Как уберечь ребенка от зависимости. Сказка на ночь — особый мир взаимоотношений между родителями и детьми

"Я всегда был очень активным, тем более в детские годы, - рассказывает Олег, 33 года, - я помню, мы с пацанами с утра до ночи гоняли мяч, бегали по всему району в поисках сокровищ, рисовали карты, строили халабуды. Да, пришло время, когда я узнал что такое приставка, но я уже не был мальчиком. Я и сейчас могу себе позволить провести вечерок за компьютерными играми, но делаю это крайне редко. В свободное время мне хочется общаться с сыном. А ему - хочется сидеть за компом.

Я смотрю на своего 10-летнего ребенка и понимаю - у него нет детства, ему даже не будет чего вспомнить. Разве можно, с утра до вечера сидя за компом, почувствовать ту безудержную радость, которая охватывает тебя, когда ты забиваешь реальный гол на настоящем футбольном поле? Я смотрю на других детей - они тоже уже не те, им попросту не хочется на улицу выходить. Я пытался заинтересовать сына игрой на гитаре, спортом. Да, он ходит на плаванье, но большего не хочет. Он вообще ничего не хочет, только играть. Что с ним делать - не знаю".

Подобную историю рассказала и мама 12-летнего Кирилла, Алевтина:

Компьютерная зависимость - большая проблема многих родителей и детей. Как с ней бороться? Как предотвратить компьютерную зависимость? Об этом рассказывает Гольцберг Екатерина Александровна, практикующий психолог МС Добробут :

Тут нужно уточнить, что под компьютером мы понимаем не только стационарно стоящий дома ПК, а и ноутбук, планшет, мобильный телефон или игровую приставку, которые, кстати, вызывают зависимость гораздо быстрее в силу их мобильности и возможности везде иметь их с собой. Иногда родители сознательно дают ребенку в школу, например, приставку, сопровождая это словами: на перемене не бегай, а лучше посиди поиграй. И это абсолютно неправильно, ведь на перемене в школе ребенок как раз должен максимально двигаться, чтобы потом иметь возможность воспринимать материал следующего урока. Но, увы, немногие родители знают об этом, хотя об опасности зависимости от компьютера уже осведомлены.

Поэтому важно во взаимоотношениях с компьютером придерживаться некоторых правил. Одно из них называется "39ndash;69ndash;99ndash;29.

Родители и сами должны сделать свой выбор. Желая изменить ребенка, важно попытаться изменить себя. Но никакие материальные трудности не являются оправданием нашему превращению в автоматы по добыванию денег. И в том, что лучшим другом многих детей стал компьютер, есть и родительская вина.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

«У моего ребенка компьютерная зависимость», «У него просто истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?» — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру . Покупка новой «машины» пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть . Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). «Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку , но еще и играть вместе с ребенком?» — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок» . Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение «компьютерного» времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает «Р» и «Ш».

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!» Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Комментарий психолога . Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя «злым» персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект «запретного плода». Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!».

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!».

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться «дружественный интерфейс».

Почему они предпочитают компьютеры?

  1. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу , которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр . Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
  2. Игры до известной степени стимулируют воображение , вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий. Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.
  3. Манипуляции с компьютером производятся легко . Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
  4. Большинство игр построено по принципу сериала : заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
  5. Персонажи игр исключительно привлекательны . С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.
  6. Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов . Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.
  7. Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память . Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье , в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром . Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет. Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Лучше ограничить время с техникой, несмотря на слезы и ссоры!

Как встать из-за компьютера и пойти спать?

Время далеко не детское, а вы всё сидите и смотрите в этот монитор, как будто бы там раскрывают все секреты мироздания… Ежедневно садясь за машину, вы забываете о делах и важных встречах, и как правило, это оборачивается для вас не той стороной, которую вы хотели бы видеть. Как быть и как избежать этого? Читаем и запоминаем. Первым делом, вам необходимо составить небольшой список дел на сегодня, не выполнения которых приведёт к неожиданным последствиям (например: у вас дома нету хлеба.

Сегодня молодая мама – это самостоятельная женщина, которая научилась совмещать материнство, работу и образование, а также находить время на встречи с друзьями и при этом поддерживать себя в хорошей форме. На помощь ей приходят новые технологии, которые призваны облегчить жизнь родителей в их ежедневных обязанностях. Чтобы успеть всё за 24 часа и позволить себе отдохнуть или уделить время любимому хобби, нужно обладать навыками планирования. Анна Лобанова, молодая мама и директор департамента.

Объявляем итоги конкурса рисунков!

Объявляем итоги конкурса рисунков! Мы рады Вам сообщить об итогах конкурса детского рисунка на тему «Я и поликлиника моя», который проходил в Детской поликлинике Литфонда с 8 декабря 2015 по 28 февраля 2016 года. Детки рисовали – взрослые подводили итоги. Было невероятно сложно определить победителей, так как каждый детский рисунок по-своему уникален и прекрасен. Творчество детей – это волшебный мир, в котором нет места соревнованию. Вооружившись положением о конкурсе, компетентное.

Спектакль «Сказочный мир Андерсена»

Музей-театр «Сказкин Дом» приглашает школьников на волшебный интерактивный спектакль «Сказочный мир Андерсена». Снип-снап-снурэ… и вы оказываетесь в мире волшебства, чудесных превращений и отважных героев. Возвращая на место сказочные предметы, ребята повстречаются с крохотной и доброй Дюймовочкой, с навевающим сказочные сны Оле Лукойе, отважным и любящим Оловянным Солдатиком, романтичной Принцессой на горошине и многими другими героями сказок Андерсена. Ребята вместе со сказочником или.

Я смогла вернуть мужа

Я в силу рода своей занятости достаточно много времени провожу в общении с женщинами либо реальном, либо виртуальном. Я слышала бесконечное множество историй о не сложившихся отношениях, разрушенных семьях, о подонках мужьях и о стервах любовницах. при этом я никогда ни одну из ситуаций не примеряла на себя, всегда казалось, что эта кара меня минет. Но увы. Когда мой муж ушел от меня, я испытала целую бурю непередаваемых эмоций. Сначала я долго не могла в это поверить, потом я ужасно.

Очень «вовремя» обидела любовника. Как быть?!

Вчера с супом поругалась из-за коттеджа, потом в смс любовнику глупо пошутила, и он на меня обиделся. 🙁 Извинилась в смс, потом позвонила, взял трубку, сказал, что «шутки у меня дурацкие и так быстро не простит» Я ещё штук 10 смс отправила с извинениями, но без ответа. Ни «спокойной ночи», ни «доброго утра», как обычно, мне не пожелали. А мне сегодня вечером надо доп. оборудование на exist.ru забирать, а завтра утром выкупать авто, который он мне хотел подарить, 50тр аванса уже внёс.

