Конструирование в детском саду. Развитие навыков конструирования в раннем возрасте Конструирование по условиям

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Развитие навыков конструирования у младших школьников в процессе изучении учебного курса «Технология»

Исполнитель:

Громова Валерия Олеговна

Студентка 4 курса 46 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель:

Гусарская Валентина Владимировна,

Преподаватель 1КК.

Введение

Глава I

      Характеристика конструирования как вида продуктивной деятельности младших школьников

      Навыки конструирования и особенности их развития в младшем школьном возрасте

Глава II . Возможности учебного курса «Технология» в процессе развития навыков конструирования у младших школьников

2.1. Уроки технологии в начальных классах

2.2 Сравнительный анализ программ по учебному курсу «Технология»

Заключение

Список используемых источников

Введение

Значение образования в жизни современного общества зримо воз­растает. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более опреде­ляет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечиваю­щей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.

Перед современной школой стоит задача найти возможности воспитания творческой, активно действующей личности. Основная целью образования является обеспечение готовности подрастающего поколение к будущей творческой деятельности, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

Мы живем в век информации, в век бурных изменений, произошедших за относительно короткий период, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивая в себе творческую активность.

Логическое и креативное мышление развивается в процессе всего обучения детей в младшей школе. Особое место в этом процессе отводится учебному предмету «Технология». Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Конструирование по типу оригами развивает у учащихся фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление, воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание школьников.

Объект исследования - развитие навыков конструирования у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - уроки технологии.

Цель исследования - обосновать значение уроков технологии для формирования конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи :

    Изучить научно-методическую и справочную литературу по данной проблеме;

    Рассмотреть понятие конструктивной деятельности;

    Выявить формирование навыков конструирования на уроках технологии;

    Разработать комплексную программу по ознакомлению с оригами детей младшего школьного возраста.

В процессе исследования мной были использованы следующие методы :

    метод эмпирического исследования: позволил определить источники для изучения проблемы исследования;

    методы теоретического исследования (изучение литературы, анализ фактов, систематизация изученного) для определения теоретических основ проблемы.

В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, обзор интернет сайтов, подбор иллюстративного материала, конспектов уроков, разработка образцов и технологических карт для выполнения оригами.

Глава I . Теоретические основы развития навыков конструирования младших школьников

      Характеристика конструирования как вида продуктивной деятельности младших школьников

Конструирование (construere) - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, направленное на получение продукта.

Конструирование, является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках технологии. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области трудовой деятельности. Но вместе с тем конструирование, как продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений.

В литературе различают два вида конструирования:

    Техническое конструировании - создает предмет в его материальной и функциональной основе.

    Художественное конструирование - наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией и красотой.

Необходимо сказать, что конструирование присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

Можно использовать элементы конструирования, которые предполагают в предмете:

    единство цвета и формы;

    сочетание материала и формы;

    соответствие формы назначению;

    пропорциональность различных форм в композиции.

Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также их привлекает оформление предметной среды оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, ограничивают круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовать для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

    личная направленность;

    психологическая структура деятельности;

    уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей:

    творческое воображение;

    зрительное восприятие и зрительная память;

    целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.

Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.

Формированию указанных свойств личности могут способствовать конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения и развития конструкторских способностей учащихся, учителя определяют конструкторско-технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

    знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала;

    знания свойств материала и элементарной технологии;

    умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий:

1. Конструирование под диктовку учителя.

Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует примы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Учащиеся занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

2. Конструирование по аналогии.

После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия.

3. Конструирование по образцу.

Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования.

4. Конструирование по собственному замыслу.

Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.

5. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия.

Включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.).

6. Конструирование по условиям.

Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

7. Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции ее воплощению в материале, испытанию в действии.

При разработке практических заданий для учащихся используют конструирование по собственному замыслу, по условиям, по письменным и графическим описаниям с использованием материала:

  • пластилина;

  • природный материал.

Именно эти виды конструирования способствуют развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление поделок требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

    процесс создания замысла;

    процесс его выполнения.

