Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду. Программа дополнительного образования "логоритмика в волшебных носочках"



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии.

Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”, основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант.

Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.

Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.

Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.

“Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними”. (Г.А.Волкова)

Актуальность

С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Инновационная направленность.

Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика)

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Литература

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. - М.: Педагогика, 2008.

2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Детство-пресс Санкт-петербург; 1999.

3. “Логопедическая ритмика” ГА. Волковой, 2002.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.-Петербург, 2000.

6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.:Академия, 2000.

Материал подготовлен Самойловой Екатериной Александровной, учителем-логопедом ГБОУ СОШ с.Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»


Комплекс упражнений 1

Динамическое упражнение «Праздник в лесу…»

Дети и родители берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.

Праздник осенью в лесу - И светло, и весело.

Вот какие украшения Осень здесь развесила.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания. Родители делают массаж своему ребенку.

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре - «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три - Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Упражнение на развитие моторики «Водичка»

Водичка, водичка, (двумя руками сделать чашечку)

Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели, (тереть щечки)

Улыбался роток (улыбаться)

И кусался зубок (постучать зубками).

Комплекс упражнений 2

Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Ти-ти-ти - куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ать-ать-ать - в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать - будем прыгать и скакать.

Перетопы ногами.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Дети рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями

Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши.

Топ, топ, топ! Три притопа.

А под елкой черный кот. Поочередно выставлять руки вперед плавными движениями.

Под елку он залез поспать. Присесть, положив сложенные ладошки под щеку.

Нам мешает танцевать. Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети и родители двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети и родители встают в пары и кружатся.

Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

Комплекс упражнений 3

Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три - По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, Подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки - в стороны.

Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали И к нему все побежали.

Бег по кругу.

Посмотрела на бегу. Кто пасется на лугу.

Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Разевает птенчик рот - Маму, маму он зовет.

Массаж тела «Лягушата»

Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

Комплекс упражнений 4

Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях

(Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту. «паровоз» ).

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот слоненка»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2) Упражнение «Пастушок»

Вы как пастушки будете играть на дудочке, чтобы коровка не потерялась.

Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»

Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»

Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»

Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»

3) Упражнение «Кто лучше сделает дудочку!»

При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).

Массаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» - Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки. Листья березы,

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба.

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец

Мы соберем, М аме осенний б укет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

Комплекс упражнений 5

Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»

Хором. Мы идем: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

Мы кричим: ау-ау.

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту режем, режем,

Движения прямыми ладошками вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем,

Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,

Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.

Мы капусту жмем, жмем.

Сжимать и разжимать кулачки.

Огородная семейка,

В танец, в танец поскорей-ка.

Ритмическое упражнение «Капли»

Капля - раз! Капля - два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Массаж спины «Дождь»

Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю - пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю - прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 6

Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Раз, два, три - выросли цветы.

Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо!

Обмахивать лицо руками.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Роложу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК - Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

Да-да-да. (три хлопка в ладоши) -

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) -

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Логопедическая гимнастика

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире. широко раскрыть рот;

Пожевали, жевательные движения;

Постучали постучать зубами;

И с котенком побежали. движение языком вперед-назад;

Кот снежинки ртом ловил, ловить ртом воображаемые снежинки;

Влево, вправо он ходил. движение языком вправо-влево;

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки. закрыть ладошками глаза, спрятаться.

Подвижная игра «Веселый мячик»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Комплекс упражнений 7

Динамическое упражнение «Сапожки»

(выполнение движений по тексту)

Папа в сапожищах: Топ-топ-топ!

Мамочка в сапожках: Шлёп-шлёп.

А я, детка, крошка, в маленьких сапожках

Быстро по дорожке: топ-топ-топ-топ!

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Хобот у слонёнка»

«Хобот у слонёнка длинный и большой, посмотрите, дети, может, вот такой?»

2) Упражнение «Надуть щеки».

Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям.

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Массаж лица

Родители делают массаж своему ребенку.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).

Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).

Щечка, шечка! Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).

Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка.

Погладить ладонями шею. Будут чистенький сынок

Растереть ладошками уши. И котенок-малышок.

Потереть ладони ребенка друг о друга.

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

Лапки мыли? Мыли!

Ушки мыли? Мыли!

Хвостик мыли? Мыли! Всё помыли.

И теперь мы чистые, котики пушистые.

Упражнение на координацию движения и речи

Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.

Если в гости пришел! Покачать головой.

Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.

Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)

Погрозить пальцем.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Мышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них .

Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол . Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

Комплекс упражнений 8

Динамическое упражнение

По извилистой дорожке К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти, Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем, Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

Вдруг из воды высунулась рыбка

Легкий бег на носках, покачивая перед собой соединенными ладошками.

И поплыла по воде быстро-быстро.