но палку не перегибайте (из своего опыта говорю).

уже извинились- достаточно.

Уже во вторник машинку обещают отдать! Тьфу трижды! :Р

Спасибо всем за моральную поддержку, полезные советы и забавные комментарии! :***

Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером? Как возникает компьютерная зависимость у детей, и как решать проблему? Советы для заботливых родителей.

Реальные родители и виртуальные дети. Компьютер — добро или зло?

Компьютер сегодня – лучший друг для ребенка, если раньше дети зимой играли в хоккей, а летом в футбол, то сегодня все заменили компьютерные игры. Ваш трехлетний малыш с легкостью может зарегистрировать дедушку на «одноклассниках» даже, если сам дедушка инженер и знает, что такое техника не понаслышке. В чем же тут дело? Cамый простой ответ: вся загадка в том, что объем головного мозга у ребенка увеличивается, а значит увеличиваются потребности и возможности ребенка. О том, вреден ли компьютер.

Надо идти в ногу со временем, теперь без этого ни как!

РЕБЁНОК и КОМПЬЮТЕР. Как ловушку превратить в «дверь в будущее»?

Стоит ли переживать, если ребёнок с малых лет сидит за компьютером? Как сделать, чтобы виртуальный мир не заменял реальный? В чём опасность и польза компьютерных игр? На сколько времени в каком возрасте лучше допускать детей за монитор без вреда для их здоровья? Давайте разберёмся вместе с передачей «Детское время» на [ссылка-1] . А в завершение, просим обратить внимание, как «зацикленность» на компьютере можно обернуть на пользу ребёнку: Пусть «умный ящик» станет лишь удобным инструментом.

Речь у ребенка 2,8 лет

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе — никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к.

Как вернуть любовь мужа? (Вопрос — ответ психолога)

Мы прожили с мужем 6 лет в гражданском браке. Сейчас он от меня ушел, потому что узнал о моей связи в период, когда у нас был перерыв в отношениях.

Мини-сад для детей от 3-6 лет

Семейный детский клуб «Дом Волшебников» представляет Мини-сад для детей 3-6 лет Когда наши малыши подрастают и развиваются, с каждым днем мир становится для них все интереснее. Хорошо, если рядом оказывается добрая Фея и ее неутомимые помощники, для которых в мире просто не существует секретов! Вместе с любимыми сказочными персонажами и профессиональными педагогами ваши малыши занимаются всем, чем захотят и обязательно с пользой для своего развития! Чтобы каждое занятие было фантастически.

Я не задумываясь воспользовалась предложенными методиками по возвращению любимого мужчины. Мне нечего было терять, я должна была его вернуть. Когда я только начала выполнять советы и предписания, то мне казалось, что все стоит на месте, нет никакого движения, но это было только начало. Перемены происходили в моей жизни, менялась и я на глазах.. Любимый мужчина в корне поменял свое мнение обо мне, он задумался. Главное было – не испортить все, обрадовавшись, что он захотел вернуться. Как.

Детские раскраски онлайн

Детские раскраски онлайн, конечно не заменят всех тех ощущений, которые испытывает ребёнок, когда раскрашивает настоящие раскраски карандашами, фломастерами или особенно красками. Но в современном мире, наверное уже нет таких семей где нет компьютера, а значит ребёнок всё равно будет постоянно проявлять свой интерес к нему. Поэтому раскраски онлайн, это наверное и есть то с чего нужно начинать при знакомстве ребёнка и компьютера. Это безобидные игры, которые помогут в развитии ребёнку.

Сказка на ночь — особый мир взаимоотношений между родителями и детьми.

Сейчас я очень люблю читать, но когда я полюбила читать — я не помню. Точно не в школе. В школе я была постоянно увлечена чем-то другим. Правда, мне так много, как я своим детям — не читали. Или мне так кажется. Короче я не помню. Я вообще лет до 10 плохо помню детство — только отдельные отрывки. Помню, что в средней школе я убивалась по Шклярскому, Дюма и Верну. Но читать запоем я стала уже после института. Читала все подряд: то что не дочитала в школе — потому что этих знаний реально в.

Защита на окна! Безопасность детей дома — главная задача для любящих родителей!

Читайте в нашем блоге: свежие истории взаимоотношений, интересные рецепты, советы и просто жизненные рассказы.

Приемная дочь рушит нашу жизнь. Хочу вернуть.

Как будто оставляем себе запасной выход, но как можно вернуть ребенка после 2,5 лет дома? Многие из нашего окружения и не знают что она не наша. Ну может кто найдет слова поддержки и утешения. А еще лучше реальные советы.

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр (часть 2-продолжение статьи)

Вместе с вожатыми — студентами 18-25 лет дети познают новое, начинают интересоваться самыми обычными (как, например, футбол, изо, вокал, гитара) или совсем необычными (пои, геокешинг, тестопластика и гончарное дело, китайский язык и фэншуй) видами спорта и творчества. Вожатый как авторитетный взрослый не только своим примером показывает интерес к тому или иному занятию, а также объясняет смысл и полезность каждого предмета, возможность его практического применения в жизни. И самое главное.

Я очень хотела бы отправить его в ваш лагерь. Ему много что интересно, и ролики, и скейт и велосипед с самокатом, развитый и вроде умный, но как все дела сделает, скорее за игры.

Исходя из Вашего опыта, будет ли интресно сыну в лагере без его любимых игрушек? Если честно, даже цель такая — отвлечь хоть ненадолго его от монитора, может втянется в реальную жизнь?

Чем отвлечь ребенка от компьютерных игр (часть 1)

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы.


7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

«Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости»
Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме компьютерной зависимости.
Форма проведения: информационное сообщение.
Участники: родители учащихся 2 класса.
Подготовительная работа: мультимедийная презентация по теме «Как уберечь ребенка от
компьютерной зависимости».
Вступление.
ХОД СОБРАНИЯ
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи – дети и
компьютерная зависимость.
Основная часть.
Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько эта проблема
будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только
растет. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером.
В виртуальном компьютерном мире легко можно стать кем угодно. Для этого не нужно
прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, не нужно скрывать агрессию.
Достаточно только «загрузить» игру. Любая толстушка может стать топ­моделью, а щуплый
паренек – супер­героем. И всего­то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если
компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными. К
сожалению, и проблемы тоже…. С одной стороны виртуальный мир предоставляет огромные
возможности, сегодня он оказался, по сути, главным источником информации.
С другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной
зависимости. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем
мире. Впервые о ней заговорили в начале 80­х годов американские ученые. А в России врачи
занимаются игроманами последние 7­8 лет. И с каждым годом проблема становится острее. Дети
и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают Интернет­кафе и игровые
клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к
сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.
Почему формируется компьютерная зависимость?
Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней
тревоги и неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо
становится агрессивным, либо стремиться «уйти» в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты
и, наконец, в игру…. В компьютерной игре человек может одновременно, и «выплеснуть» свою
агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но
откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся
проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей,
завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.
Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек
ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он

учебе и другим интересам. Компьютер может предоставить детям безграничные возможности
для творчества: редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать
музыку и книги, общаться с иностранцами. Главное здесь, заинтересовать и научить.
 Четвертое: «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Старайтесь развивать в ребенке другие
интересы, кроме компьютерных игр. Секции и студии могут быть любой направленности,
главное, чтобы в жизни ребенка появился какой­либо интерес, будь то театр, космос или
динозавры, да что угодно! Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте
на природу, посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись
приятными воспоминаниями.
Заключительная часть.
Психолог отвечает родителям на возникшие вопросы, проводит рефлексию.

