Петер Карл Фаберже (Peter Faberge). Биография, история Дома Фаберже в России

Карл Фаберже - это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем - у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ - натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали - искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них - это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз - это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, - предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера - других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных - это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года - «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

(1846-1920) русский ювелир

Его предки были французскими гугенотами. От религиозных преследований они укрылись в Германии, а оттуда в 1800 году перебрались в Эстонию, где дед Карла работал плотником. Затем семья переехала в Петербург, и здесь отец Карла, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму.

Карл Фаберже пришел в фирму в 1866 году, когда ему исполнилось двадцать лет. В то время они выпускали только ювелирные украшения. А всего через шесть лет, в 1872 году, Карл Фаберже возглавил фирму. К этому времени он совершил поездку в Европу и познакомился с продукцией крупнейших ювелирных фирм - Массе, Кулона, Бушерона.

Однако прошло еще целых десять лет, прежде чем его фирма завоевала вначале всероссийскую, а затем и мировую известность. Наряду с ювелирными украшениями Фаберже стали выпускать и «полезные предметы» - часы, портсигары, пепельницы, лупы, светильники, лорнеты и даже предметы сервировки стола. Большая заслуга в этом принадлежит младшему брату Карла Агафону Фаберже. С его приходом в фирму перечень выпускаемых изделий расширился.

В 1882 году Карл Фаберже выполнил для Эрмитажа копии скифских драгоценностей. Эта работа привлекла внимание императора, который в 1885 году сделал первый заказ на пасхальное яйцо. Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора», а в 1890 году был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества». Триумфом фирмы стал 1894 год, когда Карл Фаберже исполнил жемчужное ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне.

С этого времени на всех международных выставках Фаберже неизменно получал золотые медали. Он открыл в Петербурге несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на выполнении отдельных видов работ - камнерезных, эмальерных, по золоту и серебру. Карл Фаберже открывает магазины в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Апогеем славы дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где Карл получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почетного легиона.

Изделия фирмы поставлялись на Ближний Восток, в Америку, а также к датскому, испанскому, шведскому и норвежскому королевским дворам. Но особую любовь к Фаберже испытывал английский королевский дом. Королева Александра однажды даже изъявила желание познакомиться с ювелиром, но великий мастер смутился и спешно покинул Лондон.

Необходимо сказать и о тех, кому Фаберже обязан своей славой. Это прежде всего замечательные ювелиры - Михаил Перхин, Франц Бирнбаум и Генрик Вигстрем. Для него также работали крупнейшие художники и архитекторы, например Федор Шехтель и Виктор Васнецов.

Фаберже часто критиковали за то, что его изделия перенасыщены драгоценностями. Его вещи казались дорогостоящими безделушками, а не произведениями искусства. Действительно, некоторые вещи задумывались им как игрушки-солдатики или фигурки животных - из самоцветов. Но и эти вещи Фаберже превращал в подлинные шедевры. «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга», - говорил он.

В 1902 году выставка изделий фирмы состоялась и в Петербурге, там впервые были показаны вещи, изготовленные по заказам титулованных особ. Во время Первой мировой войны в мастерских Фаберже изготовляли медные кастрюли и тарелки, а также награды для русских воинов.

Фирма была закрыта в 1918 году. К этому времени домом Фаберже было изготовлено от 120 до 150 тысяч предметов. Карл Фаберже покинул Россию и в 1920 году умер в Швейцарии. Позже его прах был перенесен во Францию и захоронен в Канне.

После революции и в 20-е годы изделия Фаберже не имели практически никакой ценности. В 30-е годы знаменитые пасхальные яйца можно было купить на аукционах всего за несколько сотен долларов. И лишь в наши дни появился новый интерес к Фаберже: в 1992 году пасхальное яйцо работы Фаберже было продано более чем за три миллиона долларов.

Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства. Сам ювелир прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты. Публикуем самые интересные факты из биографии Карла Фаберже.
Кавказское, яйцо Фаберже, 1893
Коронационное, яйцо Фаберже, 1893 1. Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в. 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками. 2. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары. Ландыши, яйцо Фаберже, 1898 Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906 Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901 3. Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.
Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894
Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911 4. Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.
Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916
Память Азова, яйцо Фаберже, 1891
Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895 5. Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой - несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках. Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907 6. После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли всё - и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно.
Курочка, яйцо Фаберже, 1885
Павлин, яйцо Фаберже, 1908 7. После Октябрьского переворота большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства», распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора. В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов. Впрочем, именно благодаря этому яйца Фаберже были спасены от переплавки. Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

Петер Карл Густавович Фаберже. Родился 18 (30) мая 1846 года в Санкт-Петербурге - умер 24 сентября 1920 года в Лозанне (Швейцария). Российский ювелир. Изготовитель знаменитых яиц Фаберже.

Карл Фаберже родился 18 (30 по новому стилю) мая 1846 года в Санкт-Петербурге.

По национальности - немец.

Отец - Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи с французскими корнями, родом из Эстонии. В 1842 году основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.

Мать - Шарлотта Юнгштедт, дочь датского художника.

В юные годы Карл Фаберже путешествовал по Европе, обучался в Дрездене. Затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана.

После этого вернулся в Россию и в возрасте 24 лет в 1870 году возглавил фирму отца.

Крестным отцом фирмы Фаберже, который позволил его произведениям стать всемирно знаменитыми, можно считать русского императора , который в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве обратил внимание на изделия мастера. С того времени Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Свое первое ювелирное яйцо Карл Фаберже и мастера его фирмы создали в 1885 году - они выполняли заказ Александра III, пожелавшего сделать пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона, которая позднее была утрачена.

Надо отметить, что идея подобного ювелирного изделия отнюдь не была оригинальной - пасхальное яйцо Фаберже стало вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века (3 экземпляра которого известны и сегодня). Они находятся в замке Розенборг (Копенгаген), музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее было в Дрезденской художественной галерее «Зеленые своды»). Во всех трех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. При этом изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз - это было единственным условием.

Вскоре фирма Фаберже прославилась на всю Европу. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия в подарок.

В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

В 1899-1900 годах в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из них сохранились - в связи с чем говорить, что автор всех яиц лично сам Карл Фаберже не следует. Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила несколько изделий и для частных заказчиков. Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге. Остальные известные восемь яиц Фаберже были выполнены на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены ещё какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов. Пример неожиданного открытия - выставленное на продажу осенью 2007 году «яйцо Ротшильдов», которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

Среди других работ Фаберже - уникальный натюрморт 1905 года, который представляет собой камень, на котором разложен «джентльменский набор»: яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок - из белого камня, желток - из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи - из серебра, стакан и его содержимое - из хрусталя, а окурок - из хрусталя и кварца.

Фирма Фаберже выпускала не только дорогостоящие «игрушки для богатых», но и вещи, рассчитанные на потребителя со средним достатком. Известно, что на одном из заводов фирмы в 1914 году выпускались медные чарки.

яйца Фаберже

После революции 1917-го и установления советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы.

В Петрограде в руки большевиков попали практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий, за которые владельцам не было выплачено никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь маленькую долю изделий, которые Евгений Фаберже незадолго до этого смог вывезти в Финляндию.

Впоследствии большевики свободно распоряжались конфискованным имуществом - так, Эмануил Сноумэн (Emanuel Snowman) из торгового дома Wartski вспоминал, что в период с 1925 по 1939 годы он регулярно приобретал у советского государственного торгового агента большое количество изделий Фаберже, в том числе шесть пасхальных яиц, прямо в расположении бывшего петроградского магазина Карла Фаберже на Большой Морской, 24.

В сентябре 1918 года Карл Фаберже, опасаясь ареста, нелегально покинул Петроград, под видом курьера одного из иностранных посольств, и поездом уехал за границу - в Ригу. Вскоре после этого Советская Россия вторглась в Латвию и Карлу Фаберже пришлось бежать дальше на Запад - в Германию.

