Практическая жизнь — вышивание. Детское рукоделие − можно ли научить ребенка шить и вырезать без страха у родителей

О пользе рукоделия можно говорить часами. Особенно полезны такие занятия для развития ребенка. Они помогают формировать его характер, развивать мыслительные возможности, воображение и мелкую моторику рук. Стабилизируется эмоциональное состояние: на смену беспокойству и тревожности приходит творческая активность. Кроме того, ребенок учится создавать функциональные вещи своими руками, начинает осознавать ценность окружающих предметов.
Ребенок воспринимает шитье как приобщение к взрослой жизни. Если ему поручили такое серьезное дело, как работа на швейной машинке, значит, ему доверяют наравне с взрослыми членами семьи.

Кроме того, положительное влияние подобных уроков проявляется в следующем:

  • ребенок учится добиваться поставленной цели и доводить задуманное до конца;
  • в действиях появляется определенная последовательность;
  • формируется усидчивость и появляется желание к самостоятельным действиям;
  • повышается самооценка.

Можно купить игрушечную швейную машинку, но работа на любой швейной машинке подразумевает соблюдение определенной техники безопасности .

Во-первых, все действия обязательно должны производиться под присмотром взрослого человека.

Во-вторых, педагог должен контролировать движения рук ребенка и силу нажима ноги на педаль.

В-третьих, запрещается усаживать за одну машинку сразу несколько человек. Работать за одним прибором должен только лишь один ребенок.


Однако не стоит забывать, что ребенок должен иметь постоянную мотивацию для дальнейших занятий, иначе его интерес к урокам быстро пропадет. Самым лучшим вариантом будет демонстрация готового изделия в конце занятия. Только представьте, сколько радости испытает ребенок, когда возьмет в руки вещь, сделанную собственноручно.
Самые первые изделия должны быть простыми, но при этом функциональными. Лучше всего, если ребенок сможет сразу использовать поделку в повседневной жизни. Например, сшитыми куклами можно играть с друзьями, а готовую сумочку взять на прогулку, заполнив ее самыми важными «детскими» вещами.

Стоит учитывать, что для начинающих и детей может подойти не каждая швейная машинка. В данном случае лучшим вариантом будет электромеханическая Mini машина Jaguar. Изделия этой фирмы всегда отличались непревзойденным качеством и простотой в использовании, а также отсутствием аналогов во всем мире. Что же делает Jaguar Mini 284 идеальным решением в обучении детей навыкам шитья?

Несмотря на небольшие размеры, она способна работать с очень широким диапазоном тканей.
Снабжена автоматическим нитевдевателем.
Обладает достаточно яркой подсветкой, позволяющей не напрягать зрение.
В корпусе швейной машинки имеется специальный отсек для хранения необходимых инструментов.
Прибор можно легко перенести с места на место благодаря очень легкому весу.
Обметывает петли в полуавтоматическом режиме.
Выполняет четыре самые необходимые строчки.
Таким образом, наличие всех этих свойств и простота в использовании делают Jaguar Mini 284 идеальной швейной машинкой для обучения детей и первого знакомства с работой на ней.
Швейная машинка Jaguar Mini284 станет замечательным подарком для всех тех деток, которые желают научиться шить. Прибор можно подарить маленькой дочке или племяннице. И такому полезному подарку любая девочка, несомненно, очень сильно обрадуется, поскольку он для нее откроет широкие возможности, а досуг сделает максимально интересным, ведь теперь она сможет шить не только платья для своих любимых кукол, но и другие не менее полезные вещи. И машинка Jaguar Mini284 подходит для этой цели просто идеально!

