Технология преодоления дефектов смягчения. Устранение недостатков смягчения согласных звуков

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

ДЕФЕКТ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ»

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что – то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторогодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите. Что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Это дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – ч, щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к,г,х ) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:

1) постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместо дяд Ваня, тота вместо тетя и т. д.;

2) излишнее смягчение, например, сябякя идеть дямей вместо собака идет домой;

3) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.

Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных на слух и в произношении.

Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Упражнение «Киска сердится»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Для понимания детьми положения языка при произнесении твердых и мягких согласных можно использовать тактильный контроль. Рекомендуется положить на язык средний и указательный палец, что позволит ощутить изменение положения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. При этом способе необходимо следить за чистотой рук.

Помочь ребенку дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух может чтение сказки:

Том и Тим.

Жили – были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук Т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой.

А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.

Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том – раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одинаковые предметы, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться.

(Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?)

Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак ; кому нужны котелок, миска, вилка, ложка, ножик: кто любит молоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обует кроссовки, кеды ; кто из братьев наденет на голову шапку, берет; кто пойдет в лес, а кто луг; кто какие грибы будет собирать (сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые) ?

Пора устраивать привал. Кто принес ветки , а кто валежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить в пруду, кто на реке? Кому на удочку попадется сом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп?

Учитель-логопед: Гурова И.Н.

Специфический дефект произношения мягких согласных заклю­чается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления дан­ного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояс­нить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зерка­лом различие в положении языка и побудить его воспроизвести уви­денное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребен­ком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно по­пробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и , а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п" , с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй - шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мяг­кий звук п-п" можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п" а ), апотом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими со­гласными (м " , ф", в").

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие со­гласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ста­вится звук т" . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за ниж­ними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматичес­ки получить звук т" , в изолированном виде (т"т"т") или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механичес­кое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с по­мощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.


Аналогичным путем из слога ат получают слог ат". Такой способ постановки т" представляет собой не что иное, как выпол­нение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, сле­дует отказаться от механических средств и проделывать дальней­шие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т" в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д" от д и н" от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип обра­зования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем поряд­ке: ф", в", п", б", м " , с", з", р", л".

Что касается звуков к", г" и х" , то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (осо­бенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направ­ленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызы­вающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощре­ние.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.

  • Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
  • 1.8. Обследование ребенка. Неврологический статус
  • 1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики
  • 1.8.2. Обследование речевой моторики
  • 1.8.3. Обследование общей произвольной моторики
  • 1.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук
  • 1.8.5. Обследование действий с предметами
  • Приложение. Некоторые показатели психического и физического развития детей
  • Раздел 2. Комплексная диагностика речи
  • 2.1. Исторический аспект диагностики
  • 2.2. Состояние проблемы на современном этапе
  • 2.3. Принципы комплексной диагностики
  • 2.4. Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте
  • 2.4.1. Осмотр новорожденных. Шкала Апгар
  • 2.4.2. Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы
  • 2.5. Методика изучения уровня речевого развития
  • 2.5.1. Изучение уровня речевой коммуникации
  • 2.5.2. Изучение уровня связной речи детей
  • 2.5.3. Изучение словарного запаса детей
  • 2.5.4. Изучение грамматической стороны речи
  • 2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи
  • 2.5.6. Изучение уровня практического осознания элементов речи
  • 2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики
  • 2.5.8. Обработка и интерпретация полученных результатов
  • 2.6. Дифференциальная диагностика дизартрии
  • 2.6.1. Дифференциальная диагностика по локально-диагностическим признакам
  • 2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
  • 2.6.3. Основные показатели диагностики дизартрии
  • 2.6.4. Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых нарушений
  • Раздел 3. Коррекционно-образовательный процесс
  • 3.1. Моделирование коррекционно-профилактической деятельности в образовательном учреждении
  • 3.2. Ранняя поддержка ребенка
  • 3.3. Проблемы раннего обучения чтению
  • 3.4. Основные направления коррекции речи
  • 3.4.1. Основные направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии
  • 3.4.2. Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии
  • 3.4.3. Гиперкинетическая форма дизартрии
  • 3.4.4. Специфика комплексного коррекционного воздействия при гиперкинетической форме дизартрии
  • 3.4.5. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартриями, имеющими различные формы звукового расстройства речи
  • 3.5. Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
  • 3.6. Коррекция звукопроизношения при ринолалии
  • 3.6.1. Артикуляционная гимнастика
  • 3.6.2. Массаж
  • 3.7. Профилактика акустических дисграфий. Дефект смягчения
  • 3.7.1. Нарушения звукопроизношения
  • 3.8. Профилактика акустических дисграфий. Дефект оглушения
  • Материал для развития фонематического слуха и произносительных дифференцировок
  • 3.9. Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике
  • 3.9.1. Точечный массаж при дизартрии
  • 3.9.2. Массаж при писчем спазме
  • 3.9.3. Точечный массаж при заикании
  • 3.9.4. Точки массажа при забывчивости, рассеянности, невозможности сосредоточиться
  • 3.9.5. Массаж при робости, боязливости, застенчивости
  • 3.9.6. Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей.
  • Раздел 4. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.1. Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.4. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.5. Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • Раздел 5. Логопедическая практика в образовательных учреждениях
  • 5.1. Общие задачи логопедической практики
  • 5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?
  • 5.1.2. Как организуется непрерывная практика?
  • 5.1.3. В какой период лучше пройти практику?
  • 5.2. Содержание практики
  • 5.2.1. Задачи первого периода
  • 5.2.2. Задачи второго периода
  • Раздел 6. Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений
  • 6.1. Положение о логопеде
  • 6.2. Положение об организации работы логопедического кабинета
  • 6.3. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета
  • 6.4. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами
  • 6.5. Специфика работы логопеда в детской поликлинике
  • 6.5.1. Первичный прием логопедом
  • 6.5.2. Комплектование групп и длительность занятий
  • 6.5.3. Связь с родителями и педагогическим персоналом
  • 6.5.4. Профилактическая работа
  • 6.5.5. Санитарно-просветительная работа
  • 6.5.6. Диспансеризация
  • 6.5.7. Документация
  • 6.5.8. Отчетность
  • 6.6. Детский психоневрологический диспансер
  • 6.7. Работа логопеда в доме ребенка
  • 6.8. Организация работы логопеда в стационарном отделении
  • 6.9. Рекомендации к построению индивидуальной коррекционной программы
  • 6.10. Методическое объединение логопедов
  • Раздел 7. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях
  • 7.1. Принципы отбора детей и комплектования групп
  • 7.2. Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.2.1. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.2.2. Требования к оборудованию кабинета
  • 7.3. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи
  • 7.3.1. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию
  • 7.3.2. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.4. Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи
  • 7.4.1. Виды планов
  • 7.4.2. Индивидуальные тетради детей
  • 7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя
  • 7.4.4. Работа с родителями
  • 7.4.5. Отчет логопеда
  • 7.6. Примерное планирование занятий с детьми, страдающими недоразвитием речи
  • 7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
  • 7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
  • Раздел 8. Организация логопедического процесса в школе
  • 8.1. Организация работы учителя-логопеда на логопункте в массовой школе
  • 8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся
  • 8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу
  • 8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул
  • 8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне
  • 8.1.5. Оборудование логопедического кабинета
  • 8.1.6. Документация и ее ведение
  • 8.1.7. Сроки хранения документации
  • 8.2. Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 8.3. Рекомендации по организации индивидуальных занятий по обучению произношению и их анализу
  • 8.3.1. Требования к содержанию плана
  • 8.3.2. Требования к индивидуальным занятиям
  • 8.3.3. Соблюдение метода обучения произношению
  • 8.3.4. Требования к подбору речевого материала
  • Тема 1. Звук ш.
  • Тема 2. Звук к(устранение закрытой гнусавости).
  • 8.3.5. Соотношение видов речевой деятельности и видов работы
  • 8.3.6. Организация работы
  • 8.3.7. Оборудование
  • 8.3.8. Фонетический режим
  • 8.3.9. Исправление ошибок
  • 8.3.10. Фиксация результатов
  • Раздел 9. Нормативные документы и информационно-методические письма
  • 9.1. Типовое положение о республиканской медико-психолого-педагогической комиссии
  • 9.2. Положение об областной мппк
  • 9.2.1. Состав и организация работы областной мппк
  • 9.2.2. Перечень документов, представляемых на мппк
  • 9.3. Инструкция по приему детей во вспомогательные школы и школы-интернаты
  • 9.4. Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 9.5. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей
  • 9.6. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
  • 9.7. Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения
  • 9.8. Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа
  • 9.9. Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста в медико-психолого-педагогических комиссиях
  • 9.10. Должностные обязанности учителя-логопеда
  • 9.11. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников
  • 9.12. Рекомендации для установления разрядов оплаты труда по etc
  • 9.13. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий
  • 9.14. Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях
  • 9.15. Норматив предельной наполняемости групп (классов) в образовательных учреждениях
  • 9.16. Положение о научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования
  • Раздел 10. Вопросы и ответы
  • Приложения сказка о веселом язычке
  • Чистоговорки
  • Терминологический словарь
  • Литература
  • 3.7. Профилактика акустических дисграфий. Дефект смягчения

