Что нужно делать с вербой после праздника вербного воскресенья. Вербное воскресенье: традиции, смысл праздника, какие веточки «правильные

Ровно за семь дней до Пасхи в православных церквях празднуют Вход Господень в Иерусалим. В этот день христиане в храмах освящают вербовые веточки, которые являются символом приветствия Отца Божьего.

На самом деле светлый праздник имеет много традиций и обычаев, которые не прописаны в священной книге, поэтому многие и не знают, как правильно вести себя в эти дни.

Как правильно собирать и святить вербу?

Раньше люди выходили в лес до восхода солнца и срывали вербовые веточки, но сейчас этого правила никто не придерживается. Поэтому вы можете сделать это по дороге в Храм, или купить пару веточек у бабушек, которые продают вербные букетики прямо возле Церкви.

Люди перед входом в Храм выстраиваются в шеренгу, а батюшка ходит и обливает людей и букетики святой водой.

Многие интересуются, почему же святить надо именно вербовые веточки? Для этого нужно окунуться немного в историю. При въезде Иисуса Христа в Иерусалим Он прекрасно знал, что его ждет. Жители города встречали Его с радостью, улыбкой и превосходством, а в знак Его Великого Дела они устилали Ему дорогу пальмовыми листьями. Так как в нашей стране пальмы не растут, а Пасха приходит к нам в первом полугодии, то было принято решение заменить их вербными веточками, так как именно в это время верба уже начинает распускаться.

Если следовать всем правилам церковного обычая, то веточки нужно срывать накануне Вербной Недели, а именно в Лазареву субботу. Помните, что веточки должны быть свежими и не засохшими, а их количество не должны быть четным.

Когда святят вербовые букетики?

Многие люди ходят в Храм святить вербу в воскресенье, но по церковному уставу делать это нужно в Лазареву субботу, когда начинается праздничное Всенощное богослужение. Вот именно в этот момент батюшка и святит вербные букетики.

Как только заканчивается чтение Евангелия, с уст священника звучит особая молитва. После он с кадилом начинает обходить всех присутствующих в Храме и окроплять их святой водицей. Только на такой службе можно получить истинную благодать.

Повторно батюшка окропляет людей и их вербные букетики в воскресное утро после литургии.

К сожалению, в наше время Вербное воскресенье превратилось в простой день освящения вербы. На самом деле праздник посвящается Господу, и в Храм нужно приходить, чтобы восхвалить Христа и вспомнить о всех Его благих делах.

Церковные служители утверждают – чтобы получить истинную благодать от Господа, необходимо прийти на Всенощное богослужение.

Что делать с освященной вербой после Светлого праздника?

В Храме говорят о том, что вербовые веточки нужно приносить домой, и нельзя выкидывать их до следующего Вербного воскресенья.

Принесите вербовые веточки из церкви и поставьте их в угол перед иконами. Чтобы веточки дольше оставались живыми и свежими, то поставьте их в вазочку за иконами. Если вы живете в частном доме, то можете посадить веточки у себя во дворе.

Помните, что дома должно стоять столько веточек, сколько членов в вашей семье, или любое нечетное количество. Свои веточки отдавать никому нельзя. Если кто-то из ваших близких просит освятить веточки, то соберите для него отдельный букет.

Когда приходит следующее Вербное воскресенье, то выкидывать прошлогодние категорически нельзя. Церковные служители утверждают, что освященные веточки – это святыня Божья, поэтому их нужно только закапывать в землю, желательно там, где не ходят люди. Также можно пустить по реке, скормить животным или сжечь в печи.

По приходу домой после церкви принято бить всех родных освященными веточками и желать от всего сердца добра, мира и здоровья.

Есть даже приговорка: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля!»

Помните, что освященная вербная веточка не является оберегом. Вам может помочь только молитва и вера.

Поздравление с праздником Вербного воскресенья

Узнайте, когда цветет верба, когда ее собирать и святить, что делать с вербой дома после освящения.

