Дидактическая игра подбери по цвету. Картотека (младшая группа) на тему: Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Подбери по цвету»

Цель игры: развитие творческого и логического мышления, формирование умения различать и называть четыре основные цвета:красный, синий, зелёный, жёлтый. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Как можно проводить игру? Два варианта (может кто-то придумает больше) : 1. Ребёнку предлагается расставить цветные крышки и стаканчики в соответствии с предлагаемым образцом. 2. Предложить ребёнку самому придумать узор из цветных крышек и стаканчиков.

Модуль «Яйцо» для детей 2–3 лет.

Модель «Яйцо».

Цели:

Расширить кругозор, дать представление о птицах;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: яйцо с молнией, картинки птиц вырезанных по контуру, желательно ламинировать или заклеить скотчем.

***

Игровая деятельность детей осуществляется, индивидуально; сюжет игровой мотивации: «Кто может вылупиться из яйца? »

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком яйцо и просит достать из яйца одну из картинок птиц. Ребенок достает одну из картинок и объясняют кого он нашел в яйце.

Многофункциональный модуль «Лесная поляна» для детей 2–3 лет

Модель «Лесная полянка».

Цели:

Пополнить словарный запас детей новыми словами;

Расширить кругозор, дать представление о растениях, ягодах, насекомых;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: лесная полянка, на которой различными способами прикрепляются цветы, грибочки, насекомые, ягоды, выполненные из ткани.

***

Игровая деятельность детей осуществляется, по подгруппам или индивидуально; сюжет игровой мотивации может быть различным: «Соберем ягодки для бабушки», «Оживим полянку, посадим цветочки», «Соберем в корзинку грибочки для ежика» и т. п.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком пустую лесную полянку и просит оживить полянку, посадив цветочки. Ребенок из предложенных вариантов выбирает понравившейся ему цветочки, и выкладывает их на полянку.

(Цветочки прикрепляются к полянке на специальных липучках) .

Дидактическая игра по сенсорно-моторному развитию для детей раннего возраста «Цветные корзиночки»

Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.

Цель: Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы, помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.

Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки.

Игра изготовлена: кубиков вырезанных в форме корзиночек четырех цветов, из фетра изготовленных яблок, бабочек, птичек, листиков, цветочков всех по пять штук соответсвенно основных цветов.

Цель:

Развитие мелкой моторики;

Формирование умения обращать внимание детей на цвет, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета.

Ход игры:

1. Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2. Воспитатель, говорит, что нужно найти такого цвета как корзинка яблоки, бабочку, листик, птичку, цветочек и положить их в корзинку.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму яблока (круглая, обводит пальцем, указать какой она формы и цвета, кладет в корзинку.

Развивающая игрушка для развития мелкой моторики

Маленькие детки очень любят все обследовать своими ручками, им всегда хочется все и всегда потрогать и погладить.

Вот я решила сшить такую гусеничку.

Цель: Развитие мелкой моторики.

Узнавать и запоминать цвета.

Счет в пределах пяти.

Логическое мышление.

Что бы сшить такую гусеничку: потребуются

Детские носочки (желтые, красные.т. д.)

Крупы, косточки от сухофруктов, макароны и. т. д.

Ленточки разных цветов

Бусинки разных цветов.

1. Вариант игры.

«Узнай что поела сегодня гусеничка? »

Ребенку предлагается тщательно обследовать каждое звено и понять что внутри находится. (н-р: гречка, гусеничка поела гречку.)

Можно напротив гусенички в емкости разложить те крупы, которые находятся внутри нее. Что бы ребенок мог сравнить зрительно и тактильно.

2. Вариант игры.

«Посчитай узоры на спинке».

Ребенку дается задание (н-р: найти 3 зеленые бусинки, на каком звене рисунок на спинке из 2-х желтых и 3-х розовых бусинок и. т. д.) .

3. Вариант.

«Какие цвета любит гусеничка? »

Ребенку предлагается назвать цвета звеньев, бусинок, ленточек.

Развивающая игра «Забавные прищепки!»

Вашему вниманию предлагаю оригинальную и увлекательную игру «Забавные прищепки», которая несёт в себе обучающую задачу. Я предлагаю вам поиграть с ребенком в прищепки?

Да, в те самые бельевые прищепки, которыми мы вешаем белье! Как помочь маленькому человечку познать этот мир?

Конечно же, через игру. Все дети любят играть с прищепками.

Открывая прищепку, ребёнок тренирует свои пальчики, у него концентрируется внимание, сила воли.

Вырабатывается терпение и желание достичь конечной цели. В результате таких игр тренируются пальчики, они становятся более послушными, сильными.

Я сделала различные фигурки, наклеила их на толстый картон, обклеила картинки скотчем. И купила яркие пластмассовые прищепки. Дети прикрепляют прищепки к фигуркам, дополняя недостающие элементы, развивая фантазию, творчество. Получились забавные картинки. Можно почитать детям стихи, помочь запомнить небольшой стишок, учить выразительно его читать. Увлекательная и занимательная игра готова! Посмотрите, что у меня получилось!

Образовательная область «Познание. » Возраст 3-5 лет

Форма работы: индивидуальная.

Цель игры: развивать мелкую моторику детских ручек, закрепить знания цвета, оттенков.

Задачи: воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление, запоминать стихотворения, развивать фантазию, мышление, творческие способности.

Ход игры:

Игра может проводится в различных вариантах:

1-вариант- «Сделай тучке дождик». «Солнышку лучики» и т. д. - учить детей использовать прищепки одного цвета.

2-вариант- «Петушок», «Клоун» и т. д. -чередовать прищепки по цвету.

3-вариант – «Радуга», «Цветные карандаши» и т. д. - учить использовать цветовую гамму.

Прищепочки.

У меня в руках прищепки.

Прищепки не простые,

А прищепки бельевые!

Прищепки не деревянные,

Из пластмасса и очень яркие.

Я прищепки свои беру

И играю я в игру.

Игра у меня любознательная,

Яркая и увлекательная.

Я картинку свою нарисую

И прищепкой простой дорисую.

