Как правильно фотографировать цветы. Фотографируем цветы

Дата публикации: 24.08.2016

Сегодня я хочу рассказать о своей студийной работе и взять для примера одну из тематик, которая пользуется огромной популярностью у моих клиентов.

Сразу скажу, что чаще всего я снимаю в профессиональных студиях. Во-первых, это очень удобно. Есть всё необходимое оборудование: свет, фоны, насадки, софтбоксы… Во-вторых, сейчас такой огромный выбор студий, что подобрать интерьеры можно под любую стилистику фотосессии. В-третьих, в студии вы можете сделать отличные кадры независимо от погоды. Это очень важный нюанс в коммерческих съёмках, ведь они планируются на определённый день.

Тема студийных съёмок очень обширна, и я решила взять за основу для статьи свои «цветочные» фотосессии.

NIKON D800 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3.5, 1/125 с, 116.0 мм экв.

Первый и, наверное, самый важный и креативный этап - создание концепции фотосессии. Я стараюсь делать каждую съёмку индивидуальной, оригинальной и интересной. Не хочется копировать то, что уже где-то было, и даже повторять саму себя. Но что делать, если съёмок много и фантазия всё-таки небезгранична? :)

Для себя я выделила несколько основных тематик для съёмок, в каждой из которых можно создавать разные образы. Одна из таких тем - цветочная.

NIKON D800 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F7.1, 1/200 с, 70.0 мм экв.

Итак, как мы создаём концепцию и готовимся к съёмке?

Очень важно уловить настроение модели. В начале общения с клиентом я прошу рассказать о своих предпочтениях, прислать фотографии, которые нравятся, описать все пожелания.

С цветами можно снимать любой образ: светлый, женственный и лёгкий, тёмный, таинственный и даже готический. Это может быть и съёмка в стиле fashion или beauty.

На этапе подготовки мы тщательно прорабатываем образ модели, а в студии воссоздаём его. Порой во время фотосессии образ меняется несколько раз: иногда кардинально, иногда лишь немного дополняется новыми деталями. Поэтому в студии всегда работают профессионалы, которые могут изменить макияж и причёску.

Сначала я определяю, насколько сама модель готова измениться, войти в какую-то роль. Кто-то хочет выступить в непривычном для себя образе, кто-то желает показать именно себя. И то и другое очень интересно.

У каждой девушки есть любимые цветы. И в первую очередь нужно учесть вкусы модели. Красивый букет любимых пионов, к примеру, уже задаст настроение съёмки. А к определённым цветам уже легче подбирать образы. Если это те же пионы, ранункулюсы или полевые цветы, то наверняка это нежные тона в одежде и макияже, лёгкость в интерьере, естественная, возможно, немного небрежная причёска. Если лилии, калы или экзотические растения, то образ может быть более изысканным, необычным. Например, в одежде можно использовать дизайнерские ткани, которые дополнят тему цветов в кадре, можно продумать эффектную причёску, украсить волосы живыми цветами.

Вспомните картины Фриды Кало, многие из которых основаны как раз на таких интересных цветочных композициях. Также я рекомендую искать вдохновение в фантастических работах фотографа Райана Тандью. Многие его проекты представляют собой «цветочные» фотосессии, где можно увидеть, как изысканно сочетаются ткани, текстуры и живые цветы.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

В моём фотопроекте с Анастасией Стоцкой мы взяли несколько совершенно разных образов, каждый из которых создавался профи: стилистами, визажистами, парикмахерами. В таком сложном образе у каждого цветка есть своё, строго определённое место.

Кстати, здесь очень эффективна работа с профессиональными флористами, которые создают не только образ модели, но и продумывают фон. Любая такая съёмка будет смотреться профессионально, дорого, и безусловно, украсит портфолио фотографа.

Конечно же, помимо правильно подобранных цветов, нужно грамотно составить и сам образ модели: подобрать платье, аксессуары, макияж, причёску.

Вот примеры фотографий, снятых в студии с естественным светом. Образы получились очень лёгкие, женственные. Здесь я использовала два объектива: NIKKOR AF 85 mm 1:1.4D и 50 mm 1:1.4. Они обладают высокой светосилой, что очень важно при съёмке с естественным светом в помещении, а также дают прекрасную резкость на открытой диафрагме.

NIKON D800 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2.8, 1/100 с, 70.0 мм экв.

