Конспект занятия в средней группе по фцкм. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: конспект занятия по оо «познание» (фцкм) в средней группе

Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

Тема: «Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи :

1. Образовательные задачи :

  • Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
  • Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни.
  • Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, туловище, голова, плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
  • Употребление простых предлогов.

2. Коррекционно развивающие задачи :

  • развитие речи,
  • зрительного и слухового внимания,
  • наблюдательности,
  • мышления,
  • тонкой моторики.

3. Воспитательные задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент.

1.​ Сюрпризный момент (Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона.)

Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что это? Но чтобы узнать, что за сюрприз я вам приготовила, вы должны мне помочь. Поможете мне?

(Дети: Поможем)

Скажите, а какое сейчас время года. (Дети: сейчас весна).

Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?

(Дети: на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)

Молодцы. Дидактическая игра «Узнай время года» (развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).

Найдите на доске картины, где художник изобразил весну.

Молодцы. А какие времена года еще изображены на картинах? Как Вы догодались?

Молодцы. Ну, раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила (Показывает сомика в аквариуме). Ребята, это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости.

1.​ Наблюдение за сомиком. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)

Ребята, посмотрите на него, какой он?

Ребята, а для того, чтобы узнать, где живет рыбка, послушайте загадку:

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы -
Знаменитые пловцы.

Что это? (Дети: Аквариум);

Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик — большая или маленькая рыбка? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. (Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);

Что еще можно сказать о сомике? (Дети: он красивый, проворный.)

Правильно, как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чешуей. Чешуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? (Дети: Чтобы плавать.)

Правильно, для того, чтобы плавать. Послушайте, как похожи слова «плавать» и «плавники». Значит, плавники помогают плавать.

А что еще рыбка делает в аквариуме? (Дети: плещется, ныряет, дышит, кушает.)

А как вы думаете, чем питается рыбка? (Дети: Травкой)

Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.

А пока она кушает, поиграем в игру «Родственные слова».

Как можно называть маленькую рыбы? (Дети: рыбка)

Назовите рыбу ласково (Дети: рыбка, рыбонька и.т.д.)

А как можно назвать большую рыбу? (Дети: рыбина)

Молодцы, а как называется суп из рыбы? (Дети: рыбный)

А Вы знаете, как называют человека, который ловит рыбу? (Дети: рыбак)

Какие Вы молодцы! Устали, давайте отдохнем.

1.​ Физкультурная пауза «Аквариум» (Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде сложив руки за спиной)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются делают рожки из пальчиков,)
На рыбок глядят. (наклоняют голову вправо, влево и выполняя движения ладонями вперед–назад.)
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу, опустив руки)
Плавничками гребут.
Вправо поворот, (повороты туловища влево-вправо.)
А теперь наоборот.

Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет, и много расскажет. А Вы ей будете помогать? (Дети: Будем.)

Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.

(Показ презентации.)

Презентация к занятию:

Ребята кто еще живет в аквариуме? (улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)

Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. Дидактическая игра «Что изменилось». Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов)).

Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось?»

Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. (Дети: Золотая рыбка, улика, гупи, меченосец.)

Что делает улитка? (ползет по листочку)

Что делает гупи? (плывет под корягой.)

Что делает меченосец? (плавает на поверхности)

Что делает золотая рыбка? (роется в песке)

А сейчас закройте глазки, я кое-что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать, что изменилось в аквариуме.

(Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Дидактическая игра «Что лишнее» ? (активизация словаря, классификация предметов)

Молодцы! Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру «Что лишнее?»

Карточки: «гупи, сомик, собака» (Дети: лишняя собака – это домашнее животное.)

А каких домашних животных вы еще знаете? (Дети: корова, лошадь, свинья.)

- «золотая рыбка, ласточка, сомик» (Дети: лишняя ласточка – это перелетная птица.)

А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Дети: грачи, сворец, кукушка.)

- «гупи, золотая рыбка, лиса» (Дети: лишняя лиса – это дикое животное.)

А каких диких животных вы еще знаете? (заяц, волк, медведь)

7. Дидактическая игра «Собери пазлы» (совершенствование умений из частей составлять целое)

Посмотрите, пока мудрый сомик плыл к нам в гости, у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята, помогите сомику собрать фотографии.

Кто на фото у Вас ….(Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

Молодцы ребята! Что нового Вы сегодня узнали? С кем познакомились?

(Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)

Кто живет в аквариуме? (Дети: сомики, гупи, и так далее.)

Чем можно кормить аквариумных рыбок? (Дети: сухим кормом)

Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе:

«Путешествие с капелькой»

Цель:

Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель:

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

В гости капелька пришла. (показ игрушки Капелька)

Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Воспитатель: Ребята, поможем капельке?