Я забавные прищепки беру

Продолжаю я игру.

Вот какие у меня прищепки

Не простые, а бельевые.

С ними я играю

И ум свой развиваю!

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения в игровой форме. Они формируют сильную воздушную струю, повышают интерес детей-логопатов к дыхательной гимнастике, развивают фантазию и творческое воображение.

Играйте на здоровье!

«Колобок»

Я колобок, колобок,

Я румяненький бок.

На окошке остудился,

По дорожке прокатился.

Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

«Горох»

Вот тарелочка с горохом,

На него подую я.

Интересно стало мне

Посмотреть, что там на дне.

Всем об этом расскажу

И картинку покажу.

Дно неглубокой тарелки закрыть горохом, под которым приклеена картинка.

Ребенок раздует горох и увидит картинку.

«Свечи»

Полной грудью я вдохну,

Снова воздух наберу.

Потушу я свечи,

Знают это дети!

Расставить свечи. Ребенок должен потушить как можно больше свечей с одного выдоха.

«Дорожка»

Есть у нас цветные ленты –

Длинные дорожки.

Воздух носом набираем

И дорожки открываем.

Две ленточки скручены в трубочку. Два игрока по команде начинают дуть на них. Победитель тот, кто быстрее раскрутит свою трубочку.

«Берлога»

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Тихо-тихо снег лежал.

А в берлоге мишка спал.

Дети дуют на «снег» из ваты и получают представление о берлоге медведя.

«Корабли»

Из альбомного листочка

Корабли мы смастерили,

Их на воду опустили,

В путешествие пустили.

В емкость с водой поместить корабли. Они должны проплыть, направляясь к противоположным берегам.

Многофункциональное игровое пособие «Избушка-раскладушка»

Описание:состоит из модульных каркасов стен и крыши, обтянутых разноцветной тканью и соединённых между собой змейками, шнурками, крючками и липучками. Домик имеет 16 рабочих поверхностей (8 - внутренние и внешние стены, 8- внешние и внутренние крыши). Внешние 4 стены соответствуют временам года и имеют карманы с различными дидактическими карточками с клеящимися поверхностями. Внутренние 4 стены в оформлении соответствуют следующей тематике: грамота, развитие математических представлений, сенсорики, и звкопроизносительных навыков. Все рабочие поверхности крыши оформлены с целью развития мелкой моторики (шнуровка, плетение кос, змейки, кнопки, пуговицы, липучки) .

Цель: используется в основном при формировании и уточнении пространственно-временных представлений, развитии лексико-грамматической стороны речи, при коррекции звукопроизношения.

Возраст: в зависимости от цели образовательной деятельности.

Дидактическое пособие «Цыплятки» для детей в возрасте 2–3 лет

Настоящее методическое пособие изготовлено воспитателем Воробьевой Екатериной Михайловной, воспитателем ГБДОУ 64 Невского района Санкт-Петербурга.

Цели игры:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Активизирование словаря во фразовой речи: маленькие, желтые. Обогащение словаря: пушистые.

3. Вызвать эмоциональный отклик, желание помочь.

4. Развитие элементарных математических представлений: понятие много, один.

5. Развивать восприятие через ознакомление детей с цветом, формой, размером.

6. Закрепить представления о домашних птицах и их детенышах, кто -как кричит;

7. Развивать выразительность речи, передавая интонации вопроса, восклицания. Закрепление знаний потешек;

Материалы:

игрушка курочка;

пробки 4 основных цвета;

шнурки 4 основных цвета;

дощечка с нарисованными цыплятами.

Ход игры:

Воспитатель приносит игрушку курочку.

Читает потешку:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели черного жука, дождевого червяка,

Выпили водицы целое корытце.

Курочка жалуется что её маленькие цыплятки, которые вылупились из яйца могут убежать со двора.

А чтобы этого не случилось для них нужно сделать заборчик.

Сначала нужно поставит столбики из пробочек разных цветов, каждая пробочка должна соответствовать цвету столбика.

После того как столбики будут правильно установлены, от каждого столбика нужно сделать перекладинку из шнурочка до другого столбика.

Когда заборчик сделан. Курочка благодарит детей за помощь. Прощается с ними, и уходит.

Игру можно усложнить и использовать с детьми младшего дошкольного возраста.

Какая форма у пробочек? ;

Какая фигура получается из пробок на дощечке? ;

Посчитай сколько пробочек? ;

Чем отличаются друг от друга цыплята? ;

Сколько цыплят вылупились? ;

Сколько дырочек от одного столбика до другого? ;

Сделай частый забор, используя все дырочки.

Сделай редкий забор, пропуская шнурок через одну дырочку.

Какое время года? ;

Игровое пособие «Суслик и гороховый стручок» для детей первой младшей группы

Цель: Развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

Задачи:

Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов;

Развивать внимание и память;

Развивать мелкую моторику, расстёгивая и застегивая молнию

Описание пособия:

Гороховый стручок, игрушка суслик. Гороховый стручок зеленого цвета, внутри три горошины одинаковой величины, красного, желтого, синего цвета. Игрушка суслик. Суслик и стручок связаны крючком.

Данное пособие позволяет не только развлекать детей, привлекать их к сюжетно-ролевой игре, но и служит решению конкретных задач. Обучающие и игровые цели дополняют друг друга. С применением пособия повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности. Применяя пособие необходимо использовать различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

пособие можно применять в разных областях:

Ознакомление с миром природы

Учить различать по внешнему виду животное, овощ.

Формировать представление о том, что овощи растут на грядке летом и осенью; животные обитают в лесу, на лугу.

Развитие речи

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету;

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов; глаголами, обозначающими трудовые действия (расстегивать, застегивать молнию, собирать горошины в стручок.) ; прилагательными, обозначающими цвет, величину.

Игровая ситуация:

1 вариант.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Суслик. Он принес нам гороховый стручок.

разложить горошины по цветам;

собрать горошины в стручок;

описать овощ по цвету, размеру; рассказать где растет;

составить предложение (рассказ) об овощах, какие еще овощи растут на грядках.

2 вариант.

