Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Проект «Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
    • к семье, поселку, стране;
    • к природе родного края;
    • к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

1. Проблема

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
  • воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
  • воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
  • создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».

2. Планируемые результаты

  • дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
  • совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
  • создание мини-музея «Матрешка».

3. Рабочий план реализации проекта

Средства реализации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. Консультация для родителей
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
  5. Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
  6. Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
  7. Беседа.
  8. Кружковая работа.

Этапы реализации педагогического проекта

Организационный:

  1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
  4. Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
  5. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
  6. Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
  7. Оснащение развивающей среды.
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  9. Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».

Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Работа с детьми
1 декабря Групповая комната Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. Воспитатели
2 декабря Муз.зал Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната, муз.зал Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке Воспитатели, муз.руководитель
3-5 декабря Групповая комната НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». Воспитатели
4 декабря Групповая комната Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) Воспитатели
4-5 декабря Муз.зал Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова муз.руководитель
2 декабря Групповая комната Разучивание физ. минутки «Матрешки» Воспитатели
3 декабря Спорт.зал Подвижная игра: «Матрешки» Физ.инструктор
1-5 декабря Групповая комната Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Рассматривание иллюстраций Воспитатели
Работа с родителями
1 декабря Групповая комната Консультация для родителей «Матрешка» Воспитатели
5 декабря Групповая комната Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». Воспитатели
1-5 декабря Изготовление семейной матрешки. Воспитатели и родители
1-5 декабря Групповая комната Организация мини-музея Воспитатели, родители и дети

Заключительный:

Подведение итогов в реализации проекта

Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».

4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

  • дидактические и наглядные пособия;
  • методическая литература;
  • иллюстрации с различными видами матрешек;
  • детская художественная литература;
  • аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова

Список используемых источников:

  1. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
  2. Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
  4. Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
  5. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
  6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.

1.Актуальность…………………………………………………..2 стр.

2.Цель, задачи……………………………………………………4 стр.

3.Стратегия, методы и механизм реализации проекта………..5 стр.

4.Литература……………………………………………………..6 стр.

5.Этапы реализации проекта……………………………………7 стр.

6.Тематический план ОД в мини-музее………………………..8 стр.

7.Дальнейшее развитие …………………………………………10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта:

Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт:

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт».

Формы и виды работы с детьми.

Беседа

Рассказ

НОД

Чтение художественной литературы

Игра

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании.// Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И.В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.//Управление ДОУ.-2008.-4.-с.77.

7.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Практический этап.

Внедренческий этап.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема

Образ.области

Цель образовательной деятельности

Сроки

«Знакомство с русской избой»

Социально-коммуникат.,

Речевое.

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай.

Декабрь.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

Речевое, познавательное.

Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Январь.

«Народная игрушка – матрешка»

Познавательное, речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства.

Февраль.

«Волшебная дудочка»

Речевое, худож.-эстетич.

Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

Февраль.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич.

Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь.Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Февраль.

«Госпожа честная Масленица»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное.

Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Март.

«Великий праздник Пасха»

Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное.

Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

Апрель.

«Народная игрушка кукла-самоделка»

Познавательное, худож.-эстетич, речевое.

Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Май.

«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение)

Худож.-эстетическое, физическое, речевое.

Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Май.

Дальнейшее развитие проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.


Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .

Наталья Келлер
Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

1. Актуальность…. 2 стр.

2. Цель, задачи…4 стр.

3. Стратегия, методы и механизм реализации проекта… . 5 стр.

4. Литература…. 6 стр.

5. Этапы реализации проекта…7 стр .

6. Тематический план ОД в мини-музее…. 8 стр.

7. Дальнейшее развитие …10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей . Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности , уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм -это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом , сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам , традициям, фольклору , художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках , посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека , а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения , почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях . А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие : с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта :

Познакомить детей с особенностями фольклора , культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников , привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей ;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства ;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта .

Участники проекта : дети, воспитатели , музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации : долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт :

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств .

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт» .

Формы и виды работы с детьми.

Чтение художественной литературы

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста . Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов . -СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» . 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника . // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк . возраста : // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании . // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику . //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования . Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта .

Подготовительный этап.

1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.

2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.

3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.

Практический этап.

1)Создание мини-музея в группе. Октябрь-ноябрь.

2)Сбор экспонатов для музея.

3)Разработка экскурсий и мероприятий.

4)Пополнение музея экспонатами. В течение года.

Внедренческий этап.

1)Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.

2)Экскурсии.

3)Приглашение гостей.

4)Проведение образовательной деятельности в музее.

5)Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема Образ. области Цель образовательной деятельности Сроки

«Знакомство с русской избой» Социально-коммуникат. ,

Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами : изба, горница, каравай.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

«Народная игрушка – матрешка» Познавательное, речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.

«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу : ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…» Физическое, речевое, познавательное,худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

«Госпожа честная Масленица» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица» . Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

«Наша изба – на славу хороша» (посиделки, развлечение) Худож. -эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Дальнейшее развитие проекта .

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно , духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма . Так же хорошо развивается разговорная речь детей , расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.

Проект

«Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников»

МДОУ детский сад №8 « Звёздочка» городского округа город Мантурово с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников второй категории

2010 год

Задачи: 1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

2. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.

3. Формировать навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4.Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русским музыкальным фольклором.

5. Прививать уважение к культуре и истории и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

6. Способствовать развитию физических качеств через народную игру, как национального богатства русского народа.

Бытие" href="/text/category/bitie/" rel="bookmark">бытия и самосознания, возродить патриотизм и подтвердить высокую культуру русского народа.

Виды фольклора

https://pandia.ru/text/78/611/images/image004_53.gif" width="1038" height="636">.jpg" width="718" height="480 src=">

Материально-техническое обеспечение

Комната « Русская изба»

Уголки старины (по группам) –куклы в национальных костюмах, предметы старины.

Групповые « Фольклорные центры»- уголки ряжения, атрибуты к театрализованной деятельности.

Альбомы по краеведению :

« Наш город», « Наша малая Родина», « Мантурово 45 лет», « Из истории города Мантурово», « Наши земляки».

Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты , диафильмы)

Использование подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка , бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

Учебно-дидактическое обеспечение


1. Проведение занятий

2. Проведение праздников, развлечений

3. Работа кружков « Русская горница, « Русские узоры»

4. Дидактические игры

5.Проведение диагностики

6. Экскурсии

Работа с воспитателями

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть. Если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания которые будут достигнуты детям дошкольного возраста то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

- организация выставок и экскурсий;

- подготовка и проведение праздников и развлечений;

- Дни русской кухни;

- Дни открытых дверей;

- совместная работа с семьёй;

- изготовление методических пособий;

- определение этапов совместной работы специалистов и воспитателей;

- организация игровой деятельности и создание игротеки;

работа со словом, музыкой и пластикой;

https://pandia.ru/text/78/611/images/image016_15.jpg" width="861" height="670">


Ожидаемый результат

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

Воспитать у детей зачатки гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

Раскрыть смысл понятия « патриоты своей страны»

Воспитать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев;

Способствовать формированию чувств гордости за свой народ;

Научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям России;

Воспитать гражданина своей страны.

Цель: Раскрыть значение фольклора как средство воспитания патриотических и нравственных качеств детей; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.


Top