Результаты совершенствования методов обучения и воспитания. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 РАЗЪЯСНЕНИЯ по методам обучения и воспитания Совершенствование методов обучения и воспитания (пункт 3.1. экспертного заключения) Согласно требованиям пунктов 36, 37 нового Порядка аттестации, педагог при аттестации на квалификационные категории должен продемонстрировать свои достижения в области совершенствования методов обучения и воспитания. МЕТОД (от греч. слова metodos буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. Ю.К. Бабанского). В экспертном заключении методы обучения и воспитания распределены по четырем основным группам: 1-я группа: методы формирования новых знаний и способов деятельности, 2-я группа: методы организации деятельности учащихся, 3-я группа: методы контроля и самоконтроля, 4-я группа: методы формирования личностных результатов. При оценке 1-й группы методов особое внимание эксперт должен уделить умению педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий. К методам формирования новых знаний и способов деятельности можно отнести: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

2 рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей; проблемный и частично-поисковый методы проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.; исследовательский метод решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты. При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии. К методам организации деятельности учащихся можно отнести: методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.; методы самостоятельной работы учащихся выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т.п.

3 3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебнопознавательной и других видов деятельности учащихся. К методам контроля и самоконтроля относятся: тестирование, анкетирование, викторина, письменные работы, устные и письменные опросы, зачет, экзамен и др. К методам формирования личностных результатов можно отнести беседу, убеждение, внушение, поручение, соревнование, пример, аналогию, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации и др. При проведении экспертизы педагогической деятельности (на открытом уроке/занятии) учителю рекомендуется продемонстрировать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов. Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п., в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом. В случае, если педагог имеет льготу (имеет право не проводить открытый урок/занятие), то владение им методами обучения и воспитания эксперт может определить, познакомившись с материалами его портфолио, а также беседуя с аттестуемым и администрацией образовательной организации. Уровень владения обозначенными группами методов определяет эксперт по предложенным ниже критериям. Использует продуктивно и совершенствует: полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия.

4 Под совершенствованием следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы. Роль эксперта, в данном случае, будет заключаться в определении целесообразности введенного новшества, его грамотности и эффективности. Использует продуктивно: полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия. Использует недостаточно продуктивно: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия. Не использует: несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия. О показателе «Не использует» может также свидетельствовать незнание аттестуемым педагогом современных методов обучения и воспитания, неумение отбирать их для достижения поставленных целей урока или занятия. Максимальное количество баллов, которое педагог может получить за продуктивное использование одного метода и его совершенствование (достаточно одного из каждой группы), составляет 60 б. Соответственно, четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.

5 Полученные результаты эксперт записывает в таблицу экспертного заключения «Совершенствование методов обучения и воспитания» в соответствующую графу, в зависимости от количества баллов: не использует 0 баллов; использует недостаточно продуктивно баллов; использует продуктивно баллов; использует продуктивно и совершенствует баллов.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы экспертизы педагогической деятельности собеседование эксперта с аттестуемым педагогом: - по реализуемым технологиям и

LOGO Ключевые компетентности педагога. Организационнотехнологические основы проведения экспертизы Экспертиза профессиональной деятельности Оценка степени владения профессиональными компетенциями Первая

АТТЕСТАЦИЯ Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций педагога с позиции требований ФГОС ОО Организация и проведение Международной научнопрактической конференции «Образ педагога XXI века:

«Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя в реализации ФГОС» «Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский Содержание Цели и задачи Методы Урок Средства

Методы обучения Метод обучения это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на

Методы обучения Сущность методов Метод - способ деятельности, направленной на достижение определѐнной цели. Метод обучения: способ деятельности учителя и учащегося; совокупность действий и приемов работы

2 от 24.11.2016 Методический совет муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Доклад на тему:

Понятие методов, приемов обучения. Функции обучения, требования к ним. Проблема классификации методов обучения в современной педагогике Характеристика основных словесных, наглядных и практических методов