Неделей ранее Пасхи православные христиане празднуют Вход Господен в Иерусалим. В этот день в церквях освящают веточки вербы. С праздником связаны не только церковные, но и околоцерковные традиции, о которых в Библии не прочтешь. Следовало бы знать, как правильно собирать и святить вербу, а также после хранить ее дома.

Когда распускается верба, когда цветет?

ВАЖНО: Иисус Христос на осле въезжал в Иерусалим, зная, что судьба его предначертана. Город же, наслышанный о деяниях Господа, встречал его радостно, простилая на дорогу перед его ногами листья пальмы. Поэтому если что-то и должно было стать символом праздника Входа Господня в Иерусалим, символом готовности встретить Христа в любой момент своей жизни, так это растение.

Большинство православных христиан – это славяне, проживающие в условиях умеренного климата, где пальмы не растут. Праздник этот припадает на начало — середину весны, когда снег только стаял, большинство растений еще не отошло от зимы. Но только не верба, она начинает цвести одной из первых.

Верба начинает цвести еще в марте.

Верба, или ива остролистая, — это кустарники и деревья, входящие в многочисленное семейство Ивовых. Эти растения опыляются ветром, который должен быть достаточно сильным, чтобы разнести пыльцу.

ВАЖНО: Цветет верба в начале или в середине весны, с марта по апрель. На побегах с характерным красным цветом (красноталах) появляются цветочные почки, которые очень скоро распускаются.

Цветки вербы разные у деревьев мужского и женского пола.

  1. Мужские называют «котиками» — они собраны в круглые «комочки», окрашенные в серовато – белый цвет, мягкие на ощупь.
  2. Женские – серовато-зеленые, продолговатые, не такие пушистые.


Именно вербу православные христиане выбрали символом праздника Входа Господня в Иерусалим. Более того, он получил еще одно название — Вербное воскресенье. В церковь на освящение люди носят цвет вербы и с мужских, и с женских деревьев.

Когда нужно рвать вербу на вербное воскресенье? Как сохранить вербу до праздника Вербного воскресенья?

По традиции, рвут прутики вербы накануне праздника, в Лазареву субботу, или за пару дней до него.

ВАЖНО: Нужно помнить, что верба – это не просто оберег, украшение жилища, а растение, живое существо. Накануне Вербного воскресенья кустики вербы, растущие в городах и деревнях, подвергаются настоящему налету – их обламывают чуть ли не до последней веточки. Вряд ли такое вред природе – богоугодное дело. Не нужно нести в церковь целый веник! Достаточно небольшого непарного количества прутиков.



Вербу принято рвать накануне праздника, в Лазореву субботу.

Хранить вербу до праздника Вербного воскресенья необходимо в вазе с водой, тогда веточки сохранять свежесть.

Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?





Правильно освещать вербу в субботу.

  1. Накануне Вербного воскресенья, вечером субботы, в храмах проходит праздничное богослужение – Всенощная.
  2. Прихожане присутствуют на нем со свечами и веточками вербы.
  3. После чтения Евангелия, священник произносит особую молитву, обходит людей, держащих вербы, с кадилом и окропляет их святой водой. Церковь делает акцент именно на том, что освящаются, получают благодать сам и прихожане, а не ветви растения.
  4. Освящается верба со словами:


Молитва освящения вербы.

Повторно окропление происходит утром в воскресенье, после литургии. Обычно, именно утром наблюдается самый большой поток желающих получить благодать. Они не только заполняют храм, но и выстраиваются вокруг него. Но этому окроплению молитва уже не предшествует.

ВАЖНО: Священники сетуют, что Вербное воскресенье сегодня превратилось из праздника, посвященного Господу, в день освящения вербы. Люди стекаются в церковь не для того, чтобы восхвалять Христа, вспоминать о его чудесных деяниях, а просто окропить святой водой вербовые прутики у них в руках. Принесет ли это какую-либо пользу душе и телу? Служители церкви сомневаются. За истинной благодатью они советуют приходить на Всенощное богослужение.

ВИДЕО: Вербное воскресенье

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Верба для освящения в церкви не требует особого украшения. Обычно, несколько веточек просто собирают в букет, перевязывают его нитью или цветной ленточкой.



