Легендарные самоцветы diablo 3 формулы. Diablo III: возможные изменения легендарного самоцвета "Тхэгык"

У всех легендарных самоцветов кроме основного свойства, есть еще второстепенное, которое становится доступным только с 25 уровня самоцвета.

Так как же прокачать легендарный самоцвет до 25 уровня и выше (максимальный уровень — 50)?

Для начала, чтобы получить камень в великий портал, нам нужно пройти обычный портал и случайным образом из стража портала выбить камень испытаний. Чем выше уровень прохождения игры (Истязание 5-6), тем выше шанс выпадения камня испытаний.

Видео прохождения портала на Истязании 4 и выпадение камня испытаний со стража портала:

Используя камень испытаний и пройдя испытание, мы получаем уже камень в великий портал. В режиме испытаний вокруг Вас появляются группы монстров, по типу того, как появляются монстры, например, вокруг проклятых святилищ. Данные группы монстров нужно успевать убивать за определенное количество времени, чем быстрее вы их убиваете, тем выше уровень следующей группы и тем, в итоге, выше будет уровень камня великого портала.

Видео прохождения испытания после открытия портала с помощью камня испытаний:

По итогу прохождения великого портала на месте убитого стража великого портала появляется Урши, которая может либо улучшить ваши легендарные самоцветы, либо улучшить камень великого портала.

Великий портал нужно пройти за 15 минут — за это время нужно успеть убить всех необходимых монстров и самого стража великого портала. Чем быстрее вы проходите великий портал, тем выше будет следующий камень великого портала. Например, я, пройдя 20 уровень быстрее, чем за половину времени, сразу же получила следующий камень в портал 23 уровня. Улучшить камень великого портала можно только если вы успели пройти портал за отведенное время.
Видео прохождения великого портала 21 уровня и демонстрация того, как улучшать легендарный самоцвет у Урши:

Итак, зачем же нужно проходить более высокие уровни великого портала? Ну, во-первых, чтобы получить хорошие легендарные предметы. А, во-вторых, чем выше уровень портала, тем выше шанс улучшить легендарный самоцвет. После каждого прохождения, в независимости, успели вы пройти его за время или нет, вы можете у Урши улучшить легендарный самоцвет. Чем выше уровень самоцвета, тем ниже шанс увеличить уровень далее. Всего дается 3 попытки. Например, до 10 уровня прокачать камень очень легко — для этого достаточно бегать по великим порталам 10-20 уровня (шансы улучшения 60-100%, соответственно), а вот если вам уже нужно улучшить камень до 50 уровня, то даже на 50 уровне великого портала шанс улучшения будет 60% и ниже.

/ Какими свойствами обладают легендарные самоцветы в игре Diablo 3?

Какими свойствами обладают легендарные самоцветы в игре Diablo 3?

06/10/2014

1. Diablo 3 легендарные камни, Венец молний

Эффект «Венец молний», под действие которого герой может попасть с 15% вероятностью, наносит урон молниями в размере 600% урона от оружия ежесекундно по всем врагам, находящимся неподалеку. Время действия эффекта - 3 секунды. Также во время действия этого эффекта, герой перемещается с повышенной на 25% скоростью. Доступно с 25 уровня.

2. Diablo 3 легендарные камни, Гогок стремительности

Во время атаки герой с 50% вероятностью может попасть под действие этого эффекта, который повышает на 1% скорость атаки на 4 секунды. Максимальное количество стаков - 15. Чем больше раз будет суммироваться эффект, тем больше времени потребуется на восстановление умений. Доступно с 25 уровня.

3. Diablo 3 легендарные камни, Головорез

Повышается урон, наносимый питомцами персонажа, на 15%. Одновременно с этим, суммарный входящий урон будет понижен на 25%. Доступно с 25 уровня.

4. Diablo 3 легендарные камни, Зеев камень возмездия

Урон, наносимый героем, увеличивается на 4% за каждые 10 метров расстояния между ним и убитым врагом. Максимальное значение бонуса достигается на расстоянии 50 метров - 20% от общего урона. Также герой может с 20% вероятностью оглушить врага на 1 секунду в тот момент, когда атакует его. Доступно с 25 уровня.

5. Diablo 3 легендарные камни, Миринэ, Слеза Ткача Звезд

Начав атаку, герой с 15% вероятностью может обрушить кару на врага, стоящего около него, нанося 2000% урона силами Света. Кара может быть направлена против врага раз в 5 секунд. Доступно с 25 уровня.

6. Diablo 3 легендарные камни, Мораторий

Эффект позволяет растянуть на 3 сек. 25% входящего урона, наносимого герою. Если во время его действия герой убивает врага, то с 10% вероятностью избавится действия эффекта, наносящего оставшийся урон. Доступно с 25 уровня.

7. Diablo 3 легендарные камни, Окрыляющий самоцвет

Если герой попадает под эффекты контроля, то весь входящий урон будет уменьшен на 30%. Одновременно с этим будет восполнено 20% максимального запаса здоровья. Доступно с 25 уровня.