Экспертиза уроков по ОРКСЭ Составитель: доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО, к. психол. н., Рунова Т.А. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

Содержание 1. Структура современного урока...3 1.1. Требования к структуре урока.....3 1.2. Определение целей занятия.3 1.3. Классификация методов обучения..5 1.4. Типы уроков..6 1.5. Образец структуры

Дидактическая задача этапа Организация начала занятия Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащимися СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Условия

312. Тема 5 Методы и формы организации учебной деятельности ВОПРОС N 1. Классно-урочная система обучения была научно обоснована 1. В. Ратке 2. К.Д. Ушинским 3. Я.-А. Коменским 4. И.Ф. Гербартом 4 ВОПРОС

Реализация дидактической и методической структуры учебного занятия Методический семинар Башкирова О.А., методист Учебное занятие это основная форма организации учебного процесса, оно имеет целостную структуру,

Структурные элементы учебного занятия ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

3. Составление технологической карты Приложение 4 «Рекомендации по составлению технологической карты» Технологическая карта 1. Тема: 2. Занятие: 3. Тип: 4. Форма проведения: 5. Цели: 6. Оборудование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей и молодежи» «АВТОРСКОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» методический сборник в помощь концертмейстерам, хормейстерам,

Модуль 6. Методы и средства обучения ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Понятие о методах обучения, их классификация. 2. Характеристика методов обучения. 3. Средства обучения, их характеристика. ЛИТЕРАТУРА: 1. Жук, О.

«Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский Подготовила: Гуляева Т.В., учитель математики и информатики

Лекция 1.2. Методы обучения химии в средней школе План: 1. Характеристика метода в обучении химии. 2. Классификация методов в обучении химии 3. Методы активного обучения Существуют многочисленные определения

Аннотация рабочей программы дисциплины «Методика преподавания химии» Направление подготовки 06.03.01 Биология Уровень высшего образования бакалавриат 1. Цель дисциплины: формирование теоретических знаний

Целеполагание Мотивация Технологическая карта анализа урока по ФГОС Класс Дата ФИО учителя Цель посещения Тема урока Цели урока ФИО посетившего урок 1. 2. Параметры Критерии баллы Примечания 1 2 3 Эмоциональная

Традиционные методы обучения Метод обучения Объяснение Рассказ Беседа Работа с источниками Демонстрация Иллюстрация Краткая характеристика метода I. Словесные Монологическая форма изложения. К объяснению

Анализ урока. Полный анализ урока. Проводится согласно требованиям к уроку. I. Урок должен комплексно решать задачи развития, образования и воспитания. Развивающая цель стоит на 1-м месте. Способствует

Положение о методической работе в лицее Положение о методической работе в школе разработано на основе основных нормативных документов Министерства образования и Закона РФ «Об образовании», на основе изучения

Макет технологической карты занятия 1.Тема занятия:в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом 2.Цели занятия: в соответствии с формируемыми знаниями, умениями и компетенциями Дидактическая:

Приложение 62 к приказу Департамента образования и науки Краснодарского края от 23 мая 2011 г. 2604 Требования к разработке конспекта внеклассного мероприятия педагогом-организатором, старшей вожатой,

Приложение 59 к приказу Департамента образования и науки Краснодарского края от 23 мая 2011 г. 2604 Требования к разработке конспекта урока 1. При разработке конспекта урока педагогический работник должен

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

Об организации текущего контроля успеваемости в ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Целью данного положения является обоснование организации и методики проведения текущего

УДК 378.1 А. И. Коробко УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, ИХ ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ В статье приведены и охарактеризованы основные виды учебных занятий, получившие в настоящее время наибольшее распространение

Анализ ситуации Цели и задачи занятия педагога учащегося Результат МАУДО «ДДТ». Методические рекомендации Учебное занятие в системе дополнительного образования. Анализ учебного занятия Основной формой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ «31» октября 2012 г. 349 г. Курган П Р И К А З О прохождении квалификационных испытаний педагогическими работниками учреждений сферы

