Глаза с поволокой. Физиогномика глаз С поволокой

Когда мужчина хочет женщину, она подсознательно это чувствует. Но порой, чтобы убедиться в своих ощущениях, ей требуется подтверждение, объективный взгляд со стороны. Существуют определенные признаки, которые выдают желания и помыслы мужчины, даже если тот отчаянно пытается их скрыть. Особое внимание следует обратить на взгляд, жесты, язык тела и необычное поведение.

Взгляд

Глаза – зеркало души человека. Даже если человек хочет скрыть свои эмоции, взгляд всегда его выдает. Нужно лишь научиться правильно читать выражения глаз. Если мужчина хочет женщину, он смотрит на нее по-особому. Обычно выдающий взгляд длится доли секунды, поэтому невнимательный человек может его не заметить. Но если наблюдать, или еще лучше, записать мужчину на видео, признаки вожделения будут видны:

Эксперимент. Чтобы подтвердить свои ощущения, нужно отойти на несколько десятков метров от мужчины, и в течение 10-15 минут понаблюдать (скрытно) за его поведением Если он будет периодически поглядывать в вашу сторону, можно судить о повышенном интересе и возможном желании сблизиться.

Язык тела и жесты

Тело человека может рассказать многое. Осанка, поза, жесты всегда что-то означают. Организм через них дает выход эмоциям. Если человек пытается подавлять свои чувства, его кровяное давление повышается. Ученые используют этот факт для тестирования на детекторе лжи. Но как понять, что мужчина тебя хочет? Обратите внимание на следующие признаки:

Всю правду расскажут ноги. Некоторым женщинам недостаточно подтвердить желание мужчины. Они хотят знать, насколько серьезны и прямы его намерения. Наиболее достоверно о честности говорят ноги. Если мужчине нечего скрывать, то его ступни будут сведены вместе, а носки обращены в вашу сторону.

Поведение

Горящий желанием мужчина ведет себя иначе, чем остальные. В его крови бурлят гормоны, он то и дело думает, как заполучить желаемое. Это могут быть как прямые действия по завоеванию, так и старательные усилия свои намерения скрыть. Но от внимательного человека не ускользнет ничего. Итак, как понять, что тебя хочет парень:

Совет автора. Важно понимать, что каждый признак по отдельности еще ничего не значит. Например, взгляд с поволокой может свидетельствовать, что мужчина просто пьян. Постукивание пальцами и переминание с ноги на ногу может говорить о спешке, желании сходить в туалет.

Чтобы сложить объективное мнение о помыслах и намерениях мужчины, каждый отдельный признак нужно воспринимать как деталь пазла. Если женщина действительно желаема, они сложатся воедино.

Что дальше?

Ну, вот вы и сделали определенные выводы о желаниях мужчина. Возникает вопрос, а что дальше с этим делать? Нельзя же подойти и прямо сказать, что он раскрыт и вам все известно. Нет, девушка должна действовать иначе. Если парень ей интересен, и она тоже желает вступить с ним в связь, свою готовность нужно продемонстрировать:

  1. Когда парень на вас посмотрит в очередной раз, посмотрите ему прямо в глаза и улыбнитесь. Ваша открытость поможет ему раскрепоститься.
  2. Надевайте более скромные наряды. Пусть будет открыто что-то одно – декольте, ноги или обтянуты бедра. Во-первых, мужчина не должен перенасытиться, а во-вторых, когда вы в откровенном наряде, соображать и действовать ему сложнее.
  3. Спросите совета или попросите помощи. Проверенный способ познакомиться поближе.
  4. Будьте просты и открыты. Не нужно строить из себя неприступную недотрогу. В этом случае мужчина быстрее перегорит, чем решиться подойти и признаться в своих намерениях.

В заключение, следует напомнить, что быть загадочной, интригующей – прерогатива женщины. Сильный пол устроен иначе. Если мужчина действительно чего-то хочет (особенно женщину), он делает все, чтобы это заполучить. Даже самый скромный парень становится настойчивым, целеустремленным и решительным. Поэтому женщине нужно всего лишь подождать и посмотреть, как тот проявит себя.

Ольга, г. Москва

Это пост ни о чем. Просто об одной особенности лица, которую я всегда отмечаю в людях, потому что мне она кажется очень красивой. Это радужная оболочка глаза, не касающаяся нижнего века. Когда под радужкой остается полоска белка.

Это большая редкость, хотя и встречается у всех рас и этносов. Может быть это какой-то известный науке феномен, и врач-офтальмолог сразу скажет название.

Я долго не могла понять почему мне нравятся определенные лица, даже когда в них нет больше ничего особенно привлекательного. И когда умер Александр Абдулов, и везде было множество его фотографий, вдруг обратила внимание: в молодости у него были эти глаза, причем очень ярко выраженные - большие, с высокой радужной оболочкой. С возрастом эта особенность у него исчезла. Так же как у Ларисы Гузеевой от нее не осталось и следа, и лицо сразу стало обычным. Но у некоторых, например Одри Хепберн, она оставалась всю жизнь.

Обычно эта черта присуща людям с большими глазами, но бывает что и нет. У Элвиса Пресли были небольшие глаза, но очень красивые из-за полоски белка. Настоящие русалочьи глаза с поволокой. Что-то в этих глазах есть, что делает лицо мечтательным, нежным и беззащитным. А когда полоска пропадает, пропадает и прелесть лица, как случилось с очень красивым в юности Абдуловым, превратившимся в совершенно обычного человека уже к 35 годам.

