Какая форма в армии. Военная форма российской армии: фото, виды

МиГ-15 (по классификации НАТО Fagot, версия МиГ-15УТИ – Midget) – первый массовый советский истребитель, который был спроектирован ОКБ Микояна и Гуревича в конце 40-х годов прошлого века. Является наиболее массовым реактивным боевым самолетом в авиации. Первый полет истребитель совершил 30 декабря 1947 года, первый серийный самолет поднялся в воздух ровно через год 30 декабря 1948 года. Первые строевые подразделения, получившие на вооружение МиГ-15, были сформированы в 1949 году. Всего в СССР было построено 11 073 истребителя всех модификаций. Они достаточно широко экспортировались в Китай, КНДР и страны Варшавского Договора, а также в ряд стран Ближнего Востока (Сирия, Египет). Всего с учетом самолетов, которые были произведены по лицензии в Чехословакии и Польше, общее число выпушенных истребителей достигло 15 560 штук.

История создания


Освоенные в свое время советской промышленностью реактивные двигатели РД-10 и РД-20 к 1947 году полностью исчерпали свои возможности. Появилась насущная потребность в новых двигателях. В то же время на Западе в конце 40-х годов лучшими двигателями считались моторы с центробежным компрессором, которые еще называли «турбиной Уиттла». Силовая установка данного типа была достаточно надежной, простой и нетребовательной в эксплуатации и хотя данные двигатели не могли развивать большой тяги, данная схема на несколько лет стала востребованной в авиации многих стран.

Проектирование нового советского реактивного истребителя было решено начать именно под эти моторы. С этой целью в конце 1946 года в Англию, которая в те годы считалась лидером мирового реактивного двигателестроения, из СССР отправилась делегация, в состав которой вошли главные конструкторы: двигателист В. Я. Климов, авиаконструктор А. И. Микоян и ведущий специалист по авиационному материаловедению С. Т. Кишкин. Советская делегация приобрела в Великобритании наиболее совершенные на тот момент турбореактивные двигатели компании «Роллс-Ройс»: «Нин-I» с тягой 2040 кгс и «Нин-II» с тягой 2270 кгс, а также «Дервент-V» с тягой 1590 кгс. Уже в феврале 1947 года СССР получил двигатели «Дервент-V» (всего 30 единиц), а также «Нин-I» (20 единиц), в ноябре 1947 года было получено также 5 двигателей «Нин-II».

В дальнейшем новинки английского двигателестроения достаточно успешно удалось скопировать и запустить в серийное производство. «Нин-I» и «Нин-II» получили соответственно индексы РД-45 и РД-45Ф, а «Дервент-V» назвали РД-500. К подготовке серийного производства данных двигателей в СССР приступили уже в мае 1947 года. При этом специалистам ОКБ завода №45, который занимался двигателями РД-45, на анализ материалов, снятие чертежей и на длительные испытания было потрачено в сумме 6 двигателей «Нин», в том числе 2 двигателя второй версии.

Появление в СССР новых двигателей позволило приступить к проектированию реактивных истребителей, относящихся к новому поколению. Уже 11 марта 1947 года Совет Министров СССР подписал постановление о планах опытного самолетостроения на текущий год. В рамках данного плана конструкторскому коллективу, возглавляемому А. И. Микояном, было утверждено задание на создание реактивного фронтового истребителя, обладающего герметической кабиной. Самолет планировалось построить в 2-х экземплярах и предъявить на госиспытания уже в декабре 1947 года. Фактически работы над новым истребителем в ОКБ-155 А. И. Микояна начали еще в январе 1947 года.

Проектируемый истребитель получил название И-310 и заводской шифр «С». Первый опытный экземпляр машины, имеющий обозначение С-1 был допущен к летным испытаниям 19 декабря 1947 года. После проведения процедур наземных испытаний самолет, пилотируемый летчиком-испытателем В. Н. Югановым, поднялся в воздух 30 декабря 1947 года. Уже на первой стадии испытаний новый самолет показывал отличные результаты. В связи с этим 15 марта 1948 года истребитель, который получил обозначение МиГ-15 и оснащался двигателем РД-45, был запущен в серию. Постройка самолета осуществлялась на заводе №.1 им. Сталина. Весной 1949 года на подмосковной авиабазе Кубинка в 29-м гвардейском авиаполку начались войсковые испытания нового фронтового истребителя. Испытания продолжались с 20 мая по 15 сентября, всего в них участвовало 20 самолетов.


Описание конструкции МиГ-15

Фронтовой реактивный истребитель МиГ-15 представлял из себя истребитель-среднеплан со стреловидным крылом и оперением, конструкция самолета была цельнометаллической. Фюзеляж самолета имел круглое сечение и тип – полумонокок. Хвостовая часть фюзеляжа была отъемной, с использованием внутренних фланцев для установки и проведения всестороннего обслуживания двигателей. В носовой части фюзеляжа находился воздухозаборник двигателя, который с двух сторон охватывал кабину летчика.

Крыло истребителя было однолонжеронным и имело косую поперечную балку, которая образовывала треугольную нишу для убираемого шасси. Крыло самолета состояло из 2-х отъемных консолей, которые стыковались непосредственно с фюзеляжем машины. Через фюзеляж проходили силовые балки шпангоутов, которые выступали продолжением силовой балки крыла и лонжерона.

Крыло самолета имело элероны со сдвижными щитками-закрылками на рельсовых каретках и внутренней аэродинамической компенсацией. Щитки могли отклоняться на посадке до 55°, на взлете – до 20°. Поверх крыла размещались 4-е аэродинамических гребня, которые предотвращали перетекание потока воздуха вдоль крыла и отрыв потока в концевой части крыла во время полета с большими углами атаки. Оперение истребителя было крестообразным, стабилизатор и киль были двухлонжеронными. Руль направления состоял из 2-х частей расположенных под и над стабилизатором.


Шасси истребителя было трехколесным, с носовой стойкой и рычажной подвеской колес. Выпуск и уборка шасси, а также 2-х тормозных щитков в хвостовой части фюзеляжа производились при помощи гидросистемы. Тормоза имели колеса главного шасси, тормозная система была пневматической. Управление истребителем было жестким и состояло из качалок и тяг. На последних версиях МиГ-15 в систему управления самолетом были введены гидроусилители. Силовая установка машины состояла из одного двигателя РД-45Ф с центробежным компрессором. Максимальная тяга двигателя равнялась 2270 кгс. На версии истребителя МиГ-15 бис использовался более мощный двигатель ВК-1.

Вооружение самолета было пушечным и включало в себя 37-мм пушку НС-37, а также 2-е 23-мм пушки НС-23. Все пушки находились в нижней части фюзеляжа самолета. Для облегчения процесса перезарядки пушки были смонтированы на специальном съемном лафете, который при помощи лебедки можно было опустить вниз. Под крылом истребителя можно было подвесить 2 дополнительных топливных бака или 2 бомбы.

Боевое применение машин в Корее

Пауза в боевом использовании истребителей после Второй мировой войны продлилась всего 5 лет. Историки еще не успели дописать свои труды о минувших сражениях, как в небе над Кореей развернулись новые воздушные битвы. Многие специалисты назвали эти боевые действия своеобразным полигоном по обкатке новой боевой техники. Именно в этой войне впервые в воздухе свои возможности в полной мере проверили реактивные истребители и истребители-бомбардировщики. Особое значение при этом было уделено противостоянию американского «Сейбра» F-86 и советского МиГ-15.