Во-первых, важно понимать, что зависимость вызывает не сам компьютер, а игры, в которые играет ваш ребенок.

Компьютер – это обычная вещь для современных детей. В нем можно смотреть мультфильмы, заниматься творчеством, читать и т.д. Если дети проводят слишком много времени за монитором, возможно, им просто не хватает вашего внимания или у них нет других развлечений. Какой ребенок захочет сидеть в компьютере, когда его зовут в парк аттракционов или поиграть в мяч?

Во-вторых, не все видеоигры вызывают зависимость. Существует большое количество развивающих и увлекательных компьютерных игр, которые нравятся детям, но при этом оставляют их достаточно равнодушными к компьютеру, чтобы не выпрашивать у родителей по десять раз в день «пройти только один уровень».

Какие игры не вызывают сильную зависимость у детей

В первую очередь – это игры, имеющие сюжетную линию и ее логическое завершение. Когда игра заканчивается, интерес к ней пропадает.

Самые занимательные игры – это арены, песочницы и симуляторы. В такие игры не стоит играть детям. Например, «Dota 2», «Minecraft» и «The Sims» приковали к экрану миллионы людей по всему миру. От таких игрушек и взрослых, порой, тяжело оттянуть, что уже говорить о неокрепшей еще психике ребенка. Вряд ли в этой ситуации вы сможете обойтись без истерик.

Не стоит разрешать играть детям в компьютерные игры с открытым миром (свободным перемещением по карте) и большой свободой действий. Они длительны по времени и, в основном, рассчитаны на повторное прохождение. Такая игра также может вызвать зависимость у ребенка.

Самым оптимальным вариантом для детей в возрасте от 7 до 15 лет – это квестовые игры для всех возрастов. В такие игры можно играть всей семьей и продолжительность у них небольшая.

Что делать, если у ребенка компьютерная зависимость

В первую очередь нужно дать понять ребенку, что в мире, кроме развлечений существует еще и работа. И работа детей – это хорошо учиться и выполнять домашние задания.

Проводите с ним больше времени. Займитесь тем, что ему, кроме игр, нравится больше всего.

В случае необходимости введите поощрительную систему. За сделанные уроки – столько-то минут игры в компьютер. За отличные оценки в четверти – новая игра на компьютер. Главное, чтобы ребенок строго соблюдал временные ограничения, установленные вами, а иначе все старания будут впустую.

Если ничего не поможет, следует обратиться к специалисту.

Помните, длительное времяпрепровождение за компьютерными играми людей с несформированной психикой приводит к очень серьезным расстройствам, особенно в дошкольном возрасте.

Об опасности зависимости от компьютерных игр у подростков сегодня говориться все чаще, приводится неутешительная статистика. Как быть родителям, если подростка невозможно оторвать от компьютера?

Признаки зависимости от компьютерных игр

Сегодня практически все подростки играют в компьютерные игры, и это в большинстве случаев – вполне безобидное увлечение. Нельзя лишать ребенка этого удовольствия в качестве профилактической меры. Но, тем не менее, зависимость от компьютерных игр, к сожалению – не миф. Вас должно насторожить, если ребенок регулярно проводит за игрой более 5-6часов подряд, становиться раздражительным, агрессивным и буквально не находит себе места, или впадает в истерику, если нет возможности продолжить игру. Особенно тревожный симптом – если подросток прогуливает школу ради компьютерных игр. Также принять меры нужно, если долгое времяпрепровождение за компьютером начинает негативно сказываться на здоровье ребенка – падает зрение, появляется повышенная утомляемость, мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Что важно знать родителям о причинах зависимости от компьютерных игр

Столкнувшись с подобными симптомами, в первую очередь не паникуйте, также не спешите обвинять и наказывать подростка.

Зависимость от компьютерных игр – это такая же болезнь, как зависимость от алкоголя, наркотиков. Одними запретами уже ничего не исправишь, а лучшее средство борьбы – это профилактика. То есть если еще с раннего детства сформирован широкий круг интересов, есть разнообразные увлечения и хобби, ребенок активно занимается спортом – все это позволить снизить риск возникновения зависимости. Ведь любая зависимость – это форма бегства от мира. А если подростку интересно, он уверенно чувствует себя в этом мире, окружен понимающими близкими людьми, то и потребности убегать в вымышленный мир у него нет. Бегство в вымышленный мир – это сигнал о психологическом неблагополучии.

Вам важно выявить и устранить причину – от чего ребенок убегает и что ищет в вымышленном мире. Пытается выплеснуть излишки агрессии, или хочет справиться с затаенной обидой, а возможно, компенсирует свои неудачи в реальной жизни, ловко расправляясь с нарисованными монстрами?

Можно, конечно, выбросить компьютер, но ведь истинная причина психологических проблем никуда не денется, и скорее всего, зависимость примет другую форму – более опасную: алкоголь, наркотики.

Доверьтесь помощи специалиста

Зависимость – это серьезная психологическая проблема, и родителям часто бывает сложно справиться с ней в одиночку. Они не всегда обладают необходимым опытом и психологическими знаниями. Поэтому лучше обратиться к помощи квалифицированного специалиста, который сможет выявить первопричину сложностей подростка, и вместе с ним и вами поможет найти эффективный способ преодоления зависимости.

Видео по теме

Совет 3: Компьютерная зависимость у подростка, как быть?

Компьютерная зависимость у подростков, одна из самых распространенных проблем. Как родителям бороться с этим недугом?

Инструкция

Обнаружив, что ваш ребенок попал под влияние компьютерной зависимости, не игнорируйте проблему. Осознайте всю серьезность дела, наберитесь терпения, ведь борьба с этим недугом требует времени и сил.

