Казуальные игры. Что такое казуальные игры? Что значит казуальные игры

Наверняка, Вы хотите спросить, что такое казуальные игры? Так вот это небольшие по размеру, удивительно красочные и невероятно увлекательные игры для компьютера, которые отличаются доступным и простым управлением, необычайной легкостью в освоении. Составной частью такого рода игр являются незамысловатый и понятный игровой процесс, красивая, сочная, яркая графика, и очень важный момент, полное отсутствие любых элементов непрекрытого насилия и провления жестокости. В большинстве случаев, игроку не приходится затрачивать свое время на чтение правилами игры, поэтому начать игру можно сразу же после ее установки. Частота и продолжительность сеансов игры может регулироваться в широких пределах.

Надо отметить одну характерную черту казуальных игр, это способ распространения игр! Это условно-бесплатная (shareware) модель распространения, которую наиболее удобно описать словами Try-before-you-buy (Попробуй, прежде чем купить). Чем удобна именно такая форма? Наибольшее удобство представляется в том, что нет необходимости покупать "кота в мешке", это же логично, сначала попробовать, а потом, если игра понравится, приобрести ее.

Как правило, пользователю предоставляется полная версия игры, которая отличается только временем работы. Разные игры дают возможность попробовать поиграть в течении 30 или 60 минут, после чего предложат ввести регистрационный код, без которого они больше не запускаются.

Если вам понравилась игра и Вы хотели бы продолжить в не играть, необходимо приобрести регистрационный код, который снимет ограничения пробной версии. Именно эта особенность требует чтобы у игр был небольшой размер, который не превышает 10-50 мегабайт. Как положительное следствие, они достаточно быстро скачиваются, абсолютно не требуют больших ресурсов от компьютера, а вот доставить море удовольствия могут. Одним словом, казуальные игры это несказанно приятное времяпрепровождение, своего рода отдых, отличная возможность отвлечься от работы или рутинных занятий и с большим интересом провести несколько минут за приятным занятием.

К большому сожалению, в России до сих пор так и не сложилось единого и всем понятного названия для такого рода медийного контента. За время работы компании Alawar на российском рынке, было введено в обращение множество различных названий: "игры формата casual", "игры в стиле casual", "casual-игры", "shareware-игры", "coffee-break-игры", "скачиваемые", "загружаемые", "мини игры", "офисные", "casual-игры", "маленькие", "тайм-киллеры", "игры на пять минут", "игры на каждый день". Однако рабочее название "казуальные игры" так и закрепилось как постоянное.

У такого названия есть свои недостатки: образовано оно с помощью транслитерации, соответственно, не является понятным русскоязычному потребителю. Если обратиться к переведу слова "casual", например,словарь общей лексики английского языка, предлагает следующие варианты: "случайный", "несерьезный", "невольный", "легкомысленный", "бессистемный" и подобное.... Так что же получается, что casual games - это игры для таких людей, которые играют нерегулярно, выбирают игры бессисстемно? Мы не согласны с таким определением! В итоге, использовать дословный перевод нет возможности, по причине полного несоответствия смыслу и существу игрового формата. Поэтому вопрос о наиболее подходящем названии данного вида игр остается открытым. Может быть именно вы сможете предложить свое оригинальное название?

    Вытекающий из данного случая или им обусловленный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЗУАЛЬНЫЙ вытекающий из данного случая, обусловленный особенностями данного случая. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    казуальный - ая. ое. casuel adj. <лат. casualis < casus случай. спец. Случайный, единичный, не поддающийся обобщению. Лекс. Брокг.: казуальный; САН 1906: казуа/льный … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Прил., кол во синонимов: 5 единичный (23) каузальный (4) не поддающийся обобщению … Словарь синонимов

    КАЗУАЛЬНЫЙ - (от лат. casus случай) случайный, единичный, не поддающийся обобщению (типологии). Не путать с каузальным. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Прил. Обусловленный каким либо случаем, не поддающийся обобщению; случайный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Казуальный, казуальная, казуальное, казуальные, казуального, казуальной, казуального, казуальных, казуальному, казуальной, казуальному, казуальным, казуальный, казуальную, казуальное, казуальные, казуального, казуальную, казуальное, казуальных,… … Формы слов

    казуальный - казу альный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

Предназначенная для широкого круга пользователей. Казуальные игры отличаются простыми правилами и не требуют от пользователя особой усидчивости, затрат времени на обучение или каких-либо особых навыков; они относительно дешевы в разработке и при дистрибуции. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста. Казуальным играм противопоставляют «хардкорные» игры со сложными правилами, рассчитанные на сравнительно узкую аудиторию опытных игроков, готовых уделить много времени освоению игры.

В настоящее время определение таких игр по жанру чётких границ не имеет и к казуальным относят игры, которые относительно невелики размером и распространяются преимущественно посредством цифровой дистрибуции .

