Рисование на тему хлеб в подготовительной. Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)

(подготовительная группа)

Цели:

Добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам;

Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательные.

Дать представление о том, как выпекают хлеб;

Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;

Закрепить понятия «белый хлеб», » черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;

Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.

Развивающие.

Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;

Развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей, словарный объём детей;

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;

Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

Формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;

Формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;

Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

Воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;

Привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.

Методы и приемы:

Наблюдение;

Создание проблемной ситуации;

Объяснительно-иллюстрационный метод;

Словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);

Игровой метод;

Совместная деятельность с детьми;

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),

Предварительная работа:

Слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится), разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;

Беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;

Рисование хлебобулочных изделий.

Словарная работы:

Расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».

Материалы и оборудование:

Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;

Рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки…);

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;

- «Булочки» , «пирожки» из пенопласта или поролона.

Кукла Колосок (кукольный театр);

Коробка с сюжетными картинками;

Муляжи хлебобулочных изделий;

Плакат «Хлеб - всему голова».

Планируемые результаты:

Иметь представление о нелегком труде хлеборобов;

Дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;

Воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;

Уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;

Уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! - издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

Хлеб - непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети : Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

И на золотой горе можно пропасть с голоду.

Ржаной хлебушко - пшеничному дедушка.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.

Берегите хлеб - он наше богатство.

2. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)

Игра «Жок-жок-жок - это пирожок»

Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Таня, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).

Воспитатель: - Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)

Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.

Хлебное поле, большое раздолье

Оглянись по сторонам

Тут и там, тут и там,

Колосья хлебные растут,

А в них зернышки живут.

Эти зерна непростые,

Они солнцем налитые.

(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)

Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!

(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)

- Какие большие колосья выросли у нас в поле?

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Как колосья качаются на ветру?

(руки на пояс и наклоны в разные стороны)

А я по полю пойду, колоски соберу.

(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)

Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.

Пластилинография.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.

Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий:

Ø бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;

Ø с овсяной мукой - при сердечно - сосудистых заболеваниях;

Ø есть хлеб и для малышей - они обогащены белками, витаминами.

3. Закрепление пройденного.

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель:

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле.

Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени… (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!!! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.

(Достаю коробку)

Воспитатель: А что же в этой коробке!

(Открываем коробку, а там пирожки )

Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.

(Предлагаю ребятам взять пирожки ).

Дети: Берут пирожки.

Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.

(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали на занятии о хлебе?

Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?

Какие стихи о хлебе Вы знаете?

Что вы узнали о профессии хлебороба?

Что Вас взволновало?

Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.

До свидания, ребята.

Занятие закончено.

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




Тема: « Хлеб – всему голова »

Цель: закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле

знакомить с пословицами и поговорками о хлебе

познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб

Итоговое мероприятие :

Дата проведения итогового мероприятия : 28.10.2016 г, ответственный -----------------

Режим

Разви-

тие

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК 24.10.2016

УТРО:

Утренняя гимнастика.

Д/и логическая: Найди недостающий листочек – развивать логическое мышление, память.

Д/и «Что сделано из муки?»

Цель: Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание с…………………

УМК 1. Уен ситуациясе “Нишлисең?”

2.Сүзле уен “Кайтаваз”.

3.Уен ситуациясе “Без сыйланабыз” с........................

Беседа «Откуда хлеб пришел на стол» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба, рассказать, сколько людей трудится, чтобы хлеб пришел в дом. Воспитывать бережное от ношение к хлебу.

Внесение колосьев и зерен пшеницы, ржи, овса.

ЗАНЯТИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА Цель:

Ход:

1Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке, хлопая в ладоши перед собой и за спиной на каждый шаг. Важно не только удерживать устойчивое равновесие, но и сохранять ритмичность и темп
ходьбы.

2.П.и. «Удочка».

3.Ходьба в колонне по одному.