Прямые запреты, строгие насильственные методы, угрозы и ультиматум не помогут. Поэтому не стоит в сердцах выдирать шнур из розетки и грозиться выкинуть компьютер в окно. Подросток будет реагировать также агрессивно, открыто протестовать, что приведет к постоянным конфликтам в семье.

Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .

Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .

Компьютерная зависимость у детей от онлайн игр

Отчего формируется компьютерная зависимость у детей , перерастающая в еще более опасную зависимость — от онлайн игр? …Совершенно верно — от большого числа повторений и длительного «зависания» ребенка в компьютере и в сети.

А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.

А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…

Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.

Как формируется компьютерная, игровая зависимость у детей

Компьютерная, игровая зависимость еще мало изучена, но она имеет все сходства с другими видами зависимостей человека — в данном случае, психологической зависимости.

Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.

А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.

Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях

В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.

Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.

В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.

Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.

Что делать и как уберечь ребенка от компьютерной и игровой зависимости

Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:

  • Во-первых, самим подолгу не зависать в Интернете…, а если сами зависимы от игр — это Ваш выбор, но чтобы ребенок этого не видел;
  • Во-вторых, обеспечить контроль за деятельностью ребенка, особенно за количеством проведенного времени у компьютера (планшета, смартфона, игровой приставки) за играми, или другими развлечениями, включая соцсети (не более 1-го часа подряд, и не более 3-х часов в день)
  • В третьих, нужно как можно больше уделять времени на общение и взаимодействие с ребенком, особенно родителю того же пола (совместное времяпрепровождение: нормальные игры — уличные, спортивные, настольные; совместные просмотры фильмов, телепередач, чтение книг и др. печатных изданий с последующим обсуждением сюжета; проявлять неподдельный интерес и внимание к проблемам, потребностям и желаниям ребенка (и не с родительским менторством и критикой, а с уважением к растущей личности)…
  • В четвертых, осторожно, ненавязчиво выяснить скрытые интересы ребенка, его переживания, узнать по возможности мечты. Для этого нужно посмотреть в какие игры он играет дома, в какие игры играет у друзей, узнать какие книги читает, какие фильмы смотрит, какую музыку слушает — чем вообще интересуется… Очень много дают информации детские и подростковые странички в социальных сетях. НО, ни в коем случае не врываться в личное пространство ребенка, не давить на него, и тем более, не взламывать его соцсети и телефон. Все делать мягко и ненавязчиво, а главное, искренне…с любовью…
  • И в пятых, определить психофизиологические особенности ребенка: его темперамент , характер, эмоциональность…; посмотреть, не слишком ли замкнут, закрыт, необщителен — постараться ненавязчиво выяснить причину; узнать об его взаимоотношениях в группе (в классе, во дворе…) — какова его групповая роль; обратить внимание на отношение Вашего ребенка с младшими детьми, с домашними животными, с природой; если ребенок занимается творчеством: рисует , лепит, конструирует, сочиняет — то неподдельно заинтересованно обсудить его творения…
    И главное, никакой лжи, двойных стандартов и противоречивости в воспитании …

Что делать, если ребенок уже стал зависимым от компьютера, интернета и игр

Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера, интернета и игр, т.е. часами сидит у монитора или за смартфоном, мало гуляет и общается со сверстниками в реальности, у него мало друзей, стал скрытен и нелюдим, не секретничает с Вами, ухудшилась успеваемость в школе, злиться если его отрывают от компьютера, не слышит Вас когда находится в игре (не может оторваться)…и другое подозрительное поведение и реакции…

То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Какие дети преимущественно попадают под компьютерную зависимость?
  • На самом ли деле компьютерная/интернет зависимость безобидна?
  • Виды зависимости.
  • Какие занятия или программы на компьютере/по телевизору полезны для ребенка, а какие вредны?
  • Ролевые компьютерные игры и их особенности.
  • Сетевые онлайн игры.
  • Рейтинг компьютерных игр (возрастная классификация, т.е. для какого возраста подходят игры).

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей , родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода , где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

Недостаток многих родителей — неумение четко и ясно устанавливать запреты и правила, ограничения, объяснять их ребенку и следить за их выполнением.

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.


  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье . Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки. По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание.

Если ребенку не хватает любви и внимания родителей, риск появления компьютерной зависимости возрастает. Ребенок получает от этого некоторую замену родительской любви, удовольствие, суррогат.

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Признаки компьютерной зависимости


  • Снижение интереса к другим занятиям в школе, к домашним заданиям, к любым играм и занятиям, которые раньше были интересны и увлекательны для него. Ребенок может говорить, что ему скучно и неинтересно,
  • Он сердится, когда родители пытаются наложить какие-то запреты, когда ему не разрешают играть или смотреть телевизор.
  • Ему трудно остановиться. Он говорит «еще 5 минут», которые длятся часами.
  • Когда вы забрали у ребенка планшет или ноутбук, он ходит по квартире мается, жалуется, что ему скучно и неинтересно. Может просто лечь спать, раз нечем заняться.
  • При общении ребенок часто говорит об игре, обсуждает ее, пытается искать информацию о ней, читать о ней. Учителя могут замечать, будто ребенок отсутствует на уроках, о чем-то мечтает, а в этот момент у него сильно нарушается концентрация на любых других занятиях. Например, он сидит на уроках и думает, как он будет следующую миссию выполнять в игре, как ему в этот раз нужно пройти этот этап, чтобы понести наименьший урон.
  • Если ребенок занимался спортом, у него было хобби, коллекционирование – все это начинает отходить на второй план. Родители будто теряют ребенка, у него происходит потеря интереса ко всему.
  • У ребенка нарушается восприятие времени. Он не чувствует время, может просидеть за компьютером всю ночь до утра.

Сетевые компьютерные игры


Сетевые игры – это когда вы постоянно должны быть в интернете или вы играете по сети с участием других игроков. В этом случае ребенок испытывает огромное чувство ответственности перед другими онлайн игроками , часто это какой-то клан или отряд. И игроки все вместе выполняют какие-то миссии.

Сетевые игры вызывают самую сильную зависимость.

Хотя в эти игры и можно играть в одиночку, но чтобы достичь лучших результатов и развить своего героя или открыть дополнительные миссии, нужно играть с другими игроками. И здесь ребенок просто «подсаживается» на такие игры. Этот вид игр вызывает самую сильную компьютерную зависимость.

Часто все игроки должны собраться одновременно, онлайн и участвовать в каком-то квесте. И не важно, что эти игроки могут быть из других часовых поясов, и часто отличия огромны (у кого-то может быть ночь, у кого-то — день).

