Прохождение дополнительных квестов. Опасное поле

[С братьями-близнецами Гильбертом (Guilbert) и Рейнольдом Джемейнами (Reynald Jemane) из Коррола связано 3 квеста, выполнить которые возможно в следующем порядке Separated at Birth, Legacy Lost, Sins of the Father]

В Корроле ходят слухи, что местного алкоголика Рейнольда Джемейна видели в Чейдинхоле, однако он делал вид, что не узнает своих соседей.

Сам Рейнольд утверждает, что никогда не был в Чейдинхоле, однако просит найти в том городе человека, похожего на него, и готов дать 50 монет.

Отправляемся в Чейдинхол. Тамошние жители сообщат, что в городе есть человек по имени Гильберт Джемейн.

При разговоре с Гильбертом выяснится, что он брат-близнец Рейнольда, и что он не знал о том, что его брат жив. Теперь он немедленно отправится повидать брата и назначит нам встречу в Корроле.

Прибываем в Коррол. После того, как братья наговорятся, стоит поговорить с Гильбертом и получить награду.

По выполнении этого квеста откроется возможность выполнить квест Legacy Lost, также связанный с братьями-близнецами.

[Второй квест связанный с братьями-близнецами Гильбертом (Guilbert) и Рейнольдом Джемейнами (Reynald Jemane) из Коррола из цепочки из 3х квестов: Separated at Birth, Legacy Lost, Sins of the Father]

Один из близнецов, Гильберт, после воссоединения братьев (см. квест Separated at Birth) попросит найти дом их семьи - Везерлих (Weatherleah), точного местоположения которого они не знают.

Жители Коррола посоветуют обратиться к Сабине Лол (Sabine Laul), члену Гильдии Бойцов. Она отметит местоположение Везерлиха на карте героя. Отправляемся на место и выясняем, что вокруг дома бродят огры. Они и разгромили отчий дом братьев.

Возвращаемся в Коррол и рассказываем Гильберту о ситуации, он просит героя уничтожить всех огров, бродящих в округе.

После того, как все огры будут убиты, следует вернуться в Коррол за близнецами, отвести их в Везерлих и получить законную награду.

[Последний третий квест, имеющий отношение к братьям-близнецам Гильберту (Guilbert) и Рейнольду Джемейнам (Reynald Jemane) из Коррола из цепочки из 3х квестов: Separated at Birth, Legacy Lost, Sins of the Father]

В Корроле к вам обратится данмер Фатис Улес (Fathis Ules) и расскажет, что Альберт Джемейн (Albert Jemane), отец Рейнольда и Гильберта, много лет назад украл у Гильдии воров ценную вещь и спрятал ее в пещере Долина Редгардов (Redguard Valley Cave), местоположение которой он отметит на карте. Наша задача - разыскать эту вещь и принести ее Фатису Улесу за вознаграждение.

Прибыв на место и уничтожив всех огров в пещере, с тела их предводителя снимаем меч Почетный меч Коррола (Honorblade of Chorrol). Есть два варианта дальнейшего развития событий:

1. Отдать меч данмеру и получить в награду деньги. Братья Джемейны не поверят в криминальное прошлое отца, а дурная слава героя возрастет на единицу. На этом квест завершится.

2. Отдать меч герольду графини, Лэйту Ваврику (Laythe Wavrick) и получить в награду уровневый Гербовый щит Коррола (Escutcheon of Chorrol), обладающий свойвом отражения удара на нападающего. Следует также рассказать братьям близнецам о прошлом их отца и получить от них дополнительную награду - несколько заполненных камней душ. Добрая слава героя возрастет на единицу.

Примечания. Если вы отдали меч герольду, то попытка выкрасть меч обратно у графини теоретически может увенчаться успехом. Однако меч останется квестовым предметом, выкинуть его из инвентаря или продать Улесу не получится.

После завершения этого квеста возможен такой результат: вы не сможете пользоваться услугами Фатиса Улеса как скупщика краденого Гильдии воров. Некорректное поведение Фатиса Улеса правится неофициальным патчем к Oblivion.

Посетив таверну "Серая кобыла" (The Grey Mare) в Корроле, можно встретить там Валуса Одила (Valus Odiil). Он расскажет о том, что два его сына собираются отбить нападение гоблинов на их ферму (Odiil Farm). Валус попросит помочь его сыновьям. Соглашайтесь и идите на встречу с Антусом (Antus) и Раллусом (Rallus), они будут ожидать героя недалеко от аббатства Вейнон (Weynon Priory).

Братья проводят героя до фермы и будут ожидать атаки гоблинов. Гоблины нападают тремя волнами в количестве 3, 2, 3 по очереди, с различных направлений.

После того, как отбита последняя волна нападающих, братья скажут, что за наградой надо обратиться к их отцу.

Валус Одил продолжает пить горькую все в том же кабаке. При разговоре с ним в качестве награды игрок получит:

Зачарованный клинок Охладитель (Chillrend), если оба брата остались живы,

Награда уменьшится, если один из братьев погиб,

Награды вообще не будет, если оба брата погибли.

Этот квест лучше выполнять раньше, вероятность того, что братья останутся живы, больше.

Данный квест явно инспирирован Лавкрафтовской "Тенью над Инсмутом".

Аргонианка Сид-Ниус (Seed-Neeus), владелица магазина "Северные товары" (Northern Goods and Trade) в городе Корроле, попросит разыскать ее дочь Дар-Ма (Dar-Ma), которая отправилась в местечко Хакдирт (Hackdirt), чтобы доставить товары Этире Мослин (Etira Moslin). Также аргонианка упомянет, что ее дочь отправилась верхом на любимой лошади по кличке Цветок (Blossom), найдя которую, можно быть уверенным, что Дар-Ма где-то поблизости.

Прибываем в Хакдирт. Городок производит жутковатое впечатление, наполовину выжжен, неприветливые жители с выпученными глазами, в церкви странная книга - "Библия Глубинных жителей" - написанная дэйдрицей.

Поговорив с Вландондером Мослином (Vlandhonder Moslin), владельцем местной гостиницы, выясняем, что Дар-Ма не останавливалась у него, однако у героя сразу появятся подозрения насчет правдивости этих слов. Обследуем гостиницу и найдем потерянный дневник Дар-Ма.

Этира Мослин также скажет, что Дар-Ма не прибывала в их поселение. Поблизости от мануфактуры Мослинов (Moslin"s Dry Goods) герой обнаружит пасущуюся лошадку, Цветок. Можно сделать однозначный вывод, что Дар-Ма находится где-то в городке. Однако, Этира Мослин продолжит отрицать прибытие Дар-Ма в поселение. Немного разговорчивее станет Вландондер, сказав, что дочь Сид-Ниус была в Хакдирте, однако он будет утверждать, что не знает, куда она пропала.

На улице к герою подойдет местный житель, Джив Хириэль (Jiv Hiriel), он намекнет, что знает, куда делась Дар-Ма, и назначит встречу в своем доме после 9 вечера. Поговорив с Дживом в назначенное время, узнаем, что Дар-Ма держат в заключении в подземельях, расположенных под городком. Ближайший к месту заключения Дар-Ма вход в подземелья находится в гостинице Мослина (Moslin"s Inn).

Отправившись в гостиницу и проникнув в подземелье, недалеко от входа обнаружим камеру с запертой в ней аргонианкой. Можно сперва перебить всех жителей поселения, спустившихся ночью в катакомбы для отправления ритуалов, и найти на теле одного из них ключ от камеры, а можно тихо взломать дверь камеры и, освободив Дар-Ма, проводить ее к выходу и далее отправить в Коррол к матери.

В награду за успешное спасение дочери Сид-Ниус даст герою урок как правильно торговать (навык повысится на 5 единиц). Если вы следите за прокачкой героя, учтите это увеличение даст вклад в повышение уровня героя (реализовано с помощью функции modpcs ).

Примечание. Внимательный читатель обнаружит, что часть Библии глубинных жителей , написанная дэйдрическими буквами, практически совпадает с текстом другой книги - N"Gasta! Kvata! Kvakis! . Попытки прочесть текст, переписав его латиницей, скорее всего, ни к чему не приведут. Однако еще в "морровиндовский" период пытливые исследователи TES Lore пытались расшифровать книгу слоудского некроманта Н"Гасты. Выяснилось , что это текст про разновидность лягушек ("La Ranetoj"), написанный на эсперанто Stockholm Esperanto Society и слегка измененный. Отношения к миру TES текст не имеет.

Побеседовав с правительницей Коррола графиней Аррианой Валга (Arriana Valga), можно узнать, что из замка была похищена картина, на которой изображен ее покойный муж. Арриана Валга желает, чтобы герой взялся за расследование кражи. В случае успешного расследования, графиня обещает выдать щедрую награду.

По словам графини, в ее личные покои имели доступ только два человека: маг замка Шанель (Chanel) и привратник Оргнольф Мохноногий (Orgnolf Hairy-Legs). Помимо подозреваемых ее светлость рекомендует расспросить следующих людей: капитана гвардии Биттнельда (Bittneld), герольда Лэйта Ваврика (Laythe Wavrick) и распорядителя Орока гро-Гота (Orok gro-Ghoth).

Помимо опроса свидетелей и подозреваемых, герою следует также озаботиться сбором вещественных улик.

