Занятие речевое развитие 1 мл группа. Развитие речи в первой младшей группе

Конспект по « Развитию речи » в первой младшей группе на тему :

« Подари петушку перышко »

Воспитатель : Виноградова Гелена Юрьевна

МБДОУ детский сад №1

2017 год.

Цель : Способствовать развитию речи как средства общения, а так же развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Развивать понимание речи

2. Активизировать и обогащать словарь детей глаголами; (поет, клюет, пьет), прилагательными; (красивый, яркий, добрый, голосистый)

3. Упражнять детей в звукоподражании; (ку-ка-ре-ку)

4. Побуждать детей повторять не сложные фразы; (Петя-петушок)

5. Поощрять инициативу, отвечать на вопросы; (Кто это? Что делает? Для чего?)

Социально-коммуникативное развитие:

1.Воспитывать культуру поведения, навыков вежливого общения с окружающими (здороваться, прощаться)

2.Воспитывать чувство коллективизма и совместной деятельности.

3.Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Познавательное развитие:

1.Расширять опыт ориентировки в окружающем мире, представление об окружающем.

2.Развивать внимание, воображение, восприятие, память.

3.Формировать доброжелательное отношение к животным.

Художественно-эстетическое развитие:

1.Развивать удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

2.Раскрывать творческий потенциал.

3.Учить детей узнавать основные цвета.

Физическое развитие:

1.Развивать интерес к участию в подвижных играх.

2.Формировать правильную осанку.

3.Совершенствовать навыки основных видов движения

4.Воспитывать красоту, выразительность движений.

Планируемые результаты : дети с интересом слушают потешки, принимают участие в игре, отвечают на вопросы, владеют основными движениями при выполнении упражнения физкультминутки.

Материалы и оборудование : игрушка петушка , фигурка петушка, вылепленная из пластилина, перья основных цветов.

Предварительная работа : Рассматривание картинок по теме, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Организационный момент :

Игра приветствие:

Воспитатель :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Дети, давайте все вместе дружно скажем нашим гостям «Доброе утро!» .

Ответ детей: «Доброе утро!»

Основная часть :

Воспитатель : Дети посмотрите, кто к нам в гости пришел? (показывает игрушку петушок )

Ответ детей: «Петушок!»

Воспитатель: Правильно ребята – это Петя- петушок пришел к нам в гости.

Воспитатель : (рассказывает потешку)

Петушок , петушок ,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь!

Воспитатель: Дети, как по утрам поет петушок ?

Ответ детей: «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Правильно ребята, петушок кричит ку-ка-ре-ку! Молодцы! Ребята, а скажите, какой петушок?

Ответ детей: Большой, красивый.

Воспитатель: Правильно дети, петушок красивый, большой, еще он яркий, добрый и голосистый, гордый.

Воспитатель: Скажите ребята, а что есть у петушка?

Ответ детей: Тело, ноги, крылья, хвост, голова, глаза, гребешок, бородка, клюв.

Воспитатель : Да, правильно, ребята. Петушок - это домашняя птица. Петушок живет рядом с человеком. У него есть семья: курочка с цыплятами. Живут они в доме, который называется - курятник. У петушка есть тело, ноги, крылья, хвост и голова. На голове у петушка красный гребешок и красная бородка, глазки есть и клюв. Скажите дети, а для чего петушку клюв?

Ответ детей: Клевать зернышки, пить воду, чистить перышки.

Воспитатель : Правильно, чтобы клевать зернышки. Пить водичку, и чистить перышки. Ребята у меня в тарелочке есть зернышки, давайте позовем петушка и угостим его зернышками.

Ответ детей: Петя-петушок, иди к нам!

Воспитатель : Дети, посмотрите, что делает петушок ?

Ответ детей: Клюет зернышки.

Воспитатель: Да, правильно, клюет с удовольствием, ему понравилось угощенье. Вот наш петушок наелся и просит, чтобы вы поиграли. Ребятки, давайте поиграем.

Ответ детей: Давайте!