Игра «Чего не стало? »: суслика и стручок с горошинами разложить на столе. Посмотрите и запомните, как они расположились. Воспитатель закрывает игрушки ширмой и убирает одну из игрушек (или просит одного из воспитанников). Дети должны найти чего не стало.

Игровые ситуации могут быть разнообразны, в зависимости от того, какие задачи поставил педагог.

Дидактическая игра «Цветочки в вазочках»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

Дидактическая игра с прищепками для детей 2-3 лет.

«Цветочки в вазочках»

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по цвету, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Средства: прищепки разного цвета, вазочки, заготовки цветов.

1 вариант игры: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметами (лепестки для цветов) .

2 вариант игры:

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка. (роза)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

(Одуванчик)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий,

Этот синенький цветок

Назывался. (Василек)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький. (Подснежник)

Предлагает из заготовок сделать цветы при помощи прищепок.

Когда дети выполнят задание, попросить поставить цветы в вазы соответствующего цвета.

Разработала: воспитатель Байбикова К. Р.

Игрушки из бросового материала

Покормите Ваню и Таню

Для этой игры взяла баночки из-под пресервов, немного цветных ниток, цветной скотч. Прорезала отверстие - это рот, наклеила глазки, нос и игра готова.

Полянка

Ёмкости из -под молока, белого и прозрачного цвета. Также обклеила скотчем, отверстие проделала горячим шилом. В отверстия проталкиваются палочки из под чупа- чупсов или ушные.

Мышкина кладовая

Пластиковые баночки с прорезями на крышках и пуговицы.

Змейка

Бусы

"Бантики

Моталочка

Катушки и цветные нитки. Перемотать нить на другую катушку.

Шумовые доминушки

Обвязала капсулы от киндеров, на одном конце пришила пуговицу, на другом сделала петельку. Капсулы заполняла мелкими предметами для шума. Получилось домино.

Золушка

Использовала семена арбуза, фасоли, хурмы. Дети перебирают пальчиками или пересыпают ложечками.

Такими игрушками дети с удовольствием играют.

Коврик для развития мелкой моторики рук

Всем известно, что развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Хочу показать мой развивающий коврик, который я сделала своими руками для детишек 1 младшей группы, в которую ходит моя доченька.

Для начала я на бумаге придумала эскиз своего коврика и сделала шаблоны, которые затем перевела на ткань.

Домик, елку, дерево и травку я сразу пришила к полотну, а остальные части шила по отдельности.

В солнышко сначала вшила молнию и только потом пришила его к полотну.

Заготовки яблочек обшила по краям и наполнила синтепоном, пришила петельки.

Бабочек оформила различными бусинками-украшениями и с левой стороны пришила липучки.

Одно облачко выполнила техникой как яблочки, а второе сделала на шнуровке.

Окно дома тоже оформила шнуровкой.

Пришила на полотно, там, где нужно, пуговки и одела на них все детали.

Вот что у меня получилось.

Дидактическая игра для детей первой младшей группы

Первая младшая группа.

Солнышки я вырезывала из цветного плотного картона.

Детки аккуратно играют, не мнут и не рвут.

Игра «Собери солнышко».

Перед игрой прочитайте детям стишок, пусть они похлопают в ладошки. Светит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы похлопаем в ладоши, Очень рады солнышку.

Цель: Активизация восприятия (по цвету) .

Вам потребуется разноцветные солнышки. Педагог в произвольном порядке раскладывает половинки солнышек, затем предлагает детям (по очереди) собрать солнышко, соединив половинки подходящие по цвету.

Эта игра очень нравиться малышам. Они с удовольствием ищут половинки подходящие по цвету.

Дидактическое пособие «Вязаная сказка» для развития мелкой моторики рук

Дидактическое пособие «Вязаная сказка»

для развития мелкой моторики рук.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так-же словарный запас детей. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное - для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, шнурки, ленточки, застёжки, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Я заметила, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников остаётся низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это - основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое, много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и др. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев, игры с использованием нестандартного оборудования направлены на решение следующих задач :

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Цель дидактического пособия: Создать условия для развития

мелкой моторики и движений пальцев рук; развивать двигательные и познавательные способности детей; развивать мелкую моторику, ручную умелость через выполнение предметнопрактических действий.

Упражнять детей в закреплении понятий «большая - маленькая туча или дерево», учить пристегивать и отстегивать пуговицы, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук, учить заплетать косички, завязывать бантики и шнурки. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду. Учить детей придумывать сюжет сказки самим.

Значимость работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Оборудование: Вязаные картинки тучи, деревья, листочки,

солнышко, ёжик, цветы, рюкзачок, пуговицы, шнурки, картон, ткань для изготовления панно.

Сказка: В одном волшебном лесу живёт ёжик Колючка. Он очень любит гулять по лесу и собирать грибы. Однажды когда он опять пошёл за грибами, подул сильный ветер и сорвал листочки и растрепал солнышку лучики. Ёжик помог солнышку и дереву, проверил, не потерялись ли грибочки из рюкзачка. Вылез ужик погреться на солнышке, и распустились цветочки. В небе появилась радуга, на которой всегда ждут ёжика подарки от друзей.

Описание игры «Ураган» - дуя на дерево и раскачивая его, воспитатель или ребенок отстегивает от него листочки. «Ой! Ветер сорвал листочек, он упал на землю». Предлагают ребенку побыть ветром - подуть, покачать дерево, затем пристегнуть листочки.

1. Игра «Вдевание шнурка в дырочки».

Цель: Научить ребёнка вдевать шнурок в фигуру с дырочками.

2. Игра «Солнышко».

Цель: научить детей заплетать косички и завязывать бантики и шнурочки.

3. Игра «Радуга».

Цель: закрепление знаний цветов спектра по порядку.

Формирование активного словаря ребенка.

Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть радугу. Как хочется ёжику такие же цветные иголочки. Поможем разыскать все краски для ёжика и поставить их по порядку. Закрепить в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

4. Игра «Собери букет».

Цель: Закрепить в активном словаре название цвета. Развивать умение классифицировать по цвету и цветовым оттенкам.

