Как проплыть по-казачьи. Женская казачья одежда

Иногда приходится слышать выражение «плавать казачьим стилем». А что это такое? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте окунемся в историю казачества.

Требования к будущим казакам

Казачьи поселения находились по берегам Волги, Днепра, Дона, на юге России и Малороссии (как ранее называлась Украина). Особенно же стоит выделить воспетую русским писателем Николаем Гоголем Запорожскую Сечь.

Историк О. Апанович пишет: «Среди населения Запорожской Сечи почти половину составляли крестьяне, занимавшиеся земледелием и огородничеством, частично скотоводством. Если новенький и вступал в Сечь, то становился настоящим казаком лишь тогда, когда изучил казацкие правила и военную науку».

Казаки очень много внимания уделяли физической и военной подготовке. Сызмала казацких детей учили сидеть на коне и владеть оружием – стрелять, рубить шашкой. Чтобы стать полноправным членом Запорожской Сечи, юноша должен был оседлать дикого жеребца, сев на него лицом к хвосту без седла и уздечки, проскакать на нем через поле и вернуться в целости и сохранности. Молодой казак должен был уметь грести, и еще одним испытанием было прохождение на лодке днепровских порогов.

Почему казакам было важно уметь плавать?

Особое предпочтение отдавалось умению хорошо плавать. Искусство плавания служило не только забавой и подспорьем в рыболовстве, оно являлось еще и важным боевым навыком, дававшим преимущество в борьбе с врагами. Кроме того, оно прекрасно закаливало, ведь известно, что плавание способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной системы, да и полезно для всего организма в целом. «Купались запорожцы не только летом, но и осенью, а кто - так и всю зиму», - констатирует украинский историк Кащенко.

Будущим воинам необходимо было научиться эффективным способам маскировки, от чего могли впоследствии зависеть их жизни – ведь приходилось сражаться, например, с татарами, часто устраивавшими набеги на русские земли. Поэтому их обучали длительному пребыванию под водой.

Техника, которую казаки применяли при плавании, использовалась еще древними славянами. Ее описание встречается в книге византийского императора Маврикия Стратега «Стратегия и тактика». Автор рассказывает о том, что славяне могли длительное время находиться под водой.

Для этого нужно было взять полую тростинку и, вставив ее в рот, с головой нырнуть в воду. Через краешек тростинки, который обычно прятался среди камышей или осоки, человек дышал, лежа на спине. В такой позе он мог и передвигаться в нужном ему направлении.

Казаки, зная об этой древней «технологии», взяли ее на вооружение. В казачьих поселениях часто проводились состязания по подводному нырянию. Кто-нибудь из казацких старшин бросал в реку прокуренную трубку, а молодые казаки должны были нырять наперегонки друг с другом, доставая ее со дна. «Высшим пилотажем» считалось без помощи рук, одними зубами извлечь трубку из речного песка и так, с ней в зубах, всплыть на поверхность.

«Казачий стиль» на войне

Не раз казаки устраивали набеги на вражеские станы, под водой незаметно подобравшись к лагерю неприятеля. Так они поступали, например, в 1641-1642 гг. во время осады Азовской крепости татарами и турками: плыли на помощь товарищам под водой, зажав в зубах камышину. Узнав об этом, крымский хан даже велел перегородить Дон частоколом.

Сегодня под «казачьим стилем» понимают обычно вольный стиль плавания под водой. Он немного похож на кроль. Но манеру плавания казаков нельзя отнести к какому-либо спортивному стилю: это была скорее военная хитрость, рассчитанная на то, чтобы застать врага врасплох.

Многие современные "казачьи" стили рукопашного боя (в современном, любительском понимании РБ) заставляют задаться вопросом - а было ли вообще такое явление? Ведь казаки были воинами, и, не обремененные законами, могли использовать любое в бою - кинжал, шашку, пику, дротик, лук (а позднее и огнестрельное оружие). Это современный, со всех сторон ограниченный человек должен следовать законам, касающимся самообороны, и поэтому изучает, как правило, бой голыми руками.

Чтобы отделить зерна от плевел мы обратились к эксперту - Андрею Викторовичу Яровому: Президенту Донской федерации казачьих воинских искусств Шермиций, доктору философских наук, историку, доценту.


Ответы получились неожиданными.

