Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "весна". Занятия детей по развитию речи в подготовительной группе

Наталья Медведева
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

Цели занятия :

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.

4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка» .

5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.

6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .

7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

9. Повторение домашнего адреса и телефона.

Ход образовательной деятельности

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель : «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .

Воспитатель : «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка» .

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .

Воспитатель спрашивает у детей : «Можно продолжать наше занятие , вы готовы?»

Дети кивают головой.

Воспитатель : «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам : враг, трудиться, лентяй.

Воспитатель : «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель : «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель : «Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь… (низко) .

Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь… (близко) .

Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты… (храбрец) .

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.

Воспитатель : «Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель : «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим : у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ :

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца –овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель : «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?»

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель : «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку :

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно :

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка» .

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко» .

3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок» .

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка» .

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка» .

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям : внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках : «Колобок» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Лисичка со скалочкой» ; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки : «Теремок» , «Лисичка-сестричка и Серый волк» , «Красная Шапочка» .

Воспитатель : «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем . В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Воспитатель Семенова О. Д.

Цель:

закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.

Задачи:

формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном падеже;

совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, используя работу над предлогами; антонимами):

активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;

развитие чистоты речи посредством чистоговорок;

развитие внимания, памяти, логического мышления.

Предварительная работа:

чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.

Демонстрационный материал:

атрибуты к игре «Волшебный сундучок»;

картинки со словами;

фасоль для составления букв;

презентация с элементами заданий;

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы приветливы, радостны, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через рот обиды и огорчения. А теперь пожелайте доброго дня друг другу и поздоровайтесь с нашими гостям!

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, а куда, узнаем, отгадав кроссворд.

1. Сказочный кроссворд.

Назовите правильные ответы.

1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…»

2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.

4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.

5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.

6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит?

Ответы: 1. Сокол. 2. Комар. 3. Айболит. 4. Золушка. 5. Кощей. 6. Африка

Ответы на сказочный кроссворд.

/ см. презентацию. Слайд № 2, 3/

Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.

А что будет, если у народа не будет сказок?

Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.

2. Игра «Скажи наоборот»

Грустно – весело

Скучно – интересно

Злой – добрый

Серо – ярко

Тускло - светло

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сейчас я проверю, как хорошо вы их знаете.

3. Игра «Волшебный сундучок»

В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.

Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.

1. Фонендоскоп (Доктору Айболиту из сказки «Айболит»)

2. Красная шапочка (Красной шапочке из сказки «Красная шапочка»)

3. Сапоги (Коту в сапогах из сказки «Кот в сапогах»)

4. Самовар (Мухе-Цокотухе из сказки «Муха-цокотуха)

5. Стрела (Царевне-Лягушке из сказки «О царевне – лягушке»)

6. Ключик (Буратино из сказки «Приключения Буратино»)

7. Гармошка (Крокодилу Гене из «Чебурашка»)

8. Палочка (сказочной Фее из сказки «Золушка»)

9. Мыло (Мойдодыру из сказки «Мойдодыр»)

Какие вы молодцы, сколько сказок знаете.

А в сказках существуют не только сказочные предметы и герои, но и волшебные цифры. Какие цифры чаще всего встречаются в сказках? И я возьму в сказку тех ребят, кто сможет решить интересные сказочные задачки.

4. Игра "Сказочные задачки"

1. Шесть грибов нашел Кощей

И еще один для щей.

Вы ответьте на вопрос

Сколько он грибов принес?

2. Миша короб нес тяжелый

И отведал пирожки.

Он сначала съел четыре,

А потом, аж целых три.

В: Какую первую цифру вы назвали?

Д: Четыре.

3. Потеряла коза козлят,

А козлята сидят и молчат.

За кадушкой – один,

За подушкой – один,

Под столом – один,

Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В: Какую последнюю цифру вы назвали?

Д: Четыре.

4. Три медведя шли из школы.

И вдруг на них напали пчелы.

Два медведя спаслись едва.

А сколько не успело?

В: Какую вторую цифру вы назвали?