Х-Э

АППЛИКАЦИЯ «Натюрморт с колосками»

Цель: учить создавать натюрморт методом аппликации: закреплять умение вырезать зерна для колоса из бумаги сложенной гармошкой; развивать эстетический вкус.

Ход занятия:

1.Рассказ воспитателя

2.Просмотр колосьев и зерен пшеницы

3.Показ образца

4.Самостоятельная работа детей

5.Анализ работ

АНА ТЕЛЕ Тату гаилә

Бурычлар:

1. Балаларда гаилә әгъзаларына карата ихтирамлы мөнәсәбәт тәрбияләү.

2. Әдәби әсәрләргә кызыксыну уяту, логик фикерләү сәләтен үстерү.

3. Әкиятләрне сәхнәләштерергә өйрәтү.

Зарипова З М.. “Туган телдә сөйләшәбез”

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за дождем

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Д/и «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления с…………………………………………………………….

П/и «Бездомный заяц».

Цель : развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.

Труд на участке. Вместе с воспитателем осмотреть свои грядки на огороде. Собрать поспевшие овощи, если их уже нет, собрать засохшую ботву.

РПС

Чт. х/л Ю. Ждановской «Нива», беседа по содержанию Цель: познакомить со стих-ем, научить отвечать на вопросы полными ответами

ВЕЧЕР:

Гимнастика после сна.

Д/и по экологии «Загадай, мы отгадаем» - Учить детей описывать предметы и находить по описанию. .

Упражнять в счете предметов парами (два зерна, шесть зерен…)………

…………………………………………………………………………………..

Конструирование

« Красивый еж»

Учить изображать зверей из засушенных листьев. Прививать аккуратность. Развивать мышление, фантазию.(Новикова И.В., с.26)

Аудиозапись песни Г.Струве «Моя Россия», Я.Френкеля «Русское поле»

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за ветром

Цели : закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах;

определить направление ветра.

П/и «Коснись мяча».

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

прямыми руками с…………

………………………………

П/и «Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед

Одна подгруппа детей - подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая - рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

в/м- грабли, мешки для мусора, скакалки, мячи. Самостоятельная игра детей с выносным материалом.

Взаимодействие с родителями

Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

ВТОРНИК 25.10.2016

УТРО:

Утренняя гимнастика.

Д/и на татарском языке : “Рәсем җыю” – Балаларны өлешләрдән бербөтен әйбер җыярга өйрәтү.

Дидактическая игра «Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…)……………….

УМК 1.Бармак уены (кабатлау).

2.“Кем нишли?” дидактик уен...........................................................................................

ЭКРСК Ознакомление с реками РТ Кама, Волга, Ик, Вятка, Белая.

Выложить дидактические игры:

«Лото. Хлебобулочные изделия», «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия», «Что лишнее?»

ЗАНЯТИЯ

АНА ТЕЛЕ Танып белү эшчәнлеге. “Минем өем, йорт җиһазлары”.

Бурычлар:

1. Балаларда гаилә әгъзаларына карата ихтирамлы мөнәсәбәт, йорт җиһазларына сакчыл караш тәрбияләү.

2. Балаларның йорт җиһазлары турындагы белемнәрен баету, тирәнәйтү, мөстәкыйль һәм гомумиләштереп фикерләү сәләтен үстерү.

3.Балаларны тәҗрибәләренә таянып, тәрбияче тәкъдим иткән темага сөйләргә өйрәтү

Хазратова Ф.В.. “Туган телдә сөйләшәбез”

ФЭМП Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
Познакомить с обозначением числа 10.
Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Ход занятия:

1.И/с «Поможем Элли вернуться домой»

2План возвращения домой

3.З «Шапочки-колпачки»

4.Игра «Веселый счет»

5.Собрать дровосека из геометрических фигур

6. Игра с мячом

Х-Э

РИСОВАНИЕ «Колосок»

Цель: У чить рисовать хлебный колос способом примакивания с нанесением на кисть 2-х красок одновременно; располагать рисунок в центре листа; закреплять знания о зерновых

Ход занятия:

1.Рассказ воспитателя о новом методе рисование, образец рисования

2.Просмотр сюжетных картинок

4.Анализ работ

ФИЗКУЛЬТУРА Цель: Закреплять навык ходьбы со сменой темпа движения. Упражнять в беге врассыпную, в ползании на четвереньках с дополнительным заданием; повторить упражнение на равновесие при ходьбе по повышенной опоре.

1. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки
на пояс.

2.Хэрэкэтле уен «Тупны югарыга».

3.Ходьба в колонне по одному

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за клумбами и травой, рассматривание строение цветка и травки. Учить сравнивать растения и находить отличие и сходство.

Прыжки через скакалку с разной скоростью . Цель: Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности

……………………………………………………………….

П/и «Летает- не летает»

«Совушка»

Цель: Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Трудовая деятельность

Посадка елочек на экологической тропе.

Цели: вызывать интерес к посадке деревьев;

воспитывать бережное, заботливое отношение к животным

РПС

РР

Рассматривание картинки «Посев», «Рост»

ВЕЧЕР:

Гимнастика после сна.

П/г «Пальчики в лесу» - Тренировать мелкую моторику рук.

Д/и «Разложи блинчики»

Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие ………………………………………….

Рассматривание

Колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);

Репродукции картины И.Шишкина «Рожь», беседа по содержанию.

Подвижная игра «Каравай»

Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

в/м -

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ………………………………………………………….

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?»

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка; наведение порядка в песочнице и на участке.

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.

Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье

Взаимодействие с родителями

Поговорить с родителями Карима и Вильдана о правильной осанке детей

СРЕДА 26.10.2016

УТРО:

Утренняя гимнастика.

Тат.язык “Нишлисең?”

Актив сүзләр: нишлисең? эчәм, ашыйм.

Эш төрләре:

1.Уен ситуациясе “Нишлисең?”

2.Сүзле уен “Кайтаваз”.

3.Уен ситуациясе “Без сыйланабыз”.

4. Аудиоязма.

5.Үстерешле диалог “Телефоннан сөйләшү”.

Д/и математическая : «Найди недостающую фигуру» - Развивать логическое мышление, творческое воображение……………………………………………………………………………….

УМК Үстерешле диалог телефоннан сөйләшү “Нишлисең?”с........................

.................................................

Беседа с детьми Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой

работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)

Что делает хлебороб?

Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?

Выложить в уголок ИЗО трафареты по теме.

ЗАНЯТИЯ

Х-Э

МУЗЫКА 1. «Боковой ход» («Шома бас»), «Боковой галоп» фр.н.м. - Самостоятельно выполнять движения легко, с небольшим продвижением и незначительным отскоком от пола./ Дети двигаются парами по кругу, врассыпную, по сигналу.

2. «Хороводный шаг» рнм - Вырабатывать осанку и плавное движение рук./ Обратить внимание детей на осанку: голова чуть приподнята, плечи немного отведены. Образное сравнение «Лебедушка».

3. «Гимн России», «Гимн Татарстана» -слушать, узнавать

4. Расп-е «Лесенка»- Выразительно передавать напевный характер попевки./ Помогать детям правильно брать дыхание, используя жест руки.

Р

АНА ТЕЛЕ Иҗади хикәя төзү. “Тату гаилә”.

Бурычлар:

1. Гаиләдә бер-берсенә игътибарлылык, ярдәмләшү һәм дуслык, үзара хөрмәт хисләре тәрбияләү.

2. Мөстәкыйль фикерләү сәләтен үстерү.

3. Сөйләмдә гаилә әгъзаларын белдерә торган сүзләрне куллану күнекмәләре бирү, иҗади хикәя төзергә өйрәтү.

