Ребенок боится чужих что делать. Ребенок боится и плачет при виде чужих людей — что делать

В детском возрасте психика только формируется, поэтому неудивительно, что рано или поздно у малыша появляются различные страхи. Одна из самых ранних детских фобий - боязнь чужих, связанная со страхом потерять внимание мамы. В более старшем возрасте дети часто становятся застенчивыми, нежели действительно кого-то боятся. В отдельных же случаях боязнь посторонних людей приобретает гипертрофированные формы.

Почему ребёнок боится чужих людей

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, комфортно чувствующий себя в семье, при виде незнакомца начинает громко плакать, бежит к маме и старается за нее спрятаться. Другой вариант развития событий - при приходе домой гостей малыш не выходит из своей комнаты. В психологии такое поведение называется «боязнь чужих». Такого ребенка можно также охарактеризовать как излишне застенчивого.

Страх посторонних людей впервые возникает чаще всего в семь-восемь месяцев, хотя у некоторых малышей он может развиться и позже. Вначале боязнь проявляется в виде слез (а иногда и истерики), а после года ребенок уже начинает стесняться, отказывается разговаривать с чужим человеком.

Плач - естественная реакция при приближении незнакомца

Такое поведение является вполне обоснованным: младенец больше всех любит свою маму (ведь, это она за ним постоянно ухаживает). Появление же незнакомца (особенно мужчины) на уровне подсознания вызывает страх разлуки с ней. Кроме того, в раннем возрасте ребенок еще не в состоянии постоять за себя, и малышу кажется, что чужой человек хочет причинить ему вред.

Интересно, что в разряд «чужих» людей могут попасть не только незнакомцы, но и родственники, например, папа, который по характеру своей работы часто отсутствует дома (командировки, служба вахтовым методом), бабушка или дедушка, которые далеко живут и редко приезжают в гости. Причина детских слез во всех случаях будет одна и та же - малыш боится потерять свою любимую мамочку или считает, что его самого могут обидеть.

Естественная боязнь незнакомцев, как правило, продолжается до двухлетнего возраста, а потом незаметно проходит. Но некоторых ребят такая черта характера, как излишняя застенчивость, сопровождает еще очень долго и нередко остается на всю жизнь.

В некоторых случаях боязнь чужих людей трансформируется в гипертрофированные формы, что обусловлено уже какими-то дополнительными травмировавшими психику ситуациями: это может быть визит в поликлинику, связанный со стрессовыми ощущениями, либо незнакомый человек, не вовремя заглянувший в коляску. После двухлетнего возраста большинство малышей начинают посещать детский сад, и боязнь чужих может обернуться для них большими проблемами и психическими травмами. Такие ситуации уже, конечно, требуют консультации специалиста, хотя основную помощь ребенку может оказать только чуткое отношение родителей.

Боязнь в возрасте старше двух лет часто связана с узким кругом общения ребенка. Если малыш все свое время проводит лишь с мамой, папой, бабушкой и дедушкой (особенно, если это единственный ребенок в семье), то у него возникает иллюзия, что посторонние люди ему вовсе и не нужны. Поэтому, когда он выходит на улицу, то не идет на контакт с другими людьми (и даже с детьми). Реже возможен и другой вариант - агрессивное поведение с незнакомцами, обусловленное не характером ребенка, а неумением общаться в широком кругу людей.

Следует более подробно рассмотреть ситуацию, когда сын или дочь боится контактировать с другими детьми. Нормально развивающиеся дети спокойно воспринимают друг друга в любом возрасте. Если же двухлетний малыш боится детей, то это часто обусловлено тем, что его ранее обидели другие ребята и ему не хочется снова испытать негативные эмоции. Другой вариант - ребенок слишком привязан к матери и при этом редко выходит в общество. Он просто не знает, как вести себя с другими детьми, как дружить с ними. За счёт того, что ребенок всё время проводит время со взрослыми, ему трудно идти на контакт со сверстниками. Малыш может охотно собираться на прогулку, выбирать игрушки, но как только приближается к детской площадке, где видит детвору, его охватывает тревога (очевидно, что интерес к детям присутствует, но застенчивость его пересиливает). Он уже не хочет играть, прячется за маму, придумывая отговорки, вроде «Здесь уже все занято», «Мне хочется на другую площадку» и пр.