Физкультминутка «Веселые петушки »

Воспитатель : Идите скорее ко мне. Я буду бабушкой, а вы моими веселыми петушками . (Надеваю платок на голову) Жила-была бабушка. У нее были веселые петушки .

Ах, ты Петя петушок, (Вытянуться и задрать носик кверху)

На макушке гребешок, (Сложить ладони и приставить к голове)

А под клювом то бородка, (Сложить ладони и приставить к подбородку)

Очень гордая походка. (Ходьба с высоким подниманием ног)

Рано- рано поутру он кричит ку-ка-ре-ку. (Похлопать руками по бедрам)

Воспитатель : Вот какие у меня хорошие и веселые маленькие петушки. Ребятки подойдите сюда, я вам, что то покажу. Тело у петушка покрыто перышками . Вот посмотрите (показываем перышки ) . Они мягкие и легкие. Дети, скажите, какие перышки у петушка ?

Ответ детей: Мягкие, легкие.

Воспитатель : Молодцы ребята! Правильно перышки мягкие, легкие, а еще разноцветные.

(Показывает красивого петушка, слепленного из пластилина ) Посмотрите, ребята этот петушок очень любит красивые пёрышки. И мы сегодня с вами будем их ему дарить. Давайте сядем на стульчики.

Дети рассаживаются на стулья вокруг стола.

Дидактическая игра : « Подари петушку пёрышко »

Воспитатель : Я хочу подарить петушку красное пёрышко . (Крепит перышко )

Воспитатель спрашивает ребё нка : А ты, какое хочешь подарить петушку пёрышко ?

Дети по очереди дарят петушку пёрышки , рассказывая, какого оно цвета.

Воспитатель : Все ребята молодцы, подарили петушку пёрышки , посмотрите какой красивый петушок !

Воспитатель:

Перья яркие горят!

Как красив его наряд!

(еще раз вместе с детьми повторить)

Воспитатель: Ребятки, петушок доволен новыми перышками. Он сразу повеселел и захотел танцевать. А вы хотите потанцевать?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Ну, тогда идите ко мне. Давайте покажем петушку, как мы умеем танцевать.

Дети: Давайте!

Музыкальная игра: « Курочка и цыплята».

Воспитатель: Молодцы ребятки, вы все похожи на маленьких цыпляток. Вы порадовали и повеселили Петю-петушка. Он говорит вам большое спасибо, за перышки и хочет угостить вас конфетками. А теперь ему пора возвращаться домой к курочке с цыплятами. Давайте скажем петушку и нашим гостям «До свидания» , приходите к нам еще в гости.


Александра Онищенко

В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе . Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание. Какие же задачи в первой младшей группе по развитию речи ? Это :

1. Развивающая речевая среда .

2. Формирование словаря.

3. Звуковая культура речи .

4. Грамматический строй речи .

5. Связная речь.

Успешная реализация всех этих задач зависит прежде всего от уклада жизни группы , той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.

Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами : «Как?» , «Что это?» , «Зачем?» , «Где?» . Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития .

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы , которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни.

Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда , то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные , прилагательные, глаголы, наречия , предлоги. Для этого необходимо следующие :

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи . Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь . Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить) .

Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» . Эту я провожу как на прогулке так и в группе . Она очень нравится детям. Они удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развиваю понимание речи и активизирую словарь детей. Например : «Покажи, как ходит медвежонок…»

Процесс формирования словаря идет постоянно : во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное» , «Транспорт» , «Посуда» , «Овощи» , «Обувь» , «Одежда» , «Фрукты» … во время проведений настольных игр.

Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи . При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает : «У кого морковь?» , а ребенок отвечает : «У меня морковь» . К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Словарная работа – необъемлемая часть НОД по развитию речи . В своей работе я принимаю такие приемы, как :

1. Показ с названием.

2. Многократное повторение нового слова или фразы.

3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка) .

4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)

К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы :

1. Вопросы. Детям задают простые вопросы : «Кто, что?» , так и более в сложной форме «Во что одет?» , «Что везет?» .

2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи . Например : д. у. «Вверх – вниз» . Кукла поднимается по лесенке : «вверх – верх - наверху. Трудно» . И кукла спускается вниз : «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко!» В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке проговаривая свои слова.

Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того совершенствуется работа мышц языка , губ, нижней челюсти. Очень важно целенаправленно развивать слуховое восприятие . Оно является важной предпосылкой для формирования звуковой культуры речи , благодаря слуховому восприятию ребенок будет овладевать умением слышать, дифференцировать звуки и подражания, различать громкость и скорость из произнесения. Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, которые являются частью НОД. Детей первой младшей группе уже произносят гласные звуки четко и простые в артикуляционном отношении согласные М, П, Б, Ф, В, но работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается именно с тех звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к условию и произнесению более сложных звуков. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов :

А. Сначала дети произносят изолированный звук и несложный звукосочетания : у-у-у-у- гудит; му-му-му- мычит; тук-тук-тук- стучит, потом они закрепляют звуки в словах. Уточняя и закрепляя правильное звукопроизношение, особое внимание надо уделять детям, которые с трудом или неправильно усваивают звуки. Например, малыш произносит звук «С» с высунутым языком. Надо стараться выявить такие дефекты и своевременно оказать помощь ребёнку.

Так же немаловажное значение имеет при воспитании звуковой культуры речи голосовой аппарат , который у детей этого возраста ещё очень хрупкий. Дети совсем не умеют регулировать свой голосовой аппарат. Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав – гав» - громко. А как щенок лает?» Дети говорят тихо : «гав – гав. Как кошка мяукает? Как котёнок…» Развивая голосовой аппарат мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка. С двухлетнего возраста необходимо учить ребёнка пользоваться умеренным темпом речи . Это, конечно личный пример воспитателя : «Повтори как я» .

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 – 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау» .

Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы : развиваем речь , развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность. Упражнения из пальчиковой гимнастики делают речь более чёткой, ритмичной, яркой. В помощь себе я использую книгу О. И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей» .






Речь - важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Почему важно развивать речь у детей

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Когда и как происходит развитие речи

Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок "гукает" (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), "гулит", лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе - одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

Формы общения в детстве

Применительно к младенчеству, раннему детству и учёные выделяют ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения. Первая возникает на первом году жизни, когда у ребёнка появляется комплекс оживления. Малыш узнаёт близких взрослых, улыбается, машет ручками. В этот период мамам, папам и другим родственникам важно разговаривать со своим чадом, петь ему песенки, рассказывать потешки.

Практические методы - это организация дидактических игр и упражнений, о которых говорилось выше.

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятия Программное содержание
1 К нам пришёл котик

Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов ("мяу", "бух"), существительных ("киса", "котик", "уши", "хвост"), прилагательных ("гладкий", "пушистый"), глаголов ("иди", "дай"). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.

2 На прогулку в осенний лес

Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных ("осень", "лес", "дерево", "листья"), прилагательных ("жёлтый", "красный"), глаголов ("желтеют", "падают"), предлогов ("с", "на"). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.

3 ...

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект - это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.

Чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы ("почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д.).

Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

С помощью родителей можно разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений, заучивать короткие стихотворения. Перечень книжек и тексты стихов воспитатель размещает в родительском уголке.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?", "Как?", "Зачем?", "Где?") Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: "Это паркет", – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – "часики такие" (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ("Чашка – это посуда. Из чашки пьют"; "Это растет на грядке. Это морковочка".)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге "Дошкольный возраст" (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях ("ножницы нужны, чтобы стричь ноготки");

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Маша»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их;
Учить действовать по команде воспитателя;
Слушать стихотворный текст и выполнять соответствующие движения;
Учить отгадывать загадки;
Развивать мышление, сообразительность, память.
Вызвать положительные эмоции.

Материалы:

Новая кукла;
Карточки с изображением животных на каждого ребенка.

Ход занятия:

Захожу в группу с новой куклой. Обращаю внимание детей на нее.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная. Давайте с ней поздороваемся. (дети здороваются, кукла им отвечает).

Читаю стихотворение:

К нам пришла в нарядном платье,
С белым бантом кукла Маша,
С нами вместе поиграть,
С нами вместе поплясать.

