Здоровье обучающихся. Создание условий для сохранения здоровья учащихся

Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении о c уществляется как на c пециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельно c ти и в пов c едневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельно c ти.

В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные до c уги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспоcобноcтью. Для успешного решения этой задачи важно, как говоритcя, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

    повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

    получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

    сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

    снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

    увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

    обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

    безопасности в домашних условиях;

    умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

    знакомить с правилами общения с животными;

    формировать навыки поведения на дороге;

    воспитывать осторожность в общении;

    закреплять правила поведения на воде, на люду;

    развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Тема: «Создание условий для сохранения здоровья учащихся».

Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. На сегодняшний день состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Хорошее самочувствие ребенка – это самое важное условие успешного усвоения им школьной программы.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряется здоровьесбережение, которое помогает решить эти важнейшие задачи.

Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Для этого я получаю листок здоровья класса от медицинских работников и использую характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, а также веду паспорта здоровья, где отслеживаю количество простудных и хронических заболеваний. Во втором классе на каждого ученика был заведён дневник здоровья, где ребята составляли режим дня, познакомились с правилами закаливания. Так же в этих дневниках записывали все спортивные мероприятия и свои достижения. Учитываю в своей работе показания медицинского работника школы, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок.

Даю такие советы родителям, как:

Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью;

Посещайте вместе с ними спортивные мероприятия;

Бывайте вместе с ними на воздухе, участвуйте в его играх;

Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья;

Не ждите, что здоровье само придет к вам, идите навстречу ему вместе со своим ребенком.

Побуждаю совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедряю в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Я, работаю по УМК «Школа России», который помогает мне реализовать здоровьесбережение на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Мною учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократичекий стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Исследовательская деятельность в моём классе охватывает достаточно продолжительный период времени, в связи с этим наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

Часто на уроках организовываю работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Такая работа, в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это - я стараюсь проводить 2 подвижных физминутки и одну для глаз.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Традиционными стали в классе дни здоровья, так в 2013 учебном году в первом классе были проведены «Весёлые старты», экскурсии по родному посёлку, в берёзовый лес, 2014 учебном году мы побывали на экскурсии в деревне Жостово, посетили «Художественно-исторический» музей в г. Мытищи, посещали различные выставки.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу все это помогает формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Так ежегодно я провожу классные часы из серии «Человек в природе и его здоровье». На этих мероприятиях дети учатся заботиться не только о природе, но и о своём здоровье. В 2014 учебном году 22-апреля был проведён «День Земли», где ребята приняли активное участие.

В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но родителей. Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Ребята вместе с родителями принимают участие в акциях «Мир против курения», в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по данным темам.

Придя на первое родительское собрание, родители заполняли анкеты, которые помогли отследить правильное питание школьников, уровень его здоровья, самочувствие в семье. Я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Так же, на родительских собраниях обсуждаю вопросы здоровья учеников. Родители принимают активное участие в оздоровительной работе класса.

Родители прививают детям элементарные навыки гигиеничной культуры, стараются следить за их здоровьем, но для того, чтобы сформировать привычку к здоровому образу жизни у школьников, бережное отношение к своему здоровью, необходима совместная работа педагога и родителей. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.

Одним из важных аспектов является культура питания. Лучший рацион здорового человека – это пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли и высоким содержанием витаминов. В нашей школе осуществляется горячее питание. В моем классе обучается 31 человек (1 ученик находится на домашнем обучении по состоянию здоровья) из них 24 человека ежедневно питается в столовой. Это дети, которые посещают и не посещают ГПД. Мне удалось убедить родителей в том, что горячее питание необходимо каждому ребенку. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

И так путь к здоровью долог. Но приятно осознавать дети понимают, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

Я так же согласна с высказыванием о том, что здоровье младшего школьника – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Желаю Всем крепкого здоровья!!!

Елена Дойникова
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Педагогический совет

«Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Цели педагогического совета:

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.

Задачи:

Проанализировать состояние здоровья воспитанников за 2013 – 2015 годы,

Проанализировать удовлетворенность родителей работой детского сада по укреплению здоровья дошкольников,

Разработать систему мер по способствующих активизации работы пед. коллектива по данному направлению

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей «О здоровье Вашего ребенка»

2. Анализ состояния здоровья за 2013 - 2015 годы.

3. Тематический контроль «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»

4. Открытые просмотры режимных моментов и занятий по применению здоровьесберегающих технологий.

