Важность одежды в жизни женщины.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Наименование детали кроя Обозначение среза Наименование среза
1. Полочка 1-2 срез горловины
2-3 плечевой срез
3-4 срез проймы
4-5
5-6 срез низа
6-7 срез борта
7-8 срез лацкана
1-8 срез уступа лацкана
7-9 линия перегиба лацкана
1-6 линия полузаноса
2. Спинка 1-2 срез горловины
2-3 плечевой срез
3-4 срез проймы
4-5 боковой срез
5-6 срез низа
6-7 срез шлицы
7-8 срез уступа шлицы
1-8 средний срез
3. Бочок 1-2 срез проймы
1-3 срез притачивания бочка к полочке
3-4 срез низа
2-4 боковой срез
4. Верхняя половинка рукава 1-2 срез оката
2-3 передний срез
3-4 срез низа
4-5 срез шлицы
5-6 срез уступа шлицы
1-6 локтевой срез
5. Нижняя половинка рукава 1-2 срез оката
2-3 передний срез
3-4 срез низа
4-5 срез шлицы
5-6 срез уступа шлицы
1-6 локтевой срез
Продолжение табл. 1
6. Подборт 1-2 верхний срез (вершина)
2-3 внутренний срез
3-4 нижний срез
4-5 внешний срез
5-6 срез уступа лацкана
6-7 срез раскепа
7. Верхний воротник 1-2 срез отлета
2-3; 1-6 срезы концов
3-4; 5-6 срезы раскепа
4-5 срез стойки
8. Нижний воротник 1-2 срез концов
2-3 срез отлета
3-4 срез середины
4-5 срез стойки
1-5 срез раскепа
9. Клапан бокового прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3 боковой срез
3-4 нижний срез
1-4 передний срез
10. Обтачка бокового прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез
11. Листочка верхнего прорезного кармана 1-2; 5-4 нижние срезы
3-6 линия перегиба листочки
2-4; 1-5 боковые срезы
12. Подзор верхнего прорезного кармана с листочкой 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез
13. Обтачка внутреннего кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Наименование детали кроя Обозначение среза Наименование среза
42. Передняя половинка брюк 1-2 верхний срез
2-3 срез банта
3-4 шаговый срез
4-5 срез низа
1-5 боковой срез
43. Задняя половинка брюк 1-2 верхний срез
2-3 средний срез
3-4 шаговый срез
4-5 срез низа
1-5 боковой срез
44. Отрезная боковая часть передней половинки 1-2 верхний срез
2-3 внутренний срез
1-3 боковой срез
45. Пояс 1-2 верхний срез
2-3 задний срез
3-4 нижний срез
1-4 передний срез
46. Гульфик 1-2 внутренний срез
2-3 верхний срез
3-4 внешний срез
47. Откосок 1-2 внутренний срез
2-3 верхний срез
3-4 внешний срез
48. Шлевка
49. Клапан заднего прорезного кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
4-3 нижний срез
50. Клапан кармана для часов 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
4-3 нижний срез
51. Обтачка заднего кармана 1-2 верхний срез
2-3; 1-4 боковые срезы
3-4 нижний срез

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Литература: , ,.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «введение в профессию технология изделий легкой промышленности»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. поволжский государственный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Роль и значение одежды в жизни человека

Роль и значение одежды в жизни человека 17.12.2016

В жизни человека одежда всегда играла важную роль не только, как защита от холода, но и создавала его индивидуальный образ. Даже при взгляде на незнакомого человека, на то, как он одет, можно многое узнать о его личности. Недаром же есть поговорка: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Для современного человека одежда — это на только тепло и комфорт, но еще и своего рода униформа, которая подчеркнет статус и положение. Важно правильно подобрать свой гардероб, что позволит каждому из нас выглядеть стильно и модно в любой ситуации. Ведь одежда – это визитная карточка человека. Но для этого необязательно приобретать одежду дорогих известных брендов, чтобы выглядеть современным и успешным, достаточно всего лишь правильно определить свой стиль.