Ребенок, который привык к общению в узком семейном кругу, плохо идет на контакт со сверстниками

Еще одна разновидность детской боязни чужих людей - это страх толпы (в психологии такое понятие носит название «демофобия»). Если одни дети любят оживленные праздники на городских площадях, чувствуют себя комфортно среди скопления народа, то другие ребята при этом напрягаются, сковываются, а иногда даже впадают в панику (это может быть ребенок и школьного возраста). Встречаются ситуации, когда ребята, посещающие детский сад и нормально общающиеся со сверстниками, боятся, например, утренников или спектаклей, где собирается довольно большое количество народа. Подобные страхи берут свое начало в раннем детстве, откладываются в подсознании. Как правило, толпы боятся малыши, у которых в детстве были проблемы, связанные с нарушением личного пространства.

Иногда ребенок боится не просто посторонних, а представителей определенного пола. Чаще встречается боязнь мужчин: это бывает в неполных семьях (когда малыша воспитывает мать-одиночка) либо связано с агрессивным поведением отца (который причинял физический или моральный вред ребенку или его маме). Боязнь женщин может возникнуть при воспитании малыша слишком строгой либо чересчур тревожной матерью. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства психолога, поскольку у ребенка в будущем наверняка возникнут проблемы в общении с противоположным полом.

Как помочь ребенку, который боится чужих

По словам психологов, признать проблему - значит, наполовину решить ее. Родители прежде всего должны принять тот факт, что их ребенок страшится чужих, что он чересчур застенчив.

Тактика поведения родителей

Ни в коем случае не нужно игнорировать чувства малыша, а тем более попытаться «сломать» его (настаивать на знакомстве с чужим человеком).

Попытки подтолкнуть ребенка к общению с посторонними людьми лишь навредят его психике - кроха еще больше замкнется в себе, и страх только усугубится.

Задача близких - своим чутким отношением помочь преодолеть особенности поведения ребенка. Ведь, от реакции мамы и папы зависит дальнейшая социальная адаптация сына или дочери. Если ребенок чувствует, что родители недовольны его поступками, то он растет зажатым и неуверенным в себе. И, напротив, уважение и поддержка со стороны близких поможет сформировать уверенную в себе личность.

Кроме того, непростительная ошибка - сравнивать свое чадо с другими, более смелыми и раскованными детьми. Это приведет к снижению самооценки малыша, ощущение собственной никчемности.

Также мама ведет себя неправильно, когда при приближении незнакомца начинает переживать, меняет тон голоса. Ребенок моментально это чувствует, ему передается волнение. Бывают случаи, что при появлении гостей малыша уводят в отдельную комнату: не нужно этого делать, поскольку ребенок будет пользовать этой тактикой и в дальнейшем, не меняя своего поведения.

Подобное поведение не решит проблему, а только усугубит ее

Нужно дать малышу время: пусть он привыкнет к голосу незнакомца, его внешности. Во время общения с посторонними людьми маме хорошо взять ребенка на руки: так он будет чувствовать себя защищенным. Не нужно забывать, что каждому малышу требуется разное время, чтобы пойти на контакт с новым для него человеком: иногда на это требуется несколько дней.

Большое значение имеет пример самой мамы. Своим приветливым видом, улыбкой, ровным тоном голоса она дает ребенку понять, что нет причин бояться незнакомца. Женщина должна показать, что знакомиться с новыми людьми очень интересно. Например, мама может взять своего сына или дочь за ручку и вместе подойти к другим малышам на игровой площадке.

выливается у ребенка в регулярные истерики, он не желает воспринимать доводы мамы, то в этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу. Ведь, такие гипертрофированные формы страха могут быть патологическими, связанными со сбоями в работе нервной системы.

Сказкотерапия

В борьбе с разного рода детскими страхами хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии. В борьбе с излишней застенчивостью уговоры и нравоучения бесполезны, а вот если облечь родительский совет в ненавязчивую сказочную форму, то ребенок живо воспримет его.

Данный прием можно образно сравнить с горькой таблеткой, подмешанной к сладкому варенью. Сказки способны оказывать влияние на формирование характера малыша: дают ему возможность взглянуть на себя со стороны и освободиться от комплексов.

