Семейное и дошкольное воспитание в японии. Дошкольное образование в японии

Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет ряд отличительных особенностей, главной из которых является то, что оно не обязательно. Родители сами решают, должен ли ребенок его получать и если да, то где именно. Впрочем, в последнее время от посещения детских садов отказываются все реже - пребывание там считается важной частью развития и социализации малышей.

А еще среднестатистический японский детский сад вовсе не обязательно возводится и управляется государством, как в России. Более 60% всех дошкольных учреждений - это частные объекты. Таким образом, у родителей появляется свобода выбора, а учреждения борются за клиентов, пытаясь предложить тем наилучшие условия.

Детские сады в Японии относятся либо к Министерству образования, либо к Министерству здравоохранения. Первые называются еутиэны (частные), а вторые хоикуэны (государственные). Самое время рассказать о них подробнее.

Еутиэны

Еутиэны - это японские детские сады, куда принимают детей в возрасте от 3 лет и старше. При этом учреждения такого типа функционируют с 9 до 14-15 часов. Иными словами, здесь нет привычного для детских садов послеобеденного сна. Практически сразу же после трапезы, детей забирают домой.

Почему же частные детские сады в Японии так популярны? Все просто - детям здесь предоставляют больше пространства для творчества и развития, например, во многих учреждениях имеются преподаватели английского языка, имеющие необходимые навыки для обучения детей. С малышами также могут заниматься рисованием (им не просто дают карандаши и бумагу, а прививают азы профессиональных художественных навыков), музыкой, спортом и так далее. Экскурсии и различного рода развлечения опять-таки организовываются значительно чаще, если сравнивать с государственными детскими садами.

А еще еутиэны часто отличаются более презентабельным внешним видом. Их владельцы вкладывают солидное количество денег в строительство и/или отделочные работы. Неудивительно, что японские детские сады такого типа зачастую имеют шикарный дизайн интерьера.


Хоикуэны

Хоикуэны - это государственные дошкольные учреждения, которые будут рады детям в возрасте от 1 года. Малыша, кстати, можно оставить на целый день, ведь детский сад начинает работу в 8 часов (иногда и раньше), а заканчивает в 18-19 часов. Это очень удобно для людей, которые много времени проводят на работе.

Были времена, когда японские детские сады такого типа посещали в большинстве своем дети бедных родителей. Считалось, что супруга работает только в том случае, если глава семейства не может обеспечить семью всем необходимым. Но теперь, когда появилось множество женщин-карьеристок, ситуация кардинально изменилась.

За счет графика работы (на 4-5 часов дольше), отдать ребенка хоикуэн может быть даже дороже, чем в еутиэн. Да и сами по себе государственные детские сады в Японии немногим уступают частным. Чего стоят хотя бы роскошные детские площадки во дворах. Если хотите купить столь же современные детские горки , и оформляйте заказ уже сегодня.


В заключение

Подводя итоги, хочется отметить еще один интересный факт - во всех японских детских садах детям предоставляют максимум свободы. Например, гулять можно пойти не по расписанию, а когда захочется. Творческие занятия опять-таки не ограничивают полет фантазии.

Хорошо это или плохо? По данному вопросу существует множество мнений, которые зачастую противоречат другу друга. Но если вы знакомы с особенностями японского общества, то знаете, что уже в школе от былой свободы не останется и следа. Там детям придется подчиняться ряду четких правил.

Первые ясли в Японии были созданы под руководством американских женщин в 1871 году в Йокогаме, первые собственно японские ясли - в 1894 году в Токио, но идея такого раннего отрыва ребёнка от матери не стала популярной.

Первый детский сад фребелевского типа возник в Токио в 1876 году. Его основная идея - самодеятельность ребёнка - актуальна до сих пор. Сначала открывались детские сады для бедных, в 1900 году были разработаны национальные стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов. «По закону 1947 года детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, но в течение 60-х годов их программы перестали отличаться от программ детских садов» [Парамонова, Протасова 2001: 120].

Детские сады находятся в ведении Министерства образования, науки и культуры, а центры дневного ухода - Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Между этими типами дошкольных учреждений существуют отличия.