Дети иногда просыпаются ночью, ставят будильник и тайком от родителей выходят в интернет и играют. Почему? Потому что если ребенок не пришел в назначенный час в эту миссию со своим кланом, он подводит всю команду. И они не могут выполнить какие-то определенные задачи, т.е. они не смогут выступить так же хорошо, как смогли бы в полном составе. И у ребенка возникает огромное чувство ответственности перед другими игроками и чувство вины, если он не вышел вовремя. Отсюда возникают скандалы, крики, вопли, дети просто рвутся к компьютеру и стараются торговаться, уговаривают родителей «только хотя бы немного, хотя бы 20 минут». Для родителей в этот момент ребенок выглядит как наркоман.

Итог : сетевые компьютерные игры самые вредоносные. И, как правило, дети впадают в зависимость, и с такими играми приходится жестко обходиться, чтобы ребенку помочь – принимать кардинальные меры. Вне игры ребенок испытывает дискомфорт и постоянно уговаривает родителей, чтобы они разрешили еще поиграть.

Физические признаки компьютерной зависимости


  • Ребенок сонный, плохо просыпается утром. Хронический недосып, он просыпается ночью, чтобы поиграть, использует планшет под одеялом. Т.е. тайком играет, пока родители думают, что ребенок спит.
  • Снижается внимание к личной гигиене (у детей более старшего возраста) – забывает помыться или почистить зубы, не меняет белье, не принимает душ, не расчесывается, ходит неопрятным, в крайних случаях может терпеть и не идти в туалет, потому что в этот момент нет возможности нажать на паузу или он играет по сети с другими игроками –может быть расстройство желудка и запоры.
  • Плохое и нерегулярное питание. Ребенок пропускает приемы пищи или он быстро-быстро идет покушать, чтобы чем-то забить желудок, и идет скорей за компьютер.
  • Головные боли, портится осанка, ребенок сутулится, горбится, зажимы в шейном отделе, в плечевом отделе.
  • Защемление позвонков, боли в спине,
  • Ухудшается зрение из-за постоянного напряженного смотрения в экран, сухость в глазах.
  • Потеря веса, т.к. мало кушает или пропускает приемы пищи.
  • Снижение общего уровня физического здоровья, когда у ребенка вообще нет никакой физической активности.
  • Перспектива «общения с экраном» может радовать ребенка, сейчас он поиграет! Он возбужден, настроение приподнято. Т.е. сама мысль о том, что скоро он сможет засесть за игру, приводит в восторг.

Как и в случае с любой зависимостью, исцеление может казаться трудным, долгим, безрезультатным. Но нужно набраться терпения и решимости, нельзя сдаваться, глядя, как ваш ребенок просто катится в пропасть. И для некоторых детей нужны самые решительные меры: очень жесткий контроль , правила и ограничения вплоть до полного стирания всех игр из компьютера/планшета/телефона.

Пока еще ребенок находится под вашим контролем, вы можете использовать свою власть. В отличие от взрослого человека, которым невозможно управлять или что-либо запрещать. Помните, что ваше право воспитывать ребенка иссякает с каждым годом. Поэтому не нужно ждать чего-то – нужно действовать сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Найдя правильный подход к ребенку, вы сможете восстановить дружеские, доверительные отношения с ним, вернутся хорошие оценки в школе и успеваемость, появятся новые цели, интерес к другим занятиям, хобби, прошлые увлечение могут стать снова интересными. НО! Это при условии, что родители помогут ребенку справиться с зависимостью. Не будут просто ругать и запрещать, а будут действовать .

Полезные занятия на компьютере


Всего можно выделить 3 основных направления пользования компьютером:

  • Познавательное – узнавать что-то новое в интернете, по телевизору это программы о животных, научные сериалы, о путешествиях, исследованиях, исторических событиях.
  • Игровое.
  • Коммуникативное — соц. сети, icq, скайп.

Нужно стараться учить ребенка использовать компьютер не в развлекательных целях, а в познавательных . Поэтому, если выбирать игры, предпочтение лучше отдавать познавательным, обучающим играм, если ваш ребенок все же играет. А по телевизору смотреть только познавательные передачи.

Ролевые компьютерные игры


Ролевые компьютерные игры – это когда ребенок должен войти в роль компьютерного персонажа, погрузиться в атмосферу игры, играть, как будто он является этим персонажем на самом деле. Т.е. будучи определенным героем, он выполняет определенные миссии и задания в игре.

Ролевая игра построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего человека мотивации, основанной на азарте (например, накопить побольше очков или перейти на следующий уровень развития), для ролевой игры самое важное – это максимальное вживание в роль компьютерного персонажа и выполнение миссий. Часто открываются все новые и новые миры, и ребенка просто затягивает в этот придуманный мир фэнтези.

Есть 3 типа ролевых игр:

  • С видом от первого лица , от лица своего персонажа. Максимальное погружение ребенка в виртуальное пространство. Все через несколько минут игры ребенок полностью теряет связь с реальным миром, он погружается в эту роль и в критические секунды жизни своего героя он может подскакивать, вскрикивать, бледнеть, краснеть, ерзать на стуле, уворачиваться от ударов.
  • Вид от третьего лица , когда ребенок видит своего компьютерного героя извне. Ребенок тоже играет за этого персонажа, но он его видит со стороны: есть силуэт и он ходит, ребенок видит его полностью. Включенность в такую игру немного меньше по сравнению с игрой от первого лица. Но неудача и гибель персонажа сказывается на эмоциональном состоянии ребенка: у него портится настроение, может сильно переживать.
  • Игра от лица руководителя , когда играющий руководит своими подчиненными и другими компьютерными персонажами. Ребенок может играть роль командира отряда спецназа, командующего армией, главой государства. При этом играющий не видит на экране своего отдельного персонажа, но он видит своих подчиненных, придумывает себе роль и т.д.

От любого типа ролевых игр, когда ребенку предлагается взять на себя роль, ему очень сложно оторваться и выйти из игры. Ему начинает казаться, что настоящий мир, полный событий и приключений, находится внутри компьютерной игры, там он может себя полностью реализовать, «замочить», кого хочет, побить, может быть победителем.

Ребенок начинает реализовывать все свои цели в игре, а не в реальной жизни, в общении с людьми, со сверстниками.

Реальная жизнь конкурирует с компьютерной и может показаться ребенку скучной и бесцветной. Ребенку может даже сниться, что он живет в этой виртуальной игре.

Рейтинг и классификация компьютерных игр


На любой компьютерной игре установлена определенная классификация, возрастной рейтинг. Устанавливает ее компания ESRB в США, она же разрабатывает критерии, по которым игре присваивается тот или иной рейтинг. И этот рейтинг можно увидеть на коробке с игрой.

  • EC – для детей от 3-х лет.
  • E – для детей от 6 лет
  • E10 – для детей от 10 лет.
  • T – для подростков от 13 лет.
  • M – от 17 лет. В игре есть сцены насилия, кровь, сексуальное содержание, неприличные слова и выражения.
  • АО – от 18 лет. В игре длинные и жестокие сцены насилия, сексуальные сцены, обнаженные герои и т.д.