Он поселился в Берлине, но и там началась революция. Фаберже пришлось перебраться во Франкфурт-на-Майне, затем в Хомбург и Висбаден, где он наконец-то остановился.

Карл Фаберже так и не оправился после потрясших его революционных событий. В это время он часто повторял: «Жизни больше нет».

В мае 1920 года у него стало плохо с сердцем. Когда здоровье его несколько улучшилось, семья перевезла его в окрестности Женевского озера, известные своим здоровым климатом.

Умер в городе Лозанна в Швейцарии утром 24 сентября 1920 года, выкурив незадолго до смерти полсигары. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

В память о великом в Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска. В Киеве также есть мемориальная доска в честь известного ювелира.

В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже.

19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.

В Баден-Бадене есть музей Фаберже первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира.

В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

Тайны Фаберже

Личная жизнь Карла Фаберже:

Жена - Августа Юлия Якобс. Вступили в брак в 1872 году.

В браке родилось четверо сыновей: Евгений Фаберже, Николай Фаберже, Александр Фаберже, Агафон Карлович Фаберже.

У Карла Фаберже был роман с кафешантанной певичкой Иоанной-Амалией Крибель. Он влюбился в нее в Париже в 1902 году в возрасте 56 лет. Ей было 21. С того времени он ежегодно примерно на 3 месяца выезжал по коммерческим делам в Европу, где сожительствовал со своей пассией. Их роман длился 10 лет.

В 1912 году Иоанна-Амалия вышла замуж за 75-летнего грузинского князя Карамана Цицианова.

Судьба свела их в 1914 году, с началом войны. В тот момент она жила в Германии и упросила бывшего любовника походатайствовать о переезде в Россию. Несмотря на то, что тогда начались гонения на людей с немецкими фамилиями и сам Фаберже балансировал на грани высылки (из-за чего даже частично перерегистрировал акции фирмы на доверенных работников с русскими именами), он использовал свои связи при Дворе и помог бывшей пассии перебраться в Петербург, в котором она поселилась в гостинице Европейская.

В 1916 году Иоанна-Амалия Цицианова (урожденная Крибель) была обвинена в шпионаже в пользу Германии и арестована. Фаберже и тогда пытался хлопотать за неё, но безуспешно: Амалию осудили и отправили в Сибирь.

Амалия Крибель - любовница Фаберже

Сыновья Карла Фаберже:

Старший сын - Евгений Карлович Фаберже (29.05.1874 - 1960), талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки.

В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме.

В 1900 году за выставку в Париже награждён офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра.

С 1894 года работал на фирме отца. С 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге.

В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Агафон Карлович Фаберже (24.01.1876 - 1951) учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана.

В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года - эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца.

В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награждён золотой медалью.

Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились - только через много лет друг семьи сам признался в краже.

Он не уехал вместе с семьей из советской России. С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком.

В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Поселился в купленном и перестроенном четырехэтажном доме в Хельсинки. Жил за счет продажи части своей богатейшей коллекции марок.

Александр Карлович Фаберже (17.12.1877 - 1952) учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве.

Затем - руководитель и художник московского отделения фирмы.

В 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса.

Позже эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Николай Карлович Фаберже (09.05.1884 - 1939) - выпускник Петришуле (учился с 1894 по 1902 год), художник по ювелирным изделиям. Учился у американского художника Сэржанта в Англии.

С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.



Яйца Фаберже уже долгие годы ассоциируется с императорским домом России. Эти уникальные ювелирные изделия были сделаны специально для российских монархов и чудом уцелели в период Октябрьской революции.

До наших дней дожили почти все произведения искусства Карла Фаберже, а их всего насчитывается 71 экземпляр. Из этого количества 54 ювелирных яйца было сделано специально для нескольких поколений царской семьи. Каждое из этих уникальных творений было сделано в единичном варианте, и имело свой собственный секрет.

Какие еще тайны хранит эта удивительная коллекция? В этой статье собраны самые увлекательные факты об украшениях, которые весь мир прозвал яйцами Фаберже!

