Тонирование бумаги. Рисуем синиц цветными карандашами на тонированной бумаге Тонирование бумаги зеленым, черным и красным чаем

Традиционный способ работать с мелками или карандашами контэ - это рисование на тонированной бумаге белым цветом или сангиной. Бумага представляет средний тон, так что вы можете эффективно манипулировать тремя цветами. Эта методика известна как «a trios couleurs» (трехцветная) и является превосходным средством моделирования формы; она нередко использовалась старинными мастерами для изображения обнаженной натуры.

Обычный выбор для работы белым и сангиной контэ составляет бежевая бумага или цвета сливок, но метод может быть применен и к работе на бумаге других цветов.

Вы могли бы, например, использовать черный или белый мелок на серой или голубой бумаге, и не исключено даже применение всех четырех цветов контэ одновременно.

Преимущество использования тонированной бумаги состоит в том, что вы можете сами рисовать наиболее светлые места вместо того, чтобы оставлять их белыми участками, как в обычном одноцветном рисунке. В работах старинных мастеров основные блики обычно подчеркивались белым в последнюю очередь; вы же можете начать с белого, если предметы представлены в основном бликами или светлыми местами, в процессе работы постепенно переходя к более темным тонам, оставляя бумагу свободной для средних тонов. Вполне реально использовать методы растушевки, но следует соблюдать осторожность в самом начале и стараться не покрывать бумагу слишком плотно, чтобы не засорить поле рисунка, сделав его непригодным для работы.

Помните, что использование двух или больше цветов контэ является сутью и основой в монохромной методике; цвета используются в качестве тонов, а не представляют фактические цвета

Как создать рисунок в стиле Да Винчи

1. Работая на бумаге теплого среднего тона, художник использует сатиновый карандаш контэ для начального эскиза и затем намечает первый тон легкими штрихами.

2. Для создания формы головы и обозначения основных светлых тонов используется белый цвет контэ. Штрихи остаются едва заметными. Такого результата можно достичь, держа карандаш как можно дальше от кончика.

3. Чтобы подчеркнуть характерные особенности лица, выбран хорошо заостренный черный карандаш контэ. Поскольку на данном этапе необходим более строгий контроль, карандаш держат уже ближе к острию.

4. При исполнении этого рисунка художник взял за основу штудии Леонардо да Винчи. Чтобы достичь мягкого эффекта, принесшего славу мастеру, он смешивает блики и средние гона на щеках мягкой тканью, обернутой вокруг пальца.

5. Еще раз подчеркнуты особенности, усилена тень со стороны лица, и несколько штрихов добавлено к волосам. Обратите внимание на мягкое затемнение сбоку рта и под нижней губой.

Тонирование бумаги заливкой дает ровную цветную поверхность. Ее можно использовать для решения всевозможных художественных задач. Например, изображая рыбок, вы уже имеете среду их обитания – воду (лист тонированной голубой бумаги). Очень интересно рисовать белой гуашью зимние пейзажи на темной бумаге. Можно, конечно, просто купить бумагу нужного цвета. Но это довольно дорого (особенно это существенно для детских садов и школ). Да и срочно ехать в магазин иногда нет времени.
Лучшим материалом для тонирования бумаги заливкой является акварель – слой тона получается тонким, прозрачным, краска прекрасно разводиться водой, на залитой акварелью поверхности хорошо рисовать любыми другими материалами. Если же надо получить очень плотный, кроющий слой, то лучше всего подойдут тушь или чернила.
Если бумага очень покоробилась или «закрутилась», то можно прогладить ее с изнаночной стороны утюгом, но лучше этого избегать. Сильно «заутюженная» тонированная бумага плохо подойдет для рисования с детьми фломастерами или акварельными красками. Они будут «проскальзывать» по ней. Хотя гуашь, конечно, ляжет прекрасно и на такую поверхность.
Тонировать бумагу заливкой вы можете сами, заранее, и давать ее детям уже готовой. Если же вы хотите привлечь к тонированию детей, то рекомендуем сделать или . Обе эти технике воспринимаются детьми как игра с красками и занятия проходят очень весело.

Однотонная заливка – тонирование бумаги для рисования с детьми

Однотонная заливка – придание бумаги другого цвета, равномерное ее окрашивание. Вы можете выбрать любой цвет краски. Для однотонного тонирования бумаги удобно пользоваться не кистью, а кусочком ваты или поролона (ватой получается ровнее). Возьмем кусочек ваты (подойдут диски для снятия макияжа – сразу 2-3 штуки), намочим его в воде, окунем в краску и, совершая движения слева направо – справа налево закрасим лист. Если лист получился «полосатым» просто слегка промойте вату и пройдите ей по всей поверхности, выравнивая тон.