В детском саду делается больший акцент на образование, дети старше 3-х лет находятся в саду около 4 часов в день, с родителями или опекунами заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье, о налаживании социальных контактов, ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего детских садов более 15 тысяч, в каждом порядка 135 детей, на одного взрослого приходится в среднем 20 детей.

В центрах дневного ухода делается больший акцент на воспитание. Вместе воспитываются младенцы и дошкольники, работают эти учреждения 8 часов в день. Детей направляют в эти учреждения муниципальные власти, плата зависит от доходов родителей. Есть нормативные документы, определяющие деятельность учреждений. В содержание работы входит уход за ребёнком, обеспечение эмоциональной стабильности, забота о здоровье, регулирование социальных контактов, создание соответствующего окружения и ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего центров ухода около 23 тысяч, в среднем в каждом из них около 75 детей, по 10 детей на одного взрослого. Есть также специальные учреждения для детей с недостатком развития.

Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребёнку иметь хорошие отношения со взрослыми и детьми, уважать природу, приобретать здоровые жизненные привычки, овладевать навыками социального поведения. Общественное дошкольное воспитание оценивается положительно: оно способно помочь вырастить ребёнка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми. Существуют также дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаваньем, музыкой, танцами, искусством и т.д., а также частные детские сады при школах, готовящие к поступлению в университеты, с которыми они связаны.

Наряду с выполнением повседневных обязанностей, воспитатели должны реализовывать дополнительные программы: отмечаются начало и конец учебного года, детей учат правилам поведения на дороге и тренируют в умениях безопасной жизнедеятельности, организуют экскурсии, спортивные соревнования, занимаются традиционными японскими упражнениями в литературном творчестве, отмечают дни рождения детей и традиционные сезонные и национальные праздники. Во многих дошкольных учреждениях детей обучают игре на барабанах и флейте, чтобы они могли принимать участие в маршевых фестивалях, а также разучивают числа и скорописное письмо «кнан» - это делается по желанию родителей.

В книге Л.А.Парамоновой и Е.Ю.Протасовой описан пример работы одного из детских садов Японии (120 детей), наиболее типичного с точки зрения организации жизнедеятельности детей [Парамонова, Протасова 2001: 122-123]. Воспитанники распределяются следующим образом: 12 детей в возрасте до 18 месяцев (с ними работают четыре педагога); 20 детей в возрасте до 3 лет (две группы по 10 человек, в каждой по три педагога и помощник). Остальные дети делятся по возрастному принципу (трёхлетние, четырёхлетние, пятилетние) на группы по 25-30 человек (в каждой по одному педагогу). Группы имеют названия, например «Одуванчики», «Лягушки». Сидения для стульчиков вышиты, дети приносят их из дома. В группе есть миниорга"н, на котором играет воспитатель. Начинает работу детский сад в 7.00. Все свободно играют друг с другом, в 9.30 раздаётся песня «Убери всё на место», после чего дети делают зарядку на улице под весёлую музыку в течение 10 минут. Раздаётся песня «Все в свои группы», и дети бегом возвращаются в группы, снимая в вестибюле обувь. Детей пересчитывают, ведя разговор о времени года. Затем под руководством педагога дети выполняют задание в рабочей тетради на пересчёт и раскрашивание в течение 30 минут. Под выполненным заданием воспитатель наклеивает липкую картинку.

По мере выполнения задания дети приступают к свободным играм. После 20 минут таких игр начинается подготовка к еде. Дети достают принесённый из дома в коробочке завтрак, берут чашки и салфетки. К тому, что принесено из дома, детский сад добавляет горячее блюдо и бутылочку молока. Потом дети вместе поют и приступают к еде, каждый ест в своём темпе - от 10 до 45 минут. Воспитатель сидит вместе с детьми, каждый день за разными столиками. После еды каждый ребёнок убирает свою салфетку, палочки, коробочку.

Дети снова начинают играть с картинками и карточками, которые помогают изучать буквы. Далее примерно в течение 30 минут дети занимаются оригами, в это время воспитатель знакомит детей с некоторыми геометрическими понятиями. Потом дети идут на улицу со своими поделками, гуляют, играют на участке. По возвращении воспитатель рассказывает какую-нибудь историю, показывая иллюстрации. Снова исполняется песня и дети приступают к полднику. Затем поют песню и снова идут гулять. С участка родители забирают детей с 16.30 до 18.00.