На этапе постобработки было проведено много работы по цветокоррекции. Я практически нивелировала все оттенки, акцентируя внимание только на цветах и волосах Анастасии. В Photoshop я убрала цвет стены, платья. Они практически бесцветны. Приглушила оттенок кожи. В итоге фотографии получились очень нежными.

Очень важно, как профессионально вошла в образ и сама модель. С Настей было работать очень легко. Она профессиональная актриса и знает, как вести себя в кадре. Для фотографа это, конечно же, везение. Но чаще всего ко мне приходят девушки без опыта позирования, поэтому тут очень важно найти общий язык с моделью: прочувствовать её настроение, постараться раскрепостить.

Еще один важнейший момент - это качество фотографий. Я работаю только с расчетом на печать большим форматом. Всегда держу в голове мысль о том, что какая-то работа может попасть в журнал или будет представлена на выставке. Я использую для студийных съемок 36-мегапиксельную камеру Nikon D800. Ее высочайшее разрешение открывает широкие возможности для редактирования фотографий. Кроме того, я ценю ее широкий динамический диапазон, позволяющий эффективно работать с тенями в кадре.

NIKON D800 / 28.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 320, F2, 1/200 с, 28.0 мм экв.

Следующий образ очень похож на предыдущий, но всё же в нём есть своя изюминка и немного другое настроение. Это серия с хлопком. Здесь хватило буквально одной веточки. Мы подобрали красивое платье в этностиле. Получился очень необычный образ.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/100 с, 75.0 мм экв.

А здесь я немного больше поработала в Photoshop, применила элементы коллажирования. Я заранее отдельно сфотографировала ветку хлопка, чтобы поместить её в кадр позже, добавила снег, немного изменила фон.

NIKON D800 / 28.0-75.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/100 с, 75.0 мм экв.

Я снимала на открытой диафрагме, чтобы фон был немного размыт, на этапе постобработки я его без труда заменила на похожий по фактуре и оттенку, но ещё более нейтральный. Вот примеры до и после художественной обработки в Photoshop.

NIKON D800 / 28.0-75.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 640, F2.8, 1/100 с, 75.0 мм экв.

А вот совершенно другой образ с той же самой съёмки, где так удачно вписались по концепции листья монстеры. Здесь использован более жёсткий свет, контрастный макияж, сделан акцент на причёске.

NIKON D800 / 28.0-75.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/250 с, 72.0 мм экв.

В плане постановки здесь всё просто. Несколько человек держат листья монстеры на переднем плане и за моделью.

На этапе постобработки большое внимание я уделила ретуши «под глянец», добавила сочности листьям, цвета и контраста волосам. Выборочно при помощи кисти применила фильтр Color Efex Pro / тональный контраст.

Вот ещё один цветочный образ Анастасии. Здесь очень гармонично сочетаются студийный свет и тёмный фон с нежным образом модели и созданным в Photoshop эффектом глубины резкости, акцент на глаза, волосы. Проведена детальная ретушь и цветокоррекция.

NIKON D800 / 28.0-75.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 800, F11, 1/250 с, 62.0 мм экв.

А эти кадры были сняты в студии на открытой диафрагме, но с использованием студийного импульсного света. Мне хотелось немного размыть задний план, чтобы не сложилось впечатления перенасыщенности деталями и картинка была более мягкой. Но в то же время было важно получить звенящую резкость на модели, поэтому я хотела снимать с использованием именно импульсного света.

Хотя я в первую очередь и фотограф-пейзажист, недавно я открыла для себя удовольствие в съемке растений как в ботанических садах, так и в дикой природе. Снимая растения, чувствуешь себя более гармонично и уравновешенно, чем при съемке пейзажей. Сам процесс часто протекает неспешно, с тщательным поиском деталей, и размеренной обработкой получившихся фотографий. Для меня это своего рода медитация.

Главное же преимущество этого жанра фотографии заключается в широкой распространенности объектов съемки. Например, растения, описанные в этой статье, можно отыскать практически в любой местности или саду, то есть вы можете сделать интересные кадры недалеко от дома. И, так как многие фотографы, не задумываясь, не обращают внимания на такие сцены, у вас есть широкие возможности для создания уникальных, творческих фотографий.

