Муромские чудотворцы петр и феврония. Святые Пётр и Феврония Муромские (житие, изображения, памятники)

Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в. Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю.

Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!" Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Феврония. Художник - Ольга из Орла (liveinternet.ru/users/3067793)

Девушка передала через княжеского слугу мазь, которой Пётр должен был помазать всё тело, только один струп оставить нетронутым. Князь так и сделал и исцелился, но не стал брать Февронию, которую он даже не видел, в жены, из-за её низкого происхождения. Пётр послал Февронии богатые дары, которые она не приняла.


Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары, которые она не принимает. Фрагмент иконы 17 века


Вскоре тело князя опять покрылось струпьями и он вернулся к Февронии. Она по-прежнему попросила, чтобы после исцеления князь взял её в жены. Выздоровев от мази, приготовленной Февронией, князь взял девушку в жены.

Пётр и Феврония. Художник - Ольга из Орла (liveinternet.ru/users/3067793)

Вскоре старший брат Петра умер и Пётр стал княжить в Муроме. Бояре были недовольны, что над их женами властвует дочь древолаза. Они донесли князю, что Феврония, как беднячка, собирает крошки со стола. Пётр же знал, что хлебные крошки в руке Февронии превращаются в ладан и фимиам. Бояре не могли успокоиться и потребовали, чтобы Феврония уехала из города. Феврония согласилась уехать лишь с мужем. Тогда Пётр и Феврония сели в корабли и поплыли по Оке. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот посмотрел на Февронию с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
После отъезда князя в Муроме началась борьба за власть и много человек погибло. Жители города стали просить Петра и Февронию вернуться на княжение. Князь с княгиней вернулись в Муром.

Когда Пётр и Ферония почувствовали приближение смерти, то приняли монашество и молили Бога о том, чтобы умереть в один день. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. Назван был в иноческом чину князь Петр Давидом, а Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.


Феврония вышивала покров на церковные сосуды со Святыми Дарами. Когда Пётр почувствовал, что скоро умрет, он попросил передать Февронии: "О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она попросила его подождать, пока она дошьет покров. Второй раз Пётр послал к ней и снова она попросила его подождать. В третий раз послал к ней Пётр. Тогда Феврония, не окончив работу, попросила передать Петру, что умирает вместе с ним. Пётр и Феврония умерли 25 июня (8 июля по новому стилю, в этот день чтится память Петра и Февронии и отмечается День семьи, любви и верности).




После смерти их не стали хоронить в одном гробе, т.к. они были иноки. Их положили в разных гробах. Общий гроб, который перед смертью приказали сделать Пётр и Феврония, остался пустым. Но на другой день утром люди увидели, что тела Петра и Февронии чудесным образом лежат в общем гробе, а отдельные гробы пусты. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу. Тогда люди поняли: Богу угодно, чтобы Пётр и Феврония не разлучались и после смерти.


Из западноевропейских легенд о великой любви частично перекликается с историей о Петре и Февронии история . Феврония исцелила Петра, а Изольда исцелила Тристана. В обеих историях возлюбленные умерли в один день и не разлучились даже после смерти: Тристан и Изольда были похоронены недалеко друг от друга, из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Если тела Петра и Февронии трижды безуспешно пытались положить в разные могилы, то и куст между могилами Тристана и Изольды трижды срубали, однако он каждый раз вырастал вновь.


Top