Также можно собрать красивый букет из вербовых прутиков с мужскими и женскими цветами, добавить к ним веточки похожих на вербу растений, например, ивы.

Стоит повториться, что служители церкви придают вербе не такое большое значение. Поэтому у них нет каких-либо требований к ее внешнему виду во время освящения.

Что делать с освященной вербой после праздника? Сколько веточек вербы нужно ставить дома? Сколько должна стоять верба после вербного воскресенья?

После освящения веточки вербы нужно принести домой и хранить в красном уголке:

  • разложив за иконами, тогда верба высохнет
  • поставив в вазочку с водой, тогда растение надолго останется свежим и, возможно, пустит корни


Место освященной вербы — в красном уголке, около икон.

Все остальное, что связанно с вербой после ее освящения в церкви, уже околоцерковные традиции, родившиеся у наших предков. Вот некоторые из них:

  1. Дома нужно ставить количество веточек вербы, равное количеству членов семьи, либо любое нечетное.
  2. Свою вербу раздавать никому ни в церкви, ни после нее нельзя. Если кто-то, кто по уважительной причине в храм сам прийти не смог, просит об услуге, для него необходимо сделать отдельный букетик.
  3. По приходу из церкви домой вербой принято символически стегать всех домочадцев, особенно, детей. Считается, что тогда растение передает им силу и здоровье, при это приговаривают: «Не я бью, верба бьет» или


Человек, имеющий какой-либо недуг, может вылечиться, проведя вербой той части тела, которая болит и беспокоит, и произнеся:



Считается, что почки вербы после освящения можно есть, чтобы:

  • защитить себя от болезней и бед
  • забеременеть
  • окончить успешно какое-то важное дело

Вербой также набивают подушку покойнику, кладут ее в гроб, чтобы душа его попала в Рай.

ВАЖНО: Многие из этих народных традиций священники считают абсурдными. Они категорически не рекомендуют есть вербу, класть ее в гроб, а также думать, что она одна единственная убережет дом от пожаров, ограблений и различных стихийных бедствий.

Освященные ветки вербы стоят в доме до следующего Вербного воскресенья, то есть целый год.
По желанию, из нее можно сделать интересные интерьерные украшения, такие как букеты и венки.



Можно ли выбрасывать вербу после вербного воскресенья? Куда девать старую освященную вербу с прошлого года? Можно ли сажать освященную вербу на участке?

Освященные в церкви веточки вербы приобретают характер святыни. Поэтому, после того, как они приходят в негодность (например, преют или высыхают), либо же на следующий год, просто выбрасывать их в мусорное ведро нельзя.
По мнению церкви, верба не должна находиться в грязном, попираемом месте, смешиваться с мусором и отходами.
Священники советуют поступить с прошлогодними освященными веточками таким образом:

  1. Закопать их там, где не ходят люди, не справляют нужду животные. Например, под деревом в саду или на дачном участке.
  2. Пустить веки по реке.
  3. Предать вербу огню – сжечь в печи или на костре.
  4. Скормить животным.
  5. Отнести в церковь, где и пройдет ритуал сожжения.


Если же у вербовых прутиков появились корешки, их можно посадить в теплом месте и обеспечить обильным поливом. Сажают деревцо на участке возле водоема – речки или пруда.

Как освятить вербу в домашних условиях?

Освятив воду на Крещение, многие думают, что теперь с ее помощью сами они смогут освящать все что угодно, вплоть до пасхальных куличей, крашенок и вербы. Описание обрядов знают «сведущие» женщины, также они есть в Интернете.

  1. По идее, освящать вербу дома может тот человек, который по уважительной причине не присутствует в храме.
  2. Женщина во время менструации обряд проводить не может.
  3. Чтобы провести освящение, помимо самой вербы понадобится святая вода. Ее кропят вербу, произнося те же слова, что и священник в церкви.


Есть мнение, что вербу можно освятить дома самому. Священнослужители с ним не согласны.