Научить шить ребенка просто. Ему очень нужна помощь мамы.
НО…НУЖНО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
Ребенок быстро устает, поэтому для первых занятий подбираем учебное изделие, выполнимое за 1 час, а в дальнейшем разбиваем работу на части.
Учебное изделие должно быть очень нужной и полезной вещью. Иначе ему будет неинтересно.
Ребенок должен обязательно получать положительные эмоции, несмотря на то, красиво или нет выполнено задание. Если что-то сразу не получилось, обязательно объясняем, что у всех начинающих это что-то не получается с первого раза и у мамы тоже когда-то это не получилось.
Нельзя хвалить ребенка за кривые строчки. Ребенок должен понимать, что кривых строчек не должно быть. Тогда он будет стремиться делать все аккуратно. Не заставляйте ребенка переделывать первые изделия. Оставьте их на память такими, какие они есть.
Можно попросить знакомых или родственников подыграть вам. Ведь они не умеют шить, и, наверное (по вашей просьбе), не увидят кривую строчку. Пусть они похвалят ребенка и закажут ему такую же вещь для себя и обязательно за определенное вознаграждение. У ребенка появляется хороший стимул к работе и повод повторить учебный материал уже без ошибки.

Устройство рабочего места.
Все мы прекрасно знаем, как должно быть обустроено рабочее место. Я лишь расскажу, как его приспособить для ребенка.
на фотохостинг →
Мне очень нравится вот такой стул. Из обычной доски муж смастерил мне специальную подставку под ноги (высота подставки 18см, длина 45см). Благодаря этой подставке мне очень удобно на немного приподнятом стуле, ноги не устают, и я не закидываю ногу на ногу. Ведь это вообще-то вредно. Под подставкой разместились две педали. А для ребенка эта подставка вообще оказалась очень необходимой вещью. Мы подняли педаль на подставку и ребенку очень удобно доставать до нее своей ножкой.

А теперь немного правил по технике безопасности.
Я не буду перечислять все мыслимые и немыслимые правила типа: провод нельзя перерезать ножницами - иначе ударит током (правила обращения с бытовыми электроприборами, в том числе с утюгом и розетками должны были быть усвоены еще в детсадовском возрасте); возле гладильной доски под ногами должен лежать резиновый коврик (думаю, что дома ни у кого нет такого коврика) и т.д. Ребенок не выучит эти правила, или количество этих правил отпугнет его от этого прекрасного занятия. Остановимся на самых важных правилах на данном этапе:
1. Девочкам желательно подвязать свои косы корзиночкой или сделать такую прическу, что бы волосы случайно не попали под ножницы или в движущиеся части машины.
2. Ножницы. До этого дня ваш ребенок если и держал в руках ножницы, то это обязательно были маленькие детские достаточно тупые ножницы для уроков труда или маникюрные. Теперь ему предстоит работать настоящими острыми ножницами. Можно показать ребенку как эти ножницы могут перерезать сложенный в несколько раз лист бумаги и обязательно нужно объяснить - палец ножницами он не отрежет, а вот ранку сделать может. Нельзя отвлекаться при работе с ножницами.
3. Игла. Она так и хочет потеряться. Для работы даем ребенку только одну иглу. Так за ней легче следить. Для иглы должен быть специальный домик - игольница. У меня в игольнице несколько игл. Поэтому для ребенка нужна отдельная игольница с одной иглой. На первом занятии (это очень нужно и полезное учебное изделие может стать предметом вашего самостоятельного занятия) ее успешно заменит обычная хозяйственная губка, большой магнит с холодильника или сложенный в несколько раз носовой платочек/лоскут. Желательно оставлять в игле нитку. Я решила не тратить время на изготовление игольницы и выделила для этих целей губку.
4. Булавки. Должны быть обязательно с шариками и для их хранения нужно выделить небольшую баночку или коробочку с плотной крышкой. Я храню их в круглой баночке из под гигиенических ватных палочек.
Мне часто приходится делать выездные примерки и эта очень удобная емкость с плотной крышкой идеально подходит. В нее легко вмещаются булавки, маникюрные ножницы, обмылок, катушка ниток с иглой и сантиметровая лента. Дома я храню булавки прямо в крышке этой баночки. Булавок у меня много, но ребенку я выделила 20 штук. Ему этих пока достаточно.
5. Утюг. Вряд ли ваш ребенок умеет им пользоваться. Он, конечно, знает, что там очень горячо и будет больно. Теперь нужно приучить ребенка правильно включать и выключать утюг. Для этого показываем, как нужно придерживать розетку и включать или выключать утюг. У меня утюг паровой. Объясняю, что паром тоже можно обжечься. Нельзя наклоняться над утюгом. Нельзя отвлекаться- можно обжечься или испортить свое изделие. Во время глажки поднимаем утюг подошвой от себя. Можно дать ребенку несколько лоскутов и показать различные температурные режимы.
6. Швейная машина. Опускаем пока устройство машины, вернее упрощаем его до нескольких составляющих. Игла очень сильная, так двигается она двигателем и может пробить палец. Если ребенку сложно управлять электроприводом, попробуйте купить специальную педаль. У меня на педали от электропривода есть кнопка, которая позволяет замедлить ход машины в два раза. Покупала я эту педаль в отделе швейных машин лет 10 назад специально для того, что бы было легче работать на малом ходу при выполнении машинной вышивки (в технике свободного движения) без вреда для двигателя. Ростик мой справился с электроприводом блестяще. За каких-то 5 минут он научился строчить на малом ходу без специальной кнопки. Сделали мы это в игре (я не стала заправлять в машинку нитки, челнок тоже не ставила, поэтому нашей игле ничего не угрожает). Итак, наша машинка умеет жужжать. Поставим ножку на педаль - тишина, своей рукой совсем немножко нажмем на ножку - ножка на педаль - машинка начала жужжать, а игла еще не движется. Просим ребенка заставить машинку пожужжать самостоятельно. Теперь пробуем малый ход. Сначала машинка должна жужжать, потом начнет двигаться игла, удержим машинку на малом ходу. Затем немного быстрее, немного медленнее.
7. Оверлок. Увидев иглу, ребенок сразу скажет, почему тут опасно. Но это еще не все. У этой машинки есть еще ножи. Они подравнивают край, срезая ножами лишние ниточки. В новых моделях появилась защита от случайного травмирования ножами. На лапке есть специальный выступ, прикрывающий ножи. Несмотря на эту защиту, объясняем, что тут для наших пальчиков опасно. А если невнимательно работать, то можно и изделие испортить.