Содержание: Воспитатель предлагает собрать букет.

5. Игра «Еж колючий, но не злой! ».

Цель: формировать умение группировать разнообразные предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько предметов (листочки зеленые, грибы, назвать цвет и прикрепить их к спинке ежа или на травку.

6. Игра «Помоги ежику собрать урожай».

Цель: формировать умение выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции. Развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления.

Содержание: Воспитатель предлагает детям прикрепить на спинку ежика несколько листочков. Разнообразить: три красных яблочка, два желтых и только одно попалось зеленое. Аналогично поиграть с листочками и грибами.

7. Игра «Разноцветные грибочки для ежика».

Цель: формировать умение подбирать однородные предметы по форме и размеру, но разные по цвету.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с разновидностями грибов, обращает внимание на их окраску.

8. Игра «К ёжику в гости».

Цель: закрепить умение группировать предметы по цвету.

Содержание: Воспитатель объявляет, что у знакомого Ежика сегодня день рождения! Детям необходимо прийти к ежу с подарком. Обогащать опыт детей при действии с предметами разной формы, но одинакового цвета (мы пришли с подарками красного цвета, аналогично: принесли подарки желтого цвета.) Побуждать детей рассказывать о предмете и цвете предмета.

9. Игра «Собери яблочки».

Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковой формы, но разные по цвету.

Содержание: обратить внимание детей, что у одного того же предмета может быть одинаковая форма, но разный цвет.

Для примера выберем яблоко: дети определяют форму предмета: круглая, цвет: красный. Но яблоки могут быть и желтые, и зеленые, а форма их такая же круглая. Чтобы у детей не возникало стереотипов, что яблоко только круглое и красное, необходимо познакомить их с разнообразием мира. Аналогично можно показать это на примере огурца: овальной формы, но цвет может быть разный (салатово - зеленый, зеленый, коричневый, тёмно - зеленый) .

10. Игра «Больше или меньше? ».

Цель: развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать предметы, ориентируясь на цвет.

Содержание: в корзинке находятся 3 яблока красных и 1 зеленое (геометрическая фигура-круг) спросить детей: Каких яблок больше - меньше? Как сделать так, чтобы их было поровну. Использовать для игры разные предметы: и фрукты, и овощи, и ягоды - применять игру с целью формирования элементарных математических представлений, с усложнением заданий для детей старшего дошкольного возраста. Использовать сюрпризные моменты: Кукла Катя любит клубнику, а Мишутка малину: кому и сколько достанется ягоды? Посчитайте, ориентируясь на цвет и его оттенки.

Развивающие планшеты.

Данные планшеты развивают мелкую моторику, формируют первичные математические представления, способствуют закреплению знаний различных цветов, форм, представлений об окружающем мире.

Развивающий планшет "кармашки"

(подбираем фигуры в соответствующие кармашки) .

Развивающий планшет "матрёшка"

. (в кармане у матрёшки блины, их нужно разложить на соответствующие тарелочки, чтобы они подходили по размеру) .

Развивающий планшет «Паровозик».

Находим зверушкам вагончики по принципу «кто что ест». Зверушек можно засунуть в домик.

Развивающий планшет "бабочки"

(подбираем бабочек к соответствующему цветку). Бабочек можно спрятать в травку.

Развивающий планшет "ёлочка"

(наряжаем ёлочку). Ёлочные украшения можно убрать в карман – сугроб.

Играем с резиночками для волос!

Хочу сегодня показать вам игру, которую любят дети моей группы. Это игра с резиночками для волос. Идею этой игры я увидела в интернете.

Увидела, да и забыла. Но наблюдая за детьми, заметила - дети моей группы очень любят одевать резиночки на пальчики. Вот я и решила, что игра с резиночками для волос нам не помешает. Купила резиночки (цвета обычные, но по 10 штук каждого цвета, одновременно могут играть 10 детей)

Играя в эту игру, дети становятся наблюдательными, развивается мелкая моторика рук, повторяем цвета, закрепляем название пальчиков (н-р:оденем резиночки на указательный пальчик и. т. д.) у детей развивается внимание, память.

Спасибо за то, что нашли время прочесть мой блог! Всем удачи!

«Ловкие пальчики» Авторское дидактическое пособие на развитие мелкой моторики рук

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Для своих детей в 1 младшей группе сделала вот такую игру. Ребятишки с удовольствием возятся с ней, застёгивают молнии, перебирают разноцветные пуговички. А самое главное развивают свои пальчики. Представляю вашему вниманию игру "Ловкие пальчики".

Развивающий коврик по методике Монтессори своими руками «Времена года»

Вашему вниманию, хочу показать Вам свой коврик ручной работы, позволяет ребенку составить представление о временах года.

Работа пальчиками развивает мелкую моторику детей.

Разная текстура тканей стимулирует развитие тактильных ощущений.

Детали кoврика присоединены различными креплениями, что дает представление ребенку о кнопке, пуговице и липучке.

Занятия с таким дидактическим материалом, проходит на Ура, детям очень нравиться, они активно отвечают на все вопросы, составляют предложения, сами расставляют животных на свои места, магнитный остров отлично помогает использовать буквы и цифры на занятиях.

Коврик делала долго и упорно!

Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Кто что ест»

Представляю Вашему вниманию сенсорное пособие и варианты дидактических игр с использованием прищепок, сделанное своими руками.

Игры с прищепками очень увлекательные, интересны для детей, актуальные и познавательные, и доступны в работе с детьми самого раннего возраста. В основе всех предлагаемых дидактических игр – самодельные фетровые игрушки (мордочки животных на прищепках, которые дети очень любят и которые очень функциональны в сочетании с другими пособиями: игрушками, книгами, дидактическими карточками.

Предлагаемые варианты игр направлены на:

развитие общей и мелкой моторики, на развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и восприятия, конструктивного праксиса, способствуют развитию речи и ассоциативному и логическому мышлению, воображению, помогают закрепить понятия – цвет, форма, количество; способствуют формированию у детей умения сличать предметы с тенями, с очертаниями, с нарисованными и/или фото образами, закреплению названий животных, кто где живет, развивают эрудицию детей.

Игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и для старших дошкольников с ЗРР – используются в работе по закреплению в речи звукоподражательных слов, в работе по словообразованию существительных, построению диалогов, сценок по заданной теме, имитируя диалог животных путем открывания – закрывания прищепок.

Материал:

1. Мордочки животных сшиты из фетра разной жесткости и приклеены на деревянные стандартные прищепки длиною 7см. Я всегда в своих пособиях добавляю дополнительные сенсорные элементы, например, у кошки бантик с медальоном, у коровы бубенчик, пуговки – цветочки в виде украшений и т. д. Еда также сшита с использованием фетра разной жесткости, соломенок сорго, сизаля, ваты и аксессуаров (бисера, пайеток, пуговиц) .

2. Самодельные тематические карточки из фетра (ферма, лес, водоем, дом, Африка, Антарктида/ Арктика) .

3. Транспорт из фетра (самолет, аэростат, поезд, грузовик, кораблик) .

4. Дидактические карточки – тени животных, карточки с черно- белым очертанием животных, фотокарточки животных, карточки с нарисованными животными, различные варианты карточек с изображением еды и мест обитания животных.

Варианты игр:

#1. "Кто что ест".

Ребенок прикрепляет прищепку с мордочкой животного к еде, которую оно ест.

Как я уже писала выше, игрушки на прищепках очень функциональны в сочетании с другими пособиями: игрушками, книгами, дидактическими карточками и т. д. Они весьма удобно крепятся на игрушки из фетра, на карточки и страницы книг. Так, например, с этим набором мордочек животных на прищепках можно не только изучать и вспоминать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто где живет.

#2. "Кто где живет" - (вариант 1) .

Ребенку предлагается помочь животным найти их домик (мордочка животного прикрепляется на соответствующую фетровую карточку) .

#3. "Кто где живет" - (вариант 2) .

Ребенку предлагается

- посадить в аэростат животных, которые живут в Австралии;

- в самолет посадить животных, которые живут в Африке;

- посадить на корабль животных, которые живут в Антарктиде и в Арктике;

- посадить в грузовик животных, которые живут на ферме;

- посадить на поезд животных, которые живут в лесу.

Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда намеренно создается ошибочная ситуация, которую ребенок должен исправить. Например, правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний?

#4. Разыгрывание диалогов (путем открывания – закрывания прищепок) .

Это очень важно для детей с речевой патологией, так как эти дети испытывают трудности и психологический дискомфорт при общении, данная игра позволяет преодолеть эти трудности, и из пассивных слушателей на занятиях дети превращаются в активных участников.

Игры на ассоциации:

#5. "Чья тень".

#6. "Угадай животное по контуру".

Игры с различными вариантами дидактических карточек:

Дидактическая игра для малышей «Волшебная коробочка»

Название дидактической игры: «Волшебная коробочка»

Цель игры: Создать условия для укрепления и развитие мелкой моторики, развития аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развития концентрированности внимания; развития зрительно – моторной координации; закрепления знаний основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый) .

Дидактическая задача:

-воспитывать познавательный интерес, усидчивость;

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

-формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (откручивать-закручивать крышки, отлеплять-прилеплять предметы на липучках, расстегивать – застёгивать молнию, раскладывать картинки по цвету и. т. д.) ;

-закреплять знание о цвете;

Материал, оборудование: коробка, бутылки, ткань, молнии, картинки на липучках, разноцветные карточки, рисунки с изображением животных.

Игровые правила: Ребенок выполняет разнообразные действия под руководством взрослого и самостоятельно.

Ход игры:

Воспитатель чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что какой-либо персонаж принёс и оставил им сегодня волшебную коробочку на столе. Предлагает детям рассмотреть её, показывая возможные игровые действия с ней. (откручивание-закручивание крышек; расстегивание-застёгивание молний; складывание игрушек в карман; отлеплять-прилеплять предметы на липучках; сортировка разноцветных карточек по цветам; рассматривание и называние животных). Далее каждый ребёнок самостоятельно выбирает наиболее понравившееся ему занятие и продолжает игру.

Игра требует внимания и ловких движений.

Дидактическая игра «Накорми зверюшек»

Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина.

Чтобы сделать данную игру я взяла пластиковые бутылки, раскрасила их и получились во такие замечательные поросенок и крокодильчик. Предложить детям покормить животных. Дети откручивают носики и кормят поросенка и крокодильчика макаронами. Когда потрясешь игрушку – корм внутри него гремит, значит наши животные сыты и довольны.

Детям доставляет огромное удовольствие кормить зверюшек.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию младших дошкольников

"Младший дошкольный возраст - золотая пора для сенсорного воспитания детей" - писал известный педагог Щелованов.

Начиная с 1 младшей группы я стараюсь включать игры по сенсорике во все виды деятельности. Конечно, разнообразие печатных игр, предоставленных в магазинах очень радует, но всегда очень хочется придумать что-нибудь необычное, а ещё лучше сделанное на глазах детей и с их посильной помощью.

Большое спасибо педагогам, которые показывают на дошкольных сайтах свои поделки! Я беру такие материалы за основу, добавляю свои задумки.

По мнению моих коллег, получается очень даже неплохо.

Например игра "Накорми птичек зёрнышками". Использовала обычные пластиковые бутылки, цветные пробки, крупные пуговицы, раскраски из интернета (ими обернула обрезанные бутылки). Воспитатели знают, что игры с мелкими деталями прекрасно развивают моторику. влияя на развитие речи. Дети раскладывают пробки и пуговицы по разноцветным ёмкостям. Учатся группировать предметы по цвету. Игру можно разнообразить. Например предложить пробки и пуговицы разного размера, представить что в какой-то ёмкости живут птицы большего размера.

Нравится моим детям игра "Домики для геометрических фигурок"

Цель игры - группировка геометрических фигур, знакомство с основными цветами, сравнение размеров фигур, развитие внимания. Глядя на фотографию. каждый педагог поймёт,

какие материалы для изготовления игры были использованы.