К сожалению, дети сегодня играют во все, что только можно. И если есть бесконтрольный доступ к интернету, дети играют и в игры «18+», и для взрослых.

Родители, помните, что вы боритесь не со своим ребенком, а с его пристрастием. Ребенок – этот тот, кого вы любите, за кого вы переживаете, болеете всей душой, кому вы не позволите на ваших глазах становиться зависимым.

Но компьютерная зависимость просто так не уйдет. Она узнает в вас своего врага, будет чрезвычайно устойчивой и находчивой, будет стараться перейти в наступательные действия и будет обороняться от вас, чтобы победить.

Например, зависимость может убеждать вас в том, что это нормально, все дети сидят за компьютером, сейчас дети с пеленок играют в планшеты, все так делают. Или же родители будут обманываться: по крайней мере, ребенок дома, не на улице неизвестно где, неизвестно с кем; ну и что, что он играет часами, зато он не ходит с плохими компаниями, не покупает пиво и сигареты.

Зависимость может шантажировать вас, использовать ваши эмоции против вас: «ты меня не любишь, не понимаешь, я буду как лох»; «почему всем можно, а мне нельзя?» «Тебе на меня наплевать! Ты меня не понимаешь! Я тебя никогда не прощу!»

Родители, просто говорите про себя – это говорит не мой ребенок, это говорит в нем игровая зависимость, которая поглотила его, я помогаю моему ребенку, ему нужна помощь, и сейчас со мной спорит его зависимость, а не он.

Установите правила и ограничения


Родителям нужно установить определенные ограничения и запреты. Для кого-то удобнее перенести игры на выходные и делать это в ограниченное время. Лучше заручиться поддержкой родственников, кто принимает участие в воспитании ребенка (бабушки и дедушки).

Прежде чем разговаривать с ребенком, вы должны нарисовать план действий для себя, понять, в чем вы хотите ограничивать ребенка (сколько времени он будет играть, в какие дни, при каких условиях).

Какое количество времени ребенку безопасно проводить перед компьютером/телевизором?

  • 6-8 лет – не более 30 минут в день.
  • 9-12 лет – не более 1 часа.
  • 13-17 лет – не более 1,5 часов.

Правило выходного дня . Создайте такие условия, чтобы ребенок думал, что игра на компьютере – это привилегия, а не право . И эта привилегия будет доступна только в выходные, например. Сначала это будет непросто, но потом ребенок привыкнет, потому что на неделе играть нельзя.

Как следствие, количество напряженных моментов, когда вы каждый день напоминаете ребенку, что пора заканчивать с игрой, уменьшится. Если ребенок нарушает правило выходного дня, вы его предупреждаете, что на следующие выходные будет наложен запрет игры на компьютере.

Чем и как заполнить свободное время ребенка?

Заменив то время, которое ваш ребенок проводит за экраном компьютера, будьте готовы, что это совсем не то, что нужно ребенку. Здесь важно, чтобы альтернатива компьютеру была интересна ребенку, он этим захотел заниматься, от чего он получает удовольствие.


Для маленьких детей :

  • Настольные игры «Эрудит», «Монополия», «Морской бой».
  • Игры на логику, память и внимание, головоломки. Можно вместе пойти в магазин с ребенком и выбрать игру.
  • Поездки в театр, на выставки и в кино, посетить интересные места, которые ему будут интересны.
  • В книжном магазине пусть ребенок сам выберет себе книгу. Если он маленький, подберите ту книгу, которую вы ему будете читать. Если постарше – пусть сам выберет.
  • Если покупать книги нет возможности, пойдите с ребенком в библиотеку. Выберите с ним какие-то книги, не забудьте объяснить при этом, что «мы почитаем и вернем книги обратно».
  • Предложите ребенку пригласить кого-то в гости. Организуйте досуг так, чтобы к ребенку чаще приходили ребята: одноклассники, ребята с одного двора. При этом должно быть правило: не играть в компьютер, не смотреть мультики.
  • Игры в карты – это намного лучше, чем сидеть за компьютером.
  • Интересные кружки или секции: спортивные, актерское мастерство, цветоводство, плавание, шахматы, техника, акробатика. Поговорите с ребенком, чем он хочет заниматься, и вместе выберите секцию. Сходите с ним на пробное занятие и посмотрите, как он себя поведет.

Для более старших детей :

  • Пейнтбол в развлекательных центрах, если не хотите выезжать за город. Для ребенка это реальное взаимодействие с другими детьми, физическая активность.
  • Увлечение фотографией. Отдайте ребенку свой старый фотоаппарат и научите им пользоваться. Либо купите ему недорогую простую мыльницу. Если ему понравится, запишите его на курсы фотографии.
  • Курс актерского мастерства: развивает речь, умение себя держать, не бояться толпы, хорошо говорить перед людьми.
  • Спортивные секции: футбол, баскетбол, скалолазание.
  • Выставки автомобилей, мотоциклов, другой техники – для мальчиков.
  • Новые развлечения – интерактивные квесты. Встречаются в крупных городах.
  • Тематические выставки, необычные музеи, зеркальный лабиринт; комната, в которой все перевернуто.
  • Игра на музыкальных инструментах: гитара, пианино.
  • Единоборства, боевые искусства.
  • Если ребенку очень интересен компьютер, то курсы веб-дизайна, подмастерье в ремонт компьютеров.

Важно при этом не просто отправить ребенка «Иди, найди себе занятие», но родители должны помочь ему увидеть, сколько всего интересного вокруг есть, и дать возможность выбрать.

Постарайтесь, чтобы во многие занятия и игры была вовлечена вся семья, чтобы сплотиться. Например, можно всем вместе посмотреть семейный фильм.

Просто возьмите афишу и посмотрите, какие интересные мероприятия проходят в вашем городе. Приучайте детей ходить в театры. Подростков можно брать с собой на взрослые спектакли.

Уберите компьютер от ребенка


Переставьте компьютер ребенка в другое место в квартире, которое находится на виду у взрослых, чтобы наблюдать. При этом ребенок начинает меньше времени проводить перед экраном монитора. То же самое касается и электронных гаджетов (смартфон, планшет) – главное, чтобы ребенок не оставался с ними наедине в своей комнате.

Если в доме два компьютера, один должен быть для развлечений, второй – строго для учебы (не должно быть игр, видео, мультиков и другого развлекательного контента, блокировка соц. сетей). В этом случае родителям не стоит волноваться, что ребенок не уроки делает или сидит в контакте + ваш ребенок не будет отвлекаться, пока делает домашнее задание.