Рыбка плавает в воде,

Мы резвимся на траве.

Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ! А у кошки шарик - лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо - влево, вверх - вниз.

Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки, Тяжелых - три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород.

Логопедическая гимнастика

1)Упражнение «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки

2)Упражнение «Мишка хочет спать».

(ребенок укладывает Мишку, произносит «Бай!!!)

Напоили мишку чаем,

А теперь его качаем,

Спать пора, засыпай.

«Бай-бай-бай!»

3)Упражнение «Ладушки»

Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.

Ой, ладушки, ладушки, Испекли оладушки,

На окно поставили (поверните руки ладонями вверх),

Остывать заставили (подуйте на ладони).

Ритмическая игра «Молоточки»

Туки-ток, туки-ток! - Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток. Туки-туки-туки-точки! -

Восьмыми стучать кулачками по бедрам.

Застучали молоточки.

Игра-импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом, друг за другом Мы идем за рядом ряд.

Всё, что гномик нам покажет, Будем дружно повторять!»

Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом.

С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

Комплекс упражнений 9

Динамические упражнения на координацию движений

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары с родителями. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели. Пересели на качели,

Вверх летели,Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот.

Вниз летели.А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем,

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».

Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка.

Встают прыжком. Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке, Скачут на двух ногах.

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

2) Упражнение «Лошадка».

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

3) Упражнение «Птичий двор»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Ритмическая игра «Метелица»

Метелица, метелица, Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится, Кружатся.

Тот заметелится. Приседают на последний слог.

Массаж пальцев «Рукавицы» (Массаж детям выполняют родители)

Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши, Для лисички Маши,

Для лисенка Коли, Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках - да-да-да! - Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда! - А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки. - Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Подвижная игра «Гора - дерево - кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» - дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» - замирают, подняв вверх руки; «Гора!» - встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 10

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер»

Дети выполняют движения, указанные в тексте песни.

1.Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день «пружинка»

Будет веселее. поднимают ручки вверх

2.Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Носик И щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

3.Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!

4.Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

Логопедическая гимнастика

1) Упражнение «Тропинка». Дети берутся за руки и за ведущим идут «змейкой».

2) Упражнение «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

3) Упражнение для стимуляции движений нижней челюсти «Птенчик»: откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку шепотным произнесением звука «а» на твердой атаке.

Ритмическое упражнение «Едет поезд»

Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем - Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

В детский садик наш привез.

Массаж пальцев «Орешник».

Наклонил орешник ветки -

Родители делают массаж ребенку, поглаживая ладонью кисти рук.

Дарит всем зверям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки ребенка по его левой ладони.

Вот орешек для бельчонка, Вот орешек для мышонка,

Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого.

Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку.

И орешек для меня Приготовил он, друзья!

Потирание ладоней ребенка друг о друга. При повторении также массировать пальцы правой руки.

Подвижная игра «Цыплята и кот»

«Кот» стоит в стороне. Дети - «цыплята» идут за «курочками» под песню:

Курочки, курочки, курочки рябые

По двору идут, Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток

За собой ведут. - Вы не убегайте далеко!

Зернышки ищите, ко-ко-ко!

Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки» . Потом мамы - «курочки» говорят:

Вдруг откуда не возьмись, Кот злой появись!

«Цыплята» прячутся под «крыло» к мамам, «кот» старается их поймать.

Комплекс упражнений 11

Динамические упражнения «Гости»

Всех зовем на новоселье!Начинается веселье.

Кукла Маша услыхала

Подскоки.

Самой первой прибежала. Вот шагают петушки

Ходьба с высоким подъемом колена.

Золотые гребешки. А матрешки,

Топающий шаг.

Куклы-крошки, Ручками захлопали, Ножками затопали.

А веселые Петрушки Взяли в руки погремушки, Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

Дыхательное упражнение «Пузыри»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой! -

Логоритмическая гимнастика

1)Упражнение «Подуем на варенье». Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

2)Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

Подвижная игра «День - ночь»

По сигналу «День!» - дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» - замирают.

Массаж «На полянке разноцветной»

Родители помогают ребенку делать массаж.

На полянке разноцветной

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. хлопают в ладоши,

Расплясались наши детки! хлопают по ладошкам партнера,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Наши щечки хороши. растирают щечки круговыми движениями,

Хороши, хороши.

Веселятся малыши. растирают щечки друг друга,

Малыши, малыши

Мы погладим носик, поглаживают свой нос,

Носик, свой носик.

И дружка курносик. поглаживают носики друг друга,

Носик-курносик.

По плечам пошлепаем. шлепают ладошками по плечам,

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.

По спине похлопаем. обнимают друга, шлепают ладошками по спине.

Вот так вот!

