Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.


Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра «Назови отчество».

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)


Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.


В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:


Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Работая над формированием у детей целостной картины мира наиболее важным в этом направлении выделяю экологическое воспитание детей. Привитие бережного отношения ко всему живому и не живому без знаний будет не полным. А знания дети черпают в ходе занятий, игр, опытов, наблюдей. Предлагаю вниманию конспект итогового занятия "Я природу берегу", в содержание которого включены беседа, словесные, подвижные и дидактические игры. Играя, дети показывают свои знания о природе и окружающем мире, делают выводы, а так же выссказывают свое отношение к данной теме. Практическую часть в этом занятии предлагаю детям в нетрадиционном направлении - рисование мятыми бумажками примакиванием, что дает рельефный вид, яркость, необычность. Такая смена учебной и изобразительной деятельности благотворна детям, которые могут и любят что-нибудь делать своими руками. Хотя, можно практическую часть предложить в виде выбора по типу "Четвертый лишний" на листах для каждого ребенка. Это занятие опробовала в старшей группе на семинаре, посвященном экологическому воспитанию. Коллеги оценили его положительно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

«Я природу берегу»

Цель: Сформировать представления детей о планете «Земля» , о природном ее окружении.

Задачи:

  1. Учить понимать взаимосвязь природного окружения Земли.
  2. Продолжать пополнять знания детей об экологии Земли.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.

План занятия:

  • Игра «Что это такое?»
  • «Земля – наш дом родной» (картинка Земли, глобус)
  • «Четыре стихии Земли»
  • Игра с мячом «Воздух, вода, земля»
  • Подвижная игра «Летает, плавает, бегает»
  • Игра «Береги природу»

Ход занятия:

  1. Дидактическая игра «Что это такое»

Воспитатель загадывает предмет живой или не живой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

«Солнце» - горячее, яркое, круглое, лучистое;

«Ветер» - подвижный, сильный или слабый, может гнать облака;

«Звери» - подвижные, большие и маленькие, меховые, дикие;

«Дерево»- неподвижное, высокое, горючее, дает дом птицам и белкам;

«Земля» - черная, рыхлая, питательная, в ней норки.

  1. «Земля – наш дом родной»

Рассмотреть иллюстрацию «Планета Земля», показать глобус.

Как называется этот предмет? (Глобус)

Что можно о нем рассказать? (Ответы детей)

Что есть на планете «Земля»?

Горы, реки и моря _

Это все моя Земля!

Хорошие у вас знания о Земле. Я вам расскажу о четырех стихиях, которые существуют на Земле и они нужны всем обитателям планеты: это воздух, огонь, вода и земля. Без них нельзя обойтись.

Догадайтесь сами, почему нужен воздух (вода, огонь, земля)?

  1. Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно.

Дельфин, сорока, бабочка, медведь, змея, селедка, кит, орел.

  1. Рассматривание картинки «Хоровод»

Посмотрите на эту картинку. Все держатся за руки и радостно танцуют, как будто они родные друг другу:

Все нужно на планете!

Нужен дождик и снег,

Солнце ясное, ветер,

Ручейка тихий бег.

  1. Игра «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, «карась» - имитируют плавающую рыбу, «заяц – дети начинают бежать на месте или прыгать»:

Орел, акула, рак, дятел, шмель, черепаха.

  1. Игра «Береги природу»

На доске картинки: лес, вода, солнце, муха, медведь, скворец, луна.

Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектами, если на Земле не будет спрятано объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.

Мы с вами поняли, что «Земля» - это наш общий дом, который надо беречь и защищать, чтобы всем жилось в нем хорошо.

  1. Рисование мятыми бумажками планеты «Земля»

Давайте нарисуем нашу планету Земля мятыми бумажками, гуашью.

Предложить нарисовать круглый земной шар в виде глобуса, обозначая цветом океаны (синий), горы (коричневый), леса (зеленый)

Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!

В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.