Заранее сообщим, что воровка - Шанель, а вот выдавать ее графине по окончанию расследования или нет - решать вам. Для того, чтобы Шанель призналась в преступлении при предъявлении обвинения, надо собрать все 3 вещественных доказательства ее вины и опросить всех свидетелей и подозреваемых. Поиск улик и допросы можно проводить в произвольном порядке. Для того, чтобы обвинить одного из двух подозреваемых, надо сперва предъявить подозреваемому лично обвинения, выслушать его ответ и лишь затем обвинить его перед графиней. В случае, если обвинен будет невинный Оргнольф, графиня, проанализировав доказательства, не согласится с героем, потребует продолжения расследования и уменьшит награду.

Первую улику можно найти в столовой замка Коррол: внимательно осмотрев ковер, герой обнаружит на нем следы краски и на этом основании сделает вывод о наличии в замке тайного художника.

Оргнольф, первый из подозреваемых, при достаточно хорошем отношении к герою сообщит, что в тот вечер он поспорил с мальчишкой-посыльным из-за доставки вина, а остаток вечера провел у себя в комнате. Если отношение к герою у Оргнольфа плохое - вообще откажется от разговора.

Орок гро-Гот скажет, что всю ночь провел в замке, т.к. шел дождь. Также он сообщит, что дважды видел Оргнольфа в западной башне замка (West Tower), где подозреваемый выпивал, однако после угроз орка сообщить графине о пьянстве, Оргнольф исправился.

Лэйт Ваврик расскажет, что заметил за Оргнольфом привычку выпивать и, как следствие этого, привратник часто одалживал денег на очередную бутылку.

На допросе капитан стражи сообщит, что в тот вечер он патрулировал улицы города, а также заметил, что Шанель заходила в западную башню. Когда Биттнельд поинтересовался у нее о причинах пребывания в башне в столь поздний час, Шанель сослалась на проведение магических исследований.

Теперь герою стоит отправиться в западную башню, в которой видели обоих подозреваемых в ночь совершения преступления. Попасть в эту башню можно либо из личных покоев замка (Private Quarters), либо из главной башни (Arch Tower). Зайдя в западную башню, надо спуститься на самый нижний этаж и там найти вторую улику - мольберт с недописанной картиной.

Отправляемся к последней подозреваемой. Шанель скажет, что в ночь совершения преступления она занималась астрологией во дворе замка, затем проследовала в столовую, а оттуда в свою комнату.

Обыскав комнату Шанель, найдем кисти, краски и прочие принадлежности художника - последнюю из улик. Итак, настало время предъявить Шанель обвинения и выслушать ее оправдания.

После предъявления лично Шанель обвинений в краже, она сознается в преступлении (при наличии всех доказательств, если же что-то упущено игроком - придется продолжить расследование и найти недостающие улики) и в свое оправдание скажет, что тоже любила покойного графа и хотела иметь его портрет.

Теперь можно отправляться к графине и отрапортовать о завершении расследования.

В случае, если герой обвинит Шанель, графиня изгонит ее из замка и выдаст награду деньгами и драгоценными камнями (если ранее герой обвинял Оргнольфа, камни исключатся из состава награды). На этом квест завершится.

Если герой сокроет истинную преступницу и дезинформирует графиню, солгав, что ни один из подозреваемых не виновен, а вор, скорее всего, пришел из-за стен замка, за беспокойство графиня заплатит лишь 150 монет. Далее следует рассказать Шанель о вашем душевном порыве, и она, в благодарность, пообещает написать для игрока картину, за которой надо будет зайти к ней через 3 недели. По прошествии указанного срока (появится игровое сообщение), надо будет вернуться к Шанель и забрать картину. Вы сможете поставить мольберт с картиной в любом приглянувшемся вам месте (именно эту картину вы видите на скриншоте вверху данной страницы).

Если вы не найдете Шанель у замка, учтите, она часто прогуливается по площади близ ворот.

МОСКВА, 30 янв — РИА Новости. В интернете стремительно набирает популярность смертельно опасная "игра" для подростков "Новый путь", цель которой — довести участника до самоубийства. На "флешмоб" обратило внимание украинское издание "Вести" .

После того как в интернете начали распространяться так называемые группы смерти, в соцсетях стали внимательно следить за блокировкой сообществ на суицидальную тематику. Тем не менее злоумышленники находят способы втягивать детей в "игру" в обход запретов. Теперь для участия в смертельном "флешмобе" не нужно вступать в группы — вместо этого подростки общаются с помощью "позывных" и ассоциативных изображений. Они размещают у себя на страницах определенные картинки и хештеги, чтобы куратор мог распознать потенциальных участников. О том, что ребенок, возможно, вовлечен в суицидальную "игру", может свидетельствовать аватар с красной пентаграммой на черном фоне.

Правила "Нового пути" ничем существенным не отличаются от печально известного "Синего кита": модератор дает "игрокам" задания, цель которых — довести человека до самоубийства. Подростков, в частности, заставляют наносить себе увечья и присылать куратору фото.

Найти и наказать организаторов "игры" практически невозможно, отмечается в статье. В большинстве случаев доказать причастность определенного лица к доведению до самоубийства нельзя.

"Это дело — утопия. Вычислить модератора очень сложно, а если и удастся, то почти невозможно доказать, что он и есть модератор. Кроме того, почти не доказуем факт попытки доведения до суицида. Если дело даже чудом попадет в суд, всех отпустят", — приводит издание слова директора лаборатории компьютерной криминалистики Cyberlab Сергея Прокопенко.

По информации издания, в украинском Реестре судебных решений было найдено несколько дел по статье "Доведение до самоубийства". Однако пока никого из их фигурантов не наказали.

Ранее в Сети активно распространилась смертельно опасная "игра" "Синий кит", склоняющая подростков к самоубийству. Ее участники делились несколькими хештегами, отсылающими к так называемым группам смерти, которые стали причиной нескольких случаев суицида среди несовершеннолетних в России. Данный "флешмоб" захватил Индию, Бангладеш и многие другие страны мира.

При этом официально подтвержденных данных о смерти подростков из-за участия в "игре" нет.

С 7 июня 2017 года в России ввели уголовное наказание за склонение к самоубийству и вовлечение детей в совершение действий, представляющих опасность для их жизни. Кроме того, установлен механизм пресечения подобной деятельности в интернете.

Опасное поле

Возвращаясь к вопросу со стороны частоты Святого Грааля, мы узнаем, что резонанс Земли находится на уровне частоты абсолютного транса, будто в трансе была сама Земля. Мне было интересно, что могло скрываться за увеличением частоты Земли? Очнется ли наша древняя Мать от сна и выместит ли гнев на своих детей? Не секрет, что Землю загрязняют и что сейчас она наносит нам ответный удар небывалыми колебаниями погоды и переменой климата. Может ли это быть связанным с резонансом Земли? Может ли это быть связанным с загрязнением Земли? Когда люди принимают наркотики или яд, они перестраивают деятельность своих собственных мозговых волн. Не то же ли самое мы делаем с Землей?

Христиане, иудеи и представители различных других религий верят в то, что Бог сотворил Землю за шесть дней и что на седьмой день, соответствующий современному периоду, он отдыхал. Известно, что во время сотворения Земли, с научной точки зрения, планета находилась в хаосе. Ужасные вулканические извержения, столкновения с кометами и метеоритами, землетрясения и изменяющийся с безумной скоростью климат сотворили Землю, на которой мы сейчас живем. В течение этого периода времени электромагнитная активность Земли была намного выше сегодняшней. Она представляла собой бурлящий электромагнитный котел. Сейчас Земля относительно спокойна, она отдыхает на седьмой день. Это подтверждает гипотезу Геи, выдвинутую в прошлом веке, в которой говорится о таком виде сознания, о природе которого можно только догадываться.

Независимо от того, способствует ли возрастающее загрязнение, вызванное нашим капиталистическим обществом, разрушению идеально сбалансированной экосистемы, я понимаю, что человечество активно пытается непосредственно воздействовать на частоту Земли. На Аляске действует государственный проект HAARP (с английского эта аббревиатура переводится как «Программа Высокочастотных Активных Авроральных Исследований»), начавшийся в 1990 году и вышедший на полные обороты в 1998 году. Лаборатория излучает огромное количество волн сверхнизких частот в Резонансе Шумана между 2,8 и 8,2 Гц. На сайте этой программы (www.haarp.alaska.edu ) ее цель формируется следующим образом: «HAARP - научная попытка изучить свойства и поведение ионосферы. Особое внимание уделяется пониманию и использованию ее для усиления систем коммуникации и наблюдений в гражданских и военных целях». Некоторые ученые, например Вильям Дж. Брей, не исключают возможность того, что «ВМФ США стремится использовать антенну (HAARP) только для связи с подводными лодками. Однако деятельность в рамках этой программы может, наряду с экологическими проблемами, иметь серьезные последствия для здоровья людей и животных, не говоря уже о небезопасности использования частоты, которая, как было продемонстрировано, оказывает прямое влияние на поведение биологических объектов (человека и животного) и их физическое здоровье». Более того, миллионы сигналов всех основных теле-и радиокомпаний и других средств массовой коммуникации планеты отражаются ионосферой и попадают вновь на Землю. Мы признаем, но не понимаем, что в иносфере существует вид плазмы в самой распространенной форме вещества, которую часто называют четвертым агрегатным состоянием - наряду с твердым телом, жидкостью и газом. Никто не понимает истинную природу этой плазмы.

