Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Работа по нравственному воспитанию во второй младшей группе 2 младшая группа нравственное воспитание конспекты занятий


Конспект непосредственной образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
в средней группе.
Тема: «Мы такие дружные!»
Программное содержание:
- формировать представления о детей о своем детском саде, в который они ходят, формировать представление о главных местах и кабинетах детского сада;
- формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;
- вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии окружающей природы;
- совершенствовать умение, аккуратно намазывая ладошки, делать отпечатки их на лист бумаги;
- развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание при выполнении задания;
- развивать у детей чувство радости;
- воспитывать у дошкольников доброе, уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: DVD диск «г. Камышин – лучший город на земле», фотографии детского сада, группы, ватман с изображением грустного солнышка, емкости с гуашью, влажные салфетки.
Ход занятия.
- Ребята, вы знаете, что мы с вами живем в небольшом, но очень красивом городе. А кто знает, как называется наш город? (г. Камышин)
Воспитатель демонстрирует DVD диск «г. Камышин – лучший город на земле».
- Посмотрите, ребята, у нас очень красивый город. В нашем городе живет много людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек. Дети ходят в школы и детские сады. У нас в городе есть много детских садов. Ребята скажите, а как называется наш детский сад? (Кораблик). А кто знает, как называется наша группа? (Звездочки).
- А чем вы любите заниматься в детском саду? (Играть, петь, танцевать, ходить на прогулку, спать, заниматься физкультурой)
- А сейчас давайте мы посмотрим, как хорошо, вы знаете свой садик и поиграем в игру «Расскажи, где это?»
(Дети по фотографиям узнают места в детском саду и называют их.)
- Скажите, а есть ли у вас друзья в детском саду? Игорь, с кем ты дружишь в садике? А с кем дружит Ульяна? С кем дружит Алина?
- В нашей группе дружат все мальчики и девочки! Давайте покажем, какие мы все дружные и поиграем!
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «МИШКА С ДРУГОМ»
Исходное положение: танцоры в парах стоят лицом друг к другу
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
На месте качание с ноги на ногу
По тропинке громко топал- друга он пошел искать.
Топанье на месте
Где ты, где ты, мой товарищ?
«Козырёк»- ладошка ко лбу»
Без тебя так трудно жить…
Ладошки к щечкам и покачивание головой
Встретил мишка наш лисёнка и сказал
Взяться в паре за руки
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!
Сказать громко
Мишка с другом закружился- он в лесу устроил бал.
Кружение «лодочкой»
А потом остановился, по головке гладить стал.
Гладить друг друга по голове
Звери лапками стучали- вправо, влево, вверх и вниз.
Хлопки в разные стороны
И немножко потолкались, потолкались, потолкались…
Толкаться сцепленными руками
Ну, а после обнялись!
Обняться
Воспитатель обращает внимание детей на ватман с нарисованным грустным солнышком без лучиков.
- Ребята, посмотрите, какое солнышко на нас смотрит! Только оно, почему то грустное! Как вы думаете, почему солнышко грустит? (Нет лучиков).
- У солнышка нет лучиков! Ребята, давайте поможем солнышку сделаем ему лучики! А лучики у нас будут необычные, а в виде наших ладошек!
Дети подходят к емкостям с гуашью, красят свои ладошки и аккуратно делают отпечатки в виде лучиков на ватмане где изображено солнышко. А воспитатель рисует улыбку на солнышке.
- Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Оно сразу заулыбалось, потому что солнышку понравились наши лучики!
-А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
(Аудиозапись песни «Улыбка»)
Воспитатель: - Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!


Приложенные файлы

Картотека по формированию нравственных качеств личности дошкольников 2 младшей группы

Сентябрь

Беседа «Будь всегда вежливым»

Цель : Воспитывать уважение к окружающим взрослых и сверстникам

Беседа «Как вести себя с игрушками»

Цель : Формировать бережное отношение к игрушкам, учить правильно использовать их в игре.

