Когда и как жена должна бояться мужа? Какой муж — такая и жена Как разрешить конфликт.

Еще со старых времен считалось, что мужчина - глава семьи, и женщина ему должна подчиняться, следовать за ним. Но сейчас, в 21 веке, многое изменилось, и пришло такое течение как феминизм, когда женщина провозгласила себя независимой от мужчины. Она работает, учится, воспитывает одна детей. Конечно нехорошо, когда кто-то из супругов доминирует в отношениях, должно быть равноправие. Решения должны обсуждаться обоими супругами. Семья - это как минимум два человека, где они должны друг друга понимать и не принижать. К сожалению, такое бывает не всегда. Мудрая хозяйка сделает так, что власть в семье будет ее руках. Но она будет достаточно грамотно руководить супругом, при этом он должен думать, что все решения принимает все равно он. Остаются такие семьи, где жена подчиняется мужу. Так уж у них, видимо, заведено и считается нормальным.

Может быть несколько вариантов. Самый распространенный как в семье у женщины, так в семье у мужчины, то есть между родителями обоих, сложились такие отношения. И каждый из супругов не видел другого примера и считает данный эталон семьи правильным. Вот и получается, что жена в полной зависимости от мужа, даже если независима от него финансово.

Второй вариант, когда женщина-домохозяйка, воспитывает детей и, таким образом, зависит от супруга финансово. Вот и приходится ей подчиняться мужчине.

Третий вариант: она боится остаться одна. Так уж заложено в женской психологии, что мы боимся остаться одинокими. А если будем подчиняться и ублажать своего супруга во всем, то он точно нас не бросит. Но это полный абсурд. это тема для отдельной статьи.

Жена подчиняется мужу

Нормально ли что жена подчиняется мужу в современном обществе?

А нормально ли что жена подчиняется мужу в современном обществе? Нет, это ненормально и неправильно. Такая семья быстро развалится, мужчине надоест такая женщина, и он найдет себе равную. А женщина с надломленной психикой уже подсознательно будет выбирать себе в партнеры мужчину, доминирующего над ней. Поэтому уже изначально, на этапе планирования семьи, молодые должны обговорить, что в семье будет равноправие. Все вопросы будут обсуждаться и решатся вместе, даже когда жена будет сидеть в декрете или в отпуске по уходу за ребенком.

Как подчинить себе жену?

1. Финансовая зависимость. Поставить просто ультиматум: «Не сделаешь как я хочу, уйду и все от тебя отниму». А если у женщины ничего и нет, а в семье есть общие дети, вряд ли суд оставит их такой матери без крова и работы.

2. Мужчина может просто уйти и бросить женщину.

1. Не забывайте про свое я и не растворяйтесь полностью в любимом человеке. Не забывайте про свои увлечения, друзей и работу. Будьте независимы даже от супруга.

2. Уже изначально поговорите и обсудите, как вы будете решать спорные вопросы.

3. Если мужчина пугает вас тем, что бросит - не бойтесь! Сейчас 21 век и работу могут найти абсолютно все.

4. А если вам еще до свадьбы попался такой мужчина, бегите от него!

Священник Николай Емельянов,
заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

«Жена да боится своего мужа…» (Послание к Ефесянам, 5:33). Пожалуй, нет более непопулярного и сложного для современного человека представления об отношениях мужчины и женщины в браке. Неужели, счастливые семейные отношения можно выстроить на страхе?

Конечно, я не претендую на какое-то оригинальное или новое толкование, тем более что это место из послания апостола Павла к Ефессянам не раз комментировали знаменитые христианские авторы. Однако я хорошо помню, как когда-то давно обсуждал эту тему в беседе с одной юной девушкой, церковной и православной. Реакция моей собеседницы была очень характерной: «Апостол Павел много чего писал. Например, что надо обязательно платок носить на голове. Это все давно устарело, это было написано в условиях древнего патриархального общества, а современная жизнь требует совсем иных подходов и иных норм!» Из слов моей юной собеседницы следовало, что в современном обществе скорее муж должен бояться свою жену и уж в любом случае обязан ее слушаться. Несмотря на весь комизм подобных утверждений, встает очень серьезный вопрос: как же все-таки понимать эти слова современным молодым людям, вступающим в брак? Может, они действительно безнадежно устарели?