Зарипова З.М.. “Туган телдә сөйләшәбез”

П

РиПМ «Откуда хлеб пришел»

закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле; рассказать о длинном пути хлеба на наш стол; воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают хлеб

Ход занятия:

1.Чтение рассказа

2.Просмотр презентации

3.Ответы на вопросы

4. Пальчиковая гимнастика «Тесто»

5.Д/и «Какое поле, росток, колосок, хлеб»

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Наблюдение: за облаками. Цель: формировать начальные представления о движении облаков, наблюдать за ними сквозь осеннюю листву

П/и : «Перелет птиц», «Не попадись».

Цели: упражнять в беге в разных на правлениях; развивать медленный и быстрый бег. ………………………………………………………………

П/и «Ловишки» Цель: Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности.

Материалы для самостоятельного рисования на прогулке мелом на асфальте, выкладывания изображений из камушков, для экспериментирования с бумагой (включая технику «оригами»);

Труд:

Отбирать игрушки и выносной материал по поручению воспитателя, выносить его на участок

РПС

Р

Пальчиковая гимнастика «Пекарь» - развитие мелкой моторики рук.

ВЕЧЕР:

Ф

П

С-К

Гимнастика после сна.

Психогимнастик а «Стоп!» - Игра на преодоление двигательного автоматизма .

Д/и «Что сначала, что потом» Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи с…………………………………………………………….

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

Выложить для рассматривания картинки по теме

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Оздоровительная ходьба по территории д/сада. Задачи: совершенствовать технику спортивной ходьбы, формировать осознанное отношение к своему здоровью, развивать волевые качества…………………………………………………….

Хороводная игра «Веночек». Задачи: совершенствовать умения выполнять игровые действия, свободно ориентироваться в пространстве; развивать чувство ритма.

Самостоятельная деятельность детей. Задачи: формировать умение находить себе занятие по интересам, объединяться в группы для совместных игр, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Цель:

в/м - грабли, метелки, мешки для мусора, спортивный инвентарь.

Взаимодействие с родителями

Беседы и консультации на интересующие родителей темы.

ЧЕТВЕРГ 27.10.2016

УТРО

Ф

П

Утренняя гимнастика.

Тат.язык : “Тату гаилә”

Эш төрләре:

1.Бармак уены (кабатлау).

2.“Кем нишли?” дидактик уен.

3.Мультфильм “Тату гаилә”.

Зарипова З. Ф. “Туган телдә сөйләшәбез”

Д/и по сенсорному воспитанию: «Накормим мишек» - использование способов соотнесения предметов по величине с……….

………………………………………………………………

«Тесто поднимается»

упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Дежурство в уголке природы. Цель : Учить сопоставлять знания о приемах ухода за ними и об условиях, необходимых для их роста и развития.

ЗАНЯТИЯ

П

ФЭМП Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Ход занятия:

1.И/у «Составь число»

2.И/у «Поможем коту базилио»

3.П/и «Чье звено соберется быстрее»

4.Д/и «Танграм»

5.И/у «Времена года»

Х-Э

РИСОВАНИЕ «Комбайн»

Цель: Учить изображать сельскохозяйственные машины; развивать творчество; закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали.

Ход занятия:

1.Рассказ воспитателя

1.Рассматривание сюжетных картинок

2.Показ образца

3.Самостоятельная работа детей

4.Анализ работ

Р

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Беседа о хлебе»

Цель: развивать навыки составления рассказа по картине; закрепить словообразование и употребление относительных прилагательных, образование родственных слов от слова «хлеб». (Затулина Г.Я., с.29)

Ход занятия:

1.Рассказ воспитателя о хлебе

2.Показ слайдов о цене хлеба

3.Вопросы и ответы детей

4.Д/и «Назови правильно»

5.Д/и «Подбери пару»

6.Итог занятия

Ф

ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ Цель: Упражнять в пролезании между рейками гимнастической стенки без задержки, в попадании ногой вместо отталкивания при прыжках в длину с разбега.

Литература: стр. 132Подольская Е.И.

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам с………………….

……………………………….

П/и «Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Развлечение «Осенняя Спортландия»

Цель: Создать у детей радостное и веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, навыки бросания. Учить играть дружно.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье.

