Идеалы красоты 21 века женщины. Красавец-мужчина: какой он

На каких женщин вы чаще всего обращаете внимание? Какие женщины вызывают ваше восхищение? Какая женщина достойна звания «эталон XXI века»?

Задумавшись над этими вопросами, вы наверняка вспомнили знакомую или подругу, которая подходит под описанные параметры. У неё нет силиконовой груди и накачанных губ, но она притягивает взгляды. Она никогда не торопится, но успевает хорошо выглядеть, работать и воспитывать детей. Она ни на что не жалуется, всегда даёт мудрые советы и от неё не хочется уходить. В чём секрет и особенности женщины — эталона XXI века? Как приблизится к современному идеалу и стать им?

Как отличить женщину — эталон XXI века?

Найти эталон женщины XXI века очень легко. Она идёт с ровной спиной, расслаблена, не отводит глаза при встрече и улыбается в ответ даже незнакомым людям. Она не навязывает себя и искренне интересуется другими.

Идеальная женщина нашего времени всегда хорошо выглядит. Она отличается натуральной, неподдельной красотой. Яркий макияж и чудеса медицины здесь ни при чём. Кропотливый ежедневный уход собой — вот залог успеха. Но главное — здоровье. Только здоровая женщина может быть по настоящему красивой.

Женщина-эталон не сидит на несбалансированных диетах. В XXI веке она делает выбор в пользу здорового питания и спорта. Это делает её стройной. Не худой, не модельной, а именно стройной. Стоить отметить, что изредка эта женщина может себе позволить что-то вредное. И сделает это с огромным удовольствием! Более того, она всегда так вкусно и аппетитно ест, что даже самый сытый человек рядом с ней потянется за ещё одним кусочком.

У идеальной женщины всегда блестящие и красиво уложенные волосы. Её макияж не вульгарен и подчёркивает натуральную красоту. У эталона XXI века безупречный маникюр и педикюр. Небритые ноги для неё табу. На её теле нет ни одного лишнего волоска. Её кожа чистая, нежная. От такой женщины-совершенства всегда приятно пахнет дорогими духами.

Идеальная женщина нашего времени не наденет вызывающий наряд. Она отдаст предпочтение закрытому платью ниже колен, которое подчеркнёт её фигуру. Это сделает её ещё сексуальнее и соблазнительнее, чем короткая юбка или открывающий живот топ. Эталон женщины XXI века предпочитает стиль моде. Она умеет одеваться так, чтобы подчеркнуть все свои достоинства и скрыть недостатки. Кажется, будто их вовсе нет.

Совершенная женщина всегда выглядит уверенной в себе, удовлетворённой жизнью и счастливой. Она хорошо воспитана, но не чопорна. Эта женщина с удовольствием выпьет пива с друзьями, но сделает это по-особенному красиво и женственно. За что бы ни взялась, она всё делает легко и без спешки.

Идеальная женщина XXI века очень много работает над собой. Она умеет эффективно планировать время, ставить цели и достигать результатов. Она непрерывно развивается и совершенствуется. Вместо телевизора после работы у неё другой отдых — самообразование.

И несмотря на плотный график, женщина-эталон успевает быть идеальной женой и мамой. Её дети воспитываются в огромном количестве любви и заботы. Ей хватает времени и терпения на то, чтобы воспитать в детях самостоятельность и любовь к окружающему миру.

Великая женщина современности не пытается соблазнить всех мужчин. Для неё главное каждый день соблазнять только одного мужчину — мужа. Поэтому она всегда следит за чистотой в доме. Её мужчина должен с самого утра мечтать о возвращении в уютный дом к любимой. Здесь всегда вкусная еда и найдётся угощение даже для самых требовательных гостей.

Стоит отметить, что идеальная женщина в XXI веке — прекрасная любовница. Суть не в знании методик особых восточных премудростей, хотя это для неё обычное дело. Женщина, которая достойна звания эталона, умеет наслаждаться сексом. Она не притворяется в постели, а действительно получает удовольствие. Ночь с такой женщиной незабываемая.

Идеальная женщина питает энергией своего мужчину, всегда рядом с ним и вдохновляет его на подвиги. При этом ей ничего не нужно взамен. Мужчина сам готов идти на новые свершения ради идеальной любимой.