Чтобы попытаться разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить, о чем идет речь в послании к Ефесянам. В нем апостол сравнивает отношения мужчины и женщины в браке с тем единством, которое связывает Христа с Церковью. В этой параллели есть два ключевых момента. С одной стороны повинуется Христу, как и жена должна повиноваться мужу. С другой стороны, Христос так возлюбил Церковь, что отдал Себя на крестную смерть за Нее. И муж должен любить свою жену, вплоть до готовности отдать за нее свою жизнь.

Становится понятным, что речь идет не о боязни какого-либо насилия – духовного или, тем более, физического, а об уважении к мужу, которое должно выражаться в повиновении и послушании ему. Так что, бояться нужно не мужа, а своего неуважения к нему. Однако такое понимание семейных отношений далеко не для всех является понятным или самоочевидным. Получается, что жена должна уважать своего мужа и бояться его огорчить или унизить, а муж разве не должен? Конечно, нужно, чтобы уважение и бережное отношение друг к другу в семье было взаимным. Но в чем оно должно выражаться со стороны мужа? Почему заповедь послушания как выражение истинной семейной любви относится именно к женщине?

Одна прихожанка нашего храма, между прочим, мать пятерых детей, как-то заявила: «А как же мне слушаться моего мужа, если я лучше, чем он, знаю как нам надо поступать?» Сложность этого вопроса вовсе не в том, что бывают семьи, где женщины умнее своих мужей. Как раз умной женщине слушаться бывает проще. Обычно, трудности возникают в другом случае, когда у женщины с твердым или жестким характером муж имеет характер мягкий и смиренный. В этой ситуации слушаться, а заодно и уважать мужа, гораздо сложнее. Причем внешне все может выглядеть более чем благополучно. Жена по привычке в силу своего характера настаивает на своем, муж по мягкости соглашается, и, вроде бы, все хорошо. Однако, в этой ситуации всегда скрыта некая опасность, разрушительная для семейных отношений. Для женщины это – опасность потерять уважение к мужу, без которого любить становиться очень трудно. Для мужа – опасность утратить чувство ответственности за свою семью, без которого он перестает быть ее главой, выполнять свою роль в семейных отношениях. Любому священнику приходится постоянно слышать на исповеди жалобы женщин на безответственность своих мужей. Эта безответственность всегда бывает очень болезненной, поскольку в ней проявляется неумение беречь семью и защищать свою любовь. В ответ на эти жалобы всегда хочется спросить: «А дала ли ты своему мужу шанс почувствовать эту ответственность, научила ли его беречь свою семью?» Ведь научить этому мужа должна женщина, и другого способа сделать это, кроме как через послушание мужу, просто не существует.

Опыт показывает, что твердый женский характер тут совсем не помеха. Мне хорошо знакома одна большая счастливая многодетная семья, где жена и муж обладают ярко выраженными очень твердым женским и очень мягким мужским характерами. Весь быт, все мелочи детского воспитания определяются в этой семье женой, властной, умной и образованной женщиной. Иногда со стороны может показаться, что муж в некотором смысле у нее «под каблуком». При этом те, кто знаком с этой семьей поближе, знают, что глава семьи пользуется в ней непререкаемым авторитетом. Правда, он почти всегда молчит и со всем соглашается, но как человеку мужественному и не мелочному ему чаще всего вообще все равно, что и как хочет организовать его жена в их семейном быту. Однако если уж он высказывает какое-либо замечание, что делает очень редко и только по очень важным вопросам, то и жена и дети слушаются его беспрекословно. Причем, если с мамой, жесткой и очень властной, дети могут спорить или пытаться сделать по-своему, то с мягким и смиренным папой – никогда.

