История возникновения косметики. Профессия "Разработчик косметических средств": взгляд изнутри

Введение

Появление научной фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т.д. Часто описывался, как правило, в виде утопии - мира будущего. По мере развития жанра более популярной стала антиутопия - описание любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Авторы представляли как скорое будущее, так и весьма далекое.

Женские образы в научной фантастике - это и мудрые королевы, чей макияж может показывать причастность к высшим слоям общества, и смелые воительницы, чья раскраска лица была важна для поднятия боевого духа, и знаменитые дивы - певицы, которые не могли обойтись без экстравагантного мейк-апа, привлекающего внимания.

Мой образ - это один из вариантов возможных вечерних макияжей, который будет востребован в мире аристократок будущего. Любая современная мода берет свои истоки из опыта прошлого, поэтому вполне разумно предполагать, что аристократичная бледность эпохи Возрождения когда-нибудь вновь станет популярной, изменив некоторые детали под уже существующие нормы, например, добавлять элементы фэйс-арта.

Цель моей работы - создание макияжа для образа Космической дивы, женщины из высшей касты, которая часто посещает званые вечера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проследить развитие декоративной косметики;

раскрыть суть профессии визажиста.

История декоративной косметики

Косметика (от греч. кптмзфйкЮ - "имеющий силу приводить в порядок" или "обладающий опытом декорирования") - "учение о средствах и методах улучшения внешности человека.

Некоторые исследователи считают, что слово "косметика" произошло от латинского слова "cosmetae". Так в Римской империи называли рабов, в обязанности которых входило купание господ в ваннах с благовониями. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры.

Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики - косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки.

У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности.

Губная помада была обнаружена при раскопках поселений первобытного человека. Состав помады почти такой же, что и теперь, - смесь жира и красящего вещества.

Уже первобытный человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней.

В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали

тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян.

До наших дней дошла мода египетских красавиц - удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже - черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля.

Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами кожу. Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир льва. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства.

В Древнем Египте давно было известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена.

Японские модницы сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью. Они белились, замазывали все щербинки, родимые пятна на лице и груди, тушью же обводили лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы.

В Древнем Китае мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу. Девочкам с пятилетнего возраста бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Женщины Индии чернили брови и красили ногти красной краской, красили ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы.

В Древней Греции существовал культ физической красоты. Об этом упоминает в своих стихах Гомер, об этом пишет отец медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь.

Гречанки широко использовали в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин.

В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черных волос в белые, который удалось найти спустя много веков. Волосы протирались губкой, смоченной мылом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода.

В эпоху Возрождения косметика проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь в основном как декоративная косметика. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства - румяна, пудры, помады, кремы и пасты - завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи.

Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству.

В середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против "чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались. И все-таки попытки запретить косметику какими-либо указами были безрезультатны. Косметические рецепты переходили из поколения в поколение различными путями, одним из которых была литература.

На Руси еще в древности для улучшения кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились.

В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое "девье молоко”. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем.

В XVIII в. в Италии, а затем во Франции развивается парфюмерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов.

В XIX в. в Европе появляются первые синтетические косметические препараты. К этому времени принято относить начало научной эпохи в развитии косметики. В понятие "косметика" стали включать процедуры для лечения заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических её дефектов, уход за кожей лица, шеи, волосистой части головы, рук и ног. К середине XIX в. во многих странах стали строиться крупные фабрики по выпуску косметических и парфюмерных средств. Это потребовало привлечения большого круга специалистов: медиков, химиков, фармакологов, физиологов и других. Косметика обогатилась знаниями и начала оформляться в новую самостоятельную науку - косметологию.

К XX веку относится появление врачебной косметики. В большей мере этому способствовало общее развитие медицины, успехи в такой науке, как биохимия, открытие в растениях биологически активных веществ, витаминов. Количество растений, пригодных для использования в косметических целях, значительно возросло.

Косметика в наши дни - это современные химические препараты, изготовленные на основе целостной системы знаний о строении кожи, о ее роли в процессах жизнедеятельности и общем обмене организма, о терморегуляторной, защитной, дыхательной, выделительной и других ее функциях, о механизмах поглощения ею различных, в частности, биологически активных веществ.

От косметических средств сегодня требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. В состав современных кремов и других косметических средств включают различные натуральные компоненты с биологически активным действием. Эти вещества стимулируют восстановительные процессы в коже, т.е. способствуют обновлению клеток и улучшают общее состояние кожи.