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Она состоит из воды.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Показ и рассматривание картинок)

Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

Воспитатель : Молодцы, ребята! Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я – мама Тучка. Вы превратитесь вмоих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки).

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) "Путешествие в лесу". Средняя группа

Задачи по образовательным областям:
1. Познавательное развитие: расширить и уточнить представления детей о лесных животных, расширить знания детей об особенностях внешнего вида и их повадок.
2. Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия, формировать гуманное отношение к живой природе и лесным жителям.
3. Речевое развитие: расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Физическое развитие: развивать крупную моторику.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Обогащение словаря: берлога, логово, дупло, заяц-беляк, заяц-русак.
Оборудование: магнитофон, магнитная доска, письмо от Лунтика. Опорные картинки на закрепление правил поведения в лесу, картинки с изображением животных (зайца, белки, медведя, волка, лисы.) Панно: «Что перепутал художник» (с изображением животных.) Картинки с изображением животных на каждого ребёнка, плакаты с изображением жилища животных. Музыка весеннего леса. Карточки: «Интересные факты из жизни животных».
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе, узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, белка);
умеет находить жилища диких животных по описанию (лиса, заяц, медведь, белка), умеет находить способы решения проблемной ситуации.
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе, уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
переживает положительные эмоции, умеет слушать друг друга;
проявление познавательной инициативы, навыки самооценки правильности выполнения задания, умение удерживать цель деятельности до получения её результата;
умеет излагать свои мысли, умение искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказы о животных В. Бианки, русские народные сказки о животных, «Зимовье зверей», рассматривание энциклопедий. Д/и «Назови детенышей», «Чей хвост, лапы, морда?»

Ход занимательной деятельности

Воспитатель вносит в группу письмо от Лунтика:
«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лунтик. Я на луне. И вот однажды мама мне прочитала стихотворение «Что такое лес?»
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы да дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, тропинки да низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый – чистый,
И родник с живой ключевой водой.
Ребята, мне очень понравилось стихотворение, но я, к сожалению, не знаю, что такое лес и кто там живёт. Расскажите мне, пожалуйста, про обитателей леса. Буду с нетерпением ждать вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, как нам поступить? (ответы детей)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку. А всё что мы там увидим, мы будем записывать на видеокамеру, и потом запись отправим Лунтику. Но прежде чем мы отправимся с вами в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать картинки, а вы должны подумать и ответить хорошо это, или плохо.
Воспитатель показывает картинки и сопровождает их словами:
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я вижу, что правила вы знаете, тогда в путь. (Звучит музыка)
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что вы попали в лес.
Представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка.
- Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? (просыпается природа, появляется травка, птицы поют, просыпается медведь и т.д.).
А вот на лесной полянке спрятались разные животные, но всё ли художник нарисовал правильно. (Дети находят ошибки художника.)
Теперь Лунтик будет знать, как выглядят разные животные.
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
А знаете ли вы что: В наших лесах живут заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак немного крупнее зайца-беляка. Уши и хвост у зайца-русака более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый, с черной рябью, бока более светлые, а брюхо белое.
На зиму беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей остаются черными.
Живут зайцы в норках.
Летом зайцы любят кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив. Иногда кормятся сеном и корой фруктовых деревьев.
А этот зверь самый крупный и большой в наших лесах. А ещё он бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
В нашей стране живут два вида медведей – бурый и белый. А в наших лесах живет бурый медведь. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. А молока немного, так как медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и особенно осенью.
А вот почему медвежата рождаются зимой? Потому что только в это время у медведя есть свой «дом» - берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Питается медведь разными ягодами, корешками, насекомыми, мелкими животными. А ещё он очень любит мёд.
Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка.)
А вот и белка на дереве притаилась. Белка грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому белку относят к грызунам. Дом белки – дупло на дереве.
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Лиса отличается поразительным умением приспосабливаться к самым разным условиям жизни и переменам в среде обитания. Некоторые даже научились жить в больших городах. Удивительная хитрость лисицы сделала ее героиней многих сказок и. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью. Живёт лиса в норе, которую роет под камнем или кустом.
А про это животное говорят, что его ноги кормят. У него серая шерсть, острые зубы. И живут они в стаях.
Волк – хищное дикое животное. Он любит мясо, поэтому охотится на других животных.
Волчий «дом» называется – логово.
Послушайте, как живет маленький волчонок.
В волчьем логове глубоком
У волчицы спит под боком
Маленький волчонок,
Просит, есть спросонок.
Не опасен он пока,
Просит только молока.
А напьется – и опять
Будет очень крепко спать.
Поскорее подрастай,
Будешь бегать по кустам,
Логово устроишь сам
И волчаток заведешь,
За ягненком в хлев придешь.
Сколько нового узнает теперь Лунтик.
А сейчас давайте немного поиграем.
Как- то раз лесной тропой, звери шли на водопой
(идут по кругу)
- за мамой лосихой, топал лосёнок
(топают, высоко поднимая ноги)
- за мамой лисицей, крался лисёнок
(крадутся)
- за мамой ежихой, катился ежонок
(имитируют наматывание клубка)
- за мамой медведицей, шёл медвежонок
(шагают вразвалочку)
- за мамой белкой, скакали бельчата,
(прыжки вперёд)
- за мамой зайчихой, косые зайчата
(показывают руками длинные ушки)
- волчица вела за собою волчат
(маршируют)
Все мамы и дети напиться хотят.
А теперь, я хочу проверить, много ли вы узнали и запомнили о животных. Мы поиграем в игру «А что не так?»
Я буду читать описания животных, а вы будьте внимательнее, найдите ошибки, догадайтесь, о ком я говорю.
Этот заяц большой-большой, шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – прыг в берлогу и спит там до самой весны.
Я правильно про зайца рассказала? (Ответы детей) А про кого это рассказ? (ответы детей) Это рассказ про медведя. (выставляется картинка медведя)
Уши и хвост у волка более длинные, зимой и летом он серого цвета, а хвост всегда черный. Правда, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.
Волк любит кушать злаки и бобовые, а зимой обгладывает кору с молодых осинок и ив. Иногда кормится сеном и корой фруктовых деревьев.
Я правильно про волка рассказала? А про кого это рассказ? (выставляется картинка зайца).
Лиса - проворная, запасливая, рыжая или серая, грызет все, что ей по зубам: грибы, шишки, разные корешки. Поэтому лису относят к грызунам.
Я правильно про лису рассказала? А про кого это рассказ?
(выставляется картинка белки).
Это рыженькое животное, сильное, похоже на собаку, живёт в дупле.
Про кого я рассказала? А что перепутала? (выставляется картинка лисы).
Но вот наступает вечер, и всем животным пора отправляться по домам. Но кто где живёт. Давайте посмотрим и поможем животным добраться домой.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять картинку с изображением животного и «поселить» каждого в свой домик.
Ну, что ж, я думаю, что Лунтик, посмотрев наш фильм, узнает много нового про обитателей леса. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза. Послушаем голоса
леса на прощение. Раз, два, три музыка нас в детский сад верни.
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу. Кого вы видели в лесу? Что вам удавалось во время нашего путешествия, а что нет? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы внимательные, добрые дети. Что бы вы рассказали Лунтику? Как бы вы ему помогли? После прогулки можно нарисовать животных, и мы отправим рисунки и фильм Лунтику в подарок.