Показаны публикации 1-10 из 35020 .
Все разделы | Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Занятие по познавательному направлению «Страна Математики осенью» (старшая группа) Занятие по познавательному направлению «Страна Математики осенью» Старшая группа Подготовила : Абдрахманова Роза Ишмурзаевна Цель : Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности . Задачи : Образовательные : - Закрепить свойства геометрических...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающему миром «Наши маленькие соседи насекомые» для детей среднего возраста «Наши маленькие соседи - насекомые» Цель проекта : развитие познавательного интереса младших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры. Тип проекта : познавательно - исследовательский . Вид проекта : творческий,...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательно-игрового модуля в средней группе детского сада «Фея Дружбы в гостях у ребят»

Публикация «Конспект познавательно-игрового модуля в средней группе детского сада...» Конспект познавательно-игрового модуля в старшей группе детского сада «Фея Дружбы в гостях у ребят» Воспитатель: Демяник Оксана Валерьевна г. Якутск, 2014 г. Цель: - Развитие коммуникативных навыков, чувств эмпатии, толерантности; - Повышение самооценки дошкольников; - Развитие...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сегодня мы поговорим о профессии с которой вы знакомы. О какой профессии пойдет речь, вы узнаете, если внимательно послушаете и отгадаете загадку. Ходит в белом колпаке, С поварешкою в руке. Он готовит всем обед. Кашу, щи и винегрет. Правильно, это профессия - повар. Повар - это...

Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности Развитие речи, использование математической терминологии у детей в процессе познавательной деятельности Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Конспект НОД по исследовательской деятельности «Водичка, водичка…» в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №2 г. Севска Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Водичка, водичка…» во второй группе раннего возраста. Выполнила воспитатель: Хохлова И.А. г. Севск 2019г. Конспект...

Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет «С чего начинается Родина»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет Тема: «С чего начинается Родина». Программное содержание: Расширить представление детей о Родине малой и большой. Закрепить знания детей о настоящем посёлка Беляевка. Развивать память, сообразительность,...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Наша гостья - божья коровка» Цель: 1. Учить детей правильно произносить согласный звук "З", действовать соответственно правилам игры; 2. Развивать у детей зрительное восприятие (цвет, размер); 3. Развивать внимание, речь, координацию движений, общую и мелкую моторику. ориентацию в собственном теле; 4....

План-конспект занятия

« Помоги Зайке сберечь здоровье »

Программное содержание:

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;

Воспитывать чувство взаимовы­ручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоро­вье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по­ словицы:

Здоровье - лучшее богатство.

Здоровому все здорово.

Здоровье - всему голова.

Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто , шнурки развязаны, шарф размотан.

Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внима­ние детей на внешний вид Зайки и говорит, что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает де­тям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.

Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас­ стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .

Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;

- как спускаться по лестнице;

Как одеваться, собираясь на прогулку.

Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель по­буждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям пока­зать все это, собираясь на прогулку.

Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.

Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.

Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!

Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,

А потом уже и в путь . Ничего не разорвёте.
Вы надели башмаки -

Завяжите все шнурки!

Чтоб в дороге не упаст ь

Чтобы в лужу не попасть.
Можно использовать персонажи кукольного театра .

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Доктор Айболит »

Программное содержание:

Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

Формировать навыки здорового образа жизни;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Развивать речь, воображение.
Оборудование: игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов, шапочки с изображением животных.
Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Назы­вается она «И я тоже». Если я буду говорить , что делаю что-то хоро­шее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!

Игра «И я тоже»

Я умею аккуратно ее есть.

Я не слушаю старших.

Я с ребятами дружу.

Хорошо себя веду!

Я на улице гуляю!

Я ребят всех обижаю!

В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка

я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..

Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».

Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.

Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадай­те, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)

Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.

Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.

Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.

Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался з айка!

Со скамейки слезть не мог.

Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)


Айболит : Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.

Игра «Полезное – неполезное»

Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.

Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?

Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший. (А.Барто)

Айболит: Лапка? Мы ее сейчас пе­ревяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.

Игра «Кому что нужно»

Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.

Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)

Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.

Надо, надо нам помыться! шагаем

Где тут чистая водица? разводят руками

Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук

Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук

Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.

имитируем мытьё щёк, шейки

Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук

Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос

Не ленились вымыть уши показываем уши

И вытерли всё посуше.

Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и забот­ливые. А мне пора идти других деток и зверю­шек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)

Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)

Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Чтобы быть здоровым »

Программное содержание:

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:

Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия :

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Старшая группа

Воспитатель: Гривастова Ольга Васильевна

Занятие 1.

Домашние животные

Лексическая тема. «Домашние животные».