8. Diablo 3 легендарные камни, Проклятие плененных

Если противники попали под эффекты контроля, то урон, наносимый по ним, увеличится на 15. Одновременно над героем появляется аура, уменьшающая скорость перемещения врагов, находящихся на расстоянии 15 м, на 30%. Доступно с 25 уровня.

9. Diablo 3 легендарные камни, Проклятие сильных

После уничтожения группы элитных монстров, герой будет наносить в течении 30 секунд повышенный на 20% урон. Доступно с 25 уровня.

10. Diablo 3 легендарные камни, Самоцвет действенного токсина

Герой начинает отравлять всех врагов, попавших под действие этого эффекта, ядом, наносящего 200% урона от оружия на протяжении 10 секунд. Доступно с 25 уровня.

11. Diablo 3 легендарные камни, Сила простоты

Повышается на 25% урон, который наносит герой основными умениями. Одновременно с этим при каждом ударе будет восстанавливаться 2% от максимального уровня здоровья героя. Доступно с 25 уровня.

12. Diablo 3 легендарные камни, Тхэгык

Каждый раз, когда героем будет расходоваться основной ресурс, его урон будет повышен на 0,5%. Максимальное количество стаков - 20. Время действия - 3 секунды. Стоит отметить, что за каждое суммирование эффекта, уровень брони героя будет увеличиваться на 0,5%. Доступно с 25 уровня.

13. Diablo 3 легендарные камни, Усилитель боли

Каждый раз, когда герой нанесет критический удар по врагу, у последнего начнется кровотечение, наносящее 1200% урона в течении 3 секунд. Одновременно с этим герой будет находиться под действием эффекта «Кровавое безумие», который повысит скорость его атаки на 3% за каждого атакованного врага, находящегося на расстоянии 20 м.

→ Камни в диабло 3

Почти в каждой ММОРПГ игре существует ряд предметов для усиления шмота или самого персонажа. В диабло 3 камни представляют из себя мистические кристаллы, которые способны поглощать энергию. При правильном подходе к созданию и крафту диабло 3 самоцветов можно получить определенное свойство магического типа в любую часть экипировки. Процесс крафта diablo 3 драгоценных камней зависит от уровня ювелирного мастерства, так что для создания топовых камней придется изучить 10 уровень навыка. Тип бонуса зависит от цвета камня, а мощность - от уровня огранки.

История диабло 3 камней

В мире диабло впервые камни появились еще во второй части. Всего существовало 6 типов: Sapphire (Сапфир), Topaz (Топаз), Diamond (Алмаз), Emerald (Изумруд), Amethyst (Аметис), Ruby (Рубин). В целом существовал еще Skull (Череп), но толку от него не было никакого. Каждый диабло 3 самоцвет мог иметь только 5 уровней качества. При вставке диабло 3 камня в доспехи или оружие вещь получает определенный бонус к одной из характеристик. Этот процесс так и не изменился со времен второй части. В diablo 3 драгоценные камни представлены всего 4 типами, но со временем в игру возможно введут недостающий самоцвет.

Крафтим в диабло 3 самоцветы

В последней части серии диабло появился новый нпс для создания гемов. Шен Купец (Jeweller Covetous Shen) будет следовать за персонажем по всем актам и играть роль такого же кузнеца, только лишь для камней. На diablo 3 инферно уровне игроку не один раз придется испытать несколько типов камней на одном предмете, поэтому у купца есть функция для вытягивания камней без каких-либо утрат. Из особенностей купца также стоит отметить возможность вставки diablo 3 драгоценного камня в вещь без сильных затрат золота. Для создания низкоуровневого камня необходимо всего лишь 3 камня предыдущего типа. Для высокоуровневых камней нужно не только огромное количество золота, но страницы и книги обучения ювелирному изделию. Чтобы ускорить крафт, можно купить золото diablo 3 в онлайн-магазинах, но в таком случае после окончания крафта можно потерять много времени и при этом почти не заработать.

Фармим в диабло 3 редкие камни

Для фарма самоцветов не нужно одевать на персонажа шмот только на повышение магического поиска предмета, так как основную роль играет поиск золота. Почему? Шанс выпадения кусков камней довольно высок. За 2-3 часа фарма с легкостью можно выбить на инферно diablo 3 20-30 камней, а вот золото для их переплавки намного важнее. Больше всего ценятся в diablo 3 драгоценные изумрудные камни, которые чаще всего предпочитают использовать монахи и охотники на демонов. Варвары используют в диабло 3 рубиновые самоцветы, а магические классы предпочитают топазы. Для фарма камней подойдет любой акт с большим количеством монстров. Некоторые игроки предпочитают фармить самоцветы параллельно с легендарками. На diablo 3 inferno уровне сложности лучше варианта не найдешь, поэтому без высокого уровня парагона рекомендовано одеть несколько вещиц на магический поиск (300 мф будет достаточно). Для создания

Разработчик Вьятт Ченг вместе с сообществом рассматривает пути по изменению легендарного самоцвета «Тхэгык». Удобство использования может быть достигнуто большей специализацией камня, а настройка свойств, для сохранения баланса, повлечет изменения и в других самоцветах - и даже в сложности великих порталов.