1.6 Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми кафедрами Университета, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим ОП ВО. 2. Цель и задачи создания ФОС 2.1 Целью создания

Алгоритм создания образовательной программы. Пояснительная записка Название программы. О предмете обучения (кратко, значимо, с ориентацией образования не только на освоение суммы знаний, но и на развитие

1 Департамент образования и науки Краснодарского края Государственное Образовательное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Краснодарского края Краснодарский краевой институт

Памятка для преподавателей и мастеров производственного обучения по составлению поурочного плана I. Типология уроков. II. Цели уроков. III. Этапы планирования урока и подготовки к нему. IV. Схема поурочного

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественнотворческой деятельности обучающихся на уроках истории изобразительного искусства, творческих занятиях и во

1. Общие положения 1.1. Положение о самостоятельной работе студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский автотранспортный техникум»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 6 р.п.смолино Володарского района Нижегородской области Требования к современному уроку. Практико-ориентированный семинар 2015г. Что

378.147.091.32: 32:378.3 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕЦИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Дюсупбаева А.Б., [email protected] Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Астана

LOGO ФГОС Современный урок С Е М И Н А Р У Р О К 1 «Урок это основной участок учебновоспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Региональный научно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Проверка качества усвоения обучающимися учебного материала; повышение мотивации обучающихся к активной систематической работе в течение периода изучения дисциплины; приобретение и развитие навыков самостоятельной

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) Москва Приложение Утверждено приказом

2 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра биологии человека и экологии Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова; Давыдовский А.Г., доцент кафедры педагогики и проблем развития образования

Библиографический список 1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. Москва, 2005. 2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. Москва, 2005.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Модуль 1. Основы педагогических знаний Включает 9 семинаров (18 часов) и рубежный контроль (2 часа). Зачет (4 часа). Итого 32 Тема 1: «Педагогика как наука. Медицинская педагогика» Цель занятия: сформировать

Company LOGO «Системность в планировании, реализации и мониторинга воспитательной работы ОО» Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей. Задачи: приобщение классных руководителей

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступени творчества» Пояснительная записка Образовательная программа «Ступени творчества» имеет художественноэстетическую направленность. Обучение по данной

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика» для направления БЛин Задание: отметьте лишние варианты ответов из предложенных 1. Методы психологи а) опрос б) наблюдение в) тестирование г) моделирование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ» Методические рекомендации «Как подготовить современный урок»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» УТВЕРЖДАЮ Первый проектор Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» В.В. Садовский «_10_»

1 Гарант дисциплины: Файзуллина Л.Р. к.п.н.,доцент кафедра дошкольного и начального общего образования Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Рабочую программу

БОУ СПО ВО «Грязовецкий политехнический техникум» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке рабочих программ учебных дисциплин в составе основных профессиональных образовательных программ по специальностям

План методической работы школы на 2017-2018 учебный год Методическая тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС» Цель: обеспечение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 15 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 СОВРЕМЕННЫЕ

1920 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный yi Положение о самостоятельной

ФИО учителя. Предмет Класс Тема урока п/п Критерий урок Показатель Оценка Ц Целеполагание традиционный Цель и задачи ставит учитель сам переход Дети привлекаются к постановке целей и задач на уроке, но

В современном образовательном процессе используются многие методические приёмы, направленные на повышение эффективности урока. Они помогают избежать недостатков и учебника, и работы учителя по нему. Информация

Самоанализ и анализ урока в контексте ФГОС Аристова Е.А., заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ 456, Круподерова Л.А., учитель биологии ГБОУ СОШ 456 Колпинского района Аннотация: авторы представляют опыт

А. А. Тычинина, методист МКОУДО «ИМЦ» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть

«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ» А.С.Макаренко Что такое урок, знает каждый. Школьные годы это тысячи уроков веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС ОУ Класс Предмет Тема урока Раздел 1. Целеполагание Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев 1 0 Учитель пытается сделать цель урока понятной

Аннотация к рабочей программе 11 класс обществознание Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе.