Обращает на себя внимание, что воспитатель почти не делает замечаний детям, которые плохо себя ведут, рекомендует им самостоятельно решать возникающие конфликты. В некоторых случаях он вызывает директора (заведующего, обычно это мужчина), который объясняет детям, как нужно себя вести. Специальных занятий по развитию речи нет. Японцы хотят, чтобы дети были как дети: не только счастливые, но иногда и сердитые, расстроенные, эгоистичные. Они учатся пользоваться формальной (приветствия, прощания, благодарности, поощрения) и неформальной речью. Языку учатся как средству выражения групповой солидарности и общего социального намерения.

В Японии в обучении не придерживаются определённой теории: заимствуют наилучшие достижения, удачные модели, эффективные методы, безусловно приносящие успех, но при этом традиционные ценности продолжают почитаться и проявляются даже в мелочах - при организации индивидуально ориентированного, связанного с дарами природы питания, при воспитании дисциплины и ответственности и т.п. Считается, что нужно предоставить всем детям равные условия. Важна не одарённость, а терпение, усидчивость, характер. Хорошее поведение - такое, при котором ребёнок рано встаёт, даже в выходные дни и каникулы, много работает и играет, делает физические упражнения, хорошо питается, уважает старших и внимателен к чувствам других. Положительным считается умение зависеть от других и понимать их, то есть считаться с теми, кто находится рядом, видеть, что они делают, в каком настроении находятся, подчиняться общим правилам и быть терпимым. В идеале стремятся сбалансировать индивидуальность и принадлежность в группе, обязанности и способность чувствовать, находить правильное соотношение между детским садом, семьёй и обществом.

В Японии начиная с дошкольного возраста знакомят со смертью: детям рассказывают о смерти, читают и обсуждают книги о ней. Тематика войны, смерти связана с большой работой японских детских садов по воспитанию детей в духе национального гражданства. Например, в детских садах Осаки эта работа организуется по следующим направлениям:

Изучение детьми таких глобальных тем, как цвет кожи различных человеческих рас; национальный костюм; формы приветствия; куклы разных народов.

Познание повседневной жизни разных народов через изучение национальных блюд, животного мира, природных условий, через организацию контактов с зарубежными образовательными учреждениями и приглашение к себе гостей из разных стран.

Благотворительная работа. С помощью аудиовизуальных средств и рассказов воспитатель знакомит детей с голодом, с трудной жизнью людей из-за нехватки еды и медикаментов. Во время рождественских праздников дети приносят коробки с едой и лекарствами для передачи в бедные страны.

Знакомство детей с несчастьями, которые приносит война. С этой целью воспитатели организуют беседы у большого костра с приглашением бабушек и дедушек, которые рассказывают о войне, а потом дети рассуждают о счастливой мирной жизни. Иногда дети вместе с воспитателем пишут письма с просьбой запретить войну и отправляют в различные международные организации.

Японские педагоги особое значение придают воспитанию детей в коллективе, это они рассматривают как одно из основных принципов демократического воспитания. Детский коллектив - это модель общества. воспитатели и учителя формируют ту систему, которую они считают образцом свободного общества конца 20 - начала 21 века.

Эмилия Яго живет в японском городе Тояма и воспитывает двух сыновей. По ее словам, японское общество меняется и становится ближе к европейскому, а отсюда появляются работающие женщины и увеличивается число бракоразводных процессов. Все это оказывает влияние и на дошкольное образование: например, сейчас японские детские сады делятся на два вида - существуют садики для работающих мам и детские центры для домохозяек. В зависимости от своего статуса женщина может выбрать место, куда она отдаст ребенка. Эмилия также рассказывает о том, почему японцы позволяют детям буквально сидеть у себя на шее, как бухгалтер может стать воспитателем и какое влияние традиции оказывают на обучение ребенка.

Детские сады для работающих мам

По японским традициям замужняя женщина, родившая ребенка, становится домохозяйкой. Она прекращает работать и посвящает себя детям, мужу и быту. Но за последние пять лет появилась прослойка женщин, которые хотят работать и быть материально независимыми. Как раз для них и существуют детские сады полного дня: они открываются ранним утром и работают до самого вечера. Они могут быть как частными, так и государственными.