Комплекс упражнений 12

Динамические упражнения

Во сыром бору елонька,

Встать прямо, прямые и жесткие руки внизу чуть развести в стороны.

Под елонькой травонька.

Наклонившись и расставив ноги пошире, «гладить травку» из стороны в сторону.

На травоньке тропонька,

По тропоньке идет Катенька,

Взяться за руки, образуя круг, и двигаться хороводным шагом.

По ельничкам, по березничкам,

Топающий шаг по кругу.

По часту леску, по орешнику.

Пальчиковая игра «Птичка»

Птичка, птичка, На тебе водички

«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.

Спрыгни с веточки ко мне, Дам я зернышки тебе.

«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.

Клю-клю-клю...

Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.

Игра на развитие моторики «Зайчик»

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мыть

Логопедическая ритмика

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Решению этих задач способствует использование логоритмических упражнений в комплексе развивающих методик.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.

Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием 4 чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

На своих занятиях я использую элементы логоритмики много и часто. Приведенные ниже упражнения могут использоваться мной как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях с логопедической группой. Многие упражнения я рекомендую воспитателям для проведения в группе в свободное время, на прогулке или во время занятий в качестве физкультминуток.

Логоритмические упражнения по Н.В. Нищевой

Различные виды ходьбы
Их можно сочетать с музыкой, пением, рифмованным текстом. Это следующие виды ходьбы:

    По дорожке, обозначенной двумя канатами.

Мы гуляем по дороге. Топ-топ-топ. Шагают ноги.

По дороге мы шагаем, На канат не наступаем.

    Группой под барабан к противоположной стене зала;

Мы идем гурьбой по залу,

Для ходьбы нам места мало.

Совершаем поворот

И опять идем вперед.

    Стайкой вдоль каната, выложенного по кругу (дети идут под четкие, редкие удары барабана (или звуки марша), после остановки поворачиваются лицом в круг).

Мы шагаем, как солдаты,

Мы шагаем вдоль каната.

Остановку совершаем,

А теперь назад шагаем.

    Вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонне по одному).

Друг за другом, друг за другом

Дружно мы идем по кругу.

Очень правильно шагаем,

На канат не наступаем.

    Друг за другом, держась левой рукой за веревку (под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать пением гласных звуков или рифмованным текстом).

За веревочку схватились

И в вагоны превратились.

И пустились в путь далек,

Лишь оставили дымок.

    Друг за другом, держась рукой за веревку, с изменением направления (педагог следит за тем, чтобы с изменением направления повороты детей были плавными, спокойными, а темп ходьбы - медленным).

За веревочку схватились,

Дружно в дальний путь пустились.

Нужно крепко нам держаться,

Чтоб в пути не потеряться.

До стены дошли и вот Совершаем поворот.

    Друг за другом, держась за руки (дети соединяются таким образом, чтобы при ходьбе слева направо они были слегка повернуты внутрь круга, правая рука каждого ребенка должна быть впереди, левую руку он дает идущему сзади (подготовка к хороводам)).

К нам вчера зима пришла,

Закружила, замела.

Пух лебяжий на газонах,

Елки в снежных капюшонах.

На дорожке белый кот.

Кот, который не поймет,

Как же вдруг вчера зима

Ночью к нам пришла сама?

    По доске, положенной на пол (соскок с доски выполняется мягко, на носки).

Через речку по мостку

Я иду, а не бегу.

Вот и кончился мосток.

Выполняю я соскок.

    С перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол (пять-десять палок раскладываются на расстоянии 35-40 см одна от другой. Педагог, показывая движение, перешагивает через палки, высоко поднимая колени, затем это выполняют дети.

На зеленую траву,

На опавшую листву он ложился.

Первый снег арбузом пах.

Словно розы на кустах, распустился.

На зеленую траву,

На опавшую листву он ложился.

Первый снег растаял вдруг.

Стало мокрым все вокруг в нашей роще.

И зеленую траву,

И опавшую листву дождь полощет.

    Друг за другом с флажками в руках

Мы шагаем на парад

Детско-садовский отряд

Раз-два-три-черыре

На парад пойти решили

    С перешагиванием через кубики

Вижу в камушках дорожку

Поднимаю выше ножки,

Через камушки шагаю

И на них не наступаю.

    По канату друг за другом приставными шагами

Боком боком, по канату

Мы идем, как акробаты.

По канату мы шагаем

Мы на пол не наступаем

    Друг за другом между стульями

Мы идем по кругу дружно

Обойти все стулья нужно

Раз-два-три-четыре,

Стать мы ловкими решили

    Друг за другом змейкой, с перешагиванием через канат, положенный на пол.