Главные противники Корейской войны МиГ-15 и Сейбр» F-86


За 3 года боевых действий в небе над Кореей советские летчики-интернационалисты из состава 64-го истребительного авиакорпуса провели 1 872 воздушных боя, в которых смогли сбить 1 106 американских самолетов из них около 650 «Сейбров». При этом потери МиГов составили лишь 335 самолетов.

И американский «Сейбр», и советский МиГ-15 представляли собой первое поколение реактивных истребителей, оба самолет незначительно отличались по своим боевым возможностям. Советский истребитель был на 2,5 тонны легче, но лишний вес «Сейбр» компенсировал более тяговитым двигателем. Скорость самолетов у земли и тяговооруженность была практически идентичной. При этом F-86 лучше маневрировал на малых высотах, а МиГ-15 получал преимущество в скороподъемности и разгоне на большой высоте. Американец также мог большее время держаться в воздухе за счет «лишних» 1,5 тонн топлива. Основные бои истребители вели на околозвуковом режиме полета.

Разные подходы у истребителей отмечались лишь в вооружении. МиГ-15 обладал куда большим секундным залпом за счет пушечного вооружения, которое было представлено двумя 23-мм и одной 37-мм пушкой. В свою очередь «Сейбры» были вооружены лишь 6-ю 12,7-мм пулеметами (в самом конце войны появились версии с 4-мя 20-мм пушками). В целом же анализ «анкетных» данных машин не позволял неискушенному эксперту сделать выбор в пользу потенциального победителя. Разрешить все сомнения можно было лишь на практике.

Уже первые воздушные бои продемонстрировали, что вопреки многим прогнозам, технический прогресс практически не изменил содержание и форму воздушного боя. Он сохранял все закономерности и традиции прошлого, оставаясь групповым, маневренным и ближним. Все это объяснялось тем, что в вооружении самолетов не произошло никакой революции. На борт новых реактивных истребителей перекочевали пушки и пулеметы с поршневых истребителей – активных участников последней войны. Именно поэтому «убойная» дистанция для атак осталась практически той же. Относительная слабость разового залпа, как и во время Второй мировой, вынуждала компенсировать ее количеством стволов истребителей, участвующих в атаке.


При этом МиГ-15 был создан для воздушного боя и полностью соответствовал своему целевому назначению. Конструкторы машин смогли сохранить идеи, которые были характерны еще для самолетов МиГ-1 и МиГ-3: скорость машины, высота и скороподъемность, что позволяло летчику-истребителю ориентироваться на ведение ярко выраженного наступательного боя. Одной из наиболее сильных сторон истребителя был его более высокий поражающий потенциал, что давало ему ощутимый выигрыш в основном этапе боя – атаке. Однако для победы необходимо было накопить позиционное и информационное преимущество на предыдущих этапах воздушного боя.

Прямолинейный полет, который совмещал встречное сближение с целью с атакой, стал доступен истребителям лишь через 30 лет – после появления на самолетах ракет средней дальности и радиолокаторов. МиГ-15 сочетал сближение с целью вместе с крутым маневром и заходом в заднюю полусферу. В том случае, если «Сейбр» замечал советский истребитель на отдалении, он стремился навязать ему маневренный бой (особенно на небольших высотах), который для МиГ-15 был невыгоден.

Хотя советский истребитель несколько проигрывал F-86 в горизонтальном маневрировании, это было не столь ощутимо, чтобы совсем отказываться от него при необходимости. Активность эффективной обороны напрямую связывалась со слетанностью пары летчиков и реализацией в бою принципа «щит и меч». Когда один из самолетов проводил атаку, а второй занимался прикрытием. Опыт и практика показывали, что согласованно и неразрывно действующая пара МиГ-15 практически неуязвима в ближнем маневренном бою. Также свою роль играл опыт, который советские летчики-истребители, в том числе и командиры полков, получили еще во время Великой Отечественной войны. Построение этажеркой и принципы группового боя все еще работали в небе Кореи.

Тактико-технические характеристики МиГ-15:
Размеры: размах крыла – 10,08 м., длина – 10,10 м., высота – 3,17 м.
Площадь крыла – 20,6 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 3 149;
- нормальная взлетная – 4 806;
Тип двигателя – 1 ТРД РД-45Ф, максимальная тяга 2270 кгс.
Максимальная скорость у земли– 1 047 км/ч, на высоте – 1 031 км/ч.
Практическая дальность полета – 1 310 км.
Практический потолок – 15 200 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 1х37-мм пушка НС-37 (40 патронов на ствол) и 2х23-мм пушки НС-23 (по 80 патронов на ствол).

Источники информации:
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig15.html
- http://www.opoccuu.com/mig-15.htm
- http://www.airforce.ru/history/localwars/localwar1.htm
- http://ru.wikipedia.org/

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Ставший поистине легендарным истребитель МиГ-15 (код НАТО Fagot) был первым советским серийным самолетом такого типа новой реактивной эры. Благодаря мощному и эффективному пушечному вооружению и отличной маневренности машина великолепно показала себя в воздушных боях в небе Корейского полуострова и стала основой для дальнейшего развития истребительной авиации СССР и России.

История создания

Разработка реактивного истребителя принципиально новой конструкции началось в КБ Микояна в рамках плана самолетостроения на новый 1947 год. Одновременно документ предусматривал полное сворачивание работ над поршневыми машинами, как не имеющими перспектив для развития.

Техническое задание предусматривало следующие параметры машины, получившей обозначение И-310:

  • Применение турбореактивного двигателя «Роллс-Ройс Нин» или его отечественного аналога;
  • Скорость истребителя у поверхности земли не менее 1000 км/час;
  • Предельная скорость на высоте 5000 м – не ниже 1020 км/час;
  • Время достижения высоты 5000 м – не более 3,2 минуты;
  • Длина взлетно-посадочной полосы – не более 800 м;
  • Максимальная высота полета – не менее 13000 м;
  • Дальность полета – около 1200 км на высотах не ниже 10000 м;
  • Вооружение истребителя предполагалось из одной 45 мм авиапушки и двух более скорострельных 23 мм. Предусматривались наружные точки для подвеса небольших авиабомб общим весом до 200 кг или дополнительного бака для керосина.

Разработка чертежей новой машины КБ МиГ и воплощение их в металле заняло чуть более года. Опытный образец машины собрали к началу декабря 1947 год. Первый полет состоялся в канун нового года – 30 декабря.

Пилотировал машину летчик В.Н. Юганов.

Через несколько месяцев полетел второй опытный экземпляр истребителя, которым управлял С.Н. Анохин. Тестовые испытания машины прошли ускоренными темпами и, по доброй традиции, еще до полного их окончания, машину приняли на вооружение ВВС СССР под обозначением МиГ-15. Это произошло в середине марта 1948 года, а сами испытания продолжались вплоть до конца мая этого же года.


Государственные испытания будущего легендарного самолета МиГ-15 прошли летом, при этом характеристики машины пусть ненамного, но превысили требования, описанные в техническом задании.