    3.7.1. Нарушения звукопроизношения

    Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш ,ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют -ч ,щ, й.

    Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

    Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

    Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

    Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный:ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласныеш, ж, ц. После них может стоять буква -и, но при этом она читается как -ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, циркуль и т. д.

    Исключением является долгое мягкое ж в словах с сочетаниямижж изж, например,дрожжи, вожжи, визжит, где мягкость согласного дает возможность произнести после него звуки. В некоторых случаях мягкость одного согласного обуславливается мягкостью последующего. Например,бант-бантик, где мягкий согласный вызывает смягчение предшествующего согласного звука к.

    Параллельно с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в русском языке широко пользуются согласными, мягкость которых вполне самостоятельна: лев, лед, люк, пятно. В словахуголь, конь, кровь мягкость согласных обусловлена мягким знаком.

    В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:

    1. постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместодядя Ваня, тота вместотетя и т. д.;

    2. излишнее смягчение, например, сябякя идетъ дямей вместособака идет домой;

    3. нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

    Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.

    Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

    Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание: «кошка сердится», «катушка», «горка». Дефекты смягчения встречаются одновременно среди большинства согласных, имеющих парные мягкие и твердые звуки. Поэтому встают вопросы: когда начинать коррекцию этого дефекта, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука?

    О. В. Правдина (1973) для решения вышеобозначенных вопросов рекомендует учитывать:

    1. произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый артикуляционный уклад, правильное звучание;

    2. уклад каких звуков позволяет наиболее наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных твердого и мягкого звуков.

    М.Е.Хватцев, Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина, О.В.Правдина, Л.С.Волкова и другие отмечают, что наиболее просты по своим артикуляционным укладам согласные т.д. к. Поэтому переднеязычные звуки редко оказываются дефектными и произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что дает возможность увидеть изменения в положении средней части языка при переходе твердой фонемы в мягкую: т кт", д кд", н кн" . В процессе работы с вышеназванными звуками легче выработать кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, в результате чего аналогичная работа над другими звуками, имеющими твердую и мягкую пары, пройдет значительно легче и быстрее.

    В трудных случаях О.В.Правдина (1973) рекомендует средний и указательный пальцы положить на язык, что позволяет тактильно ощутить изменение напряжения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. Можно использовать механическую помощь: предложив произносить многократно слоги am илита с упором кончика языка в нижние резцы, слегка нажать шпателем или пальцем на кончик языка, что даст смягчение звукат, т. е. образует слогиатъ, тя. По аналогии можно получить идентичные слоги с другими согласными.

    Ф.A.Pay рекомендует коррекцию дефекта смягчения по степени легкости располагать в следующем порядке: т -т", д-д", н-н", ф-ф", в-в", и-и" ,б -б", м-м", с-с", р-р", л-л". После автоматизации твердых и мягких фонем важно перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками, что необходимо для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (я, е, ё, ю ), об употреблении мягкого знака в конце слова и в его середине(мель, письмо, пальто), а также разделительного мягкого знака(шью, лью, вьюга). Дифференциацию рекомендуется начинать с таблиц следующего типа: а) та-тя, ты-ти б) ат-ать, ыт-ыть в) тя-тья, тю-тью то-те, ту-тю от-оть, ут-уть, те-тье, те-тьё.

    Работа над мягкими согласными начинается, когда детьми усвоен гласный и. Каждый согласный звук отрабатывается в сочетании с гласными, в том числе с гласными.