Мода на одежду менялась на протяжении всей истории человечества, как и вратарские перчатки Azteca , которые компания Uhlsport изготавливает из качественного материала и красивого современного дизайна. Ведь такие перчатки не только должны защитить руки игрока, но и сделать его модным и заметным на поле. Каждый человек при помощи одежды проявляет свою индивидуальность, и часто, к сожалению, приходится наблюдать несоответствие выбранного наряда к случаю или положению. Многие в этом вопросе руководствуются не созданием гармоничного образа, а ориентируются на моду, на сезон и не всегда безупречный собственный вкус. Что и приводит к печальному результату, когда солидный человек пытается выглядеть намного младше своего возраста, купив молодежную одежду.

Как правильно определиться со стилем одежды:

  • Классика больше всего подходит серьезным и практичным людям;
  • Деловому стилю отдают предпочтение люди бизнеса и интеллектуалы;
  • Те, кто выбирает динамичный ритм жизни, выбирают спортивный стиль одежды;
  • Веселые и раскованные люди любят одеваться во все яркое и пышное (кружева, рюши, воланы);
  • Джинсы носят люди, следящие за модой и предпочитающие удобство и комфорт;
  • Женщины всегда выбирают наряд, который выгодно подчеркивает фигуру;
  • Есть и любители экстравагантной одежды. Это в основном люди искусства или тщеславные и дерзкие, бросающие вызов всему мрачному и серому;
  • Для детей покупается одежда яркая, теплая, удобная, не сковывающая движения.

Из всего сказанного следует вывод, что одежду нужно покупать не только модную, но и практичную, проявляя чувство меры и стиля. Для обновления гардероба не обязательно потратить целый день в магазинах, перемерить кучу одежды и прийти домой уставшим, а часто и без покупки. Намного удобнее выбирать одежду сидя дома за компьютером, в спокойной обстановке, воспользовавшись советом консультанта и каталогом интернет-магазина «Shopster». В этом случае покупку доставят в удобное время прямо домой. Новый наряд принесет не только обновление стиля, но и хорошее настроение.



Прокомментировать эту статью:

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

В наступившем году Обезяны основательно стоит подойти к выбору одежды. Чтобы понравиться огненной Обезьяне желательно надевать вещи, в которых присутствуют такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, золотой, коралловый, перламутровый, бордовый, коричневый, рыжий, шоколадный. Все оттенки этих «языков пламени» приветствуются как на женщинах, так и на мужчинах.

На этот раз к наряду для главной вечеринки года нужно подойти со всей ответственностью. Яркие краски и некоторые маскарадные костюмы - необходимое условие. Однако в образе постарайтесь совместить одновременно экстравагантность и безупречность.

Женщинам в новогоднюю ночь стоит надеть вечерние платья. Можно получить из сейфа фамильные драгоценности (или приобрести по случаю украшения из натуральных камней), смело открыть плечи или спину. Необычные прически - то что нужно, забудьте о скромности и естественность, приготовьтесь блестеть!

Готовые образы к Новому 2016 году

К красному платью подойдут аксессуары золотого цвета - украшения, обувь и клатч. Прекрасно будет смотреться шпилька такого же цвета, она должна быть без пайеток, бусин и перьев.
Короткое платье шоколадного цвета хорошо сочетается с обувью и сумочкой бежевых приглушенных оттенков. В макияже в таком случае стоит сделать акцент и на глаза, и на губы.

Желтое платье сочетать желательно с обувью белого и золотистого цвета. Стоит отметить, что гармонично оно будет смотреться на женщинах со смуглой кожей и темными волосами.
Если вы решили одеться в длинное платье оранжевого цвета, то постарайтесь в макияже сделать акцент на глаза, а помаду или блеск лучше подобрать нейтрального спокойного цвета.

Платье золотистого цвета лучше надевать с обувью и сумочкой телесного оттенка. Также такой наряд прекрасно сочетается с коралловыми туфлями и приглушенным апельсиновым клатчем.

Мужчинам стоит присмотреться к приталенных пиджаков или костюмов. Кроме того, чтобы быть в тандеме со своей второй половинкой, лучше надеть рубашку в тон ее платья.
С одеждой рыжего цвета стоит быть аккуратным. Цвет сам по себе очень заметный и яркий, поэтому не нужно обременять образ аксессуарами и макияжем - всего по минимуму.
Неплохо будут смотреться рубашки и платья, которые обрамлены золотистой или серебряной каймой. Серебряная будет ассоциироваться с блестящим который переливается на солнце снегом, а золота - с драгоценностями.
Любители головных уборов, могут закончить свой образ оригинальным шляпкой белого цвета, который подойдет к любому наряду или в тон сумочки. Не забывайте о правиле «трех цветов».

