Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей. Воспитание искусством

«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ»
из опыта работы учителя музыки МСОШ №1, г.Красновишерск,
Чистиной Татьяны Викторовны.

Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства. На уроке музыке, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащегося. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива ребенка, удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыкальному творчеству.

В 2013 году мне вместе с моими учениками впервые пришлось погрузиться в удивительный мир оперы. Не просто погрузиться, а прожить его вместе с главными героями. В этом нам помог краевой проект «Дети на оперной сцене». Мы живем в небольшом городке, где нет своего театра, из-за далекого расстояния практически дети и родители лишены возможности соприкоснуться воочию с прекрасным миром оперы и балета. И я решила через проект, через участие в нем заполнить эту нишу в духовном развитии детей и их родителей.

Передо мной встал вопрос: как охватить по максимуму детей, как влиться в учебный план уже начавшегося образовательного процесса? Как объяснить своему руководству целесообразность такого масштабного изучения одного произведения?

Как оказалось на практике, все эти вопросы легко решаемы. Во-первых, опера «Малахитовая шкатулка» Д.Батина - это не только уникальный материал для начинающих педагогов, работающих по программе «К вершинам музыкального искусства» М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной. Но и еще легко «вписываемое» произведение в региональный компонент, на введение которого сейчас акцентируют внимание образовательные программы. Опера написана пермским композитором на уральские сказы Бажова. Достаточно легкие для запоминания вокальные партии, знакомые сказы Бажова, интересная постановка помогают стать «незримым» участником оперы. Во-вторых, опера оказалась такой «пластичной», что она легко вошла в тематическое планирование каждого класса. Единственное, что акцент при погружении в оперу в каждом классе ставился в соответствии с возрастом детей. Мне впервые пришлось столкнуться с этой работой, и вот что у меня получилось.

Второй класс - в теме «О чем говорит музыка» я сделала акцент на вслушивание в оркестровые музыкальные характеристики, о считывании с мелодии все о герое (характер, возраст, где живет и.т.) А уже потом анализировали - а так ли это на самом деле. И дети были счастливы, что угадывали все о герое без текста.

В третьем классе в теме «Интонация» - «Речь разговорная и музыкальная» - это просто полет для открывания детьми и сходства этих видов речи, и сравнивание их друг с другом.

В четвертом классе - это конечно особенности русской народной песни, какие виды ее мы встречаем в опере, как русская песня зависит от обстоятельств, от жизни в которой ты живешь. И как она помогала русскому человеку.

Пятый класс это, конечно же, тема «Музыка и литература». Дети с удовольствием вспомнили сами сказы Бажова, сравнили с либретто оперы, нашли сходства и отличия, на что композитор акцентировал внимание слушателей и почему.

В шестом классе в теме «Музыкальные образы» детям пришлось «покопаться» в каждом персонаже, найти мелодическое сходство с реальностью жизни героя. И что было отрадно, ребята с легкостью, по первым звучаниям мелодических характеристик давали мне портрет персонажа, прогнозировали его поведение в дальнейшем. Улавливали «образ в образе», т.е. слышали интонации одного героя в интонациях другого (Настенька и Хозяйка Медной горы).

А в седьмом классе я просто перенесла изучение оперы «Князь Игорь» в другую четверть и в теме «Особенности драматургии сценической музыки» мы погрузились в оперу целиком. И получилось, что то, что мы делали со 2 по 6 класс, в седьмом вылился итогом изучения оперы, объединение всех акцентов в одно целое.

Конечно же, со всеми мы на уроках музыки смотрели видео- фрагменты оперы, пели вокальные партии и анализировали связь слова и мелодии, их ритмическое единство в передаче образа, а главное, как отмечали сами дети - это связь с жизнью, историей, реальностью. И для меня, как педагога, было важно не только, как и насколько ребенок понял смысловую линию оперы, погрузился в нее, а увидеть, как дети разного возраста оценивают проблемные ситуации героев, как в них погружаются и находят пути их решения.

Вот как об отношении Настеньки и Степана пишут дети:
«Настя очень любит Степана, а он больше любит горы и камни. Наверное, он просто больше всего любит свою профессию. Вот мой папа, тоже говорит, что любит маму и меня, а сам пропадает на работе и дома о ней говорит. Мне кажется, это их поссорит…» Настя Дубровина, 3 класс.