Пока писала, вспомнила «Вы звери, господа…» и эти огромные, печальные, подернутые слезами глаза. Вот так из всего фильма может запомниться только такая мелкая деталь. Зато на всю жизнь. У Елены Соловей эта черта, кстати, не исчезла.

Говорят, Михалков долго не мог уговорить ее сниматься в этой роли, но не хотел никого другого. Да… когда-то и он был нормальным и очень талантливым человеком. Много воды утекло с тех пор. Может когда-нибудь напишу об одном из самых моих любимых фильмов «Пять Вечеров», если придумаю как его привязать к красоте и тематике этого сайта.

В повседневной жизни нам порой так хочется узнать о ком-то чуточку больше. Ведь все-таки какая девушка ни мечтает разобраться в поведении парня и какой парень ни мечтает узнать, как к нему относится возлюбленная? А Родители?

Для них невероятно важно знать о своем ребенке как можно больше. И ключом к этому является физиогномика – китайский метод определения типа личности. Исходя из данных, полученных во время научных исследований, больше половины всей окружающей нас информации мы воспринимаем посредством невербальных коммуникаций – жестов, выражения лица и т.д. И самым главным демонстратором души является взгляд.

Ни для кого не секрет, что при встрече глаза -это именно то, на что сложно не обратить внимания, то, что поистине называется «зеркалом души». Они олицетворяют чувства человека, его переживания, то, что так скрыто во внутреннем мире. По глазам несложно определить даже характер, поскольку, имея хоть какое-нибудь представление о физиогномике можно при первом же взгляде на глаза человека понять – добрый он или злой, положительно он настроен или отрицательно.

При знакомстве с человеком стоит в первую очередь обратить внимание на особенности его глаз, поскольку их строение неразрывно связано с его характером. Научившись определять характер, руководствуясь только глазами, можно открыть для себя многое в человеке, узнать его от и до. Для этого необходимо учитывать всё, вплоть до размера глаз, их формы, цвета, глубины посадки, расположения, величины зрачков, их строения, длины и густоты ресниц.

О чем нам говорят особенности глаз?

Большие и выразительные

Человек, обладающий большими и выразительными глазами, зачастую имеет искренние намерения и артистичную натуру, они общительны, находчивы и легки на подъем, не стесняются выражать свои чувства и эмоции. С уверенностью можно заявить, что красота таких глаз несомненно привлекает противоположный пол, что вследствие может стать причиной проблем в личной жизни и в целом усложнить саму жизнь, особенно, если речь идёт о девушке.

Глаза «навыкате»

Обладатель, так называемых, глаз «навыкате» зачастую характеризуется как человек, склонный ко всему, что связано с азартом. Энергичность, риск, решительность, огромные амбиции, успех и невероятно точная интуиция – это постоянные его спутники. Для женской половины человечества, имеющей данный тип глаз, характерна излишняя вспыльчивость и импульсивность, общительность и открытость, высокая самооценка, тяга к власти, также их отличает склонность к безрассудству и риску.

Маленькие глаза

Обладатели маленьких глаз, как правило, стрессоустойчивы, пунктуальны, упрямы, принципиальны, обладают твердым характером и четкой жизненной позицией. Они преданны как в любовных отношениях, так и в дружеских, однако очень ревнивы, так как в основном не уверенны и слишком к себе строги, несмотря на своё самодовольство. Причем в этом случае мужчины намного более придирчивы к себе, нежели девушки, которые за счет макияжа всегда смогут поднять свою самооценку.

Глубоко посаженные глаза

Как для мужчин, так и для женщин, имеющих глубоко посаженные глаза, характерны такие черты, как консервативность, ранимость, мечтательность, легкость и доверчивость. Их также характеризует расчетливость и внимательность относительно денежных вопросов, нелюбовь к риску – это именно то, что позволяет им сохранять стабильное и крепкое положение в финансовой сфере. Такие люди зачастую очень успешны именно благодаря их спокойной и творческой натуре.

Раскосые глаза

Что можно сказать об обладателях раскосых глаз? Определенно они очень оптимистичны, решительны, относительно самоуверенны и излишне смелы, поскольку их авантюризм и беспечное поведение порой способны привести к неправильному шагу, но, следует отметить, что их невероятная самоуверенность зачастую является главным ключом к успеху. Рискованность и безрассудство – два главных их спутника в жизни.

Уголки глаз

Что касаемо людей с уголками глаз внешней стороны, смотрящих наверх, так прежде всего следует отметить их печальное из-за этого выражение лица. Человек, обладающий данным типом глаз склонен заниматься благотворительностью и вообще чересчур заботиться о других, забывая при этом о себе. Для него на первом месте всегда будет стоять именно благо окружающих. Зачастую в конечном итоге это приводит к саморазрушению, а окружающие начинают пользоваться их безмерной добротой и воспринимать это как должное. Таким людям необходимо повысить свою самооценку, стремиться подавить свою слабовольность и, самое главное, всегда помнить о своих собственных интересах.

Большие глаза

Взгляд человека, который имеет довольно большие глаза и при этом маленькую радужку, кажется будто испуганным, а глаза – расширенными, как при виде приближающейся опасности. Их сильными сторонами являются хитрость, щедрость, проницательность, они обладают необузданным характером, их темперамент порой способен повергнуть в шок, однако из-за их не утихающей беспокойности они не терпят обязательств, ввиду чего им следует рассматривать работу с частой сменой места, а с партнером почаще отдыхать порознь.

