Почему дети играют? Почему дети любят играть с водой? Почему дети любят играть.

Мы постараемся привести ряд доводов, совершенно очевидных, но возможно все же стоит поговорить о них отдельно.

Часто приходится слышать о том, что дети играют потому, что им это нравится. Это действительно так. Детям правда нравятся физическая и эмоциональная составляющие игры. Со своей стороны, мы можем оказать им содействие в том, что будем предоставлять для этого все необходимое, а также какие-то новые идеи. Но мне кажется, что лучше с этим не переборщить, так как дети способны сами находить себе самые разные объекты и с легкостью придумывать новые игры. Они правда это очень любят.

Обычно принято считать, что дети как-то «отреагируют ненависть и агрессию» в игре, как если бы агрессия была чем-то нехорошим, от чего можно избавиться. Отчасти это действительно так, поскольку сдерживаемые чувства и последствия негативного опыта могут восприниматься ребенком, как нечто отрицательное у него самого. Но более важным будет обратить внимание на следующий существенный момент. Для ребенка действительно ценно то, что свою ненависть или агрессивные импульсы он может проявлять в знакомом для него окружении, когда это окружение не ответит ему тем же (ненавистью и насилием). Хорошее окружение - и ребенок это почувствует - должно уметь выдерживать агрессивные чувства, если они выражаются в более или менее приемлемой форме. Следует признать то, что агрессию испытывают все дети, и ребенок почувствует определенную ложь, если это будет как-то скрываться и отрицаться.

Агрессия может доставлять удовольствие, но она неизбежно связана с реальным причинением боли кому-либо или же это происходит в воображении, так что ребенок не сможет избежать определенных последствий агрессии. Отчасти это происходит с самого начала, когда ребенок должен следовать определенным правилам, выражая агрессивные чувства в игре, а не только в те моменты, когда он испытывает злость. Другим способом выражения агрессии может быть деятельность, имеющая, в конечном счете, некую конструктивную цель. Но все это достигается лишь постепенно. Также следует отметить и то, как это может восприниматься другими людьми, если ребенок будет выражать свои чувства в игре, а не в те моменты, когда он испытывает гнев. Нам, конечно же, могут не нравиться какие бы то ни было проявления злости или же если как-то иначе нам причиняют боль, но мы не должны игнорировать всего того, что лежит в основе самодисциплины, если говорить о злости.

То, что ребенок играет ради удовольствия, ни у кого не вызывает сомнений. Гораздо сложнее увидеть в игре ребенка то, что таким образом он пытается справиться с тревогой или же с чем-то таким, что может привести к тревоге, если это не контролировать.

Тревога всегда является очень важным моментом в игре ребенка, и зачастую это существенный момент. Чрезмерная тревога часто приводит к компульсивной и однообразной игре или же искусственному поиску удовольствий, которые ребенок пытается получить в игре. И если тревога очень сильна, тогда игра превращается в явное отреагирование тех чувств, с которыми ребенок не справляется.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на том, что многие детские игры связаны с тревогой. Нам важно посмотреть, как это происходит на практике. Разница лишь в том, что если ребенок играет ради удовольствия, то мы можем попросить его прерваться, но если игра связана с тревогой, мы не можем вывести ребенка из игры, не причинив ему страданий. И тогда тревога может проявиться с еще большей силой или же появятся какие-то иные способы защиты против тревоги (например, мастурбация или фантазирование).

Через игру ребенок получает некий опыт. Игра представляет собой значительную часть его жизни. Вообще игра - это огромная часть жизни ребенка. У взрослого может быть богатый внешний и внутренний опыт, ребенок же все это получает в основном из игры и фантазий. Так же как в процессе жизни формируется личность взрослого, точно так же это происходит и у детей через их игру, а также благодаря всевозможным выдумкам в игре других детей и взрослых. В игре ребенок обогащается и постепенно учится видеть все многообразие внешнего реального мира. Игра есть некое постоянное подтверждение креативности, что говорит о жизненных силах ребенка.

Взрослые могут также посодействовать этому процессу, признавая то огромное место, которое занимает игра, а также обучая детей всевозможным традиционным играм, при этом никоим образом не ограничивая или не нарушая изобретательности самого ребенка.