Хотя руководители HAARP утверждают: ее воздействие на ионосферу не идет ни в какое сравнение с «земными явлениями, спровоцированными непрекращающейся солнечной активностью», бессмысленно спорить с тем, что солнечные вспышки и солнечная радиация совершенно естественны, и Земля всегда устанавливает равновесие с Космосом. Но, производя выбросы таких сигналов сверхнизких частот в пространство между Землей и ионосферой, в результате мы получим антропогенные ионосферные штормы и климатические изменения, хотя в HAARP утверждают обратное. В чем тут дело? Резонанс Земли не отличается от нашего. Он похож на резонанс мозга человека; его тоже можно настроить, как и любой подобный сигнал. Излучая такие сигналы в это пространство, HAARP и другие лаборатории, из-за невнимательности или по каким-либо другим причинам, увеличивают резонансные параметры Земли, что выбивает ее из естественного равновесия. В мозге образуется скопление волн, которые настраиваются до тех пор, пока все это не «загорится», что может произойти и с Землей. В конце концов эти волны соберутся в общий поток и, помноженные на повсеместное загрязнение, приведут к гигантским и, возможно, катастрофическим климатическим изменениям. Геомагнитные штормы гарантированы, а их электромагнитные воздействия продолжат изменять Землю.

Вместо попыток увеличить сверхнизкочастотное излучение Земли, нужно сосредоточиться на сокращении загрязнения и прекращении экспериментов HAARP и других программ, существование которых держится в тайне, и исследовать влияние коммерческого использования ионосферы средствами (массовых) коммуникаций. В сущности, нам нужно позволить Земле самостоятельно восстановить равновесие. Иначе человечеству, возможно, придется жить на разбуженной Земле или попытаться сдержать резонанс, настраивая его на более низкую частоту.

Если человечество в течение миллионов лет эволюционировало вместе с этой частотой, что произойдет, если она изменится? Сможем ли мы эволюционировать на более быстрой частоте? Если так, в какую сторону? Последствия нашего воздействия на окружающую нас природу будут настолько глубокими, что я с трудом могу себе это представить. Но факт остается фактом: если я оказываю влияние на Землю - она окажет влияние на меня. Другими словами, мы будим спящего великана и закрываем ворота.

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Опасное знание Перевод – К. Леонов Использование гипнотического внушения в криминальных целях существенно повлияло на ход судебного процесса над Эйраудом и Бомпардом в Париже. Решающую роль в этом деле сыграло свидетельство профессора Льежуа, представляющего

Из книги Бессмертие. Тайное знание Древней Руси автора Гонсалес Алекс Рон

Эпилог. ОПАСНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ Зеленый змей дернулся, лязгнув всеми своими сочленениями, и замедлил ход. Потом еще раз дернулся и встал. Теперь уже, похоже, надолго. Судя по тому, что состав загнали на запасной путь, слухи об оползне, повредившем где-то железнодорожное

Из книги Том 7. Планетология, часть IV. Плутон, Хирон, Прозерпина, Лунные Узлы, Лилит и Лулу автора Вронский Сергей Алексеевич

4.2.2. Восходящий Лунный Узел во II поле. Нисходящий Лунный Узел в VIII поле В прошлой жизни индивидуума никто не знал по-настоящему, ни друзья, ни близкие. Его побаивались из-за его причастности к каким-то секретным, таинственным и даже тёмным делам. У данного человека вообще

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 10 автора Степанова Наталья Ивановна

4.2.3. Восходящий Лунный Узел в III поле. Нисходящий Лунный Узел в IX поле Из прошлой жизни индивидуум принёс глубокие знания, тягу к ним и стремление нести эти знания людям. Оттуда пришла его любовь к поездкам и скитаниям. Это был научный червь, который грыз гранит науки, не

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

4.2.5. Восходящий Лунный Узел в V поле. Нисходящий Лунный Узел в XI поле В прошлой жизни индивидуум был великим мечтателем, которому в этой жизни даётся возможность реализовать свои мечты, но борьба между желаниями и реальностью может стать причиной страданий. Определённые

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

4.2.6. Восходящий Лунный Узел в VI поле Нисходящий Лунный Узел в XII поле В прошлой жизни индивидуум жил сверх своих сил и возможностей. Он был погружен в свой внутренний мир и отказывался от участия в общественной жизни. Хотя он не был слеп, но находился во власти собственного

Из книги Шри Ауробиндо. Эссе о Гите – II автора Ауробиндо Шри

4.2.7. Восходящий Лунный Узел в VII поле Нисходящий Лунный Узел в I поле В прошлой жизни торжествовал сильнейший индивидуализм, эгоизм, корыстолюбие. Собственнические чувства не знали предела. Смелость, храбрость, большая самоуверенность – всё это осталось в памяти. В

Из книги автора

4.2.8. Восходящий Лунный Узел в VIII поле Нисходящий Лунный Узел во II поле Человек в прошлой жизни злоупотреблял материальным обладанием, и всё это не забывается до сих пор. Как память прошлой жизни живёт в нём умение зарабатывать деньги и накапливать материальные ценности. У

Из книги автора

4.2.9. Восходящий Лунный Узел в IX поле Нисходящий Лунный Узел в III поле В прошлом индивидуум был вечным студентом, и в этой жизни осталось сильное желание учиться и совершенствоваться любыми путями. Также осталось чувство вины перед братьями, сёстрами, соседями, коллегами,

Из книги автора

4.2.12. Восходящий Лунный Узел в XII поле Нисходящий Лунный Узел в VI поле В прошлой жизни индивидуум был полностью поглощён своей работой. Организованность, дисциплина – были его жизненным кредо, а трудолюбие и работоспособность – его сутью. Он навязывал другим свои взгляды,

Из книги автора

Что делать, если вы идете в опасное место Необходимо сломать ветку и, обмахиваясь ею так, словно вы отгоняете мух, прочитать следующий заговор: Беру с собой крест, уйди от меня, всякий бес. Матерь Божья со мной в пути. Никола Угодник, всякую беду отведи. Слово мое крепко, дело

Из книги автора

Если идешь один в опасное место Перед тем как пойти, нужно сломить ветку, махнуть ею, как бы отмахиваясь от кого-то, и сказать:Бергу с собой крест, уйди от меня, всякий бес. Матерь Божия со мной в пути. Никола Угодник, всякую беду отведи. Слово мое крепко, дело с делом лепко.

Из книги автора

Для уходящих на опасное дело Пребывай (имя) нерушимый, несокрушимый, неубиваемый, непотопляемый, несжигаемый ни огнем, ни мечом, ни сталью, ни от руки, ни от оружия. Да забудут тебя враги твои. Глаза их тебя не узрят, уши их тебя не услышат. Господь с тобой рядом,

Из книги автора

Из книги автора

Глава XIII. Поле и Познающий Поле Чтобы у нас сложилось ясное и полное представление о том, как осуществляется переход души от низшей природы к божественной, Гита в своих последних шести главах формулирует по-новому то знание, которое уже было изложено Учителем Арджуне. По

Из книги автора

Глава XIII. Поле и Познающий Поле 1. Арджуна сказал: Пуруша и Пракрити, Поле и Познающий Поле, Знание и объект Знания, мне хотелось бы этом узнать, о Кешава.2. Благой Господь сказал: Это тело, о сын Кунти, мудрецы именуют Полем; а того, кто его постигает, зовут Познающим Поле.3.

1. Через кошмар

В здании магов Бравила вы встретите аргонианку Куд-ай, которая попросит вас вернуть её друга, Хенантьера, из так называемого Мира Грёз. Следуйте за ней в близстоящий дом, возьмите у неё амулет, оденьте его и ложитесь в кровать.
Вы оказываетесь во сне, где встречаете Хенантьера собственной персоной. Он расскажет, что потерял 4 вещи, которые вам и надо найти, пройдя 4 испытания.

  • Испытание терпения
В нём вы должны просто дойти до конца, решив три головоломки. Решаются они так:
  1. прямо, прямо, налево, прямо, прямо, прямо.
  2. прямо, прямо, налево, налево, прямо, прямо, направо, прямо, направо, направо, прямо, прямо.
  3. прямо, прямо, прямо, направо, направо, направо, направо, прямо, прямо, направо, прямо, прямо, налево, налево, налево, назад, налево, налево, налево, налево, прямо, прямо. Идёте и подбираете Элемент терпения .
(с хорошей дальностью прыжка - то есть с высоким уровнем акробатики, можно просто "перепрыгать" эти головоломки - прим. NETRAT)
  • Испытание решимости
В нём вы должны сразиться с двумя далеко неслабыми минотаврами. Несмотря на то, что перед битвой вы сможете взять нужное снаряжение, битва будет тяжёлой, а в результате сражения вы подберёте Элемент решимости .
  • Испытание восприятия
В нём вам надо пройти по узкой тропинке над пропастью, избегая ловушек: камнепадов, маятников, ядовитого газа из пола и падающих плиток. В итоге - Элемент восприятия .
  • Испытание смелости
Финальное испытание, в нём надо проплыть под водой длинный туннель. Поможет вам зелье моря. Одно вы найдёте в самом начале испытания, другое - в его процессе. Доплыв до конца, вы попадёте в грот мужества и подберёте Элемент мужества .

Отдайте все элементы Хенантьеру, и вы вернётесь назад, получив в награду Свиток (заклинание, содержащееся в свитке зависит от уровня героя).

2. Призрачный корабль Анвила

В порту Анвила находится корабль "Пробужение змеи". На его палубе стоит женщина, Варула, собственно, хозяйка корабля. Ей нужен хрустальный шар, находящийся в трюме. Сама же она его достать не может, т.к. кто-то убил всех моряков, и теперь корабль населяют их призраки. Она попросит вас достать его. Ничего трудного в этом квесте нет, заходим на корабль, убиваем всех призраков и добываем необходимый нам шар, находящийся в сундуке. Затем возвращаемя к Варуле и получаем в награду меч - "Красная волна" , зачарованный на высасывание здоровья.