Конспект занятия в средней группе на тему: «Дни недели».

Цель: продолжать прививать навыки диалога, учить детей составлять рассказ на определенную тему с употреблением заданных слов, отвечать на вопросы полными ответами; обогащать словарный запас детей.

Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает объяснить поговорки: «День да ночь – сутки прочь». Почему мы так говорим? Что такое сутки?

Загадка.

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой;

Братец будит весь народ,

А сестра едва придет,

Спать тотчас же всех зовет,

Что это? (День и ночь).

Какие еще части суток вы знаете? (Утро, вечер). Ночь закончилась, а день еще не наступил, что это? (Утро). Утро закончилось, а вечер еще не наступил, что это? (День). Расскажите, что обычно делают люди утром? Что вы делаете утром? Днем? Вечером? Ночью?

Проводится подвижная игра «День – ночь». Воспитатель произносит «День» - дети прыгают, бегают, играют; «Ночь» - дети присаживаются на корточки и закрывают глаза.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением действий в разное время суток (дети просыпаются, убирают постель, делают зарядку…). Предлагает детям сначала разложить картинки последовательно, а за тем, составить рассказ, употребляя в речи слова (утро, день, вечер, ночь). Заслушиваются 2-3 рассказа.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка зочет сильным стать.

Дидактическая игра: «Что лишнее?»

Утро, вечер, весна, день.

Белый, красный, вечер, голубой.

Утренний, ночной, летний, вечерний.

Весна, осень, день, зима.

Загадки.

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний. Что это? (Дни недели).

Что за птицы пролетают –

По семерке в каждой стае,

Вереницею летают,

Не воротятся назад. Что это? (Неделя).

Мы с вами говорили о том, что 24 часа – это сутки. Какой первый день недели? Второй? Третий? Расскажите, что вы делали вчера, чем займетесь сегодня? Какие у вас планы на завтра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе "Мой город"

Путешествие по городу Омску: закрепление знаний детей о названии родного города,знакомство с его достопримечательностями. Нод приурочен ко дню рождения города Омска....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в средней группе. Тема: « Путешествие в осенний лес». Цель: ознакомление детей с характерными особенностями осенней погоды, природы; раз...


Top