Проектная работа в доу на тему экология. Проект по экологии в подготовительной группе детского сада

"Жизнь деревьев, и их значение в жизни человека".

Подготовительная группа детей с нарушением зрения

Разработаливоспитатели:

Зырянова А.Г.

Серёгина Т.Д.

Цель:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.

Задачи:

    Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.

    Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

    Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к растительному миру.

Срок : краткосрочный

Тип: познавательный

Участники:

воспитатели: Зырянова А.Г, Серегина Т.Д,

старший воспитатель: Аксенюк В. Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.

тифлопедагог: Горобец С.В.

преподаватель ИЗО: Вишнякова И.В.

преподаватель ритмики: Грех Н.С.

Физинструктор: Косарева О.В.

родители дети.

Актуальность:

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Жизнь деревьев, и их значение вжизни человека». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о строении деревьев, узнают их по характерным признакам: цвету коры, форме листьев и прививается любовь к деревьям. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Ожидаемый результат:

Результатом работы по данному проекту будет создание экологического мини-музея в группе «Чудо дерево», сформируется у детей умение различать особенности и внешний вид каждого дерева, расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т.д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.

Экологический проект по теме: "В кладовой природы".

Разработаливоспитатели:

Кияткина И. В..

Кузнецова Н. С.

Цель проекта:

сформировать у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
  • Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.

Актуальность:

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

Ожидаемый результат:

  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Срок: краткосрочный (сентябрь– август).

Тип: познавательный.

Участники:

дети и родители группы «Капелька»

Воспитатели – Кияткина И. В., Кузнецова Н. С.,

Старший воспитатель – Аксенюк В. Р.,

Преподаватель изобр. деятельности – Вишнякова И.В.

Физ. Инструктор – Косарева О. В.

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Экологический театр»

Разработалавоспитатель:

Гусева Е. Г.

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Задачи:

  • Повышать уровень знаний детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами живой и не живой природы.
  • Воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
  • Развитие творческих способностей детей при отражении доступных их поколению проблем экологии через участие в экологических спектаклях.

Вид проекта: Познавательный, краткосрочный.

Участники:

дети группы «Солнышко»,

родители детей группы «Солнышко»,

воспитатель: Гусева Е.Г.,

старший воспитатель: Аксенюк В.Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.,

инструктор по физическому воспитанию: Косарева О.В.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей одна из наболевших проблем настоящего времени. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в более зрелые годы. Поэтому мы считаем, что экологическая культура реализует широкий спектр учебных задач. Дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор. В решении этой задачи большую роль играет театрализованная деятельность. Она позволяет раскрывать детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений людей и природы, и стать участником всего происходящего.

Ожидаемый результат:

    Создание условий для повышения уровня экологической компетентности ребенка.

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Развитие познавательных способностей.

    Повышение уровня экологической культуры.

Исследовательская работа "Непростое яйцо"

Выполнила:

Новик Дарья

Руководители:

учитель-дефектолог А.И.Смышляева

учитель-логопед О.Н.Ярема

1. Введение.

2. Исследование по темам:

2.1. Строение куриного яйца, его свойства;

2.2. В каких условиях жила Курочка Ряба у деда с бабой (на основе русской народной сказки «Курочка Ряба»);

2.3. Опыт «Размягчение скорлупы куриного яйца».

3. Результаты исследования.

4. Источники информации.

Исследовательский проект "Уральские самоцветы"

Выполнили:

Корнелюк Денис

Шафиков Сева

Силантьев Стас

воспитанники МДОУ ДС №53

Руководители:

Учитель-дефектолог Смышляева А.И.

Учитель-логопед Ярема О.Н.

Мы держим с тобою, приятель,в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй,

Тут были и радость, и горе,

И добрые люди здесь сказы хранят,

Которые о волшебстве говорят.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

Проект по экологическому воспитанию

«Мир природы родного края»

2016г.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

2. Цель проекта: Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.

Задачи проекта:

Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;

Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;

Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

Привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.

3. Участники проекта: воспитатель, дети старшего возраста, родители воспитанников.

4. Организация деятельности участников проекта:

Подготовительный этап:

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

Изготовление (приобретение) дидактических игр;

Использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;

Рассматривание рисунков, фото по данному проекту;

Просмотр видеоматериала;

Создание картотек.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, экскурсий;

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

Открытые занятия педагогов;

Оформление уголка природы, огорода на окне;

Оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;

- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

5. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.

Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.

Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

6. Ожидаемые результаты и их оценка:

Образ конечного результата

Критерии оценки

Интерес родителей к вопросам экологического воспитания

Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности;

Отзывы родителей.

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду

Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы

комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне.

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру;

Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях;

Активность педагогов в реализации проекта.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;

Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;

Презентация проекта в детском саду.