Косметика настоящего времени имеет несколько направлений: косметика консервативная, лечебно-профилактическая и декоративная.

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение.
Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.
Косметика в Древнем Египте
Косметику использовали ещё в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела тёмные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.
Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это чёрный камень, растолчённый в порошок и разведённый обычно касторовым маслом) и сажи.


Веки красили тёртым малахитом, смесью зелёной меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец ещё и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.
На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, – они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.
Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».
Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом – папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.


Косметика в Древней Греции
В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам ещё краше.
Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.
О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своём составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки всё равно будут использовать свои помады.


Древний Рим и история косметики
В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета - для щёк и губ, воск - в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло - для удаления прыщей, а пемза - для отбеливания зубов.
Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.


Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты чёрной тушью или же рисовали чёрные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы чёрным лаком.
Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.
Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Современный макияж с элементами китайского стиля
Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины всё же подкрашивали губы и румянили щёки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.
Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда – растворив её в воде.
Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.
XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щёки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда ещё в XV веке Изабелла Кастильская – за всю жизнь она мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни – и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они полоскали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времён благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но ещё и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И всё это в сочетании с прическами невероятных размеров.
В Англии времён Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 - 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая её вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет, нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а её цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.
Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин лёгкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.


Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum - яблоко, цвет помады – как цвет спелого яблока.
Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шёлковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало её использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.
Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках – турецкий, румынский, португальский – обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.
Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

История развития декоративной косметики берёт своё начало в далёком прошлом: самые первые косметические средства начали появляться еще 5000 лет назад в Египте. Для приятного запаха и мягкости кожи использовались масла с благовониями, а для защиты лица от солнца женщины наносили белила. Также египтяне первыми стали использовать черную краску для глаз на основе сурьмы в качестве подводки. А для создания натурального румянца использовались растертые цветы.

Из Египта косметика проникла в Грецию, а позже и в Рим. Слово «косметика» впервые было введено именно древними греками. Их достижения в области красоты были связаны со знанием трав, масел и опытом их применения.

Пудра

Компактную пудру изобрели в Испании. На покрытые клеем листы пергамента наносили пудру разных оттенков. Кусочек такого пергамента отрывали и натирали им лицо. Клей закупоривал поры и вызывал раздражение, но это не останавливало модниц от использования такой пудры.

В 17-18 веках пудрой покрывали не только лицо, но и парики, плечи, руки и область декольте.

Позже Германия произвела настоящий фурор в изготовлении пудры, когда в средство стали добавлять мягкий минерал тальк, который используется в изготовлении многих косметических продуктах и сегодня.

Тушь для ресниц

Первые туши для ресниц изготавливали на основе смолы и воска. Из-за этого ресницы становились тяжелыми и склеенными. Первый прототип современной туши был изобретен в 1913 году 19-ти летним студентом, который смешал сажу и вазелин, а после предложил испытать изобретение своей сестре. Та была в восторге. Тушь перетерпела серьезные изменения в конце ХХ века, когда в ее состав стали добавлять полимеры, которые делали ресницы более плотными и удлиненными.

За счет кинематографа популярность получили накладные ресницы, алые губы и насыщенные оттенки теней.

Помада для губ

В конце XIX века появилась первая помада в форме карандаша, в состав которого входили воск, масла и натуральное сало. Позже в продажу поступила помада с механизмом, который помогал использовать средство полностью, без остатка. В 1920 году Елена Рубинштейн выпустила первый тюбик губной помады в том виде, в котором ее продают и сегодня.

Колыбелью косметики считается Древний Египет, где косметические средства были известны еще 5000 лет тому назад.

В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями, различными благовониями, содержащими ладан, мирру, розовое и лавандовое масло.


Секретом приготовления косметических средств владели жрецы. Для приготовления косметики применялись алоэ, анис, лен, мак, можжевельник, мята, подорожник, оливки, кедр и др.

Во времена царицы Нефертити помаду готовили из перламутра раковин морских моллюсков.

При археологических раскопках в Древнем Египте находили мумии с ногтями, окрашенными хной. По цвету ногтей можно было определить социальную принадлежность. Только верховной знати разрешалось красить ногти различными оттенками красного цвета, остальным - только бледными оттенками. Опыт египтян переняли и древние греки. Они же ввели в обиход слово “косметика”, что означает “искусство украшать”.

В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица, назывались “косметами”.
Римлянки широко пользовались мазями, притираниями и масками. Для кожи лица и тела – пальмовое масло, для рук – мятное масло, для волос – майорановая мазь. Румянами служили винные дрожжи и охра.

