Развитие моторики пальцев рук у детей. Лепка для развития тактильных ощущений

Зачем развивать мелкую моторику у ребёнка

Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.

Игры на развитие мелкой моторики

Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

20 игр на развитие мелкой моторики

«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.

«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!

«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.

«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.

«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.

«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.

«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.

«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.

«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.

«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.

«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.

«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.

«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.

«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.

«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.

«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.

«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.

«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.

«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.

«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.

Как развивать мелкую моторику в быту

Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.

Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко. Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и пальчиков у малыша.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики, останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите ладошки друг к другу. Очень полезно с малых лет проводить ручки по поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то мягкое, гладкой, холодное, теплое). Любые ощущения, полученные через прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек самому, повторяя за вами. Также малышам, освоившим хватание, будет интересно катать массажный мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках.

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Сейчас выпускается очень много интересных , где можно найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на ура!». Перед сном можно показывать театр теней, составляя с ребенком из рук силуэты птиц и животных.

В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.

Шаг 3. Игры с предметами и материалами

В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и методикам. Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы, мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Также следует учитывать природную любознательность ребенка. Малыш видит, как мама орудует половником, что-то варит в кастрюле или взяла в руки пульт от телевизора, книжку, нажимает какие-то кнопочки на телефоне. При этом маму почему-то не интересует яркая игрушка, купленная специально для развития мелкой моторики. Понятно, что больший интерес у ребенка вызовет та деятельность, которой занимается мама. В итоге, малыши тянутся не к игрушкам, а к предметам повседневного обихода. Познакомьте маленького исследователя с окружающими «взрослыми» вещами, дайте поиграть под вашим присмотром.

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой. Например, малыши с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины украшения, играют с песком, прищепками, щетками. Ребенку постарше можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками. Предметы обихода открывают огромный простор для проведения детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек для развития мелкой моторики, однако ручки у малышей были развиты просто отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более безопасном виде).

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки малыша, отлично развивает мелкую моторику. Поэтому поощряйте природное любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше освоить такие действия в быту.

Для того, чтобы вызвать у малыша интерес к приобретению этих навыков, можно придумать игру или делать действия под определенные потешки. Например, надевать перчатки и рассказывать стишок про пальчики и так далее.

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но еще и отзывчивость и самостоятельность.

Шаг 5. Детское творчество

Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.

Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.

Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.


Top