Максимальная скорость самолета МиГ-15 по результатам нескольких прогонов составляла от 1028 до 1042 км/час на высотах 5 и 2,62 км соответственно. При этом летчики-испытатели отметили простое и прогнозируемое управление самолетом, доступное летчикам средней квалификации.

Но были отмечены и недостатки, которые предполагалось доработать на контрольном экземпляре, предназначенном для дополнительных испытаний.

Третья опытная машина МиГ-15 получила тормозные щитки по бокам фюзеляжа, автоматическую систему тушения возгораний в двигательном отсеке, введением весовых компенсаторов на руле изменения высоты и несколько изменена геометрия крыла.

Именно этот образец и стал эталоном для серийного производства истребителя МиГ-15 с ТРД РД-25Ф, который стал поступать в войсковые части весной 1949 года.

В этому времени прошел приемочные испытания более мощный и совершенный двигатель модели ВК-1, который базировался на агрегатах РД-25Ф и имел практически идентичные массогабаритные показатели. Но за счет оптимизации процессов сгорания топлива тяга двигателя выросла на 20% в широком диапазоне высот.

Первый образец истребителя МиГ-15 с таким двигателем был готов к осени 1949 года. Основные изменения коснулись задней части фюзеляжа, поскольку ВК-1 имел большую длину и диаметр удлинительного патрубка сопла. Для снижения нагрузок на органы управления был введен гидравлический усилитель и изменены профили рулей высоты и направления.

Большие габариты двигателя потребовали изменения формы одного из фюзеляжных баков, из-за чего запас топлива сократился на 60 литров. На внешней части фюзеляжа истребителя появились новые лючки для обслуживания агрегатов.

Если на машинах МиГ-15 с РД-25Ф устанавливалась артиллерийская система в составе пушек НС-37 и НС-23, то на модернизированном варианте разместили более совершенные орудия Н-37Д и НР-23КМ. При этом новые пушки стояли ближе к оси самолета, что увеличивало кучность огня.

Конструкция истребителя

Конструктивно самолет МиГ-15 представлял собой моноплан со средним расположением крыла с большим углом стреловидности. Горизонтальные плоскости хвостового оперения имели практически такой же угол наклона и располагались ближе к верхней части вертикального стабилизатора.

Такое решение было продиктовано стремлением вывести рули высоты из возмущенного крыльями потока. Из-за этой особенности компоновки самолет МиГ-15 имел разделенный на две секции руль направления. Управление частями руля было синхронным.

На задней кромке крыльев истребителя устанавливались плоскости элеронов (с дополнительными триммерами) и закрылков.

В конструкции закрылков имелись фиксированные положения, которые использовались на режимах взлета и посадки.

В передней части фюзеляжа МиГ-15 имелся воздухозаборник, разделенный на два симметричных канала герметичной кабиной пилота и основным резиновым топливным баком, расположенным за кабиной.

Кроме основного бака, вмещавшего 1250 литров, имелся дополнительный бак на 160 литров, расположенный ближе к хвосту самолета. Для перекачки этого объема в основной бак использовался отдельный насос с электрическим приводом.


Для контроля запаса топлива на МиГ-15 имелся датчик, установленный в основном баке. Аварийным остатком являлся запас топлива менее 300 литров. Для сохранения развесовки самолета МиГ-15 топливо вырабатывалось из баков по специальной схеме.

За поперечной перегородкой устанавливался ТРД модели РД-25Ф, который на МиГ-15 бис заменили на ВК-1, обладавший большими параметрами тяги.

Для обслуживания и замены двигателя имелся разъем, по которому хвостовая часть могла быть отделена от основной части фюзеляжа.

В двигателе имелась аварийная система пожаротушения с ручной активацией при помощи кнопки на панели приборов. При возгорании пена подается из двух баллонов непосредственно в камеру сгорания и на наружную часть ТРД.

Под нижней частью фюзеляжа истребителя полумонококовой схемы, чуть далее входов в воздухозаборник устанавливалась быстросъемная рама лафета с 37 мм пушкой и парой 23 мм. На земле лафет выдвигался из фюзеляжа, и смена боекомплекта занимала не более 20 минут.

Для контроля результатов стрельбы имелся фотокинопулемет С-13, установленный на первом шпангоуте силового набора фюзеляжа МиГ-15.

Крыло самолета МиГ-15 строилось по однолонжеронной схеме. Для усиления конструкции имеется одна поперечная балка, которая играет роль стенки ниши стойки основного шасси. Крылья могли быть сняты по линии разъема с фюзеляжем, при этом через него проходили силовые элементы, с которыми с каждой стороны соединялись лонжерон и балка плоскости.


Кабина пилота МиГ-15 с большой площадью остекления и тонкими элементами рамы переплета, оснащалась принудительной подачей свежего воздуха и катапультируемым креслом. Для предотвращения запотевания остекление было выполнено из двух слоев плексигласа с толщиной от 4 до 8 мм.

В воздушном промежутке находились гранулы силикагеля, которые периодически заменялись свежими. В лобовой части кабины истребителя стояло бронестекло с толщиной 64 мм, закрепленное в алюминиевой раме.

При закрывании фонаря стык герметизировался специальным резиновым уплотнителем с подкачкой от пневматической системы.

На приборной доске располагались и приборы для контроля над самолетом в ходе полета, а также средства навигации и пульт управления системой посадки самолета. В состав радиосистемы истребителя МиГ-15 входила коротковолновая радиостанция и автоматический опознаватель «свой-чужой».

Электрическая система с напряжением 36 вольт питалась от бортового генератора и аккумуляторной батареи. Дополнительно на боковой части фюзеляжа имелся разъем для подачи питания от наземного источника.

Для защиты пилота от пуль на передней части кабины монтировалась бронеплита толщиной 10 мм. Эта плита фиксировалась на четвертом шпангоуте, который служил основанием для носовой стойки шасси.


Для управления всеми стойками шасси и дополнительными тормозными щитками истребителя МиГ-15, установленными по бокам фюзеляжа в хвостовой части, применялась гидравлическая система. При этом для торможения колес самолёта использовался пневматический привод.

Привод гидравлики выполнялся от насоса, установленного на коробке привода механизмов ТРД. Рабочее давление жидкости на основе смеси глицерина и спирта составляло не менее 13,5 атмосферы.

Пневматические приводы МиГ-15 работали от нескольких баллонов со сжатым воздухом. Заправка резервуаров проводилась на аэродроме, бортовой компрессор для накачки отсутствовал.

Различные варианты конструкций и комплектаций

В документации на ранние самолеты встречается версия истребителя МиГ-15С, которая представляет собой машину с ТРД модели РД-45Ф, двумя пушками НР-23 и рядом изменений в оснащении кабины и планере. Серийно такие машины не производились.


Для варианта с подвесными баками было зарезервировано обозначение МиГ-15ПБ, но поскольку все серийные самолеты имели точки подвеса, то от него отказались.

На основе первых самолетов МиГ-15 были построены несколько опытных вариантов, на которых отрабатывались различные варианты вооружения и оснащения.

Третий серийный самолет под обозначением «СВ» использовался для тестирования модернизированного пушечного вооружения, в состав которого входили пушки НР-23 и Н-37Д.