в/м - грабли, метелки, мешки для мусора, спортивный инвентарь.

РПС

Р

Чтение х/л Произведения В.Крупина «Нынешний хлеб»

Цель: Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

ВЕЧЕР:

Ф

П

С-К

Гимнастика после сна.

Д/и словесная «Две девочки». - Учить правильно произносить звуки «с», «з».

Д/и "Закончи предложение"

Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

С……………………………………………………………

Д/и «Разрезные картинки Хлебобулочные изделия»

Цель: Формировать умение зрительно делить изображение на части, составлять картинку из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Булочная»: муляжи х/б изделий, фартуки, колпаки для продавцов, сумки, кошельки, для покупателей, металлические и бумажные деньги, ценники.

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Наблюдение за состоянием природы

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке с…..

………………………………….

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища

Трудовая деятельность

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

в/м - грабли, метелки, мешки для мусора, спортивный инвентарь.

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям по дороге из детского сада зайти с ребенком в магазин, рассмотреть полки с хлебобулочными изделиями. Обратить внимание ребенка на многообразие видов хлеба, изделий из муки к чаю, разнообразие макаронных изделий.

ПЯТНИЦА 28.10.2016

УТРО:

Ф

Х-Э Р

Утренняя гимнастика.

Тат.язык “Әйдәгез, уйныйбыз”

Актив сүз : уйный, уйныйм.

Эш төрләре:

1. Уен ситуациясе “Мин уйныйм”.

2. Уен ситуациясе “Бергәләп уйныйбыз”.

3. Ситуатив күнегү “Уйный-уйныйм”.

4. Аудиоязма тыңлау.

5. Үстерешле диалог телефоннан сөйләшү “Нишлисең?”

Зарипова З. Ф. “Туган телдә сөйләшәбез”

Д/и по ПДД: « О чем предупреждают дорожные знаки» - Закрепить знания о функции предупреждающих знаков с……………………..

………………………………

П/и «Колосок»

Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту .

Итоговое мероприятие : драматизация сказки «Колосок»

Цель: воспитывать способность чувствовать и понимать сказочный образ, язык сказок; воспитывать отрицательное отношение к лени, непослушанию; прививать любовь к художественному слову, любовь к книге.

ЗАНЯТИЯ

Х-Э

МУЗЫКА 1.«Найди клавишу» - Учить детей различать звуки по высоте./ Дети ищут пластинку, сыгранную на металлофоне.

2.Игра на муз.инстр. «Петушок» рнп - Осваивать приемы правильного звукоизвлечения./ Дети поочередно проигрывают мелодию знакомой песни на м-фоне, одновременно пропевая ее.

3.Танец: «Карельская полька» кар.н.м. - Точно исполнять движения танца, в соответствии с изменением характера музыки./ Показывают дети, выполняющие движения легко, изящно. Затем все повторяют.

П

РиПМ «Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Ход занятия:

1.Просмотр презентации;

2.Опыты с водой

3.Вопросы и ответы детей;

4.Итог занятия.

Р

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Позн-ть с гласным звуком Э и его условным обозначением –красный квадрат, учить определять место звука в словах. Позн-ть с буквой Э как письменным обознач-ем звука Э.(з.5)

Ход занятия:

1.Дать понятие о единице речи

2.Д/и «Составь предложение»

3. Д/и «Узнай слово»

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Наблюдение за рябиной

Цель : продолжать знакомить детей с рябиной.

Развитие движений.

Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге с……………………………..

………………………………

П/и «Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Трудовая деятельность

Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

в/м - грабли, метелки, мешки для мусора, спортивный инвентарь.

РПС

РР

Рассматривание картинки «Жатва», «Обмолот зерна»

Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями - комбайнер, хлебороб.

ВЕЧЕР:

Ф

П

Гимнастика после сна.

Д /и музыкальная : «Угадай, на чем играю» - Знакомить со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков, развивать логическое и образное мышление, внимание речь.