Уверенность в себе, удовлетворённость и жизненная мудрость позволяют женщине-эталону оставаться самодостаточной и независимой. Она успешно ведёт бизнес, реализует собственные проекты и воплощает в жизнь самые удивительные вещи. Всё, что она задумала, получается. Её секрет успеха в том, что она никогда не сидит без дела. Окружающие подхватывают энтузиазм женщины-эталона и с удовольствием идут ей навстречу. К тому же она не боится просить помощи и умеет быть благодарной.

Как стать великой женщиной XXI века?

Великими женщинами не рождаются, ими становятся. Если вы хотите быть одной из них, приготовьтесь к большой работе над собой. Боятся трудностей не стоит! Такая работа принесёт вам массу удовольствия и пользы. Итак, с чего же начать?

Вспомните своё лучшее 8 Марта. Как вы выглядели? Что вы делали в этот день? Что вы чувствовали? Большинство женщин в этот весенний день очень близки к эталону. Они в хорошем настроении, шикарно выглядят и улыбаются. Новое платье по фигуре добавляет уверенности в себе и женственности.

Сделайте первый шаг на пути к идеалу. Устройте себе женский праздник 365 дней в году! Попробуйте просыпаться по утрам с ощущением праздника. Сделайте начало дня энергичным. Вам нужно успеть сделать все рутинные дела до начала рабочего дня и тогда вечер свободен. Его можно уделить своей семье, самообразованию, любимому делу, мечте. Не засиживайтесь допоздна. Вам нужно выспаться, ведь завтра снова «праздничный» день и нужно много успеть.

Всегда держите осанку и, глядя в глаза, улыбайтесь людям. Поначалу это будет казаться очень сложным заданием — ведь большинство людей идёт и смотрит в землю. Но великих женщин трудности не пугают. А вы же хотите быть одной из них?

Планируйте свой день с вечера. Потраченные десять минут на список дел помогут вам сэкономить драгоценное время следующего дня. Чтобы в доме всегда было чисто и уютно, тратьте 20 минут перед сном на уборку. И не забывайте про правило 1 минуты: всё, что можно сделать за минуту, нужно делать не откладывая.

Наладить отношения с мужем и вовсе просто. Простите ему все недостатки. Попробуйте понимать его. Когда любимый пришёл с работы, не стоит вываливать на него все проблемы и задавать глупые вопросы. Просто обнимите его и позовите ужинать. Сервируйте стол как на праздник. Всё лучшее в доме должно быть для него, а не гостей.

Расслабленный муж сам спросит, как дела у вас или детей и расскажет о своих проблемах. Главное — никогда не критикуйте его. Поддержите любое его начинание, даже если оно кажется абсурдным. Хвалите и благодарите его. Энергия, которую вы отдаёте любимому человеку, обязательно вернётся.

Найдите себе хобби. Прекрасно, если вашим любимым делом будет работа. Но намного лучше придумать занятие по душе, которое будет приносить дополнительный доход. .

Итог:

Сопоставьте эталон женщины XXI века с описанием великих женщин других эпох. Вы найдёте много общего. Во все века идеальная женщина была уверенной в себе, счастливой и удовлетворённой. Она получает удовольствие от всего что делает и ни о чём не жалеет. Она может легко сделать комплимент другой женщине и не стесняется восхищаться мужчинами. Она желанна и любима. Хотите стать такой же? Превратите завтрашний день в Восьмое марта! И однажды вас тоже назовут идеальной женщиной современности.

В XXI веке, веке повышенного комфорта, техники и информации, когда, казалось бы, не остается времени на тепло и романтику, люди продолжают создавать в своем воображении идеал, ища его подтверждение в окружающем мире. Брюнетка, блондинка, рыжая? Полная или худая? Высокая или миниатюрная? Как менялись идеалы на протяжении веков? Каковы они сегодня?