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование

методов обучения

Цаплюк Олег Сергеевич,

Мастер производственного обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества профессионального образования.

Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

С 2008 года в Белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется региональная модель образования, которая предполагает, что каждый выпускник школы должен овладеть основами рабочих профессий. Следовательно, профессиональная подготовка становится неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей школе.

Цель профессиональной подготовки – обеспечение социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда, формирование у них положительной мотивации к получению профессионального образования и профессии.

Материально-техническая база ресурсного центра позволяет осуществлять обучение профессиям на достаточно высоком методическом уровне. Функционируют два кабинета профессиональной подготовки, оснащенных современной техникой. Имеется в наличие все необходимые нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность: акт-разрешение на проведение занятий, правила техники безопасности и т.д. В каждом кабинете имеются средства пожаротушения и аптечка для оказания первой медицинской помощи (Приложение 1)

Анализ анкетирования, проведенного в 2006 г., позволил выявить личную заинтересованность обучающихся в освоении программы профессионального обучения. Дети проявляют заметный интеpec к получению специальности, понимая актуальность сегодняшних противоречий. Это стало толчком для поиска приемов работы, способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки учащихся.

В период формирования первичных профессиональных умений и навыков уделяется большое внимание индивидуальному подходу к обучению.

Правильный выбор и применение эффективных методов, дидактических средств обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный выпускник был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной сфере. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей своей жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться.

Таким образом, обозначились следующие противоречия и пути их решения:

Противоречия

Пути их решения

База знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа

Постоянно

меняющиеся

требования,

предъявляемыми

современным

обществом

Организация различных видов деятельности как на уроке, так и на практических занятиях

методика

преподавания

Уникум личности, стремление ребенка быть услышанным и понятым

Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие и физические задатки и способности личности, способствовать их развитию и проявлению

Штампы в обучении

Стремление школьников естественным образом приблизиться к пониманию реального окружающего мира,

Исследовательская деятельность, направленная на развитие индивидуальных способностей учащихся

Ориентация содержания образования на развитие творческих способностей

Традиционные формы и методы обучения, ориентированные на передачу готовых знаний

Поэтапный анализ техники выполненного действия с последующим осмыслением собственной деятельности на каждом из этапов

Сегодняшняя жизнь школьников

Необходимость подготовки выпускников к взрослой жизни в быстро меняющемся мире

Формирование

мировоззренческих ориентации через развитие личностного потенциала и самосовершенствования учащихся

В основу данного педагогического опыта положены теоретические исследования в области познавательных интересов (Г.И.Щукина), индивидуализации и дифференциации обучения (И. Унт), профессиональной педагогики (С.Я.Батышев), педагогической диагностики (К.Ингенкамп) и современных дидактов по проблеме совершенствования профессионального обучения.

В наследии Г.И. Щукиной (создание теории познавательных интересов школьников) подчеркивается важность позиции ученика в учебном процессе, его мотивация, значимы идеи ученого о взаимообусловленности деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Идеи Г.И.Щукиной важны в контексте личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), так как показывают важность усиления личностного смысла образования для ученика. Познавательный интерес выступает как личностный мотив учения.

Новизна опыта заключается в систематизации накопленного материала, в построении теории и практической деятельности, на основе применения различных методов и приемов профессиональной подготовки

Интеграция выше обозначенных теоретических подходов позволила мне сконструировать свою систему работы по повышению эффективности профессиональной подготовки на основе применения различных методов и приемов

Система работы включает в себя:

1) Исходную, текущую и итоговую диагностику успешности обучения старшеклассников;

2) Организацию деятельности обучающихся через использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке

3) Создание психолого - педагогических условий для реализации цели;

4) Рефлексия работы мастера и учащихся.

Цель данного опыта - повышения эффективности профессиональной подготовки посредством использования различных приемов и методов на занятиях.