Меня этот пример всегда очень удивлял и вдохновлял. Дело в том, что в этой семье муж и жена очень строго стараются следовать христианскому идеалу. Муж, человек в высшей степени ответственный, никогда не пропускает ни одного принципиального момента в семейной жизни, но, хорошо сознавая особенности характера своей супруги, уступает во всех второстепенных вопросах. Жена, в свою очередь, искренне уважая своего мужа и ценя его бережное к ней отношение, боится не выполнить малейшую его просьбу, потому что знает, как редко он ее о чем-либо просит и видит, как много он с ней смиряется. Она прекрасно понимает, что легко могла бы ослушаться мужа, причем без всякого выражения неудовольствия с его стороны, но, зная свой характер, категорически себе это запрещает.

Есть еще один не «специфически церковный», а скорее исторический пример христианской семьи, который показывает, насколько внешние условия не являются определяющими в семейных отношениях. Это семья знаменитой английской королевы Виктории и ее мужа принца Альберта. Королева Виктория с тринадцатилетнего возраста вела подробный дневник. Кроме того, она написала бесчисленное количество писем и записок – они составляют свыше ста (!) томов. Не столь огромная, но тоже многотомная переписка принца Альберта существенно дополняет картину. Поэтому развитие их семейных взаимоотношений можно проследить буквально по дням.

Поражает, в первую очередь, то, что этот брак с самого начала был очень необычный, если не сказать «неправильный». Известно, что Виктория сама сделала предложение. Если бы принц заговорил с ней первым, это было бы расценено ею как недопустимая вольность. При этом, Виктория, которой Альберт очень нравился, прекрасно знала, что он в нее не влюблен. Есть письма будущих супругов друг другу, в которых они обсуждают вопросы обустройства своего семейного быта. В них невеста всегда выступает как твердая и властная королева. Она категорически запрещает своему жениху взять себе секретаря из близких ему доверенных людей в Германии и сама выбирает ему помощника. Королева определяет, что жить они будут в Лондоне, а не в Виндзоре, чего так хотел принц Альберт. Есть в ее дневнике и такие записи, сделанные уже после свадьбы: «Я читаю и подписываю бумаги, а Альберт их промокает…»

Ситуация, в которой оказалась эта семья, была действительно парадоксальной. Жизнь королевы была настолько подчинена интересам государства, что она просто не могла принадлежать ни сама себе, ни своей семье и мужу. Положение принца в первые годы их совместной жизни было крайне двусмысленным. С одной стороны, его официальный статус никак не был определен, он не имел никакой, даже чисто формальной, функции при королевском дворе. С другой стороны, не только правительство, но и общественность ревниво следили за тем, чтобы королева даже близко не подпускала немецкого принца к своим делам, включая вопросы их общего семейного быта! Достаточно вспомнить, что уже после признания принца англичанами, во время Крымской войны, активным сторонником которой он был, его все равно обвиняли в том, что он «агент русского медведя». Казалось бы, нормальная семейная жизнь в такой ситуации просто невозможна. Однако, эти замечательные супруги сумели научиться любить друг друга.

Способ, с помощью которого им это удалось, был очень простой и, видимо, он единственно возможный. Королева научилась, поначалу переламывая свой характер, слушаться принца, а принц, забывая о своих удобстве и желаниях, а зачастую и о так называемой «мужской гордости», научился беречь королеву. Известно, что принц Альберт, уважая долг королевы перед своим народом и понимая всю сложность положения королевской власти после очень непопулярного и скандального правления Георга III , совершенно смирился со своим более чем скромным положением при дворе. При этом он искренне заботился о своей жене и сумел многое улучшить в ее личной жизни, а потом и в жизни всей своей большой семьи, состоявшей из восьми детей. Он помог королеве Виктории наладить отношения с некоторыми людьми, к которым она испытывала неприязнь, включая свою собственную мать. Он со свойственной немцам дотошностью вникал во все принципиальные вопросы воспитания детей. В свою очередь, королева в том, что касалось частной жизни, постепенно научилась слушаться и во всем доверять своему мужу.