В сказке Татьяны Холкиной «Как Андрюша гостей встречал» главный герой сам по себе смелый мальчик (не боится грозы, тигра, пылесоса). Но когда в дом приходят гости, мальчик очень стесняется: не здоровается с ними, не разговаривает, а убегает, прячется под кроватку, притворяется каким-нибудь предметом. И вот однажды, когда в очередной раз нагрянули гости, Андрюша притворился мышкой. Он побежал к мышиной норке и встретил настоящего маленького мышонка. Они разговорились, мышонок рассказал, что убегает от страшной кошки, которая хочет его съесть. Андрюша, в свою очередь, сообщил, что скрывается от гостей, которые хотят с ним поздороваться. Все мыши в норке очень испугались, стали прятаться, закрывать глазки, стали рассказывать друг другу об ужасных гостях. И мальчику вначале стало смешно, а потом стыдно: ведь, он сам похож на этих мышек, он так же прячется от гостей, словно те хотят его съесть. И Андрюша стал успокаивать мышек, и чтобы доказать им, что гости вовсе не страшные, он вышел к ним, смело поздоровался и сел пить чай с тортом. А маленький мышонок гордился свои отважным другом, который не боится ничего на свете.

Эта поучительная сказка позволяет ребенку оценить свое поведение и подводит его к мысли, что в общении с посторонними людьми нет ничего страшного.

В произведении Ирис Ревю «Сказка про стеснительного мальчика» у главного героя Саши Светикова такая же проблема - стеснительность. Мальчик не может свободно общаться с людьми, хотя он многое умеет: фотографировать, ловить рыбу и многие другие вещи. Саша боится поздороваться, поддержать разговор, смотреть собеседнику в глаза и даже улыбнуться. И вот однажды к ребенку, который в парке прячется за скамейкой, подлетает любопытная сорока и начинает задавать ему вопросы. Саша признается ей, что прячется от людей, хотя они не кусаются и не обижают его. Сорока не может осознать, почему человек боится тех, кто ему не угрожает. Она допытывается у мальчика, не больной ли он. В результате Саша осознал, что сорока говорит правду и решил навсегда избавиться от своей стеснительности, ведь, она мешает нормально жить. Он благодарит птицу за помощь, выходит из своего укрытия и здоровается с первым проходящим мимо мальчиком.

Иллюстрация к сказке Ирис Ревю

Данное произведение опять-таки помогает ребенку понять, что его стеснительность не имеет никаких серьезных обоснований: нужно просто отбросить свой страх и начать общаться с людьми.

В другой терапевтической сказке « Как слоненок перестал стесняться» главный герой - животное. Слоненок живет на острове и очень хочет завести друзей, но стесняется подойти первым. Поэтому он всегда грустит. Однажды герой встретил большого слона, который помог ему: обнял малыша хоботом и повел к зверятам. Слон подбодрил слоненка, внушил, что он обязательно всем понравится. Воодушевленный слоненок подошел к зверятам, первым с ними поздоровался. Все вместе стали весело играть.

Эта короткая история поможет ребенку раскрепоститься, поверить в себя, стать уверенным. Он поймет, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти к другим детям и заговорить с ними.

Игротерапия

Преодолеть излишнюю застенчивость и зажатость ребенка поможет игротерапия. Правильно подобранные игры научат малыша снимать физическое и эмоциональное напряжение, свободнее выражать свои чувства, сделают его более уверенным в себе. Игровые упражнения способны обхитрить скованность и замкнутость:

  • «Давай поговорим!». Родитель сообщает ребенку, что хотел бы превратиться в волшебника, фокусника, дворника (и т.д.) и рассказывает, почему ему этого хочется. Взрослый побуждает малыша задавать вопросы. А потом уже фантазирует сам ребенок.
  • «Пойми меня!». Взрослый читает стихотворения А. Барто, а малыш должен с помощью мимики и жестов изобразить действие или эмоцию, описанную в каждой строчке (данное игровое упражнение способствует раскрепощению, свободному выражению чувств).
  • Ту же цель преследует игры «Чья походка?» (ребенок и взрослый поочередно изображают, как ходит малыш, старушка, медведь, кошка, канатоходец в цирке и пр.), «Преображение» (ребенок надевает маску животного, супергероя, персонажа сказки или мультфильма и копирует его голос и манеру поведения).

В преодолении стеснительности и зажатости большое подспорье - сюжетно-ролевые игры. Взрослый с ребенком проигрывают ситуацию из жизни, которая вызывает у малыша тревогу. Например, Зайчонок подходит к зверятам, чтобы познакомиться, кукла приходит на концерт, где много народа, или на салют (можно зажечь бенгальские огни).

Такие игры помогают ребенку раскрепоститься и побороть страх общения с людьми

Интересен вариант, когда щенок или котенок теряет своего хозяина на прогулке и подходит к добрым прохожим на улице, чтобы они помогли ему отыскать дорогу к дому.

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции. В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение.