Священники считают, что в окроплении вербы дома святой водой нет ничего плохого. Но этот обряд не имеет ничего общего с настоящим освящением.

ВИДЕО: Верба. Освещать или не освещать. Куда деть старую вербу.Вербное воскресенье

Приветствую, друзья!

Я тут снова решила пробежаться по различным праздникам, а так как самый ближний и достаточно значимый будет в этом году 9-го апреля, то есть, уже совсем скоро, остановлюсь на нем. Все верно, речь пойдет о Вербном воскресении (он же - Пальмовое воскресенье). Но смотреть на этот день я буду не под привычным нам углом, мне хочется вспомнить далекие времена и почти забытые нами традиции и поверья.

Но об этом чуть нижу, а пока немного вводной информации (для общей картины, так сказать).

Вербное Воскресенье в христианстве

Еще одно название этого праздника - Вход Господень в Иерусалим. Отмечать его верующие начали еще в IV веке, но к нам он пришел лишь в Х, и именно тут был назван - Вербное Воскресенье.



В этот день Иисус Христос верхом на осле (осел в данном контексте, является символом мира, в противоположность лошадям) въехал в Иерусалим. Встречен он был шумной и радостной толпой: люди кидали под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, пальмовые ветви (в наших краях пальм отродясь не было, поэтому ветви пальмы мы заменили на вербу, так как вечнозеленые еловые ветви ассоциировались с похоронными обрядами, а кроме вербы еще ни одно дерево не распустило свои почки), некоторые даже свою одежду расстилали, дабы воздать почести Христу. Ведь слухи о чудесах, сотворенных Иисусом быстро долетали до стен Иерусалима, и вот сейчас люди ждали новых чудес: они надеялись, что Христос положит конец римской оккупации и отомстит за детей Израилевых.

Однако, их ожидания не оправдались, и все мы прекрасно помним, чем все закончилось. Отсюда и привкус трагедии в этом дне.

В канун этого праздника весь православный мир ходит в церковь святить веточки вербы, которые потом приносят домой, хранят весь год, украшают ими иконы, развешивают по углам комнат и так далее, но об этом чуть ниже.

Забытый смысл и обряд «Вербохлест»

Но все же, не стоит забывать, что в дохристианскую эпоху верба уже имела свой сакральный смысл и уже связывалась с языческим обрядом, имеющим весьма говорящее название - «Вербохлест». Церковь просто взяла и кое-что слегка переделала. Но вернемся в языческие времена.

Напомню, что для наших с вами предков очень важно было продолжение рода: ведь от количества детей в семье зависело количество хозяйских рук (чем больше, тем лучше), ну, и ряды доблестных воинов пополнялись. Следовательно, вероятность погибнуть от происков врагов или голода уменьшалась. А верба, как раз таки, у славян была символом плодородия и быстрого роста: так как это самое первое растение, которое пробуждается после зимнего сна, оживает, распускает почки. Верба пробуждается сама полная сил, и может еще передать свое здоровье и красоту людям и животным.

В этот день парни легонько хлестали девушек веточками вербы по ногам - символизируя тем самым оплодотворение (отсюда и название такое - Вербохлест).


С Вербным Воскресеньем и вербой связано немало традиций и обрядов. Конечно часть из них уже потерялась во времени, однако, некоторые живы до сих пор. Итак:

  1. Собирать вербу ходили в Лазареву субботу (накануне праздника) и обязательно до восхода солнца;
  2. И святить ее надо было в этот же день вечером (или в воскресенье с утра);
  3. Веточки вербы украшали лентами и бумажными цветочками (иногда это делалось после освящения в церкви);
  4. Также, вербовые ветви клали к иконам и оставляли там либо на весь год, либо до Егорьева дня. В некоторых регионах России для этих целей сооружался специальный «теремок» из соломы, который украшался и подвешивался перед иконами;
  5. После Егорьева дня веточки вербы хранили в хлеву , втыкая их под крышу, считалось, что это поможет уберечь скот от пропажи. Так как выбрасывать их было грехом, иногда вербовые ветки сжигали, а иногда бросали в воду;
  6. Домашнему скоту давали съесть веточку или почки вербы. Считалось, что это придаст здоровья;
  7. В некоторых областях страны, почки вербы запекали в хлеб и кормили им животных , наши предки полагали, что это увеличит поголовье скота;
  8. С этой же целью в некоторых регионах выпекали печенье в форме почек вербы (причем выпекали по количеству скота и птицы, а иногда и домочадцев), потом святили в церкви;