Глаза со склерой

Порой можно встретить людей со склерой, иначе говоря, с глазным белком, окружающими радужку со всех сторон. Человек с данным типом глаз обладает необузданным темпераментом и зачастую теряет над собой контроль, впоследствии чего запросто способен впасть в бешенство и истерику.

Скошенные наверх края глаз

Скошенные наверх края глаз свидетельствуют нам о сентиментальность и «хрупкости» человека, но тут следует отметить также и его смелость и решительность. Так, например, у мужчины, отличающегося добродушием и оптимистичностью, края глаз будут скошены книзу, а у проницательного и умного – внешний угол глаза будет заостренным и длинноватым. Смелого, безрассудного и алчного же отличит уголок, загнутый кверху. Смиренного и покорного – уголок, смотрящий вниз.

Для более точной характеристики человека по взгляду необходимо учитывать следующие особенности :

- Расположение глаз

То, как расположены глаза относительно друг друга, немаловажно для гармонии черт лица. В наиболее хорошем случае глаза должны располагаться на расстоянии примерно в 2- 2,5 см. Это свидетельствует об общительности и высокой коммуникативности человека, о хороших взаимоотношениях с окружающими.

В случае, когда глаза слишком близко посажены друг к другу, можно сделать вывод, что человек слабохарактерный или слабовольный, легко попадает под влияние окружающих, в частности, близких людей, которые оказывают ощутимое воздействие или, по-другому, влияние на его жизнь. Если же наоборот – глаза непропорционально удалены друг от друга, это означает, что такой человек обладает крепким и сильным характером и не поддается влиянию со стороны родителей, он даже скорее находится в холодных отношениях с ними из-за недостатка заботы и внимания со стороны родных.

- Цвет глаз и белков

Жизнь обладателей темно-коричневого цвета глаз наполнена неиссякаемой энергией и непоколебимым оптимизмом. Голубоглазые, как правило, невероятно добры, а люди с зеленым цветом глаз характеризуются некой загадочностью и высоким интеллектом. Желтый оттенок повествует о ярком темпераменте человека, фиолетовым же оттенком обладают люди, не обделенные природным обаянием.

Благодаря глазам можно судить о состоянии здоровья человека, так, например, склера чистого белого цвета являются показателем здорового организма, тогда как желтоватые или красноватые белки говорят о проблемах. Иногда у обладателей карего цвета глаз имеется голубоватый оттенок белков с рождения, что придает такому человеку немного загадочности.

- Взаимосвязь ресниц и темперамента

Обладатели коротких и редких ресниц зачастую малоподвижны и неактивны. Короткие же и густые ресницы говорят об обратном – человек полон энергии, имеет достаточно агрессивный темперамент и сильный характер. Длинные ресницы говорят о доброте, открытости и добром сердце обладателя.

- Морщины вокруг глаз

Как ни странно, морщинки на внешних уголках глаз, так называемые «гусиные лапки», свидетельствуют о сексуальности человека, о его ярком и страстном темпераменте. Если «гусиные лапки» направлены кверху, можно сделать вывод, что человек обладает настойчивым характером, что всегда дает ему возможность добиваться поставленных целей. Однако, если эти морщинки направлены книзу, это может говорить о возможных неудачах в личной жизни.

Веки

Тяжелые веки говорят о решительности человека, о его чувственном характере, проницательности, сексуальности, привлекательности и, скорее всего, холодном сердце. Если верхнее веко ниспадает от середины к углу глаза, так называемый «взгляд с поволокой», это свидетельствует о пессимистичном характере человека. Теплых и женственных дам отличит слегка обвисшее нижнее веко, но, если же оно посередине разбухшее, это скажет о том, что женщина излишне эгоцентрична. Опухшие нижние и верхние веки говорят лишь об усталости.

Основные ключи невербальной коммуникации

Намерения и мысли собеседника зачастую очень легко определить всего лишь по характерному взгляду. К примеру, прямой взгляд свидетельствует об увлеченности разговором, а бегающий взгляд в сторону наоборот – о безынтересном общении, хотя, за редким исключением, это может говорить о желании высказать что-либо или о чувстве вины.

Не стоит пристально смотреть на незнакомца, очень часто это демонстрирует агрессию. Быстро охватив кого-либо взглядом, человек непроизвольно покажет свое недовольство по поводу его присутствия.

Погружаясь в свои мысли и воспоминания, люди обычно отводят взгляд вверх налево. Взгляд же вверх направо говорит о мысленном проектировании каких-либо действий и событий. Говорят, что человек «витает в облаках», если его взгляд расфокусирован и направлен прямо, однако он просто сосредоточен на своих проблемах.

Взгляд вниз и направо демонстрирует человека, полностью погруженного в мысли об ощущениях и прикосновениях, а если взгляд вовсе опущен в пол – это говорит о глубоких внутренних философских рассуждениях.