Помимо этого изменения коснулись и конструкции машины – появился триммер на плоскости левого элерона, противофлаттерные грузы на крыльях, улучшено электрооборудование и прицел. При испытаниях выявились многочисленные проблемы с установкой новых авиапушек калибра 23 мм, которые были решены только на истребителе МиГ-15 бис.

Часть опытных решений, проверенных на «СФ» была впоследствии внедрена на модернизированных истребителях.

Примерно в это время испытывался вариант «СО» с опытным выдвижным прицелом. Конструкция не показала никаких преимуществ и не получила развития в серии. Летом 1950 года проходили испытания несколько истребителей МиГ-15 «СШ» и «СУ» с 23 мм пушками модели Ш-3-23. В качестве основного вооружения истребителей Микояна они приняты не были.


Наращивание объемов производства нового истребителя МиГ-15, повлекло необходимость подготовки большого количества пилотов. Для этого на основе серийной машины был создан учебный и тренировочный самолет МиГ-15УТИ (обозначение НАТО Midget).

Машина имела двухместную кабину и развивала меньшие скорости, чем серийный истребитель. Для отработки навыков ведения воздушного боя на самолете имелся один 12,7 мм пулемет модели УБК-Э с боекомплектом в 150 патронов и пушка НР-23 с 80 снарядами. На нижней части плоскостей имелись две точки подвеса для бомб калибром 50 и 100 кг.

Малой серией был выпущен МиГ-15П УТИ, оснащенный радаром модели РП-1.

Кабина инструктора располагалась сзади и была получена за счет уменьшения размера топливного бака. Оба кресла могли быть отделены от самолета МиГ-15 УТИ при помощи катапульт. Остекленный фонарь при этом отстреливался специальным пиропатроном.

На основе модернизированного истребителя МиГ-15 бис существовал разведывательный вариант «СР», вооруженный всего одной пушкой НР-23. Вместо остальных была установлена аппаратура для фотографирования.


Увеличение дальности полета достигалось путем дополнительного запаса топлива объемом 1200 литров, размещенного в двух подвесных баках. Такими же баками мог оснащаться истребитель сопровождения «СД-УПБ», который был выпущен в 1951 году единичной партией в 49 машин.

Списанные самолеты зачастую переоборудовались в радиоуправляемые мишени, и проходили по документам под обозначением МиГ-15М.

Помимо серийных модификаций, имелось множество опытных машин, на которых испытывались различные варианты пушечного и ракетного вооружения, а также радиолокационных станций.

На базе самолета МиГ-15 бис был создан опытный МиГ-17 «СИ», который стал родоначальником нового семейства истребителей.

Технические характеристики


Применявшиеся на истребителях пушки калибра 37 и 23 мм имели одинаковый боекомплект, состоявший из 40 снарядов крупного калибра и 160 мелкого (по 80 на ствол).

Лётные характеристики

Параметр МиГ-15 МиГ-15 бис Миг-15 УТИ
Скорость у земли, км/час 1042 1076 1010
Скорость на границе высотности 5000 м, км/час 1021 1045 1004
Скорость на границе высотности 10000 м, км/час 974 987 -
Скорость отрыва от земли, км/ч 230 227 -
Скорость захода на посадку, км/ч 174 170 -
Потолок, м 15100 15500 14150

Помимо СССР выпуск истребителя МиГ-15 велся по лицензии на авиационных заводах на территории Польши, Чехословакии, а также Китая. Польские машины оснащались лицензионными моторами и имели обозначение Lim-1 или Lim-2 (аналогичны советским 15 и 15 бис).

На их базе выпускались тренировочные машины и фоторазведчики. Общий выпуск машин не превысил 1000 экземпляров, которые поступали на вооружение только национальных ВВС.


Чехословацкие истребители S-102 и S-103 производились в крупных объемах и активно поставлялись на экспорт. Основной машиной чешского производства стал учебный вариант CS-102 растиражированный в более чем 2000 экземпляров. Он также активно экспортировался во многие страны.

Что интересно, более поздние машины производства ЧССР имели советское обозначение МиГ-15.

Основной производитель самолета – СССР, который выпустил не менее 11 тысяч экземпляров машины. По другим отчетным данным число произведенных истребителей МиГ-15 всех типов составляет более 13,1 тысяч самолетов. Самолет активно поставлялся в вооруженные силы различных государств, в том числе и капиталистических.

Боевое применение самолета

Серийный истребитель МиГ-15 появился в момент пика напряженной ситуации в Юго-Восточной Азии, которая вылилась в войну между Северной и Южной Кореей. В ходе активных боевых действий была проведена проверка боем многих образцов нового советского и американского вооружения.

Применявшиеся в начале войны американские Ф-80 с крылом прямой формы не имели никаких шансов в боях с МиГами.

Позднее основным соперником советского самолета стал истребитель Ф-86 «Сейбр», который имел очень схожую компоновку.

При этом пилотажные и скоростные характеристики машин были примерно одинаковыми. Разница была в лучшей маневренности «Сейбра» на малых высотах, но МиГ-15 имел заметно лучшую скороподъемность и большую скорость полета на средних и больших высотах.


Главным различием машин было вооружение, состоявшее из трех пушек на советской машине и шести крупнокалиберных пулеметов на американце. Только самые последние модели «Сейбра», появившиеся к концу Корейской войны получили более мощное вооружение из четырех 20-мм пушек.

Большим плюсом стало наличие на Ф-86 радиодальномера, который позволял начинать огонь с больших расстояний.

На истребителе МиГ-15 подобный прибор появился только в 1952 году.

Поскольку тактика ведения воздушного боя не изменилась со времен Второй мировой войны, то истребитель МиГ-15 больше подходил для ведения активных действий. За счет высокого веса залпа и поражающего действия снарядов шансы на победу у советской машины были гораздо выше.

В ходе боя американские летчики стремились увести МиГ-15 на малые высоты, чтобы компенсировать слабую огневую мощь высокой маневренностью.

После окончания войны в Корее машины МиГ-15 принимали участие во многих вооруженных конфликтах, но больше нигде не смогли себя проявить. Среди конфликтов с участием этих самолетов стоит отметить противостояние между Китаем и Тайванем, Синайскую войну и арабо-израильские войны 60-х годов.


К моменту начала войны во Вьетнаме МиГ-15 считался окончательно устаревшим и в боях не применялся. Однако машина широко использовалась для обучения летного состава навыкам пилотажа новых советских истребителей.

Истребители МиГ-15 оказались самыми результативными самолетами в составе ВВС Китайской народной республики и Кореи. За время применения в Корейской войне было одержано не менее 1377 побед при потере 566 самолетов.

В числе сбитых самолетов противника числятся как минимум 78 (количество потерь, признанное США) истребителей Ф-86 «Сейбр», который являлся в то время самым современным самолетом в ВВС США. Самый известный ас Корейской войны Евгений Пепеляев летал на различных версиях самолета МиГ-15 и одержал 23 подтвержденные воздушные победы.

Высокие летные данные истребителя МиГ-15 явились причиной стойкого желания американцев заполучить летный экземпляр истребителя.

За перегон машины была объявлена награда в 100 тыс. американских долларов, что было очень значительной суммой в 50-е годы. Но первый экземпляр МиГ-15 попал к американцам уже после окончания боевых действий в Корее. После проведения комплекса испытаний машина попала в Национальный Музей ВВС, где находится и в наши дни.