Если вам надо сделать очень темный, синий, красный, черный цвет бумаги, то лучше воспользоваться тушью или чернилами. Их наносят широкой кистью, аккуратно покрывая всю поверхность листа. Постарайтесь, чтобы тушь не собиралась в «лужи» – они потом могут потрескаться.


Тонирование бумаги тушью подойдет для рисования с детьми зимнего пейзажа белой гуашью, для освоения элементов хохломской росписи.

Разноцветная заливка – тонирование бумаги для рисования с детьми.

Возможно, вам захочется сделать разноцветную заливку – чтобы цвета перетекали один в другой. Для этого нужно действовать так же, как и при однотонной заливке, но после закрашивания 1/3 листа добавить на кисть (вату) другой краски.


Затем можно добавить еще одну. Учитывайте, что краски будут перемешиваться и, если цвета будут неудачными, может выйти «грязь». Гарантированно хороший результат будет при использовании ближайших цветов спектра (красный-желтый, в переходной зоне будет оранжевый, желтый-зеленый и т.д.). Можно сделать «градиентную» заливку разной интенсивности одного цвета. Тогда вместо краски другого цвета просто добавляете воду.


После окончания закрашивания, вымойте и отожмите тампон и пройдите еще раз по рисунку, чистым и влажным инструментом, выравнивая тон.
Тонирование бумаги гуашью подойдет не столько для рисования, сколько для аппликации с детьми. Например, можно .
Если затонировать бумагу двумя цветами – например, синим и зеленым или синим и желтым, то получится прекрасная основа для рисования с детьми пейзажей. При таком тонировании бумаги лучше дождаться, когда первая нанесенная краска высохнет. Так же композиционно лучше размещать «линию горизонта» не точно посередине листа, а примерно на высоте 1/3 всей картины. Причем 2/3 могут занимать как «небо», так и «земля».

Такие заранее подготовленные листы особенно полезны при работе с малышами. Ведь в этом случае работы получатся «взрослыми» и у детей будет исподволь складываться представление о линии горизонта и перспективе.


Рисование поролоновой кистью – тонирование бумаги для рисования с детьми.

Для этой техники тонирования бумаги нам потребуется некоторое оборудование –акварельные краски в тюбиках и, собственно, сама кисть. Прежде всего, нужно подготовит инструмент – поролоновую кисть. Вот простой способ ее сделать. Возьмите линейку и офисную скрепку-зажим. Зажмите скрепку на линейке. Теперь берем кусок поролоновой губки и, согнув его пополам, обматываем скрепку. Чтобы губка прочно держалась, закрепляем ее степлером. Наш инструмент готов!


На палитру нанесем рядом краски желаемых цветов. Краски должны лежать рядом и занимать пространство, равное ширине кисти. Влажную кисть обмакнем в краски.
Проведем кистью по бумаге – у нас останется разноцветная линия. Повторяем операцию, пока не заполним цветом всю бумагу.


Если у вас нет акварельных красок в тюбиках, можно воспользоваться гуашью, но и рисовать на такой бумаге можно будет только гуашью, желательно темных тонов. Зато гуашевыми красками можно просто рисовать с детьми такой кистью, получая замечательные эффекты!


Вот, например, настоящая радуга – на кисти все цвета солнечного спектра! А нарисована она всего одним движением.
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас все получиться!

Всем жаркий летний привет!

Сегодня вновь наша постоянная рубрика "Эксперимент" и на этот раз мы будем тонировать бумагу!

Как вы готовите странички для блокнотов? Многие распечатывают специальные дизайны, или это могут быть просто белые или цветные листочки, по желанию проштампованные... Но иногда этого становится мало, наша фантазия требует чего-то большего и тут нам на помощь приходит тонирование листов бумаги.

Способов тонирования невероятное множество, в ближайших выпусках мы постараемся всё о них рассказать)

И в первую очередь конечно наше внимание привлекает самый распространённый краситель - кофе!

И сегодня я - Алеся Плахова (LesikSolnce) буду красить листочки вместе с вами!

Приступим.

Кофе используют как растворимый так и молотый. Я всегда пользовалась первым, но решила выяснить в чём же тут разница. При этом, просмотрев море материала по этому вопросу я нашла два наиболее частых метода - погружение в раствор и окрашивание кистью.