    Напряженность в мышцах губ легче всего ощущается при произношении губно-губных: па, пы, нопи, ба, бу, бо, бы, ноби; ма, му, мо, мы, номи. Если ребенок овладел смягчением согласных перед гласными, то он не испытывает трудности при произношении самостоятельных мягких согласных. Большую роль при этом играет фонематический слух ребенка. Затем полученный мягкий согласный включаем в закрытые слоги типа:апъ, опъ и т. д., и наконец в открытые:пя, пе.

    При постановке мягких переднеязычных звуков т, д. н вышеназванный прием недостаточно эффективен. Они могут произноситься как при поднятом к верхним резцам переднем крае языка, так и при опущенном к нижним резцам. Во втором случае различие в артикуляции между твердыми и мягкими фонемами - наиболее наглядно, так как смычка образуется не передним краем языка, что характерно для твердыхт, д, н, а передней частью спинки языка, соприкасающейся с альвеолами верхних резцов. Если ребенок испытывает трудности при воспроизведении этой артикуляции, то можно помочь механически: шпателем или пальцем удержать кончик языка у нижних резцов.

    После постановки и дифференциации переднеязычных звуков можно перейти к губно-губным: ф" в", но необходимо показать при открытом рте выгнутое положение языка и объяснить, что и при смыкании рта нижней губой язык сохраняет это положение.

    Далее последовательность коррекции мягких согласных можно варьировать, но необходимо учитывать некоторые нюансы. Так, например, чтобы получить настоящее мягкое л" с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, лучше всего начинать с нижнего варианта артикуляции этого звука. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Удерживать кончик языка внизу первое время можно с механической помощью (при помощи шпателя). Твердый звукл ставим от межзубных гласныха или w, предварительно уточнив их артикуляцию:а -л, мал, дал; ы -л ,мыл. При наличии настоящих твердого и мягкого звука их необходимо четко отдифференцировать друг от друга в слогах, словах, после чего можно перейти от нижней артикуляции л к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом. Чтобы отдифференцировать твердые свистящиес, з от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.

    Приемы исправления задненебных к ,г, х сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью от базовых слогов:

    ка от -» та -» тя -» кя -» ка

    га от -» да -» дя -» гя -» га

    ха от -» са -» ся -» хя -» ха

    В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги.

    Работая над вибрантом р , надо обратить внимание, что при переходе отр кр" язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам.

    В процессе работы можно использовать сказку «Том и Тим». Рассмотрим сокращенный вариант этой сказки.

    Жили-были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой.

    А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.

    Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том - раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одни и те же вещи, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

    Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться. (Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?) Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак; кому нужныкотелок, миска, вилка, ложка, ножик; кто любитмолоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обуется вкроссовки, а кто вкеды; кто из братьев наденет на головушапку, ктоберет; кто пойдет влес, а кто налуг; кто какие грибы будет собирать(сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые)?

    Пора устраивать привал. Кто принес ветки, а ктовалежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить впруду, кто вреке? Кому на удочку попадетсясом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп?

    Примерные виды занятий

    Обозначение мягкости согласного последующим гласным

    Выделение буквы Я.

    Задание. Найди в словах мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость?Мяч, пять, Валя, слякоть, пряник, мята, пятна, Толя, тряпка, прятки.

    Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия, запиши в тетрадь:ящик, яблоко, ясень, язык, якорь, ящерица, ядро, ястреб.

    Выделение буквы Е.

    Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение:ел, ель, еда, езда, ездок, Ева, еду, ехидна, единица, ералаш, Елена, енот, ежевика, ерунда, Египет.

    Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость?Лес, мел, белка, лето, ветка, полено, лев, село, орех, весна, веник, колено.

    Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия. Нарисуй, сделай надписи.

    Задание. Придумай слова с буквой е самостоятельно и запиши их. Если задание вызывает затруднение, то назвать картинки и предметы, специально подобранные к занятию.

    Выделение буквы Ё.

    Задание. Прочитай слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение:ёлка, ёжик, ёрш, заём, Алёнка, каёмка, даёт, водоём, клёст, приём, Лёня, клеёнка.

    Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость:лёд, пёс, Лёва, Лёня, свёкла, котёл, костёр, мёд, овёс, Алёна, Стёпа, стёкла, ковёр, лётчик.

    Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай подписи.

    Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквой ё. Запиши их, учитывая принцип доступности.

    Выделение буквы Ю .

    Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, укажи где она стоит; для подготовительной группы усложнение - которая по счету?Юбка, юнга, юннат, юла, юноша, юрта, катаю, Юля, Юра, юг, юмор, мою, убираю, юрист, юркий, купаю.