Змейкой дружно мы шагаем

На канат не наступаем

Никуда мы не спешим

Мы идем, а не бежим

    На носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы

По горячему песку

Быстро к морю побегу

Я на пятках побегу

Так я ног не обожгу

    Друг за другом с высоким подниманием колена

Конь мой, коник вороной,

Скачет дальней стороной

Грива развевается

Люди удивляются:

«Вот так всадник на коне!»

И дают дорогу мне.

Помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу.

Колыбельная

Спят зайчата и лисята А-а-а

Спят циплята и утята А-а-а

Лишь не спит одна луна А-а-а

Мне в окно она видна А-а-а

Зайка от лисы петляет

От лисицы убегает

Серый зайка, убегай

Ква-ква-ква

На полянке на опушке

Скачем скачем, как лягушки

Где высокая трава

Ква ква ква! Ква ква ква

Дети бегут по кругу, расставив руки в стороны и произносят текст

Мы не дети, мы пилоты,

Быстро сели в самолеты

Ты пилот и я пилот

В руки- руль, нога на газ

Мы стартуем все сейчас

Спать (Дети раскачивают руками ритмично и произносят только звук Ш)

Спать ложатся малыши Ш-ш-ш

Нашалились от души Ш-ш-ш

Нашумелись от души Ш-ш-ш

И теперь подушка Шепчет сны на ушко Ш-ш-ш

Кузнечик (Дети скачут в полуприсяди и произносят только автоматизированный звук)

Мы кузнечики мы скачем,

Мы смеемся, а не плачем

Громко-громко мы хохочем

Мы хохочем и стрекочем

Мы увидели кота (взрослый поет четные строки, ребенок нечетные, сопровождая их хлопками)

Мы увидели кота

Молока дадим коту

Спели песню о коте

Поиграли мы с котом

Том-том-том

Упражнения на мышечный тонус

Дети учатся управлять своими движениями.

Морские камушки

Дышит море в тишине

Солнце светит в вышине

Море, солнце, высота,

Тишина и красота,

Только волны побежали,

Там, где камушки лежали

Камни в море убежали

Загремели зашуршали

Упражнения, активизирующие внимание

На качели на качели (ритмично по очереди приседают и встают)

На качели зайки сели

На качели зайки сели

Выше облака взлетели (Поднимают руки над головой, продолжают приседать и встевать)

Выше дома, выше крыши

Выше выше, выше, выше

Раз два, раз два

Закружилась голова (Кружатся на месте, руки в стороны)

Так качались так летали

Так устали и упали (Приседают, падают на ковер)

Звери (Дети по тексту изображают разных зверей)

Скачет зайка по кусточкам

По болоту и по кочкам

Белка прыгает по веткам

Гриб несет бельчатам -деткам

Ходит мишка косолапый

У него кривые лапы

Без тропинок без дорожек

Катится колючий ежик

Ослик головой кивает (Идут по кругу, кивая головой)

Он кивает и зевает

Очень хочет ослик спать (Останавливается, потягивается)

Но не знает, где кровать (Приседают, подкладывают ладони под щеку)

Дети стоят лицом в круг и поют. На последнее двустишие выполняют танцевальное двтжение по кругу

Дождик дождик

Кап-кап-кап

Дождик льет с еловых лап

Кап-кап-кап

С крыш, с зонтов прохожих,

С мокрой кошки тоже

Кап-кап-кап

Слушай, дождик, хватит капать

Надоела детям слякоть

Кап-кап-кап

Хватит слезы проливать!

Нам пора идти гулять!

Кап-кап-кап

Упражнения на координацию пения с движением. (Дети поют и выполняют движения по тексту)

Выше дома

Мо поднимемся повыше

Выше дома, выше крыши

А потом присядем низко

Ниже пса и ниже киски

Мы вдохнули, улыбнулись,

Прямо к солнцу потянулись

Постояли, посмотрели

Выдох сделали и сели

Дельфины

Как красивые дельфины

Подставляем солнцу спины

Раз нырнули, два нырнули,

Полежали отдохнули

Посмотри-ка посмотри

Прилетели снегири

На рябину дружно сели

Облепили, загалдели,

Гомонили, гомонили,

Гроздья ягод уронили

На снегу лежит рябина

И краснеет как рубины

Песенки

Колыбельная

Сон пришел ко всем на свете А-а-а

Спят в своих кроватках дети А-а-а

Спят зайчата и лисята А-а-а

Спят цыплята и утята А-а-а

Рыбки спят на дне пруда А-а-а

В сонной речке спит вода А-а-а

Лишь не спит луна одна А-а-а

Мне в окно она видна А-а-а

Пупсик мой кричит в коляске Уа-уа-уа

Закрывать не хочет глазки Уа-уа-уа

Пупсик мой не хочет спать Уа-уа-уа

Хочет в лес идти гулять Уа-уа-уа

В лес не дам ему идти Уа-уа-уа

Вдруг заблудится в пути Уа-уа-уа

Упрямый ослик

Ослик по тропе идет Иа-иа

Ослик ьюк травы несет Иа Иа

Очень длинная тропа Иа иа

И тяжелая трава Иа иа

Ослик маленький устал Иа иа

Посреди дороги стал Иа-иа

Был упрямым как осел Иа-иа

Так домой и не дошел Иа-иа

Неваляшки

Неваляшки неваляшки

Вместо шапочек – кудряшки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки неваляшки