О чем говорит взгляд мужчины на женщину

Если парень смотрит в сторону, незаметно прослеживая взгляд девушки, это говорит о его заинтересованности, сильную влюбленность же отличит прямой и пристальный взгляд. У мужчины наверняка отсутствует всякая романтичность по отношению к женщине в случае, когда он смотрит будто «поверх» нее, такой взгляд говорит лишь о его самовлюбленности. Также мужчина явно не заинтересован в общении с той или иной женщиной, если взгляд его зафиксирован на сторонних вещах или предметах, или же, если он смотрит себе в ноги.

В заключение

Итак, в заключение следует отметить, что благодаря науке физиогномики у нас есть возможность уже при первой встрече сделать определенные выводы о том или ином человеке, что впоследствии может значительно упростить с этим человеком общение и помочь легко наладить продуктивные взаимоотношения. Следует быть всего лишь чуточку внимательнее к мелочам, ведь именно в них кроется истина.

Систематизация и связи

Юрий Кузин
«Глаза с поволокой»
Не люблю я считать ворон. Только позволь, и в голову, как в гостиничный номер, куда впускают перекантоваться за рубль в сутки, и где вповалку, «валетом», спят те, у кого зарплата с гулькин нос, набьётся целый табор…
Налетят. Петь и танцевать начнут. Ручку, мол, позолоти.
Как-то вышел я продышаться. Дай, думаю, куплю вечёрку, - газеты, говорят, хорошо выводят банных тараканов из головы. Покупаю. Разворачиваю. А там - мужик. Холёный. Усики ровно подстрижены. И глаза вороные, с дымком, как стволы после стрельбы. ДОВЛАТОВ.
Тут бес и подначивает: разузнай, мол, кто, да что? А сам, каналья, фантазии мне подбрасывает в топку: мол, не банщик ты отныне, Гришка, а следователь да по «особо важным!»
- Ну, - думаю, - угорел!
Мне бы холодной воды плеснуть на камни, прекратить, так сказать, безобразничать. Да дiавол, подлец, душу, как перчатку, на изнанку выворачивает. Жутко! Зябко! Хоть святых выноси! Вот бы, думаю, задать нечистому трёпку, наподдать, так сказать, чтобы знал наших, но как сладить с лукавым, когда враг уже оседлал тебя, как старого мерина, и пускает: то иноходью, то рысью, то галопом?
- Ну-ка, - распахну я перед воображением все оконные рамы, забитые на зиму с уснувшими мухами в проёмах, - пробейте-ка мне гражданина этого, Довлатова!
Это я подчинённым, значит.
А они мне: «А что тут пробивать, товарищ старший следователь. Сразу видно - матёрый».
- Видно? - я нахлобучу брови на глаза и принюхаюсь к заусенцу с красным, как помидор, лицом. От Фердыщенко будет разить. И букет у опера стойкий, терпкий, я бы даже сказал водочный, как у ящиков, что пылятся на складе вещьдоков.
- А может и не грабитель он вовсе? - подаст надежду звонкоголосая Нинка, судмедэксперт, которую и калачом не выманишь из анатомички. Вот уж кто любитель посудачить с покойничками о своём Игорьке (тот ещё бабник).
- Да уж, не авторитет, - проскрипит зубами Сан Саныч, кадровик, съевший ни одну собаку на «пиковых». - Цеховик, полагаю. Срок мотает. Ссучился. Куму настучал. А теперь в буре прячется, чтобы за петушиный стол не сесть...
От хлёстких выражений этих я вздрагиваю и привстаю на стременах своего ума, - мол, хоть и банщик, а по фене ботаю. Ох, эта чёртова баня! Какого только репья не посадишь в мозг, вычёсывая колтуны из запаршивевших душ и тел!
-…и глаза у него бухгалтерские, - поставит точку Сан Саныч.
Все с восхищением уставятся на знатока - крепко сбитого бобыля, сорока пяти лет, с «гуимпленовской» улыбкой на зашитых крупной стёжках щеках.
- Дай-ка, взглянуть, Саныч, - выхватит фото у кадровика Грицай, дознаватель. - Какой же это бухгалтер? - он кисло пробасит. - Домушник это. Щипач. Рожу откормил, как у пахана. Общаг, думаю, держит. Или предъявы разбирает по понятиям.
Тут даже те, кто отсиживался в закутках моего мозга, подойдут, чтобы взглянуть на стреляного воробья.
- Глупые Вы, мальчики, - вонзится бюстом в «могучую кучку», как ледокол в метровый шельф, Зоечка из баллистики. - Актёр это, Омар Шариф. Он в «Золоте Макены» снимался. Они там с Грегори Пеком дрались. На ремнях. Мол, кто кого - того и золото.
- И кто кого? - поинтересуется издалека Звонцов, практикант.
- Да оба хороши, - бюст Зоечки так и запляшет под настойчивым и цепким взглядом молодого специалиста. - У них же, у буржуев, рука руку моет. Хепиэнд, так сказать…
- Актёр, говоришь? - вальяжно, по-барски, подойдёт к коллегам насмешливый Рабинович, которому составить фоторобот, что раз плюнуть.
- Таааак… Гражданин себе на уме. Мозган, так сказать. А ещё красавец. Самец. Еврей - одним словом...
Тут все, разумеется, пожмут плечами и робко уставятся на меня.
- Еврей? - строго пресеку я пропаганду сионистских идей.
