Православный календарь на август сентябрь.

Вопрос о том, какой сегодня отмечается праздник, вновь и вновь стоит на повестке дня. Россияне в большинстве своем хотят узнать, какая праздничная дата приходится на тот или иной день. Ведь мало кто хочет упустить из виду какой-либо крупный праздник.

Сегодняшний день в этом отношении не является исключением из правил, так как на 19 августа приходится сразу несколько праздников. В частности, сегодня отмечается Всемирный день фотографии. В свою очередь народный и церковный календари свидетельствуют о том, что 19 августа 2017 года отмечается Яблочный спас.

Какой сегодня праздник, 19.08.2017: Всемирный день фотографии

Всемирный день фотографии отмечают 19 августа как профессиональные фотографы, так и фотографы-любители. Инициатором даты стал австралийский фотограф Корске Ара, который предложил день годовщины признания первого способа фотографирования художника Дагера. Фотография является уникальным явлением, которое способно запечатлеть навсегда важные события, интересные моменты, все красивое и любимое. С помощью фотографии можно вернуть в памяти то, что в реальности уже не вернётся никогда. А для некоторых фотография - это профессия, с помощью которой они дарят радость воспоминаний через объектив фотокамер.

В этот день принято участвовать в интересной жизни фотографии. Во всем мире проходят различные фотосессии с участием большого количества людей. Организовываются выставки работ фотографов. Проводятся профессиональные мастер-классы для желающих повысить квалификацию в этом деле. Любители фотографий собираются вместе и делают множество снимков, которые дарят положительные эмоции.
В настоящее время фотография стала искусством.

Удачный фотоснимок нужно увидеть, выбрать композицию, правильное освещение, словить нужный момент. Здесь должно быть умение, навык фотографа и даже дар. Как и в любом искусстве здесь характерен вкус и предпочтение фотохудожника. Поэтому в этот день принято поздравлять тех людей, кто взял в руки фотоаппарат и своим увлечение делает вклад в современное искусство.

Второй (Яблочный) Спас, следующий за Медовым, или Первым Спасом (14 августа), известен также под полным церковным названием - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

История праздника облачена в такое сказание. Однажды Иисус Христос начал посвящать в грядущее своих учеников, дабы они все верно понимали. Было это нужно, в частности, по той причине, что ученики его, апостолы, нерушимо верили: учитель должен стать царем Израилевым. Он же должен был убедить их, что он пришел на землю не пророком от еврейского народа, а как Сын Божий, что его предназначение - не править страной, но спасти весь человеческий род.

Как сказал об этом преподобный Ефим Сирин: "чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира".

Однажды Иисус и трое особо приближенных к нему учеников - Иоанн, Иаков и Петр - поднялись помолиться на вершину горы Фавор. Но в праведной молитве ученики-апостолы почему-то погрузились в сон и не видели начала Преображения Господня. Пробудил их лишь необыкновенный свет, исходивший от их учителя.

В нем близ Иисуса были Илия и Моисей, говорившие с Христом о том, что нужен исход в Иерусалим, дабы свершился его искупительный подвиг. Затем облако накрыло гору, и из него раздался глас Бога: "Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение". В страхе ученики Иисуса простерлись ниц и поднялись лишь тогда, как Христос дотронулся до них. Он обратился к ним с просьбой молчать об увиденном и услышанном на горе до поры, пока не свершится его казнь и затем - воскрешение.

Преображение Господне - один из самых ранних христианских праздников, отмечаемый еще до начала 5 века. На Руси же праздник был известен как один из самых почитаемых, празднование его сопровождалось большим размахом, тем более что выпадало оно на время осеннее, особо щедрое и благополучное для простого народа.

На селах заводили песни, едва солнце опускалось к горизонту. Сады были полны угасающего летнего тепла и множества яблок. Угощались спелыми плодами, начиняли пироги, пекли плоды с медом. А, поскольку до наступления Второго Спаса яблоки были под запретом, в праздник становились лучшим лакомством.

Да и когда начинали их сбор, первые несколько плодов нужно было освятить в церкви. Когда же с удовольствием доедали на Спас первое яблоко, можно было загадать желание. На юге страны к яблокам прибавляли для освящения и, соответственно, угощения, первый виноград. Открывали и яблочные торги, на которые все цвета и сорта даров из садов везли целыми телегами. Непременно нужно было также раздать немного яблок нищим и больным, странникам, а, если кто жадничал - его быстро всем миром объявляли человеком непорядочным.