Разноцветные рубашки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки толстобоки

Кнопкой нос, в румянце щеки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Неваляшки-три подружки

На носу у них веснушки

Дин-дон, дин-дон,

Раз наклон, два наклон

Петрушки

Мы мальчишки, Мы Петрушки,

Развеселые игрушки.

В ярко-красных колпаках, С погремушками в руках.

Мы мальчишки, мы Петрушки,

Развеселые игрушки

Бубенцы на колпаках

И веснушки на щеках

Мы мальчишки, мы Петрушки,

Развеселые игрушки.

Любим шутки, любим смех,

И танцуем лучше всех.

Упражнения на развитие подражательности

Птичья стая (Дети бегут по кругу, на носочках, изображая полет птиц)

Превратились в птичью стаю

Улетаем, улетаем.

Машут крылья на прощанье:

До свиданья, до свиданья!

Зайки (выполняют ритмично, руки перед грудью)

На лесной лужайке

Веселятся зайки

Прыгают, лопочут,

Лапками топочут

Пряг скок, Прыг скок! (ритмично шагают на месте)

Поскакали под кусток (Совершают ритмичные прыжки)

Лисички (Идут по кругу, изображая походку лисы)

Ах ты лисонька лиса, Ах ты рыжая краса

Тихо лапками ступает, Никого не испугает

Заметает след хвостом, ты с лисичкою знаком?

Волк (идут крадучись, а в конце разбегаются по площадке)

Серый волк крадется в чаще

Очень страшный, настоящий

Громко лязгает зубами,

Ой, бежим скорее к маме

Индюшата (Стоят лицом в круг, ритмично кивают головами. В конце приседают, закрывают лицо ладонями)

Индющата, индюшата,

Пили воду из ушата

Ой, не видно инд.шат,

Опрокинули ушат Бл-Бл-Бл-бл

Коротышки медвежата

Погулять бредут куда-то

Вперевалку друг за другом

Целый день бегут по кругу

Ох, устали невозможно.

Посидеть на травке можно.

Побороться, поваляться,

В ручейке позакаляться.

Скачет резвый жеребенок

Рыжей лошади ребенок

Где же мама, далеко?

Рысью скачет лошадь-мать

Сына рыжего искать.

Иго-го, Сынок, не плач,

Вместе мы помчимся вскачь!

Бельчата

Эти резвые бельчата (Прыгают по кругу)

Целый день спешат куда-то

С ветки прыг, на ветку скок (Остановились. Прыжки в круг и обратно)

С елки прямо на дубок,

А потом опять на елку,

Не поймать бельчаток волку (Разбегаются по площадке)

Ослик головой кивает (Идут по кругу, кивают головой)

Он кивает и зевает

Очень хочет ослик спать (Остановились, потягиваются)

Но не знает где кровать (Присели, положили ладони под щеку)

Тигренок

Тигр, полосатый киска (Стоят на четвереньках, кивают головой)

Наклонился к миске низко

Лижет мясо языком

С мясом, видно, не знаком.

Просто он еще ребенок, (Встают, передвигаются по кругу, прискоками)

Очень маленький тигренок

Надо дать ему пока (Встают лицом в круг. Изображают, как пьют молоко)

Два стакана молока

Елка лапы опустила (Дети стоят лицом в круг, руки вдоль тела)

И под снегом загрустила (опустили голову вниз)

Задремала до весны (кладут сложенные ладони под левую щеку)

Елка спит и видит сны

Что подснежник распустился (Поднимают голову, руки, встают на носки)

Что журавлик возвратился (Бегут, совершая взмахи крыльями)

Что бежит ручей журчащий (Бегут на носочках, руки на поясе)

Что медведь проснулся в чаще (идут вперевалку)

Что пришла вена красна (шагают, гордо подняв голову)

