Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе. Тема: «В гостях у Лесовичка

Тема: В гостях у бабушки в деревне

Цель : прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

Ход занятия

В гости к детям прилетает Карлсон.

Ребята, я прилетел к вам, чтобы рассказать, что я видел. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил на своей крыше, думал, что я сверху все уже увидел, все уже узнал. Вдруг приходит ко мне телеграмма от бабушки:

Дорогой внучек Карлсон! Приезжай ко мне погостить в деревню Лопушки. Целую. Жду. Твоя бабушка.

Фу, - подумал я. - В деревне скучно. То ли дело в городе: людей много, машин много, дома огромные, крыши высокие. Но чтобы не обидеть свою любимую бабушку, решил все же съездить и проведать ее.

Карлсон, ну скорее расскажи нашим ребятам, какие чудеса ты увидел в деревне.

Я увидел там такое!.. Такое красивое, что в городе никогда не видел!

Что же ты, Карлсон, видел, от чего пришел в такой восторг?

Я увидел там дремучие леса, зеленые луга, бескрайние поля. Я видел там много цветов и разных трав, я потрогал их руками, понюхал. Я видел там так много бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков, мотыльков, гусеничек, что не смог их всех сосчитать. Весь день я не верил глазам своим, что такие чудеса есть на белом свете. Бегал по лугам, лесам, около речки, усталый пришел домой к бабушке, попил молока с кренделями и уснул. Я так крепко спал на свежем воздухе! Хотите, расскажу вам, что было утром?

Конечно, хотим.

Проснулся я рано утром и увидел, как красное солнышко выплыло из-за пригорка на небо и стало рассыпать свои золотые лучи на землю. Все очень обрадовались солнышку. Выпорхнул из гнезда маленький воробей и весело зачирикал, петух захлопал крыльями и закричал: «Ку-ка-ре-ку!» Куры проснулись и закудахтали, стали разгребать лапками землю, искать червячков. Я видел, как из улья вылетели пчелы, они дружно зажужжали и полетели собирать мед с душистых цветов. Маленькая синичка, словно пушистый шарик, запела свою песенку: «Тинь-тинь-тинь!» Ласточка заботливо таскала насекомых своим птенчикам. В хлеву громко замычала корова, она звала свою хозяйку, чтобы она подоил корову и напоила всех парным молоком. Возле дома моей бабушки растет огромная стройная белоствольная береза, которая лечит детей и взрослых своими листьями, корой, почками. А у кого заболит голова, подходят, прижимаются к стволу, и боль вскоре утихает. Деревня моей бабушки раскинулась по берегу реки, за деревней - большой лес. Так повелось с давних времен, что деревни строились около речки и леса. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, лес и река кормят человека. «Возле леса жить - голодному не быть». Чем питает лес и река? (Рыба, раки, утки, гуси, зайцы, перепелки, ягоды, грибы, орехи и т. д.)

Лес не только питает, но и лечит человека. Пошли мы с бабушкой в лес за лекарственными травами. Бабушка меня учила, какая травка от какой болезни. Отгадайте, какие лекарственные травы мы насобирали в лесу? (Ландыш, зверобой, подорожник, душица, тысячелистник, листья земляники, листья малины, мать-и-мачеха и т.д.)

Ребята, я думал, что лучше и удобнее многоэтажных домов нет. Но когда я увидел дома в деревне, понял, что уютнее, теплее и красивее деревенских домов нет. Я узнал, что раньше в деревне строили маленькие хижины, крыши у них были покрыты соломой. А сейчас строят деревянные дома, красивые, резные, просторные. Радуют глаз деревенские дома. Много домов строят из кирпича, крыши кроют черепицей, шифером, железом. Талантливые руки русских мастеров украшают свои дома: у кого крылечко расписное, у кого столбы резные, у кого труба с узором, у кого забор раскрашен. Мне бабушка рассказывала, что давным-давно в большой комнате избы была печь.

Ребята, кто видел у бабушки в деревне печь? Для чего нужна печь? (Печь обогревает избу, в печи готовят пищу, пекут пироги и душистый хлеб, на теплой печи спят зимой, около печи сушат ягоды, грибы и т.д.)

Ребята, русский народ так любит печь, что недаром наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах. Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки. (В сказке «Гуси-лебеди» братец и сестрица прячутся в печи, в сказке «По щучьему велению» Емеля едет на печи к царю и т.д.)