    Задание. Найди в словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость:плющ, Люда, Люба, люди, слюда, брюква, блюдо, плюс, слюна, изюм, клюква, шлюпка.

    Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай надписи.

    Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквойю. Запиши их.

    Задание. Прочитай или повтори слоги. Скажи, как звучит согласный в слогах первой строчки, в слогах второй строчки. Твердые согласные подчеркни синим цветом, мягкие - зеленым. Назови те гласные, которые смягчают:та, до, ну, пи, пы, ма, ку. вы; ля, ме, ню, пе, де, ти, лю, ее ;по, мо, се ,ти, пы, ли, сю, да.

    Задание. Прочитай и спиши эти слова. Объясни значение слов. Укажи гласные, образующие слияние с мягкими согласными. Выдели цветом: твердые - синим, мягкие - зеленым:

    Мал-мял был-бил лук-люк вор-вез

    мыл-мил выл-вил лов-клев вол-вел

    мол-мел ров-рев осы-оси были-выли

    рад-ряд рысь-рис град-гряд

    Задание. Впиши буквуа илия (о -е, у -ю ,ы -и). Он ел л..к. Вова закрыл л…к. Витя руки м…л. Мальчик очень м…л.

    Задание. Прочитай фразы, сходные слова выпиши парами:

    Вова посадил лук. лук

    Папа закрыл люк. люк

    Дятел носом тук. тук

    Хлопок сложили в тюк. тюк

    У дятла сильный нос. нос

    Витя палки нёс. нёс

    Кот увидел мышку. мышка

    Соне подарили мишку. мишка

    После того как дети научились слышать твердость и мягкость согласных и писать после мягких согласных гласные второго ряда, а после твердых согласных - гласные первого ряда, знакомим детей с мягким знаком:

    Мягкий знак - хитрый знак,

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Предложить сравнить по смыслу и звучанию пары слов:

    ел-ель дал-даль стал-сталь хор-хорь

    мел-мель жар-жарь удар-ударь гол-голь кон-конь жал-жаль угол-уголь трус-трусь был-быль пар-парь учит-учить шест-шесть

    Сравнительный анализ помогает выяснить, что слова имеют разное значение, хотя произносятся почти одинаково. Разница в произношении последнего звука в том, что в первом случае он произносится твердо, а во втором мягко.

    Затем эти слова читаются и сравниваются по написанию. Уточняем, что мягкость последнего согласного обозначается мягким знаком. Сам мягкий знак ъ никакого звука не обозначает, но смягчает согласную в конце слова. Эти знания отрабатываются с детьми в серии заданий.

    Задание. Прочитай слова. Сравни их по звучанию, написанию, смыслу. Какая в этих словах разница в произношении окончаний:

    Лепит – лепить купить – купить

    Возит – возить носит – носить

    любит-любить лечит-лечить

    ходит-ходить косит-косить

    Задание. Спрячем мягкий знак в середину слова:

    пень-пеньки

    окунь-окуньки

    ель-ельник

    пыль-пыльный

    куль-кульки

    боль-больной

    уголь-угольки

    день-деньки

    конь-коньки

    огонь-огоньки

    зверь-зверьки

    сталь-стальной

    Задание. Прочитай слова. Выделенную согласную произнеси мягко. Какую букву надо написать после мягкой согласной? Напиши получившееся новое слово. Сравни еще раз слова. Чем они отличаются по звучанию и написанию? пенки банка полка галка уголки пеньки банька полька галька уголькиЗадание. Прочитай слова. Подчеркни мягкие согласные зеленой пастой. Объясни, почему они звучат мягко:пена, Люда, моль, Тема, банька, тюлька, зорька, борьба, пекла, люлька.

    Задание. Проверочный диктант:конь, лён, лось, нёс, люк, Лена, кино, пень, сеть, лень, пить, толь, банька, письмо, лента, санки, зверьки, стальной, деньки.

    Дифференциацию мягких и твердых парных согласных необходимо проводить не только на слух, но и в произношении, что позволит предупредить нарушения письменной речи при обучении в школе, снизить процент неуспевающих, максимально обеспечить успешность в обучении.

    Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные, но и соотносить твердость и мягкость согласных с последующей гласной или мягким знаком.