Примечание : не забудьте, что призраки неуязвимы к обычному оружию. Будьте готовы применять магию или использовать зачарованные вещи .

3. Паранойя

Прогуливаясь по улице в южной части Скинграда, вы повстречает эльфа по имени Глантир. Он первым подойдёт к вам и предложит встретиться за часовней в полночь. Придя туда, эльф расскажет вам о своих подозрениях. Он считает, что за ним все следят, и попросит вас удостовериться в этом. Первой, за кем вы должны понаблюдать, будет Бернадетта Пенелис, вторым - Тутиус Сектиус, а третьим - Давид Сурили. Вы можете честно наблюдать за подозреваемыми с утра до ночи, а можете просто отвечать наугад. Если вы будете отрицать вину всех трёх подозреваемых, то Глантир набросится на вас, и вам придётся убить его. Если откажетесь ему помогать, то он сам расправится со всеми подозреваемыми. Если обвините кого-нибудь из них, то обвиняемого ждёт расправа. После каждой удачной слежки вы будете получать золото в качестве награды.
(Вы так же можете сказать что он оказался прав на счет одного из подозреваемых, тогда он попросит его убить, после этого можно рассказать обо всем жертве или страже, тогда они сами учинят расправу. В подвале дома Глантира вы можете обнаружить его записки, в которых он возлагает большие надежды на своего "нового агента" и как он реагирует на ваши отчеты - прим. NETRAT)

4. Утопленный

На северо-востоке от Кватча вы найдёте заброшенную ферму Шеткомб. Обыскав её, в тарелке на столе вы найдёте записку, в которой говорится, что её автор, Слит Сенинжи, поклоняется божеству под названием "Утопленный" и с целью приношения даров он отправляется в пещеру "Песчанник". Уничтожая на пути всё живое, вы найдёте тело Слита и самого невесть откуда взявшегося атронаха Утопленного. В награду вы не получите ничего.

5. Нулевая видимость

К северу от Имперского города находится деревня Эльсвелл. Добравшись туда, вы не обнаружите никого. Зайдите в трактир, и к вам подойдёт его владелец, Дирам Серети, полностью невидимый! Он расскажет, что все жители деревни стали невидимыми из-за мага Анкотара, который не пожелал жить в Эльсвелле и перебрался в Форт - Карактакус. Дирам попросит разыскать его и помочь жителям. Отправляйтесь на юг, в форт. Встретить мага вы сможете либо снаружи, либо внутри. В первом случае идите по стрелке и ждите, пока Анкотар найдёт вас сам. Во втором - войдите в форт и, уничтожая невидимых животных, ищите невидимого мага. Найдя вас, Анкотар расскажет вам, что он захотел сделаться невидимым, не зная, что заклинание подействовало на всех. Он даст вам свиток видимости, который вам надо будет использовать в центре деревни. Благодарный Дирам Серети в качестве награды позволит вам бесплатно спать в его трактире .

6. Одинокий страж

В Бравиле зайдите в "Серебнянный дом на воде" и поговорите с Гилгондорином. Он расскажет, что по вечерам в районе лагеря "Баунуотч" каждую полночь появляется призрак и смотрит куда-то вдаль. Сам Гилгондорин с удовольствием отметит на вашей карте местоположение этого лагеря. Прибыв туда ночью, вы увидите призрака. Сначала он будет долго стоять в лагере, а затем медленно пойдёт вдоль берега. Вам надо проследовать за ним. Заговорить с ним не получится. Когда он остановится, можно будет установить контакт. Призрак расскаже, что он был моряком и погиб рядом с порогом под названием "Оскал Пантеры". Возвратившись в "Серябрянный дом на воде", поговорите с Гилгондорином, и он обозначит это место на карте. Дойдя до порога, вы увидите стоящий на мели разбитый корабль "Эмма Мэй". Зайдите внутрь. Оказывается, весь корабль кишит призраками. Убивая их, проберитесь на нижнюю палубу и у последнего подберите ключ. Откройте дверь, и вы увидите скелет нашего стража. Освободите его, и в награду получите карту, на которой обозначены сокровища. Идите к лагерю "Чёрный пёс". Зайдите в воду и занырните. На глубине между скал будет сундук. Там и есть ваша награда.

7. Смертельно опасное поле

В Корроле в трактире "Серая кобыла" вы встретите Валуса Одиила. Он слишком обеспокоен - его сыновья отправились защищать семейную ферму от гоблинов и не вернулись. Вас просят найти их. Идите на юг от Коррола и встретите их обоих. Сначала они удивятся вам, а затем согласятся принять вашу помощь. Идите за братьями на ферму и отражайте атаки гоблинов. После обороны фермы вернитесь к Валусу. Старик будет очень рад и подари вам зачарованный меч - "Охладитель" .
(Если братьев убьют, то вместо мача вы получите немного денег - прим. NETRAT)

8. Орден добродетельной крови

В Xрамовом районе к вам подбежит Ралса Норвало и предложит сходить в дом Серидура. Зайдя туда, вы узнаёте, что дом служит местом сбора членов Ордена добродетельной крови. Основатель ордена, Серидур, даёт вам задание: найдите и убейте вампира Роланда Дженсерика. Заглянув в его дом, на столе обнаруживаем записку, в которой говорится о некой хижине, которую нам и надо посетить. Находится она на востоке от Имперского города. Внутри мы застаём самого Роланда, который уверяет вас, что он не вампир, и утверждает, что вампиром как раз является основателя Ордена. Чтобы в это убедиться, Роланд посылаяе вас к торговцу книгами Финтиасу. От него вы узнаёте, что Серидур частенько заглядывает к нему, а один раз упамянул о Мемориальной пещере. Туда мы и направимся. Находится пещера на юго-востоке от Имперского города на берегу озера. В пещере, оказывается, находится логово вампиров! Продираясь с боем, в конце пещеры вы находите Серидура, которого надо прикончить. Сделав это, возвращаемся к Роланду, сообщаем ему эту радостную новость и направляемся в дом Серидура и получаете награду - Кольцо солнечного огня .

9. Обман сирен

Находясь в Анвиле, поговорите с Мэнлорном в "Полном кубке". Он расскажет, что в городе орудует банда женщин, грабящих женатых мужщин. Встретить их можно здесь же, вечером. Вам посоветуют поговорить с семейной парой Гоганом и Маэлоной. Маэлона расскажет, что банда охмурила её мужа и ограбила его, украв кольцо. Гоган подтверждает это. Встретив члена банды Фаустину, возможны 2 варианта:

  • Ваш персонаж - мужщина. Тогда вас заманят на ферму Гведена, что к югу от Анвила, и набросятся на вас. Придётся всех убить.
  • Ваш персонаж - женщина. Тогда вам предложат пойти на ту же ферму и вступить в банду. Вариант только один - отказаться. Опять же, на вас набросятся, и вам надо будет всех убить.

После битвы в дом ворвутся Маэлона и Гоган, которые, оказывается, скрытые агенты стражи. Вам дадут золотo + вы можете взять всё то, что плохо лежит на ферме.

10. Охота

В Бравиле пораспаршивайте людей, и вам скажут, что у Урсанны Лош, жительницы Бравила, промал муж. Для более подробной информации нам надо навестить её. Живёт она в Алерона Лоша. От неё вы узнаете, что Алерон, её муж, был азартным игроком и задолжал одному орку кругленькую сумму. В постоялом дворе "Одинокий проситель" вы встретите орка по имени Курдан гро-Драгол. Чтобы найти Алерона, вам надо будет найти фамильный топор, для этого идите на пристань, садитесь в лодку и плывите до Форта-Грифа. Там вы встречаем пропавшнго. Нам сообщают, что это ловушка и никогого топора не существует. Чтобы выбраться, вам надо зайти в сам Форт и, продирая через ловушки и крыс, убить трёх охотников. У последнего будет нужный нам ключ. Выходите из Форта, и вы увидите как Курдан гро-Драгол убивает Алерона. Поговорив с ним, вам придётся убить его. Подобрав ключ, возвращайтесь в Форт. Помните решётчатую дверь, закрытую на ключ? Нам туда. Повернув рычаг, выходим на свободу.Возвращайтесь к Ураснне и сообщите ей печальную новость. В награду получите книгу - Биографию Королевы - Волчицы , а также Повышение красноречия .

11. Поднять завесу

Поговорите с графиней Нариной Карвейн в Бруме. Оказывается, она является коллекционером, а для полноты её коллекции необходим только один предмет. Это Драконий камень безумия. Предположительно он находится в руинах "Белого Прохода". Вам дадут карту с обозначенным на ней проходом и ориентирами и дневник с записями гонца. Для начала идите на северо-восток и найдёте первый ориентир. Это скала "Коготь дракона". Если от неё идти на запад и чуть-чуть на север, то вы найдёте второй ориентир - Чавсового. Пройдя от него на север, уничтожая бесов, вы увидите вход в пещеру "След земли". Зайдите внутрь. Обходя ловушки и убивая животных (крыс, волков), вы найдёте скелет гонца и его последние записи, в которых говорится, что пещеру заселяют волки (это мы уже поняли) и человекоподобные существа (огры). Убивая вышеописанных товарищей, продираемя к выходу. Вы вновь оказываетесь снаружи. Идите по дороге, здороваясь с ограми, в результате найдёте вход в "Пасть змея".
Вот здесь и начнётся самое нудное. Идите, истребляя скелетов, сначала в "Чешую змея", затем в "Клыки змея", и наконец в "Яд земли". Увидев призрака Командующего форта, скажите, что вы принесли ему приказы. Он уйдет через стену, а перед вами откроется тайная комната, где и будет лежать наш артефакт. Берём его, очищаем сундуки от содержимого и возвращаемся к графине. Она то ли обрадуется, то ли удивится, но всё равно наградит вас Кольцом глаза гадюки .