Предварительная работа.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о домаш­них животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; расширять словарь детей по теме занятия.

Демонстрационный материал . Картинки с домашними жи­вотными (корова, кошка, собака, лошадь, коза, овца, свинья) и их детенышами.

Раздаточный материал . Картинка с контурным изображе­нием домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

Ход занятия

Организационный момент Игра «Узнай по описанию»

Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (Корова.)

Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мор­дочка с усами; ловит мышей. (Кошка.)

Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост ко­лечком, морда; охраняет дом. (Собака.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами;
перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытца­ми; дает шерсть и мясо. (Овца.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытца­ми, хвост крючком, на морде - пятачок. (Свинья.)

Основная часть

На доску выставляются картинки с домашними животными.

Кошка. (Мяукает.)

Собака. (Лает.)

Лошадь. (Ржет.)

Коза и овца. (Блеют.)

Свинья. (Хрюкает.)
Беседа

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги);есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком.) Как назы­ваются? (Домашние животные.)

Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят челове­ку пользу.)

Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, шерсть, молоко. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.)

Физкультминутка

Игра «Кто как передвигается?» Лошадь, корова, коза, овца, свинья ходят; кошка крадется; собака бегает. Дети имитируют движения животных.

Игра с мячом «Кто у кого?»

У коровы - теленок (телята). У собаки - щенок (щенки). У кошки - котенок (котята). У лошади - жеребенок (жеребя­та). У козы - козленок (козлята). У овцы - ягненок (ягнята). У свиньи - поросенок (поросята).

Игра «Четвертый лишний»

3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 живот­ных с ногами и 1 с лапами. 3 картинки с животными и 1 с го­ловой животного.

Игра «Сложи картинку»

У каждого ребенка картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

Составление рассказа-описания

Составление рассказа о внешнем виде домашнего животного:

«Кошка - домашнее животное. У кошки четыре лапы с когтя­ми, голова, туловище, хвост, уши, глаза, усы, пасть, зубы, язык.Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. Про кошку есть загадка: часто умывает­ся, а с водой не знается».

Итог занятия

Занятие 2.

Дикие животные

Лексическая тема. «Дикие животные».

Цель . Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Демонстрационный материал . Картинки с дикими животны¬ми (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень), их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст), детенышами; предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед, тра¬ва; куры, зайцы).

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Отгадайте загадки и докажите отгадку словами загадки.

Зимой беленький, Он в берлоге спит зимой

А летом серенький. Под большущею сосной,

Никого не обижает, А когда придет весна,

А всех сам боится. Просыпается от сна.

(Заяц) (Медведь)

Кто зимой холодной Рыжая птичница

Бродит злой, голодный? В курятник пришла,

(Вол к) Всех кур перечла

Кто по елкам ловко скачет С собой унесла.

И взлетает на дубы? (Лиса)

Кто в дупле орехи прячет, Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Основная часть

Педагог выставляет на доску картинки с дикими животными.

Беседа

Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (но¬ги); туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (В лесу.)

Как называются? (Дикие животные.)

Почему? (Сами себе добывают пищу.)

Как они называются по-другому? (Звери.)

Игра «Кто где живет?»

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинкой с соответствующим животным. Заучивание слов - названий жилищ.

Игра «Кто у кого?»

У лисы - лисенок, лисята. (У медведицы, у волчицы, у зайчихи, у бельчихи, у оленихи.)

На доску выставляются картинки с изображением детенышей диких животных.

Физкультминутка

Игра «Кто как передвигается?» Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже, олень быстро бегает. Дети имитируют движения животных.

Игра «Кто что любит?»

На столе педагога картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед; трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту».

Игра «Узнай зверя по описанию»

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, голодный. (Волк.)

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

Игра «Четвертый лишний»

По разным признакам. (3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 животных, передвигающихся по земле, и белка. Медведь, лиса, волк и олень (хищники и травоядные). 3 картинки с животными и 1 картинка с головой животного.)

Составление рассказа-описания

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного:

«Белка - дикое животное. У нее есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, уши, нос, глаза. Она живет в дупле. Белка запасает на зиму грибы, орехи, ягоды. У нее бельчата».

Итог занятия

Занятие 3.

Геометрические фигуры

Лексическая тема. «Домашние животные».

Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах (треуголь­ник, квадрат, круг); познакомить с понятиями «спереди» - «сзади»; учить детей пользоваться соответствующей лексикой для обозначения геометрических фигур и при ориентировании в окружающем.

Демонстрационный материал . Предметные картинки (круглые предметы: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы; квад­ратные: печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина; треу­гольные: часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).

Раздаточный материал . Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг); в мешочке 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разре­занные на 2 части по разным параметрам.

Ход занятия

Организационный момент

У детей геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дефектолог. Угадайте фигуру по описанию и покажите ее.

У этой фигуры три угла.

У этой фигуры нет углов.

У этой фигуры четыре угла.

Основная часть

Игра «Найди знакомые формы»

На доске демонстрационные картинки: круглые предметы (солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы); квадратные (печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина); треугольные (часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).

У каждого ребенка геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Ребенок должен положить свои геометрические фигу­ры под картинками соответствующей формы и сказать: «Свой треугольник я кладу под часы. Часы имеют форму треугольника».

Игра «Назови предметы»

Дети должны найти в групповой комнате предметы треуголь­ной, квадратной, круглой формы и назвать их.

Физкультминутка

Дети должны найти в игровой комнате предметы круглой, треугольной, квадратной формы. К предметам круглой фор­мы они должны подойти на пятках; к предметам квадратной формы - подбежать на носочках; к предметам треугольной фор­мы - подбежать на наружных сторонах стоп.

Игра «Чудесный мешочек»

У каждого ребенка мешочек, в котором лежат 2 треугольни­ка, 3 квадрата, 4 круга. Ребенок на ощупь находит все геомет­рические фигуры определенной формы, выкладывает их перед собой в ряд и проговаривает: «У меня три квадрата и т. д.».

Игра «Сложи фигуру»

У каждого ребенка геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разрезанные на 2 части по разным параметрам. Ребенок должен сложить фигуры и назвать их.

Игра «Кто за кем?»

Дети строятся в колонну.

Воспитатель. Кто стоит перед Ваней? (Саша.)

Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани.)

Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши.)

Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей.)
(Аналогичная работа с каждым ребенком.)

Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Ана­логичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.

Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятсяспереди от вас?

А какие предметы находятся сзади, за вами?

Итог занятия

Занятие 4.

Домашние и дикие животные

Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».

Предварительная работа. Выучить с детьми загадки о диких и домашних животных.

Цель. Закреплять умение детей называть и различать диких и домаш­них животных; составлять рассказ-сравнение по опорным картинкам; воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал . Картинки с животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья; картинки (дом, лес).

Раздаточный материал . Две картинки с контурными изображе­ниями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Дети загадывают друг другу загадки о диких и домашних жи­вотных. Педагог выставляет картинки с животными на доску. Основная часть Беседа

Кто изображен на этих картинках?

Как их можно назвать одним словом? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).)

На какие две группы можно разделить эти картинки? (На диких и домашних животных.)

Какие это животные и почему? (Показ.) (Домашние, так как живут рядом с человеком.)

Для чего нужны домашние животные? (Они приносят пользу.)

Какие это животные и почему? (Показ.) (Дикие, так как
живут в лесу и сами добывают себе пишу.)

Игра «Кто где живет?»

Корова - коровник. Собака - конура, будка. Свинья - сви­нарник. Коза, овца - хлев. Кошка - дома. Белка - дупло. Лиса - нора. Волк - логово. Медведь - берлога. Заяц - под кустом.

Физкультминутка

На доске картинки с изображением дома и леса, в сундучке на столе педагога лежат картинки с животными (медведь, ли­са, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья). Ребенок достает из сундучка картинку, на­зывает животное, говорит, где оно живет, и, изображая, как животное передвигается, ставит картинку под соответствую­щую картинку с жилищем.

Игра «Кто что любит?»

Корова - трава, сено. Собака - кость. Свинья - пищевые отходы. Коза, овца - сено, трава. Кошка - рыба, молоко. Белка - орехи, ягоды, грибы. Лиса - куры. Волк - зайцы. Медведь - мед, рыба, малина. Заяц - морковка, капуста.