Ресницы и брови подводились грифелями и сажей. У древних римлянок были модны белокурые волосы. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Губы красили цветной жирной глиной.

Но, кроме того, в косметических средствах тех времен использовались вещества, содержащие свинец. Например, женщины Древнего Рима подкрашивали ресницы смесью из воды и толченого свинца. А в качестве пудры употреблялась смесь мела со свинцовыми белилами. Отнюдь не безвредная процедура. Кстати, в древности духами назывались вовсе не ароматические жидкости, а - мази. В этом есть смысл - мазь дольше держится на теле и связывает запах. Известно, что любимыми духами Цезаря была мазь "Телиум" - смесь оливкового масла с цедрой апельсина.

Секретом приготовления косметических средств владели жрецы. Для приготовления косметики применялись алоэ, анис, лен, мак, можжевельник, мята, подорожник, оливки, кедр.

В Древнем Китае краску для ногтей готовили из воска, яичных белков, желатина. 600 лет назад китаянки красили ногти золотой или серебряной краской, во времена династии Мин - уже черной или красной, а еще позднее стали надевать на пальцы золотые или серебряные наконечники в форме длинных ногтей.
Воины подводили себе брови тушью, придавая им более свирепую форму, чтобы устрашать врагов. Японки применяли помаду из древесного воска, масла, семян камелий, мускуса, камфоры. Среди знати было принято полностью сбривать брови.

В Древней Индии косметику употребляли независимо от возраста и пола.

На рисунок, наносимый на лицо, влияла кастовая и религиозная принадлежность, а также род занятий.

Женщины сильно сурьмили брови и глаза, используя копоть и тушь, ставили себе красивое пятнышко на лбу между бровями - "тилака", прикрепляли к середине пятнышка камушек (современные стразы) бинди.

Очень серьезное и большое значение придавалось ароматам. Воскуряли мирру, смолу тропических растений, ладан, который особо ценился. Его называли "божественным", "фимиамом богов". Приятные и резковатые запахи отгоняли злых духов.
Женские прически так же окуривали, используя дымок от орешков кокоса, корицы, гвоздики. По праздникам было принято окрашивать ладони рук и подошвы ног цветными мелками, цветными глинами.


В Древней Руси гигиене и уходу за кожей также уделяли большое внимание. Для освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый “холодец” - настой из мяты.

Косметика русских женщин основывалась не только на применении продуктов животного происхождения - молока, простокваши, сметаны, меда и животных жиров.
До нас дошли рецепты наших предков, в которых огуречный сок, отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук.
Свеклой румянили щеки. Им были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу.

Подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос.

Многочисленные косметические рецепты приводятся в труде великого ученого, философа, врача и поэта Авиценны “Канон врачебной науки”. В частности, в число растений, пригодных для целей косметики, он включал аир, айву, алоэ, алтей, виноград, гранат, дыню, лен, лимон, лук репчатый, мяту, орех грецкий, персик, петрушку, ревень, редьку, розу, свеклу, чеснок.

Ранее средневековье в числе прочего уничтожило и косметологическую науку древних. Интерес к косметическим средствам возродился с крестовыми походами. Из арабских стран в Европу крестоносцы завезли воду из лепестков розы.

В Средние Века в Европе бледная кожа стала признаком богатства, а косметикой, придающей румянец, пользовались исключительно женщины легкого поведения. И поэтому развитие косметики затормозилось. Церковь преследовала тех, кто пытался ухаживать за своим “грешным телом”.

Но в эпоху Возрождения она вновь получила широкое распространение, хотя имела скорее декоративный, чем лечебный характер. И только с середины XVIII в. косметика стала развиваться как современная наука. В эпоху Ренессанса XVI-XVII в. в. использование отбеливающей косметики было достаточно опасно для здоровья.

Например, в состав пудры, изобретенной сеньорой Тоффаной, входил мышьяк. Сеньора достаточно ответственно подходила к вопросам техники безопасности, предупреждая своих клиенток о том, что ее снадобье нужно применять лишь в исключительных случаях, например, для того, чтобы привлечь внимание благоверного. Однако в истории эта благородная дама осталась благодаря другому своему изобретению – сильнодействующему яду, унесшему жизни более шестисот синьоров, не оценивших достоинства своих супруг. В это время возникла мода на пудру. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем – чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосудики лица, чтобы сымитировать прозрачность кожи. Красивым стал считаться открытый высокий лоб. Модницам приходилось выщипывать брови и ресницы, чтобы подчеркнуть чистоту кожи и плавность линий лица.