12. Преданное братство

В Бруме ходят слухи, что в городе объявился настоящий охотник на вампиров по имени Рейнил Дралас. И уже приступил к работе. Первой жертвой его деятельности стал Брадон Лирриан. Вам надо расследовать это дело. Идите в дом Брадона и поговорите со стражником, затем с женой убитого. Она скажет, что до сих пор не верит, что её муж был вампиром. Пораспрашивайте владельцоев трактиров и вы узнаете, что Рейнил остановился в таверне Олава. Сам Олав оказался неразговорчив, но пара монеток - и у нас уже есть ключ от комнаты охотника на вампиров. За комодом находим дневник Геленбура и показываем его капитану стражи Кариусу Рунеллусу. Он назначит вам встречу вечером, в таверне всё того же Олава. Там вам он расскажнт, что предположительно Рейнил Дралас находится в пещере "Северный камень". Идём туда, убиваем охотника, находим затопленный сундук и забираем Земляной амулет. Его надо отнести жене погибшего. Оказывается, что амулет не простой, а зачарованный. Произнеся волшебное слово, Эрлин (жена Брадона) отдаёт вам амулет в истинном виде - Амулет скорости .

13. Тень над Хакдиртом

Когда вы окажетесь в Королле, вы встретите аргонианку по имени Дар-Ма. Она попросит вас как-нибудь заглянуть в магазин "Северные товары", котором владеет её мать, Сид-Ниус. Через несколько дней, оказавшись в Королле, поговорите с Сид-Ниус, и она расскажет, что её дочь отправилась в Хакдирт, городок южнее Коррола, с целью доставки товаров некой Этире Мослин и пропала. Вам надо найти Дар-Ма. Сид-Ниус подскажет, что если вы найдёте Цветка (лошадь Дар-Ма), то и сама пропавшая должна быть рядом. В развалинах под кустом находится люк. Забираемся туда. Идём и видем, что Дар-Ма заперта за решёткой. Берём лежащий ключ и открываем дверь, а затем вместе с заключённой выбираемя наружу. На вас сразу набросятся. Перебив всех, следуйте за Дар-Ма, которая найдёт своего коня. Теперь смело возвращайтесь в Коррол и идите к Сид-Ниус. Счастливая мать не сможет вам заплатить, но повысит ваш навык в торговле.
(Лично мне удалось предварительно наведаться в Хардкирт и изучить его подземку, перебив всех ее обитателей, плохо только то что у них ничего не было, и они отреспаунились когда я взял этот квест, и набрасывались сразу как только я залез в поздемку - прим. NETRAT)

14. Две стороны монеты

В Бруме ходят слухи, что у Арноры Аурии кто-то похитил деньги. Поговорив с ней, вы узнаете, что она помогала своему мужу Йорунду заниматься бандитизмов. Ожнажды, заполучив немалую сумму денег, они оба закопали их. После того, как Йорунда посадили в тюрьму, она захотела откопать их, но их не оказалось на месте. Ваша цель - наведаться в тюрьму и выпытать у Йорунда, куда он перепрятал деньги. Зайдя туда, скажите стражнику, что хотите навести заключённого, а затем заведите беседу с Йорундом. Он не будет разговаривать с вами, думая, что вы на стороне стражников. Ударьте кулаком пристально наблюдающего за вами охранника. И, какое совпадение! Мы оказываемся как раз в нужноу камере. Йорунд расскажет совершенно другую историю. Его жена была главарём, и однажды она его подставила. Он жаждет мести. Если вы принесёте в доказательство амулет его жены, то он скажет вам, где он зарыл золото. Отсидите свой срок и возвращайтесь к Арноне. Лучший вариант - сказать, что вы на стороне её мужа. Убейте ей и подберите ключ. Спуститесь по лестнице и откройте ключом сундук, стоящий рядом с кроватью. Там и будет настоящий амулет. Отнесите его Йорунду, и узнаете, что золото находится на севере от Брумы, а именно в сундуке рядом с камнями. Всё, что там находится и есть ваша награда.

15. Продажность и совесть

Пообщайтесь с жителями Чейдинала и вы узнаете, что начальник стражи, Ульрих Леланд, придумывает новые законы, лишь бы штрафовать людей, а деньги забирает себе. Подробную информацию вы можете узнать у Ллеваны. К ней мы и направимся. Она расскажет, что новый начальник совсем обнаглен, штрафует по пустякам, а у друга Ллеваны Алдоса Отрана даже конфисковал дом. Единственным, кого волнует эта проблема, является помощник начальника стражи Гаррус Дареллиун. Обитает он в замке, туда мы и направимся. Поговорите с ним. Гаррус согласился бы предъявить обвинения, но без свидетелей он не согласится пойти на это. И он попросит вас уговорить вышеописанного Алдоса Отрана свидетельствовать. Поговорите с ним. Он будет решительно настроен вернуть себе дом. Алдос начинает угрожать стражнику, охраняющему дом. В результате начинается битва, и Алдос погибает. Это станет грустной новостью для Ллеваны. Он попросит вас заманить Ульриха к ней в дом, чтобы убить его. Но лучше избрать другой путь. Поговорите с Гаррусом, который даст вам ключ от комнаты Ульриха. Пройдите в башню, где собственно и находится эта комната, и подберите в комнате с книги записку. Сообщите о ней Гаррусу, и вам буде назначена встреча в таверне "Чейдинальский мост". Через 2 часа приходите туда и узнаете, что Ульрих был посажен в темницу, а Гаррус был назначен новым начальником стражи. Награда - золото.

16. Нечестная конкуренция

В торговом районе Имперского города поговорите с Дженсин, хозяйкой магазина "Почти новые товары Дженсин". Она расскажет, что в городе есть один торговец, Торонир, который продёт товары по очень низким ценам. Нам надо узнать, откуда? Идём в "Бездонный кошелёк" и говорим с Торониром. Он откажется вам рассказывать, откуда берёт товары, но намекнёт, что у него есть связи. После закрытия магазина последите за ним. Сначала он пойдёт в трактир, затем завернёт за свой магази, где встретится с неким Агамиром, который и является поставщиком товаров. После разговора начните слежку за Агамиром. Он приведёт вас к своему дому. Дождитесь момента, когда он выйдет, и забирайтесь в дом. Пройдите в подвал. Везде разбросаны черепа, лопаты, но нам нужно более существенное доказательство. Эти может послужить список недавно погибших людей. Оказывается, Агамир разрывает могилы, а одежду с мёртвых продаёт Торониру. Отнесите список Дженсин, затем Торониру. Он испугается и попросит вас остановить Агамира от последующих осквернений могил. Идём к имперскому дворцу и внимательно осматриваем могилы. Скоро вы заметите, что с Фамильного мавзолея Трентиусов содрана табличка. Заходим внутрь и видим, что Агамир и его товарищ спокойно раскапывают могилу. Убейте обоих и подберите ключ от двери. Нужно доказательство смерти Агамира. Подберите лопату и несите её Торониру. Он будет рад, покончит со своими товарами и с удовольствием вступит в сообщество торговцев. А благодарная Дженсин наградит вас золотом.

17. Непредвиденное путешествие

Квест начинается сам собой, если вы захотите поспать на "Плавучей таверне" в Уотерфронте. После пробуждение вы обнаружите, что корабль вышел в открытое море. Вам надо разобраться, почему? Выйдя из своей комнаты, вы наткнётесь Линча, члена банды "Бандиты Чёрной Воды". Оказывается, именно они и захватили корабль. Пожелайте ему спокойной ночи и подберите ключ. Вам станет известно, что вышибала (он же и рулевой корабля) заперт в трюме, а капитан - в своей каюте. Поднимитель на палубу и встретите второго разбойник по имени Минх. Сделайте с ним то же, что и с предыдущим. Подберите ключ. Поднимитесь по небольшой лестнице и выйдите наружу. Вокруг голубое море, светит солнце, пейзаж портит пират по имени Ярость. Это не проблема, избавтесь от него и подберите очередной ключ, теперь от каюты капитана. Сообщите вышибале, что путь к рулю свободен, и он доставит вас обратно. В это время зайдите в каюту капитана, и вы увидите главаря банды Селену. Чтож, придётся и прикончить её. Капитан Ормил отправит вас поспать. А после сна вновь заведите с ним беседу и получите свою награду - золото.

18. Холсты в замке

В Корроле поговорите с графиней Валгой. Она попросит вас найти украденную картину. Вы получите список всех обитателей замка. И с каждым из них надо поговорить. Этот процесс я описывать не буду, т.к. здесь ничего трудного. Приступим к поиску улик. Из слов одного из обитателей, а именно капитана стражи, вы узнаете, что Шанель часто посещает западную башню. Туда и направимся. Спуститесь в люк, расположенный за ящиками, и вы увидите первую улику. Это картина. Поговорите с самой Шинель. В беседе она упомянет о том, что заходила в обеденный зал. Идём туда и находим вторую улику - следы на ковре возле стола. Теперь загляните в комнату Шанели и осмотрите пюпитр. Вы обнаружите, что Шинель прячет там кисти и палитру. Теперь у вас достачно улик, чтобы обвинить Шинель. Предъявите доказательства Шинели, и она признается, что именно она украла картину, т.к. очень любила графа. Идите к графине. Увас ести два пути: обвинить Шинель или же сообщить, что никто не виновен. В первом случае ваша награда будет больше, а во втором - Шинель нарисует вам картину , за которой вы должны будете прийти через три недели. Картина может украсить ваш дом.