Игра «Четвертый лишний»

3 диких животных и 1 домашнее животное. 3 домашних и 1 ди­кое. 3 хищника и 1 травоядное животное. 3 травоядных живот­ных и 1 хищник. 3 детеныша и 1 взрослое животное. 3 взрослых животных и 1 детеныш.

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребенка две картинки с контурными изображени­ями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3-4 части. Дети собирают картинки.

Игра «Найди сходство и различия»

Дети сравнивают собаку и волка (по демонстрационным картинкам):

«Это собака и волк. Собака - домашнее животное, волк - дикое. У них есть голова, туловище, лапы с когтями, хвост, глаза, нос. Волк крупнее собаки, у собаки хвост крючком под­нят вверх, у волка - опущен вниз. Собака питается костями, волк ловит зайцев. Собака живет в конуре, волк - в логове. У собаки щенки, у волчицы - волчата».

Составление рассказа-сравнения

Дети составляют рассказ-сравнение дикого и домашнего животного по собранным картинкам.

Итог занятия

Занятие 5.

Цвет предметов

Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».

Цель. Упражнять детей в различении и назывании цветов (фиолетовый, синий, красный); закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между» и умение обозначать словами эти понятия.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка (2 корзины: в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов).

Раздаточный материал . 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная); красное и синее платья для Лисы и Кошки (сказочные персонажи) и красные, синие, фиолетовые кармашки к ним.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Назовите предметы синего (красного) цвета». Основная часть Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка на столе 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная). Группировка по цвету.

Покажите полоски красного цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (Уменя красная полоска.)

Покажите полоску синего цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (У меня полоска синего цвета.)

Покажите полоску, которая осталась. Эта полоска фиолетового цвета.

Заучивание слова «фиолетовый».

Игра «Подбери кармашек»

Дети подбирают кармашки к платьям Лисы и Кошки по цвету.

Физкультминутка

На полу мелом нарисованы два круга. По сигналу воспитателя: «Внутрь!» дети должны вбежать внутрь круга, на сигнал: «Между!» - присесть между кругами; на сигнал «Снаружи!» - выбежать за пределы кругов.

Игра «Снаружи, внутри, около, между»

На доске сюжетная картинка: 2 корзины, в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов. Дети должны рассказать, где какой котенок находится, используя слова: «снаружи», «внутри», «около», «между».

Беседа о диких и домашних животных

Какие животные могут жить около человека?

Какое животное живет внутри хлева (конюшни, свинарника, будки)?

Какое животное может сидеть около конуры?

Какое животное может пастись на лугу между лесом и речкой?

Какое дикое животное может забраться внутрь курятника и воровать кур?

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 6.

Зимние забавы детей

Лексическая тема. «Новый год».

Предварительная работа . Провести на прогулке зимние игры (катание на санках, игра в снежки, лепка снеж­ной бабы), по возможности рассмотреть с детьми каток и катание на коньках.

Цель. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; за­креплять понятие «спортивная одежда»; Расширять активный и пассивный словарь детей.

Демонстрационный материал . Предметные картинки (санки, лыжи, коньки, снеговик).

Раздаточный материал . Конверт с частями снеговика (3 боль­ших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот); 2 ма­леньких одинаковых комка; ведро; метла).

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог. Отгадайте загадки и докажите отгадки сло­вами загадки.

Все лето стояли, Живу я посреди двора,

Зимы ожидали, Меня лепит детвора,

Дождались поры, Нос - морковка, глаза - угольки.

Помчались с горы Кто я?

(Санки) (Снеговик)

Льется речка - мы лежим. Два березовых коня

Лед на речке - мы бежим. По горам несут меня

(Коньки) Кони эти рыжи, А зовут их... (Лыжи)

На доску выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Беседа

Какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какой праздник скоро наступит? (Новый год.)

В какие игры можно играть только зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.)

Чем зима отличается от других времен года?

Почему только зимой можно кататься на санках, лы­жах, играть в снежки, лепить снеговика? (Земля покрыта снегом.)

Почему только зимой можно кататься на коньках? (Реки покрыты льдом.)

Назовите зимние виды спорта. (Катание на лыжах и коньках.)

В какой одежде нужно кататься на лыжах, на коньках?
(В спортивной одежде.)

Какую одежду мы называем спортивной? (Ту, в которой ходим на физкультурные занятия, посещаем бассейн, танцы, делаем зарядку.)