В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели - конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.

1.2 Навыки конструирования и особенности их р азвития в младшем школьном возрасте

Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Наиболее эффективным для формирования и развития творческой активности детей является конструирование, которое дает возможность реального изобретения и моделирования, с раскрытием творческого потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо создавать условия для младших школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Сформулированы следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструкторских умений:

      учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

      учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.

      реализация системно-деятельностного подхода к формированию конструкторских умений.

      подбор заданий по технологии на до конструирование и переконструированние изделий.

      использование разных видов учебного конструирования.

Раскроем их более подробно.

Младший школьный возраст характеризуется остротой и непосредственностью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и создать все условия для повышения интереса к обучению.

Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов – это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в различиях при восприятии похожих объектов. Следующей особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является плотная связь его с действиями школьника, его с практической деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е. преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.

Младший школьник обладает несколькими формами представлений с видами ощущений и восприятий. Большинство представлений связано со зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором для творческой деятельности – продуктивной формы деятельности обучающихся начальной школы.

Отличительная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует большое внимание уделять формированию эмоционально положительной среды в классе. Поскольку «эмоция предшествует мышлению», в результате чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении конструкции какого либо изделия.

Как отмечает Н.М. Конышева при обучению конструированию «в младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование обще учебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации». Например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику и пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.

Для учителя начальных классов важны индивидуальные характеристики со стороны динамических особенностей психической деятельности каждого обучающегося (темп, быстрота, ритм, интенсивность) особенно на уроках технологии, имеющих в основном практико ориентированную направленность, поскольку большая часть времени отводится на работу руками. Младший школьник выражает свои эмоции через форму, композицию и цвет. Если обучающийся не может самостоятельно решить поставленные задачи, то учитель предлагает ему подготовленные заготовки, шаблоны, трафареты, инструменты, создает все необходимые условия для сохранения положительного эмоционального фона у обучающихся. Так как любая эмоция мотивирует, вызывает и направляет мыслительную и психическую деятельность и поведение, что является важным для развития творческой активности и конструкторских умений таких, как:

    умение узнать и выделить объект (видеть существенное);

    умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) или построить с помощью чертёжных инструментов;

    умение расчленять, выделить составные части (анализировать);

    умение видоизменить или преобразовать объект по заданным параметрам;

    умение из преобразованного или видоизменённого объекта, или его отдельных частей собрать новый.

Для обучающихся младших классов присущи общие представления. Этот фактор является немаловажным для полного развития обучающихся информирования подхода к выполнению той или иной работы, связанной с моделированием и конструированием объекта из целых и составных деталей. Конструкторская деятельность, в которую включен ребенок, предполагает наличие достаточно широкого кругозора. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, где происходят новообразования возрастного развития, такие как произвольность, внутренний план действий и конечно рефлексия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление. Память развивается на воспроизведении представлений. Психологические исследования показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

Выделяются такие виды мышления:

    предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

    наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста).

Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле, имея образ, не учитывая внутренних характеристик и взаимодействий объекта. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер.

Обучение в школе позволяет младшему школьнику научиться регулировать, управлять своим мышлением. Такие способности формируются при выполнении обязательных заданий, регулярно ставящихся учебных задач учителем в классе и в качестве домашнего задания. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

Важной особенностью младшего школьного возраста является фантазия – это их мифотворчество. Дети рассматривают «смысловые метки» в предметном и пространственном мире, который осваивают. Поэтому они в этом возрасте без особого труда могут воплощать в жизнь увиденный объект, составляя его из предложенных деталей, подбирая формы, необходимые для создания образов, проводят ассоциационную параллель с предметами по описанию, которые имеют определенные пространственные виды: форму, цвет, размер.

Всё это говорит о том, что младший школьник имеет психологическую базу для обучения и самостоятельной продуктивной деятельности на уроках технологии. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей в процессе обучения.

Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при работе с бумагой, тканью, природным материалом, металлическими и пластмассовыми деталями из набора «Конструктор». Это направление необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно, развивать творческий подход к выполнению работы, а также предлагать всевозможные самостоятельные варианты для выполнения заданий, вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать его к учению.