19. Слёзы спасителя

В Лейавиине в гильдии магов поговорите с хаджитом С-Драссом. Это коллекционер. Он попросит вас найти ему 5 редких кристаллов под названием "Слёзы Гарридона". Отправляйтесь в Университет Таинств Имперского города и поговорите с Жульен. Она расскажет вам историю про рыцаря и отправит в торговый район за покупкой книги "Закат рыцарства". В ней вы узнаете, что для путешествия вам необходима очищенная морозная соль. Купить её вы сможете у той же Жульен. Советую ещё раз сходить к С-Драссу и получить у него 5 "Зелий защиты от мороза". Пришло время отправится в путешествие. Нам нужно добраться до "Поляны морозного огня". Вход в неё находится в "Пещере морозного огня". Сама пещера расположена на северо-востоке от Имперского города и на юго-востоке от Брумы. Уничтожив нескольких животных, заселяющих пещеру, вы доберётесь ко входу на "Поляну". Пройдите немного вперёд и уничтожьте ледяного атронаха. Пришло время заняться поиском слёз. Они очень мелкие и их трудно заметить. На рисунке обозначены их местоположения:

Собрав все, возвращаемя к С-Драссу и отдаём камушки. В награду получаем золотo .

20. Имперская корруция

В Имперском городе ходят слухи о неком коррумпированном страже, который вымогает деньги у торговцев. Зайдите к уже известной нам Дженсин, и она сообщит вам имя стража. Это Ауденс Авидиус. Для решения проблемы обратитесь к любому стражнику, и вам укажут на капитана стражи Иеронимуса Лекса. Но он окажется слишком занят поиском Серого Лиса, что перенаправит вас к другому командиру по имени Итиус Гайн. Поговорите с ним. Он и рад помочь, но ему нужны два свидетеля. Обратитесь к Дженсин. Она напрочь откажется давать показания. Но есть ещё два свидетеля: Руслан и Луронк гро-Грурзог. Их придётся как следует поломать, и в результате они согласятся дать показания. Благодаря Итиусу Гайну Ауденса посадят в тюрьму.

21. Проблемы с гоблинами.

Если вы пойдёте на северо-восток вдоль реки Корбель, вам повстречается лагерь Крестбридж. Поговорите с Бартелем Гернандом, и он расскажет вам о своей беде. Оказывается, крестьяне давно хотят основать поселение и уже выбрали место (Кропсфорд), но им мешает война двух племён гоблинов. Их битвы происходят именно в центре Кропсфорда. Вас попросят помочь. Поговорите с лучницей Мирисой, и она предложит вам два пути решения проблемы: либо вы крадёте тотем из логова "Лесистый утёс", либо убиваете шамана из пещеры "Надломленное дерево". Выбор за вами. Если вы избрали первый вариант, то идите в пещеру и либо украдите, либо убейте вождя и возьмите тотем. Если второй вариант - в пещере найдите и убейте вождя. В обоих случаях сопротивление не должно оказаться большим (правда я один раз наткнулся на отряд гоблинов) и вы с лёгкостью выполните задание. Возвратитесь к Мирисе и расскажите о подвиге. Доложите Бартелу, что крестьяне могут теперь спокойно отстраивать поселение, а вас пригласят навестить его через несколько недель. Наградой может послужить сам тотем , стоимость которого несколько тысяч золота!

22. Древнее вино

К западу от Имперского города находится таверна "Ваунет". Его владелица, Нерусса, коллекционирует вина. Её просьба - найти шесть бутылок вина изгнания теней. Находятся они в различных фортах. Вот некоторые из них:

  • Форт-Властарус
  • Форт-Аурус
  • Форт-Гриф
  • Форт-Ирония
  • Форт-Кармала
После того, как вы принесёте шесть бутылок, вы получите 1000 золота , а за последующие - по 100 золота за бутылку.

23. Мазога Орк

В замке Лейавиина поговорите с графом Мариусом Каро. Он расскажет, что в замке появился орк, точне орчиха по имени Мазога. Но никто не знает, что ей нужно. Это нам и надо узнать. Заведите беседу с орчихой, и она скажет, что ей нужно поговорить с аргонианином Вибам-На. Идите к нему в дом и путём уговаривания или подкупа заставьте его идти к Мазоге. Оказывается, Мазоге надо добраться до "Скалы рыбака", а Вибам-На не согласился провести её. Предложите ей свои услуги и следуйте на север от города по правому берегу реки. "Скалой рыбака" окажется лагерь бандитов, с которыми Мазога начнёт бой. Помогите ей. Как только все будт мертвы, подберите то, что вам нужно, и возвращайтесь назад к графу.

24. Рыцари Белого Жеребца

Это задание вытекает прямиком из предыдущего. Мариус Каро попросит вас убить главаря банды "Чёрных луков", орка по имени Чёрный Бруго. Отправляйтесь в местечко под названием "Телепе", что к северо-западу от города, и ждите полуночи. Затем заходите внутрь. Расправтесь со всеми членами банды, при этом забирая полезные вещички и подбирая чёрные луки (зачем, скажу ниже). Подберите ключ с тела главаря и нажмите кнопку на стена. Опустится дверь, а в контейнере вы подберёте 300 золота . Возвращайтесь к графу и получайте награду - щит с гербом Лейавиина , а также ключ от постоялого двора "Белый жеребец" . Но это ещё не всё. Помните собранные луки? Отдайте их графу и за кажды получите 100 золота.
(После выполнения этого задания, вас с Мазогой, разумеется, если она останется в живых, посвящают в Рыцари Белого Жеребца, вроде как гильдия - прим. NETRAT)

25. Рыбалка

На западе от Имперского города находится домик Вейе. Там живёт рыбак Элвин Меровальд. Поговорите с ним, и вы узнаете, что он заключил контракт с алхимиком. Его обязанностью является добыча чешуи. Но вот беда: его укусила рыба-убийца и он не может выполнить эту работу. Поможем ему! Нырныте в озеро и начинайте уничтожать рыб-убийц, собирая чешую. Как только вы соберёте 12 штук, вернитесь к Элвину и отдайте ему чешую. Обраадованный рыбак подарит вам зачарованный амулет .

26. Когда нарушают клятву

К северу от Анвила вы найдёте ферму Витмонд. Маэва Полногрудая, её хозяйка, просит вас найти и вернуть семейну реликвию - булаву "Дробитель скал", которую украл её муж, Бжалфи Презренный. Сейчас он скрывается в Форте-Странде, что к юго-востоку от фермы. Отправляемся туда. Продираемся, убивая бандитов, ко входу во внутреннее помещение. Там, убив очередного бандита, видим, как Бжалфи мирно беседует с колдуном-вампиром. Прервём эту беседу, а с тела подберём "Дробитель скал". Возвратитесь к Маэве, которая отблагодарит вас, подарит упомянутую выше булаву и даст немного золота .

27. Разлучённые с рожденья

Будучи в Корроле, поговорите с пьяницей Рейнольдом Джеманом в "Серой Кобыле". Он даст вам 50 золота и расскажет, что многие достают его вопросом: "А я не видел тебя в Чейдинале?" Кто же там такой, похожий на Рейнольда? Отправляемся в Чейдинал и расспрашиваем людей. О Рейнольде никто не знает, зато вам расскажут о неком Гилберте Джемане. Однофамилец? Врядли. Ищем его. Оказывается, это двоюродный брат-близнец. с детства их разлучили, и каждый из них не знал, что другой жив. Через несколько часов идите в Корролу, в дом Рейнольда Джемана. Вас ещё раз поблагодарят и как бы невзначай упомянут о Везерлехе.

28. Потерянное наследие

Везерлех - имение братьев Джеманов. Но давно его захватили огры, и братья не могут туда попасть. Разумеется, мы должны им помочь. Расспросите граждан, и вам скажут, что кузнец Гильдии бойцов Сабина Лаул должна знать о Везерлехе. Идём в гильдию и узнаём, что дом находится точно к югу от Коррола. Придя иуда, убиваем нескольких огров и возвращаемся к братьям. Они попросят вас сопроводить их. Это не проблема. Гилберт Джеман будет очень рад и попросит навестить их через некоторое время.

29. Отцовские грехи

Через некоторое время после событий предыдущего квеста по городу поползут слухи о неком Тёмном эльфе, разыскивающем братьев Джеманов. Скоро он доберётся и до вас. Это Фатис Улес. Он расскажет, что отец Джеманов был профессиональным вором и работал на него. Однажды, по поручению самого Улеса, Алберт Джеман украл меч Коррола, а вместо того, чтобы продать Фатису, он спрятал его у себя в имении. Как нам известно, имение было разграблено ограми, а мечь был похищен и спрятан в пещере под названием "Долина Редгардов". Нам надо достать меч. У входа в пещеру надо убить гоблинов-охранников и зайти внутрь. Саму пещеру населяют огры. Они очень медлительные создания, поэтому отлично выносятся с лука. Пройдя до конца, уничтожте главаря огров и подберите с его тела меч. Теперь у вас 2 варианта:

  • Вы относите меч Фатису Улесу, а в награду получаете 1500 золота .
  • Вы относите меч в замок и получаете зачарованный щит , а Гилберт даст вам несколько камней душ. Но в этом случае Фатис Улес, который является скупщиком краденного, станет недоступен вам.Что вам нужнее - вам выбирать.

