Если ребенок не хочет делать уроки: как бороться с «не хочу», «устал» и нужно ли это делать? Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов.

«Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви».

Андрей Метельский - врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальттренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика - 20 лет.

Давайте определимся с простым вопросом: зачем вообще дети ходят в школу? Что дает им силы день за днем выполнять монотонные, кажущиеся бесполезными действия? Я изучал этот вопрос более десяти лет и пришел к выводу, что аргумента, по сути, всего два. Они соглашаются на эту «пытку», потому что их любят родители, которых не хочется огорчать, а также в ожидании общения со сверстниками. Не тешьте себя иллюзиями: хотя подавляющее большинство учеников младших и средних классов скажут вам, что их главная задача - учиться, это не более чем заученный штамп, который им вбили в голову взрослые. Дети могли бы учиться, но им в этом всеми силами стараются помешать родители и учителя.

Меня часто спрашивают, с какого класса можно позволять ребенку делать уроки самостоятельно. Ответ всегда один - возможность принимать решения и действовать самостоятельно можно и нужно давать с 7 месяцев. Как только ваш сын или дочь научились держать в руке ложку - они едят сами. Ровно в тот момент, когда получилось помыть эту ложку, они моют за собой посуду. Получилось застелить постель? Теперь и эта обязанность лежит на них. Школьная система разрабатывалась далеко не глупыми людьми - в 6-7 лет ребенок уже может учиться сам. Иначе все эти учебники, тетради и уроки полностью теряют смысл.

У нас же все перевернуто с ног на голову. С первого класса и родители, и учителя считают, что правильно - заставлять, принуждать, контролировать и проверять. Очень скоро несчастного ученика тянут к репетитору, которого он ненавидит в той же степени, что и предмет, который приходится «подтягивать». Вы действительно верите, что подобный подход может вызвать у нормального, психически здорового человека хоть малейшую заинтересованность в дальнейшем обучении? Заставить человека полюбить то или иное занятие невозможно в принципе.

Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви - той самой всепрощающей и понимающей, когда у взрослого хватает мужества и мудрости признать, что ребенок - личность, а не послушный слуга-робот.

Сколько раз я слышал от взрослых: «Меня батька лупил как сидорову козу, вот я и человеком стал» или «Если бы мамка в свое время не заставила пойти на скрипку, пропал бы…» Все это полная ерунда. Не человеком он вырос, а психопатом. И еще одно важное наблюдение: чаще всего такие истории рассказывают родители, которым приходится отвечать на мой вопрос: «А зачем вы лупите своего ребенка?».

Прекрасно помню: в школе у меня был трудовик, которого иначе как инопланетянином назвать нельзя. Помимо уроков труда, он совершенно бесплатно вел кружки авиамоделирования и игры на баяне. Причем человек не знал нот, мы учились играть на слух - было весело и интересно. К несчастью, это заметили родители и решили взять процесс под свой контроль. Они лишили меня уроков трудовика и отдали в музыкальную школу. Уроки, ноты, домашние задания… Уже через месяц я люто ненавидел инструмент, на котором с удовольствием до этого играл полгода. Я приложил все усилия, чтобы от этой каторги избавиться. Спасибо родителям, они быстро прозрели и поняли, что из затеи ничего путного не выйдет.

Старшему и младшему сыну я всегда говорил: если тебе что-то непонятно - спроси у учительницы. Люди должны четко понимать, что вотчина школы - образование, а дело родителей - воспитание. Подменять функции друг друга нельзя. Какой вообще смысл лезть в тетрадь ребенка? Вы должны понимать, что педагоги с радостью будут вас провоцировать на тотальный контроль, рекомендуя проследить или поучаствовать. «Следить» за выполнением обязанностей ребенком вообще категорически нельзя. Он просто не научится отвечать за свои поступки и не будет осознавать последствия. Если дневник пестрит замечаниями «плохо подготовил домашнее задание» или «не выучил тему», я с уверенностью могу сказать, что у ученика над душой круглыми сутками стоят родители. Что же касается «поучаствовать» - помогать вы можете только в том случае, если вас об этом просят.

Совершая ошибки, отвечая за них, думая над тем, как их исправить, ребенок учится контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля приводит порой к катастрофическим последствиям. Думаю, вы сильно удивитесь, если я скажу, что дети, которых постоянно заставляли делать уроки, намного чаще становятся наркоманами. Но это действительно так. Дело в том, что такие ученики привыкают, что за них все решают родители, им не надо думать о последствиях своих поступков. Поэтому когда им предложат наркотики, они также о последствиях думать особо не будут.