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 200, 3/10, f/20.0

Если говорить об оборудовании, то все фотографии, которые вы увидите ниже, были сняты с использованием 100-мм макро объектива – это, несомненно, полезный, но не жизненно необходимый инструмент. Я использую Canon 100mm f/2.8 L, но для этого жанра съемки вполне подойдет недорогой макро-объектив начального уровня или средний телеобъектив любого производителя (чем короче у него минимальное расстояние фокусировки, тем лучше).

Для получения фотографий, резких по всему полю кадра, я остановила свой выбор на диафрагме f/16 или f/22, что позволило мне получить в фокусе все основные элементы (в то время как на других объективах диафрагма, прикрытая до таких значений, может привести к ухудшению качества изображения, мой объектив сработал очень хорошо). Для фотографий с небольшой глубиной резкости, я выбрала более широкую диафрагму f/2,8 или f/4, способную приятно размыть некоторые детали.

При съемке всех фотографий, я располагала объектив достаточно близко от объекта съемки, часто всего в нескольких сантиметрах. В некоторых случаях, например, на фото выше, я устанавливала камеру на и экспериментировала с небольшими изменениями до тех пор, пока не нашла наиболее нравящуюся мне композицию. В этом жанре фотографии даже небольшие изменения композиции могут дать ощутимую разницу.

В дополнение ко всему этому, я приготовила шесть советов для съемки растений. Я поделюсь ими ниже.

И дикая природа, и ваш собственный сад или парк в вашем городе практически круглый год могут предоставить отличные возможности для фотосъемки растений. Конечно, зимой и ранней весной вам потребуется больше усилий для поиска объекта съемки, но и в это время года есть немало возможностей для интересных фотографий, если вы взгляните на окружающий мир непредвзято.

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 100, 1/2, f/16.0

Например, на этой фотографии, отснятой в середине зимы в Ботаническом саду Денвера, под весом снега растения примялись, что сделало их визуально интереснее по сравнению с их летними сородичами. Кроме того, зимний холод добавил к их окраске прекрасные пастельные тона, которые я не видела ни в одно другое время года, когда эти растения, как правило, бывают ярко-зелеными, желтыми и оранжевыми.

Ищите узоры и текстуры

Внимательному наблюдателю природа может предложить бесчисленное множество узоров и текстур. Потратив некоторое время на внимательное изучение места съемки и его деталей, вы сможете обнаружить даже самые мелкие сцены, достойные вашего снимка. Повторяющийся узор и насыщенный цвет кислицы, которые вы можете видеть на фотографии ниже, являются двумя основными элементами, которые я использовала при создании этой фотографии. Хотя кислица и широко распространена, мне потребовалось некоторое время на то, чтобы найти участок с растениями в хорошем состоянии, растущими на одной высоте (это позволило мне проще получить в фокусе все растения в кадре).

В следующий раз, отправляясь на прогулку с камерой, присмотритесь к узорам, созданным природой: вы будете удивлены разнообразием и красотой природных текстур и узоров сразу же, как только начнете обращать на них внимание.

Экспериментируйте с малой глубиной резкости

Съемка с малой глубиной резкости, когда множество элементов сцены находятся вне фокуса, по крайней мере, для фотографов-пейзажистов может быть серьезной психологической преградой. При съемке небольших объектов, таких как растения или цветы, малая глубина резкости часто превращает объект съемки из материального в абстрактный. Вместо того, чтобы фотографировать лепестки, стебли и листья, вы можете снимать линии и формы, например, как на фотографиях ниже. Абстракции, возникающие при использовании малой глубины резкости – отличный творческий подход к съемке растений.

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 800, 1/200, f/2.8

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 800, 1/400, f/2.8

В случае с первой фотографией головки одуванчика (около 5 сантиметров в диаметре), которую вы видите выше, я использовала диафрагму f/2,8, и экспериментировала с различными точками фокусировки, позволяющими подчеркнуть направленность оснований семян от центра к краям. На второй фотографии тот же самый одуванчик выглядит совершенно иначе – стоило мне лишь немного сместить точку зрения и точку фокусировки, и перед взором зрителя предстают воздушные зонтики.

Сравнение этих двух изображений одного и того же объекта, сделанных с интервалом в несколько минут, наглядно демонстрирует разницу, которую может дать небольшое изменение фокуса, глубина резкости и перспективы при работе с объектом съемки с близкого расстояния на открытой диафрагме.

Экспериментируйте с освещением

Хотя это и один из самых сложных в фотографии видов света, подсветка – когда источник света находится позади снимаемого объекта – может добавить фотографии настроение и сделать ее более интересной.