Сначала ребенок играет один или с матерью. Другие дети ему пока не нужны как товарищи по игре. В значительной степени именно через игру, в которой другим детям отводятся заранее определенные роли, ребенок соглашается с тем, что эти другие люди так же независимы, как и он. У детей все происходит в общем-то так же, как и у взрослых. Одни с легкостью заводят себе друзей и имеют много врагов, в то время как другие могут годами оставаться одни, и единственный вопрос, который иногда может у них возникать, почему же их никто не замечает. В игре у детей появляются друзья и враги, в то время как вне игры им не так легко заводить себе новых друзей. Игра - это некая организация, в которой зарождаются эмоциональные отношения и развиваются всевозможные социальные контакты.

Игра, как и всевозможные игровые формы и религиозные практики, так или иначе способствует некоему объединению и общей личностной интеграции. Так, например, в игре нетрудно увидеть связь человека с внутренней реальностью, которая связана и с реальностью внешней.

Если же посмотреть на этот невероятно сложный вопрос иначе, то мы увидим, что именно в игре ребенка можно увидеть некую связь между его идеями и телесным выражением. В этой связи мне кажется целесообразным проследить корни мастурбации или отметить какие-то иные проявления и сравнить все это с истинной игрой, в которой осознаваемые и бессознательные импульсы, наряду с соответствующим телесным выражением, либо временно приостанавливаются, либо ребенок как-то приспосабливает их к игровому контексту.

Когда мы видим мастурбирующего ребенка, в компульсивности которого совершенно точно нет никаких фантазий или же, с другой стороны, перед нами ребенок, в компульсивном фантазировании которого явно отсутствует какое-то локализованное или общее телесное возбуждение, мы это относим к вполне естественным проявлениям, которые можно видеть в игре, объединяющей в себе эти два важнейших аспекта (телесное функционирование и всевозможные фантазии). Игра является некой альтернативой выражению чувств, когда ребенок пытается сохранить некую целостность. Хорошо известно, что когда тревога достаточно высока, в чувствах можно увидеть некую компульсивность, и тогда игра становится невозможной.

Точно так же, как и в случае с ребенком, у которого связи с внутренней реальностью рассогласованы с реальностью внешней, - иными словами, в личности которого можно увидеть серьезное расщепление, - нормальная игра (подобно тому, как мы вспоминаем свои сны, а потом их рассказываем) является тем, что может привести к личностной интеграции. Ребенок с таким серьезным расщеплением личности не может играть или не может играть в те игры, в которые играют обычные дети. На сегодняшний день (1968 г.) я бы добавил к этому следующие комментарии:

  1. по своей сути игра представляет собой нечто креативное;
  2. игра всегда интересна, поскольку она связана с некими неопределенными границами между субъективным и объективным;
  3. игра происходит в потенциальном пространстве между ребенком и его материнской фигурой. В этом потенциальном пространстве необходимо учитывать различные изменения, когда ребенок, который находится в слиянии с матерью, в то же самое время начинает отделяться от нее;
  4. игра развивается в этом потенциальном пространстве, когда ребенок должен пережить сепарацию без сепарации как таковой, а это становится возможным, потому что данная ситуация, когда он находится в состоянии слияния с матерью, заменяется адаптацией матери к потребностям ребенка. Иными словами, игра имеет отношение к некоему жизненному опыту ребенка, который начинает доверять материнской фигуре.

Игра может выполнять функцию самовыражения точно так же, как и одежда у взрослых. Игра так же, как и речь, выдает наши мысли - я имею в виду более глубинные вещи. Известно, что подавленное бессознательное мы стараемся по возможности скрыть, но во всем остальном бессознательное - это нечто такое, что любому человеку не помешало бы знать, а игра, как и сновидения, выполняет функцию самораскрытия.

В психоанализе маленьких детей коммуникация через игру используется вместо бесед со взрослыми. Часто можно видеть, насколько велика вера трехлетнего ребенка в то, что мы поймем его, так что психоаналитику порой бывает сложно оправдать ожидания ребенка. И тогда разочарование ребенка может быть огромным. Поэтому психоаналитик должен сделать все возможное, чтобы попытаться понять, что же ребенок пытается донести до нас через игру.