Мы сегодня наблюдаем интересный сговор. Родители, отказываясь давать детям свободу, контролируют их для собственного спокойствия, не давая развиваться. Дети, не получая стимула к обретению самостоятельности, с удовольствием передают функции «кнута и пряника» родителям, более того, они с удовольствием занимаются манипуляциями и при любой, даже минимальной трудности зовут на помощь папу или маму. Преподаватели уверяют родителей, что они обязаны делать со своими отпрысками уроки, потому что это позволяет им меньше напрягаться на занятиях, подробно и интересно объясняя задание (ведь если урок был проведен качественно, дети получили все необходимые знания для самостоятельной работы).

Я четко уверен, что если вам домой звонит учитель и начинает рассказывать о том, что ребенок плохо учится, самый правильный вариант - вежливо поздороваться и отдать трубку ребенку, сказав, что вы не считаете правильным встревать в отношения педагога и ученика.

Уверен, после прочтения всего сказанного выше у многих родителей волосы дыбом на голове встали. Поверьте, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я провел десятки тренингов с родителями и всегда старался получить обратную связь. Ни разу! Ни единого разу не случилось так, чтобы, получив самостоятельность, дети стали учиться хуже. Да, в первое время они могут немного растеряться, несколько месяцев «плавать», но в итоге они обязательно выходят на качественно новый уровень жизни. Единственное важное условие - если уж вы приняли это решение, то раз и навсегда. Вытерпеть и привычно не вмешаться, особенно в первое время, очень сложно.

Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

. Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать - только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки - кружки, секции и т.п.

Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав - почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки - это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение - это главный ключ к успеху!

. КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое - это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности - вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ? Самое важное вовремя понять, как складываются отношения в школе у вашего ребенка - со сверстниками, с учителем. К сожалению, нередка ситуация, когда дети, столкнувшись с первыми неудачами, и будучи осмеянными одноклассниками и встретив равнодушие наставника (такое в наше время бывает достаточно часто), начинают испытывать страх, бояться следующих промахов. Подобные чувства и эмоции могут быть настолько сильны, что ребенок не может сосредоточиться, не в силах совладать с ними.

Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите - дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы - не значит не верно.

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

Выход здесь прост - окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается - качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте - он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос - проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее - вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений - почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

__________________________________________

Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь - это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы - малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы недоумевают: «Что случилось с нашим малышом? С поступлением в школу ребенок очень изменился. Он начал кривляться, паясничать...».

Рассмотрим особенности возрастного развития ребенка 6—9 лет

Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и поведении детей младшего школьного возраста и дали название этому возрастному периоду — «кризис 7 лет». Но не надо пугаться. По мнению психологов, это уже третий кризис, который переживает ребенок. Кризис — это не то, что может произойти с «неправильно» воспитанными детьми. Это то, что должно случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Что же происходит с ним в этот жизненный период?

Ребенок 6—7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его «вести себя прилично». Таким образом, родители вольно или невольно подавляют потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Появляется настойчивость, упрямство, желание действовать самостоятельно. Знакомая ситуация: ребенок хочет помочь, начинает мыть посуду. «Ты не умеешь, не трогай, разобьешь!» — кричит мама. Или бывает так: ребенок первый раз моет посуду, очень старается, но посуда вымыта не очень чисто. Мама вырывает у него тарелку и начинает мыть сама, приговаривая: «Дай, я сама лучше сделаю...» Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле. Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.

Результат для родителей неутешителен: зная возможности своего ребенка, они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе. В этом возрасте дети уже анализируют свои поступки.

Что же в этом случае делать? Как помочь ребенку выполнять домашние задания?

Способ №1. Помогите ребёнку стать самостоятельным

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так: «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!» Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно, стремиться к чему-либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности.

Как следствие — в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять задания без посторонней помощи, просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания, когда еще даже не пытался его осмыслить. Это означает, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых, их контроля и постоянной помощи. Чувствует неспособность и нежелание самому сделать попытку достать из портфеля учебники и тетради, найти запись домашнего задания в дневнике, самому прочитать внимательно задание и подумать над его выполнением.

Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно:

Помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;

Оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу;

Проверять, чтобы любое начатое им дело было доведено до конца;

Доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения вас не совсем устраивает;

Не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу — это позволит ему почувствовать себя уверенно;

Формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели — говорите ему чаще: «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».

Способ №2. Не навредите любовью

Неизвестно, кто испытывает больший стресс при поступлении ребенка в школу — он сам или его родители. Заботливые родители все делают осознанно: долго выбирают школу, учителя, школьные принадлежности и т. д. Очень хорошо! Вот здесь надо бы остановиться. Но нет! Родители «идут дальше» — собирают портфель, усаживают ребенка за уроки, решают вместо него задачи, читают ему вслух заданный для самостоятельного чтения рассказ. Все эти действия направлены на благо ребенка, родительские чувства абсолютно искренни. Каждому приятно, когда его хлопоты облегчают ребенку жизнь. В результате дети оправдываются перед учителем: «Мама не положила», «Папа не сделал».