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 800, 1/1000, f/3.2

Для съемки этой фотографии, я легла на землю среди кустов вербы лицом к и использовала малую глубину резкости, чтобы получить в фокусе лишь несколько ветвей с почками, подсвеченных солнечным светом.

Пушистые объекты, например, почки вербы, ольхи, некоторые виды кактусов и цветов, подсвеченные солнцем, имеют естественный светящийся ареол, отлично смотрящийся на фотографии.

Съемка подобных кадров может потребовать времени и упорства, затраченных на экспериментирование и совершенствование вашей техники, просто будьте готовы попробовать еще раз, если ваша первая попытка не принесла вам желаемого результата.

Не бойтесь подойти ближе

Практически всегда, снимая растения, я располагаюсь довольно близко к объекту съемки (часто на минимальном расстоянии фокусировки моего объектива). Съемка с близкого расстояния может помочь вам устранить из кадра отвлекающие детали, выделить ваш объект для лучшей композиции, и подчеркнуть его абстрактные элементы.

В случае с фотографией выше, каждая розетка растения была размером с карандашный ластик, а весь куст – не больше кулака — был окружен камнями и грязью. Этот кадр также может быть примером того, как важно обращать внимание на детали, ведь эти растения растут в крошечных углублениях на стенах каньона в Национальном парке Зайон и, не приложив некоторых усилий на их поиски, вы можете пройти мимо, как и большинство людей.

Не бойтесь показаться ненормальным

Летом прошлого года в Ботаническом саду Денвера состоялась выставка комнатных растений, привлекшая тысячи посетителей. Поскольку на выставке постоянно находились толпы людей, то о неторопливой съемке со штативом не приходилось и мечтать. Тем не менее, заметив это необыкновенное розеточное растение, я поняла, что должна буду сфотографировать его, во что бы то ни стало. Куст рос под нестандартным углом в цветочном горшке, расположенном прямо у входа, через который постоянно входили все новые и новые посетители выставки.

Canon EOS 6D @ 100mm, ISO 100, 6/10, f/22.0

Так как интересующая меня розетка росла почти у самой земли, то чтобы получить правильный угол съемки, мне пришлось встать на колени и изогнуться изо всех сил. Я постоянно слышала у своего уха шум обуви посетителей, проходящих мимо и удивляющихся, что интересного для съемки я могла найти в таком месте. Что-то подобное мне пришлось проделать в тот день несколько раз, и поскольку я не хотела мешать другим наслаждаться экспонатами, я была готова выглядеть немного глупо, фотографируя в самых нелепых позах.

Итак, если вы хотите сделать отличную фотографию, забудьте о том, что о вас могут подумать другие люди, не стесняйтесь выглядеть глупо, ведь результат стоит того!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Собачек и наверняка цветочки. Вы были уверены, что снимаете отлично, ведь так красиво размыт фон, да и сам букет ну просто не может выглядеть на снимках плохо – он яркий и привлекает взгляд!

Однако чаще всего фотографии получаются скучными и не передают то настроение и контраст, которые вы видите в реальности. Из этого следует вывод, что над снимком следует хорошенько поработать.

Некоторые советы я передам вам из замечательной книги Скотта Келби под незатейливым названием «Цифровая фотография. Том 1». Это просто рай для новичков – простыми и понятными словами написаны даже самые, казалось бы, сложные вещи. Другие секреты передам из личного опыта и из того, что когда-то читал. Итак, начнем.

Как фотографировать цветы правильно

Нельзя снимать цветок сверху

Точнее можно, но снимки получаются чаще всего некрасивыми. Хотя и есть неплохие фотографии, если продумана композиция. Когда мы прогуливаемся по саду или какому-нибудь полю среди растений, то обычно наблюдаем их сверху вниз – это привычный всем ракурс, который смотрится на изображениях так же банально, как и фото детей сверху. Стоит немного присесть, а еще лучше лечь на землю – снимок приобретет совсем другие идейные оттенки.

Зритель начинает видеть в вашей работе нестандартный подход. И даже единственный цветок, казавшийся раньше обычным донором пыльцы для пчел, предстает в другом свете – на фотографии он начинает жить той жизнью, на которую вы раньше не обращали совершенно никакого внимания.