Как бы не звучало это банально, но знакомясь с человеком, в первую очередь обращают внимание на то, как он одет. Ведь не зря говорят: встречают по одежке. Хорошо это или плохо, правильно или нет, - но так есть и так, наверное, будет всегда. Люди так устроены, что судят друг о друге по внешнему виду.

Поэтому отмахиваться от такого положения дел не стоит и одеваться нужно так, чтобы внешний вид соответствовал вашему внутреннему содержанию.

Если вы хотите подражать известной личности или звезде, десять раз подумайте, подходит ли именно вам стиль этого человека, или будете выглядеть смешно и нелепо. То, что хорошо одному, другому может быть категорически противопоказано. Если вам все-таки очень хочется подражать своему кумиру, будьте готовы к тому, что воспитанные люди будет усмехаться вам вслед, а лишенные чувства такта - просто замучают вас насмешками. То же самое касается и моды. Высокая мода диктует стиль во всем и некоторые женщины, да и мужчины такие есть, слепо следуют модным тенденциям, не слишком заморачиваясь, как выглядят в дорогущем наряде. Главное, считают модники, соответствовать и идти в ногу со временем. Но, не помню кто сказал, но сказал правильно: чтобы быть модно одетым, надо на один шаг отставать от нее.

Это тоже полезно знать: Какие последствия имеют отрицательные эмоции для здоровья человека

Следующая функция одежды - показать вашу принадлежность к определенному кругу. Необязательно идя в ресторан надо одеваться слишком просто, если вы не принадлежите к рабочему классу. Это никому не нужно. Смысл в том, что одежда должна соответствовать ситуации: не пойдете же вы в лес за грибами в вечернем платье, или на работу в наряде, в котором бегаете на дискотеку. Это очень важно. Результаты исследований показывают, что если человек одет соответственно ситуации, окружающие более охотно выполняют его просьбы и отвечают на вопросы. Думаю, смысл понятен.

Одевая ту или иную одежду, следует учитывать, какую информацию о себе вы хотите сообщить окружающим: одежда может украшать, привлекать внимание, защищать физически или психологически, может помочь самоутвердиться, может показать вашу принадлежность к определенной национальной или религиозной группе.

Это тоже полезно знать: Что значит счастливая семья для человека

Учитывать следует и то, как вы себя будете чувствовать в той или иной одежде. Слишком глубокое декольте на блузке или платье, одетое на первое свидание, если вы не привыкли носить именно такую одежду, скорее всего, испортит вам настроение и впечатление о вас мужчины, так как будете чувствовать себя в нем сковано, постоянно что-то поправлять или неосознанно прикрывать вырез.

Если вы хотите оставить о себе хорошее впечатление, следите, чтобы одежда была чистой и опрятной. Вы можете быть одеты в недорогое платье и выглядеть привлекательно, но вряд ли вам простят неряшливость.

Не обязательно, чтобы выглядеть привлекательно и с помощью одежды располагать к себе окружающих, следует покупать одежду в дорогих бутиках. Главное помните, куда и зачем идете, какое впечатление хотите о себе оставить и соответственно ответам подбирайте одежду.

Руководитель: , учитель изобразительного искусства

Тема: Роль моды в жизни людей

Образовательное учреждение: МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа» Колпашевского района, Томская обл ." href="/text/category/tomskaya_obl_/" rel="bookmark">Томской области Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, табличный редактор EXCEL, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.

1.Актуальности исследования (почему данная тема взята автором для исследования?) Причиной выбора темы исследовательской работы стало несколько обстоятельств: «Я рисую одежки для кукол с 5 лет. Мне нравятся красивые одежды взрослых и детей. Я запоминаю их, пытаюсь изобразить на бумаге, что-то придумать свое. Становясь старше, я стала задавать себе вопросы: «А что же такое мода? Откуда она приходит к нам? Сколько она живет? Что такое стиль в одежде? В каком стиле нужно вообще одеваться? Какие цвета нужно использовать в одежде? По телевизору ежедневно в каникулы я смотрела передачу «Модный приговор» Вячеслава Зайцева, где он говорил: «По одежке встречают, значит и судят» и я предположила, что мода играет большую роль в жизни каждого человека».