В процессе конструирования основное развивающее воздействие в практической деятельности определяется тем, насколько она подчиняется первоначальному замыслу. Главная, наиболее значимая работа при этом, совершается с применением системно-деятельностного подхода в процессе обучения. Разумеется, для ребенка, познающего мир, важными являются не только теоретические, но и практические действия, направленные на воплощение умозрительных конструктивных идей: овладение инструментами, приемами обработки материалов и прочее. Они позволяют накапливать сенсорный опыт, формируют координацию и точность движений, учат строить осознанную систему действий. Однако нельзя сводить сложный процесс конструирования лишь к обогащению практических действий с предметами. Сенсорные процессы и практические действия, постепенно усложняясь, должны более тесно взаимодействовать с процессами мышления, которые в дальнейшем станут опорой для выполнения заданий с дополнительными моментами в работе, таких как доконструирование и переконструирование изделия.

Стихийно, само по себе, такое взаимодействие у детей, как правило, не возникает; для этого необходимо создание специальной обучающей среды. Поэтому в младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт. В построение более сложных познавательных процессов необходимо включать в практическую деятельность разновидовое конструирование.

Исходя из этого, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики преподавания технологии, которые разъединяют практическую и умственную деятельность обучающихся. Подобное разделение имеет место во всех тех случаях, когда ребенок механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. Такая организация работы фактически исключает деятельность обучающегося и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития главное, ради чего и существует обучение. Целесообразно предлагать обучающимся задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут способствовать поиску и стимулированию их познания.

Именно с таких позиций мы должны подходить к определению учебного конструирования: этот процесс включает активное мышление обучающегося, направленное на решение интеллектуально-педагогической задачи. Дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

Заметим еще раз, что если задание не вызывает у ребенка никаких затруднений, то при его выполнении не требуется мыслительного сопровождения. Здесь решающую роль играют прочно закрепленные в его памяти соответствующие навыки и элементарные технологические операции.

Конструкторские способности младших школьников учителю предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать в работе. Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирование, имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе условия и задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Хочется отметить, что планирование практических действий, направленных на получение вещественного результата изделия для обучающегося может иметь определенный смысл: оно учит «охватывать» данную часть процесса конструирования целиком, анализировать взаимосвязь действий и их результатов, находить наиболее рациональную последовательность. С учетом вышесказанного, прием планирования обучающимися своих действий можно и нужно использовать в организации работы при конструировании на уроках технологии. Неоправданное использование этого приема может нанести существенный вред, превращая творческий процесс решения конструктивной задачи в цепочку механических практических действий.

Глава II . Возможности учебного курса «Технология» в процессе развития навыков конструирования младших школьников

2.1. Уроки технологии в начальных классах

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования, ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обеспечивает в системе общего образования формирование у школьников технологической компетентности. Способствует развитию способностей к созидательной, преобразовательной деятельности, подготовке к решению практических задач.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Целью курса технологии в начальных классах – развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

    развитие сенсорных и умственных способностей, нравственное, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание;

    формирование склонностей и интересов, воспитания поведения учащихся;

    формирование у учащихся практических навыков художественной обработки различных материалов, конструирования и моделирования, обращение с простейшими орудиями труда; развитие творческой самодеятельности, элементов технического мышления;

    целенаправленного и систематического формирования умений, навыков планирования трудовых действий, самостоятельного и взаимного контроля оценки своего и чужого труда, самообслуживания.

Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:

    сельскохозяйственными трудом;

    бытовым трудом;

    основами художественной обработки различных материалов;

    трудом самообслуживания;

    техническим трудом и техническим моделированием.

Деятельностный подход к построению процесса обучения технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета. Это способствует формированию у младших школьников не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технологии являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

    развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

    освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

    овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

    воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

В новом федеральном компоненте государственного стандарта по технологии для начального общего образования выделены следующие содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: общетрудовые знания, умения и способы деятельности, технология изготовления изделий из различных материалов опыт практической деятельности, домашний труд, практика работы на компьютере.