Во время Корейской войны истребители МиГ-15 оказывали активное сопротивления налетам американской авиации с использованием стратегических бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс».

В одном из воздушных боев осенью 1950 года истребители МиГ-15 сбили не менее 12 «сверхкрепостей» и несколько машин сопровождения. Это бой, вошедший в историю американских ВВС как «черный вторник» резко изменил тактику применения стратегических бомбардировщиков, которые стали применяться только в ночное время.

Не менее известным пилотом самолета МиГ-15 был первый космонавт Юрий Гагарин, который прослужил два года в строевом авиационном полку в составе Северного флота, вооруженном такими машинами. Ю. Гагарин погиб во время выполнения очередного тренировочного полета на учебном самолете МиГ-15 УТИ.

Видео

Конструкторская мысль Микояна и Гуревича создала один из лучших самолётов в мире, производившийся в массовом порядке этот истребитель открыл широкую дорогу советскому самолётостроению в реактивную эпоху. Обладая великолепным вертикальным маневром и мощным вооружением МиГ-15 получил боевое крещение в Корее и по праву стал лучшим истребителем того времени.

История создания

В 1946 году после приглашения в Кремль, группа конструкторов ОКБ-155 ознакомилась с требованиями по строительству машины с реактивным двигателем, имеющим возможность достичь околозвуковой скорости. А.И. Микоян и М.И. Гуревич понимали, что создание такого самолёта возможно, если использовать все наработки прежних лет по аэродинамике стреловидного крыла.

Параллельно с такими работами разрабатывали конструкцию катапультируемого кресла и двигателя для реактивного самолёта. Своего двигателя у нас ещё не было, пришлось ехать за опытом и двигателями Rolls-Royce Nene и Derwent в Англию. Купив десять английских двигателей в 1946 году и 15 штук в 1947 году, советские инженеры изучили и сняли чертежи моторов. Вскоре получив обозначение РД-45, переделанный английский мотор был запущен в серию.

В ОКБ-155 тем временем окончательно был принят вариант простого фюзеляжа с двумя воздушными каналами от носа корпуса до двигателя, расположенного в хвосте самолёта. Заводское обозначение эта машина имела И-310 и три опытных экземпляра были построены в 1947 году, один из них оснастили двигателем повышенной надёжности РД-45Ф.

По старой традиции в последние дни уходящего 1947 года пилот ОКБ-155 В.Н. Юганов опробовал в воздухе предсерийный экземпляр реактивного истребителя. Прошёл год и 30 декабря 1948 года первая серийная машина под управлением того же В.Н. Юганова оторвалась от бетонной полосы заводского аэродрома и выполнила установочный полёт.

С каждым днём росло качество выпускаемых самолётов, изделие в ходе изготовления подвергалось постоянному совершенствованию. Конструктором В.Я. Климовым был подготовлен модернизированный двигатель ВК-1, которым оснастили новую модификацию самую массовую, получившую индекс . Перед непосредственным выходом в серию, заменили вооружение машины - были установлены две новые пушки НР-23 и одна Н-37. После согласования с министерством обороны в конструкторском бюро разработали проект нового учебного самолёта МиГ-15УТИ и уже в январе 1949 года новая машина была опробована в полёте. На этой «спарке» не одно поколение пилотов получило путёвку в небо.

Конструкция самолёта

Аэродинамическая схема нового самолёта представляла моноплан с крылом стреловидного вида среднего расположения и задним крестообразным оперением. Косая балка крыла и его лонжерон образовывали нишу в виде треугольника, в которую убирались шасси.

Крыло оснащалось механизацией из элеронов с триммерами и закрылков-щитков, выпускающихся на определённый угол на режимах посадки и взлёта. На крестообразном хвостовом оперении стабилизатор делил руль направления на верхнюю и нижнюю часть.

Силовая установка истребителя состояла из двигателя РД-25Ф, на поздних модификациях, начиная с , ставили более мощный ВК-1, воздушный поток направлялся от воздухозаборника в носовой части по двум каналам, огибавшим отсек кабины лётчика к располагавшемуся в хвосте самолёта двигателю.

Трёхопорное, убирающееся в полёте шасси, имело амортизаторы рычажного типа. Носовая стойка самоориентирующаяся, система торможения стояла воздушная. Шасси убирались и выпускались при помощи гидравлики. В системе управления отсутствовали тросы, она была жёсткой на основе тяг и качалок. На последней модификации машины в систему управления внедрили гидроусилители.

Вооружение было представлено тремя пушками в носовой части под воздухозаборником - одной Н-37 и двумя НР-23. Пушки размещались на выдвижном лафете и при помощи специальной лебёдки перезарежались в течении 20 минут. Дополнительно имелась возможность подвески под крылом двух бомб по сто килограмм.

Кабина истребителя выполнена герметичной с принудительной вентиляцией, оборудована катапультируемым креслом. Остекление фонаря кабины открывало хороший обзор, что весьма немаловажно для ведения воздушного боя. На приборной доске кабины сконцентрированы пилотажные приборы - авиагоризонт АГИ-1, указатель скорости, высотомер, указатель скольжения и вариометр, навигационные приборы - дистанционный гиромагнитный компас, система захода на посадку, радиокомпас и радиовысотомер.

Для связи с землёй и между самолётами предназначалась радиостанция РСИУ-3, самолёт оснащался аппаратурой госопознования СРО-1. На левой панели внутри кабины стоял рычаг управления двигателем, на правой панели были сосредоточены включатели радиооборудования и систем самолёта. Посередине находилась ручка управления с рычагом торможения и гашетками пушек. Лётчик удобно располагался в катапультном кресле.

Лётно-технические характеристики

  • Экипаж -1 чел
  • Максимальная скорость у земли - 1042 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте 5000 м - 1021 км/ч, на высоте 10000 м - 974 км/ч
  • Скорость отрыва - 230 км/ч
  • Посадочная скорость - 174 км/ч
  • Дальность - 1335 км, с ПТБ - 1920 км
  • Практический потолок - 15100 м
  • Скороподъёмность у земли - 41 м/с
  • Время набора высоты 10 тыс. м. – 6,8 мин
  • Длина взлётной дистанции - 605 м
  • Длина посадочной дистанции - 755 м
  • Размах крыла - 10,08 м
  • Длина самолёта - 10,10 м
  • Высота самолёта - 3,7 м
  • Вес пустого самолёта - 3247 кг
  • Нормальный взлётный вес - 4917 кг
  • Количество топлива - 1210 кг
  • Двигатель - ТРД РД-45Ф
  • Тяга - 2270 кгс
  • Вооружение - одна пушка Н-37 и две НР-23
  • Точек подвески - 2

Особенности ведения воздушной войны в Корее

Корейские события заслуживают внимание тем, что они явились ареной боевого столкновения реактивных самолётов, открывших новую эру в истории авиации. Наши осуществляли воздушную поддержку частей армии Китая. Для американских воздушных сил появление оказалось неожиданным, их F-80 c прямым крылом обладали меньшей скоростью и превращались в лёгкую добычу для наших самолётов. США срочно перебросили в Корею новейший F-86 «Сейбр» , который и противостоял советским самолётам в воздушной войне. Наши лётчики не имели права вести бой и преследовать противника над территорией Южной Кореи и морем. Но перед советскими лётчиками не стояла цель уничтожения F-86 , основной задачей было не пропустить очередной налёт бомбардировщиков В-29 .