Д/и «Назови профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь .

РИСОВАНИЕ «Волшебные колосочки»

Учить детей изображать контур рисунка простым карандашом,по его следу делать точечный рисунок пальчиком (Триз с.58)

Выставить в художественно-речевой центр книги по теме.

ПРОГУЛКА:

Ф

П

Наблюдение за светофором

Цель : закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму с……………………..

……………………………..

П/и «Светофор».

Цель: закреплять знания о значении светофора.

Трудовая деятельность

Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.

в/м - грабли, метелки, мешки для мусора, спортивный инвентарь.

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки о хлебе

Елена Папенькина
Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Хлеб, хлебобулочные изделия»

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе "Хлеб , хлебобулочные изделия "

Задачи :

1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях .

3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Материал и оборудование : Изображения и иллюстрации на тему «Хлеб » , муляжи хлебобулочных изделий , соленое тесто, клееночки, стеки, «Волшебная палочка» .

Предварительная работа : чтение Пришвина «Лисичкин хлеб » , Мусатов А. - Как хлеб на стол пришёл , Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека » , С. Шуртаков «Зерно упало в землю» , белорусская народная сказка «Легкий хлеб » . Заучивание поговорок о хлебе , рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин , чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба » , Х. Мянд «Хлеб » , К. Кубилинскас «Снопы» , рассказ Э. Шим «Хлеб растёт » .

1. Организационный момент.

В гости к детям приходит Красная Шапочка, она объясняет детям, что пироги которые испекла ее мама, и которые она должна унести бабушке она забыла где то в лесу, когда собирала цветочки.

Педагог успокаивает Красную шапочку и предлагает детям помочь Красной шапочке испечь угощение для бабушки.

Воспитатель :

Ребята поможем Красной Шапочке?

Но сначала я хочу с вами поиграть в игру которая называется «Волшебная палочка» .(палочка передается по кругу, ребенок у которого в руках волшебная палочка называет хлебобулочное изделие .)

Воспитатель : Молодцы ребята, вы столько много знаете хлебобулочных изделий , скажите пожалуйста, а из чего состоят хлебобулочные изделия ? А откуда берется мука? Какие вы знаете зерновые культуры? (пшеница, рожь, ячмень, овёс, а кто печёт хлеб ? (пекари)

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебные изделия своими руками . Дети рассматривают муляжи хлебобулочных изделий .

Пальчиковая гимнастика : «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Воспитатель : Ребята, Красная Шапочка говорит, что приготовила для вас загадки, о хлебобулочных изделиях . Слушайте внимательно :

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас будем с вами лепить хлебобулочные изделия , присаживайтесь за столы.

3. Практическая работа :

Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить . Напомнить различные приёмы лепки.

4. Итог занятия :

Молодцы ребята, вы сегодня славно потрудились, помогли Красной Шапочке. Что интересного сегодня было на занятии ?

Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

Как нужно относиться к хлебу ?

Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб ?

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия , выделяет лучшие и оставляет сушиться, для того, чтобы на следующем занятии раскрасить изделия .

Ирина Сергеевна Панова

Интеграция всех образовательных областей.

Возраст детей : 5-6 лет.

Цель : Закреплять знания о жанре живописи пейзаж. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Задачи :

Обучающие :

Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов;

Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги;

Закреплять знания о жанре живописи пейзаж.

Развивающие :

Развивать умение рисовать фон , изображая небо и землю;

Развивать видение эстетической красоты в пейзаже.

Воспитательные :

Воспитывать умение работать красками аккуратно.

Предварительная работа : Просмотр презентации : «Откуда к нам на стол хлеб пришёл Рассматривание и рисование по точкам колоса , зерна, снопа из колосьев .

Оборудование и материалы :

Репродукции картин с изображением пшеничных полей , пшеничных колосьев .

Альбомные листы формата А4, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки с водой, тряпочные салфетки.