Итак, я взяла две ёмкости - в одной растворимый гранулированный кофе, во второй молотый.

Пару слов о концентрации. Точного общего ответа по данному вопросу я не нашла на просторах интернета, думаю - это приходит путём проб и для каждой мастерицы это соотношение кофе:вода своё. Главное, чтобы раствор был достаточно концентрированным. Я взяла 2 столовые ложки на 250 мл воды. Кофе нужно залить кипятком, затем дать раствору остыть. Молотый я несколько раз процедила через ситечко.

И вот что у меня получилось.

Левый листик я погружала в растворимый кофе, правый окрашивала кистью. Мне кажется, что кистью получается более светлый оттенок, но этот способ более трудоёмкий.

И следующее фото соответственно с молотым кофе.

Помимо просто окрашивания бумаги существует ряд приёмов, призванных добавить изюминку в вашу работу.

1. Самое первое, что приходит на ум - побрызгать тем же раствором, в котором бумагу и окрашивали) Итак - брызги кофе.

Внизу на листочках я поставила отпечатки донышком чашки. Брызгать кофе нужно уже на высохшие листочки.

2. Опять же не отходя от кофе - им можно посыпать ещё влажную бумагу.

В первом случае я посыпала гранулами кофе, думаю, что лучше для этой цели подойдёт просто растворимый, мелкий. Эффект очень интересный, бумага выглядит как прожжённая огнём.

Во втором случае я посыпала бумагу молотым кофе. Этот способ полностью разочаровал, т.к. на влажной бумаге всё выглядело очень здорово, мелкие крупинки красиво расплывались по бумаге. Но после высыхания весь кофе осыпался, не оставив и следа.

3. Уже высохшие листочки можно побрызгать просто водой - этой метод часто используют при работе с дистрессами. На тонированной в кофе бумаге метод тоже срабатывает весьма причудливо - получаются более светлые островки, окружённые тёмной каёмкой:

4. В нескольких источниках я встретила и такой интересный метод - вместо воды уже высохшую бумагу сбрызгивают спиртом. Смотрим:

Честно говоря, большой разницы между водой и спиртом я не заметила, вода понравилась даже больше.

5. И не отходя от жидких красителей) Иногда для создания интересных эффектов используется акварель. Здесь уже всё зависит от необходимой цветовой гаммы. Для эксперимента я воспользовалась аква-спреями - "Манго", "Солнечное утро" и "Лесная зелень" Сбрызгивала мокрые заготовки для получения красивых плавных переходов. Как вы понимаете можно побрызгать и на сухую бумагу - но это уже будут яркие цветные брызги на тонированной бумаге.

6. Далее перейдём к сыпучим ингредиентам. Использование поваренной соли. Для этого метода лучше использовать крупную соль - тогда рисунок от растворённых кристаллов будет более причудливым. В зависимости от количества - достигается различный эффект. Я сыпала от души дабы показать рисунки, которые появляются на бумаге.

Елена Владимировна Таратова

Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс "Тонирование листа бумаги " для последующего рисования .

Мои детки, как и все дети, очень любят рисовать ,но больше всего их увлекает рисование нетрадиционными техниками . Во время рисования они чувствуют себя художниками.

На белом листе бумаги рисунки получаются , как мне показалось, не очень яркими и насыщенными.

Я предложила детям попробовать различные способы тонирования листа бумаги .

В свободное время мы попробовали тонирование листа различными материалами. Дети пришли в восторг!

Предлагаю Вашему вниманию несколько способов.

1 способ "Монотипия"

Лист бумаги нанести гуашь , так чтобы гуашь была насыщенной и влажной, сверху прикрыть вторым листом и прогладить по листу ладошками , снять лист


2 способ "Поролоновая губка"

На влажную,но хорошо отжатую губку наносится краска или полоски краски. Губка переворачивается краской вниз и проводится непрерывная (прямая или волнистая линия) .Такими линиями заполняется весь лист .



3 способ "Печать скомканной бумагой "

Тонкий лист бумаги смять и опустить в краску,а затем комок примакивать к плотному листу бумаги , там где хотите,выбирать краску можно любую.




4 способ "Граттаж"

Закрашиваем лист бумаги пастелью , можно разноцветной, затем берем черную гуашь и покрываем лист .

5 способ "Шпатель зубчатый"

Закрасить лист бумаги краской . Несколько раз провести по закрашенному участку в любом направлении, пока не получатся рельефные линии. Дать краски высохнуть.