В содержании курса трудового обучения занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

В процессе изучения курса технологии у детей формируется понятие о технологии, как:

      мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;

      процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;

      способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;

      способах создания условий для комфортной жизни;

      науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.

В начальных классах учащиеся знакомятся с технологическими процессами изготовления различных изделий, учатся находить рациональный и кратчайший путь к решению учебных и жизненных практических задач. Это дает возможность быстро перейти от репродуктивного к продуктивному, творческому обучению, а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего технологического образования.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Под «игровыми технологиями» понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

В последние годы среди учеников младшего школьного возраста появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия. Детей увлечь и заинтересовать учебным процессом можно через игру. Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику поверить в свои силы. А учителю дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению конструирования, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.

Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении конструкторских навыках. Игра может заставить ученика вспомнить полученные навыки, пополнить свои знания. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают творческие способности школьника.

Согласно Б.М.Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности.

Школьники же, за исключением немногих, не могут создать изделия, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы не может быть принято.

Творчество школьника, считает И.П.Волков, это создание им определённого продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению задачи. В творческом процессе мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов достижения желаемого результата.

Творчество надо отличать от бессмысленного фантазирования. Одним из видов творческой деятельности является конструирование. По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.

Термин конструирование обозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.

Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами.

Включение в урок конструирования игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

2.2. Сравнительный анализ программ по учебному курсу «Технология»

Современное образование предоставляет возможность учителю выбора программ обучения. Каждое образовательное учреждение, руководствуясь своими возможностями и необходимой нормативно-правовой и методической базой, может самостоятельно выбирать программы по различным предметам, в том числе и по технологии.

При изучении программ мне удалось выяснить, что во всех программах подтверждается тот фактор, что учебный предмет «Технология» является комплексным и интегрированным. Практико-ориентированная направленность содержания в программах естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других предметов. Это сходство создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, что немаловажно для таких видов деятельности, как конструирование и моделирование.

Таким образом, во всех программах предусматривается знакомство с основными материалами, техниками, основами конструирования и моделирования, техникой безопасности. Основным методом обучения в программах является практический метод и метод проекта.

Во всех УМК задачи изучения технологии ставятся в соответствии с ФГОС НОО и ориентированы на развитие всех универсальных учебных действий. Задачи отхватывают не только необходимость развития технологических знаний и умений, но и развитие познавательной, эмоциональной, эстетической, духовно-нравственной, коммуникативной сферы.

Было выявлено, что самое большое количество часов, отведенных конструированию, отмечено в программе «Школа 2100» (таблица№1).

В данной таблице приведены данные по формированию конструкторских умений (в разделе «Конструирование») по количеству часов и в анализируемых программах по классам.

Обучение в начальной школе на уроках технологии закладывает базовые навыки при работе с двумя типами конструирования: техническим и художественным, а это и есть ориентированная направленность в содержании анализируемых программ. Конструирование - создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы создать изделие, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений на начальных этапах обучения.

На уроках технологии часто приходится рассматривать и анализировать природные формы и конструкции как универсальный источник интегрированного и комбинированного метода обучения младших школьников. Именно этот фактор является одинаковым при сравнении данных программ, так как тематика рассматриваемых программ содержит интегрированную направленность для организации самостоятельной и дифференцированной работы.

Вариативность программ проявляется в интересной, и многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в представлении выбора материалов, что и должно осуществлять системно-деятельностный подход в продуктивной конструкторской деятельности с положительным результатом.

Заключение

В результате анализа научной литературы по проблеме исследования, я пришла к выводу, что в младшем школьном возрасте успешное обучение школьников конструированию на уроках «Технологии» на основе последовательного решения задач, предполагает обеспечение в процессе преподавания тех общепедагогических условий, которые необходимы для интенсивного развития конструктивной деятельности. Эти общепедагогические условия представляют собой нечто иное, как реализацию принципов общей дидактики на уроках «Технологии» - с учетом специфики этого учебного предмета, задач его преподавания, его содержания, своеобразия используемых методов и приемов обучения. Развитие активности школьников на уроках «Технологии» предполагает, прежде всего, создание на каждом из этих уроков педагогических условий, необходимых для ее проявления, и затем последовательную – от урока к уроку, перестройку этих условий с целью обеспечения постепенного нарастания требований к учащимся, к проявляемой ими активности, к уровню их творческих работ.