Эксперимент «Моё тело-это я»

Цель : Помочь понять, что тело человека чувствительный организм и может испытывать разнообразные (приятные и неприятные) ощущения.

Игра «Лужа»

Цель : Воспитывать желание у мальчиков помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь.

Октябрь

Д/и «Антонимы»

Цель : Обогащение словарного запаса детей добрыми словами

Беседа «Что такое милосердие»

Цель : Побуждать и проявлять чувство милосердия к окружающим людям

Работа над содержанием сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Цель : Воспитывать умение трудиться вместе, развивать доброжелательные отношения друг к другу.

Общение по ситуации «Вася ударил своего товарища»

Цель : воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять ошибки, просить прощение.

Ноябрь

С/р «Чаепитие в кругу друзей»

Цель : Формировать знания о правилах поведения за столом.

Беседа «Самые любимые»

Цель : Закрепить представление о самых близких людях.

Упражнение «Радость - грусть»

Цель : Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что грусть – это плохое настроение.

Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цель : Воспитывать желание заботиться о близких людях.

Декабрь

Упражнение «Умей сострадать»

Цель : Воспитывать сострадание к чужим неприятностям.

Дидактическая игра «Комплемент»

Цель : Дать представление о том, что такое комплимент. Учить выражать свои отношения к друзьям используя добрые слова.

Беседа «Хлеб – всему голова»

Цель : Воспитывать бережное отношение к хлебу

Беседа «Новогодний праздник»

Цель : Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны. Знакомить с традициями праздника.

Январь

Беседа «Каким должен быть друг»

Цель : Выяснить, как дети понимаю значение слов «друг» , «дружба» , какие качества больше всего ценят дети в своих друзьях.

Чтение сказки «Гуси - лебеди»

Цель : Учить детей заботится о близких людях, воспитывать правила безопасного поведения.

Обсуждение ситуации «В автобус вошла старенькая бабушка»

Цель : Учить детей с уважение относиться к пожилым людям, оказывать им посильную помощь и внимание.

Февраль

Д/и «Добрые слова»

Цель : Вызвать желание использовать свои речи добрые и вежливые обращения.

Д/и «Защитники девочек»

Цель : Формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек.

Беседа «Будь терпеливым»

Цель : Учить сдерживаться, быть вежливым в общении с окружающими.

Тренинг «Ласка»

Цель : Учить детей проявлять ласку к своим друзьям.

Март

Экскурсия «Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта»

Цель : Воспитывать уважение к старшим , отработать культуру поздравления

Беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Цель : Вызывать положительные эмоции о детском саде, умение выражать свои чувства.

Игра «Угадай, кто это?»

Цель : Помочь детям лучше узнать друг друга, укреплять дружеские отношения, развивать тактильные ощущения.

Обсуждение ситуации «Незнакомый человек поскользнулся и выронил пакет с продуктами» Цель : Учить оказывать посильную помощь, воспитывать в детях отзывчивость и доброжелательность.

Апрель

Беседа «В гости к старичку – Лесовичку»

Цель : Воспитывать чувство сострадания , любовь к природе

Д/и «Что моя вещь расскажет обо мне?»

Цель : Способствовать самораскрытию и самопознанию детей.

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Цель : Учить детей делиться с товарищами, воспитывать культуру поведения .

Май

Беседа «Доставляй людям радость добрыми делами»

Цель : Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель : Совершенствовать знания о культуре поведения в общественных местах.

Беседа «Печальная история о том, как оторвали Мишке лапу»

Цель : Способствовать усвоению детьми нравственных норм, развивать умение решать нравственно – смысловые задачи


Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача . Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.

Игровая задача . Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила . Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино».

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.)

Ты, дружок, не аккуратен.

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача . Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Игровая задача. Помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача . Учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.

Игровая задача . Показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила. Правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача . Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игровая задача. Научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила . Правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Конспект интегрированного открытого занятия по социально-нравственному воспитанию во второй младшей группе

Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: учить замечать состояние других и быть готовым оказать им помощь.