Всегда старайтесь снимать хотя бы с уровня бутона. Эту особенность мало когда учитывают фотографы-любители (об ошибках начинающих фотографов я ).

Тюльпаны и маки, к примеру, можно фотографировать вообще с земли. То бишь на изображении будет виден ракурс снизу. Это правило подходит не всем цветам, но вышеперечисленные смотрятся отлично.

Используйте зум-объективы

Ведь не обязательно пользоваться только объективами для съемки портретов или макрокольцами. Зум тоже имеет свои плюсы:

  • Соцветие можно приблизить так, как вам нужно. Хорошо будет смотреться снимок, на котором букет будет заполнять практически весь кадр.
  • При этом можно легко сделать фон размытым, сфокусировавшись на сердцевине растения. Для этого нужно по максимуму открыть диафрагму объектива.

Желательно оставлять в фокусе только один цветок или соцветие, в котором бутоны расположены на малом расстоянии друг от друга. Тем самым мы получим единственный главный объект съемки, на который сразу же обратит внимание зритель.

Перед тем как фотографировать цветы , желательно приобрести наколенники – полезная вещь. Либо надеть то, что не жалко будет запачкать.

Съемка цветов макрообъективом

Уверен, что большинство из вас когда-нибудь искали примерные снимки букетов в интернете, дабы повторить их самим и удивлялись, как профессионалы делают такие потрясающие крупные планы. Все дело, как вы уже догадались, в макрообъективах. Именно с помощью этих устройств можно получить фотографию в масштабе один к одному.

При этом снимать им непросто, так как ГРИП (глубина резкости) очень мала. Поэтому даже малейшие колебания камеры могут смазать все изображение. Дабы этого избежать, ставим камеру на штатив! Да, это обязательное условие при съемке макрообъективом. Кстати, если вы не хотите покупать целый объектив ради макросъемки, то есть выход – приобретите так называемые макрокольца.

Стоят они намного дешевле, а эффект получается практически тот же самый. И плюсов полно: занимает мало места в кофре (сумке фотографа), имеют небольшой вес, легко накручиваются на объектив подобно обычному фильтру. Подробнее о макролинзах я напишу в следующих статьях, так что будьте добры, подписывайтесь на обновления!

Также во многих мыльницах есть неплохой режим под названием «Макро» (обо всех сюжетках можно ). Если вы не имеете в распоряжении зеркальную камеру, не расстраивайтесь – даже на компактный фотоаппарат можно делать шикарные снимки цветов. Из прошлых статей вы наверняка уже поняли, что снимает не фотоаппарат, а фотограф.

Время для съемки цветов

Облачный день

Это время считается отличным для съемки не только прекрасных растений. Тени в облачный день выражены слабо, естественный свет довольно рассеянный, так как солнышко прячется за тучами. Цвета на снимках получаются такими, какими мы их видим – без искажений от прямых солнечных лучей.

Солнечный день

Совет: съемку в этом случае лучше проводить утром или ближе к вечеру. , если при ярком солнце советуют не снимать? Возьмите ракурс, при котором естественное освещение находится позади соцветия – тем самым можно получить прекрасный фон.

В обед снимать не стоит, так как появятся ужасные пересветы. Помимо всего, следите, чтобы ваша тень не попадала на объект съемки.

Съемка после дождя

В это время букеты получаются особенно красиво. Фотографировать следует еще во время облачности, но не во время самого дождя, иначе есть вероятность испортить любительскую камеру – профессиональные фотоаппараты в этом плане более защищены.

На лепестках волшебно смотрятся капельки дождя, а пробивающиеся сквозь тучи первые лучи солнца придают снимку поистине изумительную атмосферу. Не забываем про штатив, а также про такие чудеса, макрообъектив или макрокольца – они помогут вам запечатлеть крупным планом даже самые мелкие частички воды.

Скотт Келби говорит, что некоторым это покажется смешным, однако, результаты действительно превосходные. Зачем ждать дождь, если его можно устроить дома, к примеру, на подоконнике? Возьмите пульверизатор и вперед. Обрызгайте со всех сторон букет, только не переборщите.

На лепестках осядут капли, ничем не отличающиеся от дождевых, даже более прозрачные. Так что не переживайте – никто вас не заподозрит в подтасовке.