По японским законам, в этих детских садах действует гибкая система ценообразования: например, неполная семья или же семья со скромным доходом будет платить в разы меньше, чем более обеспеченные родители. И разница будет существенной: полная стоимость детского сада достигает 600 долларов, а льготная цена может составить 200–100 долларов.

Детей делят на три группы - младшую, среднюю и подготовительную. Им обычно дают названия цветов - ландыши, подсолнухи и так далее. Деление происходит по возрасту. Учебный год начинается в апреле, поэтому дети, рожденные с 1 апреля по 31 марта следующего года, считаются одногодками и идут в одну группу или в один класс. Работающая мама может отдать в детский садик ребенка уже с двух месяцев. По закону, на двух грудничков приходится один взрослый. Так что родитель, оставляя своего ребенка, может быть уверен в том, что его убаюкают и он будет под присмотром.

Такой детский сад подразумевает собой просто присмотр, образовательная программа тут не слишком сильна. Да и игрушек всегда минимум: кубики, оригами, настольные игры - и это все. Воспитатели делают акцент на общение между детьми, считая, что они сами должны придумывать игры и развлекать себя.

Детские сады для неработающих мам

Сады для неработающих мам принимают детей только с трех лет. У японцев считается престижным посещать такой детский сад. Там существует своя форма и атрибутика. Чаще всего он работает неполный день, так что уже в 14:00 детей развозят по домам. Здесь действует фиксированная цена, которая не зависит от доходов семьи. И чтобы сюда поступить, родители платят членский взнос. В среднем цена составляет 300–400 долларов в месяц, включая питание.

Здесь с детьми занимаются разные педагоги, делается акцент на развивающие занятия. Родители тоже принимают активное участие в жизни детского сада, их обычно подключают к организации праздников. Оба моих сына ходили в такой детский сад, и я могу точно сказать, что мамы круглый год вовлечены во все мероприятия.

Каждый год проводится большой праздник под названием «Ундокай». Это масштабные спортивные соревнования среди детей, японский аналог российского «Мама, папа, я - спортивная семья». Японцы к этому празднику относятся серьезно и тщательно занимаются его подготовкой. Между родителями существует четкое распределение обязанностей. И тебя никто не будет спрашивать, чем ты готов помочь, а что ты делать не хочешь. Все делают то, что сказано, и отсидеться в стороне точно не выйдет. В России обычно говорят: «Я заплатил, я буду сидеть в первом ряду и смотреть». В Японии все по-другому: родители прыгают, скачут и уж точно никто не сидит в первом ряду. Конечно, бывают иностранки, которые принципиально не участвуют в таких активностях. Но японцы относятся к этому с пониманием и не трогают их.

Фото: detkikonfetki via Compfight

Для местных «Ундокай» - амбициозный праздник, поэтому детей к нему серьезно тренируют, подготовка и репетиции начинаются за полтора месяца. Но несмотря на важность этого праздника, японцы никогда не будут ругать ребенка, если он что-то не смог или не захотел сделать. Поэтому соревнования проходят на положительных эмоциях, никто не ругается и не кричит. Визуально создается совершенно идиллическая картинка, но для ребенка это большое испытание. Сейчас мои дети вспоминают «Ундокай» и говорят: «Мам, ты понимаешь, веселья для нас было мало». И я сними согласна: этот праздник по большей части интересен родителям и воспитателям.

Второй большой праздник в году - это отчетный концерт. Теперь дети должны показать себя с творческой стороны. Они поют, танцуют, ставят сценки. Помимо «Ундокая» и концерта, в детских садах проводят и традиционные японские праздники. Например, мы отмечаем сбор урожая риса и готовим в этот день различные сладости.

О воспитателях

Воспитатели и учителя начальной школы - это друзья детей. Ребенок может залезть к своей воспитательнице на плечи, повиснуть на ноге. Как он общается со своими сверстниками, так он общается и с воспитателями. Если посмотришь на эту картину со стороны, то подумаешь, что этих детей даже не пытались воспитывать. Русских, живущих в Японии, такой подход возмущает, поскольку ребенок может пнуть взрослого человека, ударить его по макушке, а ответной реакции на его действия не последует. Просто у японцев это не считается агрессией. Воспитатели объясняют, что такой подход помогает ребенку легче адаптироваться в детском саду и привыкнуть к новым для него людям.