Ребята, отгадайте, какие постройки находятся рядом с бабушкиным домом во дворе. (Баня, сарай, курятник, хлев и т.д.)

У моей бабушки на деревенском дворе живут разные домашние птицы и животные. Отгадайте, кто живет у бабушки. (Корова, лошадь, свинья, коза, курица, петух, индюк, гуси, утки, кролики и т.д.)

Моя бабушка их очень любит, но каждого за свое. Хотите, расскажу? Корову - за молоко, лошадь за то, что грузы перевозит, козу - за теплую пушистую шерсть, курицу - за яйца, гусей - за мягкий пух для подушек и т.д. Но чтобы все это иметь, надо потрудиться. В бабушкиной деревне Лопушки все жители трудолюбивые, бережливые. Они выращивают на матушке-земле хлеб: рожь, пшеницу, а еще овес, просо, гречиху. Мужчины работают комбайнерами, трактористами, шоферами. «Что в поле ни родится - все в доме пригодится», - так говорят в деревне. Женщины ухаживают за животными и птицей, работают доярками и птичницами. А сколько в бабушкиной деревне людей с золотыми руками! И корзинки плетут, и игрушки лепят, и посуду из дерева делают, и кружева плетут, и варежки с носками вяжут, и скатерти вышивают и т.д. Весь день кипит работа в деревне. Плотники строгают, каменщики дома строят, маляры красят школу, пастухи пасут коров, агрономы сады выращивают, строители прокладывают дороги, газовщики проводят газ в каждый дом. Надо успеть урожай собрать, отвезти на консервные, сахарные заводы на переработку. Мясо, молоко, масло, сметану, яйца на рынок отвезти на продажу. Но не тужат люди, труда не боятся, работают на славу. «Сделал дело - гуляй смело». После трудового дня можно и отдохнуть. Вечером к нам с бабушкой во двор собрались соседи. На большой стол мы поставили самовар и пили чай с пирогами, медом, вареньем. А потом пели песни «Русское поле», «Коробейники», «Ой, мороз, мороз» и, конечно же, веселые частушки. Был теплый вечер, солнце закатилось за темный лес, появилась полная луна, замерцали тысячи звезд на небе. Моя бабушка обняла меня и запела колыбельную песню:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Приди, котик, ночевать,

Карлсончика качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ребята, правда хорошо у моей бабушки в деревне? (ответы детей)

Кто хочет рассказать про свою бабушку? Как вы отдыхали в деревне? Что видели? Чем занимались? Как помогали взрослым? В какие игры играли?

Дети рассказывают о природе, о домашних животных, о том, как помогали кормить их, поливали огород, рвали траву кроликам, носили дрова, катались на велосипеде, плавали на лодке, купались в реке, ходили за грибами и т. д.

Тема : Эти мудрые русские сказки!

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Ход занятия

Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)

Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)

Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)

А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила, (ответы детей)

В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса, (ответы детей)

Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)

Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)

А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)

У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...

Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)

А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)

Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)

Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)

Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?

Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба- яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол») Вот какая разная Баба-яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу- ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)

Дети ее дразнят:

Баба-яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает.)

Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)

Конспект НОД в старшей группе. Познание. Окружающий мир.

Воспитатель: Байбара Е.Н.

Тема: «Что нам осень подарила»

Цели: углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; воспитывать трудолюбие; развивать правильное звукопроизношение; обогатить речь детей новыми словами;

Ход занятия:

1.Вводная беседа.

Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода.

- Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа?

(ответы детей).

А что так украсило природу?

(Дети отвечают, что это осень).

А какая осень?

(золотая, желтая, разноцветная).

Кто из вас сможет объяснить пословицу: «В сентябре прохладно, да сытно».

(дети дают объяснения).

Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?

(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды).

- Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала).

А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют?

(Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй осень» Е. Благининой.

Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла.

(Заучивания стихотворения наизусть)

Ребята, что растет на огороде?

Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом?

(Дети должны озвучить, что это овощи).

Как называются яблоки, груши, сливы одним словом?

(дети дают ответ, что это фрукты).

Какие орудия труда огородника вы знаете?

(Ответы детей)

Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

(Ответы детей)

2.Отгадывание загадок.

Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Посреди двора – золотая голова (подсолнух)

Сам никого не обижает

А кто раздевает, тот слезы проливает (лук)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …(картошка)

Жёлтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят.(репа )

Само с кулачёк,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.(яблоко )

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (арбузы)

На ней сто одёжек

И все без застёжек. (капуста)

3.Дидактические игры: «Картошка», «Кто быстрее».

Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем.

Игра « Картошка».

(Дети собирают картошку и считают, сколько собрали ).

Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть.

Игра»Кто быстрее».

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игоровое правило: собирать овощи и фрукты, только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все предметы в корзину и при этом не ошибётся.

Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку.

Круглое, румяное с дерева достану я

На тарелку положу

« Кушай, мамочка»- скажу (яблоко)

Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы:

Какое яблоко на вкус (сладкое,кислое)?

Какое яблоко на ощупь (твердое, мягкое)?

Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)?

Давайте поблагодарим за угощение Пугало.
4. Подвижная игра «Осень просим».

Дети начинают медленно ходить по кругу и петь:

Здравствуй, осень! Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, просим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!- отвечает Осень.

Значит, будут пирожки!- кричат хором дети в ответ.

Принесла вам гречки! – говорит Осень.

Каша будет в печке! – радуются дети.

Принесла вам овощей!- говорит Осень

И для каши и для щей!- кричат хором дети в ответ.

Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

Мы их впрок насушим! – отвечают дети.

А уж яблоки, что мёд! – говорит Осень.

На варенье, на компот! – радуются дети.

Принесла и мёду!- говорит Осень.

Полную колоду! – удивляются дети.

После этого опять кружимся и поём:

Ты яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

Не хотим, не надо! – дети хором кричат и разбегаются врассыпную.

Но дождик тут как тут: он бегает за детьми, звонко приговаривая:

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого- нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень выбираем новую.

5. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЛОТАЯ ОСЕНЬ (занятие во второй младшей группе)

Цель : Развивать речь детей по средствам фольклора.

Задачи :

1.Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

3.Формировать звуковую культуру речи по средствам фольклора.

Оборудование : рули основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), игрушка Белка, корзина с муляжами (грибы, шишки, орехи, ягоды), разноцветный зонт.

Ход занятия :

Организационный момент . Дети стоят в кругу (можно врассыпную).

«Давайте вместе с нами»

Давайте вместе с нами / Дети в кругу идут по кругу

Потопаем ногами, / Топают ногами

Похлопаем в ладоши, / Хлопают в ладоши

Сегодня день хороший. / Поднимают руки вверх, отпускают в стороны

Основная часть

Воспитатель : Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте ребята, поедем на машинах в осенний лес. (Используем песню «Машина» Ю.Слонова сборник «Музыка в раннем детстве») Детям раздаем рули.

На машине покачу,

Всех сегодня прокачу:

Оленьку, Сережу

И Мишутку тоже.

Би – би - би, би – би – би… Л.Башмаков

Воспитатель : Приехали в лес. Автомобили оставили у дороги. Ребята, смотрите, на веточке сидит белка (показывает игрушку).

Сказка лесная

Белка живая

Скачет по соснам,

Хвост развивая.

Деток с собою

Зовет на прогулку.

Вместе попрыгать

С ветки – на ветку!

З.Александрова

Воспитатель : Дети, попрыгаем как белочки. (Дети прыгают на двух ногах по залу врассыпную). Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.

Листопад, листопад.

Белка прячет в листья клад:

Желуди, грибочки

Для сынка и дочки.

Е.Михайленко

Воспитатель : У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров. Вот орешек, вот ягодка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.

Пальчиковая гимнастика : Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодку снимаю.

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Легким будет к дому путь!

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Слышен шум дождя (кассета «Из чего родилась музыка»).

Воспитатель : Ой, дети, дождь начинается. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть спрячемся под зонтом (раскрывает зонт).

Дождь идет, и мы идем

Под малиновым зонтом.

По зонту стучат дождинки,

Но сухие наши спинки. В.Степанов

Под зонтиком мы дошли до наших машин. Поедем домой. До свиданья осенний лес! Ребята, а лес нас угостил своими дарами – это орешки. Вернемся в группу и угостимся.

Дети двигаются друг за другом топающим шагом, под песню «Машина». Ю.Слонова


Основная образовательная область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений) .

Интегрированные образовательные области: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» (лепка, «Музыка», «Коммуникация», «Безопасность».

Форма проведения: занятие-сказка.

Цель: закрепить порядковый счет до 4; понятия: шире, уже, короткая, длинная, поровну; элементарные представления о геометрических фигурах. Развивать представление детей об основных направлениях в пространстве (справа, слева) ; умение определять положение предметов по отношению к себе; внимание, наглядно-образное мышление, коммуникативные способности детей.