Анализ психолого - педагогической литературы, а так же опыт собственной работы, убедили в том, что повышение повышения эффективности профессиональной подготовки возможно только применяя на уроках различные методы и приемы.

Вытекающие отсюда задачи:

1. Повысить повышения эффективности профессиональной подготовки

2. Создать ситуацию успеха для каждого учащегося;

3. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Средством достижения цели является использование различных методов и приемов на занятиях по профессиональной подготовке.

Успешное проведение занятий с учащимися: зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

Воспитывающий характер профессионального обучения;

Политехническая направленность профессионального обучения;

Доступность и посильность обучения,

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Сочетание наглядности с познавательно - творческим, развивающим характером обучения;

Систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в профессиональном обучении.

Методы профессионального обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе профессионального обучения чаще всего приходится проводить занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения я исхожу из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим в своей работе выделю три группы методов профессионального обучения: словесные, наглядные и практические. К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.

Применение словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно -технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственною действительность.

Во время рассказа часто использую наглядные пособия, учащимся задаю вопросы для проверки понимания им сообщаемого материала. Мобилизирую их внимания.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции первоначально даю анализ ее состава и структуры. Обосновываю назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравниваю изучаемую операцию с уже известными учащимся. В профессиональном обучении опять же в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяется. В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам.

Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением в образовательном учреждении. Инструктаж проводится, как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Я, как мастер инструктирую учащихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к реальным условиям. Стремлюсь, чтобы инструктаж имел указания о возможных неполадках в работе механизмов, ошибках в выполнении действий, правил дорожного движения и пр.

По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся с моей стороны и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов учитываю, что они не являются простой памяткой. А служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции стараюсь заменить картами со схематическими рисунком, схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Кроме письменных инструкций широко использую различные виды производственно - технической документации - схемы, технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования и т.д.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

В наличие кабинета имеются натуральные наглядные пособия, представляющие различные объекты в естественном виде и изобразительные - в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые натуральные объекты в учебных целях подвержены предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представлять наиболее важные стороны и качества. К наглядным пособиям относятся и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики, кинофильмы, слайды, DVD-диски. Мной постоянно используются электронные учебники, энциклопедии и мультимедийные самообучающие программы. Использование таких средств развивают у учащихся логическое мышление, умение выделять главное и навыки самостоятельного обучения. Применение в учебном процессе мультимедийных компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и получить навыки самоконтроля; способствует развитию зрительной памяти, тактического мышления и умению оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях, что в конечном итоге ведет к повышению безопасности на дорогах, сохранности материальных ценностей, жизни и здоровья людей. (Приложение 4)

В качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений применяю метод практического показа

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно - технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения.

Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов. Так, метод показа трудовых действий часто применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса, изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

Среди практических методов профессионального обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

Упражнение в профессиональном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. Каждое занятие проводится в определенной последовательности и включает обязательно вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктажи.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Применение на занятиях различных методов и приемов дает положительную динамику роста качества знаний учащихся;

2. Использование практических методов и приемов способствует повышению интереса учащихся к профессиональной подготовке, увеличивается количество школьников, желающих получить профессию «Водитель ТС»

Данный опыт прост в применении может быть использован мастером производственного обучения любой школы, но требует от учителя определенной доли профессионализма. Многие приёмы работы могут успешно проводиться с минимальной затратой времени и сил даже начинающего педагога.

4. Библиографический список,

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М, 2003

2. Батышев А.Я. Теория и методика бригадного обучения. - М., 1996.

3. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М, 1989.

4. Нечаева Н.В. Методика производственного обучения. - М., 1991.

5. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М., 1994.


Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:

  1. Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
  2. Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
  3. Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.

В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.

  • Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
  • Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

  • медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
  • валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.

Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:

  • в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
  • в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:

  • Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
  • Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.

Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:

  • в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
  • в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
  • в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.

Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.

«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.

«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.

«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.

«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.

«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Отзыв

на открытое внеклассное мероприятие в 4 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мы – путешественники!»

проведенный 25.12.2012 г.