Постепенно это доверие и любовь стали для них настолько естественными, что они научились все в своей жизни делить друг с другом. Принц Альберт активно участвовал в политической и общественной жизни и заслужил уважение англичан, а королева смогла совмещать свое общественное служение с обязанностями преданной жены и любящей матери. Хочу подчеркнуть, что их отношение и к королевским обязанностям и к семейной жизни было не просто традиционным или патриархальным, оно было осознанно христианским. Это ясно видно из переписки и дневниковых записей. Они счастливо прожили вместе более двадцати лет, до смерти принца Альберта в 1861 году. Королева Виктория царствовала после этого еще сорок лет, не снимая траура и постоянно вспоминая мужа. Умирая, принц Альберт повторял: «Любимая жена…»

В этой истории ключевой момент – это доверие, без которого настоящая любовь невозможна. Любовь предполагает взаимопроникновение, которого не бывает без открытости. Но открыться другому страшно, потому что это всегда риск. Быть открытым значит быть незащищенным. Поэтому доверие и верность друг другу и есть тот самый мостик, без которого нельзя преодолеть пропасть разделяющую людей, невозможно любить. С двух сторон этого мостика мужчина и женщина движутся навстречу любви и друг другу. Два ключевых момента, которые выделяет апостол Павел в послании к Ефесянам, указывают на концы этого мостика. Для женщины – это послушание, а для мужчины – ответственность. Как без послушания, так и без ответственности не может быть ни доверия, ни любви. Действительно, как может женщина слушаться, то есть доверять своему мужу в решении важных вопросов семейной жизни, если она не чувствует, что он готов в самом высоком смысле отвечать за последствия своих решений? И как можно требовать от мужчины ответственности, если жена его не слушается? За что и за кого ему тогда отвечать? Отвечать можно только за свой выбор и за тех, кто верен тебе, иными словами, целиком тебе доверился.

Здесь возникает еще одна очень важная проблема. Ее как-то сформулировала другая прихожанка нашего храма, живущая счастливой семейной жизнью, имеющая детей и сделавшая научную карьеру. Она как-то сказала: «Мне очень легко слушаться мужа во всем, что касается каких-то внешних сторон нашей жизни, и я ему очень доверяю и очень его люблю. Но иногда мне начинает казаться, что в своих жизненных устремлениях он перестает видеть Бога как главный ориентир своей жизни, и тогда мне становится очень трудно». Это чувство вполне естественно. Ведь абсолютное доверие возможно между людьми только тогда, когда оно чем-то подкреплено. Нельзя абсолютно доверять другому человеку как какому-то идолу. Абсолютное доверие возможно только тогда, когда он в своей жизни руководствуется не эгоизмом и даже не умом или другими талантами, а стремится к абсолютной Истине и Любви, то есть доверяет Богу. Поэтому настоящее доверие, а значит и настоящая любовь, возможны только тогда, когда и мужчина и женщина вместе учатся доверять Богу и стремиться к Нему.

Так нужно ли чтобы жена «боялась своего мужа»? У апостола Иоанна Богослова мы находим такие слова: «Боящийся несовершен в любви» (1 Послание Иоанна, 4:18). А начинается эта фраза еще более сильными словами: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение». И когда Господь призовет к Себе, Он не спросит женщину, как она слушалась и «боялась» своего мужа. Он спросит: «А как ты любила?» Здесь нет противоречия, потому что апостол Павел говорит о том единственном пути, о том средстве или способе, которым эта любовь достигается и сохраняется – через послушание, доверие и ответственность. Когда же человек достигнет или хотя бы прикоснется настоящей Любви, она «изгонит страх». То есть все эти понятия: послушание, доверие, ответственность, – вовсе не носят характер закона, которому необходимо мучительно заставлять себя подчиняться. Когда человек любит по-настоящему, все это становится абсолютно свободным и естественным выражением его любви. Именно к такой любви стремятся христиане, прекрасно сознавая, что пока еще в ней «несовершенны» и поэтому сегодня, как и две тысячи лет назад, необходимо просто очень ее беречь и «бояться» потерять.