Мои дети просто в восторге от игры "Цветик - семицветик"

Есть у нас игра "Весёлые карандаши"

Дети наматывают на карандаши цветные ленточки. Развивается мелкая моторика. Можно включить и соревновательный момент -

"Кто быстрее намотает"

Познание окружающего мира – увлекательный процесс для малыша первых лет жизни. Одним из важных навыков, способствующих общему и эстетическому развитию, является умение ребенка различать цвета.

Хорошим подспорьем в обучении и закреплении знаний о цвете может стать «Подбери по цвету». В силу своей простоты и доступности, эта игра прекрасно подходит для детей дошкольного возраста от 2–5 лет.

Игра «Подбери по цвету» позволит ребенку закрепить представления о четырех основных цветах, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой .

Дидактический материал может быть самым разным. Можно купить готовый, а можно изготовить его самостоятельно или вместе с ребенком. Для выполнения этой задачи, лучше всего подойдет цветной картон, из которого будут вырезаться различные фигуры. Конечный результат ограничен лишь вашей фантазией.

Можно изготовить из картона хорошо знакомые предметы для ребенка с недостающим фрагментом – рукавички, машинки, домики и т.д. . Затем предложить малышу найти эти фрагменты и восстановить фигурку, в зависимости от ее цвета.

Хорошим вариантом могут стать цветные шарики, которые нужно разместить по цвету в определенные формочки или контейнер.

По мере развития навыков, можно усложнить задачу. И научить малыша подбирать предметы не только по цвету, но и их форме. Для этого следует вырезать геометрические фигуры разного цвета и формы. Одну половину фигур приклеить на листы белой бумаги. А оставшиеся использовать в качестве раздаточного материала. Задача ребенка – правильно подобрать картинки по цвету и форме и приложить поверх наклеенных фигурок.

Игра «Подбери по цвету» поможет научится ориентироваться в основных признаках окружающих предметов и раскроет у ребенка цветоощущение.

Цель:

  • научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.

«Найди предметы такого же цвета»

Воспитатель раздает детям карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета. Определив какого цвета изображение на карточке, дети подходят к столу и выбирают фигуры заданного цвета, называют цвет.

«Назови цвет предмета»

Воспитатель предлагает определить цвет игрушки, овощей и т.п.

«Разложи предметы по цвету»

Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (мозаику, кубики) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.

«Воздушные шары»

Ребенку предлагается карточка с изображением разноцветных ниточек и набор кругов – шариков. Надо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета.

Веселый поезд

Ребенку предлагается карточка с изображением паровозика. В паровозик кладется карточка-ориентир с изображением цвета. Ребенок выбирает фигуры такого же цвета и «рассаживает» их по вагончикам.

«Найди чайную пару»

Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести цвет чашки и блюдца.

«Где ошиблась Белоснежка?»

Воспитатель расставляет чайные пары по цвету и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно по цвету чайную посуду.»

«Машинки едут по домам»

У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребенку найти для каждой машины свой гараж.

«Машина заблудилась»

Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина «заехала» не в свой гараж - гараж другого цвета.

«На ремонт»

Воспитатель раскладывает в ряд все машинки, а затем убирает одну. Ребенок должен вспомнить, машины какого цвета не хватает.

«Цвета»

Вариант 1.

Отберите 3 элемента игры, чтобы 2 из них составляли общую пару. Предложите ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку. При этом, он должен называть цвет изображенного карандаша. Предложите ребенку далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.

Вариант2.

Все половинки карточек с изображением предметов сперва кладут лицевой стороной вверх в центре стола, затем переворачивают. Элементы с изображением карандашей делят поровну между игроками. Право первого хода определяется жеребьевкой или считалкой. Игрок, получивший право хода, берет со стола один из элементов, называет, каким цветом изображен предмет, и оставляет у себя, если у него есть второй элемент карточки с изображением карандаша. Проверкой служит замок Puzzle, разный у каждой пары элементов. Если подходящей половинки нет, элемент смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.

«Рассели по домам»

(дидактическая игра «Большой - маленький»)

Разложите перед ребенком карточки картинками вверх.

Расскажите сказку, например такую.

В одной сказочной стране все предметы одного цвета так крепко подружились друг с другом, что решили поселиться на одной улице в домике такого же цвета. А чтобы братики и сестрички - большие и маленькие - жили на одном этаже, их нужно сразу соединить парами.

Предложите ребенку по очереди построить домики, у которых картинки на карточках будут одного цвета с крышей. В результате получатся следующие дома: красный - 5-этажный; коричневый - 3-этажный; желтый - 3-этажный; синий - 2-этажный; зеленый 2-этажный.

Когда дома будут построены, попросите ребенка сосчитать, сколько этажей в красном домике, сколько в зеленом, сколько в синем и г. д., назван, и показать соответствующие цифры.

Спросите у ребенка, кто живет или что находится, например, на втором этаже зеленого домика или па нервом коричневого и т. д. Попросите ребенка показать самый высокий и самый низкий лома, найти до­ма, одинаковые по высоте. Пусть он расскажет, сколько в них этажей и какого цве­та крыша.

«Разноцветные поляны»

Ребенку предлагается игровое поле - поляна, разделенное на разноцветные квадраты и силуэтные изображения игрушек, цветов разного цвета. На поляну можно класть предметы такого же цвета на соответствующие квадраты.

«Что художник раскрасил неверно?»

Воспитатель предлагает детям фрукты и овощи, которые раскрасил художник. Дети должны найти, что художник раскрасил неверно и назвать правильный цвет предмета.

«Собери поезд по цвету»

(дидактическая игра «Паровозик для зверят»)

На столе лежат карточки с изображением 6 разноцветных паровозиков и карточки-вагончики с изображением насекомых, рыб, птиц, дом. И диких животных. Воспитатель предлагает к паровозику подобрать вагончики с пассажирами того же цвета и выложить их в ряд.

Дидактические игры с геометрическими фигурами Дьенеша:

  • «Найди все фигуры как эта» (по цвету)
  • «Найди не такую фигуру как эта» (по цвету)

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

· Рассмотреть трафарет и узнать изображение.