    Таким образом, работа по дифференциации парных согласных (по твердости-мягкости), коррекция дефекта смягчения поможет не только избежать явной речевой патологии, но и позволит своевременно провести профилактическую работу и избежать при обучении в школе нарушений письменной речи. Речевые нарушения, встречающиеся у детей в начальной школе, являются серьезным препятствием в овладении ими элементами грамоты. Нередки случаи, когда из-за речевых нарушений ребенок с трудом усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.

    При правильной организации и проведении коррекционно-образовательного процесса педагоги и родители помогают детям справиться с имеющимися у них речевыми нарушениями и успешно овладеть школьной программой.

    Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] - [п"], [р] - [р"] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким; слабость мышц языка;несформированность фонематических процессов;снижение физического слуха.

    Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков: замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо - «мясо», пат - «пять» и т.д.);смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» - дем, «заяц» - зяяць, «тарелка» - тярелка и т.д.);смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков - выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па - пя, ма - мя, фа - фя, ana - апя, ама - амя, афа - афя и т.д.). Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, ana - апя, an - апь, та - тя, ата - атя, am - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

    при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п"], с некоторым придыханием; перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ;закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сливая их;затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м"], [ф"], [в"].В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки. В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"].Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога aт получают слог ать. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т"] в слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], [р"], [л"].Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется.

    После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

    Вопрос 25. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц]

    Артикуляционный уклад : губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается на слух и артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

    Недостатки произношения:

    Межзубный

    призубный [т]

    Губно-зубной

    Шипящий

    Боковой

    Постановке звука [ц] должна предшествовать постановка [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам п прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произноcит [т] и [с]. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Для его укорочения предлагаем ребенку произнести обратный слог «атс». Если ребенку трудно удержать кончик языка внизу, применяют механическую помощь.

    Вопрос 31. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’] Уклад органов артикуляции: губы разомкнуты и принмают артикуляцию следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Отличие [р’] состоит в том, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно, как при [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе с корнем продвинута вперед.

    Нарушение произношения :

    веларный звук – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, вызывается беспорядочная, многоударная вибрация мягкого неба;

    увулярный звук – вибрирует мягкий язычок;

    боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка, воздушная струя выходит между боковым краем языка и коренными зубами, звук похож на [л];щечное произношение – щель образуется, как и при боковом, но вибрирует щека;одноударный (проторный) звук – отсутствие вибрации при правильном месте образования;двугубный [р] – образуется либо вибрацией обеих губ, либо без вибрации, когда слышится нечто вроде английского [w];

    оглушонный звук.

    параротацизмы: [р’], [л], [л’], [j], [г], [д] и др.

    Актуальные проблемы совр. л.

    2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и пси­холингвистических) и методов коррекции нарушений рече­вой деятельности.

    3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практи­ке и в разработке номенклатурных документов.

    4. Изучение онтогенеза речи при различных формах рече­вых расстройств.

    Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми. Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предпол слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, апа-апя). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различное положение языка и побудить его воспроизвести увиденное.

    Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и языко-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь. В случае успешного воспроизвед-я ребенком мягких согласных зв целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя).

    Если прямое подражание окажется неэффективным, м попробовать обходной путь. Ребенку предл произнести гласный И, а затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчетливое ПЬ, с некоторым предыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй – шепотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. закрепив полученный т.о. мягкий звук П-ПЬ, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (ПЬ___А), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (МЬ, ФЬ, ВЬ).

    В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, кот сост в следующем. В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук ТЬ. Предложив ребенку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), м автоматически получить звук ТЬ, в изолированном виде (ТЬ, ТЬ, ТЬ) или в открытом слоге (ТЯ, ТЯ, ТЯ). Такой эффект достигается тем, что механическое удержание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к небу.



    Тот же механический способ применяется при постановке звуков ДЬ от Д, НЬ от Н.

    Усвоив на примере язычно-зубных смычных зв принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к небу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, кот целесообр ставить в след порядке: ФЬ, ВЬ, ПЬ, БЬ, МЬ, СЬ, ЗЬ, РЬ, ЛЬ.

    Что касается звуков КЬ, ГЬ, ХЬ, то спец работы над ними обычно не требуется, т.к. в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными И, Э (кирпич, гиря, хитрый) и усваиваются в этой позиции без труда.

    Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделять специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и твердых вариантов.

    
    Top