5. Самомассаж. (Сидя полукругом на стульчиках)

Воспитатель: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чтобы этого добиться, надо сделать самомассаж.

Руки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

А потом уходим пальцами на щёчки

Щёчки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Мы теперь утятки клювики потянем

Разомнём их мягко не задев ногтями

Уголками губ мы щёчки поднимаем

А потом от носа вниз к губам стекаем

Губки пожуём мы, шарики надуем

Мы язык за губу заворачиваем

Кулачком по губе поколачиваем

А потом по шейке ручками стекаем.

6. Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».

А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. Ок-ок-ок - лису выгнал петушок. Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.

7. Дидактическая игра «Буковка».

Воспитатель: Ребята, смотрите, нам только что принесли сказочный мешочек. Давайте заглянем в него и посмотрим, что там находится?

Дети: Карточки со словами?

Воспитатель: Правильно! Пусть каждый из вас возьмет по одной карточке из волшебного мешочка и прочитает, что там написано.

Дети: Имена сказочных героев.

Воспитатель: Предлагаю вам выложить первую букву имени сказочного героя из счетных палочек.

Молодцы! Теперь выложите получившуюся букву фасолью.

Дети выкладывают фасоль.

Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Зрительная гимнастика.

/см. презентацию слайд № 8, 9/

9. Итог занятия.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться к себе группу. Что же вам понравилось? /ответы детей/. Вы очень хорошо сегодня работали, помогали друг другу, показали свои знания. Спасибо! До свидания!

Тема занятия: Путешествие в сказку.

Цели занятия: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);

учить объяснять значение слов;

продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными);

расширять словарь детей.

воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа : разучивание речевой разминки, слов физминутки.

Оборудование: клубок, ширма, 4 ведра разной величины, «яблоня», картинки-схемы с героями заменителями, фланелеграф, корзина с яблоками, нарисованные ступеньки, картинки животных (волк, медведь, лиса, кот и заяц).

Ход занятия

I . Организационный момент (дети заходят, здороваются с гостями).

– Ребята, встаньте в круг. Посмотрите, что это? (клубочек).

– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).

– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).

Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.

II . Речевая разминка.

– Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,

Ги-ги-ги – нам клубочек помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(отодвигается ширма, а за ней – «яблоня» и 4 разной величины ведра).

III . Основная часть.

– Вот мы и в сказке. Все эти предметы из русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся, а называется она «У страха глаза велики».

1. Воспитатель читает сказку.

2. Беседа по сказке.

– Какую сказку я вам прочитала?

– Назовите главных героев сказки?

– Как их в сказке называют? Почему водоносы?

– С какими вёдрами они ходили?

– Как они воду носили домой?

– Что с ними случилось однажды?

– Кто на самом деле испугал водоносов?

– Кому что померещилось?

– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).

3. Физминутка.

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла.

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.

А за ними бегом

Курочка с ведром.

Воды набрали и

Домой зашагали» (дети имитируют движения).

4. Подготовка к пересказу сказки.

– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.

– Как вы думаете, что это за герои?

Бабушка внучка курочка мышка заяц

Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.

5. Повторное чтение сказки.

6. Пересказ сказки детьми с опорой на схемы (по 3 человека 2 раза).

7. Игра «Ступеньки».

– Каждому водоносу из сказки что-то почудилось. Перечислите, что именно и кому (медведúще, лиса, котúще, волк). Сейчас мы с этими словами поиграем в игру «Ступеньки».

– Поднимаемся по ступенькам вверх, а потом вниз и преобразовываем слова. На нижней ступеньке слово обозначает маленький предмет, а чем выше поднимаемся, тем предмет увеличивается, и вместе с ним преобразовывается обозначающее его слово (волчонок-волк-волчúще и т.д.).

8. Игра «Закончи предложение».

– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.

– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).

– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).

– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).

– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).

– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).

– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).

– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).

IV . Подведение итогов.

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

(ширма ставится на место).

– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии бабушка-старушка с внучкой-хохотушкой вам передали угощение – корзину с яблоками.