Какую одежду мы называем зимней спортивной?

Физкультминутка

Имитация движений: ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки.

Работа с раздаточным материалом

Педагог снимает предметные картинки с доски и раздает их детям. Каждый ребенок говорит предложение о том, как мож­но использовать данные предметы, например: «Дети катаются на санках. Ребята идут кататься на коньках. Малыши играют в снежки».

Игра «Составь снеговика и расскажи о нем»

Перед каждым ребенком на столе конверт с частями снего­вика (3 больших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот); 2 маленьких одинаковых комка; ведро; метла).

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 7.

Водный транспорт

Лексическая тема.

Цель . Познакомить детей с водным транспортом, с профес­сиями людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, радист, кок); обогащать словарь детей, учить правильно им пользоваться.

Демонстрационный материал . Картинки (корабль, лодка, ях­та, пароход, катер; капитан, матрос, радист, кок; бинокль); карточки с числами от 1 до 5.

Раздаточный материал . Две картинки с контурными изобра­жениями водного транспорта, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Что это?» Дети по очереди берут по одной демонстра­ционной картинке с изображением водного транспорта со сто­ла педагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как передвигается этот транспорт? (По воде.)

Как называется этот вид транспорта? (Водный.)

Этот корабль перевозит грузы. (Показывает картинку.)
Он какой? (Грузовой.)

А этот корабль перевозит пассажиров. (Показывает кар­тинку.)

Он какой? (Пассажирский.)
Игра «Подумай и отгадай»
Дефектолог.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем. (Капитан)

На доску выставляются картинки: капитан и бинокль.

Дефектолог. Как можно назвать корабль по-другому? (Судно.) (Заучивание слова «судно».)

Как назвать капитана корабля по-другому? (Командир судна.)

Кто помогает капитану? (Матросы.) (Выставляется кар­тинка.)

Корабль плывет по морю далеко от земли. Людям, кото­рые служат на корабле, нужно поддерживать связь с землей.
Эта связь осуществляется по радио. Человек, который поддер­живает связь с землей, называется «радист». (Картинка, заучи­вание слова.)

Как называется повар на корабле? (Кок.) (Картинка, за­учивание слова.)

Игра «Назови судно»

Картинки (корабль, лодка, яхта, пароход, катер) стоят на дос­ке «спинкой» к детям. Воспитатель называет номер картинки (от 1 до 5), а ребенок говорит, какое судно изображено на картинке.

Физкультминутка

Педагог. Мы плывем на корабле. Мы плывем на лод­ке. Мы купаемся в реке.

Дети выполняют соответствующие движения (2-3 раза).

Игра «Назови профессию»

Картинки (капитан, матрос, радист, кок) стоят на доске «спинкой» к детям. Дефектолог называет номер картинки (от 1 до 5), а ребенок говорит, представитель какой профессии изображен на этой картинке.

Игра «1 - 3 -

Воспитатель демонстрирует картинки (корабль, лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок) и показывает карточки с числами 1, 3, 5 (вразброс). Дети отвечают: «Три па­рохода. Один пароход. Пять пароходов. И так далее».

Игра «Какой, какая?»

Корабль (большой, красивый, быстрый, белый, грузовой). (Лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок.)

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребенка две картинки с контурными изображени­ями водного транспорта, разрезанные на 3-4 части.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия

Занятие 8.

Воздушный транспорт

Лексическая тема. «Водный и воздушный транспорт».

Цель. Познакомить детей с воздушным транспортом; с про­фессиями людей, работающих на воздушном транспорте (пи­лот, стюардесса, бортмеханик); обогащать словарь детей по теме; учить активному использованию новых слов.

Демонстрационный материал. Картинки (самолет, вертолет, ракета; пилот, стюардесса, бортмеханик).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Что это?» Дети по очереди берут демонстрационные картинки с изображением воздушного транспорта со стола пе­дагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как можно назвать все эти картинки одним словом?
(Транспорт.)

Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

Как передвигается такой транспорт? (По воздуху.)

Как называется этот транспорт? (Это воздушный транс­порт.)

Игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом? (Летчик.)

Кто обслуживает пассажиров самолета? (Стюардесса.)
(Выставляется картинка. Заучивание слова «стюардесса».)