Рококо и ампир

В XVIII веке ценители красоты превозносили женский идеал, похожий на фарфоровую изящную куколку: тонкая талия, утянутая в тугой корсет при помощи китового уса, длинная белая шея, узкие хрупкие плечи, милая маленькая головка, бледная кожа, цвет которой достигался голоданием, питьем уксуса. Вся эта прозрачность и хрупкость подчеркивались кружевными платьями и весьма глубокими корсетами, в связи с чем "куколку" с трудом можно назвать целомудренной. Так закончилась эпоха рококо. Наступившая за ней эпоха ампира заманивала мужчин нимфами, имеющими греческое телосложение, широкий таз, бледную кожу и упругую грудь в узком корсете. В моду вошли высокие прически, в которые вплетали цветы, овощи, клетки с птицами, перья, известны случаи, когда в волосах заводились мыши, так как волосы хозяйки были усыпаны мукой.

Буржуазный век

В начале XIX века женский силуэт старательно прикрыли одеждой. Тонкая талия все также привлекала восторженные взгляды, поэтому активно использовался корсет. Идеалом считалась талия объемом 55 см. В 1820-е годы женщины пытаются приблизиться к фигуре "песочные часы" - плечи и бедра приблизительно на одном уровне и "осиная" талия. Загар считался в то время чем-то неприличным, совершенно не шедшим к даме высшего сословия, поэтому в моде была все та же фарфоровая бледность, что и в XVIII столетии, ради которой женщины пили уксус, садились на изнуряющие диеты, а подчас и делали клизмы, "для пущего блеска и сияния в глазах". Болезненный внешний вид дам XIX столетия граничил с внутренними душевными недугами, неуравновешенностью, граничащей с безумием. Несмотря на бледность и худобу, продолжает цениться пышная грудь, которую приподнимают при помощи тромпоза. За грудью тщательно ухаживали, стараясь омолодить и при помощи разнообразных народных средств увеличить в размере.

Век прогресса

XX век вихрем ворвался в размеренную жизнь людей. Война, новейшие изобретения, в корне перевернули с ног на голову и образ жизни, и идеалы женской красоты.

В начале века женщина наконец-то освободилась из тисков корсета, отныне восхищение вызывают невысокие пухлые дамы. В 20-е годы на авансцену выходит новый образ: женщина-"гарсон", имеющая худощавое телосложение, узкие бедра и маленькую плоскую грудь. В моду вошли короткие прически, а нежных блондинок теперь заменили жгучие брюнетки, с загорелой кожей. Да, бледность теперь свидетельствует о бедности, невозможности отдохнуть на курорте. В 30-40-е годы идеалом женственности становится фигура, подчеркивающая талию, грудь и бедра, однако по праву самой женственной и изящной считается стиль 50-х годов XX века: Кристиан Диор представил на подиуме прекрасных моделей с покатыми плечами, тонкой талией, снова утягиваемой в корсет, высокой грудью. Образ казался наблюдателям замечательно-воздушным и нежным. В 60-70-е годы идеал меняется кардинально: если прежде почитались образы взрослых женщин, то теперь бразды правления в законодательстве фигуры перешла к подростку Твигги: при росте 165 см, ее вес был 45 кг, следовательно, теперь на арене моды гордо шествовали молодые стройные девушки.

За последнее 100 лет много раз кардинально менялись не только музыка, мода на одежду или другие атрибуты жизни человека, но и идеалы красоты. В разные года прошлого столетия идеальные женщины выглядели совершенно по-разному. Вот как они менялись и почему сегодняшний идеал вернулся к образцу 1910 года.

1. 1910-е годы: Девушка Гибсона

Этот эталон женской красоты создан американским художником Чарльзом Гибсоном на рубеже XIX-XX веков. Её основные параметры: высокий рост, узкая талия, большая грудь и широкие бедра. Уложенная прическа и большие глаза придавали образу особый шарм. Форму фигуры по типу песочных часов достигали при помощи корсета.

2. 1920-е: Флэпперы

Флэпперы - название эмансипированных девушек 20-х годов прошлого века, которые стали символом поколения «ревущих двадцатых». Они с облегчением сняли корсеты и смогли вздохнуть полной грудью. Этот идеал женщины отличался особым ореолом юности и энергичности. Внешне они выглядели однотипно: короткие стрижки, худощавое сложение мальчишеского типа, платья до колена или чуть ниже прямой формы и заниженной линией талии.

allaboutourladies.ru

3. 1930-е: Женственные изгибы

Во время Великой депрессии женщины США снова вернулись к утонченной моде 1910-х, только уже без дорогого и неудобного корсета. Популярностью пользовались облегающие платья по фигуре, тип фигуры «песочные часы», а также волнистые, аккуратно уложенные волосы.