Открытое мероприятие полностью отвечает требованиям новых стандартов и демонстрирует систематическую работу учителя по осуществлению деятельностного подхода к обучению.

Структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа, так как основной организационной задачей являлось создание условий для закрепления нового материала. Восприятие и осмысление материала по данной теме основано на субъективном опыте учащихся.

Данное занятие проходило в нестандартной форме, в форме деловой игры. Были использованы различные виды деятельности со школьниками: мозговой штурм, защита проекта, заочная экскурсия.

Занятие способствовало формированию умения учащихся планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: ученики, работая в группах, самостоятельно не только готовили свои выступления, но и вырабатывали критерии оценивания своей работы и работы одноклассников.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к данному мероприятию и деятельность в продолжение занятия показала высокий уровень сформированности как предметных, так и метапредметных компетентностей. Учитель создала на уроке широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Дети самостоятельно определяли для себя сферу интересов и способы их воплощения: поиск, анализ и оформление информации на выбранную тему из различных источников, распределение ролей, создание презентации. При подготовке мини-инсценировок совершенствовалось умение выразительно читать по ролям, определять рамки эпизода и применять на практике («метод вживания») представления о характеристике литературного персонажа, значимых деталях портрета, интерьера, пейзажа.

Большинство заданий направлено на творческих способностей учащихся и требовало от учащихся проявления нестандартного хода их решения. Учитель стимулировал активность учащихся и поддерживал интерес к изучению английского языка на протяжении всего занятия.

Использование компьютерных технологий дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Занятие продемонстрировало увлеченность учеников в творческой деятельности по усвоению учебного материала и в целом достигло всех

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мой питомец»,

проведенный 15.10.2016 г.

Ковалевой Э.Р. проведен открытый урок по английскому языку в 5 классе в рамках городского научно-методического семинара «Деятельностные формы обучения иностранному языку». Занятие проведено в нестандартной форме. По форме это урок-путешествие.

Решение образовательных задач соответствует требованиям государственной программы по английскому языку для 5 класса.

Учитель поставила следующие цели и задачи: учиться употреблять английскую лексику по теме «Мой питомец»; развивать у учащихся навыки аудирования, говорения, умения работать с таблицами и схемами; провести исследовательскую работу по теме урока; развитие абстрактного и логического мышления школьников, памяти, внимания; воспитывать уважительное отношение к труду, традициям наших предков.

Отобранное содержание и оборудование мероприятия, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах, способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах занятия использовалась компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Учитель большое внимание уделяет развитию логического мышления учащихся, установлению причинно-следственных связей. Урок был построено так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому».

Применение широкого спектра заданий дифференцированной направленности создавало атмосферу заинтересованности каждого ученика в учебной работе. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении.

По завершении каждого этапа урока и в конце его проводилась рефлексия, учащихся была предоставлена возможность оценить свои знания, меру участия в занятии, дать осмысленную оценку своих действий.

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Еда»,

проведенный 19.10. 2016 г.

Цели и задачи урока соответствуют образовательной программе по английскому языку для 5 класса. Урок проведен с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.

В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся. Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества иллюстраций, схем, активных гиперссылок.

Кабинет подготовлен к уроку. Подготовлены визуальные материалы, другие дидактические материалы. Учащиеся подготовили свои рабочие места.

Учебная атмосфера способна переключить на предмет «английский язык». Этому способствую материалы, представленные на стендах.

Организационный момент подготавливает детей к восприятию учебного материала, во время оргмомента устанавливается контакт учителя и учеников, создается рабочий настрой на занятие.

Учитель вводит новый материал в коммуникативной форме, использует индуктивный метод. Используется доска, презентация. Семантизация осуществляется с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария. Учитель обеспечил усвоение нового материала в конкретных упражнениях, имеющих проблемный характер.

Контроль понимания нового материала был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован тест как база для развития внимания, логического мышления.