5. Изготовление пособий, атрибутов для профилактики плоскостопия у дошкольников

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующей.

2. Анализ состояния здоровья воспитанников за 2013 - 2015 годы, анализ заболеваемости за 3 месяца (ноябрь – декабрь – январь). Выступление старшей медсестры.

3. «Современные здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности педагога и детей в соответствии с ФГОС ДО». Выступление старшего воспитателя. Результаты тематического контроля.

4. «Самомассаж для дошкольников». Из опыта работы воспитателя старшей группы

5. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физкультуре.

6. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

7. Решение педсовета.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Во все времена здоровье детей рассматривалось как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка.

Необходимо создать специальные педагогические условия здоровьесбережения и здоровьеукрепления, основными целями которых являются:

Обеспечить поддержание, сохранение и укрепление физического здоровья;

Формировать у ребенка необходимые умения и навыки здорового образа жизни;

Научить ребенка использовать полученные знания в повседневной жизни.

В детском саду должна быть разработана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Эта работа должна вестись в трех направлениях:

педагоги – родители – медики.

Только благодаря совместным усилиям возможен положительный результат.

2. Анализ заболеваемости. Выступление ст. медсестры

3. Здоровьесберегающие технологии (презентация)

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

Условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

Рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, психолога, мед. работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, проводятся двигательные разминки. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятия с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после вынужденной статической позы, умственной нагрузки.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, физкультминутки и другие в зависимости от вида занятия.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют развитию внимания, памяти, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

(видео «Физкультминутки», гр № 4, № 10)

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал (бабочки на палочках, волшебная палочка, наклейки на окнах, подвески, тренажеры для глаз, показ педагога.

(видео «Гимнастика для глаз» гр № 7)

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.

Подвижные и спортивные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

(видео «Подвижная игра» гр № 3)

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

(видео «Гимнастика после сна» гр № 6)

Для профилактических целей можно использовать ребристую дорожку. Дети с удовольствием ходят по ней после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

(видео «Дорожка здоровья» гр № 1)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение картинок и атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.

(видео «Утренняя гимнастика» гр № 2)

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Прогулка – одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Влияние свежего воздуха, солнце, двигательная активность детей – все дает положительный результат. Для того, чтобы прогулка давала эффект, должна меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время и после занятий, на которых дети больше сидели, прогулку можно начать с пробежки, с подвижной игры, в теплое время и после физкультурного, музыкального занятия прогулку лучше начать с наблюдения, спокойных игр.

(видео «Прогулка гр № 8)

Экспресс – опрос педагогов «Вопросы – ответы»

(На карточках подготовлены вопросы, педагоги по очереди отвечают на них)

(См Приложение 3)

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Использовать музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включать спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

4. Результаты тематического контроля.

5. «Самомассаж». Из опыта работы воспитателя старшей группы

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

6. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физ – ре

(видео «Профилактика плоскостопия»)

В какие режимные моменты можно включить упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки?

7. Презентация пособий и атрибутов по профилактике плоскостопия.

8. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

Результаты анкетирования родителей.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе. Рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Обратить внимание на сменяемость информации (1 раз в месяц)

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ (консультации, памятки, санбюллетени и др);

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни открытых дверей, Недели здоровья и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения, родительские собрания.

Решение педсовета.

1. Создать творческую группу по разработке Программы Здоровья ДОУ.

Срк: март – май 2016

Ответственные: ст. воспитатель

2. Запланировать и провести родительские собрания на тему сохранения здоровья во всех группах.

Срок: март 2016

Ответственные: воспитатели

3. Подобрать материал и составить картотеку гимнастики для глаз в каждой возрастной группе

Срок: март – апрель 2016

Ответственные: воспитатели

4. Ежедневно включать в работу по оздоровлению самомассаж, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

Приложение 1

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Приложение 2

Анкета для родителей.

1. Часто ли болеет ваш ребенок? (подчеркните)

2. Какова причина болезней вашего ребенка, по вашему мнению?

А) Недостаточное физическое воспитание в семье;

Б) Недостаточное физическое воспитание в детском саду;

В) Наследственность, предрасположенность;

Г) Другое ___

3. Посещает ли ребенок спортивные секции?

4. На что необходимо обратить особое внимание в семье, в детском саду?