· Подобрать подходящий по цвету конверт для этого изображения.

· Вложить в конверт трафарет и назвать, кто изображён, какого цвета.

Дидактическая игра «Найди предмет в группе».

Дети находят в группе соответствующие по цвету и величине игрушки и вручают им расколдованные письма.

Педагог от лица почтальона благодарит детей за то, что помогли ему расколдовать письма.

В сумке у куклы почтальона не только письма, но и квитанции на посылки.

Дидактическая игра «Подбери к предмету его изображение».

Раздаёт карточки, на которых изображены объёмные геометрические фигуры разной формы. Педагог предлагает детям найти посылку такой формы, как фигуры на их карточках.

Найдите посылки разных форм, таких, как фигуры изображённые на ваших карточках.

Почтальон благодарит детей за то, что нашли посылки, показывает цветную открытку - образец. Раздаёт детям такие же, только с контурным изображением предметов на ней (котёнок с цветком).

Чтобы поздравить своих друзей, вам нужно свою открытку украсить так, как у меня.

Подберите к контурному изображению цветные силуэты, выложите их на свои открытки (педагог помогает детям наклеить изображение).

Почтальон благодарит детей за то, что помогли расколдовать письма, дарит всем детям по настоящему конверту. Сообщает о том, что они могут вложить свою открытку в конверт, с помощью родителей напишут адрес своего друга на этом конверте, а он, почтальон, быстро доставит письма детей по указанному адресу.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Выложить из палочек конверт по образцу, составить письмо другу.

Занятие № 21 «Весна в окно стучится»

Программные задачи:

1. Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие

2. Учить узнавать, называть и сличать предметы по величине.

3. Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной.

4. Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы.

Словарная работа:

Предметы: цветы, птицы, насекомые, почки, время года, день, ночь.

Признаки: журчащая, поющая, ранняя, длинный, короткий.

Действия: стучится, зеленеет, прилетает, набухают, распускаются.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал. Игрушечный зайчик или картинка с изображением зайчика, квадраты: желтый, зелёный, белый, красный; аудиозапись музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Раздаточный материал. Квадраты: желтый, зелёный, белый, красный; листы бумаги с изображением веточки, с листочками к игре «Дополни изображение»; весенние знаки, зимние знаки, карточки к игре «Найди то, о чём скажу»

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций, картинок о весне.

2. Чтение стихотворения И. Токмакова «К нам весна шагает».

3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Ход занятия.

Организационный момент. Педагог читает стихотворение. Дети договаривают слова стихотворения, когда педагог делает паузу.

К нам весна шагает тёплыми … (шагами).

И сугробы…(тают) под её ногами.

Тёмные …. (проталины) на полях видны.

Верно очень тёплые ноги у …. (Весны).

К нам Весна пришла и оставила свои следы. Давайте поищем её следы.

Основная часть. Педагог выставляет демонстрационное панно с изображением следов Весны, и предлагает открыть первый след.

Под следом появляется изображение солнышка.

Весной солнышко начинает пригревать и становится теплее.

Дидактическая игра «Лучики разной длины».

Раздаёт детям полоски трёх величин (по длине). Предлагает выбрать среднюю по длине полоску для обозначения весенних солнечных лучиков.

Выложите лучики вокруг солнышка на своём фланелеграфе.

Педагог приглашает ребёнка, для того, чтобы открыть второй след Весны.

Под следом появляется изображение сосульки.

Следующая примета весны: тает снег и лёд, бегут ручьи.

Дидактическая игра «Проведи дорожки».

Педагог предлагает детям взять листы бумаги, на которых нарисованы сосульки и ручейки пунктирной линией. Просит детей провести линии цветным карандашом, чтобы появились ручейки.

Как вы думаете, откуда появляются ручейки? (капают сосульки, тает снег).

Педагог предлагает следующему ребёнку открыть след. Под следом появляется изображения весеннего цветка.

На проталинах весной появляются цветы-первоцветы.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Если вы правильно соберёте картинку, то получится цветок, который первым появляется из-под снега.

После выполнения задания детьми педагог выясняет название цветка.

Физкультурная минутка.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения по смыслу стихотворения, имитируя полёт пчёл.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весной)

Педагог обобщает:

Действительно, ручьи звенят, прилетают грачи, просыпаются насекомые, распускаются цветы весной. Какая весна? (журчащая, поющая, красивая, тёплая и т.д.) А весна уже стучится к нам в окно!

Последний след Весны у каждого из вас. Откройте свой след и расскажите, какие приметы весны там нарисованы. Дети рассказывают по индивидуальным картинкам: прилетают грачи, заяц меняет свою окраску, люди сажают растения, на деревьях появляются почки и первые листочки, у диких животных появляются детёныши у диких животных.

Всего четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Эти времена года идут друг за другом и никогда не бывает, чтобы лето наступило после осени, а весна – после лета. Посмотрите на свою дорожку ещё раз. Какое время года перед летом? После зимы? Значит, пора отправиться на поиски следов весны.

Дидактическая игра «Дополни изображение»

Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Апрель». Дети закрывают глаза и оказываются в весеннем лесу. Педагог обращает внимание детей на веточки с набухшими почками. Дети рассматривают веточки, гладят, объясняют, какая веточка (на ощупь).

Педагог спрашивает, что потом появляется из почек (листочки). Ставят веточки в вазу. Педагог предлагает дорисовать к веточкам листочки, обращает внимание детей на форму листьев.

Физкультурная минутка

«Весенний дождь» - дети изображают капельки под музыку.

Педагог говорит, что с неба упала одна капелька, вторая, третья. … Пока капелек мало: первая капелька оказалась на дорожке, вторая – на листочке, третья – на траве (дети могут изображать капельки, находясь на расстоянии друг от друг). Но вот дождь усилился, много капелек застучало по крышам, попало на землю и капельки стали соединяться (дети подбегают друг к другу) и вот появилась весенняя лужица (дети приседают, наклонив голову). Вот сколько капелек в одной лужице!

Дидактическая игра «Разложи картинки правильно.»