Речь – фактор, требующий развития. Речь нужна для озвучивания мыслей, выражения эмоций, общения с окружающими людьми. Подготовительная группа дошкольного учреждения включает детей, которым уже исполнилось 5 лет. В этом возрасте, занятия по развитию речи приобретают дополнительный смысл, поскольку навыки, полученные в подготовительной группе, используются с первых школьных лет.

В.В. Гербова – автор книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада». Пособие адресовано широкому кругу читателей. Гербова учла особенности детей дошкольного возраста, поэтому план уроков составлен корректно для ребенка и педагога. Проект автора не просто так популярен. План уроков способствует эффективному развитию речевого аппарата, что неоднократно отмечается педагогами с мировым именем. Гербова рекомендует учебник профессиональным педагогам, студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Гербова представила планы занятий, интересные для детского возраста. Кроме того, Гербова сочинила инструкции, приучающие ребенка любить художественную литературу. Проект основан на детской психологии. Гербова учла детское понимание, потому ребятам несложно по ней заниматься.

Кроме планов уроков, Гербова составила список советов и рекомендаций, которые заинтересуют не только новичков педагогической деятельности, но и профессионалов. Благодаря этим характеристикам, книга, которую написала Гербова, является востребованной для занятий в подготовительной группе детского сада.

Что такое НОД?

Под аббревиатурой НОД понимают непосредственно организованную деятельность. НОД включает в себя конспекты, в которых описывается план уроков для дошкольников. Они проводятся в игровой форме и являются эффективным средством для улучшения детского речевого аппарата в подготовительной группе.

НОД подразумевает занятия на темы, интересные для детей. НОД организуют педагоги, но родителей уведомляют про обучающую программу.

Если родители сомневаются в профессионализме педагогов, для них предусмотрена индивидуальная работа с ребенком. Она входит в НОД, но перед уроками нужно посоветоваться со специалистом. Он определит нужность занятий в речевом развитии. Работа с детьми в детском саду часто заменяется или дополняется индивидуальными занятиями.

Занятие на тему «Осень». Эффективное средство по развитию речи в подготовительной группе

Осень – самое разнообразное время года, что используется и в подготовительной группе ДОУ. Занятие на тему «Осень», необязательно одинаковое для всех детских садов. Конспектов разработано много. Рассмотрим один из примеров.

Цель занятия «Осень»:

  1. научить детей распознавать осенние явления;
  2. задавать вопросы;
  3. правильно составлять ответы;
  4. совершенствовать уже приобретенные навыки по развитию речи;
  5. развивать логическое мышление и внимательность;
  6. привить любовь к природе.

Необходимые материалы:

  • Картинки на тему «Осень». Подходят любые картинки, на которых ребята узнают осень (Осенний лес, желтые листья, урожай).
  • Красивая корзинка с пожелтевшими листьями. Листья подойдут любого дерева.
  • Письмо от Осени, которое вы составите самостоятельно.

Ход занятия:

  • Прочитайте детям стихотворение на тему «Осень». Их написано много, легко выбрать наиболее подходящее. Поговорите с детьми об осени. Спросите: Какое время года описывается в стихотворении? Какие ребята знают осенние месяцы? Чем отличается осень в каждом из этих месяцев?.
  • Поиграйте с детьми в игру «Признак осени». Спросите: «Осень какая?». Дети отвечают: «Золотая, холодная, дождливая». Вы снова спрашиваете: «Листья осенью какие?». Ребята говорят: «Разноцветные, опадающие, пожелтевшие». И так далее. Придумайте до 10 вопросов.
  • Покажите детям корзинку с листьями. Предложите им поискать письмо от Осени. Когда среди листьев они его найдут, скажите, что в письме размыты некоторые слова. Пусть дети угадают, какие по смыслу слова подходят для рассказа. Рассказ составьте несложный. Например: «Пришла золотая … . Налетели тучки, поэтому реже появляется … в небе. Листья приобрели … цвет. Идет …, и становится мокрой земля. Птицы улетают в … края».

Многие проекты связаны с осенней темой, потому что она разнообразна и интересна. Информация для родителей: чтобы провести это занятие с пользой, дети должны знать исчерпывающие сведения об этом времени года.