История

Казуальные игры как отдельное направление, которое противопоставляется хардкорным играм, начало популяризироваться с 2000 года . Несмотря на это, казуальные игры являются и самыми первыми играми, которые появились на компьютерах и игровых приставках .

Пасьянс «Косынка» от Microsoft, бесплатно распространявшийся с Windows, признается как первая успешная казуальная игра, в которую, с момента выхода, играло более 400 млн человек. В 1989 году компания Nintendo выпустила на Game Boy игру Тетрис . Тетрис на Game Boy оказался чрезвычайно популярен и стал одной из игр, которые принесли успех новой на тот момент консоли.

Казуальные игры дебютировали в онлайне в 1996 году на сайтах Gamesville и Uproar, которые предлагали мультиплеерные HTML-игры таких жанров, как карточные игры , бинго , пазлы . Появление технологии флеш вызвало бум в развитии онлайн-игр, но в то же время вынудило разработчиков ограничиваться использованием одной кнопки мыши и создавать простые игры, которые можно завершить за короткую игровую сессию. Одна из наиболее известных казуальных игр, Bejeweled, появилась в 2001 году как флеш-игра.

В 2005 году крупнейшие разработчики, издатели и дистрибьюторы казуальных игр объединились в Ассоциацию казуальных игр (англ. Casual Games Association ).

В развитии индустрии казуальных игр не последнюю роль сыграла общедоступность Интернета - зародившиеся технологии электронной коммерции (платёжные сервисы) и передача дистрибутивов через Интернет позволили сделать механизм покупки и получения игр быстрым и удобным.

В России подход с кредитными карточками оказался достаточно сложным и поэтому российская индустрия казуальных игр получила распространение только в 2006-2007 годах, когда стало возможным совершать оплату электронных товаров через мобильный телефон путём отправки и получения SMS -сообщений. Кроме того, российские граждане отличаются тем, что прежде чем что-либо покупать, всегда стремятся это опробовать. Разработчики компьютерных игр учли это и специально сделали игры по принципу «

Казуальная игра – это компьютерная игра, которая предназначена для широкого круга пользователей, не имеет возрастных ограничений. Сам термин «казуальная» имеет латинские корни, ведя своё значение от «casualis» — случайный.
Если не углубляться в терминологию, то казуальная игра это игра в которая запускается от случая к случаю. Чаще всего такие игры находят себе применение в офисах во время перерыва, именно, поэтому данные игры имеют второе название «Офисные игры» или «Мини — игры». Благодаря простому управлению игровым процессом, не потребуется никаких компьютерных знаний, а красочная графика и звуковое сопровождение делает эти игры любимым досугом многих пользователей ПК.
На сегодняшний момент к казуальным играм относят множество игр, которые имеют простое исполнение и малый размер, чаще всего они получают распространение по средствам цифровой дистрибуции.

Казуальные игры как отдельное направление в игровой индустрии появились сравнительно давно. Так можно считать началом зарождения 2000 год, а именно появление игры пасьянс «Косынка» на операционной системе Windows. Помимо можно выделить яркого представителя этого направления «Тетрис», который успешно стартовал на игровых консолях GameBoy.

После успеха вышеупомянутых представителей, началось развитие направления казуальных игр. Благодаря широкому применению банковских карт в США оплата приобретенной игры производилась через банковский счёт, что вполне устраивало пользователей Америки. Стоит отметить, что подобная коммерция в России была недоступна на тот момент, и широкое распространение казуальные игры получают лишь 2007 году путём «мобилизации» — оплаты лицензии через смс — код.

Разработчики понимали что будет трудно реализовать товар, который нельзя попробовать. Поэтому по истечении некоторого времени была успешно освоено внедрение пробного периода действия игры. Так теперь многие игры предлагают после скачивания воспользоваться полноценным режимом в течении 30 минут, а некоторые компании разработчиков доводят данное время до суток!

Разновидности казуальных игр

Как уже становится понятно из вышесказанного данные игры не имеют чётких границ реализации в определённых жанрах. Чаще всего игра получается путём переработки консольных игр, либо просто морально устаревшей версии игры.

Можно выделить несколько основных жанров, которые чаще остальных встречаются у большинства разработчиков:

  1. Шарики
  2. Настольные игры
  3. Онлайн – игры
  4. Три в ряд
  5. Стрелялки
  6. Бегалки
  7. Поиск предметов
  8. Бизнес
  9. Аркада
  10. «Для девочек»

Представитель казуальных игр в России

Ярким представителем компании разработчика казуальных игр на территории России можно по праву считать – . Более 8 лет на рынке игровой индустрии в данном направлении дали им не только определённую популярность среди пользователей компьютерных игрушек, но и отличительную особенность развития и разработки игр.