Верили, что на Преображение приходятся последние теплые ночи, а затем приходит время осенних холодов, о чем говорили так: "Второй Спас шубу припас", "Пришел Спас - бери рукавицы про запас". Даже журавли уже готовились на отлет на зимовку за моря.

Каков был Яблочный Спас, соответствовало погоде в январе следующего года.

Реклама

Конец летнего периода ознаменован большим количеством православных праздников, а также иных событий. Ознакомиться с основными из них на август 2017 года поможет наша статья (см. церковный православный календарь ниже).

2 августа 2017 года – Ильин день. Посвящен памяти пророка Илии. Он вел праведную жизнь и был удостоен права после смерти попасть на Небеса. В славянском понимании этот день ознаменовал начало запрещенного сезона купания: считалось, что с Ильиного дня в водоемы возвращается всякая нечисть.

14 августа 2017 года – Медовый Спас. К данной дате, пчелы традиционно заканчивают сбор меда, а у пасечников он в самом разгаре. Урожай нового сезона следует освятить в церкви, только после этого употреблять в пищу. Освященный мед остается в церкви, раздается на паперти или отсылается к больным и малоимущим. Остальной мед также считается освященным, потому его можно смело употреблять в пищу и заготавливать на зиму.

19 августа 2017 года – Преображение Господне. В этот день, согласно Священному Писанию, к молящимся на горе в Галилее Иисусу Христу, Петру, Иоанну и Иакову снизошли два ветхозаветных пророка, провозгласивших Иисуса Сыном Божием. В честь этого праздника происходит послабление Успенского поста. Второй спас – Яблочный. К этому моменту яблоки почти во всех регионах нашей страны поспели. Новый урожай необходимо освятить в церкви, после чего его можно употреблять в пищу.

28 августа 2017 года – Успение пресвятой Богородицы. В этот день, душа матери Иисуса Христа отправилась на Небеса в райские кущи, где она пребывает по сей день вместе со своим любимым Сыном Иисусом Христом, другими праведниками и безгрешными душами.

29 августа 2017 года – Третий Спас. Еще его называют холщовым или ореховым. Этот праздник не особо почитался у наших предков, потому не обрел той огласки, какую обрели два первых Спаса. С этой даты, начиналась активная торговля тканями и холстами. Однако в этот день церковь празднует более почетное событие – перенесение нерукотворн. образа Спасителя из Эдессы в Константинополь в 944 году.

  • Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
  • Собор Курских святых.
  • Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская.
  • День пророка Илии.
  • Обретение мощей Афанасия Брестского.
  • Икон Божией Матери Галичская, «Знамение» Абалацкая, Оршанская.
  • Постный день.
  • Пророка Иезекииля.
  • Преподобных Симеона Палестинского и Иоанна.
  • Священномученика Петра Голубева, пресвитера.
  • Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины .
  • Перенесение мощей священномученика Фоки.
  • Преподобного Корнилия Переяславского.
  • Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников.
  • Почаевской иконы Божией Матери.
  • Мученицы Христины.
  • Блговерных князей страторпцeв Бориса и Глеба, во cвятом Крещении Романа и Давида.
  • Собор Смоленских святых.
  • Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
  • Преподобного Макария Желтоводского, Унженского.
  • Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократa, иереев Никомидийских.
  • Преподобного Моисея Угрина
  • Великомученика и целителя Пантелеймона.
  • Преподобного Германа Аляскинского.
  • Постный день.
  • Смоленской иконы Божией Матери, именуeмой Одигитрия (Путеводительница).
  • Собор Тамбовских святых.
  • Мученика Каллиника Киликийского.
  • Мученицы Серафимы.
  • Преподобных Корстантина и Космы Косинских.
  • Постный день.
  • Mученика Иоанна Воина.
  • Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого.
  • Празднование иконы Божией Матери Оконская.
  • Предпразднство Происхождения честныx дрeв Животворящего Креста Господня.
  • Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и ижe c ним убиенных священномучеников арxимадрида Сергия и мученики Юpия и Иоанна.
  • Прaведного Евдокима Каппадокиянина.
  • Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
  • Медовый Спас.
  • Начинается Успенский пост.
  • Перенесение из Иерусалима в Константинопoль мощей первoмч. архидиакона Стефана и обретение мощeй праведных Никодима, Гамалиила и сынa его Авива.
  • Блаженного Василия, Московского чудотворца.
  • Ачаирской иконы Божией Матери.
  • Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
  • Преподобного Космы отшельника.
  • Семи отроков, ижe во Ефесе.
  • Преподобномученицы Евдокии Римляныни.
  • Предпразднство Преображения Господня.
  • Преподобномученика Иова Ущельского.
  • Священномучеников Арфира и Фавия.
  • Мученика Евсигния Антиохийского.
  • Преображение Господа нaшего Иисуса Христа.
  • Яблочный Спас.
  • Попразднство Преображения Господня.
  • Обретение мощей cвятителя Митрофана, епископа Воронежского.
  • Преподобного Антония Оптинского.
  • Святителя Емилиана исповедника, eпископа Кизического.
  • Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
  • Святого Мирона чудотворца
  • Апостола Матфия.
  • Собор Соловецких Святых.
  • Блаженного Лаврентия, Христа рaди юродивого, Калужского.
  • Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
  • Mученика архидиакона Евпла.
  • Мучеников Фотия и Аникиты и многиx с ними.
  • Священномученика Александра, епископа Команского.
  • Мучеников Памфила и Капитона.
  • Отдание праздника Преображения Господня.
  • Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца.
  • Мучеников Ипполита, иринея, Авундия и мученицы Конкордии.
  • Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
  • Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского.
  • Пророка Михея.
  • Празднование икон Божией Матери Беседная и Нарвская.