Чрезмерная опека, забота и любовь тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия к решению учебных задач, а самое главное — при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков. Ребенку проще переложить ответственность на плечи родителей, которые с радостью делят ее с ним, во всяком случае, в начальных классах. А в последующем это закрепляется в качестве привычки, и ребенок ловко манипулирует поведением родителей, получая регулярную помощь в подготовке уроков и во всех других делах совершенно безобидными способами. Во многих семьях слышим: «Только не плачь, сейчас все сделаем».

Чтобы избежать подобных неприятностей, «направьте любовь в мирное русло», начните с малого: дайте ребенку поручение, при выполнении которого он хорошо осознавал свою роль и отвечал за выполнение порученных ему обязанностей. Обязанностью ребенка может быть уборка в комнате, уход за растениями, мытье посуды и т. д. Среди домашних дел окажется много таких, которые ему уже под силу.

Наберитесь терпения, помогите ребенку советом на первых порах. Если качество исполнения поручения не удовлетворяет вас, не старайтесь сразу переделать, дайте ему возможность самому почувствовать ответственность за выполнение поручения. Укажите на это без занудства, негативных эмоций и лишних слов. Применяйте нейтральные высказывания: «Ты, наверно, поторопился...», «Возможно, ты не заметил...», «Попробуй вот так...». И обязательно похвалите ребенка.

Ваша похвала будет воспринята как приятное вознаграждение за неинтересную, но необходимую работу. Он поймет свою значимость в семье, что может быть помощником и справится с любым поручением взрослых! Поддержка и похвала вдохновляют на новые свершения, стимулируют к действию, помогают раскрыться ребенку, повышают его самооценку.

В таком взаимодействии и определяется чувство меры в оказании помощи — делать не за ребенка, а вместе с ним, только направляя в нужное русло его собственные усилия!

Выполнение домашнего задания вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребенка в восторг. Но у него уже есть опыт выполнения домашних поручений. Этот опыт поможет уберечь ребенка и родителей от негативного отношения к этому занятию.

Чтобы выполнение домашнего задания не вызывало отторжения у ребенка, важно запомнить:

Любые способы оказания помощи должны идти на пользу ребенку, должны формировать новые учебные навыки, развивать возможности, а не приучать к бездействию и пассивному созерцанию родительского труда;

Разумно ограничивайте вашу помощь ребенку. Наблюдайте, как ребенок пытается справиться сам, и только направляйте его мысли и действия, не внедряясь в сам процесс;

. «включайте» трудовую активность ребенка;

Развивайте у него адекватную самооценку.

Способ №3. Развивайте интерес к обучению

Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания — любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему разочарованию родителей, это происходит достаточно резко, демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит: «Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.

Для развития познавательного интереса детей:

Внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

Научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

Почему вокруг домашних заданий часто возникает такая нервная обстановка? Большинство психологов сходятся во мнении, что родители просто не дают ребенку почувствовать: делать уроки - это зона его ответственности. Мамам и папам хочется, чтобы домашние работы производили хорошее впечатление на учителя - но страдает и самостоятельность ребенка, и отношения в семье, и школьная мотивация. Что делать?

Уже в первый школьный день родители предчувствуют, что с домашними заданиями могут быть проблемы. И проблемы появляются. Ребенок пришел домой, стащил свой новый ранец и набросился на подарок первокласснику. Потом он играл. Потом он ел вкусные вещи, приготовленные по случаю праздника. Потом он снова играл. А как же домашнее задание? "Ну нет, мне не хочется!" Это не тот ответ, которого ждали родители.

По мере того как растет количество домашних заданий, ослабевает желание ребенка их делать: "Мама, я должен быть внимательным в школе и тихо сидеть по утрам. На это уходят все мои силы", - очень логично и убедительно объясняет ребенок. А вместо этого он все равно должен садиться за уроки.

"Ну давай, возьми себя в руки, и ты все сделаешь быстро, а потом сможешь играть!" - даже самые неразговорчивые родители берут на вооружение эту фразу и автоматически повторяют ее каждые пять минут. Того, кто при этом забывает смотреть на своего ребенка, вскоре ожидает сюрприз.

Существует отрицательная черта характера, называемая "прокрастинация", от которой страдают некоторые взрослые и многие школьники. Взрослые начинают убирать подвал, чтобы не заниматься заполнением налоговой декларации, и у детей тоже появляются новые мысли. Очень часто для этого им приходится выйти из-за письменного стола.

Свистящий шепот рядом с мусорным ведром: "Мама, я твои карандаши тоже подточил!"

Ликование под диваном: "Я нашел свою машинку, которую потерял прошлой зимой!"

Дверь дома распахнута, раздаются скрежет и треск, и от большого дерева в саду слышится голос: "Я вырезаю свое имя на стволе, чтобы все знали, что я здесь живу".