- Типичнейший, - Рабинович возьмёт меня под локотки и подведёт к оконцу, где при свете косых лучей закатного солнца личность разыскиваемого заиграет новыми красками. - Взгляните-ка на лицо, - плут постучит длинным, как коготь, пальцем по фотографии. - Оно овальное. Лоб широкий, как у Моисея. Глаза миндалевидные. Навыкате. Брови густые, сросшиеся. А голову, хитрец, остриг, чтобы кудри скрыть. Они, похоже, вьются у него, как у Авессалома. Он папашу своего, Давида, прогневил. Тот в погоню. А сын, улепётывая, повис на ветвях раскидистого дуба. Волосами, стало быть, зацепился. Так и колыхался на ветру, бедолага, пока не был убит…
- Вот ужас, - Нинка даже скрестит руки на груди.
- А этот, ну, Довлатов, он, что родственник потерпевшему Авес.., как бишь его там? - проснётся вдруг, прикорнувший было, Фердыщенко.
- В связях, - хитро улыбнётся Рабинович. - Поэтому и стрижётся. Боится, что силу свою обнаружит. Богатырскую.
- Богатырскую? - широко раскроет Зоечка глаза, и грудь её запляшет камаринского.
- Вот именно. У евреев, Зоечка, чем длиннее патлы, тем круче мужики. Вспомни Самсона…
Я, конечно тоже, напрягу память. Но на ум, вместо золотого бородача, разрывающего пасть льву на фонтане в Петергофе, придёт почему-то незлобивый хиппи Генка, спасавшийся бегством от комсомольцев с ножницами в руках.
- И, что же Давид? - чуть не плача, спросит Нинка с платочком у глаз.
- Голову пеплом посыпал. И всё рыдал, горько приговаривая: «О, Авессалом! О, Авессалом!»
Тут все, конечно же, станут печалиться о ветхозаветном неудачнике, запутавшемся в ветвях раскидистого дуба.
- Выходит, - прерву я тризну, - если бы мужик этот, в литых перчатках, волосы до пят отрастил, как Самсон, то мог бы и «Аврору» протащить по Неве?
Все опять посмотрят на меня, отвалив челюсти, как ковши у экскаваторов.
- А что? - разведёт руками Рабинович, дивясь такой перспективе. - Если, конечно, обвязать её канатами, то - вполне…
Здесь и прольются Нинкины слёзы, раздадутся её частые всхлипывания, точно разом заскрипят и отвалятся двери во всех мертвецких.
- Я знала… знала, - будет шмыгать носиком Нинка, - что никакой он не грабитель, - и добавит с каким-то надрывом в голосе: - Грустный он какой-то…И глаза - грустные-грустные…С поволокой….
Теперь уже я возьму в руки фото, с которого Мозган и Ас будет холодно взирать на меня, пряча огонь своей души за ПОВОЛОКОЙ, - и чего только не ляпнет баба, чтобы не прослыть дурой!
- С по-во-ло-кой, говоришь? - я буду разжёвывать слоги, как толчёную дурь, которую туркмены употребляют вместо обеда. - С бельмом, что ли?
- Да нет же, - усмехнётся Нинка, - с пеленой. Это, как если бы вы пришли в театр, а там - пожар! И занавес падает. Пожарный. Он огонь сдерживает, чтобы в партер не переметнулся. Вот и я о таких глазах. Их ресницы заволакивают, чтобы не прожгли насквозь...
В этом месте чёрт и свалится с моих плеч, - видимо, окаянный, окажется не слишком опытным ездоком.
- Дай, - говорит, - ногу в стремя сунуть. А там, я такие Диснейленды тебе покажу, Григорий, на таких горках американских прокачу с ветерком, на каких ты отродясь не катался…
- Нет! - говорю. - С меня станется!
А сам больно так себя за ухо щиплю, чтобы от морока бесовского пробудиться. И лезет же в голову всякая чушь. Вот, что значит - считать ворон. Но лукавый, похоже, и тут дровишек в костёр подбрасывает. - А что, если они правы? - шепчет сладко, оседлав мою мысль и даже пробравшись внутрь неё, как короед, забившийся между камбием и лубом. - А что, если сила в тех самых волосах? Что если сочинять - вовсе и не бить баклуши, а делать что-то большое, из чего выйдет толк, если, конечно, не врать в три короба, и не городить огород, через который и сам-то не перелезешь?
А я и не спорю.
Я просто иду домой. Вырезаю портрет писателя из вечёрки. Прикрепляю шпилькой к обоям над кроватью. И вообще собираюсь отрастить волосы, как у Самсона. Сил они мне не прибавят. Но глаза спрячут, - узкие, как прорези для медяков в автомате с газировкой.
А ещё я умыкнул Довлатова из библиотеки. Прочёл от корки до корки. Но не понял ни одного слова.
ПОВОЛОКА, - вот, что застит мой ум, что сковывает волю. Я рождён курам на смех, и пока я сам не подниму, этот чёртов занавес, пока не срежу жир с памяти, не сниму кожу с ума - до клубка мышц, до скрипа сухожилий, - огонь, полыхающий за сценой, будет отапливать Космос, в котором мне не найдётся койко-места.
А банщиком служить я больше не хочу. Уволюсь. Завтра же.
Санкт-Петербург 21.07.2018 г.

Юрий Кузин, 21 Июль, 2018 - 20:11

Комментарии

Не очень понятно с какой целью вы уводите читателя в анфилады метафор и смысловых уровней. Может это метареализм в прозе?