Планируемый результат: имеет элементарные представления о порядковом счете до 4, геометрических фигурах; определяет каких предметов больше, меньше, равное количество; умеет сравнивать два предмета по величине на основе наложения; определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (справа - слева) ; активно взаимодействует с педагогом в решении познавательных задач.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, рассказ художественного произведения, поощрение;

Практические: показ, объяснение, индивидуальный подход;

Игровые: сюрпризный момент, музыкальная пальчиковая гимнастика.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал: полоски, цветы, бабочки, картинки, мягкие игрушки, изображение домиков разного цвета, большой дом бабушки из геометрических фигур, мягкие игрушки (заяц, медведь, персонажи сказки (Красная Шапочка, волк) .

Раздаточный материал: полоски разной длины и ширины, 4 цветка, 4 бабочки на каждого ребенка, пластилин, доски для лепки, салфетки.

Организация детей:

1. Вводная часть: за столами;

2. Основная часть: за столами, на ковре;

3. Заключительная часть: за столами.

Индивидуальная работа: оказание помощи при определении количества предметов, раскладывании карточек на полосках (Матвей, Ярослав, Саша, во время лепки пирожков (Данияр, Рамир) .

Словарная работа: закрепить понятия - шире, уже, длиннее, короче, поровну, справа, слева.

Предварительная работа: составление конспекта НОД, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, изучение новинок методической литературы.

Структура:

I. Вводная часть – 3 мин.

1. Сюрпризный момент;

2. Рассказ.

II. Основная часть – 15 мин.

1. Д/и «Разные дома» (порядковый счет до 4) ;

2. Д/у «Цветы и бабочки» (количественный счет) ;

3. Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»;

4. Д/у «Лесные жители» (ориентировка в пространстве) ;

5. Д/и «Дом бабушки» (геометрические фигуры) .

III. Заключительная часть – 5 мин.

1. «Пирожки для волка» (лепка) ;

2. Рефлексия.

Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?

Дети. Добрые, веселые, умные, длинные, короткие, волшебные.

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку «Красная Шапочка». Жила-была в одной деревне девочка. Она всегда ходила в красной шапочке, которую ей подарила бабушка. И поэтому ее звали Красной шапочкой. Как-то раз мама испекла пирожков и сказала дочке: «Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке и отнеси ей пирожков». «А где живет бабушка? » - спросила девочка. «Далеко за лесом в первом доме от мельницы» - ответила мама.

Воспитатель. Ребята, поможем Красной Шапочке узнать дом бабушки?

Дети. Да.

Воспитатель. Перед вами разные дома. Какого цвета первый дом?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Какого цвета второй (третий, четвертый) дом?

Дети. Красного (синего, зеленого) .

Воспитатель. Какой по счету красный дом?

Дети. Второй.

Воспитатель. Какой по счету зеленый дом?

Дети. Четвертый.

Воспитатель. Какой по счету желтый дом?

Дети. Первый.

Воспитатель. Какой по счету синий дом?

Дети. Третий.

Воспитатель. Мама сказала Красной Шапочке, что дом бабушки первый от мельницы. Какого же цвета дом бабушки?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Пошла Красная Шапочка к бабушке через лес. Шла она не спеша, собирала цветы, в воздухе летали бабочки. Вышла девочка к двум дорожкам и не знает по какой идти дальше. (Показ двух полосок разных по величине и цвету) .

Воспитатель. Какая дорожка длинная?

Дети. Зеленая.

Воспитатель. Какая дорожка короткая?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Попробуем определить какая дорожка шире, а какая уже. Для этого - положим желтую дорожку на зеленую, подравняем края. Зеленая дорожка «выглядывает» из-за желтой. Какая дорожка шире?

Дети. Зеленая.

Воспитатель. Какая дорожка уже?

Дети. Желтая.

Воспитатель. Положите дорожки так, чтобы вверху была узкая дорожка, а внизу – широкая. Положите на узкую дорожку два цветка, а на широкую трех бабочек. Карточки положим слева направо. Сколько цветков (бабочек?

Дети. Два цветка. Три бабочки.

Воспитатель. На сколько бабочек больше, чем цветков?

Дети. На одну.

Воспитатель. На узкую дорожку положите еще один цветок, а на широкую еще одну бабочку. Сколько стало цветков (бабочек?