allaboutourladies.ru

4. 1940-е: Сильная женщина

Пока мужчины были заняты на Второй мировой войне, женщинам пришлось полностью изменить стиль жизни и отправиться работать на заводы. Они уже получили избирательное право и могли работать на любой работе. Исторические события повлияли и на образ идеала женщины: теперь это была сильная самостоятельная женщина с подтянутой фигурой, которая могла с выполнить любую необходимую работу. На этой фотографии Бетти Грейбл – типичная представительница идеальной фигуры того времени.

allaboutourladies.ru

5. 1950-е: Песочные часы

С возвращением мужчин с войны потребность в сильных женщинах отпала и в моду снова вернулись женственные формы «песочных часов». Именно такой тип фигуры был идеалом того времени. Худышки даже пили таблетки, чтобы хоть немного приблизиться к заветным формам. Снова в моду вошли платья по фигуре, которые подчеркивали грудь и облегали бедра. Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор – основные эталоны идеалов 50-х.

allaboutourladies.ru

6. 1960-е: «Тростинка»

Моду на кардинально новую женщину как нельзя лучше отражает лицо поколения – английская модель Лесли Хорнби («тростинка» Твигги). На смену красоткам с женственными изгибами пришли худые андрогинные девушки с маленькой грудью. Образ создавался при помощи коротких ровных платьев и юбок в сочетании с короткой стрижкой и подчеркнутыми глазами. Мода на такую болезненную худобу накрыла весь мир. Многие девушки с женственными формами оказались за гранью моды, из-за чего пытались похудеть с помощью диет или таблеток.

allaboutourladies.ru

7. 1970-е: «Королева диско»

Худоба все еще была в моде, но теперь у девушек еще и должно было быть спортивное телосложение. Ради этого миллионы девушек начали заниматься танцами, аэробикой и катанием на роликовых коньках. В моде были комбинезоны, брюки клеш и волосы с мелированием. Это изображение Фарры Фосетт стало главным отражением эталона 1970-х годов.

allaboutourladies.ru

8. 1980-е: Спортивная и длинноногая

В 80-х годы особую популярность приобретает фитнес и здоровый образ жизни. Открываются сотни тренажёрных залов и фитнес-центров. Идеалом становится подтянутая девушка с длинными ногами. Воплощением идеальной женщины того времени стала актриса и модель Джейн Фонда. Именно в это время подиум начали покорять Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд.

allaboutourladies.ru

9. 1990-е: Девушка в стиле «героиновый шик»

«Героиновый шик» – направление в моде на внешность, в котором преобладали бледная кожа, тёмные кругами под глазами и худое телосложение. В то время тематика героина и употребления наркотиков стала популярной в массовой культуре. Модель Кейт Мосс считается одной и основоположниц этого направления.

allaboutourladies.ru

10. 2000-е: Спортивная и подтянутая

Снова вернулось в моду увлечение спортом. Ценятся подтянутые девушки спортивного телосложения. Особое внимание уделяется прессу живота. Певица Бритни Спирс на своих выступлениях демонстрирует типичную подтянутую фигуру, с легкими кубиками на животе и пирсингом пупка.

allaboutourladies.ru

11. 2010-е: Возвращение девушки Гибсона с пышными формами

Сегодня в моду вернулся образ, созданный Гибсоном в начале века. Отказавшись от корсетов, экстремальные изгибы тела по типу песочных часов теперь получают при помощи пластических хирургов. Яркий пример – Ким Кардашян.

Некоторые люди называют красивым то, что соответствует всем правилам и канонам, так называемая "правильная" красота. Такое отношения к красоте берет начало в античности и средневековье. Для таких людей главным параметром красоты является правильность черт, симметричность и гармоничность - технэ. Именно в классической культуре скульпторы и художники обходили острые углы несовершенства человека (асимметрия ушей, разная длина рук, полнота и т.д.) и создавали их идеально правильными - красивыми. Также, они не позволяли себе изображать людей обнаженными - чаще всего они изображали их в одеждах. Ценителям такой красоты вряд ли понравилось бы искусство модерна, постмодерна и авангардизма, т.к. эти искусства полностью переворачивают классическое понимание красоты: деформацией и искаженностью форм, асимметрией и перегруженностью. .