    В Костромской губернии оно (печенье) называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

  9. Так же, в Егорьев день веточкой вербы было принято ударять скотину , а потом скармливать ей эту веточку. Такой обряд способствовал приросту скота;
  10. В праздник Ивана Купалы деревце (а иногда и просто ветки) вербы использовали в праздничном ритуале: девушки украшали ее и водили вокруг хороводы, пели, а потом в круг хоровода забегали парни и разрывали деревце. Считалось, что такой обряд поможет увеличить урожаи;
  11. Напомню, что верба - растение, которое отожествляется с плодородием. Поэтому, бесплодные женщины иногда съедали почку вербы (это должно было помочь им зачать ребенка);
  12. В некоторых губерниях нашей страны существовал обряд с интересным названием - «окликание молодух». Смысл его заключался в том, что накануне праздника Вербного воскресенья (в полночь) молодежь ходила по домам молодоженов. Стоя у ворот, они кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и запускала всю эту веселую толпу в дом, где пение продолжалось: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». При всем при этом, всех домочадцев легонько стегали вербовыми прутиками, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым» или «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она провожала поющих;
  13. Если веточки вербы разломать и рассыпать по полю, а почки раскрошить в зерно перед посевом - это должно увеличить урожай;
  14. Для этого же, вербовые ветки втыкали по углам полей (а иногда и просто высаживали в поле деревце). Это не только способствовало хорошему урожаю, но и уберегало посевы;
  15. Вербой лечили детей: для этого нужно было сходить на реку и нарвать веток вербы (идти надо было до восхода, а рвать три раза по девять веток, чтобы получилось три пучка, в каждом из которых девять веточек). После прихода домой, один пучок ставили в горячую воду и купали в ней ребенка (купать надо было перед окном, из которого виден восход солнца). В полдень такие же действия производили со вторым пучком вербы (только окно выбиралась то, перед котором находилось солнце). Ну, и соответственно, третий пучок шел в ход на закате: те же самые действия, но уже на западном окне, из которого был виден закат. Считалось, что после всех этих манипуляций болезнь отступала;
  16. Вербу жгли и этим дымом окуривали скот;
  17. Веточки и почки растирали и использовали в качестве примочек от ушибов и опухолей. Иногда посыпали этим порошком раны у скота;
  18. Наши предки приписывали вербе и защитные свойства : славяне считали, что верба может защитить от гроз, бурь, каких-то иных стихийных бедствий (а иногда даже и от нечистой силы);
  19. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Приметы на Вербное воскресение

В основном, все приметы этого дня связаны с погодой, урожаем, здоровьем и продолжением рода (в той или иной степени):

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето;
  • Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год;
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим;
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут;
  • Съешь почку вербы – решится важное дело;
  • На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Вот это особо интересно, молодые девушки, часто пользовались этим суеверием. Считалось, что если парень не обращает на тебя внимания, но очень нравится, то весь день нужно усиленно о нем думать, и к вечеру он придет и позовет гулять;
  • Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым;
  • Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Эта примета вытекает из поверья о том что за неделю до Пасхи ведьмы начинали рьяно вредить людям. Конечно, сила их в эти дни была не велика, но перестраховаться все же следовало.

Ну, вот на этом, наверное, и все. Конечно, я собрала далеко не все приметы и обычаи, их столько, что материал нужно разбивать на несколько отдельных статей (а этого, честно говоря, не хотелось). Ну, а что-то я могла просто и упустить из виду, так что вы можете смело дополнять меня в комментариях.

До новых встреч, друзья!