Занятие на тему «Дикие животные»

Дети любят животных, а дикие животные их привлекают особенно, потому что они далекие и загадочные. Чтобы провести урок, стимулирующий речевое развитие детей, следуйте плану:

  • Загадайте детям загадки о животных. Выбирайте несложные загадки.
  • Покажите детям картинки с изображением домиков, в которых живут дикие животные. Предложите ребятам отгадать, какому животному принадлежит домик.
  • Когда дети выполнят задание, спросите название домиков (медведь – берлога, лиса – нора, заяц – нора, белка – дупло).
  • Покажите детям картинки с изображением частей тела животных. Спросите, кому они принадлежат. Дети должны различать, где лисий хвост, заячье ухо, оленьи рога и прочее.
  • Дети должны знать, какими характеристиками наделены дикие животные. Спросите у них: «Какой зайчик?». Они ответят, что он маленький, серый и быстрый. Так же поступите, спросив о других зверях.

Животные – интересная тема для дошкольников. Используйте это знание для развития речевых навыков детей. Задача родителей разговаривать с малышом с момента рождения, чтобы он сформировал для себя образы диких животных.

Планирование занятий по развитию речи

Перспективный план занятий – распределение занятий по датам. Чтобы комплексно подойти к развитию детской речи, спланируйте, когда и какие навыки вы будете развивать с ребятами. Вы реализуете проект, где план нужно составить заранее. Если не умеете составлять проекты, то существуют уже готовые работы. Любой проект, который разработан профессиональными педагогами, вы можете использовать при работе с детьми.

Планирование распорядка занятий – залог успешного развития речи. Составьте график. Укажите дату, название занятия, цели, необходимые подручные материалы. Такое планирование поможет сэкономить время, в приготовлении к уроку. Конспекты занятий составляются на основе планирования.

Интегрированные уроки как средство развития речи

Интегрированные уроки – обобщенные занятия. Чаще всего интегрированные занятия являются итоговыми.

Итоговое занятие – обобщение детских знаний и умений, которые ребята получили в процессе обучения в ДОУ. Результат итогового занятия:

  • обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает логическое мышление, память, воображение;
  • учит связно говорить;
  • контактировать между одногруппниками;
  • сотрудничать на взаимовыгодных условиях.

Итоговое занятие состоит из выборочных упражнений некоторых предыдущих уроков. Но если вы хотите найти новые упражнения, то следите, чтобы они соответствовали темам предыдущих занятий. Итоговое занятие проходит в форме диалога. Вы разговариваете с ребятами, задаете им вопросы и рассказываете истории.

Чтобы итоговое занятие прошло успешно, наблюдайте за выбранными темами. Урок покажет, насколько ребята усвоили предыдущий материал, и устранит пробелы, допущенные ранее. Проект занятия должен быть составлен с учетом проблем, которые возникли при проведении занятий.

Почему итоговые уроки интегрированные? Потому что интеграция – это объединение разных частей в одно целое. В данном случае, выбранные темы из предыдущих уроков соединены одном занятии.

Как показывает практика, интегрированные занятия нравятся детям. Часто именно они помогают отточить речевые навыки и устранить пробелы в знаниях.

Чтобы определить уровень речевого развития детей, нужна специальная диагностика. Проводить ее могут только профессиональные педагоги.

Диагностика – это итоговое определение словарного запаса, умения связывать слова в предложения, выражать свои мысли и эмоции, общаться, не испытывая трудностей. Диагностика важна, потому что по ее результатам формируются открытые группы детей, развитых примерно одинаково.

Чтобы не допустить заторможенное речевое развитие ребенка, необходимо регулярно с ним заниматься. Отличным помощником для любых родителей станет подготовительная группа с уклоном в развитие детской речи.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.

«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Цель: обучение детей связному, последовательному пересказу текста.

Задачи:

Воспитывать интерес к явлениям природы, умение работать в коллективе.

Развивать связную речь, память, активизировать словарь на тему «Времена года». Закрепление навыков подбора антонимов, родственных слов и способов образования прилагательных.

