Игрушки, которые оглупляют, озлобляют и манипулируют детьми. Детские игрушки: вредные и полезные

Опасные игрушки
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет . Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Русский художник Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощённого машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Зачем нужна игра?

Во - первых, игра - это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: « Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во- вторых - школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

В- третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых,- важнейшие составляющие любой культуры. Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет? Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли.

Иногда ребенок сам находит « игрушки»- предметы - функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая - нибудь коряга, камушек, ракушка, тряпочка и т. д. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь, навести порядок в детском уголке или выворачиваем карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?

Современная игрушка - что это?

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле « разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой и агрессивной.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже триста лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Игрушка полезна и вредна. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условие для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляя места для «домысливания сюжета».

Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бетман, Человек - паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех - пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика - «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого на свете нет, дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность. Судите сами. В переводе « поке - мон»- карманный монстр.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки - трансформеры: человек - машина, человек - чудовище, человек - робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы смогли убедиться, может быть антиигрушкой.

Игрушек - море. Вот, например, добрые старые кубики со сказками, мозаика, пазл, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза.

Почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга, они навязывают определенный образ жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, особенно это касается девочек четырехлетнего возраста. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды и развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей.

Кукла в этом возрасте должна акцентрировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Умная и добрая игрушка

Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные» игрушки, вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы « Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своих любимым куклам., а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Многие папы и мамы еще помнят те времена, когда на полках магазинов детских товаров царило однообразие: пластмассовые пупсы, котята-медвежата из искусственного меха, грубоватые модели машинок, мячи и несложные конструкторы.

Сейчас ассортимент игрушек огромен, но все ли они полезны ребенку?

Начнем с интересного исторического факта: когда-то императрица Екатерина II издала распоряжение, касающееся воспитания через игру своих внуков: Константина и Саши (будущего царя Александра I). В нем она писала:

«Веселость нрава их высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся». Кроме того, императрица замечала: «Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства». Кстати, на Руси всегда была высокая детская игровая культура, даже среди беднейшего населения.

Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших детей к младшим. Родители никогда не прерывали игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. И даже считали, что они обладают волшебной силой: по поверью, игрушки могли способствовать урожаю, богатству, счастью семьи, или, наоборот, приносить несчастье. Не зря предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?».

Чем же играют сегодня наши дети? Вот антирейтинг игрушек, которые можно назвать самыми вредными.

Барби и другие аналогичные куклы

Казалось бы, на фоне других современных игрушек они кажутся наиболее безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат нормам морали. И все же сто раз подумайте, прежде чем «порадовать» дочку такой куклой.

Что не так?

Кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.

Зверушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном животном мире

Уродцы с искаженными пропорциями, «лишними» частями тела, лишь отдаленно напоминающие настоящих зверей, могут быть по-своему милы. Но так ли они симпатичны, как кажется?

Что не так?

Игрушка, помимо прочего, призвана выполнять обучающую функцию, давать ребенку представление о мире, в котором он живет. Очевидно, что пронзительно-синий медведь с парой лишних лап такого знания дать не может. А кроме того, перенасыщенность яркими красками и деталями развивает у малышей тревожность, провоцирует нервозность.

Чрезмерно детализированные «страшные» игрушки

Киборги, неприятно похожие на человеческое существо, монстрики с тщательно изображенными уродствами (шрамами, бородавками и т.д.), вампирчики со вполне реалистичными зубами давно уже получили прописку во многих детских. Есть мнение, что такие игрушки учат преодолевать страхи.

Что не так?

По форме верно, по сути – нет. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.

Игрушки, стирающие грань между добром и злом

Разнообразные трансформеры: человек-машина, человек-робот и тому подобные, как правило, не несут четкой оценочной нагрузки. Кто плохой? Кто хороший? Кто за добро, а кто – за зло? Очень яркий пример: «супергерой» и «суперзлодей». Очень часто они отличаются только цветом своего суперкостюма. Как маленькому человеку понять, на чьей он стороне?