Итак, цель работы: изучить влияние моды на жизнь человека.

· Задачи: Проанализировать работу о влиянии моды на жизнь человека.

· Изучить цвет, стили в одежде.

· Провести анкету среди учащихся 4 классов «Мое отношение к одежде» и узнать, насколько информированы обучающиеся, о роли моды на жизнь людей.

2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?

· Русская мода 20 века.

· Отношение учащихся 3-4 классов к моде, модной одежде.

3. Формулировка проблемы. В чём заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить? А что же такое мода? Откуда она приходит к нам? Сколько она живет? Что такое стиль в одежде? В каком стиле нужно вообще одеваться? Какие цвета нужно использовать в одежде?

4. Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ? Каждый человек по-разному относится к моде.

Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать. Каждый человек не равнодушен, как он одевается, и в какую одежду он одет. Мода помогает адаптироваться, приспосабливаться человеку к жизни в обществе, определять свое место. Учащиеся школы интересуются модой, модной одеждой.

5. Проверка гипотезы. Выбор методов исследования. На данном этапе работа проходила по трем направлениям: анализ литературы, наблюдение, анкетирование учащихся.

5.1. Изучение материалов.

Одежда возникла вместе с появлением человека на земле, что по мере развития человеческого общества одежда усложнялась, приобретала различные особенности. В характере и формах одежды всегда отражался образ жизни людей, их художественная культура. По мере развития человеческого общества одежда усложнялась, приобретала различные особенности. В характере и формах одежды всегда отражался образ жизни людей, их художественная культура. Например, на протяжении прошлого, 20 века мода россиянок претерпела множество изменений. В девятисотые годы культура и искусство в России вступили в замечательную пору, позднее названную Серебряным веком. Сложные прически, бриллианты, наряды необыкновенной красоты поражали и удивляли, восхищали. В Петербурге и в Москве появились модницы, за нарядами которых публика пристально следила, наряды и драгоценности которых обсуждались в прессе. Им подражали, их боготворили. Но после первой мировой войны сформировался новый образ русской женщины – красавицы и патриотки, в котором талант, внешние качества и элегантность играли равноценные роли. События 1917 года и большевистский переворот привели к обнищанию и уничтожению старой российской элиты. Пришел на смену «революционный» стиль, лишенный тонкостей и изящества. Появился и вошел в моду новый тип платья, больше похожего на рубашку прямого покроя без талии. Такой силуэт спрямлял женскую фигуру, и придавал женщине, как тогда казалось, большую моложавость. А в «сталинскую» эпоху активно обсуждался вопрос о том, какой быть пролетарской моде. Многие художники предлагали за создание своего рода униформы для мужчин и женщин, близкой к рабочей спецодежде. Быть модно одетым, могло стоить нескольких лет тюремного заключения. Главным модным силуэтом у женщин 50-х годов оставался силуэт военного времени: мужской и военизированный покрой жакетов, узкие юбки. Десятилетие шестидесятых было ознаменовано «космической модой». Это отразилось в создании пластиковых сапог, синтетических тканей и модных «космических» шлемов. 70-годы привели к обнищанию женской моды. Женщины выполняли тяжелую физическую работу, были заняты домашним хозяйством, поисками продуктов питания, сопряженными долгими стояниями в очередях. Перестройка привела к переоценке ценностей и способствовала становлению модной одежды. В России стали проходить многочисленные конкурсы красоты. Русские красавицы были востребованы за рубежом: в Париже, Нью-Йорке. Идеалами стиля восьмидесятых и девяностых стали звезды российской эстрады.

Немаловажную роль в современной одежде играет цвет и стиль в одежде. Конечно, выбор цвета в одежде очень индивидуален, но существуют некоторые общие рекомендации по его использованию. В костюме может присутствовать несколько цветов, один из которых будет ведущим, то есть главным, именно ему должны подчиниться все остальные. Поэтому цвет в одежде должен быть продуман с учетом требований моды и индивидуальных особенностей человека. А стиль в одежде – это определенная общность формы выражения (в покрое, силуэте, модели, фактуре ткани и др.) в различных изделиях. Это позволяет называть их едиными в стилистическом решении. На сегодняшний день существует множество стилей, но я хочу выделить только некоторые из них: классический, спортивный, джинсовый, фольклорный, романтический.