Карл Фаберже

Известный на весь мир ювелир был рожден в Санкт-Петербурге в 1846 году. Его отец тоже занимался ювелирным делом, неудивительно, что Карл перенял страсть к этому делу от семьи и уже в 24 года встал во главе ювелирной фирмы. В 1882 году он принимал участие во всероссийской выставке, где его работы приглянулись императору Александру III.

Карл Фаберже, император Александр III и его жена Мария Федоровна

С тех пор монарх несколько раз обращался к нему с заказами. Через несколько лет у императора появилась задумка, которую мог воплотить только Карл Фаберже. Он хотел подарить что-то необычное на вознесение Иисуса для своей любимой жены, императрицы Марии Федоровны.

Императорские яйца Фаберже

Первое яйцо по заказу и задумке императора Александра III было сделано ювелиром в 1885 году. Карл не был создателем концепции этого сувенира, император попросил его сделать интерпретацию яйца, которое было создано в начале 18-го века. Всего было сделано три таких экземпляра, один из которых хранился в замке Розенборг в Копенгагене. Так как Мария Федоровна родилась в Дании, император хотел подарить ей что-то, напоминающее о детстве и сокровищах родной страны.

Все три яйца были сделаны с секретом, и содержали внутри миниатюрную фигурку курочки, в которой было спрятано кольцо. По такому же принципу Карл Фаберже сделал свое первое ювелирное яйцо, которое получило название "Курочка" - из белой эмали и матового золота. Как в матрешке, в нем была небольшая птичка, в которой помещались драгоценности - мини версия императорской короны и золотая цепь с рубиновым кулоном.


Яйца Фаберже, первой владелицей которых была императрица Мария Федоровна

Марии Федоровне очень понравилось творение Фаберже, и она сразу возвела его в ранг ювелира при дворе. Теперь на каждый день вознесения он должен был делать по яйцу, в котором обязательно должен быть сюрприз. После смерти императора Александра III традицию дарить яйца продолжил император Николай II, который заказывал подарки матери и своей супруге. Вскоре разработкой и созданием яиц занималась целая команда ювелиров со всего мира. Большая часть мастеров была из Финляндии, все они имели собственные мастерские, но считали за честь участвовать в создании заказа для монарших особ.

Всего для императорского дома он сделал 54 яйца, однако в наши дни своими глазами можно увидеть только 48. После революции и свержения императорской семьи путь этих украшений был долгим и тернистым. Также есть еще и другие коллекционные яйца, которые Фаберже делал для частных лиц. Трудно сказать точное число этих украшений, ведь Карл документировал только заказы императорской семьи. По имеющимся данным, всего известно о 71 экземпляре.

Остальные яйца Фаберже

Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.

Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги. Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.

Яйца Фаберже сейчас

Яйца из разных коллекций после революции были разнесены по всему миру, ведь сначала большевики посчитали их малоценными и разместили вместе с другими драгоценностями в Кремле. В 1930 году часть яиц была распродана, причем многие за смешную сумму - около 400 долларов. На данный момент самые большие императорские коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге (11 штук), в московской Оружейной палате (10 штук), в музее Ричмонда (5 штук).


Яйца Фаберже из Королевской коллекции королевы Елизаветы II (Лондон, Великобритания)

Есть яйца ювелира во владении - она хранит три шедевра из императорской коллекции и один, принадлежащий Кельху. Среди частных коллекционеров самое большое количество яиц удалось найти магнату Форбсу, он мог похвастаться 15 экземплярами. Его наследники хотели выставить коллекцию на торги, но российский олигарх Виктор Вексельберг предложил достойную сумму и выкупил все экземпляры. Теперь они находятся в музее Фаберже, который он и основал. По приблизительной оценке, стоимость коллекции Форбса обошлась ему в 100 млн рублей.


Музей Фаберже

Остальные яйца раскиданы по всему миру в частных коллекциях и музеях. Среди них есть и известные экспонаты, и малоизвестные работы Фаберже. До сих пор его пользуются огромной популярностью и знамениты на весь мир.


Top