30. Кто раздражает богов

В Лейавиине ходят слухи, что с некой Росентией Лалленус произошло что-то странное. От еёд дома воняет, а сама она перестала появляться на улице. Иди к ней в дом и увидите интересную картину. Сама хозяйка ходит по дому с посохом на спине, а за ней дружно бегают четыре дружелюбных скампа. Поговорите с Росентией. Оказывается, она купила посох вечных скампов у странствующего торговца, а избавится от них не может. Единственной, кто может помочь решить эту проблему, являтся Алвес Увеним, волшебница Гильдии магов. Порасспрашивая её, вы узнаете, что от посоха можно избаваится только одним способом - отнести его в пещеру "Чёрный фатом" (на западе от города), а затем скинуть где-нибудь рядом с находящимся там святилищем Шигората. Отправляемся в пещеру, заходим внутрь. Пробиваясь через скампов, вы доберётесь до святилища. Кидайте посох и возвращайтесь к Росентии. Она подарит вам зачарованное кольцо .
(Лично мне на 20 уровне пришлось пробиваться через даэдротов - прим. NETRAT)

31. Похититель картошки

К югу от Имперского города находится таверна "Фарегилл". Если вы туда загляните, то обязательно поговорите с хаджиткой С-Жиррой. Она выращивает картофель, причём картофель огромного размера. Но однажды кто-то украл весь картофель, а он необходим для её фирменного хлеба. Единственное, что помнит хаджитака - это то, что похититель был огромного роста. Она обещает вас щедро наградить. Идите на запад, и вы увидите одинокого огра, спокойно гуляющего вдоль камней. Как ни странно, именно он и является похитителем. Убейте его, а с тела подберите украденный картофель. Отнесите его С-Жирре и вместо награды получите... хлеб! Да-а, но как ни как награда.

32. Перевернуть все камни

В таверне "Имперский мост" на берегу реки "Серебряная рыба" живёт эльф Летнилиан. Поговорите с ним. Он расскажет, что изучает Велкиндские камни. А однажды, в пещере "Ежевичная поляна" на него напали животные, и он был вынужден бежать. Но по пути уронил свои записи. Нам надо достать их. Отправляйтесь в ту самую пещеру. Она насена только животными и бесами, но это компенсируется тем, что сама пещера большая и состоит из трёх уровней. Спокойно уничтожая живность, вы увидите велкиндские камни. Рядом с ними вы найдёте ящик, а в нём - записи Летнилиана. Отдайте записи их хозяину, и в награду получите несколько зелий .

33. Поиск своих корней

Если вы увлекаетесь алхимией и часто собираете травы для зелий, то наверняка вы встречали вот этот цветок:

Это корень Нирна. Как только вы впервые подберёте его, то сразу станет доступно задание - "Поиск своих корней". Вам надо будет поговорить с ахлимиком, чтобы более подробно узнать о цветке. Поговорите с любым алхимиком. Вам посоветуют навестить Синдериона - алхимика, живущего в подвале таверны "Западный лес". Он скажет, что этот ингридиент необходим для создания эликсира исследования. Первое место, куда стоит направиться - роща "Тенистая листва". Соберите несколько растущих там цветко. Это растение очень редкое. Растёт оно всегда рядом с водой. Советую не делать это задание активным. Лучше собирать растения во время других свои приключений по Киродиилу. Есть ещё один хитрый способ добычи корней Нирна. После полного прохождения гильдии магов в Университе таинств вам станет доступен волшебный сундук. Прежний архимаг был алхимиком, и ему вечно требовались ингридиенты. Поэтому, положив несколько корней в сундук, через некоторое время вы сможете взять их оттуда в большем количестве. Как только вы соберёте 10 корней, возвратитесь к Синдериону. Он даст вам слабое зелье исследования. Для средщнего, сильного и великого зелий исследования вам будут необходимы 20, 30 и 40 корней Нирна соответственно. Но это ещё не всё. За каждый последующий принесённый цветок вы будите получать золото.

34. Покой гробокопателя

К северу от Имперского города есть таверна "Рокси". Её хозяйка, Малена, просит вас убить некромантку по имени Раэлин Гробокопательница. Сама некромантка живёт в пещере "Мшистая скала" к северу от таверны. Идём туда и заходим внутрь. По пути к некромантке сопротивления вы не встретите практически никокого. Взломав дверь, убиваем Раэлин и идём назад в таверну. Награда - золото.

35. Сезон охоты на медведей

К западу от Скинграда расположена ферма "Скальные осколки" Его владельца, фермера Торли Этелреда, постигла беда - группа медведей наведалась к нему на ферму и похищает овец. Всего медведей шестеро, расположены они вокруг фермы. Вам надо всех их уничтожить. Идите по часовой стрелке и со словами "Я тут не причём!" убивайте одного за другим. Не забудьте подбирать с их тушек клыки. Это послужит доказательством. Вернитесь к фермеру и отдайте клыки. В награду получите зачарованную книгу - "Историю мастера Зоарайма".

36. Рейд на Грейлэнд.

На дороге возле конюшни Лейавиина "Пять всадников" вы всретите стражника Лерексуса Каллидуса. Он хочет покончить с бандой торговцев скуумой в этом районе. Скрываются они недалеко, в небольшом доме "Грейлэнд". Вы должны отправится туда, убить главаря, данмера Кулиуса Лонаво, и доставить его кольцо Лерексусу. Так и сделаем. Убить главаря и членов его банды нетрудно. Поэтому, подобрав кольцо, с гордой улыбкой отнесите его стражу и получите в награду золото .

37. Месть подают холодной

Если идти на северо-восток от Имперского города, то вы найдёте ферму "Каприз Харма". Там живёт фермер Коррик Норсворд. Он расскажет, что во время, когда он делал покупки, на ферму напала банда гоблинов, убила его жену Кейлин и скрылась в пещере "Выработанная шахта" на юго-западе от фермы. Найдите её, уничтожьте всех гоблинов и найдите амуле Кейлин. Отправляйтесь в пещеру. Она трёхуровневая, в ней куча гоблинов, но её единственный плюс - то, что вы в ней не заблудитесь. Идите, убивая гоблинов, до конца и встретите главаря банды. Убейте его, подбелите с тела украденный амулет и верните его Коррику Норсворду. В награду получите 6 безупречных топазов.

38. Изгнание духа

Наверняка в Анвиле вы встречали особняк Бенируса и замечали, что дверь невозможно взломать. Отсюда - возможность купить его. Идите в таверну "Графский герб" и поговорите там с Велвином Бенирусом. Выяснится, что дом продаётся, и продаётся всего за 5000 золота. Купите его. Продав особняк, Велвин быстро уезжает из города. А мы идём посмотреть на устройство особняка. Заходим внутрь. Да-а, тут бы не помешал евроремонт. Поспите на втором этаже. После пробуждения с криком "Привет!" на вас набросятся несколько призраков. Убейте их. Услыхав шум, спуститесь на первый этаж и поднимите "Обрывок из Дневника Лоргрена" и руку скелета (она нам ещё понадобится). Вам нужно срочно поговорить с Велвином. Узнайте у Вилбура, владельца "Графского герба", что Велвин уехал в Имперский город. Направляемся в район Эльфийских садов, а именно в таверну "Король и королева". Пообщавшисль с Велвином, вы узнаете, что дом принадлежал его родственнику, Лоргрену Бенирусу, и что он (дом) проклят. Однажды Лоргрен увлёкся чёрной магией и постепенно стал некромантом. Отряд Гильдии магов под предводительством мага Карахила ворвалась в особняк и убила его. А во время сражения тело убитого исчезло. Велвин назначит вам встречу через несколько часов в "Графском гербе". Встретившись, он решительно пойдёт в особняк. Следуйте за ним. В доме он расскажет, что где-то в подвале находится тайная комната. А открыть её может только чистокровный Бенирус, коим является Велвин. Сопроводите его в подвал, по пути уничтожая привидений. Наконец вы доберётеся к стене с рунами на ней. Велвин будет что-то долго щупать, а потом убежит из дома, открыв комнату. Вау! А комната-то - своеобразный кабинет настоящего некромага. На алтаре в центре лежит скелет Лоргрена. Тут заговорит голос Лоргрена. Он попросит вас воссоединить ранее подобранную руку со всем скелетом, чтобы наконец обрести покой. Сделайте это. Нас обманули! Никто и не собирался обретать покой. Таким образом Лоргрен восстал из мёртвых. Надобы добить его, что мы и сделаем. Идите к Велвину в "Графский герб" и поговорите с ним. Проклятие с дома было снято, и Велвину хорошо, и мы довольны.
(После того как подняли записку, могут снова появиться духи - будьте готовы - прим. NETRAT)

39. Опасные художества

В Чейдинале ходят слухи, что пропал знамениты художник Рит Литандас. Поговорите с его женой, Тивеллой Литандас, в доме пропавшего. Она расскажет, что её муж работал в своей мастерской каждый день, а однажды пропал. Взяв ключ от мастерской, идём туда и сследуем. Нетрудно обнаружить, что мы сможет повзаимодействовать с одной из картин "Нарисованный мир". Ух ты! Мы перенеслись в нарисованный Великий лес! К нам подойдёт Рит и расскажет, что у него неизвестный вор украл волшебную кисть и нарисовал нескольких троллей. Но кисть умела не только воплощать в жизнь нарисованное, но и имела побочные эффекты. Из-за чего, собственно, вор и погиб. Вам надо найти украденную кисть. От Рита вы получите шесть бутылок скипидара для увеличения урона нарисованным троллям. Пройдя немного, вы встретите первого. Нетрудно заметить, что нарисованные тролли отличаются от обычных силой и скоростью. Пройдя весь путь, используя скипидар, и убив шестерых троллей, вы увидите тело вора. Подберите с него кисть и возвращайтесь к Риту. Кстати, возвратится можно прямиком через скалы, дабы сэкономить время. Художник нарисует портал, и вы вновь окажитесь в мастерской. Вновь поговорите с Ритом и получите награду - Фартук проворства.