Тем более небольшую бутылочку-распылитель можно носить с собой в кофре – только позаботьтесь о безопасности, чтобы ничего не вылилось. Тем самым у вас будет мобильный переносной дождь, и, перед тем как фотографировать цветы , достаньте его и побрызгайте на бутон. Освещение сбоку или контровой свет подчеркнут капли в лучшем виде, создав особую атмосферу на снимке.

Черный фон для съемки цветов

Наиболее удачная композиция возникает тогда, когда вы фотографируете букет на черном фоне (либо когда сделали черную подложку посредством фотошопа). Но проще всего разместить позади снимаемого объекта какую-нибудь черную ткань: велюр или бархат.

Далее просто выбираем покороче выдержку, например, 1/250 секунды или короче. Этот способ поможет избежать смазов на снимке и сделает фотографию четкой. Нелишне включить и режим серийной съемки . И, в-третьих, можно использовать ветер во благо. Перед тем как фотографировать цветы следует выставить выдержку наоборот подлиннее. Этот творческий подход позволит показать движение растения – на снимке будет виден его размытый след. Так что не все так плохо, как могло показаться изначально!

Фото цветов – своего рода медитация, которая не требует спешки. Не жалейте времени на фотографию, тратьте его, но с умом! Будьте терпеливыми. Ведь это – творчество, а не просто нажатие на кнопочку спуска затвора.

Ниже вы найдете классное видео из серии «Timelapse», а также галерею лично мной подобранных изображений цветов в большом размере (включая те, которые встречались в статье).

На дворе май. После зимы природа наконец-то становится яркой и интересной, распускаются листья, начинается цветение растений. Вокруг появляется множество интересных сюжетов для съёмки. Собственно, сами цветы - отличный объект для фотографирования. Пока цветы на клумбах ещё только готовятся расцвести, на полях и лужайках уже можно найти множество красивых цветов.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F5.6, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Как показать красоту полевых цветов на фото? В этой статье мы поделимся некоторыми советами.

Чтобы можно было управлять всеми параметрами съёмки и получать снимки достойного качества, удобнее всего фотографировать зеркальной фотокамерой. Для таких съёмок подойдут даже самые простые модели (например, Nikon D3300 или Nikon D5500).

Важное достоинство зеркальных фотоаппаратов - сменные объективы. Китовые объективы (в комплекте с которыми аппараты поставляются в продажу) универсальны, но они не всегда могут максимально красиво и качественно показать тот или иной сюжет. Чтобы получить красиво размытый фон или снимать с очень близкой дистанции, можно воспользоваться специальными объективами.

Полевые цветы обычно не очень крупные по размеру, поэтому лучше фотографировать их с небольшого расстояния. Многие универсальные объективы от Nikon могут похвастаться небольшой дистанцией фокусировки, которой вполне хватит для съёмки цветов. Например, Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor или даже китовые объективы класса 18–55 мм. С другой стороны, универсальные объективы не всегда могут обеспечить красиво размытый фон. Поэтому, чтобы получить красивый кадр с резким цветком и размытым фоном, фотографы часто используют фикс-объективы с высокой светосилой. Прекрасным выбором будут макрообъективы, например, Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor или Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G, рассчитанный специально для «кропнутых» фотокамер. Я же использовал старый добрый «полтинник» Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Это, пожалуй, самый универсальный фикс, который можно найти в сумке любого продвинутого фотографа. Он даёт прекрасное размытие фона, обеспечивает красивое боке, а также имеет высокую светосилу. Из недостатков (в нашем случае) стоит отметить достаточно большую минимальную дистанцию съёмки - 45 см. В целом, для большинства сюжетов хватит и такой дистанции. Но если хочется снимать без использования макрообъективов более крупным планом, на помощь придут удлинительные макрокольца, которые можно использовать с любым объективом. Они позволят значительно сократить дистанцию фокусировки с минимальными потерями в качестве снимка.

Итак, мы вооружились фотокамерой с правильным объективом. Теперь самое время подумать над компоновкой кадра, освещением и параметрами съёмки.

Правильный подбор подходящих условий съёмки во многом гарантирует вам красивые, выразительные кадры. Поскольку мы фотографируем на природе, основным и почти всегда единственным источником освещения будет Солнце. Поэтому фотографу придётся подстроиться под расписание светила, чтобы поймать самый красивый свет. Лучшим временем для съёмки считается «режимное время» - утро или вечер, когда Солнце находится низко над горизонтом и даёт самое выразительное освещение. Впрочем, цветы можно фотографировать не только утром или вечером. Можно снимать весь день, если на улице пасмурно и освещение более-менее рассеянное. Или просто фотографировать в тени. А вот при полуденном солнечном свете снимать не стоит: на снимке появятся очень тёмные, контрастные тени и слишком светлые блики, изображение станет невыразительным.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв.