Задачи:

    закреплять употребление в речи слова: “Здравствуйте!”, учить в зависимости от времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией;

    воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность;

    воспитывать у детей гуманное отношение друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его;

    развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику);

    сохранять и укреплять здоровье детей; развивать сенсомоторный интеллект детей; вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание в нём участвовать;

    развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы педагога, проговаривать слова песен, стихов, подвижных игр;

    воспитывать организованность, самостоятельность, внимание друг к другу, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

    Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», «Лунтик», рассказывание вежливых сказок:

«Упрямый котенок», «Вредная ворона»; разучивание «Мирилки»,

разучивание песни: «Паровоз», разучивание игры: «Хоровод дружбы»; разучивание танца: «Барбарики».

Оборудование: волшебный мячик, игрушка Сова, строительный материал – модули, стол, лист бумаги А4, трубочки на каждого ребенка, гуашь, вода, салфетки, волшебный мешочек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Зал оформлен в виде лесной полянки. Дети заходят в зал. Обратить внимание детей на присутствующих гостей. Звучит спокойная музыка.

Вводная часть.

Воспитатель: Мы пришли с вами в зал и что-то забыли сделать! (Ответы детей: “Да, мы забыли поздороваться с гостями”. Дети здороваются).

“Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли, в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или встретили знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!” А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать: “Привет!”

Ритуал приветствия.

Воспитатель: Ой, смотрите, что это? (выкатывается мячик). Да это же волшебный мячик, он что-то мне хочет сказать (воспитатель приставляет шарик к уху и прислушивается.)

Шарик просит нас поздороваться друг с другом ласково

(Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу мячик).

Например:

– Здравствуй, Настенька!

– Здравствуй, Сашенька!

Воспитатель : Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: “Всюду сначала поздоровайся!” А какие еще вежливые слова мы с вами знаем?

Дети:

Когда вы обращаетесь к человеку с просьбой, не забудьте сказать вежливое слово: “Пожалуйста!”

Получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду, скажите: “Спасибо!” или “Благодарю Вас!”

Произносить слова “Пожалуйста” и “Спасибо” нужно негромко и дружелюбно, лучше с улыбкой.

Прощаясь, всегда нужно говорить: “До свидания!”

Воспитатель: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости. Но их еще очень много. И с каждым годом мы будем знать их еще больше. А пока мы еще маленькие, но уже культурные, вежливые, воспитанные, добрые, дружные.

Появляется сова (игрушка), летает и встревожено кричит: «Беда, беда, помогите, кто-нибудь!»

Воспитатель : Здравствуй, Совушка! Что-то случилось?

Сова: Я к вам прилетела прямо из леса, помощь мне ваша очень нужна! Лучшие друзья – зайчонок и медвежонок опять поссорились! Меня совсем перестали слушаться. У меня одна надежда на вас. Вы же дружные ребята? Вы мне поможете помирить друзей?

Воспитатель : Ребята, поможем? Для этого нам нужно отправиться прямо в лес! Садитесь, дети в наш волшебный поезд, он нас довезет туда, куда надо!

Дети строятся «паровозиком», идут по залу и поют песню:

Едет, едет паровоз,

Чух, чух, чух, чух,

Раздается стук колес

Чух, чух, чух, чух

Я колесами стучу

Чух, чух, чух, чух.

Если надо, прокачу.

Чух, чух, чух, чух.

Паровоз останавливается, перед детьми появляются медвежонок и зайчонок.

Зайчонок: Миша, Миша, ну давай вместе играть, мы же с тобой друзья!

Медвежонок : Не хочу с тобой играть. У меня смотри, какой мячик есть!.

Зайчонок : Но ведь одному играть грустно и тоскливо.

Медвежонок: А мне весело! Я могу подкидывать мяч, могу стукнуть его о землю, а могу просто покатать. Вот смотри.