Если его притащить обратно к столу, то дела с домашними заданиями не пойдут быстрее. "Может быть, это плохое время для уроков?" - спрашивают себя родители и начинают серию тестов. К сожалению, они не приводят к успеху: перед едой ребенок слишком голоден, чтобы сосредоточиться. Сразу после еды он слишком устал, ему нужна энергия для того, чтобы переварить пищу. Через час после еды он достиг апогея радости и так хорошо играет. А после игры у него свободное время, но, к сожалению, совершенно не осталось сил. Он слишком много бесился.

Когда родители оказываются больше не в силах наблюдать, как их ребенок пять минут складывает 12 и 7, они слышат удары молотка, раздающиеся с кроны дерева. Это соседский мальчик. Что он там делает?

Только никому не говорите, я строю себе убежище!

Ты что, играешь в разбойников?

Нет, я буду здесь прятаться от своих домашних заданий.

Дверь дома напротив открывается, оттуда выходит соседка, озирается по сторонам и спрашивает, не видел ли кто-нибудь ее сына, который только что сидел и делал уроки.

Родители оглядываются, на столе лежит тетрадка по математике, дверь на террасу открыта. Их ребенок тоже убежал. Он уже забегает за угол и бежит по направлению к площадке для игр.

Здесь встречаются родители со всей округи, которые охотятся за беглецами, скрывающимися от домашних заданий. Каждый день одни и те же споры; они рассерженно зовут своих отпрысков и окружают деревянный пиратский корабль, где укрылись дети, собирающиеся защищать свою свободу горстями песка.

Но у них нет никаких шансов победить нацеленных на школьные успехи родителей. Через десять минут корабль уже захвачен и родители уводят одного ребенка за другим. Один особенно находчивый отец прихватил с собой лассо, чтобы его дочь не смогла совершить еще одну попытку бегства.

Пока более или менее смирившийся со своей судьбой школьник возвращается за стол и решает, что 12 плюс 7, конечно же, будет 17, родители общаются между собой. Все поражены: сына Шмидтов, которые живут в конце улицы, еще ни разу не стаскивали с пиратского корабля. Как это удается его родителям?

Родительская общественность подкрадывается к дому Шмидтов. Через окно они видят сына Шмидтов: он тщательно склонился над уроками и ни на что не отвлекается. Он не встает каждые десять секунд, чтобы попить, высморкаться или сходить в туалет. Нет, он просто сидит за столом. У родителей под окном вот-вот разовьется комплекс неполноценности, но в этот момент фрау Шмидт выходит из комнаты.

Сын Шмидтов тут же вскакивает со стула, вытаскивает из рукава напильник и начинает с бешеной скоростью пилить цепи, в которые закованы его ноги. Вот, значит, что упустили родители, стоящие под окном. С нехорошим смешком они возвращаются к себе.

Через два дня они снова видят сына Шмидтов. Он сидит на самом верху пиратского корабля.

Идеальный момент для выполнения домашних заданий: когда? Сразу после школы, после короткого перерыва или же сразу после послеобеденных игр? Но что делать, если ребенок всегда чувствует себя слишком усталым? Возможно, дело не в усталости, а в переживаниях, которые мешают сосредоточиться. Решить проблему способна совместная еда, во время которой дети могут рассказать, что с ними сегодня произошло, и открыть, что их взволновало или произвело на них впечатление.

Сколько делать домашнее задание? Первоклассники и второклассники должны делать уроки не больше получаса, больший отрезок времени - это уже слишком. Для того чтобы у детей это получалось, учительница должна задавать правильные задания, иначе их выполнение будет восприниматься как наказание.

Многие дети каждый день сидят над уроками куда дольше, чем нужно. У некоторых это приводит к тому, что они начинают отодвигать выполнение заданий. Для таких детей можно поставить будильник, который зазвонит через полчаса. Это делается не для того, чтобы давить на них, а для создания доброжелательного стимула: "Давай-ка посмотрим, что ты к этому времени уже сделал". Таким образом дети начинают понимать, сколько времени они потратили зря.

С каких заданий начинать делать уроки? С легких для разогрева или же со сложных, чтобы уже от них отделаться? У каждого метода есть свои достоинства, и все зависит от ребенка: многие набрасываются на сложные задания, пока у них еще не прошло желание делать уроки. Другим, у которых во второй половине дня бывают проблемы со вниманием, стоит начинать с более легких. Тогда они ощутят успех и им будет легче делать то, на что нужно больше внимания. Основной принцип здесь - сохранить мотивацию и радость ребенка.

Делать ли уроки вместе с ребенком? Мотивирует ли ребенка, если родители сидят с ним рядом? Конечно нет. Матери и отцы должны осознанно отстраниться и дать ребенку возможность работать одному. Может быть, имеет смысл что-то коротко объяснить и посмотреть на результат. Тогда родители могут вместе с ребенком гордиться тем, что он сам делает уроки. Если у детей это не получается, то имеет смысл поговорить с учителем.