При выборе главного объекта съёмки, проявите внимательность. Выберите самые интересные цветы (или один цветок) на поляне! Подумайте над компоновкой кадра. Если сомневаетесь, то воспользуйтесь простым правилом третей: расположите объект съёмки ближе к одному из углов кадра, уберите его из центра. Не стесняйтесь встать перед своим героем на колени - так кадр получится более выразительным. Низкая точка съёмки позволит показать цветок гораздо лучше, нежели обыденный вид сверху. Например, кадры к статье сняты с высоты около 20 см от поверхности земли. Кстати, с такой высоты будет удобнее компоновать кадр не через видоискатель, а включив режим Live View.

Помните, что фон (даже если он размыт) - важная составляющая кадра. Продумайте его. Уберите с него отвлекающие элементы. С другой стороны, на фоне можно расположить и какие-то интересные вещи, дополняющие сюжет. Например, здесь в качестве фона выступают крыши старого города.

При таких съёмках очень важно контролировать показатели диафрагмы, ведь с её помощью мы сможем регулировать глубину резкости и степень размытия фона. Диафрагму удобно контролировать в режимах «A» или «М». Даже если вы фотографируете с очень небольшой дистанции, не всегда стоит снимать на самой открытой диафрагме: глубина резкости может получиться настолько маленькой, что в неё не войдёт даже сам цветочек, а фон будет размыт слишком сильно. Найдите оптимальное значение диафрагмы опытным путём. Я сделал несколько кадров и выбрал из них тот, который снят на диафрагме F5.6.NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F5.6, 1/160 с, 50.0 мм экв.

При съёмке цветов очень важно точно сфокусироваться. Ведь глубина резкости мала, как и объект съёмки. Научитесь пользоваться точками фокусировки. Поскольку цветок может колыхаться на ветру, он будет то и дело уходить из зоны резкости. Поэтому, если дует ветер, я включаю следящую фокусировку (у Nikon эта функция называется AF-S). Она позволит держать колыхающийся цветочек в фокусе более уверенно. C помощью функции 3D-слежения камера может следить за объектом, даже если он уйдёт из зоны выбранной вами точки фокусировки.

Кстати, цветы могут стать отличным передним планом при съёмке пейзажа или архитектуры. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Фотографировать цветы — дело несложное. Но это только на первый взгляд. Почему прекрасные букеты на фотографии кажутся унылыми вениками и как сфотографировать цветок так, чтобы передать его очарование — в этом и есть мастерство.

Сегодня хочу рассказать, как этот процесс вижу я. Наверняка вы найдете еще множество статей и фото-уроков на эту тему, но пусть у вас будет еще один лишний повод взять в руки камеру (или смартфон).

Как фотографировать цветы в природе

Естественное желание каждого любителя фотографии — отправиться весной в ботанический сад и снимать цветы, часто оборачивается десятками скучнейших фотографий. Почему?

Не снимаем с банальных ракурсов

Банальными я называю все ракурсы , в которых цветы на фото выглядят так же, как вы их видите в жизни. То есть, когда вы стоите и смотрите вниз на клумбу, например — это самый что ни есть банальный ракурс, не используйте его.

Чтобы фотографии цветов были действительно интересными, нам придется ползать, лежать в траве, пачкать колени и локти: чтобы фотографировать цветы, надо видеть их так, как их не видят другие.

Отделяем цветок от фона

Чтобы фотография получилась выразительной (и это не только цветов касается), нужно суметь выделить объект съемки , отделить его от фона. Самый простой способ — контроль глубины резкости (ГРИП). Настраиваем диафрагму так, чтобы интересующие нас цветы были изображены резко, а фон за ними — размытым (для зеркальной камеры это означает, что диафрагму нужно максимально открыть).

Если вы фотографируете телефоном и диафрагмой управлять сложно, можно искусственно добавить размытие фона за объектом съемки уже в процессе обработки фотографии. Во всяком случае, всегда стоит искать ракурс, с которого кадр будет выглядеть не пестрой кашей из цветов, а осмысленной фотографией цветка и его окружения.