Любые развлечения, игры на компьютере и телевизор наступают только после того, как ребенок сделал домашнюю работу. При этом у ребенка должно быть свободное время после школы, когда он может отдохнуть, расслабиться.

Семейные обязанности и компьютер

Очень хорошо, когда игра за компьютером связана с домашними делами . Многие родители полагают, что пока ребенок маленький, он выступает в роли ребенка и ничего по дому делать не должен. Но домашние дела помогают ему чувствовать свою включенность в семью, чувствовать свой вклад в семейную жизнь. И домашние дела (вынести мусор, помыть посуду за собой, разложить обувь в коридоре, сделать уборку, пропылесосить) помогут структурировать досуг ребенка после школы. А его награда – игра за компьютером / посмотреть телевизор.

Подумайте, какие домашние дела может сделать ваш ребенок после школы. И пока он не сделает их, не сможет поиграть или посмотреть телевизор.

Не говорите ребенку о домашних обязанностях , лучше пускай он вносит свой вклад в семейный быт. И постоянное внесение своего вклада в семью (та же уборка) гарантирует ему возможность посидеть в интернете или поиграть на планшете.

Время за компьютером и оценки


Как связать время игры за компьютером и оценки в школе? Зная, как ребенок учится и на что он способен, поговорите с ним: если ты будешь нормально учиться, можешь немного времени проводить за компьютером.

Если у ребенка плохое поведение в школе, постоянные выговоры, договоритесь с ним: если у тебя на неделе будет хоть одно замечание – ты не играешь за компьютером.

Т.е. оценки – это дополнительная опция, чтобы внести корректировки в сидение за компьютером/планшетом/перед телевизором.

Родители, будьте здесь разумны и адекватны. Устанавливайте правила с учетом реальных способностей вашего ребенка . Если установить слишком высокую планку для ребенка, чего он достичь не сможет – ребенок просто затаит сильную обиду на вас.

Нельзя поощрять за хорошие оценки компьютером. Ребенок получает хорошие отметки не за какие-то деньги, компьютерные игры – это неправильная мотивация. Он получает пятерки просто потому, что ему должно быть приятно ощущать себя компетентным, радоваться, что у него получилось, ощущать внутреннюю гордость, что он делает успехи.

Но когда мы начинаем привязывать различные «бонусы» за хорошие оценки, мы делаем неправильный акцент. Компьютер – это привилегия, и ребенок может лишиться ее, если не выполняет какие-то условия договора или не справляется с учебой.

Почаще приглашайте домой друзей и детей. Ведь ребенок обращается к компьютеру, когда ему скучно и нечего делать. Организуйте при этом интересный досуг. Иногда можно позволить поиграть в компьютер вместе с друзьями, но ограниченное количество времени, также заранее скажите об этом ребенку: друзья пришли в гости не для того, чтобы уткнуться в монитор, а чтобы пообщаться.

Правила обращения с планшетом, смартфоном

  • Планшет нельзя брать в школу. Лучше дать простой телефон только для звонков.
  • Не подключайте интернет к телефону, чтобы не скачивал все подряд.
  • Планшет или смартфон не могут храниться ночью в комнате ребенка, и вы должны за этим следить.
  • Нельзя брать с собой на улицу, если ты идешь гулять. Только обычный телефон, чтобы позвонить родителям.
  • Нельзя пользоваться во время приема пищи: ни телевизор, ни телефон. Иначе все внимание ребенка направлено на телевизор, еда плохо пережевывается, плохо переваривается, ребенок теряет интерес к еде – он просто заглатывает пищу, не понимая, что он ест.
  • Не играть в школе в игры.

Перерыв на «реальность»


Нельзя, чтобы ребенок часами сидел за компьютером или планшетом. Желательно каждые полчаса-час делать короткие перерывы. Ваша задача – не дать ребенку полностью уйти в этот компьютерный транс, когда он совершенно не чувствует времени и теряет связь с реальностью.

Такой перерыв, например, поможет понять ребенку, что прошло 30 минут и осталось играть всего только полчаса. Перерыв служит напоминанием, что его время за компьютером наполовину закончилось.

План действий для родителей

Приведем некоторые примеры правил для ребенка, которые вы составляете для себя и обсуждаете со всеми членами семьи.

  • Массовые онлайн-игры запрещены. Они сильно затягивают.
  • Ролевые игры, в которых нужно стрелять по людям – запрещены.
  • Текущие и новые игры должны соответствовать возрасту, как это определено рейтингом игр. Лучше всего, чтобы ребенок сам скачивать игры не мог.
  • Я не буду обещать то, что не смогу выполнить.
  • Я буду помогать ребенку следовать правилам, предупреждая его за 5 и за 1 минуту. По мультфильмам лучше ориентироваться не по времени, а по количеству мультиков, чтобы не прерывать просмотр на середине. И когда мультик подходит к концу, ребенку важно сказать, что сейчас закончится третий, и больше мультфильмов ты смотреть не будешь, потому что мы так договаривались.
  • Буду говорить спокойным и уважительным тоном. Иначе ребенок начнет перечить, пререкаться, ругаться, вопить.
  • Количество часов занятий за компьютером будет уменьшаться с каждой неделей (для тех детей, которые сейчас играют много часов). После 4-5 недель занятия за компьютером будут ограничены до 1 часа в день. Тогда ребенку легче приспособиться к новому режиму, чтобы не было эмоционального шока и чувства глобальной несправедливости.
  • Использование компьютера разрешается только после завершения домашнего задания и выполнения домашних дел. Определите каких.
  • У ребенка должна быть хорошая успеваемость. Больше 3 троек в неделю приведут к временному лишению компьютера на этой неделе.
  • Компьютер не будет разрешен в воскресенье вечером.
  • Компьютер будет разрешен в следующие дни: напишите сами, какие это дни.
  • Компьютер будет разрешен в этих местах в квартире: на кухне, в гостиной и т.д.
  • Правило «Два за один» будет применяться ко времени, которое ребенок использует за компьютером сверх нормы. За каждые 5 минут лишнего времени ребенок лишается 10 минут на следующий день. Это правило используют, когда не могут установить на компьютер «программу родительского контроля».
  • Я буду использовать программы, которые помогут мне контролировать доступ ребенка к компьютеру и содержание игр. Это программы родительского контроля.
  • У ребенка может быть компьютер «для домашнего задания» и «игровой компьютер».
  • Все приспособления для игр будут удалены из спальни и комнаты ребенка.
  • Если ребенок будет следовать правилам в течение 1 месяца, его ждет вознаграждение. Напишите, какое.
  • Если эти правила не будут соблюдаться, будет рассматриваться полный запрет на игры. Возможно, ребенок перед лицом «опасности» выберет соблюдение правил, чем перспективу вообще остаться без компьютера.