Согласно М. Эпштейну, «метареализм напряжённо ищет ту реальность, внутри которой метафора вновь может быть раскрыта как метаморфоза, как подлинная взаимопричастность, а не условное подобие двух явлений. Метареализм — это не только „метафизический“, но и „метафорический“ реализм, то есть поэзия той реальности, которая спрятана внутри метафоры и объединяет её разошедшиеся значения — прямое и переносное». Основным тропом метареальной поэзии, по Эпштейну, является метабола , отличная и от метафоры , и от метонимии .

Ваш вопрос симптоматичен))) - признаюсь, я и сам не смыслю ничего в измах... Я действую по наитию, спонтанно, как, например в следующем фрагменте....

«Васька» (фантастический рассказ) ФРАГМЕНТ
Бог сказал: «Умри, Васька!» и я - умер.
Это случилось сегодня. За день до моего девятилетия. Спустя минуту после выстрела полуденной пушки, изрыгнувшей из себя комок спёртого воздуха, - талый снег свалялся, почернел и пропах, как створоженное молоко…
В ту же секунду, когда меня сломало, как ветку вербы апрельским воскресным утром, в Венецианской лагуне мрачная Анна, пробежав терцину Данте: «Земную жизнь, пройдя до половины…», сунула планшет в рюкзак; встала; потянулась; подошла, переступая с камня на камень, к веснушчатой Агнесс; чмокнула в темя; обняла за плечи и спросила доверительно: «Ты уже трахалась? Только не ври, что - нет!»
- Что у тебя на уме, - ответила та, весело ударяя пятками по воде.
Сам не знаю, как, но я слышал весь этот трёп.
А ещё я побывал в дебрях Африки, в прериях Аризоны, на узких улочках Толедо и в окутанном смогом Шанхае, где всё кишело китайцами, которые столпились на роговице моих глаз - все 24.000.000.
Я знал каждого поимённо, как если бы был микробом, клонировавшим себя для турне по планете, которую собирался завоевать.
«Весёлая же у меня смерть!» - подумал я. Но прежде, чем сознание моё угасло, как кинескоп (телевизор у нас с мамой был ещё советский), я увидел турка Али, который, закончив пылесосить ковролин в доме госпожи Gustafsson, что в Стокгольме, протянул псу Жако кусок жилистого мяса и пробасил, по-курдски: «Ешь, сын шайтана! Кто ещё тебя накормит в этой дыре, как ни мусульманин».
Я увидел, как нахлебник, лениво виляя хвостом, подошёл к уборщику и выхватил стейк из его руки.
За секунду я успел побывать в одном миллионе двухстах тысячах городах, но после того, как Жако, не разжёвывая, проглотил кусок, я стал заваливаться на спину, как в фильмах Тарантино, где сражённый пулей, не падает, как подкошенный, а долго и мучительно складывается по частям.
Я летел затылком к ядру Земли. Я думал о бутылке, которую Гришечкин (так звали предводителя убийц) швырнул мне в лицо, очевидно из нелюбви к человечеству.
«Он смахнул меня, как куропатку», - подумал я.
Я услышал, как вся эта кавалькада подкатила ко мне, как сокрушалась о бедах, которые свалятся на их головы с моим исчезновением из семейства Гоминид, из вида Homo sapiens.
Я почувствовал, как саранча эта вдруг снялась с места и как полетела, стрекоча крыльями, на угол пятнадцатой линии и Малого.
Я склонился над собой. «Вот бы убрать тело с глаз долой, - подумал я, - куда-нибудь в четвёртый двор, где был тупик с ржавевшими остовами легковушек, и где мать, - я был уверен, - не стала бы меня искать».
Но тело моё предательски цеплялось за асфальт; мне даже показалось, что оно погрозило мне кулаком.
«А что, - подумал я, - если «он» жив? Эта мысль уколола меня, заставив внимательно взглянуть в собственные глаза, - пронзительно-серые, удивлённо уставившиеся в холодный квадрат неба, и скользнуть взглядом по щербатому, пахнущему хмелем и солодом, осколку. Один его зубчик торчал в моей височной кости, а другой - длинный, как сталагмит, - сидел в мозгу.
Я решил исследовать труп до того, как лавина, сорвавшаяся с вершины, не запрёт все мои атомы в гренландский лёд.
Я подумал, что смог бы выжать из тела хотя бы каплю жизни; я стал инвентаризировать ущерб; нырнул в кровоток, в перебитую артерию, в которой эритроциты вдруг оказались зелёными, как ирландцы в день Св.Патрика.
Веселье, которое здесь царило, - очевидно, до обитателей ещё не добрались слухи о моёй смерти, - приободрило меня, и я даже осмелился заглянуть в свой приоткрытый рот: зубы были целы, язык не прикушен, а голосовые связки (chordae vocales verae) были идеальны, ведь логопед, к которому меня таскала мать, вылепил их, как скульптор, удаливший резцом всё лишнее: ламбдацизмы, сигматизмы, ротацизмы.
Затем я прошёлся по спине. Одна лопатка торчала, - результат родовой травмы: акушерка выдавливала меня, запретив матери делать кесарево («Он сам должен пройти огонь, воду и медные трубы!») В отместку я заперся в утробе, пока меня не вытолкали «взашей».
Гипоксия чуть не повредила мой мозг. Но характер подпортила. Я родился желчным, подозрительным, что отразилось на моём лице. Оно было ассиметричным, хотя и красивым: что-то от отрока Васнецова, глаза которого, - блестящие, с поволокой, - до безобразия широки, а черты лица хрупки, как церковный хрусталь; шея тока, как свеча; абрис щёк замысловат, как византийская вязь; уши нежно очерчены; а рот одновременно и кроток и дерзок.