Педагог сообщает, что зима не хочет уходить и поэтому весенние приметы перемешала со своими – зимними. Надо помочь весне, отобрать только её приметы. Педагог «превращает» детей в волшебников, которые ищут приметы весны, изображённые знаками (знаки расположены на ковре).

Весенние знаки дети раскладывают на зелёной полянке (лист бумаги), зимние – складывают в конверт, на котором нарисованы снежинки. Педагог проверяет правильность выполнения задания. Просит детей разбиться на пары (по желанию), занять места за столами.

Дидактическая игра «Найди то, о чём скажу»

Педагог задаёт вопросы, дети, договорившись между собой, должны показать нужную картинку.

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Набухают листочки или почки?

Прилетают насекомые или птицы?

Журчат ручьи или грачи?

Какое время года к нам в окно стучится? Почему вы решили, что весна? Чем вам нравится весна? Что запомнилось больше всего?

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка, хвалит за то, что работали дружно, старались советоваться друг с другом.

Итог занятия.

Домашнее задание.

1. Выучить пословицы о весне.

2. Подобрать картинку с изображением весенних явлений.

Особое место принадлежит сенсорным играм , которые позволяют детям познать мир через собственные органы чувств.

Своими сенсорными дидактическими играми сегодня делится с нами потрясающий педагог из г. Грязовец — Пивнева Ольга Алексеевна.

Статья подготовлена для конкурса « «.

Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили»

Цель .

Тренировать умение выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету.

Материал .

Вырезанные из картона: цветные автомобили, колёса по цвету машин.

Воспитатель показывает детям легковые автомобили. Обсуждают, какого они цвета.

— Скажите, а можно ли на таких машинах отправиться в путешествие? (Нет.)

— Почему? (У машин нет колёс.) Давайте подберём нашим машинам подходящие колёса и отправимся в путешествие. (Дети подбирают колёса под цвет машин.)

У нас машины разные – и жёлтые, и красные.
Би-би, би-би! Би-би! Би-би!

Машины за машинами шуршат своими шинами.
Би-би, би-би! Би-би! Би-би!

Сенсорные дидактические игры «Автомобили»

— А куда же мы сейчас с вами поедем? (Ответы детей.)

— В руки руль скорей берите, да моторчик заводите,
Накачаем дружно шины, едет весело машина.

(Дети берут в руки «рули» — разноцветные колечки и ходят по кругу, «руля». Затем увеличивают скорость и бегают по кругу)

— Стой, машина, стой, мотор! Перед нами светофор.
Загорелся красный свет, значит, нам проезда нет.

(Дети останавливаются.)

Зелёный свет для нас горит – это значит, путь открыт.

(Дети продолжают бег.)

Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика»

Цель .

Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику.

Материал .

Вырезанные из картона (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) разного цвета; карточки с рисунками разноцветных зонтиков.

К нам на длинной мокрой ножке
Скачет дождик по дорожке.
А на лужицах круги – это дождика шаги.
Дождик, дождик, что ты льёшь?
Догулять нам не даёшь?

— Дети, когда на улице идёт дождь, чем люди прикрываются от дождя? (зонтами).

— К нам в гости пришли разноцветные фигуры (дети рассматривают их). Они просят спрятать их от дождя. У наших гостей есть свои зонтики. Давайте рассмотрим их.

Сенсорные дидактические игры зонтики

Воспитатель раздаёт детям карточки с рисунками разноцветных зонтиков (называют цвета зонтиков).

— Под каждым зонтом нарисован контур геометрической фигуры. Например, под красным зонтом нарисован контур треугольника. Значит, под красным зонтом будет прятаться от дождика треугольник красного цвета. Под фиолетовым зонтом нарисован контур квадрата, значит, под этим зонтом будет прятаться от зонтика фиолетовый квадрат.

При повторении игры дети меняются карточками.

Мокнут зонтики и шляпы, мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды, лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут, и зеленым флагом машут
Кап да кап, да кап… С дождем не пойти играть с мячом…
И в песочнице песок потемнел и весь промок.
До качелей не дойти — лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет, уходить не помышляет!
Неужели одному хорошо гулять ему?

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

Цель .

Учить детей сопоставлять результаты зрительного обследования формы предметов.

Материал .

Картинки или муляжи овощей.

Воспитатель описывает какой – либо овощ, а ребёнок угадывает его название и ищет на картинке.

Круглый, красный. Бывает и маленьким и большим. Растёт на огороде в теплице. (Помидор.)

Оранжевая, красная, треугольной формы. Сама она растет в земле, а вот хвостик зеленый виден над землей. (Морковь.)

Зелёный, овальный. Бывает колючий. (Огурец.)

Круглая, зелёная. Любит одевать на себя много «одежды». Из неё варят суп, делают салаты. (Капуста.)

Жёлтый, бывает круглой и овальной формы. В нём много витаминов. Когда его нарезают, плачут. (Лук.)

Красно-бардовая, бывает овальной и круглой формы. Из неё готовят борщ и винегрет. (Свёкла.)

Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет» №2

Цель .

Учить находить предметы по описанию; подбирать одинаковые цвета и называть их. Развивать внимание, речь, восприятие, мелкую моторику.

Материал .

Карточки с рисунками предметов разного цвета, цветные квадратики по цвету предметов.

Предложить детям разложить квадратики около картинок (в силуэты квадратиков) в соответствии с цветом.

Воспитатель описывает предметы, изображённые на карточках, предлагает детям их найти и показать.

Сенсорные дидактические игры: «Подбери предметы по цвету»

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».

Материал.

Карточки – «коробочки», разделённые на шесть частей; «кубики».

Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
К у б и к на к у б и к – растут этажи:
Учатся строить дома м а л ы ш и.
Л. Тактаева

Разноцветные кубики

Рассыпаем перед ребенком разноцветные кубики и просим выбрать кубики только одного цвета. Затем другого цвета, третьего и так далее пока все кубики будут разложены по цветам. После сортировки кубиков спросить у малыша какого цвета кубики лежат в каждой «коробочке».

Вот в такие сенсорные дидактические игры играют дети в группе Пивневой Ольги Алексеевны.


Top