Есть и те, кто, напротив, считают, что красота и совершенство не синонимичны. Красота - естественность, простота и здоровье (если речь идет о человеке). Такое отношение к красоте появилось в эпоху Возрождения. Когда скульптуры и картины стали изображать людей такими, какие они есть. Тело, со всеми изъянами и несовершенствами, такое, какое оно есть, предстало публике. Люди восхищались произведениями искусства потому, что видели, насколько эти произведения приближены к реальности, к их реальному облику. .

По моему мнению, существует еще один тип людей, который под словом "красота" понимает оригинальность, непохоженность на всё остальное, окружающее нас пространство. Красивым они называют то, что выделяется из серой массы: что-то, что воздействует на сознание и людей и вызывает в них противоречивые и сильные чувства. Такое понятие красоты, как я считаю, нашло отражения во современном искусстве, где красоте противопоставляется не уродство, а обыденность.

Вообще, искусство очень сложно делить на красивое и некрасивое. Ведь искусство, априори, быть некрасивым не может, долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. И, если раньше искусство и красота были синонимичны, то на сегодняшний день эти понятия нельзя поставить в один ряд.

Это происходит потому, что искусство, становясь классикой, не может быть подвержено критике. Произведение искусства, которое несколько сотен лет подвергалось исследованиям, обсуждениям и, признанное в какой-либо период истории искусством уже не может потерять этого статуса. За ним закрепляется этот статус, который не может быть у него отобран. То есть, несмотря на то, нравится ли нам статуя, стоящая в Лувре, или не нравится, мы можем назвать её некрасивой, но не можем назвать не искусством. В этом плане, искусство и красота потеряли своё родство.

Авангардное "Ничто", наделяемое религиозно-мистическим смыслом, проявляется и в таком направлении как кубизм, наглядно отображающем распад прежнего мира. Разложение предметов на элементарные геометрические формы приводит к исчезновению привычной нам материальности, но из образовавшейся пустоты появляется самые неожиданные формы, вещи, ассоциации: "Ничто" порождает "Нечто". По словам Н. Бердяева, "Пикассо... как ясновидящий, смотрит через все покровы, одежды, напластования и там, в глубине материального мира, видит свои складные чудовища. Это демонические гримасы скованных духов природы. Еще дальше пойти вглубь, и не будет уже никакой материальности - там будет уже внутренний строй природы, иерархия духов". Подобным образом С. Булгаков говорит о мистичности и духовности творчества Пикассо: "Это есть, если не религиозная, то, во всяком случае, мистериальная живопись, нечто иконографическое, хотя в совершенно особенном смысле... все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера, из них струится мистическая сила... Это - духовность, но духовность вампира или демона: страсти, даже и самые низменные, взяты здесь в чисто духовной, бесплотной сущности, совлеченные телесности. Здесь проявлен особый, нечеловеческий способ восприятия плоти, дурной спиритуализм, презирающий и ненавидящий плоть, ее разлагающий, но в то же время вдохновляющий художника, который, по иронии вещей, говорит только в образах плоти и через плоть"

Искусство авангарда различными способами погружает во тьму бессознательного, тем самым уничтожая свои же идеалы творческой личности (подобно тому, как теософия, начиная с возвеличивания человека, в конце концов подчиняет его безличным и неотвратимым космическим законам). Человек воспринимается лишь как материал, из которого можно лепить что угодно, а стремление к "светлому будущему" позволяет уничтожать миллионы людей ради упорядочивания вселенского хаоса (что в полной мере проявилось в ХХ веке, уже не только в искусстве). .

С авангардом и символизмом тесно связано направление т.н. "русского космизма", представленное именами Н. Рериха, В. Чекрыгина, В. Гурьева, Е. Филатова, группой "Амаравелла" (П. Фатеев, Б. Смирнов-Русецкий и др.). Духовные и религиозные искания проявились в космизме в наивысшей степени. Развитые мыслителями-космистами (от Н. Федорова до семьи Рерихов) концепции мира и человека наполнили сферу художественного творчества новыми (хорошо забытыми старыми) идеями, оказали воздействие на религиозные и эстетические поиски первой половины ХХ в. Многие произведения искусства русского космизма были прямо или косвенно инспирированы как современными им научными открытиями, так и новой религиозностью "первой волны" (теософской традиции).