5.2. Результаты социологического опроса учащихся «Мое отношение к одежде» МОУ «ТНОШ» путем анкетирования от 10 до 11 лет (3-4 классы) показал, что 86% детей в той или иной степени интересуются модной одеждой.

Так что же такое мода? Вот такие были ответы: мода – это создание новых форм одежды; совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное обычно недолгое время; это не то, что носят все, это что – то необычное, то, что не каждый решиться одеть; это красивый внешний вид.

Так же опрос показал, что учащиеся нашей школы считают, что мода приходит к нам из журналов мод, от известных модельеров. Сведения о моде можно почерпнуть от старших (родителей, братьев, сестер), от персонажей кинофильмов, эстрадных певцов, артистов театра, а так же с улицы. В толпе людей обязательно выделяются новые элементы одежды, характерные для современной моды.

На вопрос: что вы считаете модным? Ответили: что носят все – 15, 6%, модно все то, что мне идет – 45, 1%, модно то, что носят во всем мире 20% то, что вижу в модных журналах – 19, 3%.

На вопрос: ваша самая модная и любимая одежда получила следующие ответы: У девочек - модны «топики» - короткие блузки и майки, джинсы, брюки – 82%. Особое значение придается аксессуарам: платкам, поясам, бижутерии – 13%. Получили большое распространение рюкзачки, украшенные сувенирами и мелкими игрушками - «феничками» - 38%. У мальчиков популярны кепки – «бейсболки », джинсы, футболки, толстовки, олимпийки – 99%.Спортивный стиль особенно популярен и у девочек, и у мальчиков. 96% детей считают спортивный стиль: любимой одеждой.

Из числа опрошенных мной 63% учащихся решают сами, что им одеть и только 37% - спрашивают мнение родителей.

На вопрос: как вы одеваетесь, когда идете в школу, какой стиль одежды вы используете, ответили: 72, 3% - классический, 15, 8% - спортивный, 11, 9% - смешанный стиль. Цвета для одежды – синий, черный, белый – 83%, оранжевый, голубой, розовый – 17%.

Любите ли вы смелые сочетания цветов, опрошенные учащиеся ответили: да – 27%, изредка – 48%, нет – 25%.

Отдают предпочтение спортивному стилю – 79% ребят, когда идут на день рождение к друзьям, классический стиль – 2%, романтический – 3%, смешанный – 16%.

По результатам опроса я выяснила очень интересные факты, отчасти подтверждающие мои предположения. Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Не даром говорят, что по «одежке встречают…»

Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать. Одежда детей соответствует отведенной роли: школа, дом, улица, праздник.

Учащиеся школы интересуются модой, модной одеждой.

Благодаря одежде и аксессуарам, мы можем помочь достаточно быстро и доходчиво сложить о нас впечатление собеседнику. Поэтому каждый человек не равнодушен как он одевается, и в какую одежду он одет. Учащиеся школы используют, с одной стороны простую, удобную одежду, а с другой - задумываются над смысловой нагрузкой костюма, выражая свою индивидуальность через костюм и цвет;

Мода помогает адаптироваться, приспосабливаться человеку к жизни в обществе, определять свое место. Определенная одежда позволяет каждому ученику в школе, чувствовать себя таким, как остальные дети в классе, школе.

6. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.

Можно сделать следующие выводы :

· Процесс формирования общечеловеческих духовных ценностей через модную, красивую одежду находится в прямой зависимости от общеобразовательного уровня всего населения

· Каждый человек по-разному относится к моде. Отношение к моде лишь часть общего отношения к одежде, которое формируется в результате воспитания и жизни в определенных социально-культурных условиях, под влиянием современной моды и связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, художественными способностями).

7. Подготовка к презентации исследовательского материала.

8. Список используемой литературы.

1. Васильев А. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина нон-фикшн; Глагол, 200с

2. Горина формы одежды. – М.:1981. – 184с.

3. Махмутова, моделируем, шьем. Книга для учащихся. Просвещение. 1994 – 144с.

4. Сестры Сорины. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов. изд-во «Феникс», 1999. – 448с.