Мы имеем дело с профессиональным коллективом, который как было сказано выше, работает ни первый год. Это сотни разработанных игр под российских пользователей, это яркая графика и прекрасное исполнение! Существуют целые коллекционные собрания игр, одними из которых известны многим: «Веселая ферма» и «Сокровища Монтесумы».

Нетрудно представить что у данной компании есть свои фанаты, есть люди которые с нетерпением ждут новых разработок, новых приключений и, конечно, всё это сопровождается яркими впечатлениями.

За что должен платить пользователь?

Большинство пользователей, которым нравятся подобные игры на отказ несогласно платить деньги за лицензионный ключ, предпочитая скачивать «пиратские» версии которые естественно не требуют оплаты.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

История

Казуальные игры как отдельное направление, которое противопоставляется хардкорным играм, начало популяризироваться с 2000 года . Несмотря на это, казуальные игры являются и самыми первыми играми, которые появились на компьютерах и игровых приставках .

Пасьянс «Косынка» от Microsoft, бесплатно распространявшийся с Windows, признается как первая успешная казуальная игра, в которую, с момента выхода, играло более 400 млн человек. В 1989 году компания Nintendo выпустила на Game Boy игру Тетрис . Тетрис на Game Boy оказался чрезвычайно популярен и стал одной из игр, которые принесли успех новой на тот момент консоли.

Казуальные игры дебютировали в онлайне в 1996 году на сайтах Gamesville и Uproar, которые предлагали мультиплеерные HTML-игры таких жанров, как карточные игры , бинго , пазлы . Появление технологии флеш вызвало бум в развитии онлайн-игр, но в то же время вынудило разработчиков ограничиваться использованием одной кнопки мыши и создавать простые игры, которые можно завершить за короткую игровую сессию. Одна из наиболее известных казуальных игр, Bejeweled, появилась в 2001 году как флеш-игра.

В 2005 году крупнейшие разработчики, издатели и дистрибьюторы казуальных игр объединились в Ассоциацию казуальных игр (англ. Casual Games Association ).

В развитии индустрии казуальных игр не последнюю роль сыграла общедоступность Интернета - зародившиеся технологии электронной коммерции (платёжные сервисы) и передача дистрибутивов через Интернет позволили сделать механизм покупки и получения игр быстрым и удобным.

В России подход с кредитными карточками оказался достаточно сложным и поэтому российская индустрия казуальных игр получила распространение только в 2006-2007 годах, когда стало возможным совершать оплату электронных товаров через мобильный телефон путём отправки и получения SMS -сообщений. Кроме того, российские граждане отличаются тем, что прежде чем что-либо покупать, всегда стремятся это опробовать. Разработчики компьютерных игр учли это и специально сделали игры по принципу «сначала пробуй ».

Описание

Простейшими казуальными играми можно назвать те, которые включаются в стандартную поставку дистрибутивов операционных систем.

Казуальные игры по своему уровню сложности годятся практически для любой категории пользователей компьютера. Зачастую время на прохождение таких игр невелико, а потому они хорошо подходят для тех, кто не может уделять игре много времени.

Дистрибутивы таких игр обычно имеют небольшой размер и распространяются так, чтобы их было легко скачать и тут же начать игровой процесс.

Основные жанры

Многие из существующих жанров казуальных игр являются осовремененными версиями первых компьютерных игр, но возникли и свои, уникальные жанры.

  • Три в ряд (match-3): Тетрис (тетрисоиды / блоки), Lines (линии), Slide-пазлы , Drop-пазлы / Balls-пазлы, Chain-пазлы / Pipe-пазлы, Collapse-пазлы
  • Компьютерные версии настольных игр : классические (шахматы , шашки , домино , нарды и т. д.), пазлы , маджонги
  • Логические: sokoban (сокобан), construction, лабиринты (maze), головоломки по поиску слов
  • Аркадные : Pac-Man , Bomberman , Cut the buttons , Boulderdash (Болдердаш / валуны), арканоиды (Breakout) и ксониксы (Xonix), змейки (snake), move ball, пинбол (настольный бильярд).
  • Шутеры (shooter games): cannons (Pocket Tanks , Worms), Space Invaders , скролшутеры (Space shooter), виртуальные тиры
  • «Я ищу » (поиск предметов), классические квесты , поиск различий (Mirrors of Albion).
  • Стратегии : башенки (Tower Defense)
  • Платформеры : аркадные (arcade/action/jump’n’run), пазлы (puzzle platformers), бродилки (exploration)
  • Экономические игры : тайм-менеджмент («принеси-подай»), градостроительные симуляторы
  • РПГ (вся серия Dark Souls)

См. также

Напишите отзыв о статье "Казуальная игра"

Примечания

Литература

  • Jesper Juul. A Casual Revolution: Reinventing Video Games and Their Players. - Cambridge MA; London, England: MIT Press, 2010. - ISBN 978-0-262-01337-6 .

Отрывок, характеризующий Казуальная игра

Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.


Top