Здравствуйте, я очень рада видеть вас на сайте «Секреты счастливых семей». Сегодня мы поговорим об очень не простом вопросе. Это вопрос «Подчинение мужу». Большинство женщин, считает, что это не правильно. А что думаете по этому поводу вы? Свое мнение я описала ниже.

Подчинение мужу: польза или вред?

Я не раз уже писала, что женщина должна подчиняться мужу. Но всегда это вызывает у женщин протест. К счастью не у всех.))) К сожалению подобный протест есть даже в христианских семьях .


Почему так происходит?

Многие женщины не правильно понимают слово подчинение . Для них это слова унизительное. Хотя я убеждена, что женщина должна подчиняться мужу на 100% . Исключение составляет только, если муж просит жену нарушить закон Бога или государства. Во всех остальных случаях должно быть 100% подчинение.

Но как подчиняться, если муж не прав!!!

Да, конечно муж бывает не прав! Это нормально! Но вы вышли за него замуж, а это значит, что должны принимать его таким какой он есть. Ведь когда вы выходили замуж он был для вас самым лучшим ! Вы верили, что он именно тот — самый самый! Так почему же сейчас возникли мысли, что муж не прав??
А возможно, что вам только кажется, что муж не прав. Такое тоже может быть. Это я знаю по себе.
Но предположим, что муж действительно не прав и вы в этом уверены. Если вы будете спорить и доказывать, вы будет только раздражать мужа .
А лучше просто согласиться и когда муж будет в хорошем настроение, рассказать ему, что есть другой вариант. И чем этот вариант лучше(выгоднее). Если вы правильно выберете время, то скорее всего ваш муж согласится с вами. Так стоит ли спорить и портить свои и чужие нервы, если все можно решить тихо и с любовью.

  • Читайте по теме:

Почему же ещё женщинам сложно подчиняться мужьям?

Мне раньше казалось, что подчинение = унижение . У меня был негативный опыт отношений, где парень просто пользовался моими чувствами и «заставлял» делать так как ему нужно. Не силой заставлял, но психологически. С тех пор я пообещала себе «уважать» себя. И не позволять никому со мной так вести. И первые годы жизни с мужем, я именно так себя и вела. И пока у нас не было детей, это было не критично.

Но с появлением детей все изменилось. Дети, они как увеличительное стекло нашего характера. И принцип «я гордая» не то, что не работал, а наоборот вредил нашим отношениям.

Мне понадобилось около 2-х лет, что бы искоренить в себе «ежика» и научиться полностью доверять мужу. Хотя, признаюсь честно, мне порой до сих это не просто. Но когда я делаю это — я вижу огромную пользу для меня и моей семьи.


Еще одна причина почему тяжело подчиняться мужьям

Весь мир кричит о независимости. Независимость — это уже не мода. Это уже образ мышления большинства людей. Весь мир кричит: «Ты достоит этого!» , «Ты лучший!» , «Ты можешь это!». В кино мы часто видим независимых сильных женщин. Уже позорно быть домохозяйкой. Мы поддались веянию моды. Но это даже не мода. Это бардак. Чем дальше мы отходим от своей природы тем более несчастными мы становимся.
Вот скажите разве вам не хочется сильного мужчину, за которым чувствуешь себя как за каменной стеной? Уверена, что да!

Но подумайте, нужна ли сильному мужчине сильна женщина? Или может ему нужна мягкая, спокойная, рядом с которой он может просто отдохнуть от своих «битв» на работе и в обществе.

Так же похожу проблему я осветила в статье .

Библейская точка зрения.

Еще в Библии сказано в Колосянам 3:18 » Жёны, подчиняйтесь мужьям, как подобает в Господе.»