Слишком трудные домашние задания? Если учитель задает слишком много или слишком мало объясняет, родители должны с ним поговорить: может быть, педагог просто не знает, что возникла проблема. Это же касается любых школьных конфликтов. Если учитель не идет навстречу, то надо установить контакт с другими родителями и попытаться что-то сделать вместе. Если это тоже ничего не даст, остается обратиться к директору.

Для всей школьной жизни невероятно важно, чтобы ребенок не испытал разочарования в самом начале учебы. К тому же в таком случае двухчасовых мучений во второй половине дня не избежать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень крутая статья, спасибо!

Комментировать статью "Почему ребенок не делает уроки вовремя и быстро?"

Раздел: Школа (ребенок 8 лет перед выполнением домашнего задания психует и В принципе уроки она садиться делать! Но я начинаю нервничать,когда она очень,ну очень медленно их Почему уточняю - не все дети учатся по собственному желанию Чаще совет "не лезть в учебу"...

Обсуждение

Орать НЕ НАДО!!! Вы показываете свою слабость, и а нужно показывать мудрость. С каждым криком вы РАЗРУШАЕТЕ ваши отношения с дочкой. И со временем это СТАНЕТ НЕОБРАТИМЫМ. Всё что вы можете - это работать НАД СОБОЙ. Искать информацию в интернете, советоваться, присматриваться к другим мамам... и выработать свою линию поведения с дочкой!! Мирную и плодотворную. Главное терпение)))) У нас тоже так было! Ко второму классу с трудами прошло. Мы старались увлечь дочку! Чтобы не стоять с палкой и не заставлять, нашла суперический курс "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Там 11 писем, это сказка, и ребенок в ней действующее лицо - много пишет, загадки, ищет "преступников", открывает кафе))) Писать ОЧЕНЬ много, но за уши не оттащить)))) Сама стала следить за чистотой и аккуратностью, стала внимательной!!!

я хорошо умею обьяснять, я очень спокойная в принципе. я со школы занималаь с отстающими и подтягивала их, я вообще реально умею вложить в голову знания-спокойно и рассудительно.
но все это не касается мои детей. я психую только со своими.
и я понимаю почему. потому что я ожидаю от своих детей многого, они должны быть самые умные, старательные и послушные. а они не всегда такие))) и это бесит)))
я точно не права, но в итоге уроки со старшим перешли на няню))))

делать, оттягивает время, что нет желания с ней из-за этого заниматься. Вся эта история продолжается с 4 класса. и ведь, обидно, девка умная с хорошей памятью. ей просто ничего не надо, не хочет и все что делать -то? как ее вытащить на учебу? сори за многобукв.

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Дочь, правда, в любое время делает уроки быстро и качественно, на всё хватало часа максимум полтора, с этим проблем никогда не было. Проблемы появились в 7-ом классе, когда еще раз поменяли школу. Задавать стали много и дочь просто перестала успевать все делать...

Обсуждение

Мне кажется, у некоторых детей нужно отдельно развивать внимание, а потом уже тренироваться делать быстро уроки. Мы вот такие упражнения делали: [ссылка-1]

22.03.2017 20:52:46, Темпера

такая же проблема, 6 класс. ждет пока я приду с работы. в результате вечер-ад из не сделанных урок, орущих родителей и брошенной младшей дочери. мелкая, 3 класс, приходит из школы и сразу за уроки. сделает и балдеет пол-дня. а старшая злится...я думаю это вопрос не собранности лени. другое дело: как это преодолеть. выхода тоже не вижу...

А ребенок всегда делает перед днем, когда след урок. И муж делал так же. судя по успеваемости ребенка- это плохо для него. Крик души учителя подростков: не делайте за них уроки и не проверяйте оценки. Как подросток становится мужчиной и что для этого нужно.

Обсуждение

идея не в том, чтобы делать в тот же день или накануне
в старших классах бывают такие задания, которые за один день банально не сделать.
поэтому в идеале бы отслеживать количество заданного (самому ребенку, есс-но) и равномерно распределять нагрузку по дз по всей неделе, учитывая так же внешкольные занятия...
но это в идеале:)

В 6 утра в тот же день. Сам встает по будильнику. Результат 3-й четверти - одна 4, остальные 5 по всем предметам. Давно уже не спорю по таким пустякам, ребенок сам знает, как лучше.

Домашнее задание - сколько делать? Вот скажите мне - во втором классе сколько дети делают д/з? В конце концов учеба - это работа ребенка, а не родителей. Если Вы не хотите до 11 класса сидеть с ребенком за уроками, то видимо лучше уже сейчас перестать это делать.

затягивает с уроками до ночи. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Конечно, делает это не явно, а тихо и в последнее время очень виртуозно. Когда бы не зайти в комнату, внешнее ощущение, что постоянно делает уроки.