Зайчонок: Не хочешь дружить со мной и вместе играть, и не надо. Я найду себе другого друга.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, что же произошло с друзьями? (Они поссорились). Надо срочно их помирить. Пойдемте к ним поближе.

Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Герои: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: Вы что поссорились! Ну ничего страшного мы сейчас вам поможем помириться, правда ребята? Сначала я предлагаю построить домик дружбы. Поможете нам? Для этого у нас есть кирпичики.

Игра «Хоровод дружбы» (конструирование из строительного материала – модулей)

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

Воспитатель:

Может это зайки?

Вот забавные ребята,

Это серые зайчата!

Шустро скачут по опушке,

Из травы видны их ушки!

(дети прыгают на двух ногах, имитируют руками движение ушек у зайчат)

Дети становятся в хоровод, идут по кругу и говорят слова:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Двери открываются, детки собираются.

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

(дети стучат кулачком о кулачок, прислушиваются)

Воспитатель:

Может это Ежик?

Это я – колючий еж,

Ты рукой меня не трожь!

Быстро по лесу хожу,

А устану – посижу!

(дети грозят пальчиком, шагают на месте, приседают)

Дети берут кирпичики и ставят их в центр круга. Игра продолжается.

Дети становятся в хоровод, идут по кругу и говорят слова:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем,

Двери открываются, детки собираются.

Тук, тук, тук,

Тук, тук, тук,

Кто же к нам стучится вдруг

(дети стучат кулачком о кулачок, прислушиваются)

Воспитатель:

Может, косолапый Мишка??

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы!

Я по лесу хожу и малинку ищу!

(дети имитируют походку медведя, наклоняются, «собирают малинку»)

Дети берут крышу домика и ставят на место. Таким образом получается домик друзей!

Игра заканчивается словами:

Вот какой чудесный дом,

В нем мы весело живем!

Воспитатель: Смотрите, Мишка и Зайка, какой домик получился! Вы теперь сможете себе тоже такой построить самостоятельно, если помиритесь!

Ребята, а давайте сейчас расскажем им одну интересную историю. Садитесь, Мишка и Зайка, и смотрите.

Этюд "Поссорились и помирились" (выполняется под музыку)

Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.

Жили-были друзья. Они дружили, играли вместе, танцевали, улыбались…(Дети становятся парами, танцуют, улыбаются друг другу, выполняют произвольные движения) Но однажды друзья поссорились! (Дети топают ногой, делают злое, обиженное лицо и отворачиваются друг от друга).ребятам было очень плохо по одиночке и они решили помириться (дети поворачиваются друг к другу, соединяются друг с другом мизинцами и произносят «мирилку»):

Хватит нам уже сердиться!

Веселятся все вокруг,

Поскорей давай мириться:

Я – твой друг!

И ты – мой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

(дети обнимают друг друга)

Воспитатель: Видите, Мишка и Зайчик, как поступают настоящие друзья. Я вы согласны мириться? Тогда подайте друг другу лапки, улыбнитесь, обнимитесь…

Художественное творчество (рисование воздухом) – коллективная работа.

Воспитатель: Скажите, друзья, какое у вас сейчас настроение? Вам хорошо? Весело? Давайте нарисуем волшебный салют, веселый и красивый!

Воспитатель капает на лист капли разноцветной гуаши, а дети раздувают эти капли через трубочки.

Танец «Барбарики»

Воспитатель: Ну вот и хорошо! Давайте вместе танцевать Танец Друзей?

Заключительная часть.

Воспитатель: Друзья помирились, им весело. Давайте и мы улыбнемся друг другу и нашим гостям. А вам, друзья, мы хотим подарить подарок – мешочек дружбы. В этот мешочек мы с ребятами положим свою улыбку(детки подходят, смотрят в мешочек и улыбаются), свое доброе, ласковое сердце (дети жестом показывают), и крепкую, надежную руку помощи (дети машут руками). Воспитатель и дети вручают мешочек дружбы лесным жителям.

Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться в группу, сядем на поезд и поедем.


Top