Формировать умение составлять законченный рассказ.

Материалы и оборудование: доска с изображением времен года, фишки, мяч, конверт с загадками, яблоко, солнечные очки, ёлочная игрушка, пучок укропа.

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем стоят в кругу на ковре.

В: Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Добро утро!»

- «Добро утро солнцу и птицам!»

- «Добро утро улыбчивым лицам!»

И каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро продлится до вечера.

Посмотрите, в группе стало тепло от наших улыбок, от тепла наших рук, и наше настроение бодрое, приподнятое. А как еще можно сказать о хорошем настроение.

Д: Веселое, радостное, ласковое, теплое.

В: Молодцы ребята, садимся на стульчики. Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес посылку. Что же там? Но прежде чем открыть ее, мы с Вами должны отгадать загадку. Отгадаем? Слушайте внимательно:

1. Прошла по лугам, по лесам по полям,

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала: «за мною нагрянет зима»

Осень

2. Скоро скоро к Вам прилечу

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу

Землю снегом наряжу.

Зима

3. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

В домик свой скворец вернулся

И в лесу медведь проснулся.

Весна

4. Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника.

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Лето

В: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А сейчас мы открываем посылку: «Что же там?» (В посылке лежат картинки с изображением времен года). Здесь лежат картинки, что-же на них изображено.

Д: Осень, зима, весна и лето.

В: Правильно, а как можно сказать это двумя словами?

Д: Времена года.

Вешаю картинки на доску.

В: Постараемся с Вами подобрать слова, которые подходят к каждому времени года.

Зима какая? – холодная, снежная, белая.

Весна какая? – зеленая, свежая, цветущая.

Лето какое? – жаркое, солнечное, красивое.

Осень какая? – золотая, дождливая, богатая.

В: Замечательно! Определили каждое время года. А сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом о мальчике Мите и узнаем, как он вел себя в разное время года. Это рассказ называется «Четыре желания» и написал его писатель Константин Ушинский.

Текст читается по частям, каждая часть обсуждается путем вопросов.

Чтение первой части рассказа.

Вопросы:

Как звали мальчика? Что делал зимой Митя? Каким он был зимой? Какого было желание Мити? Куда записали его желания?

А Вы попробуйте придумать свое предложение о зиме.

Ответы детей.

Чтение второй части рассказа.

Вопросы:

Кто порхал над зеленым лугом? Какие были бабочки? Что Митя рвал на лугу? Как мальчик говорил о весне? Куда записал он свое желание?

В: Молодцы ребята, все ответили правильно. А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (Игра проводиться с мячом).

  1. Погода теплая, а наоборот…
  2. Осень ранняя…
  3. Облако белое, а туча…
  4. День длинный…
  5. Вода замерзает…
  6. Насекомые засыпают…
  7. День грустный…
  8. Настроение плохое…
  9. Урожай маленький…

В: Умнички! Задание выполнено!

Читается третья часть рассказа.

Вопросы:

Куда отправился Митя с отцом? Как мальчик веселился целый день? Что сказал Митя отцу вечером? И куда он это записал?

В: У меня есть фишки, мы сейчас подберем родственные слова к слову «рыба». А потом посчитаем сколько фишек, столько и слов.

Рыбак, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбачить, рыбный.

Читаем четвертую часть рассказа.

Вопросы:

Какое время года наступило? Что делали люди в саду? Какое настроение было у Мити? Что говорил Митя отцу?

Физкультминутка

Как то раннею весной,

На опушке на лесной

Появилась стая птиц.

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи.

Цвета черного как ночь.

Прыг-скок, прыг-скок.

Там жучек, там червячок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Рассказ читается еще раз от начала до конца

Затем дети договариваются, кто будет про какое время года пересказывать.

4 ребенка рассказываю по цепочке: зима, весна, лето, осень.

Закрепляются времена года и приносятся подарки в группу:

От зимы елочную игрушку, от весны пучок укропа, от лета солнечные очки, от осени яблоко.

В: Спасибо за работу!



Top