Тропарь праздника, глас 7: Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ Свет Твой при́сносущный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.Кондак праздника, глас 7: На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои,/ сла́ву твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рови же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стинну о́тчее сия́ние.

Мы празднуем праздник Преображения Господня. В Евангелии от Матфея (см. Мф. 17, 1–9) рассказывается, как по прошествии шести дней Господь возвел Петра, Иакова и Иоанна, ближайших учеников Своих, на гору высокую помолиться и там преобразился перед ними. Лицо Его просветлело, одежды заблистали, как снег, и рядом с Ним явились два пророка, живших задолго до того, – Моисей и Илия. Почему евангелист Матфей связывает Преображение с тем, что было шестью днями раньше? А шестью днями раньше произошло совершенно особое событие. Спаситель вместе с апостолами был недалеко от города Кесарии Филипповой – на самом севере современного Израиля, недалеко от ливанской границы. Там Господь спрашивает у апостолов: «А за кого Меня почитают люди?» Ему говорят: за того или иного пророка, за Иоанна Крестителя, и Он задает вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» И апостол Петр произносит поразительные слова: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 13–16). Исповедание Петра – это исповедание веры, а в ответ на него – великое чудо Преображения Спасителя. Как поется в тропаре праздника, это было дано им, чтобы затем, видя Его страдания, они помнили о Преображении и укреплялись в вере.

Богослужебные указания ожидаются

Спать было некогда — в разгаре была пора рабочей страды (Фото: BestPhotoByMonikaGniot, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 23 июля

В церковном календаре этот день обозначен как дата памяти святых Трофима, Феофила и с ними тринадцати мучеников, которые пострадали во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (конец 3 – начало 4 веков). Когда мужчин привели на суд, они отказались принести жертву языческим идолам и отречься от христианства. Мучеников долго истязали, а после, перебив им голени, бросили в огонь, откуда они вышли на своих ногах и совершенно невредимыми. Отчаявшись сломить волю христиан, язычники обезглавили их.

Бессонником этот день прозвали потому, что в разгаре была пора рабочей страды. «Долго спать - добра не видать» , - подмечали в народе. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «В страду одна забота - не стояла бы работа»; «Жать - не дремать»; «Хорошему хозяину и день мал»; «Идет работа - спать неохота» .

На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь» .

Калину наши предки ценили, во-первых, за то, что она является хорошим медоносом, а во-вторых, конечно, за целебные свойства. В народной медицине настои из коры калины применяли при нервных заболеваниях, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства. Ягоды использовали при желудочных заболеваниях, авитаминозе; кроме того, это хорошее общеукрепляющее и мочегонное средство. Настоем цветов лечили кожные заболевания. Кроме того, сок ягод калины обладает желирующими свойствами; хозяйки этим пользовались и, добавив яблочное повидло или пюре, варили из него мармелад и пастилу.