Если Вы доверяете Библии, то вам стоит прислушаться к этим словам. Наш создатель знает, что нам принесет пользу и плохого не посоветует. Он так же знает, что это не просто, но он если Вы попросите его, он даст вам силы научиться быть хорошей женой.

Пускай в Ваших семьях всегда царит мир и взаимопонимание,

Ваша Анна Пацкова!

Не устарело ли подчинение мужу? was last modified: Сентябрь 12th, 2015 by Анна Пацкова

На одном из православных сайтов опубликовали житейский вопрос, который был связан с отношениями в семье. Женщина по имени Ирина, смутившись из-за библейской фразы о подчинении супругу, поинтересовалась: А если муж оказался не совсем порядочным, эгоистичным человеком, тогда как быть? Рядом с ним превращаться в затравленное существо, лишенное своего личного мнения?

Ему опекаться, ей — повиноваться

В браке важно соблюдать иерархию отношений. Это приводит к единомыслию супругов и счастью в семье. Там, где нет иерархии, там во всем — беспорядок и замешательство. Именно поэтому апостол Павел и призывает жен-христианок, чтобы они повиновались главам семейств.

У многих читателей может возникнуть недоумение в связи с упомянутой апостольской фразой: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ведь Сам Христос говорит: кто не оставит жены или мужа, тот не может следовать за Мной (Лк. 19:26; Мф. 10:36-37).

На первый взгляд может показаться, что возникло некое противоречие: по словам апостола Павла, супруга должна слушаться главу семейства как Бога, тогда как в евангелиях говорится, что мужа следует оставить ради Господа. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостол призывает жену повиноваться не ради мужа, а ради Господа. Не подчиняющаяся супругу противится повелению Божьему.

Как пишет Феофан Затворник, подчинение жены вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми. Супруга повинуется мужу как представителю власти, данной от Бога.

Вопреки женской эмансипации

В последнее время бытует мнение, что теперь отношения «более жизненные», то есть совсем не такие, как это было при апостолах. Можно ли соглашаться с рассуждениями о том, что в современном обществе положение женщины коренным образом изменилось?

Важно помнить, что апостольская этика основана на учении Христа, которое остается наивысшим авторитетом. Христос в земной жизни воплотил нравственные нормы и требования, которые и предложил своим последователям.

Все, что возвещено в Новом Завете, является вечным, относится к любой эпохе. Речь идет не столько о высоконравственном кодексе жизни, сколько о выражении великих мыслей и основоположений: их применение предоставлено каждому человеку при различных жизненных ситуациях.

Человеческая история ясно показала: любые отступления от новозаветной этики приводят к опасным последствиям не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества в целом.

Христианская мораль касается всех людей и всех времен. Поэтому не стоит ссылаться на дух современности, связанный с женской эмансипацией. Как раз наоборот: позиция апостола Павла (относительно подчинения мужу) до сих пор является руководством к действию для достижения гармонии в семье. Об этом идет речь в Толковой Библии Лопухина:

Прежде всего нужно осознать, что апостол, как и вообще христианство, вовсе не хочет унизить женщину. Христианство, напротив, освободило женщину от того рабского положения, в каком она находилась в дохристианском мире, и признало за нею религиозное и нравственное равенство с мужчиною. Если апостол подчиняет женщину мужчине в условиях домашней жизни, то делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые преимущества и границы деятельности. Преимущество супруга — физическая сила, интеллигентность и волевая энергия, преимущество женщины — расположение к практическим занятиям, душевность и энергия пассивности

Если апостол подчиняет женщину мужчине в условиях домашней жизни, то делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые преимущества и границы деятельности. Преимущество супруга — физическая сила, интеллигентность и волевая энергия, преимущество женщины — расположение к практическим занятиям, душевность и энергия пассивности.

Стремление жены к первенству — это неудачная попытка перебрать на себя часть обязанностей мужа. Именно ему (по божественному определению) подобает главенствующее положение в семейной жизни. Ведь он призван выполнять известные обязанности, являющиеся непосильными для супруги.