Кто помогает летчику - командиру воздушного судна - управлять самолетом? (Бортмеханик.)

Вы знаете, почему эта профессия так называется? Само­лет по-другому называется «борт»; бортмеханик - человек,
который следит за показаниями приборов самолета. (Картин­ка, заучивание слова.)

Кто управляет космической ракетой? (Космонавт.) (Кар­тинка, заучивание слова.)

Кто управляет вертолетом? (Вертолетчик.) (Картинка, заучивание слова.)

Как называется воздушный транспорт, который перево­зит пассажиров? (Воздушный пассажирский транспорт.)

Как называется воздушный транспорт, который перево­зит грузы? (Воздушный грузовой транспорт.)

Физкультминутка

Воспитатель: Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко.

Дети имитируют соответствующие движения.

Игра «1 - 3 -

Воспитатель демонстрирует картинки (самолет, ракета, вер­толет) и показывает карточки с числами 1, 3, 5 (вразброс).

Дети отвечают: «Один грузовой самолет. Один пассажир­ский самолет. Одна космическая ракета. И так далее».

Игра «Что без чего?»

Самолет без крыла. Вертолет без винта. Самолет без хвоста.

Игра «Какой? Что делает?»

Самолет - какой? (Большой, быстрый, серебристый.)

Самолет - что делает? (Летит, взлетает, приземляется.)

Самолет какой? Что делает? (Серебристый самолет взле­тает.)

Летчик - какой? (Смелый, отважный, решительный, храбрый.)

Летчик - что делает? (Управляет, командует.)

Летчик какой?

Что делает? (Смелый летчик управляет самолетом.)

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 9.

Наземный транспорт

Лексическая тема. «Наземный транспорт».

Предварительная работа . На прогулке понаблюдать с детьми за работой светофора и обсудить правила перехода улицы по сигналам светофора.

Цель. Познакомить детей с наземным транспортом; с про­фессиями людей, работающих на наземном транспорте; за­креплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улицы; закрепить в активном и пассивном словаре новые слова.

Демонстрационный материал . Картинки (автомобиль, грузо­вик, автобус, поезд (пассажирский и грузовой), троллейбус, трамвай).

Раздаточный материал . Картинка с изображением одного вида наземного транспорта, разрезанная на 5-6 частей.

Ход занятия

Организационный момент

Дети по очереди берут демонстрационные картинки с изоб­ражением наземного транспорта со стола педагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как можно назвать эти картинки одним словом? (Транс­порт.)

Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

Как называется транспорт, который передвигается по зем­ле? (Наземный транспорт.) (Заучивание словосочетания «на­земный транспорт».)

Как по-другому можно назвать людей, которые едут в транспорте? (Пассажиры.)

Отберите картинки с изображением пассажирского транс­порта. Как называется транспорт, который перевозит пассажи­ров? (Пассажирский.)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)

Какие грузы может перевозить грузовой транспорт? (Кам­ни, песок.)

Отберите картинки с изображением грузового транспорта.

Игра «Назови профессию»

Заучивание названий профессий.

Водит автомобиль (легковую машину), - водитель.

Водит автобус (троллейбус), - водитель.

Водит поезд, - машинист.

Водит трамвай, - вагоновожатый.

Водит грузовик, - шофер.

Продает билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае, - кон­дуктор.

Проверяет билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае, - кондуктор.

Обслуживает пассажиров в поезде, - проводник.
Игра «Назови вид наземного транспорта по профессии»
Водитель - автобус.

(Машинист, вагоновожатый, шофер, кондуктор, контролер, проводник.)

Физкультминутка

Игра «Светофор». Дети должны повторить правила перехода улицы по сигналам светофора.

Игра «Четвертый лишний»

3 картинки с наземным транспортом и 1 - транспортная про­фессия. 3 картинки с наземным транспортом и 1 с воздушным. 3 картинки с водным транспортом и 1 с наземным. 3 легковые машины и 1 грузовая. 3 транспортные профессии и поезд.

Игра «Сложи картинку»

У каждого ребенка картинка с изображением одного вида наземного транспорта, разрезанная на 5-6 частей.

Составление рассказа

Каждый ребенок составляет по сложенной картинке рассказ в произвольной форме из 2-4 предложений.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.


Top