Что не так?

Подобные игрушки стирают грань между хорошим и плохим. Ребенок, чьи представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не понимает, на чьей стороне ему надо играть. Еще хуже игры, посвященные гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологическим катастрофам. Настольные игры вроде «Гибели цивилизации» или «Войны миров», несут откровенно негативный заряд и подсознательно готовят малыша к тому, что он «живет в страшном мире, который вот-вот может погибнуть».

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник тридцать лет назад. Вот только сенсорная агрессия окружающей среды лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. То же и с игрушками: в них содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Но и сейчас можно найти немало хороших игрушек. Например, персонажей телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» Они учат малышей добру и справедливости, и все это – в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности.

— Я уже всех расстрелял. Чудище устало.

— Хорошо, вот возьми человека, попробуй вытащить все его внутренние органы, не разбудив.

Странный и жуткий диалог, не находите? Кто и о чем может так разговаривать? Всего лишь папа и сын, окруженные современными игрушками.

Антиигрушка: «дядя спит, а мы у него достанем внутренние органы пинцетом. Только аккуратно, иначе он проснется и начнет вибрировать». Неизвестно, кем скорее ребенок станет после такой игры — врачом или маньяком…

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, вместе с заботливыми родственниками, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам…

Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, не функциональный предмет – это антиигрушка , формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Антиигрушка

В ряде западных стран к вопросу воспитания детей относятся довольно серьёзно (примерно как у нас в советское время), там есть люди, которые понимают, что ребенок – это будущий член данного общества. Например, в Америке выпускают журнал «New York Times» с бесплатными приложениями для детей и студентов. Эти приложения дарят молодым людям, зная, что, став самостоятельными, они останутся верными идеалам, заложенным « New York Times». Вот таким, или иным способом человек с детства привыкает к определенному «формату», и в дальнейшем ему сложно без него обходиться. В случае с журналом ничего страшного нет. По крайней мере, существуют издания для детей и подростков. А теперь попробуем заменить журнал жутким роботом с огромным огнеметом и устрашающим выражением лица. Какой «формат» тогда будет формироваться? Без чего ребенок не сможет в дальнейшем обходиться?

Посмотрите на классическую куклу «Барби». И прикиньте, откуда «растут ноги» у навязшего на зубах «формата» гламур? Да, вероятно, это привитая с детства мода, хронологически все сходится: многие из тех, кто играл в детстве в «Барби», повзрослев, стали сами копировать стиль «Барби». Сегодня девочки в восторге от куклы «Братц». Какие ценности она сформирует? А механический, скажем, заяц неестественным голосом поющий колыбельную песню?..

Антиигрушка опознаётся двумя путями: либо она очень реалистична, вследствие чего не несет творческого начала; либо, наоборот, максимально абстрактна, что приводит к утрате чувства реальности. Также она может просто выглядеть страшной и отталкивающей.

Сегодня в обществе доминирует потребительское отношение к жизни. Мы потребляем знания, чтобы сделать карьеру, мы потребляем одежду, чтобы показать свой статус. Той же логикой руководствуются и производители игрушек: например, чтобы девочка научилась быть красивой, ей следует «потреблять» пластмассовую голову (это не метафора – такие «усечённые» куклы действительно существует), на которой она освоит мастерство макияжа. Да уж, такую куклу не запеленаешь, не споёшь ей колыбельную… А себя девочка будет воспринимать в виде обрубка человека.

Покупка и выбор игрушки во многих семьях – прямая обязанность отца, который всегда на работе, а по праздникам балует ребенка подарками. И зачастую папы уверены, что чем игрушка «навороченней», тем она и лучше. Но это совсем не так, подобный подарок не позволит развиться фантазии. Для ребенка современная игрушка – детализированная, технологичная, максимально напичканная электроникой – не игра, а всего лишь потребление технически сложной игрушки. То есть ребенок не развивает фантазию, а осваивает и использует то, что может игрушка. В антиигрушке содержится идея обладания, а не радостного творческого процесса и познания мира. Массовые игрушки уничтожают индивидуальность: и Миша, и Коля, и Света… все играют в песочнице с «человеком-пауком» – никаких индивидуальных отношений с игрушкой у ребенка нет.