Фото: Gamy Wong via Compfight

Однако фривольное поведение детям прощается до определенного момента. Жесткость в воспитании появляется за три месяца перед выпуском в школу. С декабря японские воспитатели резко становятся строгими. Они считают, что ребенка нужно морально подготовить к тому, что он будет первоклассником, который должен реагировать на замечания и выполнять просьбы учителей. Родители отмечают, что в этот период дети перестают любить детские сады. Так оно и есть. А когда родители интересуются, что же случилось, то воспитатели говорят, что это необходимость и традиция.

За три месяца до окончания детского сада воспитателям удается сделать из ребят приличных и дисциплинированных детей. Но когда ребенок идет в первый класс, он возвращается к тому, что было в детском саду: в первые месяцы все строится на играх и общении. Так что не всегда понятно, зачем они приучают к этой дисциплине в садике, если все возвращается на круги своя в школе. В России процесс воспитания происходит плавно, и ребенок сразу понимает, что от него требуется.

О педагогике

В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада. Если в российских детских садах, помимо воспитателя, есть учителя музыки, ИЗО, физкультуры, то в Японии все занятия преподает один человек. Это, конечно, плохо, поскольку он не может быть специалистом во всем.

У воспитателей нет серьезного педагогического образования. Любая женщина, имеющая высшее образование, идет на курсы, на которых преподается оказание первой помощи, музыка и еще несколько предметов. В течение полугода она оканчивает эти курсы и получает удостоверение, с которым может работать воспитателем. Получается, еще год назад она работала бухгалтером, а через полгода уже может оказаться в детском саду. Хотя такой подготовки специалистов, как в России, здесь нет, но японки действительно искренне любят детей. Иногда видишь, как воспитатель общается с ребенком, и умиляешься: казалось бы, они целый день провели вместе, а она у него все что-то спрашивает и отпускать не хочет. Может, японцы и не воспитатели по образованию, но воспитатели по душе точно. Азиаты вообще боготворят детей и относятся к ним не как к порослям, а как к своему будущему. Нет ни криков, ни порицания. А если ребенку и делают замечание, то оно настолько завуалированно, что тот сам никогда не поймет, что речь идет о нем.

Фото: Shesamurai via Compfight

Еще для меня странно было, что родители до последнего момента не знают, кто будет воспитателем у ребенка. Там нет возможности выбрать самим. Причем воспитателей меняют каждый год. Они говорят, что дети должны привыкать к разным людям и новым требованиям. Но дети переживают эти перемены тяжело.

В детском саду нет цели подготовить ребенка к школе, повысить уровень его знаний и развить навыки. Зато воспитатель может подойти к родителям и сказать: «Ваш ребенок не умеет пользоваться палочками». И они не попытаются его обучить, но озадачат тебя этим вопросом. Японский детский сад - это общение. Больше он не подразумевает никаких занятий. Поэтому родители должны быть готовы сами взяться за обучение ребенка.

О школе

В школе учителя редко повышают голос, но у них получается совершенно ненавязчиво сохранять дисциплину. Вместо крика они используют картинки, которые объясняют детям правила поведения. Но они не пишут: «Ты должен!». Вместо этого они, например, рисуют какого-то воробушка, который то открывает клюв, то закрывает. А смыл такой: когда начинается перемена, мы разговариваем, а во время урока мы клювики закрываем. Вроде бы обычная картинка, но на детей она действуют лучше, чем любые угрозы и крик. И получается, что сами дети любят и соблюдают дисциплину.

Русские мамы жалуются на то, что японское образование поверхностное. Действительно учителя не дают исчерпывающей информации по каждой теме. Их система обучения напоминает лекционные занятия в университете: есть тезисы, есть лекция, а дальше ты изучаешь предмет самостоятельно. Так и в японских школах: они считают, что дают необходимый минимум, а дальше можно взять книги и углубиться в интересную для тебя тему. Когда я, например, училась в русской школе, то мечтала о таком образовании, которое существует в Японии. Если японца что-то зацепило, то он это увлечение пронесет через всю жизнь. Даже хобби они доводят практически до уровня профессионализма. И образование рассчитано именно на таких людей.