Думаю, я бы свёл с ума ни одну женщину, если бы дожил до возраста либидо, когда в уши мальчишке, прильнув к ним влажными, горячими губами, природа шепчет слова любви...
Вариант начала 2… И почему ребятня не сверкает пятками, когда площадку облепляют взрослые? Васька был философом в свои девять лет. И когда бутылку хватили о горку, а затем, начинив ненавистью, метнули ему в лицо, не стал уклоняться. Буллит завораживал! Само время бухнулось в обморок. И Васька погрузил в его рыхлую плоть свои холодеющие пальцы. В полудрёме он увидел, как нож, блеснув на солнце, очистил яблоко от жмыха, - а что такое смерть, подумал он, как ни лёгкий перекус! След от зубов остался на сочной мякоти плода, уже подвергшегося ржавлению. И Васька с замиранием сердца ждал, когда щербатое стекло штопором вывинтит морозный воздух из апрельского полузабытья. А, намотав баллистическую кривую на височную кость пострела, осколок уселся в его щенячьем мозгу, точно там ему и было место…
Вариант начала 3...
- Хоругвенооооосцы! - взбегает по хлипким ступенькам мальчишеское сопрано...Ты оборачиваешься на акварельный мазок голоса, брошенный на влажную бумагу рассвета...Никого! Ты ищешь горлопана на тропках и в расщелинах, - а вдруг пострелу известно: как долго ещё таскаться по этой жаре, терпеть удары тяжёлых кистей бахромы, сносить порезы и ссадины, которые древко, прижавшее тебя к земле, сажает на плечи и ладони? И если верно, что до рая рукой подать, если правда, что впускают только тех, кто сваливает к ногам Христа знамёна с именами смертей, прошляпивших детвору, пусть так и скажет без обиняков. Ты рыщешь взглядом по малышне, устроившей, как и ты, бивак на обочине. А когда придорожная пыль, превратив лицо твоё в посмертную маску, стеарином оплавляет разгорячённые щеки, а наждак суховея, обтачивающий пересохшие губы, выметает из расщелин и каверн авитаминозные кровяные шарики, волна сладкого удушья накатывает и разбивается о твой восторженный взгляд. И есть чему восторгаться: в десяти шагах от тебя, колеблясь на ветру, как язычок свечи, стоит фигура, сотканная из света. Вошло существо в дверь, прорубленную в стене зноя, уже извлёкшего из баночек гуаши, и швырнувшего на загрунтованный картон утра густую, всю в колонковой щепе, позолоту солнцепёка. Ступает гость осторожно, мелкими шажками, как часовщик, наладивший старинные ходики. Света тьма, - и ты пьёшь роговицей этот дымящийся напиток, не боясь обжечься. Но сомнение гложет тебя: а что, если на огонёк пожаловал коварный убийца? Все незнакомцы мазаны одним миром, - звёзды, галактики, вселенные. С чужаками держи ухо востро. Не верь их россказням, особенно Солнцу, - вот уж кому палец в рот не клади. Сколько раз этот тюлень лежебока укладывался у твоих ног, требуя почесать загривок. Ты лакомил зверька с рук. Изучал повадки. Но стоит зазеваться, и твоё глазное яблоко очутится на кончике его носа. Так расплачиваются за истовость. И, помня об этом, ты окапываешься в собственном страхе. Веки сцементированы. Стальной занавес упал прежде, чем пламя выело желтки твоих переполошённых глаз. Похоже, ты из тех, кто распускает хвост, а дойди дело до драки - бежит в кусты. Незнакомец, кажется, замечает твою робость, - лёгкая усмешка скользит по белому, как у альбиноса лицу. И это добродушие выбивает почву из-под твоего здравомыслия. Тебя знобит - ужас выдул печной нагретый воздух из твоего жилища вместе с волей и рассудительностью. В панике, перемахивая через ступеньки, ты сбегаешь в подвал, где листаешь пожелтевшую подшивку того далёкого лета, когда мама, сидя у кромки моря, состригала золотое руно с твоих обожжённых плеч. Ты хочешь знать, как приручить пекло. Ты ждёшь слов - надёжных, как золотой запас, - чтобы купить благорасположение монстра, посадить протуберанец на поводок. Но прошлое зашило рот крупной стёжкой. А больше тебе не у кого просить совета. И тогда ты пинками выталкиваешь себя из укрытия, где надеялся отсидеться. Ещё усилие, и мидии твои кажут нос, всё ещё опасаясь кривого ножа ныряльщика. Но пловец незлобив. Взгляд его кротких глаз не опаляет. И ты чувствуешь, как засахариваются твои горькие ребячьи слёзы. А когда ты расстёгиваешь душу на все пуговицы, распахиваешься, как весеннее пальто, - колесо хрусталика, соскочившее с рельс, и загрохотавшее по брусчатке ресниц, водворяется в привычную колею... И что же? Вместо света, - ни боли, ни рези в глазах ты больше не чувствуешь, - тебе широко улыбается отроковица с костлявыми плечиками сорванца и лукавым прищуром слезящихся старушечьих глаз.
- В колонну по трое становись! - крылья у ангела аккуратно уложены за спиной, как у Волжской ленточной голубки.
Мальчишки и девчонки высыпают на серпантин. Колонна вздрагивает и медленно ползёт в гору, как змея, в которую ткнули палкой.