Далее, заправляем нитки в швейную машинку, и позволяем ребенку немного построчить в произвольном направлении. Учим поднимать лапку, поворачивать ткань.
Затем можно выполнить следующие упражнения, обязательно необходимо попросить ребенка повторить правила техники безопасности при выполнении каждого упражнения.

Разрезать лоскут по линии, заранее проведенной под линейку.
Разрезать лоскут по нарисованной кривой линии.
Прострочить по линии, заранее проведенной под линейку.
Прострочить на ширину лапки сначала слева от края среза, затем справа от края.
Обработать прямой срез на оверлоке.
Обработать округлый срез на оверлоке.
Прострочить по лабиринту.
Прогладить лоскут ткани.

Если ребенок не устал и еще способен воспринимать информацию, учим наматывать шпульку, заправлять нитки в машинку и оверлок. Отдельно на этом я останавливаться не буду.

О пользе рукоделия в воспитании можно говорить бесконечно. Тут и развитие мелкой моторики, усидчивости, внимательности, творческих способностей, расширение возможностей игры, радость от результатов своей работы, что влечет, повышение самооценки маленького человека.

Когда же крохе можно доверить такой опасный предмет, как игла? Программа детского сада предлагает заняться шитьем с ребенком в 6 лет. А как быть, если он тянется к иголке и нитке уже в три года? Ведь, если сразу отказать, то может навсегда пропасть интерес, а дать иголку, ребенок может пораниться. Но выход найдется всегда.

Покупаем иглу

Приобретите большую стальную иглу с тупым концом, подойдет и пластмассовая игрушечная иголка. Вставьте в нее нитку вдвое и сделайте на конце большой узелок. Плотная ткань для шитья такими иголками не подойдет, потому что трудно будет пробить дырочку в ней. Поэтому возьмите сетчатую ткань, можно редкую мешковину. Для удобства работы, вставьте ткань в пяльцы. Когда работа будет заершена, предложите украсить её камнями swarovski или бисером.