« … С одной стороны я понимаю Степана, его тягу к свободе и вольной жизни, жить в достатке. Но ведь это не говорит о том, что ты должен забыть о тех, кто рядом с тобой, кому ты дорог. Да, жизнь крестьян крепостных была однообразной, однотипной. И что бы выбраться из этой рутины, надо было что-то предпринимать. Любовь к Насте, мне кажется, изначально и подтолкнула Степана на добычу малахита, как шанс получить свободу. Хотя с первых нот, первых мотивов слышится насколько у Насти и Степана разные взгляды на свободу. Даже хоровод крестьян их не объединил, как это бывает в русских танцах, а разъединил. Для Насти свободная жизнь - это дом, семья, дети, любимый муж рядом. А для Степана это свобода - смысл всей жизни, в заработке, в поступках…» Ольга Громова 7 класс.

И еще один момент, такое масштабное изучение оперы сблизило моих ребят. Возраст был не помехой обсуждать героев, их поступки и даже вступать в споры о правильности решений того или иного персонажа.
Хочется отметить, что метод погружения в оперу, как целостное произведение, помогает сделать урок эмоционально-творческим, где содержание оперы проживается каждым ребенком. Это помогает нашим детям, которые развиваются в век информационных технологий, не зачерстветь. Получить огромнейший эмоциональный опыт, свое видение, переживание, чувствование музыки, и тем самым, научиться, лучше понимать и воспринимать музыкальное искусство, как основу духовно-нравственного развития личности. А значит, стать богаче чувствами и душой.

Существует мнение, что "массовая школа не может создать полноценную культурную среду для развития школьников, поэтому необходимы специальные мероприятия в каждой школе и сфере образования в целом для компенсации, смягчения последствий культурного кризиса в образовании" (Н.Крылова, М.Князева, 1996). В нашем понимании культура - понятие жизненное и живое. Ее нельзя искусственно "привнести" в школьное пространство, ее необходимо "выращивать" внутри школы, обновляя средства для достижения цели, не соединяя механически учебные предметы, а находя способы, с помощью которых внутренний мир человека раскрывается в гармоничном единстве с окружающим миром.

Взаимодействие этих миров осуществляется через искусство. Наука и искусство, каждый своим путем, ведут к познанию истины. Научное и художественное познания мира дополняют друг друга.

Создание среды, объединяющей эти познавательные пространства в единый мир культуры, эстетический по форме и содержанию, должен явиться основополагающей идеей эстетического образования в школе. Эта идея будет основываться на понимании эффективности воспитания искусством только при условии приобретения ребенком опыта собственной художественной деятельности, когда в процессе творчества рождается свобода замысла, свобода выбора своего пути, проявляется индивидуальность личности.

Поэтому передо мной встают другие задачи, при решении которых наша школа должна стать центром эстетического образования. Сначала значимой и нужной для учителей, учащихся, родителей. А затем и для города в целом. Эстетическое развитие должно стать одним из основных, приоритетных направлений образовательной программы школы. Главной задачей эстетического образования в школе я считаю воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, способного к сохранению культурных традиций своего народа.

Для этого мне придется пересмотреть тематическое планирование, где каждый год школа будет «погружаться» в оперу, исторически важную для нового поколения, важную и для нравственного, и для духовного воспитания. Такими операми будут «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Царская невеста» Н.А.Римского - Корсакого, кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева и др. И не просто «погружаться» в оперу на уроках, а вынести это и на общешкольный уровень, где на уроках истории, литературы дети будут изучать одну сторону данных событий, а потом всем вместе воплощать это в эскизном исполнении оперы, где примут участие не только ученики, но и учителя, родители. Сделать эти выступления традиционными в школе. Ведь ничто так не сближает детей, учителей и родителей как совместное дело. Создавать и реализовывать проекты по данному материалу. Начать писать исследовательские работы и выносить их на обсуждение в другие школы. Работы много, но останавливаться нельзя. Механизм воздействия музыки, оперы на детей, родителей уже запущен. Надо двигаться вперед - к новым знаниям, новым открытиям и победам!

Нам посчастливилось принять участие в проекте «Дети на оперной сцене» в 2014 году и, быть активными слушателями.

Значимость участия в нем для каждого моего ученика был велик! Они не просто погружались в нее во время уроков, они в реальности смогли прожить ее еще раз, услышать оркестр, увидеть игру актеров, и даже стать исполнителями заключительного хора с артистами театра! Родители, которые были с нами, были поражены, насколько их ребенок чувствовал, слышал и понимал все происходящее.