Но еще больше на Руси любили малину - вкусную, сладкую и очень красивую ягоду, которая содержит множество полезных веществ. О химическом составе ягод наши предки, конечно, не знали, но активно использовали ее как потогонное и антисептическое средство при простудах. Малину крестьяне употребляли в самом разном виде: свежую, в варенье, в джемах, в компотах; из нее делали и вино.

Именины в этот день

Андрей, Анна, Аполлинарий, Виталий, Михаил, Трофим, Федор, Феофил

Международный день светофора

Международный день светофора (Фото: Baloncici, Shutterstock)

Международный день светофора отмечается 5 августа в честь события, произошедшего в 1914 году. В этот день в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.

Впрочем, самый первый светофор изобрел британец Джей Найт еще в 19 веке. Этот аппарат был установлен возле здания парламента в Лондоне в 1868 году. Спустя три года его фонарь взорвался и поранил полицейского. После этого о светофоре забыли почти на 50 лет - до 1910 года, когда было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов.

Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 году. Со временем устройства стали популярны в разных городах Америки и Европы.

В России светофор появился лишь в январе 1930 года - на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.

В 2010 году в Перми открылся памятник этому устройству. Это событие было приурочено к Международному дню светофора. Памятники светофору есть также в Москве, Новосибирске и Пензе.

Светофор (от рус. свет и греч. φορός - «несущий») - это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.

В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь - детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.

Преображение буквально переводится с греческого как "превращение в другой вид" или "изменение формы". О том, как Иисус Христос взял с собой троих учеников, поднялся с ними на высокую гору, и там во время молитвы они увидели как Он преобразился, рассказывают трое из четырех евангелистов.

"Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Переизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице", — писал святитель Филарет Московский.

Озаренные необычайным светом апостолы испытали такое блаженство, какого они до тех пор не знали. Так, в преддверии своих страданий, распятия и воскресения, Христос готовил учеников к пониманию истинного смысла событий, свидетелями и участниками которых им вскоре предстояло стать. Ведь они, хотя и считали его Мессией, все еще жили общееврейской надеждой, что Он станет земным царем Израиля, и меньше всего думали тогда об избавлении людей от греха и смерти и даровании им жизни вечной.

Праздновать Преображение Господне начали сперва в Палестине — в IV веке, когда мать императора Константина Великого императрица Елена построила на горе Фавор Преображенскую церковь. Первые письменные свидетельства существования этого праздника на Востоке христианского мира относятся к V веку, а к VIII веку он уже вошел в церковный канон.

На Западе общецерковным праздником Преображение стало лишь в 1456 году при папе Каликсте III, хотя во Франции и Испании его праздновали с VII века.

Хронология евангельских событий связывает его с распятием Спасителя, но предпасхальный Великий пост с его сосредоточенно-покаянным настроем плохо сочетался с внутренним смыслом праздника Преображения, и отсчет решено было вести от праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября), так же посвященного воспоминанию страстей Христовых. За сорок дней до него — 19 августа — и был установлен день праздника.

Обычай освящать в этот день "начатки плодов" восходит к Ветхому Завету, когда, по Закону Моисееву — "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх.23:19) — в Иерусалимский Храм в знак благодарности Богу приносили плоды нового урожая: злаки и виноград.

Первые христиане жертвовали их для совершения таинства Евхаристии. Но в христианстве освящение плодов в праздник Преображения обрело новый смысл. В Преображении Господь показал людям то новое благодатное состояние, которое обретет мир с Воскресением Христа. И освящение фруктов, которые своей сладостью напоминают о райском блаженстве и утешают обещанием возвращения к нему в новой, преображенной "жизни будущего века", напоминают о той духовной сладости, которую ощутили ученики Христа на Фаворе.

Конечно, "Царство Божие не пища и питие", а "правда и мир и радость в Духе Святом" (Рим. 14: 17), но человек всегда стремится к образному, видимому пониманию невидимых вещей. Да и нет у него иной возможности, ведь для "новых" вещей нужны и новые слова (Кор. 12: 4), за неимением которых приходится выражать духовные истины внешними, понятными обрядами и представление о будущем блаженстве Царства Божия передавать в образе сладких плодов.


Top