Реализуя личностный подход в обучении, учитель разделяет класс на рабочие группы в соответствии с психофизиологическими и учебными особенностями учеников. Работа осуществляется по индивидуальным картам-заданиям. Обсуждение результатов работы каждой группы проводится также с использованием слайдов презентации и таблиц. Такой способ обобщения позволяет всем ученикам класса наглядно убедиться в правильности сделанных выводов.

На этапе заключительного обобщения учитель представляет вниманию учащихся интерактивную игру, при помощи которой ученики формируют выводы об полученных на занятии знаниях и умениях.

Отзыв

на открытый урок в 3 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «По дороге в школу»,

проведенный 16.03.2017 г.

Урок, данный в рамках семинара-практикума «Современный урок в контексте требований ФГОС» полностью отвечает требованиям новых образовательных стандартов, демонстрирует наличие системы работы учителя по организации внеклассного чтения учащихся, умелое использование педагогических технологий, позволяющих активизировать самостоятельную творческую и познавательную деятельность семиклассников.

Цели урока, его план были конкретны и побудительны для учеников, содержание урока оптимально, заключало возможность выбора обучающимися форм и средств работы и вариантов представления результатов.

Следует отметить хороший уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся, познавательную активность, слаженную работу ученического коллектива в течение всего урока.

Учитель продемонстрировал высокий уровень педагогического мастерства, глубокие знания методики преподавания английского языка, общую эрудицию, чувство такта и демократичность в общении со старшеклассниками, творческий подход к организации деятельности учащихся.

Учителем применял элементов технологии личностно-ориентированного обучения, стремился организовать работу таким образом, чтобы пробудить интерес учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, активизировать творческую деятельность.

В ходе урока были продемонстрированы эффективные педагогические технологии, позволившие учителю достичь поставленных в начале урока целей, сделать урок результативным, ярким и интересным для учащихся. Богатый дидактический материал разного типа, вида и форм позволил совершенствовать навыки распознавания второстепенных членов предложения, их виды и различные способы выражения, включая трудные случаи различения дополнений и обстоятельств.

Умелое направление и стимулирование деятельности учеников, следование принципам личностно-ориентированного обучения способствовали созданию ситуации успеха для каждого ученика, давали возможность каждому учащемуся быть вовлечённым в учебный процесс урока.

Отзыв

на открытый урок английского языка во 2 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Путешествие в сказочную страну»,

проведённого 15.03.2013 на открытом научно-методическом дне «Особенности содержания обучения иностранному языку в свете новых требований государственных стандартов»

Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот составляющие деятельности педагога на подготовительном этапе, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей, компетентностей. Именно это продемонстрировала Ковалева Э.Р. на своем открытом мероприятии, которое отличалось динамичностью и насыщенностью.

Ковалева Э.Р. зарекомендовала себя творческим, вдумчивым учителем, урок насыщен интересной и познавательной информацией. Урок отвечает всем современным требованиям. Она свободно владеет новыми информационными технологиями. Учитель использует яркий дидактический материал, мультимедийные средства.

При объяснении нового материала использовались принципы доступности, наглядности, научности. Урок информационно насыщен, логически выстроен. Благодаря тому, что изучение ведется в доступной и занимательной форме, у детей не возникает затруднений.

Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и творческий подход. Ковалева Э.Р. разработала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Это позволило включить школьников в исследовательскую деятельность. Свои наработки ребята обсуждали в группах, а затем представители групп сменного состава результаты с выводами представляли всему классу, что придавало работе особую атмосферу позитивного, продуктивного сотрудничества, повышало мотивацию. Элементы исследовательской деятельности реализуются в индивидуальной, парной и групповой работе.

Речь самого педагога эмоциональна и выразительна, она умело погружает учащихся в изучение содержания учебного материала по теме урока.

У детей также хорошо развита монологическая речь, они очень активны на уроке Порой поражали высказывания ребят, глубина и нестандартность их суждений. Речь учащихся богата и выразительна. А ведь это результат долгой, кропотливой, ежедневной работы учителя и ее учащихся, их совместных усилий.


Top