А) Соблюдение режима дня;

Б) Рациональное и калорийное питание;

В) Полноценный сон;

Г) Достаточное пребывание на свежем воздухе;

Д) Здоровая гигиеническая среда;

Ж) Закаливающие мероприятия;

З) Благоприятная психологическая обстановка;

И) Занятия физкультурой и спортом;

К) Другое.

5. Какие закаливающие мероприятия наиболее приемлемы для Вашего ребенка?

А) Облегченная одежда во время прогулки, в группе;

Б) Обливание ног холодной водой контрастной температуры;

В) Хождение босиком;

Г) Прогулки в любую погоду;

Д) Ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры;

Е) Систематические проветривания;

Ж) Прием кислородного коктейля;

З) Другое.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье Вашего ребенка? (подчеркните)

Да Нет Частично

7. Нужна ли Вам помощь детского сада? (подчеркните)

Да Нет Частично

8. Достаточно ли внимания уделяет детский сад вопросу оздоровления детей?

Да Нет Частично

9. Ваши предложения по физическому воспитанию и оздоровлению детей

10. Какую помощь вы могли бы оказать детскому саду в вопросе укрепления здоровья детей?

Приложение 3

Вопросы для обсуждения.

1. Почему при отборе игры необходимо учитывать место её проведения.

(Охрана здоровья и жизни ребенка).

2. Как должны размещаться дети на площадке в момент объяснения игры. Графически изобразить расположение детей в начале игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди». (Объяснение ведется в игровом положении, т. е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками - на краю площадки, в играх с построением в круг – в кругу).

3. Почему нельзя начинать объяснение с игры с распределения ролей.

(Падает внимание детей к моменту объяснения.)

4. В выборе водящего что используем. .

(Считалки, награда за что – то, сделал ребенок хорошее.)

5. Определить последовательность руководства подвижной игрой:

Подготовка к игре, сбор детей на игру, приемы создания интереса к игре, объяснение распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов.

6. Как строятся объяснения игры в зависимости от возраста.

(В младшей группе объяснения поэтапно в ходе игры, в старшей – перед началом игровых действий.)

7. Во время игры педагог должен следить за …

(За соблюдением правил игры, за выполнением движений, за самочувствием детей, подавать сигналы – словесные, звуковые, зрительные.)

8. Каково участие воспитателя в игре.

(В первой младшей группе непосредственное участие воспитателя, чаще всего исполняющего главную роль. Во 2 младшей группе в знакомых играх исполнение главных ролей поручается детям. В средней и старшей группах руководство игрой опосредованное, но иногда воспитатель непосредственно участвует в игре.)

9. В чем назначение физкультминуток.

(Обеспечить активный отдых детей на занятии.)

10. Через сколько времени наступает утомление детей на занятии. Каковы внешние признаки утомления.

(Через 8 - 15 минут занятия. Дети отвлекаются, шумят.)

11. В какой форме проводятся физкультминутки.

(Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движением, танцевальные движения

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

6.1. Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах, родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по оздоровлению, намечаются пути дальнейшего совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Работа в школе ведется по пяти направлениям:

1.Педагогика здоровья

Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создание условий для открытого доверительного общения.

4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый третий ученик занят в секциях и спортивном клубе.

5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся. Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения, СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно: оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции. Проводится диагностика состояния здоровья детей.

6.2. В спортзале школы регулярно проводятся школьные и районные спортивные соревнования и тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня. Только за последние годы закуплено спортинвентаря на сумму 400 тысяч рублей. Во время динамичных перемен дети играют в спортивном зале. График работы спортивного зала вывешен на двери.

После уроков дети спешат в спортзал. Ежедневно проводятся различные соревнования и конкурсы: чемпионаты школы по игровым видам спорта между классами, деревнями по возрастным группам. Организуются товарищеские встречи между школами. Все дети привлечены к спортивно-оздоровительным мероприятиям.

6.3. Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями

Разработана программа «Здоровье». Важнейшей составляющей системы физического воспитания является мониторинг физического развития школьников. В начале года выявляются уровни физической подготовленности. Это необходимо, чтобы понять, кто из учащихся нуждается в особом внимании педагога. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а их изменения по отношению к стартовым. То есть «соперниками» ребят становятся они сами, а не нормативы. Главное, таким образом,- стремление к победе над собой.

Контрольное тестирование организуется в форме соревнований. Результат целенаправленной подготовки спортсменов и организация спортивно-массовой работы налицо:

2007 год – чемпионы России по легкой атлетике «Шиповка юных».