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

Нурутдинова А. Р.

Источник: Журнал «Педагогика» 2008/5 с.103

Над статьёй работала Бабенко Дарья

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Несмотря на заметные изменения, происшедшие в японском обществе в последнее время (юридически равноправие полов было закреплено еще в Конституции 1946 г.), японкам до равноправия с мужчинами еще далеко. Патриархальность как неотъемлемый компонент японского мировоззрения врывается в современность из глубины веков, в том числе и через лингвистические особенности японского языка. Так, широко употребительным словом по отношению к своей жене является существительное "капай" (букв. - "внутри дома"), в то время как к мужу принято обращаться "сюдзин" (букв. - "главный человек, хозяин").

Таким образом, традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку - мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей - все еще торжествует в Японии. Нет в японском языке и слов "брат" и "сестра". Вместо этого находим "ани" (старший брат) и "отоото" (младший брат), "анэ" (старшая сестра) и "имоото" (младшая сестра). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознания ребенка; уже сама очередность его появления в семье накладывает отпечаток на формирование характера. И, несомненно, до тех пор, пока будет жить в народе буддийская доктрина о том, что рождение мужчиной или женщиной - это результат соответственно благовидных или неблаговидных поступков, совершенных в прошлой жизни, чувство превосходства у японских мужчин будет сохраняться.

Концепция семьи в Японии подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью, личностному развитию. Образ матери связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове "амаэ". Ему трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол "амаэру" означает "воспользоваться чем-либо", "быть избалованным", "искать покровительства". Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке (оно, по мнению большинства японцев, бережет ребенка от влияния плохой компании, употребления наркотических и психотропных средств), такую же оценку в их сознании получает и ответное действие родителей по отношению к детям.

Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина в Стране Восходящего Солнца применяется к детям "с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония - детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше" .

Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия па чувства и раскрытием возможных последствий поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от нее. Самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе. Японская женщина делает акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольные учреждения.

Детский сад и ясли - это места, где дети проводят большую часть своего времени и где, соответственно, оказывается влияние на формирование их характера. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до б вечера) нужно подтвердить, что оба родителя работают больше четырех часов в день, соответствующими документами, а потом два раза в год повторять эту процедуру в доказательство того, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне.

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является "умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере" . Разработкой воспитательной доктрины дошкольников в Японии занимается Всеяпонский центр по координации деятельности дошкольной педагогики. Указанная общая цель, в свою очередь, распадается на вполне определенные задачи, которые должны решать наставники детей определенного возраста.

Так, основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их общению в благоприятной обстановке. У маленьких детей часто возникают конфликтные ситуации из- за игрушек. Однако даже ссоры считаются важным элементом межличностных отношении так как, по мнению Масару Ибука (автора новейших концепций воспитания и течения детей в раннем возрасте) они важны потому что развивают личную инициативу. Вмешиваться в ссоры детей - значит мешать развитию инстинкта Ж1ГТЪ в коллективе" .

Известно, что два года - это такой возраст, когда происходит развитие речи, в игровых ситуациях формируются основные двигательные навыки. Итоги психологических исследований свидетельствуют о том, что манипуляция тесно коррелирует с интеллектом. Поэтому в этом возрасте дети активно вовлекаются в манипулятивную деятельность. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, "оригами, оятори" (умению плести из натянутой на пальцы тоненькой веревочки замысловатые узоры и узелки). Такие занятия прекрасно развивают моторику пальцев рук, которые совершенно необходимы японскому школьнику для написания иероглифов.

Целью воспитания трехлеток является интенсификация работы по формированию представлений об обязанностях и их распределении через различные игровые ситуации, имитирующие разнообразные стороны жизни. Едва ли не самым важным инструментом воспитания маленького японца является хоровое пение. Именно хоровое, так как выделять отдельного ребенка из группы, по японским меркам, крайне непедагогично. Детское хоровое пение - один из основных методов развития чувства единства с коллективом, поэтому оно играет такую большую роль в воспитании полноценного члена будущего японского общества.