Есть фактор, который создает огромные трудности при выявлении побочных последствий воздействия токсичной косметики на наш организм. В минимальных дозах препарат может и не давать негативный эффект и только его постепенное накопление в организме приводит к необратимым последствиям. Кстати, именно это в свое время и явилось причиной смерти королевы Елизаветы I (1533-1603 г.).

Бледное лицо было в моде вплоть до середины XVIII века. Французские модницы стали использовать красные румяна и помаду для придания здорового румянца своим лицам.
В то же время стали применять накладные брови из кусочков мышиных шкурок. За щеки закладывали пробковые шарики – чтобы подчеркнуть округлость лица.

Хочешь быть красивым – "штукатурься" до полного изнеможения. Тогда же дамы наклеивали на лицо мушки из черного бархата: под ними прятали прыщи, широкие поры, бородавки и другие недостатки кожи лица.

Примерно в это же время стали появляться первые солнцезащитные средства, самыми безопасными из которых были пляжные зонтики и шляпки. Дело в том, что все косметические средства создавались местными аптекарями и содержали опасные вещества – ртутную и азотную кислоту. Все это не только плохо отражалось на коже, но и было опасно для жизни! Но уважающие себя женщины использовали маски на основе домашних рецептов – овсянки, меда, яичных желтков. Для укрепления ресниц применяли касторовое масло, рисовый порошок вместо пудры.

Склонность к злоупотреблению косметикой приводило к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже издал специальный указ, считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем, женщину судили за колдовство, а брак расторгался. Современная косметика появилась на свет вместе с новым ХХ веком. Для ухода за кожей лица и тела стали использовать первые кремы на основе вазелина и ароматизаторов.

В 1917 году появилась тушь, состоящая из черного угля и вазелина. Чуть позже стали выпускать компактную тушь в коробочках с щеточкой. В конце 30-х годов появилась водостойкая тушь. И только в 50-е годы была разработана жидкая тушь в современном ее виде.



За последние годы состав туши значительно изменился: в нее ввели укрепляющие и питательные добавки.

В 20-х годах прошлого столетия был создан первый блеск для губ и новые оттенки помады (изначально помада была исключительно красного цвета). Правда в то время помады делали на основе мыла, что очень сушило губы.

Появились первые приспособления для подкручивания ресниц. Не смотря на трудность и дороговизну процесса, модницы с удовольствием ими пользовались.

Косметика, содержащая химию широко использовалась до конца 60-х годов прошлого столетия. Но прошли те времена, когда во имя красоты женщины накладывали на свои лица огромные слои настоящего яда. Кремы и пудры, в состав которых входили свинец, ртуть и мышьяк, отошли в прошлое вместе с Клеопатрой, Елизаветой I. И испытываешь настоящее чувство ужаса, когда читаешь викторианские рецепты для отбеливание кожи, состоящие из едкого углекислого калия, сулемы, синильной кислоты и буры.

Сегодня, среди множества косметических средств, используемых для профилактики и лечения значительное место занимают растения. Они содержат вещества, улучшающие обменные процессы в клетках кожи, помогающие в борьбе с преждевременным старением, питающие, дезинфицирующие, тонизирующие, смягчающие, устраняющие или предупреждающие появление ее дефектов. Употребляя те или иные растительные препараты, люди гарантированы от неблагоприятного воздействия синтетических средств. Содержащиеся в растениях вещества, действуя в комплексе, оказывают более полноценное воздействие на организм человека.

Современная женщина имеет огромный выбор косметических средств. Поддерживать красоту сегодня не составляет большого труда, все зависит от ваших желаний и возможностей. Всевозможные крема, декоративная косметика, инъекции коллагена, пиллинг, пластические операции – вариантов масса. Но никакая внешняя красота не сравнится с красотой внутренней.

Будьте счастливы и любимы и вы будете красивы, не зависимо от того сколько вам лет и сколько средств у вас в кармане.

Мало кто тут знает, чем именно я занимаюсь в те моменты, когда я не хожу на пляж, не пишу в блог и не выкладываю офигительные снимки в инстаграм, а я между прочим работаю на полную ставку (и не спрашивайте меня, как я все успеваю)... По профессии я - маркетолог, который занимается разработкой бьюти-средств: для ухода за кожей, за волосами, гели для душа, мейкап - все то, о чем любят судачить девушки на переменках в школе и после школы. А я могу сделать практически любой косметический продукт! Хотя в свое время начинала только с мейкапа и даже писала это (пост ). Сегодня я не собираюсь вдаваться во все детали, иначе мы тут подзависнем надолго, а просто расскажу про один аспект - на ком или на чем тестируют продукты (ведь мы все знаем, что их не тестируют на животных).