Обсуждение

Это прямо мой портрет в детстве (компа не было в природе, телек я и тогда не включала). Кончилось тем, что я не сдала 1 выпускной экзамен. Правда, учитывая примерное поведение и личное хорошее отношение учителя, было разрешено пересдать на следующий день. Так что аттестат я все-таки получила. Но я такой осталась на всю жизнь. Так что пока не поздно - пресекайте всеми возможными способами. Жить с этим оч. фигово (когда все оставляется на последнюю секунду)

Самый удачный для меня режим - поспать час-полтора днём и работать с 21 до 2-3 ночи. Если вставать приходится рано, то вечером не работается, потому что хочется спать, в результате то, что можно сделать минут за 15, затягивается бесконечно. Не бойтесь ломать стереотипы. Возможно, она затягивает с уроками, потому что КПД низкий, а позже уже наваливается усталость. Может быть, ей нужен дневной сон?

ненавижу делать уроки. Школа. Ребенок от 7 до 10. Вы так же можете не делать уроки с детьми. С одним условием, что ребенок понимает условие и задание, чтобы это все Почему вы против репетитора, если у девочки затык с пониманием условий задачи?

Обсуждение

ВСем большое спасибо, кто ответил. Очень много ценного вынесла из ваших комментариев. Сегодня домашнюю работу делала с учительницей. Она позанимается с ней задачками на продленке. Объяснила мне, что раньше были задачи только на сложение и вычитание, а сейчас добавилось умножение и деление, вот дети и путаются. На каникулах немного порешаю с ней. И спасибо, ниже написали, как условие задачи записать. Буду это применять в первую очередь

В ситуации, когда ребенок справляется с заданиями в школе и не справляется дома, я бы предположила, что дома ребенок филонит. Делает вид, что не понимает, чтобы мама подсказала, устраивает истерики, чтобы мама пожалела и т.д.
Я бы игнорировала истерики. Села делать без разговоров, и через 15 минут жду решенную задачу. С ребенком не сидеть, дать самой разобраться, может, ее ваше присутствие отвлекает. Если совсем не может, дать подсказку, например, вопрос для первого действия задачи, но с ребенком не решать.
У нас нет проблем со школьной программой, но я иногда даю ребенку задачи из мат. школ. Так тоже начинает ныть -"не знаю, не понимаю". Хороший метод-попытаться решить задачу, потом сделать перерыв на пару часов, и снова попытаться, и тогда задача уже такой страшной не кажется. А если задание не на завтра, попытаться сделать перед сном, и лечь спать, во сне мозг будет продолжать работать, и возможно, утром решение придет само.

Мой ребенок спать не будет, если не сделает уроки. Но перед этим до глубокой ночи будет сидеть Поэтому шпыняю, чтобы садился за уроки вовремя, и чтобы 5 раз проверял записи в Почему у одной учительницы дети сидят как шёлковые, а у другой, хоть она оборись, хоть...

Обсуждение

У меня тоже первоклассник и те же проблемы. Уроки заставляю делать с боем, под угрозой лишения тв и компа. Ничего не хочет, хотя с учебой пока порядок, все быстро схватывает налету. Мог бы и лучше учиться, но не старается, увы:((. Если пустить на самотек - делать не будет ничего... Сейчас решила активно папу подключать, тот быстрее его организовать на уроки может. Так что морально готовлюсь, что класса до третьего буду все время держать руку на пульсе. С мальчиками, на мой взгляд, сложнее в вопросах учебы, чем с девочками.

Мой ребенок спать не будет, если не сделает уроки. Но перед этим до глубокой ночи будет сидеть играть или читать, на все вопросы отвечая: "Да нормально все, нам почти и не задали, я уже все сделал..."
И только в 11 часов ночи вскочит с воплем: "Ааа, нам же сочинение задали! На английском! Про как я провел лето! Аааа, что делать, как быть?! Мама, помоги, мне надо срочно написать!"
Самое дикое, что в итоге он за это сочинение получит "пятерку" :)
Но поскольку меня не устраивает систематическое выполнение уроков в авральном порядке в 12-ом часу ночи - приходится контролировать.

Во сколько спать ложитесь? Витамины, рыбий жир - как на это смотрите? Насчет предварительных истерик- у моего было тоже Про уроки ниже дали хороший совет, что не засаживать за уроки, раз у ребенка присутствует ответственность за не сделанные, а просто...