Христианкам нужно понять главное: подчинение мужу — не вынужденность, а необходимость. Ведь они должны воспринимать своих мужей как представителей Господа, Который тоже присутствует в семье (через Таинство брака).

Любовь и самопожертвование

Апостол Павел также обращает свой взор и к мужчинам: свое требование важно соразмерить с любовью — возлюбить своих половинок, как и Христос возлюбил Церковь (и предал Себя за нее).

Таким образом, любовь — самопожертвование ради блага любимой и любимого. Как Христос, будучи принесенным на кресте, освятил Церковь и очистил ее в Таинстве крещения. Выступая в роли Жениха, Господь поставил Церковь как Свою невесту: она находится в ожидании брачного пира, который наступит после Его второго пришествия.

По мысли апостола, муж призван любить свою жену, поскольку она — его плоть (сделана из ребра мужчины), является собственным телом своего супруга. Как он должен заботиться о своем (и женском) теле, так и Христос питает Свое Тело — Церковь, давая хлеб жизни (в Таинстве причастия), окормляя, как добрый пастырь, своих овечек.

Каждый христианин призван быть членом тела Христова — произошел от плоти Его (как и Ева от ребра Адамова). Мы носим в себе Христа и храним образ Божий.

Поскольку жена — тело мужа, то он должен оставить родителей и прилепиться к своей любимой (как сказано в Бытии, 2:24). Апостол Павел указывает на сходство супружеского брака с отношениями Христа к Церкви. Толкуя эти библейские стихи, Иоанн Златоуст пишет: Поистине это великое Таинство, заключающее в себе какую-то неизглаголанную премудрость.

Итак, выражение жена да убоится мужа своего означает не какую-то рабскую боязнь, а именно тот благоговейный страх, который мы испытываем, когда не желаем обидеть любимого (любимую) недостойным поступком. Добровольное повиновение жены — не положение невольницы в доме хозяина.

В исламе женщин можно бить...

Следует отметить, что христианское отношение к слабому полу в корне отличается от мусульманского. Об этом гласит Коран:

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры... Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин

Ислам разрешает женщинам трудоустроиться при соблюдении определенных условий: они не могут оставаться наедине с чужими мужчинами, а сама работа не должна мешать более важным делам, например заботе о детях.

Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманок ориентиром: в соответствии с ним они планируют свою жизнь и выбирают профессии с учетом того, что основные усилия будут отданы семье, а не карьере.

В мусульманстве разрешается физически наказывать жену, если она ослушивается мужа и не подчиняется ему без уважительной причины. Об этом сказано в четвертой суре Корана (Ан-Ниса 4:34):

Мужья — попечители жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют (на содержание жен) средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы (своим мужьям) и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, (сначала) увещевайте, (потом) избегайте их на супружеском ложе и (наконец) побивайте

Отсюда вывод: прежде чем связывать свои брачные узы с иноверцами, нашим женщинам следовало бы хорошо подумать о возможных последствиях...

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.

(Сир. 25, 24) .

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем... Каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа.

(Еф. 5, 22-24, 33) .

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

(1 Пет. 3, 1-2) .

Жена мужу пластырь, муж жене пастырь.

Муж жене отец, жена мужу венец.

Муж в дому, что глава на церкви.

Поскольку равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчинённости, как то: между мужем и женою, сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчинённым, между учителем и учеником.

У нас жена справедливо подчинена мужу; потому что равночестие могло бы произвести вражду, и потому, что вначале от жены произошло обольщение...

Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, даёт позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.

Властвование жены над мужем есть оскорбление Бога.

Жена должна всегда оказывать своему мужу нелицемерное почтение, как главе семейства. Эту обязанность внушает ей Бог и законы природы, создав ее слабейшей в сравнении с мужем и назначив ей быть помощницей мужа. Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить из пределов, установленным законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу.

О женщине сказано - немощный сосуд - Infirmior vasa. Эта немощь состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего хочется. Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.


Top