В то время у нас не было противоперегрузочных костюмов, а пилоты США имели такие и это снижало наши возможности ведения маневренного воздушного боя. Ветераны корейской войны вспоминали, что «Сейбр» обладал превосходством на малых высотах, особенно это выражалось на виражах, а МиГ обладал отличной скороподъёмностью и часто бой заканчивался после первого захода. Неудачно атаковав, «Сейбр» уходил вниз, а МиГ стремился набрать высоту. После чего, каждый пилот использовал лучшие качества своего самолёта машины и в результате наш МиГ оказывался наверху, а американец внизу.

На исход боя часто оказывало наличие у «Сейбра» радиодальномера, с ним наши самолёты сбивали с дальней дистанции, порядка 2,5 км. Это печальное положение для советских лётчиков тянулось до 1952 года, пока на наши самолёты не поставили соответствующее оборудование.

Отлично зарекомендовал себя при перехвате бомбардировщиков В-29 , весной 1951 года на корейско-китайской границе советские пилоты разбили большую группировку этих самолётов, а в октябре того же года американцы понесли большие потери при налётах на Северную Корею и до конца войны больше не использовали бомбардировщики днём. Во время корейских событий 23 воздушных поединка выиграл советский пилот Евгений Попеляев, именно он заставил произвести вынужденную посадку американский F-86 , который впоследствии перегнали в Москву в центральный аэродинамический институт.

Огромную сенсацию в западной прессе вызвало появление наших в Корее - это получило название «корейский сюрприз» и впоследствии американские лётчики называли этот театр боевых действий «аллеей МиГов»

Видео: истребитель МиГ-15

Всего в Советском Союзе и странах, выпускавших Миг-15 по лицензии, было построено 15560 машин. Он является самым массовым военым боевым самолётом за всю историю авиации. В разные годы он числился на вооружении около 40 стран.

Наверняка, каждый, хотя бы раз в жизни смотрел военный парад. И это масштабное торжественное мероприятие военнослужащих вызывает бурю восторженных эмоций и восхищенных возгласов. А как иначе, когда перед Вами шагает ровными шеренгами парадные коробки в самой разнообразной красивой военной форме. Тут, даже человек, достаточно далекий от армии и все что с ней связано, невольно почувствует теплую волну, накатывающую где-то под сердцем, и носящую название «Гордость». Гордость за свою отчизну и красиво одетых офицеров и прапорщиков, сержантов и солдат.

И некоторые задаются вопросом «А как выглядела форма Вооруженных Сил раньше?» Давайте проследим за развитием униформы военных с первых образцов полушерстяных мундиров и до современного комплекта обмундирования ВКПО.

История обмундирования

Во все времена развития Российского государства армия была показателем правительственной власти. И ни для кого не секрет, каждый правитель следил за этим показателем и стремился выделить красивой и видной одеждой. Стиль покроя одежды Николая I диктовала Западная Европа, и мундиры военнослужащих мало чем отличались от западных образцов.

С приходом к власти Александра все несколько изменилось, мундиры обрели гербовую геральдику, и было введено обязательное единообразное ношение формы одежды.

В 1870-х годах богатство одежды офицеров сменила практичность. В первую очередь, акцент делался на удобство при выполнении военнослужащим любых задач. Единственные, кто в те времена оставили дорогостоящий пошив одежды - гвардейские кавалеристы. Остальные военные царской армии носили:

  1. Мундиры, легкого покроя. У них были большие, широкие воротники с плетеным золотистым кантом по окружности «стоечки». Обшлаг мундира также был исполнен в виде классического плетения.
  2. На голове носили круглую, с невысоким подъемом черную шапку на бараньем меху. В лобовой части военные прикрепляли Андреевскую кокарду, а под ней располагался национальный герб - двуглавый орел.
  3. Шинели удлиненные шерстяные. Их особенностью являлось то, что военный застегивал ее на специальные крючки, которые скрывали блестящую на солнце пуговицу.
  4. Все блестящие элементы прежней формы одежды было решено полностью убрать ввиду стремления военачальников повысить маскирующие свойства бойцов.

Для того чтобы отличить, к какому подразделению или роду войск относится военнослужащий решили ввести нумерацию на погонах и околыши на кепках. В районах с особо жаркими климатическими условиями на смену тяжелому и плотному мундиру пришел китель.

Солдаты царской армии носили гимнастерки, полушубки и тулупы зимой, и полотняные белые рубашки летом.

Такая форма одежды существовала вплоть до конца эпохи правления Николая II. Последний император Царской России взойдя на престол не стал изобретать реформы по изменению и без того удобной на тот момент формы одежды. Изменения коснулись в основном цветовой гаммы, присвоив каждому полку в царской армии, свой цвет. Теперь цифра 1 на погоне сопровождалась красным цветом, цифра 2 синим, цифра 3 белым.

Накануне Первой мировой войны серьезные изменения претерпела униформа армейских кавалеристов. На смену скромному мундиру без пуговиц пришел шитый в талию двубортный мундир с кантом соответствующего цвета на обшлагах и стойке воротника.

Кстати, вы в курсе, что можно законно получить отсрочку от призыва? Если нет – подробности вы сможете прочитать на этом сайте .

Военная форма СССР

После февральского переворота 1917 года, стали формироваться первые красногвардейские отряды, ставшие прародителями РККА. У них не было установленной униформы, и бойцы были одеты по принципу «кто во что горазд». Единственным знаком различия того времени между солдатами считалась повязка из красного материала с белыми буквами «Красная гвардия».

Единообразия тут, кстати, тоже не было и порой бойцы просто вязали на плечо красную ткань. Лишь бы в суматохе тех смутных событий свои же не застрелили.

В гардеробе военнослужащих того времени царил полный бардак.

В самом начале кровавых революционных дней отряды красногвардейцев были больше похожи на партизан, чем на организованную армию. Единообразным было только стремление построить счастливое и сбалансированное социалистическое общество. В остальном для ношения подходили и мундиры Российской Имперской Армии, захваченные на складах, и фуражки, и шаровары, и полушубки, и шинели, и гимнастерки, и импортное обмундирование других стран.

Нередки случаи тех времен, когда единственным знаком отличия командира отряда было узнаваемое лицо и голос. Ближе к концу 1919 года суматоха с обмундированием постепенно сошла на нет.


В 1922 году ношение униформы окончательно упорядочено, каждому военнослужащему в иерархической командной ступени Красной Гвардии был отведен перечень формы одежды, которую он обязан был носить в соответствии с сезоном. Также была отвергнута идея офицерских званий и погон, и введена новая система знаков различий. Это были нарукавные нашивки красного цвета в виде треугольников, квадратиков и ромбиков на левых клапанах рукавах, и каждая из них относила военнослужащего к той или иной должности командного состава.

Новая реформа провела четкую границу между парадной, повседневной и полевой униформой.

Однако, вместе с этим, строевая форма отличалась от походно-полевой лишь тем, что военнослужащий во втором варианте обязан был носить комплект полевого снаряжения и стальную каску.