Обсуждение

Ну может всыпать один раз по-настоящему, чтоб не "рыгал" всю кухню? Ничего страшного с ним не случится, а про истерики забудет:) я наверное жуткая мама, но я ни за что и никогда не позволю ребенку так себя вести. Я не служанка, не обслуга и не терпила. Ребенок будет делать так, как я этого хочу. Понятно, что мои желания нормальные, адаптированные под ребенка, но измываться надо мной никто и никогда не будет:)

Не кормите- в чем проблема-то? У вас, простите, это не со зла, но так говорят психологи, травма послевоенного времени - закормить. Отстаньте, не хочет-пусть не ест.
Не знаю, насколько для Вас будет приемлим мой вариант - я, чтобы не видеть и не слышать эти не хочу-не буду, записала его в продленку. В итоге, после уроков, в 13.30 он обедает с продленкой, гуляет до 15, потом я его забираю. Все счастливы, особенно я! Со слов ребенка, он что-то там ест, даже суп (!!!), потом гуляет, потом я его забираю, сытого, выгулянного. Дома он ничего не ест часов до 7,следовательно, он действительно ест то, что дают в продленке. Вообще, говорят, что кормят нормально, он там даже ест груши (дома это "бее"), второе, время от времени просит добавку.
На выходных часто обходимся гречкой на обед и ужин - а что? Не хочет есть то, что ест вся семья, что я могу сделать? А гречку он любит, может съесть пару тарелок за раз. Еще, конечно, он любит макароны, сосиски и пельмени, блины. Но эти блюда у нас бывают очень редко, раз в несколько месяцев, так что -извините. Иногда ест пюре или картошку, иногда паровое мясо.
Теперь про самое страшное- выполнение дз.
Это тоже был наш бич, пока я от отчаяния не сходила к школьному психологу. С ней, кстати, повезло, оказалась на редкость адекватной. Беседовали часа 2 с ней. В итоге она его взяла на индивидуальное тестирование, и вынесла неожиданный вердикт - я слишком давлю на ребенка с уроками и оценками.
Мне тоже пришлось поработать на осознанием сего факта, в итоге решила, что мир не рухнет, если из тетрадок уйдут пятерки.
Уже прошло около полугода, поэтому я могу спокойно Вам рекомендовать попробовать сделать то же самое.
Я поговорила с сыном, сказала, что отныне уроки он делает сам, контролирует себя сам, но и оценки, которые он получает- это только его личные, это будет его оценка знаний.
Единственный предмет, на котором, я дрогнула и с выполнением которого не пошла на эксперимент- английский. Он у нас по учебнику Верещагиной, там без доп.занятий никак.
И началась у нас новая жизнь, я вообще не открывала его тетрадки, ничего не проверяла, контролировала только сам факт- "сейчас пора делать уроки, иди делай". Что уж он там делал или не делал- показал дневник: каждый день 2 и 3.
Как же я отдохнула наконец-то))) Наконец-то, прискакав с работы, я не усаживалась за домашку!!!
На второй неделе в дневнике появились 4, потом опять был период 2 и 3.
А потом он стал просить меня проверять то, что он сделал!
И, знаете, учеба снова выровнялась! У него опять 5 и 4 (четверок больше- но это ЕГО, честно заработанные четверки).
Теперь домашка у нас выглядит так - сам садится, что-то делает, потом я проверяю. ААА, ттт чтоб не сглазить!
И еще - меня очень порадовало то, что я услышала от него - он разговаривал по телефону и собеседник спросил у него о планах на выходные, сын ответил: с утра у меня изо, потом надо делать английский (который на вторник!), а потом, если останется время, пойду на каток или гулять.
...В общем, резюме- все решаемо, счастье есть!
НО. Моему ребенку 9,5 лет, говорят, мальчикам мозги подвозят позднее, возможно, у нас начался этот процесс.

Чем ребенок занят всё время после школы? ДО выполнения уроков не должно быть никакой деятельности, кроме отдыха или прогулки. Отдохнул, сделал уроки и только потом получаешь псп, комп и пр. блага цивилизации. И длинные нудные нотации я не люблю сама и не применяю...

Обсуждение

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Я очень буду стараться найти подход! Все-таки я наверное во многом и не права.
Еще раз - СПАСИБО!

23.04.2013 17:41:45, Своя...

Днем кто с ним находится и помогает делать уроки? Кто контролирует выполнение? Чем ребенок занят всё время после школы?

ДО выполнения уроков не должно быть никакой деятельности, кроме отдыха или прогулки. Отдохнул, сделал уроки и только потом получаешь псп, комп и пр. блага цивилизации.
И длинные нудные нотации я не люблю сама и не применяю к ребенку. Слишком сильное давление вызывает желание послать всех подальше и вообще ничего не делать.

ПыСы: вы сами и отец ребенка в школе хорошо учились? А то может требуете невозможного.

Сколько водопроводной воды и сколько дистиллированной нужно для аквариума нужного объема и жесткости воды? и т.п.... Нет ли Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников - но особенно для мальчиков, особенно в начальной...