И что елкам не до сна

Игры на развитие слухового внимания и чувства ритма

Топотушки

Громко мы потопаем То-топ-топ

Громко мы похлопаем Хлоп-хлоп-хлоп

Тихо мы потопаем Топ-топ-топ

Тихо мы похлопаем Хлоп-хлоп-хлоп

Топ-Топ-Топ- громко

Топ-Топ-Топ – тихо

Топать мы умеем лихо

Хлоп-Хлоп-Хлоп – громко

Хлоп-Хлоп-Хлоп – тихо

Хлопать мы умеем лихо

Бьем в ладошки

Топ! Топ! Правой ножкой

Топ Топ левой ножкой

Хлоп Хлоп! Бьем в ладошки

Хлоп Хлоп! Бьем в ладошки

Сели, встали, потянулись,

Потянулись, улыбнулись,

Сели-встали, Сели встали

На носочках побежали

На березке, на опушке,

Счет годам ведет кукушка

Все считает на суку

Ку-ку ку-ку

Ку-ку, ку-ку

Колокольчики

На поляке слышен звон

Дин-Дон, Дин-Дон

Колокольчики звенят,

Дин-Дон, Дин-Дон

Звоном радуют рубят, Дин-Дон, Дин-Дон

Лужи солнца на паркете,

Капли солнца на стене

И капель на всей планете

Звонкий гимн поет весне

Кап-кап-кап

Звонкий гимн поет весне

Кап-кап-кап

Звонкий гимн поет весне

Дождик -чистюля

Тучу с лесов дождик сшил

Он сегодня не спешил

По листочкам громко хлопал

Тряпку лужами заштопал

Пузыри пускал на речке

Намочил мое крылечко

На шоссе машины мыл

Он таким чистюлей был

Хлоп-хлоп-хлоп

Он таким чистюлей был

Упражнения для уточнения произношения звуков

Кузнечики

Как кузнечики мы скачем

Мы смеемся, а не плачем

Громко громко мы хохочем,

Мы хохочем и стрекочем

Гуси на лугу пасутся,

Меж собой они дерутся,

Наклоняют шеи низко,

И шипят как злые киски-

Спать ложатся малыши

Нашалились от души

Нашумелись от души

Им теперь подушка

Шепчет сны на ушко

Шмель тяжелый и мохнатый

Черно-желтый, полосатый,

Над шиповником кружит,

От жужанья весь дрожит

Пчелы-хлопотуньи кружат над цветами.

Собирают пчелы сладкий желтый мед,

Чтобы пили с медом, чай мы круглый год.

Морской волк

Волк морской мотор заводит,

В море синее уходит.

Заведи язык-мотор,

Чтобы вызвать в море шторм

Мы не Ани, мы не Алики,

Превращаемся мы в ялики,

По волнам реки плывем,

Песню громкую поем,

Упражнения со звукоподражанием

Мы сегодня не ребята,

Мы пушистые цыплята

Друг ха другом побежим,

Громко-громко запищим,

Желтые цыплята

Ходят желтые цыплята

Пи-пи-пи, пи-пи-пи

Хоть они и маловаты

Пи-пи-пи, пи-пи-пи,

Могут зернышки искать

Пи-пи-пи, пи-пи-пи,

Землю лапкой разгребать.

Пи-пи-пи! Пи-пи-пи

На полянке на опушке

Скачем, скачем, как лягушки,

Где высокая трава,

Ква-ква-ква

Состязались 2 лягушки

Как-то раз в вокале

Две лягушки на опушке щеки раздували

Спели раз и спели два

Ква-ква-ква, ква-ква-ква

Лягушата

Лгушата попрыгушки

Скачут в травке на опушке

Прыг скок, Ква-ква-ква

Очень мокрая трава.

Дайте нам скорей простынку,

Протереть брющко и спинку

Кто что говорит

По дорожке гуси в ряд

Гуси громко говорят

Мы идем гулять в луга!

А на речку утки в рядУтки громко говорят

Кря-кря-кря!

Мы плывем гулять в моря!

Возле дома куры в ряд,

Куры громко говорят:

«Мы от дома никуда!

Куд-куда, куд-куда!»

Кто там лает в конуре

Под березой в во дворе

Хвост крючком и мокрый нос,

Это мой любимый пес

Гав Гав Гав

Му-му-му Мычит корова

Забодаб Катю с Вовой

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко!

Кто там бабушкин клубок

Под скамейку уволок?

Кто мяукал под окошком?

Это бабушкина кошка

Мяу-мяу-мяу!

Паровозик паровоз

Белый пар из под колес

Яркий свет огромных фар

Справа пар и слева пар

Чух-чух-чух! Ту-ту!

Целый день индюк болтал

И ни капли не устал

Просто очень важным стал

Вот об этом и болтал

Кто гуляет за забором?

У кого бородка, шпоры?

Ярко-красный гребешок?

Это Петя-петушок!

Кука-реку!