Надо сказать, что более старшие дети уже утратили иллюзии, поэтому какое бы то ни было недопонимание не будет иметь для них такие серьезные последствия. Тем не менее, все дети (и даже некоторые взрослые) так или иначе продолжают верить в то, что их поймут. В своей игре мы всегда стремимся найти выход к бессознательному. У маленьких же детей мы сталкиваемся с наивной честностью, что сначала вызывает наше умиление, а потом дает более зрелые ростки.

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель

Почему современные дети играют? Или не так, - должны ли они это делать? Мы расскажем вам, что современные родители об этом думают.

Факты и цифры

”Если бы у вас был выбор между развлечениями и занятиями с ребенком, что бы вы предпочли?

18% мам и пап предпочитают «развлечения». Почему? Потому что: ребенку так интереснее - 10%. Ребенок любит это - 8%. 82% родителей предпочитают«занятия» с детьми. Поскольку: этонеобходимость- 62%. Этоинтересноим самим - 13%. Дети просят об этом - 7%.

Вопрос: «Если мой ребенок, в пять-семь лет, будет играть значительную часть дня, то...", родители выразили такие мнения:

У него будут проблемы в школе / он будут не в состоянии конкурировать со своими сверстниками - 46%. Если игры образовательные, можно и играть, и обучаться одновременно - 18%. Пусть ребенок занимается вечером - 17%. Ябудурад - 15%.

Таким образом, игра, по словам родителей, это хорошо, но не самое необходимое занятие для ребенка дошкольного возраста. Родители должны подготовить ребенка к предстоящей взрослой жизни.

Чему же, по мнению родителей, детям следует научиться?

Быть самостоятельными - 61%. Получить хорошо оплачиваемую работу - 53%. Быть готовым к трудностям - 32%. Приниматьсобственныерешения - 22%.

Мама, поиграй со мной!

Однако современные родители без особого удовольствия играют со своими детьми в куклы или водят машину по комнате. Они предпочитают «развивающие» игры, потому что такие игры не требуют значительных эмоциональных усилий. К счастью, сейчас разработано много специальных образовательных игр. Но проблема в том, что это не те игры, в которых ваш ребенок нуждается. Конечно, играть в логические игры - достойное и полезное занятие, но они развивают только одну сторону личности вашего ребенка и ни в коем случае не должны быть полной заменой обычных, всем известных детских игр. Кроме того, старые игры дают вам уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка, учат его / ее системе жизненных ценностей.

Дочки-матери

Это название условное. Не обязательно играть в «дочки-матери», хотя классическая модель семьи очень важна во время игры детей (кстати, не только для девочек, но и мальчиков). Во время таких игр дети учатся играть семейные роли. Играя, дети не только определяют свое место (и, кстати, места родителей) в семье, но и примеряют на себя различные социальные функции, профессии, даже социальные положения.

Если вашему ребенку 2-3 года, он воспринимает вас как начальника. Чем младше ребенок, тем легче ему быть «куклой». Показывайте ребенку игрушки, изучайте их вместе, обращайте внимание на одежду куклы, на ее глаза, руки и т.д. Не забывайте давать игрушкам имена. Играйте сцены из вашей жизни - кормите куклу, как ребенка, укладывайте ее спать, водите на прогулку. Для начала такого сценария будет достаточно. Даже если вы не владеете актерским мастерством, пытайтесь «войти в образ» - изменить тон и тембр вашего голоса, когда вы исполняете различные роли.

Здесь вам понадобится множество полезных аксессуаров - стол и стул, чтобы кормить куклу, игрушечная ванна, чтобы купать ее, коляска, в которой куклу можно выводить на прогулку и т.д.

Кстати, давайте поговорим об аксессуарах. Если вы еще не заходили в «Детский мир» в кукольный отдел, у вас будет шок. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до мельчайших деталей. Вы можете, например, найти блок брендированных игрушек из серии «кухня», работающие электрические пылесосы и пластиковую курицу-гриль.

Они довольно дорогие, и первоначально вызывают слезы умиления - ах, если бы мы могли иметь такие вещи в нашем детстве! Но на самом деле, дети не нуждаются в таких игрушках. Кроме того, это не полезно. Они закрывают дорогу фантазии и воображению. В конце концов, только в детстве, одна и та же палка может быть ложкой, ручкой, мобильным телефоном! Такое использование объектов распространено среди детей старше трех лет. И такие игры показывает, что дети правильно развиваются.