Чуть позднее была добавлена еще одна разновидность полевой униформы - караульная. Она также практически ничем не отличалась от полевой. Обмундирование военного в этом варианте не подразумевало ношение бинокля, фляжки и других несущественных мелочей единого полевого снаряжения военнослужащего.


Одной из целевых направленностей реформы 1935 года было четкое упорядочивание видов и родов войск при помощи цветовых расцветок. В отличие от предыдущих попыток это сделать, реформа 1935 года настолько удачно справилась с этой задачей, что цветовая гамма отличий военнослужащих видов и родов войск просуществовала до 1965 года без изменений.

Подразделения пехоты Околыш фуражки - малиновый цвет;
Петлицы - черный цвет;
Кант брюк - малиновый цвет.
Кавалеристы Околыш фуражки - синий цвет;
Петлицы - черный цвет;
Кант брюк - синий цвет.
Подразделения артиллерии
Петлицы - красный цвет;
Кант брюк - красный цвет..
Авиаторы Околыш фуражки - голубой цвет;
Петлицы - темно-синий цвет;
Кант брюк - голубой цвет.
Войска технического обеспечения, инженеры и связисты Околыш фуражки - черный цвет;
Петлицы - синий цвет;
Кант брюк - синий цвет.
Войска РХБЗ Околыш фуражки - черный цвет;
Петлицы - черный цвет;
Кант брюк - черный цвет.
Прокуратура, военные врачи и ветеринары Околыш фуражки - темно-зеленый цвет;
Петлицы - темно-зеленые с красной окантовкой;
Кант брюк - красный цвет.

В середине 1940 года вводится ряд новых званий, которые касались высшего звена иерархической ступени командиров. Так, командиры дивизий и корпусов получили генеральские и адмиральские звания. Помимо этого для высших начальников была введена специальная униформа, в которой особенно выделялся окантовка воротника и лампасы на синих брюках. Цвет лампасов соответствовал цвету рода войск военнослужащего.

Еще одним изменением, коснувшимся званий военнослужащих, стало введение приказом наркома обороны в обращение званий сержанта от 2.11.1940 года. В 1943 году вернулось слово «офицер» и для военнослужащих ввели новую систему воинских званий, тем самым заметно укрепив иерархическую систему различий между военнослужащими.

За основу системы взяли систему погон Российской Императорской Армии, немного изменив ее.

Так, шестиугольные погоны младшего офицерского состава имели один просвет, старшего - два, погоны высшего звена иерархической ступени военнослужащих были без просветов, а большие пятиконечные звезды были вышиты.

Формы одежды разбивались на следующие категории:

  • парадная униформа для строя и вне строя;
  • полевая форма одежды для строя и вне строя (внестроевая в свою очередь делилась на трилетние разновидности).

Парадная форма одежды офицеров советской армии имела серо-стальной цвет, вошло в обиход использование на петлицах эмблем с символикой рода войск. Китель носился с рубашкой белого цвета и галстуком цветовой гаммы, соответствующей роду войск. Также были введены в обращение кокарды нового образца, в которых пятиконечная красная звезда находилась в окружении стилизованных листьев в виде окаемки.


В 1960 году ввиду высокой стоимости при изготовлении обмундирования командованием было принято решение в пользу замены некоторых элементов гардероба военнослужащих. Эти элементы добавили военной одежде износостойкости и унификацию.

Постепенно командование стало приходить к еще большему упрощению цветовых различий между родами и видами войск.

Был упразднен зеленый и синий цвет при изготовлении кантов брюк военнослужащих. К 1980 году в Вооруженных Силах СССР использовалось четыре цвета различий принадлежности военнослужащих:

  • Красный;
  • Голубой;
  • Малиновый;
  • Черный.

К 1988 году унификация расцветок дошла до трех цветов: красный, голубой и черный.

Форма одежды ВС РФ

С распадом Советского Союза претерпела некоторые изменения и униформа военнослужащих.


Парадная форма была практически идентична строевой, за исключением нескольких элементов конструкции:

  • Высший офицерский состав сменил папахи на каракулевые шапки в зимнее время года.
  • Из конструкции кителей убрали канты на обшлагах.
  • На тульях фуражек теперь крепился посередине знак в виде двуглавого орла с расправленными крыльями.
  • Кителя офицеров младшего и старшего офицерского состава сохранили прежний покрой и цветовую гамму, также как и канты брюк. Вскоре на бортах мундиров стало обязательным ношение металлических знаков родов и видов войск. Чуть позже, для большего упорядочивания между тем, к какому подразделению относится тот или иной военнослужащий ВС РФ, стало обязательным пришивание шеврона на правый рукав. На левом рукаве военнослужащие носили шеврон, обозначающий их принадлежность к вооруженным силам.
  • На бортах высшего офицерского состава военнослужащих были предусмотрены вышитые стилистические листья золотистого цвета.
  • Военнослужащие женщины, носившие до этого берет, теперь по форме одежды обязаны были надевать пилотки.

Полевая форма одежды военнослужащего включала в себя следующие элементы гардероба:

  • Камуфляж «пятнистой» расцветки, которая включала в себя три цвета: зеленый, темно-зеленый и коричневый. Китель был оборудован шестью карманами-клапанами - по два на рукавах, два на грудной части и два в нижней части одежды. На воротнике кителя крепились металлические знаки принадлежности военнослужащего к роду войск. Брюки в некоторых вариантах также были оборудованы двумя клапанами, которые находились посередине бедра, немного выше колен.
  • Полевая форма предусматривала ношение военнослужащим универсальной камуфлированной кепки, изготовленной по принципу шапки-ушанки и застегивающейся в верхней части на две пуговицы. Кепка оснащалась металлической кокардой полевой расцветки, в виде пятиконечной звезды и крепилась посередине над широким козырьком.
  • Полевая форма одежды обязывала военнослужащих обувать ботинки на высоком берце;
  • В зимнее время офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты одевали утепленную куртку с меховым воротником. Она была исполнена в той же цветовой гамме, что и камуфляж и оснащалась клапанами на груди и рукавах;
  • Зимой военнослужащие надевали шапку ушанку оснащенную кокардой;
  • В комплект к полевой форме одежды в обязательном порядке шел поясной ремень - кожаная портупея у офицерского состава и жесткий ремень с золотой или серебряной бляхой у солдат по призыву. Преимущественно поясной ремень одевался поверх кителя. Исключения составляли спецназовцы, десантники и разведчики, которые заправляли китель в брюки, продев ремень в специально предусмотренные для этого отверстия в талии штанов.

Форма одежды сохраняла свой облик вплоть до 2008 года, все изменения после 1997 года были направлены в основном на упорядочивание геральдики и не имели глобального характера.

Реформа 2008 года

К концу 2006 года командование стало понимать тот факт, что прежняя форма одежды военнослужащих перестала отвечать современным стандартам качества. В 2007 году после прихода на пост Министра обороны Сердюкова А. Э. - человека, имевшего весьма косвенное отношение к армейской службе началась подготовка к новой реформе. Она, по словам руководства, должна была не только решить актуальные вопросы в ношении формы одежды, но и дать фору зарубежным аналогам по качеству исполнения.


В этом же году задача разработки новой формы одежды была поставлена модельеру Валентину Юдашкину - человеку, еще более далекому от понятия военной службы и спектра выполняемых задач военнослужащими.