Хотите поиграть с куклой? Становитесь в кружок и давайте потанцуем. (звучит музыка).

Дети хлопать все умеют.
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеют.
Детки топать все умеют.
Детки топать все умеют.
Вот так, вот так,
Своих ножек не жалеют.
А теперь мы все пойдем
И дружно все плясать начнем.
Вот так, вот так,
И дружно все плясать начнем.

Молодцы! Кукле Маше очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет рассказать вам об одной своей прогулке. Хотите послушать? Тогда садитесь за столы, посмотрите на карточки, которые на них лежат, и найдите куклу. Покажите карточку нам с Машей. Молодцы! Положите карточку возле себя на стол и давайте слушать рассказ.

Однажды наша кукла Маша приехала в деревню, в гости к бабушке. Во дворе ее встретила… Угадайте, кто?

Живет под крылечком,
Хвост колечком,
Громко лает,
В дом не пускает.

Кто встретил Машу? Правильно, собачка, а зовут ее Жучка. «Здравствуй, Жучка», - сказала Маша и собачка ответила ей: «Гав-гав-гав!». Решила кукла Маша прогуляться к речке и вдруг на лугу встретила…

Полем идет, травку жует,
Деткам молоко дает.
Мычит: «Му-му-му»,
Кто это? Не пойму.

Кого увидела Маша? Конечно корову Буренку. «Здравствуй, Буренка» - сказала Маша и Буренка промычала ей в ответ: «Му-му-му». Подошла Маша к речке и увидела в воде красивую, яркую рыбку. «Здравствуй, рыбка» - поприветствовала ее Маша, но рыбка ничего ей не ответила, а только вильнула хвостиком и уплыла. Маша очень расстроилась, что рыбка не захотела с ней разговаривать, загрустила и пошла домой, как вдруг на дорожке увидела, что кто-то прыгает ей на встречу.

Скачет, скачет по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара и сказала:
Ква-ква-ква.

Как вы думаете, кого встретила наша кукла Маша? Да, правильно, она встретила лягушку – квакушку. «Здравствуй, лягушка», - вежливо поздоровалась с ней Маша. «Ква-ква-ква», - ответила квакушка. Маша поинтересовалась у лягушки, не знает ли она, почему рыбка не захотела с ней разговаривать и лягушка обьяснила, что рыбки не умеют разговаривать, они всегда молчат. Идет Маша по дорожке к дому и вдруг слышит «Пи-пи-пи». Посмотрела она по сторонам и увидела:

Маленький желтенький комок,
Мама – курочка, а папа – петушок.
Угадай-ка, кто этот дружок?

Ну конечно же, это маленький желтенький цыпленок. Он потерялся. Маша взяла его на руки и быстрее понесла домой.

Понравилась вам Машина история? Давайте вспомним, кого наша кукла встретила в деревне?

Сначала она встретила собачку Жучку. Как лает Жучка? Найдите карточку с собачкой и покажите нам с куклой. Молодцы!

А затем на лугу кукла встретила корову Буренку. Как поздоровалась с Машей коровка? Да, она ответила ей «Му-му-му». Покажите карточку с коровкой. Умницы, положите ее возле собачки и коровки.

В речке кто плавал? Конечно, конечно рыбка. Она ответила Маше? Нет, не ответила, потому что рыбки не разговаривают. Найдите карточку с рыбкой. А теперь давайте с вами покажем кукле, как мы можем изображать рыбок (дети надувают щеки, складывают ладошки вместе (хвостик), и показывают «рыбок»). Очень красивые у вас получились рыбки, нам с куклой они понравились.

Кого еще Маша встретила на дорожке? Да, лягушку-квакушку. Как лягушка поздоровалась с Машей. Она сказала ей «Ква-ква-ква». Найдите карточку с лягушкой, покажите ее кукле, и положите теперь на стол.

Ну а кто потерялся и пищал? Конечно же, цыпленок. Как он пищал? Найдите цыпленка и покажите его. Молодцы. Вы всех Машиных друзей назвали и показали правильно.


Top