Прятки

Наши предки, от которых мы унаследовали эти игры, не были глупыми. Таким образом, они учили своих детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

Все дети любят играть в прятки. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок находит любимого родителя за занавеской или согнутого в три погибели в гардеробе. И, кстати, любовь к этой игре не является случайной. Игра в прятки помогает справиться с чувством одиночества. Во время игры ребенок должен какое-то время быть в полном одиночестве, тихо сидеть в уединенном месте. Если ваш ребенок боится темноты можно отключить или даже погасить свет в одной комнате во время игры. Выключив свет, громко скажите ребенку, что вы там, в темноте, и ждите когда он придет, чтобы вас «найти», а вместе с тем, справится со своим страхом.

Играя, дети не только развлекаются, но и учатся жить в нашем мире. А ваша задача - показать ей / ему этот мир с помощью игры. Не избегайте «простых» игр - в них заложен глубокий смысл.

Игра в прятки появляется в жизни малыша одна из самых первых.. Почему детям так нравиться искать и прятаться? Какие варианты этой интересной игры можно предложить ребенку?

педагог

С первых месяцев

В 6 месяцев малыш может узнать игрушку, даже если она наполовину прикрыта чем-либо. «Есть кусочек предмета − есть и весь предмет» − вот открытие шестимесячного ребенка! Кроха очень интересуется такими «спрятанными» вещами и обязательно «отыскивает» их. А вот если погремушка полностью скрылась за пеленкой, искать ее малыш на станет − ребенок узнает закон о постоянстве существования предметов только лишь через месяц.

Если семимесячный кроха уронит игрушку на пол, он поймет, что там она и лежит. Открытие этого возраста позволяет сделать игры в прятки чуть сложнее. От малыша наконец можно полностью спрятать предмет, только нужно сделать это на его глазах − радость появление исчезнувшей игрушки заставит его снова и снова заглядывать под подушку, пеленку, миску...

Новые открытия

Различные манипуляции с коробочками, баночками, сумочками, платками закрепляют знания восьмимесячного малыша о тайне пропавших вещей. Ребенок как бы все время задает вопрос: «Если я положу в сумку плюшевого мишку, будет ли он лежать там, когда я снова ее открою?» или: «А если сама мама выйдет из комнаты поговорить по телефону, можно ли считать ее потерявшейся или ее голос − свидетельство того, что она не ушла далеко?» Последний вопрос является одним из главных в этом возрасте. Особая привязанность детей к родителям заставляет постоянно следить за их присутствием в комнате. И это уже не игра в прятки, а беспокойство и огорчение. Ребенок начинает ползать, передвигаться по квартире, и это большое облегчение: отправиться в соседнюю комнату и проверить, там ли все-таки мама, − давняя мечта малыша. В девять месяцев ребенок полностью осознает постоянство предметов, и теперь его интересуют самые разные варианты пряток. Можно прятать его самого под платком − малыш, сидя в кроватке, стащит с себя эту завесу и даже не упадет. Можно зажать маленькую игрушку в кулачке − кроха, увидев это, будет пытаться разжать вашу руку и обнаружить потерю. Ребенок сам может прятать кубик в коробку и доставать его, вытряхивая. В 11 месяцев «обмануть» малыша становиться сложнее. Он не станет искать предмет там, откуда вы его забрали. Кроха внимательно следит за вашей рукой и обязательно найдет перепрятанную вещь.

Нади меня!

К играм в прятки можно отнести и все задания, которые содержат слова «найди», «отыщи» и тому подобные. Ведь если что-то нужно найти, значит, это «что-то» спрятано. Давайте ребенку картинки, где нужно найти различия, отыскать животных, найти для каждого подходящую тень. Предложите малышу отыскать пару к каждому его носочку или варежке. Можно сделать парные мешочки с разными наполнителями − рисом, горохом, ватой, спичками, крахмалом, скомканной бумагой − и отыскивать пару на ощупь. Предложите ребенку найти ту игрушку, которую вы загадали. Посадите больших зверюшек вокруг малыша и сообщите ему приметы пропавшего или его «адрес» (он сидит между белкой и медведем или справа от белки...). Можно попросить малыша закрыть глаза и убрать одну из игрушек − крохе предстоит ответить на вопрос: кто спрятался?