6 способ "Набрызг"

На зубную щетку или жесткую кисть набрать немного краски, наклонить щетку или кисть над листом провести по ворсу . Брызги разлетятся по листу .



Вот и можно приступать к рисункам!

Уважаемые коллеги!Буду рада, если мой мастер - класс Вам пригодится в работе!

Приятного Вам просмотра!

Публикации по теме:

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель:.

Мастер-класс по изобразительной деятельности. 1 слайд: Тема: «Нетрадиционные техники рисования». 2 слайд: Актуальность темы: Во время.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Работаю над проектом "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования стран мира для детей старшего дошкольного возраста". Расскажу немного.

Детям нравится все необычное, яркое. Вот такого крокодильчика с шероховатой поверхностью я предложила сделать своим воспитанникам на занятии:.

Создательница правополушарного, интуитивного рисования - Бети Эдвардс. Миссис Эдвардс считает (и я в принципе с ней согласна, что умение.

МДОУ « ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №2» г. Валуйки Белгородской области

Мастер-класс

« Тонирование бумаги различными способами».

1.Способ - тонирование акварельными красками по-мокрому и целлофаном.

2.Способ- тонтрование кофе и солью.

3. Способ – тонирование красками из фломастеров (набрызг).

4.Способ – тонирование мыльными пузырями.

5.Способ- тонирование гофрированной бумагой.

Подготовила и провела воспитатель

Старшей группы

Компенсирующей направленности

БЕЛИЧЕНКО Н.А.

Г. Валуйки

2013г.

Цель: освоение и последующее применение технологии тонирования бумаги различными способами в практической деятельности педагогов ДОУ.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Развивающее художественно-творческое занятие, сочетающиеся с играми, с массажными упражнениями, содействует совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и коммуникативности. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь.

Не секрет, что в последнее время уровень развития речи детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Именно, поэтому в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, выделена отдельная образовательная область «коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

Развитие свободного общения;

Развитие всех компонентов устной речи;

Практическое овладение нормами речи.

Кроме этого, на протяжении длительного времени ученые проводят многочисленные исследования, в области использования лечебного воздействия цвета от различных недугов через рисунок.

Именно поэтому, на мой взгляд, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать предоставленную технологию.

II. Представление 1-й технологии.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

В зависимости от степени влажности бумаги выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Нас интересует работа по-мокрому.

Суть этой технологии заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.

Итак:

Шаг 1 – Возьмем широкую кисточку. Окунем ее в воду и, не выжимая, нанесем воду равномерно на лист бумаги.

Шаг 2 – Возьмем краску и нанесем ее на мокрый лист бумаги, не дав ему высохнуть. Работа будет выглядеть эффектнее, если мы используем несколько цветов. Наносите краску ярко, полосками, пятнами, кому - как захочется. После каждого цвета нужно мыть кисточку. Здесь важно не сделать на бумаге лужу. Если такое произошло, то необходимо вымокать её салфеткой. На мокрой бумаге краска будет красиво растекаться, образуя новые оттенки.

Шаг 3 – На мокрую краску наложите сверху целлофан и сомкните его так, чтобы получились складки.

Шаг 4 – Дайте просохнуть краске. Пока краска сохнет с ребятами можно провести какую-нибудь игру.

Шаг 5 – Снимите целлофан после полного высыхания краски.

В данной работе можно использовать вместо целлофана упаковочный материал с пузырьками.

III. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки акварельными красками по-мокрому и с использованием целлофана.

IV. Представление 2-й технологии.

Тонирование бумаги растворимым кофе и солью - это интересный способ превращения белого листа бумаги в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая. Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым. А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть необходимо большую овальную синтетическую - так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть бумага, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта.

Тонирование по сухому листу бумаги

Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти.

Тонирование по влажному листу бумаги

Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистой водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в рисунках . И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или акварели бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и с бумаги ее потом сложно убрать. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой.

Следует использовать крупную соль, не экстра.

V. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки раствором кофе с применением кристаллов соли.

VI. Представление 3-й технологии.

Тонирование мыльными пузырями – популярный и забавный способ тонирования бумаги. Итак, начнем!
Для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист бумаги. Получаем красоту.

Можно взять готовый раствор для мыльных пузырей . Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся.

Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Примечание. Обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг

VII. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги мыльными пузырями.

IV. Подведение итогов. Просмотр творческих работ. Обсуждение результатов. (Например, в каких работах можно применить данный фон. Привести образцы детских работ с данным фоном). Предложить для тонировании использовать другие средства: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.


Top