Этапы работы

Теперь можно показать малышу этапы работы: как держать пяльцы, иголку. Как втыкать ее в ткань и вытягивать нить. Хоть игла и тупая, но и она может представлять опасность для ребенка: он еще мал, и вполне возможно, что она окажется у него во рту. Поэтому ни на секунду не оставляйте его одного, всячески помогая процессу.

Учим пришивать пуговицы

Когда малыш научится работать иглой, то можно дать пришить ему крупную пуговицу, показав предварительно процесс. Закрепите пуговицу одним стежком и передайте малышу, пуст теперь попробует сам. Конечно, задание достаточно трудное, но если вы будете рядом, поддерживая и помогая, то он увидит результат своей работы, и интерес к шитью у него не пропадет.

Учим шить ребёнка 5-6 лет

Если вы решили научить шитью более старшего ребенка, лет 5-6, то для тренировки пусть попробует шить тупой иглой. Ручки у него уже более крепкие, поэтому научится он довольно быстро. Вот теперь можно переходить к настоящей острой иголке, предварительно, поговорив с ним об опасности этого предмета. Лучше всего, если малыш будет работать с наперстком, это предохранит его от уколов пальцев рук.

Начинать работу с иглой, можно протыкая лист бумаги, но все-таки, пяльцы удобнее. Впоследствии на них можно показать различные виды швов и учиться вышивке. Когда ребенок усвоит основы шитья, предложите пришить ему пуговичку на своем халатике. Покажите, как это делается и вскоре в вашем доме не останется ни одной не пришитой пуговицы.

Шить — дело добровольное

Не заставляйте малыша шить, если он не хочет. Чтобы заинтересовать дочку, предложите ей совместно сшить новый наряд кукле, а мальчик может зашить дырочку на своем носке. Предложите сшить совместно красивую подушечку для любимой игрушки, вместе раскроите игрушку или куклу из ткани.

Попробуйте вместе с ребенком прострочить на машинке некоторые детали. Покажите, как она работает, объясните, куда нельзя совать ручки. Для начала пусть вместе с вами придерживает ткань по краям, затем, возможно, вы доверите ему более ответственные задания. Сколько будет восторгов, когда малыш увидит результат своей работы.

Для развития интереса к шитью, купите дочке детскую швейную машинку, и может быть, когда ей исполнится лет 8 – 10, вы ей подарите настоящую швейную машинку, и она станет настоящей мастерицей.

Недавно вернулась к своим швейным увлечениям, и мой сын тоже настолько увлекся этим процессом, что не отходит от меня ни на шаг, все время просит пошить. Давно я не подходила ко всем швейным делам, и получается, что он в более-менее осознанном возрасте не видел меня за иголкой и ниткой.
Поэтому сейчас он активно тренируется в управлении с иголками. А для вас я подготовила небольшой обзор швейных премудростей в стиле Монтессори.

Если говорить в общем, о пользе подобного рода деятельности, то шитье помогает развивать мелкую моторику, глазомер и координацию рук.

Если посмотреть на несколько шагов назад, то подготовительной деятельностью к вышиванию являются всевозможные шнуровки, которые можно легко сделать самим из картона или дерева. А также всевозможные нанизывания бусин крупных и мелких.

Не бойтесь давать ребенку иголку в руки. Например, моего сына всегда мало интересовали различные шнуровки, но шить настоящей иголкой ему очень понравилось, поскольку он знает, что так делает мама и это настоящая деятельность.

Так вот, для начала подготовьте ребенку все необходимые материалы:

  • Картон с нанесенным рисунком: сначала это может быть только одна линия, затем простые геометрические фигуры и т.д. по степени усложнения.
  • Ножницы, для отреза нитки
  • Игла для вышивания большого размера (если вы в магазине купите «иглу для вышивания», то конец у такой иглы будет не острый.) Ну а мы вышиваем самой обычной иглой, крупного размера. Естественно, ребенка не оставляем одного с этим предметом и обязательно проводим инструктаж по правилам обращения. При нарушении правил безопасности материал сразу убирается.