Усложненные версии

Игры в прятки проходят своеобразную эволюцию и «взрослеют» вместе с малышом. Ведь каждому человеку всегда приходится что-то искать, находить, а то и прятать.

За стеклом

Попробуйте положить игрушку за какой-нибудь прозрачный барьер. Попросите малыша найти ее. Понаблюдайте, будет ли кроха пытаться взять игрушку прямо через преграду или обойдет ее.

Закрой крышкой

Дайте малышу несколько емкостей и крышки к ним. Возьмите любую игрушку и положите ее внутрь, закройте подходящей крышкой. Малыш вытащит игрушку, а потом попробует спрятать ее сам. Сложность этой игры именно в том, чтобы не только положить вещь внутрь, но и прикрыть ее крышкой нужного размера.Можно дать ребенку для начала закрытые емкости: он откроет их и обнаружит внутри одной из них свою игрушку. Можно взять несколько игрушек и положить по одной в каждую емкость − так еще интереснее. Теперь надо найти именно мишку, а потом отгадать, где лежит машинка.

На привязи

Выберите две яркие игрушки и привяжите к ним по ленточке разного цвета. Покажите ребенку, что можно тянуть за ленты и подтаскивать игрушки к себе. А теперь спрячьте одну игрушку, а затем обе и оставьте только кончики ленточек. Пусть малыш сначала просто отыскивает игрушки, а потом попробует вытащить именно ту, которую вы назовете. Для этого ему нужно запомнить, ленточка какого цвета привязана к каждой игрушке. С возрастом количество игрушек и цветных ленточек можно увеличивать. К четырем годам можно предложить уже 4 или даже 5 пар.

Предлагая ребенку находить и прятать, вы формируете у него важные умения, развиваете логическое мышление, во многих играх − мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь.

Кто там?

Можно предложить ребенку отыскивать предметы в какой-нибудь крупе. Это занятие отвлечет малыша от капризов, пока вы колдуете над обедом. Ребенку постарше можно усложнить задание, предложив искать не руками, а ложкой или щипцами. А если вы подберете несколько железных предметов, дайте для их поиска магнит.

Разноцветная вода

Возьмите прозрачные стаканчики и несколько баночек гуаши. В емкость налейте воды и положите одноцветные предметы: шарики, детальки конструктора − то, что есть в наличии. Их цвета должны совпадать с цветом гуаши. Обмакните кисточку, например, в зеленую краску и растворите гуашь в воде, где лежит зеленый предмет. Повторяйте движение до тех пор, пока игрушку не станет видно. Пусть теперь малыш спрячет красный предмет, а потом желтый.

В песочнице

Здесь можно показать ребенку, как делаются «секретики» − все взрослые помнят, как в детстве зарывали в землю фантики, прикрытые стеклышком, а потом, аккуратно счищая песок, любовались картинкой. Для малышей лучше использовать прозрачную твердую пленку, в которую часто ламинируют игрушки.

Почти простые прятки

Правила традиционных пряток знают все. Водящий считает, стоя у стены, пока другие игроки прячутся. Потом начинает их искать. Попробуйте предложить ребятам западный вариант этой игры. Он называется «сардинки». Прячется один, а ищут его все. Однако если игрок находит спрятавшегося, он должен присоединиться к нему. Игра заканчивается, когда последний герой наконец встречается со всеми остальными.

Не располагая большой территорией, с малышом можно поиграть в «Горячо − холодно». Нужно спрятать предмет в комнате и подсказывать крохе его расположение словами: «холодно» − он стоит далеко от предмета, «тепло» − ближе к предмету и «горячо» − совсем рядом.

Сидя на диване

Такие прятки хороши во время подготовки ко сну или ожидания в очереди. Найди букву Ф, красную пуговицу, кнопку или даже цифру 12 − и тому подобное, в зависимости от интерьера.

Ориентирование по плану

На листке бумаге изобразите план комнаты. Для детей двух-трех лет постарайтесь прорисовать мебель чуть более детально, чем это принято на схемах. Разберите с малышом, какие предметы изображены на рисунке. Пусть кроха подойдет к тому, на что вы укажите на рисунке. В общем, убедитесь, что ребенок в состоянии «прочитать карту». Спрячьте какую-нибудь конфетку, маленький подарочек или просто определенную игрушку в комнате, а на плане изобразите тайник крестиком. Предложите малышу найти клад.


Top