Вот как они об этом пишут:
«….участие в таких проектах, как «Дети на оперной сцене», помогает нашим школьникам приблизиться к прекрасному, не только увидеть его, прочувствовать, но и прожить его с настоящими актерами. Мне кажется, что посещение театра оперы и балета, должно стать не только традицией каждой семьи, но и образовательного учреждения. …. Мы сможем быть еще ближе к самому возвышенному, духовно необходимому, к музыке, театру, которые развивают, учат, воспитывают, сближают». С.М. Москатова, мама ученика 3 класса.

Водопьянова Т.М.

Урок искусства в 8 классе

Воспитание искусством – это «тихая работа»

Что дает людям приобщение к миру искусства? Теоретик педагогики Б.Т. Лихачев пишет: «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с Прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности».

«Искусство внушает человеку стремление к добродетели», - считал древнегреческий ученый и Философ Платон. И действительно, эталоном понимания роли эстетического воспитания для жизни одного человека и всего общества была Древняя Греция. Стремление к гармонии во всем от малого до космического требовало от системы воспитания модели «взращивания» гармонической личности. В школах и «гимнасиях» греческих полисов входило глубокое изучение классической литературы - Гомера, Гесиода, Алкида.

Ученики заучивали огромное количество стихов, наполненных полезными советами или заключавших поучительные повествования, жизнеописания великих людей, которые

совершили великие и благородные поступки,

и декламировали эти произведения вслух.

Поступки героев обсуждались, ученики давали им оценку с житейской точки зрения. Этические понятия добра и зла воспитывались через изучение литературных произведений. Умение вести дискуссию, искусство речи, риторика, формировало личности будущих горожан. Обязательным для каждого горожанина было посещение театральных представлений, на которых можно было увидеть пьесы Софокла, Еврипида, Эсхила. Из произведения прославляли мужество, волю патриотизм греков, противопоставляя им трусость, высокомерие, равнодушие. Сила и выразительность драматических произведений делало воспроизведение типичных человеческих противоречий, страстей, недостатков достоянием высокого искусства, уроки которого подсознательно усваивались с юности.

Народная педагогика окружала маленького человека произведениями устного литературного, музыкального, декоративно прикладного творчества. Природное эстетическое чутье и вкус проявлялись в вековых традициях создания крестьянской постройки, предметов быта. Деревянная резьба, расписная посуда, изделия народных промыслов, вышивка были не только удобны, но красивы. Веками продуманный уклад, жизнь человека выстраивал в постоянном сопровождении песни, сказки, поговорок, загадок, которые потихоньку учили «уму – разуму», уважении к труду, старшим, любви к Родине.

«Народное искусство отличает врожденное стремление к красоте». Такие сложные процессы познания действительности, как анализ, синтез, индукция протекают при сравнении различных художественных средств колыбельных, плясовых, хороводных песен. Лексические особенности песенных текстов былин, сказок впитываются с раннего детства. По элементам узора на мамином фартуке или рушнике малыш учится понимать моделированную картину мира. Аналогия своей жизни и образов окружающего народного искусства формирует ощущения гармонии человека и общества, человека и природы. В народном искусстве нет зла, агрессии, оно изначально учит оптимизму.

Вечные ритмы природы приходят в сознание вместе с колыбельной песней, в хороводах человек приобщается к космическому движению и своей роли в обществе. Играя в «ладушки», «сороку – ворону», учась делать глиняную игрушку, ребенок развивает мелкую моторику. Девочка, которая сшила самодельную куклу, готовится воспитывать своих детей, она приобщается не только к труду, но и к творчеству. Русский поэтXVIII века Дмитрий Кантемир говорил: «Все знания, все науки и искусства должно подавать младенцам в том намерении, чтоб разными способами, как бы по степеням, взводить их к благонравию».

Если вспомнить биографии многих известных людей, добившихся успеха в своей жизни, окажется, что все они с детства росли в окружении литературы, искусства. В доме Пушкиных бывала передовая интеллигенция Москвы, родители следили за новинками литературы, музыки, живописи, обсуждали театральные премьеры. Отец Александра Сергеевича читал детям вслух, сам немного писал стихи, дядя, Василий Львович был из круга передовых литераторов и впоследствии ввел в него племянника. Был еще один человек, который через народные песни, сказки, привил Пушкину к народному творчеству – это была любимая няня, Арина Родионовна.

По мнению замечательного педагога Василия Сухомлинского: «Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное - вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания». Воспитание – чудо-наука, Вдохновение, лики добра. Обогреет, направит, научит Красотой осветится душа. С ней нам кажется жизнь интересней, Наполняется смыслом наш мир. С ней рождаются новые песни, С ней поэт, настоящий кумир. Благородные, светлые чувства, Вы слились с нашим сердцем навек. Воспитание – это искусство,

А в искусстве творец – человек.