С помощью тонкой отвертки или шила прокалываем полоски (квадраты) картона по всему периметру (примерно на расстоянии 2 см).



Показываем ребенку, как продевать шнурок в дырочки и протягивать его по периметру фигуры.

Когда ребенок освоится с этим процессом, можно купить канву или специальную ткань для вышивания и научить ребенка разным стежкам, начиная с самых простых.


pic


pic


pic

Так же можно научить ребенка пришивать пуговицы: для этого готовится лоток с квадратными кусочками ткани и пуговицами:


pic

pic

Очень просто научить ребенка завязывать узелок в конце нитки :
Посмотрите, как это выглядит на видео ниже. Сам по себе этот процесс может стать отдельным видом деятельности для ребенка:

А вот так может выглядеть подготовительная деятельность к пришиванию пуговиц:

Если вы считаете, что это нужно только для девочек, то это не совсем так. В дошкольном возрасте дети не разделяют деятельность по ролевому признаку, им интересна она сама по себе. А задача раннего детства освоить как можно больше видов разнообразных действий и движений и не важно какому полу «традиционно» они принадлежат.

А еще, для размышления, приведу вам цитату из книги Монтессори «Мой метод» относительно шитья:

После некоторых попыток я приняла решение, и, как мне кажется, мудрое, полностью отказаться от подобных упражнений, поскольку плетение и шитье по картону не совсем подходит маленьким детям в силу физиологического состояния их органов зрения: еще слабо развита способность глаз к аккомодации, вследствие чего эти упражнения оказывают чрезмерную нагрузку на этот орган и в дальнейшем могут самым пагубным образом сказаться на развитии зрения малышей…

Поэтому, смотрите на ребенка и на готовность его рук и развития концентрации глаз. Слишком рано все же не стоит начинать, хотя, всегда ориентируйтесь на интерес, если физиологической готовности для этого процесса нет, то скорее всего ребенок и не заинтересуется этой деятельностью, либо интерес очень быстро угаснет.

Обычно с появлением первого ребенка в доме, у мамы просыпается большое желание наряжать его во все одежды мира, особенно если это девочка. Если мама при этом обладает хоть небольшими навыками шитья, то составить выкройку не составит для нее труда. Тут в ход идут многие старые вещи, чтобы маленькая принцесса имела все необходимое.

Шьем детям — учимся шить, начинающим

А если навыков нет, перед тем как приступать к шитью, возникает вопрос: где же брать выкройки?

Шить по готовой, конечно быстрее и проще, особенно если нет основных навыков в составлении выкроек. Есть несколько способов найти выкройки для детей: Покупать журналы типа детской бурды или шьем детям с выкройками, скачивать эти журналы с интернета в бесплатном доступе, покупать за небольшую стоимость выкройки на сайтах в интернете, а можно немного потрудиться и освоить технику составления выкроек самостоятельно, тем более, что гораздо проще, чем на взрослого человека. В последнем случае у вас появится преимущество: вы сможете сами выбрать подходящий, удачный фасон и раскроить его по собственноручной выкройке.

Вот несколько советов начинающим шить своим детям:

2. Деткам дошколятам лучше шить не стесняющую движений одежду. Обтягивающие вещи не рекомендуются.

3. Очень хорошо украшают детскую одежду разнообразные аппликации, вышивки идр. отделки.

Я нашла небольшую полезную книжку для начинающих шить. Сама книжка еще 1991 года, но написана легко (главное прояснять все непонятые слова). Изучая эту книжку можно овладеть основами шитья, конструирования и моделирования одежды. Книга начинается с самого простого, постепенно переходя к сложному, поэтому изучать ее лучше по порядку.

Вот некоторые пункты освещаемые в книжке:

Характеристика машинных и ручных швов
Определение поперечной и долевой нитей
Способы настила ткани при раскрое
Петли
Измерение типовых фигур
Правила снятия мерок


Top