На уроках конструирования из бумаги в начальной школе – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга. Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

    учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

    развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;

    стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

    развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;

    способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

    совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что значение конструирования в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, прежде всего нужно учитывать наличие знаний по данному вопросу.

Подводя итоги, я могу сказать, что цель и задачи выпускной квалификационной работы решены.

Список используемых источников

Приложение №7. Таблица №1

Параметры сравнения

УМК «Школа России»

УМК «Перспективная»

УМК «Школа 2100»

Количество часов в год

Цель и задачи программы

Цель:

    овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

    освоение продуктивной проектной деятельности;

    формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Задачи:

    формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

    формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

    формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

    развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

    обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

    обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

    Формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

Цели не выявлено.

Задачи:

    формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

    развитие знаковосимволического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

    формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку.

Цель:

Саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность

Задачи:

    формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

    развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей);

    творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

    развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

    формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;

    развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

    формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

1 класс

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги (складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку.) Неразборные и разборные конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей

«Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков». В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, по образцу и рисунку. Неразборные и разборные конструкции (аппликации, изделие из текстиля, комбинирование материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей

2 класс

Конструирование из готовых форм. Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу. Практические работы: создание вертушек и моделей самолетов, динамической модели

Конструирование из готовыхформ (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини- тельных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.

Конструирование и моделирование. Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия). Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно художественным). Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения теплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соедини - тельных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.

4 класс

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторское технологическим и художественным условиям

Технических.

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторское технологическим и художественным условиям.

Спиридонова Вера Николаевна
Развитие навыков детского творческого конструирования

Творческое конструирование – это создание ребенком разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов , изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.

К пяти годам дети овладевают техническими навыками конструирования : умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы.

Есть навык целенаправленного экспериментирования с новым для него материалом и на этой основе создавать простейшие конструкции .

Владеет обобщенными способами конструирования (комбинирования, настраивания, изменения пространственного расположения деталей).

Есть навык складывания квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.

Умеет работать с природным материалом и создавать образ способом «опредмечивания» .

У детей формируются и более общие умения, и навыки : умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца.

В обучении старших дошкольников использовали все основные формы конструирования по образцу , по условиям (преобразование образца по условиям и, создание конструкции по условиям , конструирование по собственному замыслу (по схемам, по теме.

Конструирование у старших дошкольников может быть самостоятельным и творческим .

В этом возрасте у детей формируется более сложные способы конструирования из деталей конструкторов , из бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески .

К шести годам дети приобретают конструктивные навыки :

1. Соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, подготавливают основу для перекрытий, распределяют постройку в высоту, умеют изменять пространственное положение конструируемого объекта , его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения.

2. При работе с бумагой у детей автоматизируются навыки : отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; закручивание прямоугольника в цилиндр; круга в конус.

3. Может самостоятельно и творчески реализовать собственные замыслы в конструировании из разных материалов.

Все эти приобретенные навыки дети могут автоматизировать в конструировании по замыслу , по теме, и каркасном конструировании (работая с разным материалом, так как они обладает большими возможностями для проявления их самостоятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс , дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте , владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти навыки , умения и знания формируются в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

На занятиях по конструированию из деталей конструкторов перед детьми ставим проблемные задачи, направленные на развитие творчества .