1. Был ли у донских казаков рукопашный бой в современном понимании этого слова?
- Специальной дисциплины, такой как сегодня рукопашный бой, не существовало ни в традиции донских казаков, ни в армейской подготовке. Поскольку в нем не было необходимости.

2. Была ли сама техника боя голыми руками? Не кулачный бой, а именно рукопашный (например, удары в кадык).
- Это и есть кулачный бой. Смесь кулачек и борьбы - это драка.
Удар в кадык - это удар под горлянку, в той традиции, что известна мне. Удар использовался как излюбленный, использовался как в кулачках - на любителя, на кругу (поединок один на один, перед началом боя), так и в обычной драке.

Традиция не знает такого явление как рукопашный бой сам по себе, есть навыки боя на кулаках (очень широко понимаемая - бьют и кулаками, и ладонью, и разными частями кулаками), есть навык борьбы - оба используются в традиционных состязаниях, праздниках. Просто здесь важна соразмерность использования навыка. "Сам бьешь - Бога помни, тебя бьют - молчи". Драка - это как бой в забытьи, то есть в неконтролированности и злобе, есть за что биться и что делить.. Поэтому драку от кулачек отличало наличие вил, кистеня или палки в руках. Что же касается ударов, которые кажутся запрещенными сегодня, то их использование диктовалось практикой отсутствия весовых категорий. Как способ одолеть противника сильнее тебя.

3. То есть, в отличие от традиции кулачного боя средней полосы у донцов в кулачных боях дозволялся удар в кадык. Это было повсеместное правило? Или какая-то локальная традиция?
- В станице Верхне-Кундрюченской бились исключительно кулаками, в слободах где жили русские крестьяне - палка в руке - знак драки... А вот в станице Мечетинской и палки шли в ход и камни вместо снежков бросали, знаю, что в некоторых кубанских станицах наблюдалась подобное явление.

4. Можешь ли ты разделить боевой аспект традиции донских казаков на части? Например: борьба, кулачки, ближний бой. И рассказать что где и когда применялось.
- Это, видимо, будет выглядеть несколько искусственно - разделить боевой аспект. Но, следуя известным схемам, можно выделить следующие: бой начинается с перепалки огненным боем, то есть стрельба из ружей, затем бросались в дротики, далее дистанция шашки, можно в плотном бою использовать нагайку, и мы выходим на дистанцию рукопашного боя – удары ногами (для сбоя дыхания, под ребра, по ногам, в пах, в живот), дистанция кулаков (ладоней), удары локтями (взять на локоток), захваты руками за пояс, ноги с целью опрокидывания противника, сваливания его или метания через голову. Броски вне традиции травмоопасны – головой в землю. Лежачего врага могли добить ногами (смертным боем). Вот и вся боевая традиция. Как видим, включает в себя традиционное владение оружием, кулачный бой, борьбу на ломка.

5. Как наносились удары ногами? Какой частью ноги? По какой траектории?
- Часто с размаху как по футбольному мячу, носком под ребра, в низ живота, подъемом ноги по колену, стопой выбивали стопу (подсечка), стопой по голени, стопой в живот. Траектория - восходящая, затаптывающая...

6. Что означает "броски вне традиции травмоопасны"?

- Броски вне традиции - неконтролируемые - противник просто бросается через себя и летит "голова-ноги" куда-то за спину... В традиции, я полагаю, без специального причинения вреда можно попридержать пояс (а можно отпустить).

7. То есть, боролись по правилам? Со своими?
- Правила оговаривались буквально перед боем. С калмыками, например, боролись по особому уговору... в станице могли быть свои правила. Для борьбы: нельзя кусаться, царапаться, драться. Для кулачков: двое бьются, третий не лезь; лежачего не бьют; на ком кровь, не бьют.

8. Обычно какие правила были?
- Так кулачки это жесткая игра. Задача - выбить противника за черту или на берег противоположный, по ходу боя лежачего не били (понятно, уже не встанет), на ком кровь не били, пока не утрется... силачей в бой старались не пускать, чтоб кого не пришибли. Если бились с чужаками - с калмыками, татарами, мастеровыми и прочее, то и бились тогда жестоко, главная цель игры - победа.

Просто иногда перед боем устраивали бои заревайл или атаманов (предводителей стенок); молодежь могла с наскока выскакивать из стенки - нанес удар и спрятался в стенку, вызывающий на бой хлопал в ладони, и вообще много и часто хлопали и свистели. Там еще и приз же был - бочка водки.