От скольких глупостей, несправедливостей, лжи спасают взрослых детские глаза! Ведь они полны доверия и участия. Они - наши судьи. Они спасают нас порой от лени, физической и духовной, от ханжества и ограниченности. Для нас, родителей, дети - постоянный катализатор, возбудитель душевных сил и творческих способностей. И мы невольно получаем сильнейший толчок для собственного развития. Мы очень скоро понимаем, что родительский труд - самая тяжелая на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания любой усталости.
Собственный пример действует сильнее угрозы, кто этого не знает. Один известный человек так рассказывал о своем воспитании: «Отец мною совсем не занимался. Но когда бы я ни проснулся среди ночи, я видел щелочку света под дверью его кабинета: он работал. Вот эта щелочка меня и воспитывала». Действительно, легко воспитывать по своему образу и подобию. Порядочные родители, как правило, воспитывают хороших людей. Энергичные, деятельные, легкие на подъем, никогда не вырастят трутней.
Мы сами и вся, созданная нами, семейная атмосфера - образец для малыша. Ведь именно родители и есть тот первый человеческий идеал, на который наши дети будут равняться. Когда мы думаем о том, какой пример подаем своему ребенку, мы уже воспитываем! Потому что настоящее материнство и отцовство - это, прежде всего, труд души, а не рук, умственная, а не физическая работа.
Отказываться от самих себя, своих неприятных черт, переламывать себя - это единственный путь увидеть своих детей такими, какими хочешь их видеть. Быть или быстренько стать такими. Словом, перефразируя поговорку «Врач, исцели себя сам», скажем себе: «Воспитатель, воспитай сначала себя».
Почему, особенно сейчас, так важен личный пример? Да потому что современная семья уже не является той «домашней школой», где старшие непосредственно обучают и воспитывают младших. Все, или почти все, отдано на откуп общеобразовательным заведениям, телевизору и массмедиа. Что оставили себе многие родители? Материальное содержание ребенка и, как показывают социологические исследования, всего от 19 до 29 минут в день на общение с ним. А что делать, ели все мы работаем?
Не надо искать себе оправдания. Да, мы работаем, такое время. И слова «Я работаю!» иные произносят так, как будто все, что вне работы - сущая безделица. Разумеется, работа забирает силы и время, но воспитание детей, не менее важная обязанность и даже больший труд, чем любая работа. Не надо нам, родителям, прятаться за нее, как за ширму. Ведь работай не работай, а всякая беда с детьми - это родительская беда. Иногда приходит слишком запоздалое понимание этого.
Нельзя самоустраняться от воспитания детей! Наша усталость, равнодушие и эмоциональная глухость способны навсегда отвадить ребенка от отчего дома. Пусть дети решают вместе с нами свои большие и маленькие проблемы, иначе мы никогда не узнаем, куда идет сын, где задержалась дочь, и кто так настойчиво названивает им на мобильный, не будем знать, какую компанию и какие увлечения предпочитают они дому. А компании и увлечения бывают разными….
Находите время для своих детей, выдумывайте семейные праздники и традиции, рассказывайте им о себе и поощряйте их к тому, чтобы они делились с вами любой мелочью. Только при таком стиле воспитания у маленького человека формируются три благородных чувства: общность с близкими ему людьми, личная ответственность перед другими, гордость за свое участие в жизни семьи. А как же, с ним считаются, как со взрослым! Для маленького человека это очень важно.

Итак, воспитание - это искусство. А где искусство - там талант, интуиция, вдохновение!

Оксана Мамчуева.


Человек, который не знает изобразительного искусства, не имеет представления о литературе, кино, не понимает классической музыки, обладает не развитым «чувством вкуса», и нередко ориентируется на псевдоэстетические ценности, легко подвержен влиянию моды. Неразвитость вкусов молодежи при сильной в этом возрасте потребности самоутверждения обворачивается экстравагантностью в поведении, во внешности, облике и т.д.

Основы эстетической культуры личности закладывается в школе. Поэтому необходимо улучшать художественное образование и эстетическое воспитания учащихся.

Задача эстетического воспитания - сформировать у человека способность эстетически относиться к миру: воспринимать и оценивать подлинно прекрасное, возвышенное, паническое, трагическое, своей деятельностью умножать красоту окружающего.

Но эстетическое отношение не ограничивается какой - либо одной сферой, оно касается всего, что освоил человек: производство, наука, искусство, правых и политических отношениях в обществе. Поэтому оно всегда связано с различными направлениями воспитательной работы..

Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равномерно для эстетического направления. Важное значение имеет младший школьный возраст. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятно способствует формированию их эстетической культуры.

Проблемы в эстетическом направлении младшего школьника часто оказываются невосполнимыми даже при систематической работе в средних и старших классах. Любой самый широкий размах эстетического воспитания в старших классах не может компенсировать того, что упущено в более раннем возрасте.

Стихийное и социально направленное педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, то есть с отражения в сознании его свойств, и возникновения его ценностного образа. Благодаря эстетическому воспитанию у человека формируются эстетические чувства.

Эстетические чувства - это непосредственный ответ на удовлетворение эстетической потребности, показатель соответствия предмета этой потребности. Отношение может выражаться оценочным суждением: «нравиться», «красиво».

Эстетическая деятельность. Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное восприятие переходит в активно-действенное отношение, в стремлении сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.п.)

Наслаждение прекрасным в процессе созерцания или творчества может перейти в устойчивое стремление эстетической деятельности, которое активизирует другие виды деятельности практическую, познавательную, стимулирует совершенствование необходимых для этого знаний, способностей, навыков, умений.

Эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание включает в себя:

Оно предусматривает выработку системы духовных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение оттого, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое восприятие формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться с безобразным, низменным, атак же посильно проявлять себя в искусстве.

Эстетическое воспитание - это не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных в кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

1) Если аморальный поступок, пошлость отталкивают человека своей антиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка - это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях духовной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры.

2) Эстетическое освоение действительности человека не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой ее деятельности. Другими словами: человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразовании окружающей жизни и самого себя.

3) Эстетические переживания должна вызывать вся учебно-трудовая деятельность учащегося. В математике, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порождение человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Никакие рассуждения о духовной красоте, никакие лекции не могут оказать такого эстетического воздействия, как непосредственное восприятие этой красоты. Искусство, его живой материал не роскошь, не излишество - это не обходимый элемент воспитания.

Эстетическое восприятие средствами искусства осуществляется различными путями.



Муртазаева Аревик
Эссе «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»

«Великое искусство воспитателя - воспитание детей » !

«Человек, который посвятил свою жизнь развитию

и становлению личности ребенка в первую

очередь должен быть творцом, созидателем,

наставником и другом. И тогда ребенок сможет

сотворить свой неповторимый мир».

С. Могилевский.

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по- разному…

Почему я выбрала профессию «воспитатель » ? Попробую ответить на этот вопрос. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой. Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь необходима маме. Ведь мама самый родной, любимый человек для любого ребенка. И сейчас будучи взрослой, я стараюсь быть для детей другом , к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель .

Воспитатель – это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя , когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло всего своего сердца. Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела бы, чтобы окружающие относились к моим детям. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Мне всегда хотелось научить детей тому , что умею сама, дать им хотя бы частичку тех знаний и умений, которыми владею я. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, имеющие свои рассуждения, умозаключения. У каждого ребёнка свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, кто из них талантливый

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» Курского муниципального района Ставропольского края

художник, а кто пытливый наблюдатель. Моя цель – воспитать и развивать в детях их способности не смотря на то, что они все такие разные.

Придя в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые–самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. А прежняя моя профессия в СРЦН «Надежда» дала мне много полезного и научила терпимости и пониманию проблем детей . В своей работе я планирую, день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях : он для детей и учитель , который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей . Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет , тем легче и интереснее ему работать с детьми. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой , в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша.

Я – неординарный, разнообразный и творческий человек. Поэтому своё педагогическое кредо я не могу выразить одной фразой, а постараюсь изложить при помощи тезисов, на которые я опираюсь в повседневной жизни :

Подходить к любой работе творчески, привносить в образовательную деятельность что-то инновационное;

Детям должно быть интересно, комфортно и весело;

Вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;

Будь интересна детям, которые тебя окружают, будь нужной детям.

Талант воспитания , широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей , родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии : способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины . Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

«Что значить быть воспитателем детского сада Для меня – это значит быть :

В - внимательной

О - ответственной

С - справедливой

П - правдивой

И - искренней

Т - толерантный

А – артистичной

Т - трудолюбивой

Е - еще доброжелательной

Л – любящей

Ь - мягкой.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство .

Моя профессия – воспитатель детского сада . Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием «Детский сад» .

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность , интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. Поэтому своё эссе я хочу закончить словами К. Д. Ушинского : «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только «личность» может действительно действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер».


Top