Утки-ути-утки

Уточки-малютки

На волнах качались

Брызгали, плескались,

Игры-дразнилки для автоматизации звуков

На лугу пасем быка

На лугу пасем быка

Сена дали мы быку

Покатались на быке

Побежали за быком

Ком-ком-ком

Вышли гуси на луга

Щиплют травку на лугу

От гусей бежим бегом

Гом-гом-гом

Мы увидели кота

Мы увидели кота

Молока дадим коту

Спели песню о коте

Поиграем мы с котом

Том-том-том

Мы ведем домой коня

Мы ведем домой коня

Ня-ня-ня, ня-ня-ня

Мы овса дадим коню,

Покатались на коне

Мы любуемся конем

Нем-нем-нем

Вот так нос у индюка

Видят дети индюка

Вот так нос у индюка

Дали зерен индюку

Говорят об индюке

Подружились с индюком

Ком-ком-ком

Поиграем мы с лисой

Вот под елочкой лиса\Са-са-са

Что за хвостик у лисы

Нарисуем мы лису

Поболтаем о лисе

Поиграем мы с лисой

Сой-сой-сой

Испугались мы козла

В поле встретили козла

Говорили мы с козлом

Лом-лом-лом

Травки дали мы козлу

Пели песню о козле

В настоящее время большое внимание уделяется развитию двигательных функций, здоровому образу жизни людей, поэтому тема логоритмики очень актуальна, т.к. с движением речь тесно взаимосвязаны.
Всем известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому очень важно в детсаду использовать динамические паузы, пальчиковый игротреннинг, подвижные игры. При проведении игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация общей и мелкой моторики. Все эти виды упражнений присутствуют на логоритмических занятиях.
Для воспитателей был представлен материал в виде презентации по логоритмике. Был дан мастер - класс упражнений по данному направлению.
Логоритмика - это система музыкально - двигательных, рече - двигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Занятия логоритмикой нужно проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, иногда приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней.
Каждое занятие является сюжетным и соотносится с лексической темой. Допускается вариантность в содержании и форме проведения занятий.
На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является их организующим началом. Упражнения подбираются так, чтобы каждый музыкальный сигнал, вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т. д.
Логоритмические занятия строятся по следующей примерной схеме:
- ритмическая разминка;
- упражнения для развития внимания;
- для развития чувства ритма и темпа;
- для развития координации движений, на координации речи с движением;
- слушание;
- пение;
- для развития мелкой моторики;
- для развития речевых и мимических движений;
- игра;
- упражнения на релаксацию или ходьба.
Устная речь вводится в занятия логоритмикой систематически: при словесном объяснении упражнений в ходе разучивания песни, уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков.
Элементы логоритмики (динамические паузы, пальчиковые игры, упражнения для развития мимики и т.д.) могут использоваться воспитателями в повседневной и специально организованной деятельности детей. Например, при изучении темы "Дом. Квартира" берётся игра на согласование речи с движением "Новоселье".
Динь - дон, динь - дон
Гномы строят новый дом
Красят стены, крышу, пол
Прибирают все кругом
Мы к ним в гости придем
И подарки принесем
На пол - мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку
Две подушки на диван.
Меду липового жбан.
При знакомстве с темой «Птицы», можно использовать пальчиковую игру «Десять птичек - стайка». При прохождении темы «Овощи», берётся игра на развитие мимики «Худышки и толстушки» и т.д.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит
общению со сверстниками и многое другое.

Материал подготовили учителя - логопеды Цирятьева В. М и Быкова А. С.

Занятия логоритмикой в ДОУ

Логоритмика – одно из наиболее эффективных средств речевого оздоровления, музыкально-ритмического и физического воспитания детей дошкольного возраста. Ее цели и задачи очень велики. Это - приобретение и формирование двигательных умений и навыков посредством ритмических движений, согласованных со словами и музыкальным сопровождением. Логопедическая ритмика используется не только как инструмент в работе по развитию речи, но и способствует обучению детей согласованности движений с музыкой, быстроте реакции, образному мышлению и формированию двигательной культуры. Развивается пространственная организация движений, общая и тонкая моторика, мимика.

Применение последовательных логоритмических упражнений и игр требует от детей организованности, внимания и сообразительности. Это способствует совершенствованию умственных способностей ребенка.

При распределение этапов занятия логоритмикой учитывается возраст детей, психологические особенности и физиологические возможности.

Слова, движения и музыка используются в логоритмике в разных сочетаниях, но вместе они упорядочивают и формируют двигательную деятельность ребенка, благотворно влияют на его личностные качества, содействует развитию творческих способностей и выразительности действий.

Речевые упражнения необходимо произносить четко, чтобы ребенок понял, как именно нужно соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Объяснять и показывать упражнения нужно так, чтобы ребенок без труда мог повторить его, сначала «по показу», а затем самостоятельно, ритмично проговаривая слова.