Ход занятия

Воспитатель :

Стихи про пшеницу

У пшеницы путь особый ,

Чтобы зёрна стали сдобой

Нужно солнышком налиться,

Дождевой воды напиться,

Постоять под небесами

Золотыми колосками ,

Покачаться на ветру

И однажды поутру

Соберут в снопы пшеницу ,

Увезут в село, в станицу

На крылатой мельнице

зёрна перемелются

чьей-то доброю рукой

Станут зёрнышки мукой.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии ? (ответы детей) Правильно о хлебе .

Воспитатель : Посмотрите на картины перед вами, что вы можете про них сказать (ответы детей)

Воспитатель : Правильно это пейзаж. Что изображено на пейзаже?

Давайте вспомним, что такое пейзаж? Пейзаж – это жанр искусства, изображающий природу или какую-нибудь местность (лес, роща, поле , и т. д.)

Какие жанры искусства вы еще знаете?

Правильно : Натюрморт и портрет.

Воспитатель : Давайте рассмотрим наш пейзаж, что на нем нарисовано ?

(ответы детей) .

Дети : Поле . Пшеничное поле . Небо.

Как художник изобразил поле , небо?

Дети : Поле жёлтого цвета .

Воспитатель : Почему поле жёлтого цвета ?

Дети : Потому, что оно состоит из колосков , а они жёлтого цвета.

Воспитатель : Кажется, что от картины исходит свет. Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем пейзаж, но чтобы начать рисовать нам нужно размять свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили : Прихлопывают ладошками, «лепят» .

Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают пальчики

Сдобные ватрушки, начиная с мизинца.

Булочки и калачи -

Все мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивая вверх.

Очень вкусно! Гладят живот.

Воспитатель : Сначала подготовим фон для рисунка . Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей) .

Воспитатель : Да, ребята, фоном нам послужит голубое небо и пшеничное поле жёлтого цвета . Напомню вам, что небо должно быть прозрачным, для этого мы наносим на бумагу кистью чистую воду и добавляем каплю краски : верхняя часть листа – синяя краска, нижняя часть листа -жёлтая. И разгоняем мокрой кистью краску по мокрой поверхности листа бумаги. (показ воспитателя) Подождем немного, пока лист подсохнет.

Физкультминутка.

Булка колосом росла , Дети поднимают руки вверх, покачивают

Ими влево-вправо.

Зерном под жерновом была, Вып. Упр. «Кормление птиц» .

А в печи её испек Хлопают одной ладошкой по другой.

Добрый мастер – хлебопёк ! Вып. Упр. «Поднос» .

Поднимают большие пальцы рук.

Молодцы, а сейчас начинаем рисовать колосок . (Показ воспитателя)

Набираем на кисть краску жёлтого цвета и рисуем стебель колоса , далее снова набираем краску и путём примакивания ворса кисти рисуем зёрна в колосе .

Обращаю внимание детей на то, что основным фоном является поле , а в поле растёт великое множество колосков . Поэтому можно нарисовать колосков кто сколько захочет !

По окончании рисования рассматриваем рисунки.

Рефлексия :

О каком жанре искусства мы сегодня говорили? (пейзаж)

Что на занятии мы рисовали ? (пшеничное поле и колоски )

Трудно было рисовать , что именно? (ответы детей)

Понравились вам ваши рисунки? (ДА)

Нравится вам заниматься рисованием ? (ДА)

Воспитатель : Вы такие молодцы! Очень красивые пшеничные поля и колосья у вас получились , и небо самое настоящее синее и голубое!

Оформляем выставку детских работ.











Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе; формировать знания о том, как получается мука; - Активизировать и расширить словарный запас.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Итоговое занятие в подготовительной группе в форме игры «Поле чудес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Что мы знаем о Коми крае» Программное содержание: 1) Систематизировать знания детей о городах, реках, животном и растительном мире,.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема: «Петушок с семьей» (набор сувениров по мотивам Гжели). Задачи: 1. Украшать элементы гжельской росписи предметы сложного контура.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе


Top