40. Происхождение Серого Принца

Если вы хоть раз бывали на Арене Имперского города, то наверняка заметили серокожего орка по имени Агронак гро-Малог. Он без устали тренируется в помещении бойцов арены. Поговорите с ним. Вы узнаете, что в народе его называют "Серым принцем". Агронак знает, что он не чистокровный орк, а полукровка. Само собой, в нём течёт кровь орка по матери, а вот кто он по отцу - вам и необходимо узнать. Орк даст вам ключ, считая, что он пригодится. Отправляйтесь в "Приют ворона". Идти туда далеко, т.к. он находится на краю карты, к северо-востоку от Анвила. Вход сторожат несколько скелетов-лучников. Зайдите в форт и продирайтесь через животных и нечисть до тех пор, пока не встретите графа Ловидикуса. Убив его, начнём поиск доказательства. На столе лежит личный дневник графа. Возьмите его и ради интереса прочитайте. Вы узнаете, что Серый Принц - полуорк - полувампир! Отнесите дневник к Агронаку. Он радостно встретит вас и начит приёму, повышающему некоторые характеристики. Затем он прочтёт дневник и резко поменяется в лице. Узнав, что он наполовину вампир, Агронак не переживёт этого и захочет умереть. Если вы стали чемпионом Арены, то вы можете помочь ему, вызвав на дуэль. Орк не будет сражаться, а вы сможете легко его убить и добыть себе звание Великого Чемпиона Арены.
(Естественно, если вы не будете выполнять этот квест, то для того что бы стать Великим Чемпионом, придется убить его в честном бою, после убийства, квест будет отменен - прим. NETRAT)

41. Коллекционер

Исли вы любитель приключений и вам нравится разграбливать руины, то это задание для вас. Вы, выйдя из тюрьмы в самом начале игры, наверняка заметили руины напротив вас. Это Айлейдские руины, и в них много ценного. Но для начала этой миссии нам нужен всего один предмет - айлейдская статуэтка. Чтобы облегчить вам поиск сего предмета, я покажу, как он выглядит. Взгляните на рисунок:

Выйдя из оосбняка, вы встретите другого искателя этой панели - Клода Малича. Поговорите с ним в отеле "Тайбер Септим" и вы узнаете, что сейчас собор называется "Малада". Эти руины расположены далеко в горах Валус, к юго-востоку от истока реки "Серебряная рыба". Идите туда и заходите внутрь. Убивая зверей и различную нечисть, вы наконец дойдёте до Айлейдской стены, где и сможете подобрать панельку. Выйдя из руин, вам будет ждать сюрприз. Клод Марич "вежливо" попросит вас отдать ему панель. Разумеется, вы откажетесь. Тогда на вас нападут разбойники. Правда, если ещё до входа в руины подкупить их, то они на вас не набросятся. Расправившись с ними, возвращайтесь к Умбакано и получайте награду в виде золота.

43. Тайны айлейдов.

Последнее задание всё у того же Умбакано. Оказывается, он не единственный любитель айлейдских древностей. В районе Эльфийских садов живёт Герминия Кинна. У неё есть экземпляр, которым заинтересован Умбакано. Это Айлейдская корона Неналаты. Продавать её она не захочет ни за какие деньги. Также она предупредит, что корона магическая, а характер её магии неизвестен. Не желая расставать с ней, Герминия предложит вам подменить корону Неналаты на корону Линдаи. Теперь у вас два варианта: отправится на поиски короны Линдаи или же выкрасть нужную корону Неналаты из дома Герминии. Она находится на втором этаже в айлейдском сундуке. В любом случае, отнеся корону Умбакано, он попросит вас сопроводить его до тронного зала в руинах Неналаты через три дня. Через день вы встретите уже знакомого нам Клода Марича, который тоже будет сопровождать вас. Ещё через два дня придёт сам Умбакано, и вы сможете идти. В руинах очень много нечисти. Дойдя до странной стены, Умбакано вложит в неё резную панель, и вы увидите тронный зал. Умбакано сядет на трон. Если вы дали ему корону Линдаи, то он умрёт. Если же настоящую - то он превратится в короля Неналаты, а вас окружит и начнёт атаковать нежить. Бой будет очень тяжёлым. Но, победив и убив Умбакано, вы сможете подобрать сильные артефакты с его тела и смотаться из руин. Миссия завершена.

Ну вот вроде бы и всё. Если я про что-то забыл написать, пишите - информация будет дополнена.

P.S. Все названия и имена с лицензионной версии. Если у вас пиратка, то ищете нечто похожее.



Мне нравится +0 - 0

Достаточно увлекательный сериал, который интригует, увлекает и захватывает своим очень необычным, ярким и загадочным сюжетом. Здесь рассказываются очень странные, страшные и таинственные истории, которые переполнены драматизмом, интригой и неожиданными, жуткими подробностями всего происходившего некоторое время назад. Почему всё так произошло, кто в этом во всём замешен и виновен, достаточно любопытно. Местами наблюдать за происходящим не очень то приятно, а я бы сказала, жутковато. Ведь многое из того, что нам предлагают создатели этого сериала выглядит ну очень правдоподобно. Даже задумываться не хочется, что всё это могло на самом деле происходить или происходит именно в этот момент. Изначально мы видим красивую, чистую и девственную природу, небольшие поселения, красивые пейзажи, леса, реки, озёра, и всё это кажется таким прекрасным, непорочным и безвредным, что в голове не укладывается, как всё это могло происходить здесь, в этим местах и с этими людьми. Кажется,что это просто невозможно, ноне стоит расслабляться, потому что везде идёт борьба за лидерство, за свои интересы и желания, а как это всё происходит у людей менее образованных и развитых мы, естественно, не знаем, поэтому предположить такое просто не может. В нашей голове не могут нормально сосуществовать мысли о том, что так можно поступать, что вообще какое когда-либо происходило. Если честно, то для меня некоторые моменты были не очень то приятными, я частенько не хотела видеть какие-то моменты, да и слушать некоторые рассказы. Да, я очень впечатлительный человек и всё принимаю близко к сердцу. Потом долго думаю. Переживаю, представляю себя в том месте, поэтому очень долго нахожусь не в очень добром расположении духа. Сказу же возникает вопрос, если я так переживаю и всё воспринимаю, то зачем смотрю? Отвечаю, изначально я думала, что этот сериал немного о другом, и речь здесь пойдёт о других вещах. Да, несомненно, истории и события будут связаны с людьми, только другого времени и других поколений. Начав смотреть, я поняла, что мои предположения были ошибочными, но посмотреть хотя бы одну серию я всё же решилась. Ощущения были неоднозначные, было очень любопытно и увлекательно, ведь такое не каждый раз услышишь, а тут ещё и увидишь, поэтому интерес был огромный. Да, есть неприятные моменты, но всё же и их можно вытерпеть и пережить, просто нужно немного абстрагироваться, а лучше просто закрыть глаза, именно так делала я! Наверное, заинтриговала вас и хочется узнать, что же такого страшного, жуткого и любопытного происходит в этом сериале. Изначально хочу сказать, что это американский проект, который появился сравнительно недавно, а именно в две тысячи шестнадцатом году. Рассказывать в данном проекте будут тоже про Америку, которая достаточно обширна и велика, поэтому есть такие места, куда не дошла цивилизация. Такое ощущения, что это другой мир. Просто представить сложно, что где-то очень близко с большим, современным, красивым мегаполисом может совершенно своей жизнью существовать и жить маленькое поселение, которое имеет свои правила, обычаи и устои. Здесь всё так, как будто бы ни какие технические и инновационные прогрессы ни когда не наступали, этот народ совершенно ни чего не знает, их жизнь словно застыла где-то в глубоком прошлом и больше не сдвинулась ни на шаг. Всё словно застыло, мёртвая тишина и больше ни чего, как будто бы время остановилось. Снаружи всё выглядит очень хорошо, спокойно и радужно, но не стоит обольщаться, везде есть свои тайны и скелеты в шкафах, поэтому стоит быть очень бдительными и аккуратными. Каждый метр, каждая тропка и полянка имеют свои тайны и секреты, которые даже невозможно себе вообразить. Все истории закручиваются около небольших поселений, которые очень сложно отыскать, да и они сами не знают ни чего про другую жизнь. Это совершенно неизвестные ни кому места, куда отправились сотрудники полиции, которые были поражены своими находками. Они нашли множество трупов, загадочных, непонятных убийств, которые ни кто не может объяснить. После чего они докапываются до правды, которая кажется невероятной, страшной и жуткой. Про подробности этих преступлений даже слушать не хочется, настолько они ужасающи и бесчеловечны! Из этого можно сделать только один вывод, если вам кажется, что вы находитесь в красивом, спокойном и умиротворённом месте, то это не говорит вам о том, что вы в безопасности. Всегда помните об этом, может быть именно это поможет вам выжить и справиться со всеми неприятностями и трудностями. Сериал увлекает, интригует и захватывает, поэтому, несмотря на весь страх и боязнь услышать что-то страшное и жуткое, всё равно продолжаешь смотреть. Если честно, то картина достаточно интересна и любопытна, ведь всегда хочется узнавать что-то новенькое, а здесь этого в каждой серии. Поэтому, я всё равно буду продолжать смотреть и узнавать шокирующие подробности преступлений, происходящих в совершенно другом мире и при других обстоятельствах.


Top