Задачи и грушки

Игрушка, будучи культурным явлением, закладывает в сознании ребёнка понятие о красоте. Логично, что это должно быть естественное, правильное, а не извращенное представление. Игрушка несет в себе и эстетическую функцию, для ребенка некоторые игрушки в определённые периоды воплощают образ совершенства. Также игрушка закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Как писал Кант: «Прекрасное - это символ морального добра».

Игрушка помогает бороться со многими детскими страхами или капризами: засыпать приятней с плюшевым мишкой, а темноту побороть с помощью деревянного меча.

Игрушка должна формировать нравственные понятия. Это легко, если у ребенка есть зверек, с которым он по-своему нянчиться, но вот если это пистолет из которого он должен расстреливать животное, то нравственность будет формироваться совершенно иными путями.

Если говорить об отдельных задачах конкретных игрушек, то это может быть знакомство с профессиями, с народами, странами, знакомство с определенными навыками (забивать гвозди, например) и многое другое. Каждую игрушку, каждый игрушечный набор следует внимательно осмотреть перед покупкой.

Центр игр ы и игру шки

О том, как правильно выбрать игрушку, какой она должна быть, мы поговорили с основателем и руководителем Центра игры и игрушки, профессором Смирновой Еленой Олеговной. В Центре изучают игрушки, то как они помогают или мешают развитию ребенка, ставят на проверенные игрушки знак «рекомендовано психологами», и в Центре есть свой музей с хорошими и плохими игрушками.

— Вы занимаетесь диагностикой современных игрушек и даже ставите свой знак качества, расскажите, как у вас организован процесс работы. Производители приходят к вам сами, или вы ходите по магазинам игрушек в поисках объектов для исследования?

— Всегда по-разному. Вначале, когда мы только открылись, около пяти лет назад, то в основном действительно приходилось много ходить по магазинам. Сейчас производители начинают уже сами обращаться. И хоть мы и стремимся к тому, чтобы производители консультировались с нами в момент разработки игрушки, этого, к сожалению, сейчас не происходит.

— Значит, если вы напишите нелестный отзыв об игрушки, то производитель вряд ли снимет ее с конвейера?

— Да, такого не случается. Для них это слишком затратное мероприятие. Но зато мы имеем возможность наклеить свой знак качества, являющийся для родителей гарантией того, что эта игрушка не нанесет вред ребенку.

— По каким же критериям вы оцениваете игрушку?

— Сначала игрушка проходит своего рода этический фильтр. Мы ее проверяем на отсутствие агрессивности, уродства, античеловеческих и антигуманных факторов. Затем мы смотрим, каким развивающим потенциалом обладает игрушка: развивает ли она ребёнка физически, интеллектуально, или духовно. При этом также важно, насколько легко с ней играть. В последнюю очередь мы проверяем ее операционные возможности — из какого материала она выполнена, удобно ли ее держать, играть, есть ли мелкие детали и многое другое. Вот этого в общих чертах должно хватить родителям при выборе игрушек.

Хорошая игрушка. Дерево — лучший материал для игрушек. Машины минималистичны, при этом выглядят эстетично.

— А что вы скажете про такие игрушки, как например, Шрек? Он выглядит не очень приятно, но ассоциируется у многих детей с положительным героем? То же и со «Смешариками», — выглядят они не особо эстетично?

— Сложно говорить, не видя игрушки. Я не знаю, какой материал, какое выражение лица. Что касается «смешариков», то они действительно есть приятные и не очень. Мы сейчас начинаем работать с ними. А вот Шрек… я не знаю, мне кажется, выглядит он не очень приятно.

А как ое должно быть выражение лица у игрушки?