На первом этапе ребенку дают Г – образную фигуру, сделанную из деталей конструктора , и говорят : «Это – недостроенная конструкция чего – то , отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. (Воспитателю дети говорят на ушко, что хотят построить) ; Рассматривают, достраивают, затем говорят, что хотел сделать воспитатель. Дети создают структурно простые конструкции : самолет, домик, скамейку. Воспитатель одобряет их решения, и говорит, что хотел построить, вовсе не самолет. Детей – удивляет. Воспитатель предлагает подумать, что это могло быть. Дети начинают преобразовывать поделку, в результате на Г – образной основе можно создать несколько разных конструкций .

На втором этапе – основа : Т и П – образные, а также длинный тонкий и короткий бруски, составленные из нескольких деталей конструктора . Дети осваивают способ «опредмечивания» (т. е. фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции ).

К 4 занятию дети используют заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции (длинный брусок – труба, столб, на котором держится карусель) . Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры. Не в качестве основы, как раньше, а как элемент общей конструкции . А это показатель высокого уровня развития творчества .

На 5 занятие – дать все знакомые основы и предложить выбрать общую тему : зоопарк, город.

На следующем этапе дети могут строить по замыслу : придумывать тему, отбирать материал и что будут строить.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать условия : место, обеспечить тематическими наборами и подставками.

Конструирование из бумаги не относится к художественной деятельности.

Существует разная техника с бумагой : сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги является :

Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание – 3 – 4 года) .

Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами – многократное сгибание в разных направлениях, киригами – складывание бумаги и вырезание в разных направлениях; объемная скульптура – создается путем комбинирования разных (бумажных) форм, которые делают сами дети).

Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. У детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного , самостоятельного конструирования творческого характера .

Обучение детей 6 – года жизни проходит в 3 этапа.

Первый этап.

Цель : продолжение освоения детьми техники оригами и киригами, и новой «объемная скульптура» .

Второй этап.

Цель : формировать у детей умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций .

Третий этап.

Цель : придумывать необычную поделку, простую по структуре, но образную и выразительную, уметь объединять их в композицию.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Работа по обучению детей конструированию из природного материала ведется поэтапно . На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания» . Далее осваивают приемы конструирования как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. В работе с природным материалом у детей также развивается творчество .

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию . Ребенок – прирожденный конструктор , изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании , ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции , проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество . Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого конструирования . Детей увлекающихся конструированием , отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое , ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития .

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький) .
  • в точном словесном указании направления. (Над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе) .

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.

Хабарова А.В. – воспитатель МБОУ
«Соболохская средняя общеообразовательная школа»

«Конструирование в дошкольном возрасте, как формирование

первичных технических навыков»

«…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А.Сухомлинский

Формирование первичных технических навыков в дошкольном возрасте идет через конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребёнка:

1. развивает технические способности детей

2. формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.

3.развивает пространственное воображение; гибкость мышления

4.формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

5.готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.

6.способствует формированию

Обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями

Обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки

Самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.

7. во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

8. сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

9.способствует развитию речи

10.помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы

11.обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое . В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. Профессионализация обучения предполагает не только овладение будущим специалистом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для развития профессионального творческого потенциала личности.

Под потенциалом личности понимают комплекс ее интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик, комплекс способностей, определяющих возможность выдающихся достижений. Достижение личностью наиболее высокого уровня в своем развитии возможно, если найдены пути самореализации личности, раскрыт ее потенциал. Изучение потенциала личности позволяет выявить условия и механизмы его развития, конструировать технологии профессионально-творческого развития личности будущих специалистов. Например: в толковом словаре Ожегова инженерное дело определяется как «творческая техническая деятельность». Следовательно, человек, занимающийся творческой технической деятельностью,- это инженер, который должен обладать способностями к такой деятельности, т.е. творческими способностями. Поэтому творческие способности - являются имманентной составляющей потенциала личности инженера, архитектора, но их развитие невозможно без интеллектуальной и мотивационной составляющих.

Маленький ребенок - инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Если попытаться соотнести сложность задач, которые каждую минуту решает маленький человек, с его силами, знаниями и возможностями - получится, что задачи эти нисколько не легче, нежели те, которые решает профессиональный архитектор или студент старшего курса технического вуза. Может быть, малыш инстинктивно чувствует, насколько конструирование помогает ему развиваться?