Снимаем в пасмурный день

В это бывает сложно поверить, но в дни, когда небо немного затянуто облаками, бывает самый лучший свет для съемки цветов : рассеянное, мягкое освещение позволяет передать фактуру лепестков и цветка, в то время как яркий солнечный свет в ясный день дает слишком резкие тени.

Как сфотографировать букет цветов

Обычно мы рассматриваем два варианта: когда букет — это товар (например, если мы фотографируем букет для сайта службы доставки цветов) и когда букет является аксессуаром (например, букет невесты или букет, как часть антуража для фото в инстаграм). Эти случаи отличаются прежде всего целю съемки. В случае с интернет-магазином нам важна точность изображения, соответствие картинки реальному букету, реалистичность. Букет невесты, напротив, должен быть окутан ореолом сказки, создавать впечатление и вызывать эмоцию. Такой фотографии букета совсем необязательно быть точной и реалистичной.

Фотографируем букет для каталога

В случае съемки цветов для каталога или сайта нужно добиться максимальной правдивости изображения и реалистичности цветов. Поэтому,

  • во-первых, нам нужна большая глубина резкости, чтобы все цветы в букете были изображены четко;
  • во-вторых, фотографии букета должны быть обработаны по минимуму.

В идеале нужно снимать на белом фоне или удалять лишний фон, фотография букета для каталога на изолированном белом фоне выглядят более профессионально.

Букет цветов как деталь образа

Разумеется, букет невесты органично смотрится в руках невесты и да, это хороший сюжет для фотографии букета цветов. Но если мы откроем, например, Pinterest, то по популярным запросам найдем сотни почти одинаковых фотографий букетов в руках невест. Так что, если перед нами стоит задача снять что-то небанальное, придется поработать. Букет, лежащий на поверхности старой деревянной столешницы или на вышитой шелком подушке, букет на смятых простынях в утренней спальне и букет, торчащий из сумки-шоппера — это все разные сюжеты для фотографий , рассказывающих истории.

Можно пробовать разные вариации композиции, «поиграть» с глубиной резкости и ракурсом — эти фотографии не должны быть каталожно-конкретными, поэтому дают простор для творчества.

Даже если мы хотим сфотографировать букет цветов телефоном для инстаграма , стоит помнить об уместности и пропорциях. Нам нужно задать себе вопрос: уместны ли цветы на этом фото, создают ли они единый образ с объектом съемки? Букет — это только часть образа, остальные составляющие должны быть тоже тщательно подобраны. Элегантный букет в руках красавицы-невесты в белом платье смотрится уместно, но если ту же красавицу одеть в тренировочный костюм — девушка и букет будут казаться жителями разных миров. Гармония состоит из множества элементов , иногда мы подбираем их путем проб и ошибок, и в этом нет ничего страшного: мы делаем несколько кадров, меняем элементы местами, добавляем и убираем что-то — только так фотография получится совершенной.

Макросъемка цветов

Снимать макро сейчас позволяют практически все смартфоны, не говоря уже о зеркальных камерах. Но приблизиться и нажать кнопку — не всегда достаточно. Макросъемка цветов требует учитывать несколько моментов.

    Во-первых, при съемке макро камера особенно чувствительна к малейшему движению, поэтому нам нужно использовать штатив.

    Во-вторых, чтобы получить хорошее изображение деталей, нужно снимать с большой глубиной резкости (а значит, штатив необходим вдвойне).

    В-третьих, придется быть очень внимательными к объекту съемки: малейшая соринка, волосок или маленькое насекомое может испортить кадр, но очень часто мы видим это уже на снимке при приближении.

Если мы решим снимать макро цветов в парке или на открытом воздухе, лучше выбрать безветренный день: любые шевеления в кадре снижают наши шансы получить хорошие фотографии. Конечно, можно попробовать оградить выбранные цветы от ветра, например, раскладным отражателем, но при сильных порывах это вряд ли получится.

Разумеется, эти рекомендации — далеко не исчерпывающее пособие по фотографированию цветов: на каждую из этих тем написаны целые книги. Но я все же надеюсь, что эта статья поможет вам начать фотографировать цветы и получать более совершенные кадры!

Daria Minaeva

Привет! Я Даша Минаева - фотограф вещей и растений, блогер, content creator. Пишу о фотографии для начинающих блогеров и персональных брендов. Предметный фотограф, снимаю для Instagram брендов и личных блогов.


Top