В современном обществе внешний вид становится все более важен в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. Как одежда влияет на жизнь человека? При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

0 184626

Фотогалерея: Как одежда влияет на жизнь человека

В личной жизни внешний вид имеет огромное значение, в первую очередь, в момент знакомства. Когда видите на улице симпатичного вам человека, хочется привлечь его внимание, можно, конечно, налететь на него и в минуту рассказать о себе все, но этим можно разве что напугать человека, вряд ли он сразу оценит неповторимость вашего внутреннего мира и заинтересуется представившимся знакомством. Предоставьте это своему внешнему виду: прекрасно уложенным волосам, белоснежной улыбке, отлично сидящей одежде, чистой обуви и правильно подобранным аксессуарам.

Необходимо отметить, что неважно какой внешностью наградила природа, вся суть в том, как вы себя подадите: природная красота может проиграть яркой привлекательности, обаятельности и харизме, вовсе не обязательно иметь правильные черты, чтобы очаровать окружающих. Не забывайте также и то, что постоянное нытье из-за неудовлетворенности своей внешностью, комплексы только оттолкнут людей, несомненно, вы можете найти достоинства в себе и подчеркнуть их.

Подумайте и о том, с кем вам приятнее находиться? Можно предположить, что перед вашими глазами возник образ человека ухоженной внешности, стильно одетого, уверенного в себе. Каждому мужчине хочется видеть рядом с собой шикарную девушку, а женщин привлекают ухоженные, стильные мужчины. Это вполне естественно, все в природе стремится к гармонии, симметрии, красоте.

Имеет ли значение внешний вид в работе? Можно, конечно заявлять, что работника нужно оценивать только по результатам его профессиональной деятельности и уровню образования, а не по тому, сколько времени он тратит на свою внешность, но это совсем не так. Опрятный, стильно одетый человек вызывает больше доверия у компании, как в общем-то и у всех нормальных людей: грязные оборванцы настораживают, таких мы стараемся сторониться. Когда человек хорошо выглядит, он и чувствует себя увереннее, и его успешность очевидна и клиентам и работодателям. Потому, начиная с собеседования по вакансии, ответственных мероприятий компании, заканчивая обычными днями рабочей недели - всегда следует держать марку, соблюдать стиль компании и подчеркивать собственную индивидуальность в какой-то мере, давая понять, что являетесь членом целой команды и сами представляете собой достойного сотрудника.

Особенно важно продумать оригинальные детали собственного стиля людям креативных профессий, продемонстрировав тем самым свой творческий потенциал. Образ нужно продумывать до мельчайших подробностей: работодатели и клиенты будут смотреть оценивающим взглядом, и общая красивость и интересность может быть испорчена неухоженностью рук или неправильно подобранным аксессуаром.

Если какое-то время назад дизайнеры, архитекторы, актеры и журналисты придумывали себе яркие, насыщенные деталями, безумные образы, чтобы привлечь внимание заказчиков и проявить свою супер нестандартную индивидуальность, то в настоящее время существует тенденция к простоте, ясности линий, сдержанности, и именно это является показателем истинного стиля. Цветные шарфы художников, сумасшедшие решения платьев и костюмов уступили место одежде простого кроя, аккуратным аксессуарам и спокойным цветам с отдельными яркими деталями. Еще одной тенденцией можно назвать все большую популярность посещения тренажерных залов, тренировок и танцевальных занятий, способствующих формированию здорового и красивого тела. Здоровые люди также более привлекательны во всех смыслах для работодателей, да и просто для окружающих, это в нас заложено природой.

Все это отнюдь не означает, что нужно срочно бежать к пластическому хирургу и переделать все операции из его каталога! В современном мире, где можно найти одежду и обувь всех стилей, моделей и разновидностей, в выборе которых вам поможет стилист или имиджмейкер, салоны красоты предлагают множество услуг, начиная от косметических и парикмахерских, заканчивая спортивными занятиями, которые помогут вам измениться, создать нужный образ и произвести впечатление на окружающих. При этом постарайтесь не переборщить и не стать одержимыми стремлением похудеть или набрать невероятную мышечную массу, это может вызвать заболевания, от которых будет сложно излечиться.

Как одежда влияет на жизнь человека? Как говорится, красивый человек красив во всем, при этом красота - это сочетание ваших внутренних качеств и внешней привлекательности, потому следить за своим видом очень важно.


Top