Лучшие друзья девушек - бриллианты? А вот и нет: лучшие друзья - правильно подобранные тени. Конечно, хорошо, когда на пальце поблескивает камушек в несколько карат, но он вряд ли привлечет внимание противоположного пола - разве что завистливые взгляды других барышень.

А вот красивые глаза способны околдовать любого мужчину. Но ведь не у всех представительниц прекрасного пола от природы большие выразительные очи! В этом случае и приходят на помощь тени для век.

Грамотно подобранные тени способны творить чудеса! Если правильно их нанести, можно увеличить слишком маленькие глаза, уменьшить или, наоборот, расширить расстояние между ними, приподнять опущенные уголки, удлинить разрез глаз, придать глубину взгляду, да и вообще кардинально изменить внешность!

Выбирая тени, в первую очередь необходимо учитывать, что они бывают сухие и жидкие. Какому типу отдать предпочтение - дело вкуса. Сухие тени прослужат дольше, поскольку срок годности у них, как правило, больше.

Кроме того, ими можно подводить линии по контуру глаз, что очень удобно, если вы не любите пользоваться карандашом и подводкой. Но эти тени сушат кожу век, поэтому прежде, чем их наносить, следует использовать основу под макияж. А вот аналогичные жидкие косметические средства содержат питательные и увлажняющие добавки, витамины и масла, а следовательно, питают и увлажняют нежную кожу век.

Но у них есть существенный недостаток: они имеют свойство «скатываться», их крайне сложно равномерно нанести и растушевать, ими нельзя прокрашивать складку на веке - иначе вместо загадочного взгляда получится жуткий комок.

Увы, нет ничего идеального. Еще одна разновидность - компактные тени, по внешнему виду напоминающие пудру. Аппликатор при их нанесении должен быть слегка влажным, иначе тени рассыплются по всему лицу.

Какие тени подходят под цвет глаз

Залог успеха - подобрать соответствующий цвет. Белые тени приглушают яркие тона и придают взгляду ясность, но при избытке белого цвета макияж будет казаться искусственным. Черные тени подавляют яркие цвета, взгляд становится выразительным, уменьшается рельеф той части века, на которую наносятся тени. В то же время излишек черных теней старит.

Серый цвет придает взгляду бархатистость, однако немолодое лицо может выглядеть уставшим. Беспроигрышный вариант - коричневые тени, который делают взгляд выразительным и глубоким. Также хорош розовый цвет, придающий сияние, но все-таки он предпочтительнее для девушек.

Голубой - слишком холодный цвет, поэтому голубые тени визажисты рекомендуют использовать вместе с зелеными, серыми или фиолетовыми. Зеленые тени, которые приглушают яркость взгляда и придают лицу нездоровый вид, нужно сочетать с коричневыми, голубыми или розовыми.

Что касается сочетания с цветом глаз, то кареглазым обольстительницам больше подходят холодные оттенки - сливовый, серый, фиолетовый, лиловый, голубоглазым красоткам - коричневые, бежевые, перламутровые, светло-сиреневые и фиалковые тени, а обладательницам зеленых глаз - темно-фиолетовые, медные и сливовые.

Как подобрать тени под цвет волос

Но только цвет глаз учитывать недостаточно - не последнюю роль играют цвет волос и кожи. Так, например, смуглым шатенкам больше подойдут черные или темно-коричневые тени, а если кожа светлая, то тени следует выбирать под цвет глаз. Это правило относится и к светлокожим брюнеткам со светлыми глазами.

Если кожа смуглая, то наилучший выбор для женщин-вамп - зеленые тени. Для блондинок со светлой кожей и голубыми глазами предпочтительны голубые и серые тени. Рыжим, бесспорно, будут к лицу зеленые и коричневые тени.

Кроме цвета необходимо учитывать, что тени могут быть матовые или перламутровые. Конечно, с матовыми тенями хлопот меньше: их легче наносить и растушевывать, они подчеркивают выразительность глаз и привлекают внимание. Но если нужно добиться эффекта открытого, сияющего взгляда, то без перламутровых теней не обойтись.

Матовые тени можно наносить на все подвижное веко, а вот перламутровые - только на середину. Коварство перламутровых теней заключается и в том, что если переусердствовать, то они подчеркнут все имеющиеся морщинки.

Нельзя забывать о форме глаз и индивидуальных анатомических особенностях лица. Если глаза слишком маленькие или впалые, ресницы - короткие, а под глазами имеются темные круги или мешки, то темные тени неприемлемы, поскольку они придадут усталый вид. С их помощью можно только удлинить форму глаз, подчеркнуть и выделить их, а потому наносить следует на внешние уголки глаз. А вот тени светлых оттенков сделают взгляд сияющим и открытым, освежат лицо.

Не стоит наносить на веки всю имеющуюся палитру теней - достаточно двух-трех оттенков одной цветовой гаммы. В уголках глаз и под бровями наносятся самые светлые тени, по центру век - более яркие, а на внешних уголках глаз - самые темные.

Не забывайте об этих простых правилах, и мужчины будут пленяться красотой ваших глаз!
Материал взят с сайта woman.mobus.com


Top