N. B. В написании статьи я опиралась на несколько сайтов:

  • sotok.net (огромная и познавательная статья);
  • nexplorer.ru;
  • svarogday.com;
  • mk.ru;
  • wikipedia.org;
  • Ну, и добавила то, что знала сама об этом дне.

Вербное Воскресенье – большой православный праздник, одним из главных атрибутов которого является освященная верба. Многие после службы задаются вопросом: куда девать вербу после Вербного Воскресенья и как долго можно её хранить? Чтобы не осквернить неосторожным обращением символ этого великого дня, нужно знать основные правила обращения с освященными ветками вербы.

Что делать с освященной вербой в Вербное Воскресенье и после?

Рвут вербу по многовековой традиции в Лазареву субботу или накануне праздника. Выбирают самые красивые ветки, с уже распустившимися серыми или светло-зелёными, даже желтыми пушистыми комочками.

На Всенощную службу в канун великого праздника – Вход Господень в Иерусалим – приходят с ветками распустившейся вербы. После чина окропления святой водой с молитвой – освящения – православные уносят их домой.

Букет из вербы – главное украшение «красного» уголка, где хранятся иконы. Также несколько веточек ставят по всему дому, особенно в детскую или в комнату к больному человеку. Помещают их обычно в небольшие вазы с водой. Обвязать ветки можно красной лентой. Изготавливать интерьерные украшения не стоит: все-таки это домашняя святыня, а не простое дерево.

Освятив в церкви букетик вербы, православные христиане делили его на несколько частей. Одну оставляли в доме, другую относили на кладбище умершим родственникам. Третью и четвертую использовали в магических целях.

В старину прутиками вербы легко стучали по спине, приговаривая вслух. Считалось, что если поставить прутики на подоконники, то это убережет дом и хозяйство от природной стихии (грозы, грома, града, ливня, шаровой молнии) и воров.

Дома хранили только нечетное количество веток, равное числу членов семьи. Если веток больше, то их отдавали соседям. Пожилые люди с особым трепетом хранят вербу, не выбрасывая её по нескольку лет. По народному поверью, освященные ветки этого дерева кладут в гроб или набивают ими подушки.

Женщины, чтобы поскорее забеременеть, съедали натощак несколько почек освященной вербы, веря в её чудодейственные свойства. Для того чтобы домашняя скотина легко рожала и часто давала здоровый приплод, в стойлах и хлевах развешивали букетики из вербы по углам.

Прутиками старой вербы обметали углы. В некоторых местностях существовало поверье, что если обсадить ими колодцы, то вода приобретает чудесную силу и целебные свойства. Пожилые люди советовали молодоженам хранить вербу в доме, чтобы не было ругани, драк и злобы друг на друга. Когда купали новорожденных, в воду добавляли ветки вербы. Считалось, что это принесет силу и здоровье малышу.

Все эти народные поверья священники считают абсурдом и часто уточняют, что ветки вербы – не оберег. От зла и прочих напастей человека и его душу охраняют вера и сердечная молитва.

Весь год верба будет радовать своим очарованием и напоминать о весне и Пасхе. Но после Великого поста грядет Вербное воскресенье, и встает вопрос, что же делать с ветками вербы, которая была освящена ещё в прошлом году? По мнению священнослужителей, существует несколько способов, как поступить с прошлогодней вербой:

Если верба по каким-либо причинам залежалась в доме больше года, ничего страшного не случится. Но лучше убрать её из дома перед самим праздником, подготовив новый букет для освящения.

Многие, не попав в церковь или просто не пожелав туда идти накануне праздника, освящают вербу дома в домашних условиях. Здесь надо быть осторожным и помнить, что окроплять водой предметы с молитвой всё-таки нужно священнику. Поэтому настоящей силой и благодатью считается верба, освященная в пределах церкви накануне праздника.

Готовясь к празднику Вход Господень в Иерусалим, следует помнить, что главная задача – это не освятить вербу, а принести домой состояние Божественной благодати и радости, думая о душе и . Узнав, куда девать вербу после Вербного Воскресенья, можно правильно попрощаться с этим символом праздника, не согрешив и не нарушив спокойствия дома и сердца.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.


Top