Дети. Цветков стало три, а бабочек четыре.

Воспитатель. Чего больше (меньше?

Дети. Бабочек больше, цветков меньше.

Воспитатель. На сколько бабочек больше чем цветков?

Дети. На одну.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы бабочек и цветков стало поровну?

Дети. Положить еще один цветок. Убрать одну бабочку.

Воспитатель. Сделайте так, чтобы бабочек и цветков стало поровну.

Воспитатель. Пока думала Красная Шапочка по какой дорожке пойти, ей навстречу злой и голодный серый волк. «Куда идешь? » - спросил волк девочку. Красная Шапочка была еще маленькой и не знала, что опасно разговаривать с незнакомыми и все рассказала волку. «Я иду к бабушке, несу пирожки. А живет она далеко за лесом, в первом доме от мельницы» - сказала девочка. «Хорошо, я тоже хочу проведать твою бабушку, - сказал волк, - Ты иди по одной дорожке, а я пойду по другой. И посмотрим: кто из нас раньше придет».

Воспитатель. Ребята, по какой дорожке мы отправим волка?

Дети. По длинной, чтобы он долго шел к бабушке.

Воспитатель. А мы с вами вместе с Красной Шапочкой пойдем по короткой дорожке. (Дети выходят на ковер) .

Воспитатель. Шли мы по дорожке и вышли на красивую полянку. Здесь много цветов, но не хватает бабочек. Закройте глазки и представьте себе, что мы красивые бабочки. (Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки») .

Воспитатель. В лесу живут разные животные. Каких лесных жителей вы знаете?

Дети. Медведь, волк, заяц, белка, лиса.

Воспитатель. Поднимите правую руку, скажите, кто сидит справа от вас?

Дети. Заяц.

Воспитатель. Поднимите левую руку, скажите, кто сидит слева от вас?

Дети. Медведь.

Воспитатель. Что находится перед нами?

Дети. Домик бабушки.

Воспитатель. Мы пришли к дому бабушки. Дом у нее не простой, он состоит из геометрических фигур.

Какой формы крыша дома?

Дети. Треугольной.

Воспитатель. Какой формы окно?

Дети. Квадратной.

Бревнышки – круглой, узор на окне – треугольной, дом – прямоугольной, окно на крыше – овальной, забор – прямоугольной.

Воспитатель. Молодцы. Вот какой необычный домик бабушки.

Воспитатель. Постучалась Красная Шапочка и вошла в дом. А в это время к домику бабушки прибежал волк. Увидел он в окно, что Красная Шапочка и ее бабушка целы и невредимы, едят пирожки. И тогда волк очень рассердился.

Ребята, а чтобы волк стал добрее, давайте слепим для него пирожки.

Какой формы пирожки?

Дети. Овальной формы.

(Лепка пирожков для волка) .

Воспитатель. Сложим пирожки в корзинку и отдадим волку, угостим его. «Спасибо, ребятки», - говорит волк. Попрощаемся с ним. До свидания.

Ребята, у Красной Шапочки, ее бабушки и волка все хорошо. И наше путешествие подошло к концу.

НОД по познанию в старшей группе

«Органы дыхания»

Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

2) расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

3) закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

5) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия

Приветствие детей и педагога стоя в кружке..

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим. (Дети хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.)

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать).

Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Молодцы, ошибок нет.

А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Что вы чувствуете?

Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?

Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

Может? (Ответы детей).

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.

Что вы там видите?

В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).

Какого цвета стенка носа внутри?(Розовые).

Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

Что вы ещё заметили?(Волоски).

Как думаете, зачем они нужны?(Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).

Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Влад знает хорошее стихотворение про нос, ивам его прочтёт.

"Мой замечательный нос".

Я ничего не знаю.
и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем! Я очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь, пахнет уже листвой!" Э. Мошковская

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке (Педагог показывает на схеме и на себе дыхательную трубку). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

Когда воздух заходит?

Когда выходит?

Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

"Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Ребята, как вы думаете,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

Назовите органы дыхания заполняя картину. (Дети называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

Пожелания детей:

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, зверей и птиц.

Дышите чистым воздухом.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

(На память о занятии детям дарятся воздушные шары).

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.

Список литературы:

  1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
  3. Ричард Уокер Анатомия человека - иллюстрированный атлас для детей, Москва, "ОНИКС 21 век", 2001.
  4. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.


Top