Послевоенный модернизм, сменивший собой авангард первой половины ХХ в., в творческом плане был гораздо слабее своего предшественника. Как правило, модернизм широко пользовался авангардными находками, но принципиально нового (по крайней мере, в изобразительном искусстве) практически ничего не создал. Говорить о каких-то интенсивных духовных поисках в модернизме, на наш взгляд, также не приходится. Тем не менее, этот этап также весьма важен как переход от авангарда к постмодернизму. "Модернизм на путях поп-арта, концептуализма, минимализма практически полностью отказался и от традиционных видов искусства, и от традиционных материалов искусства и способов творчества, и от классического понимания искусства, от его художественно-эстетической сущности.

Его мастера переключились на создание неких пространственных (часто подвижных) объектов и вершащихся во времени абсурдных театрализованных акций (хэппенингов, перфомансов - начали уже поп-артисты), не поддающихся какому-либо рациональному осмыслению, рассчитанных на некое внесознательное воздействие на психику реципиента, но не претендующих на возбуждение эстетического удовольствия, на возведение субъекта восприятия культуры куда-то далее созерцаемого объекта". .

Постмодернизм же, по словам В.В. Бычкова, "это новый этап художественно-эстетической деятельности, некое глобальное интеллектуально-художественное поле событий, когда в пространстве пост-культурного (или межкультурного, т.е. переходного) вакуума реализуется ситуация принципиально игровой, ироничной ностальгии по всей ушедшей культуре, включая и авангард с модернизмом, как последние и наиболее близкие этапы... Постмодернизм - это, прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как абсолютной бескорыстной игры, т.е. чисто и исключительно эстетический (а иногда даже и эстетский) подход ко всему и вся в цивилизованно-культурных полях…"

После такой характеристики, казалось бы, можно предположить, что в постмодернизме полностью исчерпались религиозные поиски авангарда. Однако это не совсем так. Действительно, постмодернистская религиозность - поверхностная и игровая - на первый взгляд проигрывает при сравнении с духовными устремлениями авангарда. Но ее влияние на миллионные человеческие массы гораздо более сильное. Гибель старой культуры (нашедшая свое отражение в постмодернистской иронии), распад традиционной религиозности означают всего лишь, что появляется новая культура (пост-, согласно В. Бычкову, или прото-, согласно М. Эпштейну) и соответствующие ей новая религиозность и новое искусство. Причем это искусство весьма непохоже на искусство предыдущих эпох: оно относится не к внешним объектам - произведениям искусства, но ко всей окружающей среде, а также к внутреннему миру человека.

Марквард произнес приговор эстетике. Не пощадил он и тех, кто занимается этой наукой. Раз нет прекрасного искусства, бессмысленными становятся и рассуждения о нем. «После конца эстетики и высшего назначения искусства… это занятие следует рассматривать как сомнительное». Этим было сказано все: искусства нет, эстетики нет, нечего о них толковать, пора расходиться по домам. Достигнутый «результат» быстро перекочевал в справочники. В то время (начало 70-х годов) было начато издание многотомной энциклопедии «Исторический словарь философии». Статья «Эстетика» фактически заканчивала рассмотрение проблемы на Гегеле и содержала утверждение, что современное искусство более «не выполняет эстетическую функцию». .

Но люди, не ведающие о вердикте ученых мужей, продолжали читать художественную литературу (а писатели - писать ее), ходить в театры и музеи, радоваться красоте окружающего мира. В их числе были, не сомневаюсь, и профессора эстетики (собственными их руками уничтоженной). Продолжали они, видимо, рассуждать о своей (не существующей более) науке и - это уж точно - ездить на международные эстетические конгрессы, которые порой проводились в весьма привлекательных курортных местах. Ситуация парадоксальная и тупиковая.

Из тупика путь один - назад. Уже зимой 1972 года во Фрайбургском университете была прочитана серия докладов на тему, жива ли еще эстетика. Из этих докладов возник сборник «Эстетика сегодня», составитель которого А. Гианарас в статье «Оправдание эстетики путем подозрений» констатировал: «Наука о прекрасном сегодня невозможна, потому что место прекрасного заняли новые ценности, которые Валери назвал шок-ценностями - новизна, интенсивность, необычность». По Гианарасу, следовательно, эстетика возможна, но без категории прекрасного. Таким, мы помним, был первоначальный вариант истребления прекрасного, предложенный Фидлером. полное разрушение эстетики не удалось - вспомнили и о такой возможности. .