Давайте вернемся к вопросу: "как тестируют продукты в процессе разработки ", вернее я бы даже поставила вопрос так "а зачем их вообще тестировать? ". Когда разрабатывается продукт, то это ведь не "сферический конь в вакууме", он будет стоять на одной полке с другими аналогичными товарами, поэтому в процессе работы над продуктом мы всегда смотрим на похожие товары в данном сегменте. Мы сравниваем многие аспекты - ингредиенты, свойства, обещания на упаковке, тестуру, цвет, аромат и многое другое. Иногда мы копаем настолько глубоко, что даже измеряем уровень пенности (например, у геля для душа) - какой высоты получается пена - да, да меряем линеечкой.

Но самое важное, наша цель - обеспечить продукт определенным уровнем эффективности. т.е. продукт должен работать! Например, если мы колдуем над шампунем, который обещает волосам объем, то он действительно должен придавать объем. Но как это понять? Существуют слепые тесты на добровольцах, а также компьютерные тесты. Например, можно помыть половину головы прототипом шампуня, а вторую половину лидером продаж, затем сфотографировать волосы и померять линеечкой на фото, на сколько увеличился объем и получить результат прямо в сантиметрах. Работая над шампунем, мы будем сравнивать с другим продуктом, который уже существует на рынке - придает он больше объема волосам или меньше или столько же?

Скажу откровенно, иногда наш клиент хочет, чтобы продукт был лучше всех существующих на рынке, а иногда и чтобы не хуже определенного продукта (например, лидера продаж в своем сегменте).

Но чтобы дойти до компьютерных тестов или тестов на добровольцах (а это все деньги, Зин, деньги!) мы должны уже иметь продукт - стоп, стоп, а как же в процессе разработки понять, что он будет работать ? Химики собирают первую пробную формулу продукта, которая затем тестируется... А теперь самое главное... На ком? ... Так на нас же, на сотрудниках компании! Из-за возникших вопросов и комментариев, я хочу добавить, что химик "собирает" продукт из безопасных, качественных и разрешенных к использованию ингредиентов, что исключает ситуации "а что если помада получится токсичной?". В Австралии любой продукт, который продается в любом магазине должен состоять из разрешенных ингредиентов, которые внесены в специальный реестр (называется NICNAS), что обеспечивает изначальную безопасность.

***
И на какие только жертвы нам не приходится идти... Например, однажды мы всем отделом (человек 5-7) тестировали лак для ногтей, а именно его долгостойкость... А теперь представьте, что вам нужно ходить с лаком на ногтях, который начал облупляться... Сначала предательски на одном пальце, потом еще на одном... Руки чешутся быстрее схватиться за ацетон, а нельзя! Потом начинаешь стыдливо прятать руки в магазине или в общественном транспорте - не дай Бог кто увидит, что у тебя на ногтях облупляться лак! О боже! Стыд и позор!

***
А в другой раз мы тестировали помаду... А химики как назло "наварили" нам темно-вишневую, аж модного цвета "вырви-глаз-фиолетово-вишневым"! А наш задача была, опять, протестировать ее стойкость. А губы-то уже никуда не спрячешь, ну разве что изображать гламурную даму с веером, да только руки-то заняты - ты в офисе, и руки порхают по клавиатуре... А теперь представьте, заглядываете вы в уголок в девчонкам из маркетинга, а там франкенштейны с фиолетовыми губами - все как на подбор! Главное в тот день было перемещаться по офису по одиночке (ни в коем случае не вместе со своими коллегами) и косить под готичную даму в образе...

***
Или вот из недавних случаев: автозагар постепенного действия (типа gradual tan). Задача точно такая же: взять лидера рынка и сравнить с эффективностью нашего продукта. Десять (!!! только вдумайтесь в эту цифру) человек из офиса был выбраны в жертвы для тестирования. Каждому в течение 5 дней вкатывали дозу автозагара на руку. А в Австралии, на минуточку, лето и все ходят в кофточках без рукавов... и все как один с красивыми коричневыми полосками на руками ниже локтя - вот насколько мы любим свою работу! Досталось всем: и девочкам, и даже мальчикам... Последние смотрели на все это как на фокусы мартышек в цирке. Ускользнула только одна девушка, которой через пару дней было идти на свадьбу - ее пожалели;) Но ничего, на ней мы отыграемся в следующий раз...

Ведь не в последний раз безумно тестируем безумные продукты, которые потребитель потом полюбит всей душой...


Top