Обсуждение

Английский отменить - он для вас сейчас менее актуален. Если найдете, дать ребенку прочитать книжку Ирины Друбачевской "Избавимся от двоек", она написана от лица мальчика, который занимался с нейропсихологом. Объяснить, что эти занятия позволят меньше сидеть за уроками. Рассказать, как устроен мозг, полушария, что и как они делают. Объяснить, что варианта "не заниматься с нейропсихолгом у него нет, но есть выбор: пойти еще раз к этому специалисту или поискать еще. Быть спокойной и настойчивой, "я понимаю, что тебе хочется отдохнуть, и мы будем заниматься немного, но будем, и ты сам порадуешься, насколько легче тебе станет учиться".

Я сейчас так бьюсь с английским. но это моя прихоть, просто учитель сказала, что у него есть интерес, но надо развивать, сидеть и заниматься. Был простой разговор, что приятно же прийти 1 сентября в школу и показать, что ты знаешь больше других, да и вообще порадовать авторитетную учительницу)) да и вообще, в поездках на море не быть дундуком, а общаться самостоятельно, а не маму кричать:)
Закупились они (с бабушкой) книг с рассказами, да промахнулись по уровню, взяли со всеми временами достаточно взрослые темы, т.е. тянут на класс 9, вот 2 дня он бился, умудрился перевести 2 страницы, перевод почти удачный. Вчера не выдержал и были слезы, что он больше не может...но настрой остался, поеду покупать ему книги его уровня)) А вообще у нас в семье еще принята денежная стимуляция, не за объем, а на результат)

А сколько времени ребенок тратит на уроки, когда он один? Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников - но особенно для мальчиков, особенно в начальной школе и 3) После школы оставаться с бабушкой, но домашние задания делать с...

Обсуждение

С сыном не делаю. Делала только первые два месяца. Потом с ним уговорились, что делает сам, если есть какие-то проблемы с пониманием или чем-то еще, то он идет к нам с вопросами.
Со мной уроков не делали, я в этом и не нуждалась, даже не спрашивали - выучила я их или нет. Брат был под надзором у мамы полгода в первом классе, потом тоже его никто не контролировал.
Я тоже противник сидения во время уроков рядом с детьми.

У нас это зависит от времени суток. Если это первая половина дня - делает сам. Если не успевает сделать уроки перед дополнительными занятиями и они "переезжают" на вечер (вечер у нас после 18 начинается), то я принимаю участие. Когда к вечеру устают, то просто физиологически не в состоянии внимание удерживать. Помогаю, но, по мере взросления, все меньше и меньше. Стараюсь переложить ответственность. И чтобы сами делали, и чтобы время распределяли. Долго уроки делал = не успел поиграть.

Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит. Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя...

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Собственно я к тому - может быть завести какое-нибудь любимое занятие, ради которого дочка готова будет быстренько сделать "обязаловку" и заняться любимым делом?

У нас в классе учительница сразу предупредила что во время урока никаких туалетов не будет. Потому что из-за таких походов срывается урок, и раельно детей потом сложно настроить на рабочий лад. Так вот ни у кого из детей никаких проблем с эти м не было.

Обсуждение

Вы считаете, что хорошо, когда ребенок, как например мой сидит постоянно на последней парте уже 1,5 года и последние пол года ещё и один? Обращались к учителю 6 раз, отшучивается обещает, а потом не держит обещание, что пересадит. Вот это наплевать на ребенка!!! Что он чувствует ей все равно, что родители обеспокоены ей все равно, какие при этом у нас расстройства наплевать. Нужно чтоб все были на равных правах посидеть и на первых и на последних партах. Так что задумайтесь над своими выводами.

Сама садится за уроки. (в прошлом году садилась за мультики - (я работаю), и игнорировала мои звонки с требованием сесть за уроки).Так что 14.10.2002 18:17:46, Мучача. Мы тоже ходим на множество занятий. А во сколько лет вы планируетет отдавать ребеночка в школу?

Обсуждение

МЫ пошли ровно в 7. Кстати, у нас в классе мой ребенок самый младший - все 7,5, 7,8, 8 и даже 8,5 лет. На индивидуальных занятиях у нас в классе есть девочка 9 лет.

Моя дочь пошла в 6,5. Сейчас ей 7,5 - во 2м классе. И сейчас я вижу, какова разница между шестилеткой и семилеткой.Поймите, дело не только в знаниях (на тестировании мы набрали какое-то невозможное количество баллов), а в готовности ребенка нести ответственость за учебу, в четком понимании, что учеба - это не игра. Вот это-то пришло только после 7 лет.В прошлом году она постоянно все теряла, забывала частенько даже задание записать, ранец собирала после 10-ти напоминаний - в общем не училась, а играла в учебу.Сейчас приходит из школы, сама садится за уроки. (в прошлом году садилась за мультики - (я работаю), и игнорировала мои звонки с требованием сесть за уроки).Так что смотрите - готов ли ваш ребенок не по знаниям, а по отношению к учебе.

15.10.2002 18:37:09, викалинка

Top