7. Календарный план реализации проекта:

Виды деятельности

Январь (Птицы)

1.Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»

2. Отгадывание загадок о птицах.

3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.

4.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».

5.Игра с разрезными картинками.

6.Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.

7.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь» .

8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».

9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.

Февраль (Дикие и домашние животные)

1. Беседы о диких и домашних животных.

2. Беседа «За что я люблю… » - описание любимца по схеме.

3. Оформление макета «Ферма».

4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.

5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;

6. Загадки о домашних и диких животных.

7 .Д. И. «Кто, где живёт».

8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».

9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;

10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки».

11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Март (Растения)

1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений.

2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку».

3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев «Земляника», А.Богдарин «Про ягоды». Сказка В.Г.Сутеев «Под грибом». К.Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».

4. Оформление макета «Лес».

5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».

6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями.

7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.

8. Игра в кругу «Назови цветок».

9. Логическая цепочка «Развитие растения».

10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».

Апрель (Насекомые)

1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
2. Беседа «Зачем нужны насекомые».

3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».

5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография).
6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
8. Конкурс поделок « Насекомые»
9. Сбор веток на участке.

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с января по октябрь (2016 год)

Цель проекта:
Показать один из вариантов интегрированного подхода в образовании дошкольников на примере проектно-исследовательской деятельности и значение разнообразной развивающей среды для организации работы по проекту.

Задачи проекта:
- Создание условий для развития творческих способностей у детей.
- Привлечение родителей в реализации проекта.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Участники проекта: Дошкольники 5 – 7 лет, Педагогические работники ДОУ, родители (законные представители)

Развивающая среда: Групповые помещения (Центры: «Лаборатория», «Комната сказок», «Сенсорная комната», «Экологическая комната»), музыкально-физкультурный зал, огород.

Материалы и оборудование: Репа и другие овощи (для сравнения), «Чудесный мешочек» (для определения формы на ощупь предмета), весы, лупы, иллюстрации репки, костюмы и атрибуты героев сказок для уголка ряженья, фигурки героев для настольных игр по сказке, материалы для творческой изобразительной деятельности, семена репы, емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, географическая карта, значки-символы репки для прикрепления к карте, видео-фильм, просмотр мультфильмов.

Литература : Сказки – «Репка», «Мужик и медведь», Н. Носов «Репка», загадки, поговорки, пословицы, потешки, стихи, песни.

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
Создание условий
Подбор оборудования и материалов
Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности
Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта
Деятельность детей
Возникновение интереса к окружающему миру природы
Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса
Рассматривание иллюстраций, картин
Чтение и обсуждение сказок, произведений, загадок, пословиц, поговорок, потешек
Работа с географической картой
Изготовление значков-символов репки для размещения на географической карте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Мотивация детей к познавательной деятельности
Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную экологическую деятельность, формирование у детей элементарных ЗУН
Деятельность детей
Накопление информации
Изобразительная деятельность; Рисование, лепка, аппликация (оригами)
Знакомство детей со вкусом репки. Блюда из репы. История репки на Руси.
Дидактические игры («Чудесный мешочек»), Игра-эстафета «Самый быстрый» (в зале)
Разучивание стихов, песен про РЕПКУ
- Драматизация сказки «Репка» по ролям. Самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах
- Театрализованные игры с фигурками героев сказки
Дома вместе с родителями посадить репку и наблюдать за ней, делая записи результатов
Просмотр мультфильмов «Репка», «Мужик и медведь». Обсуждение сюжетов
Просмотр видеофильма «Как появился росток». Обсуждение

Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований
Рассматривание семян под лупой, посадка рассады, наблюдение Исследование репки:
- Форма, вкус, поверхность, рассматривание семян через лупу, рассматривание корнеплода (корень – через него растение получает воду и пищу из земли), листья у всходов. Взвешивание репки
Опыты с репой:
- Поместить разные овощи в емкость с водой, выяснить какие овощи тонут в воде, а какие нет
- Разрезать репку на несколько частей и разложить в разные места: около батареи (где тепло), при комнатной температуре в группе и в холодное место (между рамами, в холодильник) – Дети наблюдают и делают выводы
Исследование почвы: рассматривание обитателей – жучков, червей.
Опыт с почвой: «Есть ли в земле воздух» (Если опустить землю в прозрачную емкость с водой, то мы видим, что появляются пузырьки – это воздух, значит в земле (почве) есть воздух)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности
Помощь в формулировании выводов
Подведение итогов
Деятельность детей
Уборка урожая. Выставка работ
Коллективная работа «НАШ УРОЖАЙ» (аппликация)
Праздничное мероприятие
Предполагаемый результат:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
3. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
4. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...


Top