Какие же свойства у «Тхэгыка» сейчас (свойства камня для нулевого уровня):

Официальная цитата Blizzard (Источник)

  • Каждый раз, когда герой расходует основной ресурс, его урон повышается на 0,5% на 3 сек. Эффект может суммироваться до 20 раз.
  • Показатель брони увеличивается на 0,5% за каждый суммировавшийся эффект. (требуется уровень: 25)

При повышении уровня самоцвета увеличивается количество суммирующихся эффектов. То есть, например, на 90 уровне свойство будет «Эффект может суммироваться до 110 раз». «Тхэгык» один из немногих камней, увеличивающих и урон, и защиту. Но его не очень удобно использовать в билдах, где нет постоянного расходования ресурса, а эффект может слететь при малейшем отвлечении, или при загрузке следующей карты в портале. Приходится концентрироваться даже не на убийстве монстров, а на поддержании камня. Теперь же, когда мощь игроков существенно возросла, и мы можем проходить все более высокие великие порталы и прокачивать легендарные самоцветы до более высоких уровней, разница между полностью набранными эффектами «Тхэгыка», и без них, стала очень заметной. Время обратить на это внимание.

Говорит старший технический гейм-дизайнер Вьятт Ченг:

«Тхэгык» ощущается слишком необходмым для ряда билдов, в которые он не очень хорошо вписывается. Каждый самоцвет должен иметь свою область применения. «Зеев камень возмездия» это пример самоцвета, который, как мы думаем, работает хорошо: он используется людьми, которые хотят играть на расстоянии, и не используется теми, кто сражается вблизи. Предназначение «Тхэгыка» - быть самоцветом, который хорош для игроков, которые используют поддерживаемые умения, основанные на передвижении - такие как «Обстрел» и «Вихрь». Это неприятное ощущение, выпускать «Залп» в воздух только чтобы поддерживать эффекты «Тхэгыка», и мы хотим рассмотреть несколько изменений, которые могут дать игрокам другие возможности. Мы хотим избежать изменений в «Тхэгыке», которые сильнее укрепят «Тхэгык» как самоцвет, который силен вне зависимости от стиля игры. Мы все еще определяем лучший способ решить этот вопрос, но если мы изменим «Тхэгык» чтобы подстроить его больше для поддерживаемых умений, тогда мы определенно предоставим другие сопоставимые варианты, возможно в виде улучшения других легендарных самоцветов.

После очень полезного обсуждения игроками Вьятт рассмотрел предложенные варианты:

Множество хороших дискуссий. Несколько соображений.

1. Мы хотели бы обратиться к спадению эффектов помимо одного только экрана загрузки. Спадать в целом - это должно быть нормально для «Тхэгыка». Может, я хочу подобрать множество вещей после Сэра Студня. Может, друг шепнул мне, и я хочу потратить 5 секунд чтобы напечатать ответ длиннее, чем один слог. Если «Тхэгык» набирает эффекты намного быстрее, тогда не будет чем-то важным, если эти эффекты спадут. Я видел предложения, чтобы «Тхэгык» суммировался только до 20, а потом увеличивался урон за каждый эффект. Также я видел предложение, чтобы ему требовалось всего 3 секунды, чтобы набрать максимум эффектов, но они спадали бы как только вы прекратите поддерживать умение. Это хорошие советы, продолжайте их выдвигать!

2. Здесь было несколько предложений (касающихся пункта №1), чтобы суммировавшиеся эффекты просто бы спадали медленнее. Это решение осуществимо, но менее интересно, так как укрепляет «Тхэгык» в качестве лучшего самоцвета для еще больших сборок. Легендарные самоцветы должны иметь свои ниши. Я знаю много других самоцветов (смотрю на тебя, «Проклятие плененных»), которые также вездесущи - указывание на другие распространенные самоцветы не оправдание для делания «Тхэгыка» более вездесущим. Давайте двигаться к тому, чтобы самоцветы имели свои области использования - пусть даже мы не окажемся в этом состоянии сразу же.

3. Вижу здесь много одобрений того, чтобы сделать «Тхэгык» работающим только с поддерживаемыми умениями. Это также осуществимое решение. Если мы пойдем этим путем, мы должны будем убедиться, что неподдерживаемые сборки, которые сейчас используют «Тхэгык» (такие как «Молот древних» и «Разрывная стрела»), имеют конкурентноспособные альтернативные самоцветы.

4. Множество людей указало, что «Тхэгык» используется для выживаемости так же, как и для урона. Если мы настроим «Тхэгык», или сделаем «Тхэгык» только для поддержания, мы должны будем убедиться, что выживаемость все так же, при надобности, достижима. Это может проявиться в виде защитных бонусов на других самоцветах, снижении урона монстров в высоких уровнях великих порталов, или комбинации и того и другого.


Top