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Существование двух видов детского конструирования –творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Виды конструирования в детском саду - в зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

    конструирование из строительных материалов;

    конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

    конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во - первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок познает практически внешние качества предметов, а разбирая и собирая ту или иную конструкцию, проводит ее анализ. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т.д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения.

Собственно конструктивной деятельности детей должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого необходимо показать детям, что конструкция есть отражение реально существующих предметов. Предварительно воспитатель вместе с детьми обыгрывает тот или иной предмет, например стул (дети на него садятся, сажают куклу, ставят стул к столу и т. д.), а затем стул конструируется из строительного материала, и дети его также обыгрывают. В качестве образца для воссоздания через конструирование необходимо использовать еще ряд предметов, находящихся в комнате (кровать, стол, стул, полка и т. д.). Для этого можно использовать и игровой материал (дом, ворота и т. д.). Как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети соотносят образцы с зарисовками, так и при конструировании полезно, чтобы воспитатель не только построил, но и сделал зарисовку этой конструкции, а дети произвели

соотнесение плоскостного изображения с объемным образцом и конструкцией. Такая работа очень важна, так как в будущем дети будут создавать конструкции по различным рисункам, т.е. реализовывать обратный процесс: от плоскостного к объемному.

При формировании у детей конструктивных умений должен соблюдаться принцип последовательности в использовании приемов обучения: от сопряженных действий к действиям по элементарному подражанию, от действий по подражанию в полном объеме к действию по образцу частичному, а затем полному. В действии с конструктивным материалом дети должны овладеть сначала способом расположения элементов в пространстве (горизонтально, вертикально по отношению к плоскости), потом способом соединения элементов одной и той же формы, а затем и разных форм. Они должны также научиться располагать конструктивные элементы в разном пространственном отношении друг к другу, уметь соотносить, находить в реальном предметном мире идентичность своим конструкциям, а также использовать конструкции по их реальному назначению. Вся работа должна проводиться в системе и определенной последовательности. Приводим последовательность такой работы.


Занятие 1. Воспитатель на глазах у детей строит дом и прокладывает к нему дорожку - кирпичики укладываются на плоскости горизонтально в ряд, плотно друг к другу. Затем он строит второй дом и к нему тоже прокладывает дорожку, но в строительстве принимают участие дети: один кирпичик кладет взрослый, второй - ребенок и т.д. (действия по подражанию). Эта дорожка может быть длиннее первой, и тогда воспитатель может предложить детям достроить первую дорожку и сделать равной второй. Затем по дорожкам дети водят кукол, осматривают с ними домики.

Занятие 2. Воспитатель на глазах у детей строит дом, рассматривает его с детьми, а затем разбирает. После этого строятся уже два дома: один строит взрослый, а второй - дети. Весь процесс строительства опирается на подражание действиям воспитателя. Затем воспитатель закрывает ширмой свой дом, строит к нему дорожку, открывает ширму и предлагает детям построить дорожку к их дому. Дети строят по образцу.

Занятие 3. Воспитатель заранее строит дом, который показывает детям в качестве образца. Они строят дом под руководством воспитателя, который обращает их внимание на основные части дома, их расположение. Затем он вокруг своего дома строит забор, показывая, как ставить кубики в вертикальном положении. Дети строят по подражанию забор вокруг своего дома.

Занятие 4. В качестве образца детям дается готовый дом, дорожка к нему и забор вокруг. Детям предлагается воссоздать всю конструкцию по образцу.

Занятие 5. Дети наблюдают, как нужно строить ворота: воспитатель располагает детали вертикально (как при строительстве забора), показывает, как делать перекрытие. Чтобы дети правильно могли сами определить расстояние между деталями, он специально показывает, как надо положить кубик для перекрытия к основанию ворот, чтобы расстояние между деталями было короче, чем длина кубика для перекрытия. Затем дети строят свои ворота по подражанию.

Занятие 6. Детям предлагается по образцу построить дом, дорожку, забор, ворота.