Музыкально-ритмические движения выполняют также расслабляющую функцию, помогают снять утомление и умственное напряжение. Ритм, который посылает мозгу музыкальное сопровождение, снимает нервную перегрузку. Веселые танцевальные движения помогают общению детей и снимают психологическую нагрузку.

Занятия логоритмикой – это привлекательная форма обучения для дошкольников, так как большинство из них проводится в форме игры. И это облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Логоритмические упражнения прекрасно сочетаются с игровым самомассажем, пальчиковой гимнастикой и т. д.

«Обход»

Марш, ребята, марш вперед.

Я сейчас начну обход,

Слева, справа я пройду

И порядок наведу.

На слове «обход» вся колонна останавливается и ведущий идет змейкой до конца колонны и встает последним. Ведет следующий ребенок. Шаги совпадают с указанными акцентами.

«Дядя Степа»

Все дети стоят по кругу. Двое детей становятся друг за другом.

Первый идет по кругу очень большими шагами (через круг или обходя каждого ребенка). Одновременно говорит:

«Дядя Степа, длинноногий, по дороге зашагал».

Второй должен бежать точно по тому же пути, что и «Дядя Степа», только вдвое быстрее. И одновременно говорит: «Мальчик с пальчик по дорожке вслед за дядей побежал».

«Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал».

Второй: «Мальчик с пальчик усмехнулся - дядю Степу он догнал»

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем –

Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)

"Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал . Детская мозаика - на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариан т. Взрослый и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

«Правая и левая»

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю ! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно) Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки») «Шел по берегу петух» Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной) Поскользнулся, в речку – бух ! (круговые движения руками, затем приседают) Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком) Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед) «Игровой самомассаж» Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги) Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну Затем руки я помою, («моют») Пальчик в пальчик я вложу («замок») На замочек их закрою и тепло поберегу… Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)

«Оладушки»

Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)

Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)

Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)

«Веселое путешествие»

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Все первые идут по кругу под музыку в правую сторону, одновременно с ними все вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Потом меняется движение: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи направо, первые налево, вторые хлопают. Перемена движения происходит после каждых 8 тактов (ходить четвертями).

"Карусели"

Цель . Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

«Шарик»

Надувают шарик быстро , (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия логоритмикой в ДОУ

Логоритмика – одно из наиболее эффективных средств речевого оздоровления, музыкально-ритмического и физического воспитания детей дошкольного возраста. Ее цели и задачи очень велики. Это - приобретение и формирование двигательных умений и навыков посредством ритмических движений, согласованных со словами и музыкальным сопровождением. Логопедическая ритмика используется не только как инструмент в работе по развитию речи, но и способствует обучению детей согласованности движений с музыкой, быстроте реакции, образному мышлению и формированию двигательной культуры. Развивается пространственная организация движений, общая и тонкая моторика, мимика.

Применение последовательных логоритмических упражнений и игр требует от детей организованности, внимания и сообразительности. Это способствует совершенствованию умственных способностей ребенка.

При распределение этапов занятия логоритмикой учитывается возраст детей, психологические особенности и физиологические возможности.

Слова, движения и музыка используются в логоритмике в разных сочетаниях, но вместе они упорядочивают и формируют двигательную деятельность ребенка, благотворно влияют на его личностные качества, содействует развитию творческих способностей и выразительности действий.

Речевые упражнения необходимо произносить четко, чтобы ребенок понял, как именно нужно соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Объяснять и показывать упражнения нужно так, чтобы ребенок без труда мог повторить его, сначала «по показу», а затем самостоятельно, ритмично проговаривая слова.

Музыкально-ритмические движения выполняют также расслабляющую функцию, помогают снять утомление и умственное напряжение. Ритм, который посылает мозгу музыкальное сопровождение, снимает нервную перегрузку. Веселые танцевальные движения помогают общению детей и снимают психологическую нагрузку.

Занятия логоритмикой – это привлекательная форма обучения для дошкольников, так как большинство из них проводится в форме игры. И это облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Логоритмические упражнения прекрасно сочетаются с игровым самомассажем, пальчиковой гимнастикой и т. д.

«Обход»

Марш, ребята, марш вперед.

Я сейчас начну обход,

Слева, справа я пройду

И порядок наведу.

На слове «обход» вся колонна останавливается и ведущий идет змейкой до конца колонны и встает последним. Ведет следующий ребенок. Шаги совпадают с указанными акцентами.

«Веселое путешествие»

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Все первые идут по кругу под музыку в правую сторону, одновременно с ними все вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Потом меняется движение: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи направо, первые налево, вторые хлопают. Перемена движения происходит после каждых 8 тактов (ходить четвертями).

"Карусели"

Цель . Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

«Шарик»

Надувают шарик быстро , (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел , (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)



Top