9. Давай поговорим о борьбе.
- Борцовские поединки на Дону встречаются в различных видах: на поясах, в обхват, на вольную. Под борьбой обычно понимают такой тип рукопашных состязаний, при котором «противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног наземь без оружия и без побоев и драки». Как вспоминали старики, боролись детьми всегда и довольно часто. Взрослые боролись по праздникам, на «сабантуи» по окончанию уборочной страды. В места, где собирались детские ватаги, приходили ребята постарше: объясняли правила, «стравливали» в поединке, боролись сами. Таким образом проходила передача опыта, знакомство с традицией, а дальше мастерство развивалось в практике боев и просмотрах других поединков.

10. Кстати, что такое борьба "на ломка"?
- Поясная борьба на Дону называлась ломок, в «ламке берут за пояс и через себя бросают. Зимой выходят на Дон и борются на ламка. Берутся за пояс друг друга и валют кто кого».
Борьба на поясах происходила по праздникам. Боролись в кругу. Борьба велась до падения одного из противников на землю. Тот, кто коснулся после броска земли первым, считался проигравшим, даже если проводивший бросок борец падал следом. Нельзя было разрывать и менять захват, оговаривалось использование подножек. Близка ламку и борьба в схватку, когда вместо пояса борцы охватывают друг друга руками. «Боролись, раздевшись в степи, клали вещи помягче, были судьи из старших ребят, следили, чтоб не задрались». Нельзя было кусаться, драться, делать подножки, разрывать захват.

Описание этой борьбы у донских казаков представлено польским путешественником, историком и писателем Яном Потоцким, который в 1797 году проезжал через землю донских казаков в Астрахань. Он наблюдал, как его спутники, донцы, боролись. «…Искусство состоит в том, чтобы схватить противника за пояс, потом броситься изо всей силы задом наземь, так чтобы борец полетел через голову; подумаешь, что он переломает себе руки и ноги, но казак не так нежен: при мне они оба встали здоровы и невредимы, как будто просто упали. Эта игра тем более примечательна, что казаки приписывают ей свое происхождение. Когда Владимир завоевал Херсон, сын его Мстислав переехал Воспор и пришел на остров, на котором стоит Тамань, бывший тогда главным городом княжества Тмутараканского. Князь яссов или косогов на нем защищался, решились окончить войну поединком без оружия. Мстислав остался победителем…».

Интересное описание борьбы есть у Шолохова в Поднятой целине.

Жалкую я об одном, парень... дюже жалкую... Помнишь, в позапрошлом годе на маслену дрались мы в стенках?
- Это когда?
- Да в энтот раз, как постовала убили. Холостые с женатыми дрались, помнишь? Помнишь, как я за тобой гнал? Жидковат ты был, куга зеленая супротив меня. Я пожалел тебя, а ежели б вдарил на бегу - надвое пересек бы! Ты бег шибко, напружинился весь: ежели б вдарить с потягом по боку - не жил бы ты на свете!
- Не горюй, ишо как-нибудь цокнемся.
(Михаил Шолохов. Тихий Дон, Часть 1, Часть 25, XIX, Молодая гвардия, 1980)

Это он его палкой грозился ударить. С потягом.
Использование произведений Шолохова в качестве источника по традиционной культуре донских казаков приемлемо. Некоторые вещи требуют оговорки, как и любой художественный источник. Наиболее интересно кулачка описана в произведениях Крюкова, например «Зыбь», и в других, есть описания у Скрипова, Петрова (Бирюка).


12. Получается можно было использовать палку в кулачном бою?

- Да в Вешках, как и в Мечетке бились, этакой палочно-кулачный бой.

13. Какие были правила?
- Здесь главное цель достичь. Правила обычные: кто сел на колени, того не бьют; у кого нос разбит и кровь течет, он, утершись, снова встает на бой. Этакая смесь фехтования и кулачных игр.
Вообще отношение к кулачкам было сродни отношению к игре, хотя, били в лицо, садили в бока, в грудь, под ребра, но после боя садились вместе, обсуждали поединок, выпивали. Бойным местом чаще всего была река, как в станице Мечетинской, в станице Кундрюченской таким местом был Цыганский луг – место нечистое, о котором ходили всевозможные слухи, где видели оборотней, мертвецов. В хуторе Висильный Семикаракорского района кулачки проходили на высоком кургане, напоминая о древнейших славянских тризнах. Бились обычно толпу на толпу, или двумя лавами. Стеночные бои заканчивались по-разному. В одном случае достаточно было вытеснить противника за линию поля, в другом случае бой терял свою структуру, в сумерках превращался в «сцеплялку-свалку» и заканчивался с наступлением темноты.

Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.

В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:

  • 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
  • Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
  • 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
  • 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
  • 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.

Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.

Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.

Разновидности одежды:

  1. Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
  2. Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
  3. Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
  4. Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.

Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия. Торжественная
Полевая
Повседневная
Траурная

Мужская

В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:

  • Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
  • Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
  • Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
  • Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
  • Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
  • Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
  • Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
  • Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
  • Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
  • В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
  • Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.

Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.

Знаки отличия:

  1. Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
  2. Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
  3. Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.

Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.
Керея
Зипун Бешмет
Шаровары
Балахон
Чекмень
Архалук Мундир Бурка

Женская

Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:

  • Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
  • Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
  • Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
  • Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
  • Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
  • Запон - белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
  • Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
  • Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
  • Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
  • Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
  • Башлык - капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
  • Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
  • Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.

Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.

Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.

В конце 18 и начале 19 века на Нижнем Дону главной частью наряда являлось яркое платье – кубелёк. В 20 столетии на Дону часто стали надевать наряд из юбки и блузы, называемый «Парочка». В бедных семьях блуза с юбкой могла быть и свадебным костюмом.
Юбка-плахта
Шаровары Кубелек Башлык
Жулейка Спидница
Кубелек Сарафан Запон
Кафтан
Рубаха
Кохта

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
Кубанские
Донские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык - накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие - с плоской верхушкой или высокие - с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор - колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Видео

Фото

История костюма насчитывает множество веков. Сколько модификаций познали куски полотна, кости, кожа! Да и функции одежды изменялись со временем: сначала это была защита от неблагоприятных погодных условий, затем - индикатор положения человека в обществе… Причем прикрывали наготу в разных странах по-разному.

Да что там страны! Каждая область имеет характерные черты в одежде. Это зависит от разных факторов: географического положения, соседей, главного промысла, образа жизни… К примеру, индийское сари или ни с чем не спутать. Так же своеобразны бушменов, буров и других Интересна и и дирднли немцев, и кломпы нидерландцев. А вот запорожских казаков трудно не узнать по красным шароварам и вышиванке. Следует внимание обратить и на аксессуары, которые многое могут рассказать об обладателе, например, наличие боевого раскраса, множества браслетов или парика. И в каждом костюме отобразилась история страны или региона.

Одежда казаков - донских или кубанских - тоже представляет интерес, так же как интересна нам их история, быт, обычаи. Давайте же познакомимся с костюмом казаков, который встретишь сейчас разве что в фильмах.

Донской быт

О жизни этого слоя населения известно немало. И всем знакома эпопея Шолохова «Тихий Дон», в которой описывается быт этих людей. Историку, да и обывателю интересны традиции, обычаи. Все мелочи и составляют картину жизни казаков, о которых мы смотрим фильмы и читаем книги. Донские казаки свято верили в силы природы, и потому часто совершали разнообразные обряды, заговоры. Конечно, этим занимались в основном женщины. Гадания предопределяли судьбу, а потому противиться решению сапога, ленты, гула, лая, барана было бесполезно. Дом казаков совмещал в себе все необходимое для жизни и охранялся, по преданию, особой силой, заключенной в образе домового. Почтение родителей для казаков - святое. Так же они чтили и свою воинскую обязанность. Неслучайно казак сегодня - похвала, сравнение с настоящим мужчиной, воином.

Форма одежды казаков Дона

Вещи для казаков - не просто куски материи, скроенные особым образом. Это выражение их независимости и самобытности. О том, как выглядели казаки, можно узнать из фольклора - песни всегда точно отображали быт. Итак, как же выглядела одежда казаков? До того как обрести свой собственный стиль, казаки пестрили трофейными шароварами, куртками, рубашками, головными уборами, аксессуарами. Но потом черты жизни все больше стали отражаться на костюме.

Все знают, как называется одежда казаков, вернее, самый колоритный ее элемент. Это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. А вообще цвет различался и в зависимости от возраста.