На последующих занятиях важно научить детей строить ворота различной высоты и ширины в зависимости от их назначения: высокие ворота для больших матрешек, низкие - для маленьких; широкие ворота для большой машины, узкие - для маленькой и т.д. Такой вид занятий необходим, так как в будущем дети будут выполнять задания более сложного характера (например: «Построй дом такой, как этот, но высокий»; «Построй стулья, кровати такие же, но для больших кукол» и т.д.).

Необходимо предусмотреть и такие виды занятий, где дети учились бы приемам изменения конструкций по величине. Например, при постройке маленького и большого дома следует обращать их внимание на то, как можно увеличить конструкцию: накладыванием кирпичика на кирпичик, укладыванием нескольких кирпичиков рядом. Здесь могут быть действия детей и по подражанию, и по образцу.

Темой ряда занятий по конструированию является постройка мебели. В процессе ее воссоздания дети уже могут использовать полученный ранее опыт расположения прямоугольных кубиков горизонтально плашмя на плоскости, вертикально и горизонтально на более узкие стороны, укладывания кубиков друг на друга, прикладывания разных по форме кубиков друг к другу и т. д. Все эти приемы используются и при конструировании мебели: стула, стола, кровати, дивана. Самому процессу конструирования должно предшествовать рассматривание мебели: из чего она состоит, как располагаются части в пространстве, каково назначение предмета в целом. После этого воспитатель воссоздает конструкцию на глазах у детей, соотносит ее с реальным объектом, анализирует, после чего они конструируют (сначала по подражанию, потом по образцу из готовых деталей, отобранных воспитателем, а затем сами подбирают, исходя из образца).

В содержание работы по конструктивной деятельности включается и несколько видов построек лесенок. Детей необходимо научить создавать конструкции разной сложности, так как в будущем она включается в более сложные виды построек в качестве детали (например, горка с лесенкой, дом с лесенкой и т. д.). Сначала детей учат конструировать две ступеньки, затем постепенно увеличивают их количество, исходя из назначения постройки. Самое главное, чтобы дети усвоили принцип: первый ряд, уложенный на плоскости, должен быть больше

по количеству кубиков на один по сравнению с последующим верхним, как и следующий верхний по сравнению с предыдущим.

Навыки, полученные в действиях с крупным строительным материалом, дети должны перенести на действия с мелким строительным материалом, где также может быть конструирование по образцу и по подражанию, причем сначала образец может быть из мелкого строительного материала, а затем из крупного, а дети сами должны перенести этот образец на меньший объем.

Вся предшествующая работа поможет подготовить детей (даже к концу первого года обучения) к воссозданию конструкций по тексту, по словесной инструкции, так как они уже должны к этому времени не только владеть определенными конструктивными умениями, но и усвоить значение необходимого речевого материала, который органически включался в процесс обучения конструированию. Конструирование по тексту может начинаться как коллективный вид работы с крупным строительным материалом, а затем возможен переход к индивидуальным заданиям и работе с мелким строительным материалом.

В последующей работе по обучению детей конструированию основными приемами являются: обследование, анализ образца, словесное описание, реализация полученных ранее умений и навыков. Но во всех случаях при решении новых конструктивных задач используется частичный или полный показ в сочетании с самостоятельными действиями детей или действиями по образцу. В процессе конструктивной деятельности должен быть большой простор для решения проблемных задач (например, построить гараж, соответствующий по размеру двум машинам или более; построить комнату, где можно было бы разместить данную мебель, и т. д.).

В конструктивной деятельности значительное место занимает работа с использованием рисунка-образца, схемы. На первоначальном этапе детей надо учить составлять простые конструкции, не соответствующие каким-то реальным объектам. Это конструкции из трех-четырех кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге; затем сюда могут быть включены другие геометрические формы (призма, цилиндр и др.). Такие рисунки-образцы воспринимаются детьми без затруднений, они учатся их «читать» и реализовывать в объемные конструкции. На следующем этапе можно предлагать предметные рисунки-образцы, данные в цвете, а затем переходить к схемам-образцам (контурное изображение предметов).


Top