Отзвуки разрушения прекрасного можно было найти в 70-е годы и в работах некоторых марксистских авторов: «…прекрасное как исследовательская категория в современной эстетике не имеет и не может иметь значения… Кризис в развитии теории прекрасного и свержение его с пьедестала именно в теоретической области заключается не только в модернизации языка, как думают некоторые. Вопрос здесь не только вербальный. Благодаря обогащению языка особый вид эстетической ценности, который на протяжении веков назывался «прекрасным» … обособляется от связанных с ним внеэстетических ценностей - добра и истины».

Трудно судить о мотивах, побудивших бохумского профессора В. Эльмюллера срочно собрать своих коллег для выяснения вопроса, что осталось от эстетики, существуют ли еще ее остатки и что делать с ними - доламывать до конца или начать работу по сбору их и реставрации. Возникла исследовательская группа «Философия и искусство». Открывая первый сборник, выпущенный этой группой, Эльмюллер исходил из факта «конца философской дисциплины - эстетики». Другие выражались осторожнее.

Профессор Коппе - участник сборников, изданных комиссией, настроенной к эстетике более благожелательно, выпустил в 1983 году книгу «Основные понятия эстетики», один из разделов которой называется «Остаточные критерии эстетического». Самый «респектабельный» из остатков эстетического - «инновация», обнаружение новых восприятий, новых смысловых горизонтов. К этому добавляется «неопределенность или многозначность», а также «фикциональность», вымысел, т.е. те же самые шок-ценности, о которых, ссылаясь на Валери, писал Гианарас. Ну а как быть с красотой? «Прекрасное не равнозначно эстетическому, если вспомнить, что эстетическое содержит элементы безобразного, которые не уменьшают, а иногда и повышают эстетическую прелесть».

Коппе различает «традиционную» и «современную» красоту. Раньше красота была целостным восприятием «здорового» мира; теперь, когда стало ясно, что мир «болен», целостное отношение к нему - фальшивка; красота возможна поэтому только как разоблачение, как «демифологизация надежды». А затем у Коппе в конце книги (в сноске) появляется ценнейшее признание: «В кардинальном пункте совпадают оба определения: эстетического и красоты (хотя они и позволяют различать внутри искусства крайние противоположности). Поэтому вопрос о понятии прекрасного и сегодня - в свете опровержения красоты современным искусством - остается центральным вопросом эстетики». Центральный вопрос - и в сноску! Окончательный приговор вынес все тот же «Исторический словарь философии» в 1992 году в статье «Прекрасное»: «В XX веке понятие прекрасного утратило свое значение как для произведений искусства, так и для теории искусства». .

В России никогда не проводились исследования женской красоты.

Аспирантка Южного федерального университета Дарья Погонцева под руководством доктора психологических наук, профессора Веры Лабунской впервые провела исследование сущности женской красоты и защитила на эту тему диссертацию.

Участникам исследования было предложено ответить на вопрос: есть ли у них идеал красивой женщины и кто она: родственница, известная актриса или певица, либо это собирательный образ?

Как оказалось, для большинства опрошенных красота имеет конкретный визуальный образ реальных людей - знакомых женщин или известных певиц, актрис. Около 30 процентов указали на собирательный образ красивой женщины, который также создан под влиянием образцов, тиражируемых ТВ. Чаще остальных звучали имена Одри Хепберн, Мэрилин Монро, Анджелины Джоли.

Удивительно, но в ответах молодых участников опроса звучали имена только западных красавиц, образ же красивой русской женщины могли припомнить только люди более старшего поколения, называвшие имена Валентины Толкуновой, Ирины Алферовой.

На первом этапе исследования, когда требовалось дать описание настоящей красоты, приняли участие 464 человека: 232 женщины и 232 мужчины. Единодушны они оказались, описав красавицу стройной (так указали 28 процентов опрошенных), с длинными волосами (25 процентов) и большими глазами (10 процентов). Женская половина при этом отметила такие важные факторы как внешняя опрятность и ухоженность, аккуратность. Мужчины об этих параметрах и не упомянули, придав больше значения цвету волос и глаз. Когда исследовательница проанализировала фотографии известных людей, названных в качестве идеала красоты, то сложилась такая картина: это брюнетка с большими, яркими, выразительными глазами, средней комплекции и с пропорциональной фигурой. За брюнетку проголосовало большее число людей, нежели за блондинку.