На выполнение задачи в распоряжение модельера были выделены огромные деньги из бюджета страны, разработка новой формы одежды велась без малого 2 года, а военнослужащие с нетерпением ждали её появления.

В начале 2010 года указ президента №293 гласил о постепенном вводе в обращения новой формы одежды.

К огромному разочарованию военнослужащих, на практике новая форма одежды оказалась практически негодной к эксплуатации в условиях выполнения как повседневных, так и задач учебно-боевой и боевой обстановки. Пригодилась бы такая форма, разве что только на показе мод от Дольче Габбана в Париже.

  • Парадная форма одежды по покрою ничем не отличалась от повседневной. Двубортные кителя теперь застегивались на три пуговицы, а не на четыре, как прежде. Было принято решение о возвращении цветовых расцветок кителей и брюк, но вместе с тем были убраны канты с брюк. Новые кителя были сильно ушиты в талии, что иногда сковывало движения военнослужащих и создавало трудности при подборке соответствующего размера;
  • Почти два года понадобилось модельеру для принятия, на его взгляд, революционного изменения повседневной шинели. Теперь она застегивалась не на три пуговицы, а на четыре, и имела вместо открытого закрытый вид. Вместе с этим по сравнению с предыдущим образцом шинели, новая перестала защищать военнослужащего от пониженных температур;
  • Полевая форма одежды не только не стала лучше прежней по параметрам износостойкости, но и в разы ей уступала. Инновационное решение переместить погон на грудь на практике оказалось неприемлемым для задач учебно-боевой подготовки;
  • Зимний полевой комплект не справлялся со своей функциональной нагрузкой, и военнослужащие замерзали в нем даже при не очень низких температурах.

В целом реформа была признана провальной, и почти все военнослужащие отнеслись к ней с негодованием, отдавая предпочтение старым образцам формы одежды.

Реформа 2012 года

Сразу после назначения на пост Министра обороны РФ Шойгу С. К. началась глобальная реорганизация формы одежды Юдашкина, главной целью которой было исправление ошибок модельера. Был проведен ряд конструкторских решений, которые дали успешные результаты и военная униформа, наконец, стала отвечать современным стандартам качества. Как итог, парадная форма одежды практически не отличалась от юдашкинской, разве что изменилось качество пошива, ставшее на порядок выше.


Серьезные изменения коснулись повседневной формы одежды. В обращение входит так называемый офисный комплект обмундирования. В гардероб военнослужащего входит облегченная куртка на молнии. В ней предусмотрены два нагрудных кармана клапана на застежке-липучке и карманами на молнии.

Грудные клапана также оборудованы липучками, на которые крепится нашивки с фамилией военнослужащего и знак принадлежности к ВС РФ. На рукава военнослужащие прилепляют шеврон подразделения и шеврон с изображением российского триколора, брюки исполнены в классическом стиле и имеют простроченную стрелку.

Такие образцы обмундирования начали поступать в войска уже в середине 2013 года.

Она носила название «офисной униформы», и многие военнослужащие еще долгое время не могли к нему привыкнуть, ассоциируя название с гражданскими специальностями. Помимо этого, первые образцы, которые получили в свое обращение военные, очень сложно было гладить, в особенности это касалось брюк.

Но уже через год эта неприятность была устранена. Из неоспоримых достоинств этой униформы является ее легкость и универсальность, чем не могли похвастаться предыдущие образцы. В настоящее время обмундирование поступает в войска в трех цветовых гаммах. Зеленая - пехота и артиллерия, синяя - авиаторы и десантники, черная - военно-морской флот и морская пехота.

Сильно видоизменилась фуражка. Тулья и козырек стали заметно меньше в размерах, что придало головному убору одновременно и компактность и изящество. В осенний период военнослужащие надевают утепленную куртку до колен на бараньем меху (куртка предусмотрена как в мужском, так и в женском гардеробе).

В зимние месяцы гардероб военнослужащих добавляет схожее по покрою с демисезонной курткой до колен утепленное пальто «Аляска» на гусином пуху с меховым воротником. Обе куртки оснащены молнией и очень похожи по конструкции и застегиваются до подбородка (одежда предусмотрена как в мужском, так и в женском гардеробе).

Утепленная осенняя куртка и «Аляска» очень похожи по покрою и единственным коренным отличием является только материалы, из которых их изготавливают.

Также осеннее пальто прострочено красной нитью в области молнии-замка. Клапана-карманы этого варианта оборудованы кнопками-застежками, с нанесенной геральдикой в виде пятиконечной звезды и словосочетания «Армия России» вокруг него. Зимняя «Аляска» таких кнопок-застежек не имеет, ее клапана оборудованы вшитыми плоскими магнитами.

Головной убор женщин в зимнее время представляет собой миниатюрную каракулевую шапку, летом - кепку формы «пенек» с длинным козырьком и кокардой посередине, в некоторых подразделениях ВС РФ предусмотрено ношение пилоток. Офисный комплект обмундирования военнослужащих – женщин дополняется брюками и юбкой.

Обувь мужчин представлена двумя видами ботинок - офицерские туфли без шнуровки и ботинки на толстой подошве, выполненные из лакированных материалов. Военнослужащие – женщины обувают летом туфли на низком широком каблуке, зимой - сапоги на овечьем меху.

Внешний вид полевой формы одежды так же претерпел серьезные изменения. Помимо этого, в гардероб добавилось множество новых вещей, благодаря которым военнослужащие могут выполнять задачи практически в любых условиях обстановки повседневной и учено-боевой подготовки. В гардероб входит:

  1. Камуфляж с идентичным расположением липучек, что и у офисного обмундирования. Камуфляж имел молнию, и его можно было застегивать в два положения - оставляю открытой грудь (первый) и пол горло, фиксируя замок молнии еще одной липучкой (второй). Первые комплекты начали поступать в войска наряду с офисной формой - в 2013 году.
  2. Комплект демисезонного обмундирования, который в обязательном порядке должны носить военнослужащие с осеннего по весенний период. Он представляет собой эластичный облегченный костюм на молнии из плотной материи, устойчивой к влаге.
  3. Утепленная безрукавка на молнии, флисовая куртка предназначена для того чтобы военнослужащий не замерзал в прохладное время года;
  4. Зимой военнослужащие одевали утепленную болоньевую куртку на молнии и штаны на подтяжках;
  5. В качестве головного убора летом выступает кепка с длинным козырьком, зимой - универсальная шапка на липучках, которая полностью защищает уши от низких температур.

Помимо перечисленного в гардероб военнослужащего современной российской армии входит универсальные комплекты летнего и зимнего нательного белья, которое поддерживает температуру тела в норме при любой погоде. Зимой военнослужащие одевают флисовую куртку и утепленное нательное белье.

Комплект летнего/осеннего нательного белья включает в себя:

  • майку с коротким рукавом и трусы из хлопка;
  • Футболку с длинным рукавом и кальсоны темно зеленого-цвета.
  • Требования к военнослужащим растут с каждым днем, вместе с этим растут и требования к современной форме одежды. На сегодняшний день гардероб военнослужащего полностью соответствует всем стандартам качества, а незначительные реформы, после 2014 года несут скорее композиционный характер, нежели конструктивный.

    Видео


Top