Четырехлетних детей обучают отличать добро от зла, быть оптимистами. Пятилетние дети воспитываются под девизом: "Каждый может стать лидером!". Для этого перед ними выдвигаются обязательные к исполнению требования: самому себя обслуживать, быть неприхотливым в пище, самостоятельно составлять план какой-либо деятельности и выполнять его дружно и весело.

Нисино Маюми (доктор педагогики, научный сотрудник Государственного института педагогических исследований при Министерстве просвещения Японии) рассказывает, что "у японцев понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым" . Эта цель реализуется в учебных планах младшей средней школы посредством специфических учебных предметов.

Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам в раннем детстве дает свои положительные результаты. В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Традиционные синтоистские и буддийские обряды сопровождают японца всю жизнь с момента рождения. К числу подобных обрядов относится и такой, который совершается на седьмой день после рождения и называется "сития" (седьмая ночь) или "надзукэ-но иваи" (праздник по случаю выбора имени ребенку). При выборе имени внимание обращается на значение и благозвучие иероглифов, которыми оно записывается. Выбранное имя пишется на бумаге. Ее либо помещают в изголовье кроватки, либо отдают родственникам вместе с двумя "моти" - рисовыми лепешками красного и белого цветов.

В некоторых районах страны в этот день новорожденного впервые выносят из дома, кое-где это делается позже. Спустя 100 дней после рождения ребенка впервые несут в храм. Когда ему исполняется год, перед ним раскладывают различные предметы (например, счеты, серп, кисточку для письма и т.д.) И по тому, какую вещь он возьмет первой, предсказывают будущее.

В Японии традиционно отмечают большое количество детских праздников. Это и "хинамацури" (праздник девочек), и "кодомо но хи" (праздник мальчиков), и церемонии по случаю достижения детьми трех, пяти и семи лет - "ситигосан". Именно в этот день на девочек надевают кимоно (часто впервые), пышно украшают волосы. Мальчиков наряжают в "мон-цуки:" - короткое верхнее кимоно с фамильным гербом и "хакама" - часть официального японского костюма в виде широких шаровар. Дети вместе с родителями идут в храм, где совершается праздничное богослужение с целью умилостивить богов.

Особых рецептов физического воспитания японских детей нет, просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, среди которых особо популярны салки, скакалки, эстафеты. Причем самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми. Обычным явлением в детских садах и школах являются ежедневные (в хорошую погоду) экскурсии, походы, "осанпо" (пешеходные прогулки по окрестностям) .

Особо тщательно разрабатывается также меню для детишек: пища очень разнообразна и обязательно включает в себя молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается даже витаминно- минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600- 700 калорий за один обед). Советы о "вкусной и здоровой пище" даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений. В частности, указывается, что в "обэнто" (коробочке с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром) должно быть 24 вида продуктов, рис не должен разваливаться, а быть липким.

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, т.е. зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя. Наряду с повышением природной сопротивляемости детского организма одним из основных и очень привлекательных элементов воспитания является приучение ребенка к телесной чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

В ходе реализации 3-й образовательной реформы, проводимой в стране с 1984 г., гораздо больше внимания уделяется личности, индивидуальности каждого ученика. Это ведет к определенной трансформации воспитательных традиций японского общества. Но это лишь частичные изменения, а не отказ от них.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

В 1995 г. на международной конференции в Токио было принято решение об организации Азиатской ассоциации сравнительной педагогики. В Японии только в 1980 г. было опубликовано свыше 360 книг и статен по этой тематике. Японцы с большим интересом и несомненной пользой для себя изучают степени, они учатся на чужих ошибках, стремясь максимально избегать своих .

ЛИТЕРАТУРА

1. Исидзака К. Образование в Японии / Из информационных материалов Посольства Японии. М„ 1991.

2. Исихара Ю. Чем меньше "почемучек", тем мрачнее будущее науки и техники // Япония сегодня. 1994. № 9.

3. Наган Тору. Японское образование и традиции. Токио, 1994.

4. Официальный сайт Министерства образования, культуры и спорта Японии (Момбусё):

5. Кодомо хакусё 2000 нэн бан Нихон кодомо о мамору кай ("Белая книга детства за 2000 г.").

6. Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в 21 веке: Пер. с яп. М., 2001.


Top