2008 год – самая спортивная школа Ядринского района

Чемпионами республики становились: Владимиров Эдуард (7 раз по спортивной ходьбе), Дмитриев Владимир (спортивная ходьба), Иванов Александр (3 раза – легкая атлетика), Сергеев Алексей по гиревому спорту и многие другие.

Важно не только вооружать ребенка знаниями о сохранении и улучшении здоровья, но и развить желание применять полученные знания на практике. Цель работы классных руководителей и учителей физкультуры в воспитании культуры здоровья школьников – создать положительную мотивацию, потребность подростков вести здоровый образ жизни. Для достижения поставленной цели используем различные формы и методы. Во всех классах выпускаются уголки здоровья, проводятся тренинги. Классные руководители ведут карты саморазвития школьников, проводят сравнительные анализы с предыдущими данными, отслеживают активность детей..

Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

Месячники здоровья;

Ученики активное участие принимают в здоровьеукрепляющих мероприятиях:

Спортивные соревнования между классами, деревнями, сельскохозяйственными кооперативами;

Спортивные праздники (дни здоровья, кросс всей школой, а призеров награждают спонсоры);

Туристические слеты, походы;

Месячники здоровья;

Ежедневные подвижные и спортивные игры, пробежка;

Молодежные акции, направленные на профилактику вредных привычек.

В году четыре раза всей школой выходим на общешкольный кросс. Детей, занявших с 1 по 6 место, Попечительский совет награждает ценными подарками по шести возрастным группам. Ни разу не пропустили Всероссийские акции «Лыжня России». Охват учащихся спортивными и оздоровительными мероприятиями составляет 100 процентов в последние годы.

6.4. Результатом реализации здоровьесберегающих технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса является улучшение состояния здоровья обучающихся за последние годы. В школе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни: с 6,4 процента (2006/07 учебный год) до 4% (2007/08 учебный год); снижается процент пропусков уроков учащимися, имеющими хронические заболевания: с 15,8% (2006/07 учебный год) до 10,5% (2007/08 учебный год); уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры: с 4,5 % (2006/07 в учебном году) до 3% (2007/08 в учебном году).

Сравнительный анализ заболеваемости школьников Большечурашевской

средней общеобразовательной школы за 2007 – 2008 гг.

В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению:

Ведение дополнительных занятий физической культуры в ГПД;

Совершенствование системы дополнительного образования путем увеличения кружков повышенной двигательной активности;

Формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях;

Физкультурные минутки на уроках;

Выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушений осанки, ежегодная диспансеризация);

Четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Планированная совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни;

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

6.5. При систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья де-тей и подростков, улучшения их физического развития.

В школе организованы занятия с учащимися специальной медицинской группы. Здесь собраны ребята из разных классов, разного воз-раста и пола, страдающие различными недугами и психологичес-ки не готовые к занятиям физкультурой.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляется по данным медицинского обследования проводимого в начале нового учебного года.

По приказу директора в зависимости от тяжести и характера заболевания учащиеся, отнесенные к специально медицинской группе, разделены на две подгруппы.

К первой подгруппе отнесены дети, двигательные режимы выполняются при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти. Постепенно увеличивается интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частота пульса до 140-150 ударов в минуту к концу четверти.

Во второй подгруппе двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течении всего учебного года, т.к. они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма.

В целях облегчения планирования интенсивности нагрузок учителя физкультуры пользуются таблицей частоты пульса при выполнении различных физических упражнений.

6.6. Охват горячим питанием учащихся составляет 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой. Учащиеся начальных классов питаются 2 раза. Удешевление питания происходит за счет подсобного хозяйства и школьной теплицы, где круглый год выращивается зелень. В последние годы закупили для школьной столовой оборудование на сумму 200000 рублей. Стоимость первых трех блюд составляет 7 рублей.

«Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и школьников. Единственная красота, которую я знаю - ...»

Для родителей

лекторий

Создание условий для сохранения психологического здоровья детей

и школьников.

Единственная красота,

которую я знаю - это

здоровье.

(Генрих Гейне)

Для детей и подростков тема о здоровье должна быть

привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо

владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать

детей проблемой сохранения здоровья.

Ключом к формированию здорового образа жизни является

внутренняя потребность быть здоровым.

В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.

Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.

Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.

Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья Физическое здоровье Спорт Экология Здоровое питание Социальное здоровье Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.

Психологическое здоровье



Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.

"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

адекватное социальное поведение;

умение понимать себя и других;

более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

умение делать выбор и нести за него ответственность! Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье Психическое здоровье Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.

–  –  –

Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма

КОМПОНЕНТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Аксеологический Характеризуется положительным отношением к себе и другим людям.

Предпосылки: умение разглядеть ценностные качества в

–  –  –

Предпосылки: умение осознавать причины и последствия своего поведения.

Потребностно – мотивационный Потребность в саморазвитии, воспитание конкурентоспособной личности.

УРОВНИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ВЫСШИЙ - КРЕАТИВНЫЙ

Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справиться с трудностями

СРЕДНИЙ – АДАПТИВНЫЙ

Несколько повышенная тревожность

НИЗКИЙ – ДЕЗАДАПТИВНЫЙ

Приспосабливается к внешним условиям в ущерб к себе (ассимилятивный тип поведения). Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.

ФАКТОРЫ РИСКА

(НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ)

ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ

ЛИЧНОСТИ

Стрессоустойчивость Жизненные события Все положительное, что нас окружает.Критические ситуации(кризис, трудности) Психологический комфорт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

В настоящее время большинство учащихся испытывают дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение учебных требований. Решение этой проблемы видится в достижении учащимися комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.

С психологической точки зрения комфорт школьника – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его со средой образовательного учреждения.

Комфортная среда – внутреннее пространство образовательного учреждения, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации.

Психологический комфортуказывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении.

Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Сохранению психического здоровья способствует:

успешная адаптации обучающегося в образовательном учреждении;

эмоциональная устойчивость;

саморегуляция;

активная и инициативная позиция;

сниженный уровень тревожности;

сниженный уровень утомляемости;

адекватное поведение;

успешная деятельность;

поддержание положительного эмоционального фона;

положительные эмоциональные состояния;

доброжелательные обоюдные отношения;

–  –  –

индивидуальная поддержка.

Как создать условия для становления психологически здоровой личности просьба вместо требования и приказа;

убеждение вместо агрессивного словесного воздействия;

организация вместо жесткой дисциплины;

компромисс вместо конфронтации;

доброжелательное прикосновение;

подбадривание;

снятие напряженного состояния;

защита и др.

Антистрессовые приемы (9 профилактических правил для всех и каждого) Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

Не реже одного раза вдень говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку.

Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5литра вдень.

По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть»

нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно).

Антистрессовые приемы (9 профилактических правил для всех и каждого)

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки.

Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им

–  –  –

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза).

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

–  –  –

Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита

–  –  –

Актуальные задачи образования:.

Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких.

Установление взаимодействия с семьей Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:

создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);

учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);

допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;

рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;

поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой.

Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, !в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, !в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;

воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;

оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.

Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).

Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка.

Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.

–  –  –

Психопрофилактика! Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

доверие к ребенку;

уважительное отношение;

в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;

меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Ожидаемый результат Овладение школьниками приемами психологической регуляции.

Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения Выбор за Вами!

Родители! От ВАС во многом зависит дорога, по которой шагать вашим детям которыми вам шагать.

Выберите правильный путь!

Быть захочешь космонавтом

–  –  –

Занимайся спортом, детка, И прославишь всю страну!

Мы с вами никого не осуждаем, Ты волен сделать выбор, человек!

Удачи мы, любя, тебе желаем, Войди здоровым в 21 век.

Какую бы профессию в жизни

–  –  –

психологических наук, ведущий научный сотрудник ИХО РАО Творческая самореализация студентов ВУЗов в художественно-творческой деятельности Период обучения в вузе является наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления,...»

«Scientific Research in the 21st Century. Moscow, Russia, 2015 DOI: 10.17809/01(2014)-01 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВ ОДКБ (НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Андреевский Е. В. г. Санкт-Петербург, Россия Ахмедханов М. А. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия Данейкин Ю. В. Национальный...»

«Ферапонтова М. В., аспирант кафедры психологии управления (менеджмента) Научный руководительСаблина Т. А. к.п.н., доцент Проблема мотивации трудовой деятельности в российской психологии. Проблема мотивации трудовой деятельности одна из наиболее актуальных как для зарубежной, так и для отечественной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация является необходимой для эффективного осуществления трудовой деятельности. Именно через понимание мотивации человека лежит путь к...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Top