях

Обратите внимание на то, что запреты на работу в праздничные дни, в первую очередь заключаются в том, что в такой день человек должен посвятить себя служению Господу. Еще с древних времен было принято начинать день с молитвы и проводить его, посвящая Всевышнему, творить добрые дела. Вся домашняя работа отодвигалась на второй план и ждала следующего дня. При этом не стоит ошибочно полагать, что если вам придется выполнить какую-то необходимую и срочную работу, вы получите за это кару.

На самом деле нет запретов на тот вид деятельности, который нужно выполнить немедленно. Так, к примеру, постирать детские пеленки, если они закончились, помыть больного человека, который сходил под себя. Многие священнослужители утверждают, что уход за детьми, больными и старыми людьми не считается грехом. Как видите, православный праздник имеет смысл не в запрете на выполнения какой-либо работы и в уходе за собой, а в том, что этот день нужно посвятить Богу.

О мытье головы

Многие люди интересуются от том, можно ли мыть голову в праздничные дни, поскольку для большинства женщин это является ежедневной процедурой, без которой обойтись очень сложно, так как волос начинает жирнеть и ложится некрасиво, что создает эффект грязных локонов. Да, конечно, помыть голову можно и перед праздником, но и здесь есть свое «но». Волосы наиболее красиво смотрятся после того, как их помыли и хорошо уложили, используя для данной цели фен или же какие-то другие инструменты. Так можно ли мыть волосы в праздничные дни?

Запрет на различные виды деятельности в зачастую несет под собой больше суеверный страх, чем реальную угрозу. Однако он настолько силен, что многие предпочитают прислушаться к мифам и слухам и отказаться от всего в такие дни. На самом же деле, не советует заниматься физическим трудом исключительно для того, чтобы была возможность провести этот день с семьей, пообщаться и т.д.

Большая часть такого рода рекомендаций была основана на наблюдениях обывателей и ряде совпадений. Так, например, достаточно распространенным запретом является запрет шитья и штопки на Рождество. Но это поверье из серии тех же, нельзя шить . Связано оно с тем, что ребенок якобы обвивается пуповиной. Научной же доказательной базы под собой это утверждение не несет.

Под запретом в церковные праздники находятся и различные переезды. Вообще, считается оптимальным вариантом оставаться дома, т.к. никакие поездки или запланированные выезды удачно не закончатся.

У сторонников запретов такого рода есть один совет – остаться дома и молиться: за здравие, за успехи и т.д.

Одна из примет Пасхи гласит, что женщинам в первый день Великого поста нельзя ходить по дворам, т.к. это несет за собой несчастья и болезни.

А вот на Благовещенье дамам вообще прически. Особенно такие, которые подразумевают плетение кос. Причем зачастую сторонники такого утверждения ссылаются на Святое Писание, в котором есть такие слова: «Марфа, Марфа, не чешись».

Рекомендуется отказаться в этот день от посещения парикмахера. Также не стоит записываться на эпиляцию.

На день святого Ильи запрещается купаться, т.к. по статистике именно в этот происходит максимально большое количество несчастных случаев на воде.


В сентябре в православной Церкви воспоминаются также двух великих двунадесятых .


Так, 21-го сентября Церковь отмечает Божией Матери. Праздник именуется Рождеством Пресвятой Богородицы. Этот день был особо почитаемым для , так как считается, что Русь является одним из уделов Божией Матери.


27-го сентября очередной красный день церковного календаря, ознаменованный постом. В этот день во всех православных храмах проходят богослужения в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. История праздника уходит еще в IV век, когда императрица Елена (мать царя константинопольского Константина) обрела в Иерусалиме тот крест, на котором был распят Христос. 27-го сентября в Константинополе при огромном собрании народа был воздвигнут крест Спасителя для поклонения верующими. В этот день Церковь воспоминает также страдания Христа. Именно поэтому православный предписывает строго поститься 27-го сентября.


Кроме этих основных праздников, в сентябре есть и иные торжества церковные. Например, 14-е сентября - начало церковного года (новолетие), 19-е сентября - память архистратига Михаила (воспоминается его чудо в Хонех), а 30-го сентября Церковь отмечает день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Почему нельзя фотографировать человека спящим: популярные версии

Наши предки считали, что душа спящего человека покидает пределы бренного тела, отправляясь странствовать. Поэтому во время сна тело лишено защиты и подвержено нападкам нечистой силы. Спящего человека не переносили с одного места на другое и даже не переворачивали в пределах одной и той же кровати. Считалось, что в результате перемещения тела вернувшаяся душа может не найти его. Как следствие – смерть. Категорически запрещалось рисовать спящих людей, так как подобные действия забирали силы, провоцировали возникновение болезней или приводили к летальному исходу.


Мистики считают, что фотоснимок хранит огромное количество информации об изображенном на нем человеке. Колдуны могут читать эту информацию и использовать ее для того, чтобы отправить в адрес изображенного на фото человека недобрые заклинания или сглаз. Учитывая, что пребывающий во сне человек находится в обессиленном состоянии, порча или сглаз будут действовать на него гораздо сильнее. Также стоит отметить, что для совершения недобрых магических ритуалов темным магам вовсе не обязательно обладать снимком человека на фотобумаге, для сглаза они могут использовать фото в электронном виде.


Кроме мистических ответов на вопрос «почему нельзя фотографировать спящих?» существуют вполне реальные объяснения. Прежде всего, необходимо отметить, что яркая вспышка или щелчок затвора фотоаппарата могут сильно испугать спящего человека. Поэтому фотограф рискует услышать в свой адрес многоэтажную тираду не совсем ласковых слов. В результате испуга у могут возникнуть нарушения в функционировании центральной нервной системы и развиться фобии.


Ну и наконец, самый понятный ответ на поставленный вопрос, который способен удовлетворить как верящих в мистику людей, так и отрицающих ее существование: спящего человека не следует фотографировать потому, что он на фотографии будет выглядеть абсолютно непривлекательно. Это объясняется тем, что во время сна все мышечные группы организма расслаблены, а положение тела может быть самым непредсказуемым.


Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».


Top