Как оказалось, бесстрастных холодных красавиц не любят. Улыбка и доброжелательность объединяют "внешнюю" и "внутреннюю" красоту, и женщина, светящаяся радостью, красивее, чем надменная королева.

В итоге получился портрет женщины среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм, с пропорциональной фигурой, стройной. Чаще всего привлекательной женщине приписывают зеленые или карие глаза, реже серые и голубые. Кроме того, завораживают людей пушистые и густые ресницы, густые здоровые волосы, чувственные губы, ухоженные руки и ногти, гладкая чистая кожа. Забавно, но реже всего упоминался рыжий цвет волос как соответствующий красивой женщине.

Так же редко как атрибут красоты упоминались миниатюрность, короткие волосы, отсутствие макияжа, а также классические пропорции 90-60-90. В последнее время наблюдаются изменения в представлениях о красивой фигуре - это не анорексичная худоба, свойственная большинству манекенщиц, а нормальная, "здоровая" женская фигура. Многие, создавая образ обольстительной красавицы, представляют вовсе не Мону Лизу и не Софи Лорен, а свою любимую женщину, подругу, мать. И описывают красивую женщину среднего роста, "не худой и не полной", с широкими бедрами, с румянцем на щеках, с короткими, а не длинными волосами.

А вот при описании характера красивой почти все уверены, что без внутренней красоты внешняя не играет значительной роли. .

На первом месте для красивой женщины оказались обязательными такие качества как доброта, ум и умение понимать, а также отзывчивость, нежность и чувство юмора. Женщины чаще указывали на такие характеристики, как мудрость и уверенность в себе. Мужчинам больше хочется, чтобы красавица была общительной, ласковой и нежной.

Подвергается сомнению и расхожий штамп о том, что красивой женщине не нужно быть умной. Вот сколько требований предъявляется претендентке на звание прекраснейшей: умная, вежливая, неглупая, гармоничная, харизматичная, любящая, целеустремленная, воспитанная, интересная в общении, обаятельная. Причем ум здесь это не то многознание, которое просчитывается баллами IQ и подтверждается знанием цитат из классики, а особое умение прекрасно держаться в любой компании и, что называется, не выглядеть дурой, но и не затыкая при этом мужчину за пояс.

Большинство участников исследования - 75 процентов - считают, что у красивой женщины обязательно должно быть высшее или незаконченное высшее образование.

С целью изучить представления о взаимоотношениях с мужем или любимым человеком респондентам были заданы два закрытых вопроса. Один рассматривал ситуацию с позиции красивой женщины: изменяет ли она любимому мужчине? Второй вопрос с позиции партнера - верен ли он красивой женщине. По мнению большинства участников исследования, выяснилось, что красота женщины не влияет на верность, как со стороны красивой женщины, так и со стороны ее партнера.

Чем более одарила красавицу природа, тем более она переживает из-за внешности, считают

64 процента респондентов. Привлекательным чаще завидуют окружающие (81 процент), у них много как друзей (68 процентов), так и врагов (57 процентов).

Легко ли красавице сохранять свою привлекательность? Нелегко, уверены наши респонденты. Красивая женщина "иногда устраивает разгрузочные дни", в чем убеждены более 60 процентов опрошенных, от 20 до 30 процентов людей уверены, что она "время от времени придерживается диеты" и "не думает о диетах", шесть - восемь процентов считают, что красивая женщина "соблюдает диету постоянно".

Анализ мнений респондентов о значимости пластической хирургии для женской привлекательности поставил под сомнение утверждение, что "красивые женщины часто прибегают к пластической хирургии". Ведь красивой женщине, по мнению большинства, делать пластические операции не нужно.

А правда ли, что красивые женщины более счастливые? Большинство участников исследования - 71 процент респондентов - считают красивую женщину более счастливой по сравнению с другими женщинами. Однако в итоге соглашаются с тем, что уровень ее счастья на оценку красоты не влияет.


Top