— Знаете, первые игрушки, которые появились где-то в семнадцатом веке, были без лиц. Люди считали, что кукла с лицом может забирать энергию у человека. Сегодня мы допускаем игрушки с лицом, но оно должно быть нейтральным, без каких-либо ярких эмоций. Особенно нельзя допускать, чтобы у игрушки было злое или недовольное выражение лица.

— А если ребенок настойчиво требует антиигрушку, как поступить родителям?

— Вообще детей часто притягивают уродства, но это плохо, и родителям надо стараться их от этого отгородить, прививать хороший вкус, формировать привязанность к обаятельным игрушкам, дать им через игрушку понять, что такое человеческая теплота. Если ребенок требует плохую игрушку, такую как у соседского мальчика, то можно купить ему хорошую игрушку, и объяснить, почему она замечательная. Рассказать про нее историю, то есть сразу включить ребенка в игровую ситуацию.

— А плохие герои? Ребенок же не может использовать в игре только положительные образы?

— Да, отрицательный герой нужен. И к нему предъявляются те же требования. Только должно быть ясно, что он плохой: как правило, это создается за счет одежды, но никак не за счет злой гримасы.

— Пистолеты, автоматы и иное в принципе агрессивное оружие может стать хорошей игрушкой?

— Да, может, если это условный пистолет, а не реалистичная модель. Он не должен издавать никаких звуков, не должен светиться. Если это просто маркер оружия, то почему бы и нет? Мальчики чувствуют себя мужественно с оружием. Раньше делали хорошие игрушечные сабли, они были пластмассовые, разных цветов и совсем не острые, мальчики даже спали с такими саблями. Сегодняшнее детское оружие часто выглядит слишком угрожающим.

— А что касае тся кукол , т о ка кими о ни дол жны быть?

— Открытые, милые, они опять же не должны говорить и издавать вообще звуков. Чем меньше прорисовано их лицо и чем меньше оно выражает эмоций, тем большим сможет наделить ее ребенок. Но и, конечно, она должна быть прочной.

— Есть стереотипное мнение, что мальчики играют в машинки, а девочки в куклы, вы согласны с этим?

— Нет, абсолютно не согласна. Мальчикам тоже нужны куклы, но это должны быть либо куклы-мальчики, либо же такие, в которых пол не идентифицирован – надели платье, стала девочка, штанишки – мальчик. Таких кукол на рынке большой дефицит, к сожалению. А кукла нужна, чтобы учиться выстраивать отношения с ровесниками, кукла может стать мальчику другом, или он сможет с её помощью лучше увидеть себя. В конце концов, и в машинке он должен кого-то возить.

— Мы сейчас говорим о том, что на современном рынке игрушек качество оставляет желать лучшего, но, тем не менее, у вас в музее выставлены хорошие экспонаты. Где же родителям искать игрушки?

— Сегодня крупные заводы редко производят что-то хорошее, в основном это стало прерогативой маленьких фабрик, которые делают очень неплохие вещи. Например, нам очень нравится продукция завода «Весна». Хорошие игрушки можно искать на различных выставках и ярмарках – это, пожалуй, самый верный способ.

— Попробуйте создавать игрушки вместе с ребенком: они не обязательно должны быть высокохудожественными. Во многих детских студиях сегодня дошкольники лепят из глины, делают аппликации и прочее, там же они могут создавать игрушки. Старайтесь водить в такие студии ребёнка, или компенсировать это дома.

— Авторская игрушка в магазине, как правило, стоит достаточно дорого и является скорее декоративной. Но авторскую игрушку можно приобрести не только в магазине. Например, на «Ярмарке мастеров » можно, если конечно поискать, найти отличные и недорогие авторские игрушки, выставленные самими авторами.

— Искать игрушки можно и с помощью других Интернет-магазинов. Их много, и их нетрудно найти. Плюс в них тот, что там можно выбрать игрушку по производителю, по возрасту, а иногда и по материалу. Так что из огромного каталога всегда можно довольно быстро найти хорошую игрушку.


Top