Были чрезвычайно удобными для участия в боевых действиях и вообще езды на коне. Казак подпоясывался тонким гашником - незаметным ремешком, который, ко всему прочему, поддерживал и кошелек. Если штаны считались и нательными, и верхними, то с рубахой дело обстояло иначе. Она была выполнена из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Красная лента опоясывала подол. На талии завязывали поясок из шерсти. Рубашку не заправляли. Были также и нижние рубахи, которые, впрочем, тоже украшались вышивкой. Одежда донских казаков потеряла бы себя без бешмета. Сейчас этот элемент одежды назвали бы курткой, кафтаном, гимнастеркой… Его надевали на рубашку и носили как дома, так и на людях. Он отличался разнообразием формы (длинные и короткие полы) и цветов: голубой, зеленый, серый, белый, черный, коричневый, желтый… Как и любой другой элемент одежды, бешмет подпоясывался. На поясе висели украшения, цеплялось оружие. Дети обходились рубашечкой и брюками. Когда же мальчик подрастал и шел учиться ремеслу или боевому искусству, то его одежда все больше напоминала шаровары, рубаху и бешмет братьев, отца.

Что носили казачки? Одежда казака и казачки

Жена оберегала дом. Одежда казачек была поразнообразнее вещей, которые носили их мужья, сыновья. Основной вещью было платье - кубелек. Его могли себе позволить и бедные, и богачки, правда, платья различались тканью. Под носили рубашки, выглядывавшие спереди и из-под пышных рукавов.

Можно было носить и широкую юбку - теплую или легкую - с кофтой или рубашкой под горло. Однако такое одеяние могли себе позволить только старшие дочери, достигшие пятнадцатилетия. Девочки же ходили в полотняных длинных рубашках да сарафанах. Одежда казаков-мужчин была более суровой, одежда казачек же пестрила всевозможными вышивками, камнями, меховым и кружевным вставкам. Например, бешмет женский почти не отличался от мужского, единственное - он был женственнее, элегантнее, ярче. Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей по совести. Жена должна была также быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран, потому в ранних нарядах прослеживаются черты восточного костюма.

Знаки отличия

Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Жизнь на Кубани

Если донские казаки представлялись нам суровыми, то с кубанскими дело обстоит наоборот. Все знают казаки тяготели в основном к земледелию. Им дорог был домашний очаг, свое собственное жилище, семья. Чтили и память о различных событиях, поэтому фотографии в традиционных домах не являются редкостью. В целом, как и у всех казаков, у кубанских наблюдалось разделение труда между мужчиной и женщиной, что было заметно в большой семье. С детства мальчиков учили любить и оборонять родной край, а девочек - заниматься домом. Почитали казаки и день, когда запрещались все работы, - воскресенье. Тогда знакомые и друзья могли встретиться в церкви и на посиделках, обсудить ситуацию в стране, решить проблемы, а молодежь развлекалась танцами, песнями, играми, приглядывалась друг к другу.

Хорош казак!

Одежда кубанских казаков схожа с одеждой донских. Однако она больше переняла черты от кавказских нарядов, с носителями которых казаки жили по соседству и большую часть времени - в мире. Традиционной верхней одеждой считалась черкеска - вроде бешмета. Спереди она застегивалась на крючки, как можно богаче украшалась серебром. Рубаха составляла основу нижней одежды, могла носиться навыпуск и заправляться. Поражают разнообразием сапоги. Традиционная одежда оказалась непригодной на поле жестокого боя, поэтому казакам выдали обыкновенную военную форму. На парадах же им разрешали надевать народный костюм.

Хранительница очага

Кубанские казачки носили вышитые рубашки с круглым вырезом и обязательной вышивкой. Юбки были многослойными. Они также дополнялись фартуком. Лаковые сапожки были мечтой любой казачки. После замужества женщины обязательно носили головной убор, появление на людях без которого считалось позором.

Костюм сегодня

Одежда казаков, как, впрочем, и любая другая национальная одежда, подверглась ассимиляции. В нее проникли европейские течения. Сейчас мало кто ходит в казацкой одежде - разве что на фестивалях. Но одежда донских и кубанских казаков остается интересной и не теряет обаяния, самобытности, духа независимости. Казаки существуют и сегодня. Они еще чтят традиции и по праздникам надевают традиционную форму.


Top