Контракт с ребенком за использование компьютера


Прежде, чем составлять этот контракт с ребенком, проговорите со всеми взрослыми членами семьи, что они обязуются его соблюдать.

Этот контракт поможет вам сформулировать правила и запреты для ребенка, расставить приоритеты, проговорить все правила и донести их до ребенка, чтобы он услышал и понял.

Когда ребенок видит правила, написанные на бумаге, это действует на него намного сильнее, чем если вы просто скажете об этом.

Вы должны быть уверены, что ребенок правильно понял все правила, чтобы потом он не сказал «Ты мне этого не говорила…»

1) Компьютер разрешается использовать (в какие дни)_____________ ____________________.

2) За компьютером можно находиться (сколько времени) в день.

3) Компьютером можно пользоваться после того как:

а) сделана домашняя работа,

б) домашние дела,

в) убрана комната.

3) Игры, в которые играть нельзя__________________________ .

4) Компьютер нельзя брать на улицу, в школу и в гости.

5) Если приходят в гости друзья, с ними можно играть столько времени, сколько тебе обычно разрешено играть в день.

Если ты нарушаешь эти правила, то:

1) Правило «Два за один» – за каждые 5 минут положенного времени за компьютером ты лишаешься 10 минут компьютера в следующий день.

2) За игру в неположенное время, в неположенном месте, если не выполнены определенные условия – ты теряешь возможность использовать компьютер на следующий день (или несколько дней).

3) Также если нарушения повторяются, ты теряешь возможность смотреть ТВ, кушать сладости (и другие возможные последствия).

4) Если в течение недели (месяца) ты следуешь правилам, то тебя ждет награждение___________

5) Если у тебя не получится следовать правилам и условиям, то мы рассмотрим возможность полного запрета на любые игры.

Подпись родителя _______________________

Подпись ребенка _______________________

Написание контракта – это способ проверить, способен ли ребенок следовать правилам.

Как разговаривать с ребенком?


  • Используйте «Я-сообщения», вместо того, чтобы нападать. Т.е. когда вы говорите от себя: «Я переживаю», «Мне не очень нравится», «Я ненавижу, когда ты…», «Я волнуюсь, когда ты много времени проводишь за компьютером». Как только мы говорим «Ты», другой человек закрывается от нас и начинает защищаться, оправдываться. Лучше говорите о себе, как вы ребенка любите, как переживаете за него.
  • Поговорите по душам. Скажите, что очень хотите понять, что ребенок получает там такого, чего не получает в реальной жизни.
  • Спросите, есть ли у него какие-то мечты? Есть ли у него какие-то желания? Хочет ли он куда-то съездить, сходить?
  • И именно поэтому Вам не все равно: «Я знаю, что это тебе не понравится, и ты будешь злиться на меня и, возможно, сопротивляться. Но мы с папой (мамой) приняли решение (я приняла решение), что у нас теперь будут определенные правила, по которым ты будешь заниматься за компьютером. Я хочу с тобой эти правила обсудить. Они вступят в силу на следующей неделе».
  • Не вовлекайтесь в споры и оправдания перед ребенком. На самом деле он не хочет услышать вас и понять причины. Он ищет какие-то слабые аргументы, которые можно оспорить, и за какие слабые места в них можно зацепиться.

В целом, старайтесь, чтобы Ваш ответ был примерно таким :

1) Примите его чувства, скажите вслух, что он чувствует: «Я понимаю, что ты сердишься», «Я понимаю, что ты сейчас расстраиваешься», «Я понимаю, что тебе эти правила не нравятся». При этом вам не нужно искать понимания у ребенка в том, что вы делаете. Этого не будет, дети не любят, когда их ограничивают в чем-то, что они очень любят.

2) Скажите, что заботитесь о нем и действуете в его интересах: «Я люблю тебя и действую в твоих интересах», «Я делаю это потому, что забочусь о тебе», «Я должна делать то, что для тебя лучше всего. Может быть, тебе это сейчас трудно понять. Когда-нибудь ты сможешь меня понять».

3) Теперь у нас в доме следующие правила (перечислите правила). Подробно информируйте о правилах, покажите ребенку контракт и подпишите его.

Если правила и договоренности не «работают», приходится применить запрет :

3) ликвидации всех игр из вашего дома.

Вы можете рассмотреть вопрос о запрещении всех видеоигр в вашем доме. Никаких компьютерных игр в любой форме. Никаких игровых приставок. Никаких портативных систем. Вы убираете игру с компьютера, сами или с помощью специалиста, который разбирается в этом.

10 золотых правил для родителей


Подводя итог рассмотрим 10 основных правил для родителей — как помочь ребенку справиться с компьютерной (игровой) зависимостью.

  1. Каждый день находите время на вашего ребенка, чтобы поговорить, поиграть, рассказать, как прошел день, что интересного произошло. Спросите, что его беспокоит, волнует, есть какие проблемы в школе.
  2. Заполните свободное время ребенка спортивными секциями, кружками. Но здесь не надо впадать в крайность – у ребенка должно быть свободное время на себя, на отдых.
  3. Пусть ваш ребенок участвует в семейных делах, например, выносит мусор, моет посуду и т.д. Пусть он почувствует себя нужным в этой семье, ее частью. Говорите ему, что он ваш помощник, вы на него рассчитываете, что вы чувствуете его вклад в семейные дела, что у него хорошо получается делать именно это дело. Этим вы повышаете ощущение собственной значимости, важности у ребенка, и он больше чувствует себя членом семьи и включен в вашу семейную систему.
  4. Составьте с ребенком график использования компьютера/планшета/телевизора: сколько часов в день, только после уроков.
  5. Четко сформулируйте негативные последствия, если ребенок нарушит эти правила (например, лишится телевизора на неделю).
  6. Пусть другие члены семьи будут в курсе этих правил и ни под каким предлогом не будут потворствовать желаниям ребенка в нарушение правил.
  7. Установите на компьютер программу родительского контроля, чтобы регулировать время использования. Например, некоторые программы уже встроены в антивирусы (касперский, нортон) – они фильтруют веб-адреса в интернете, чтобы ребенок не заходил на сайты для взрослых + можно заблокировать любой сайт по адресу.
  8. Обсудите с ребенком правила использования компьютера, убедитесь, что он все понял.
  9. Каждый день следите за тем, чтобы ребенок исполнял ваши требования. А в ваше отсутствие за этим могут следить другие члены семьи (см. пункт №6).
  10. Просматривайте историю в браузере на компьютере: когда и на какие сайты заходил ваш ребенок, сколько времени он просидел перед экраном монитора. Если вы считаете, что какие-то игры или сайты неприемлемы, то заблокируйте, удалите их, объяснив свои действия ребенку.

Top