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием - проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка - это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей - сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ. Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Видео: как помочь ребёнку перестать бояться

Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

Педиатр Е. Комаровский вовсе не считает застенчивость отрицательным качеством. Доктор предостерегает маму и папу от того, чтобы они избегали фраз вроде «Почему ты такой стеснительный?», «Почему ты не отвечаешь, ведь тебя спрашивают?» (ведь, родители часто говорят так из уважения к взрослому собеседнику). Подобные реплики акцентируют внимание на поведении ребенка, внушают ему мысль, что он делает что-то плохое. Не нужно делать трагедию из того, что малыш не поздоровался с кем-то, не ответил на вопрос, как у него дела. Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка. Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными.

Видео: 5 способов побороть страх

Взросление ребенка неизбежно связано с возникновением определенных страхов. Некоторые из них являются признаком нормального развития, своего рода адаптационными этапами. В раннем возрасте у малышей часто возникает боязнь посторонних, которая является вполне обоснованной. Эту особенность поведения ребенку под силу преодолеть при помощи родителей, хотя иногда излишняя стеснительность и боязнь общаться с незнакомыми людьми остается у человека на всю жизнь. Как бы то ни было, нужно принимать своего малыша таким, каким он есть, ни в коем случае не сравнивая его с другими, более раскованными сверстниками.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Содержимое

С первого дня рождения ребенка в его жизни каждый день происходят изменения, он растет и развивается. Сначала новорожденный только спит и ест, потом постепенно начинает проявлять интерес к окружающему его миру, слушать взрослых, играть и учиться. Меняется и осознание новорожденным всего происходящего вокруг него.

Ближе к году у большинства малышей появляются страхи, и первый из них - страх посторонних и незнакомых ему людей. Чаще всего такая боязнь появляется у ребенка одновременно со страхом отсутствия мамы рядом. Такой страх является вполне нормальным и обоснованным чувством. В годовалом возрасте малыш значительно взрослее, чем новорожденный, и родители иногда оставляют его, к примеру, с бабушками, тетями или даже няней.

Почему дети боятся чужих

Основной причиной страха чужих людей является комфорт и спокойствие, когда рядом мама. У ребенка развивается привязанность к людям, которых он видит чаще всего возле себя. И соответственно появляется настороженность и боязнь незнакомых лиц, зачастую мужчин. Дети друг друга воспринимают спокойно и нормально в любом возрасте.

Новорожденный настолько привык, что мама всегда рядом, в пределах его видимости и досягаемости, что даже временное ее отсутствие пугает его. Некоторые родители говорят, что иногда даже в туалет отлучиться спокойно нельзя, ребенок стоит под дверью и плачет. Именно на такое беспокойство по поводу отсутствия мамы накладывается страх перед другими незнакомыми людьми.

Ребенок боится, что появление нового человека в поле его зрения связано с отсутствием мамы, или ее возможным отсутствием. Поэтому он настороженно относится ко всем чужим людям и может проявлять признаки страха перед ними. Чтобы предотвратить исчезновение мамы и не остаться с незнакомым человеком наедине, ребенок может начать громко плакать и крепко схватиться за спасительную мамину руку. В этот момент у родителей может возникнуть вполне закономерный вопрос: что делать с этим страхом и как помочь?

Что могут сделать родители

Страх чужих людей может появиться у детей в 8 месяцев, а бывает так, что он возникает ближе к двухлетнему возрасту. Выражаться такая боязнь может громко в виде слез и истерик, а иногда проявляется в стеснении и нежелании говорить с новым человеком. Родители своим поведением могут значительно усугубить ситуацию, а могут помочь малышу справиться со страхом и застенчивостью. От реакции взрослых зависит дальнейшее отношение ребенка к новым и незнакомым людям.

Если мама общается с чужим человек, знакомит с ним ребенка, никуда не уходит и не оставляет малыша, у него появляется доверие к незнакомцу, и через некоторое время он уже будет дружить с ним, спокойно общаясь. Однако не стоит настаивать на знакомстве ребенка и чужого взрослого, заставлять его поговорить, поиграть. Это должно произойти само собой за такой промежуток времени, как это нужно малышу, а не взрослым.

Хорошим вариантом общения карапуза с незнакомым взрослым может быть, если малыш сидит на руках у мамы, чувствует ее поддержку и уверенность в том, что все в порядке и бояться нечего. Некоторые дети настолько контактны и общительны, что спустя пару минут уже могут начать самостоятельно общаться с чужим человеком. Другим требуется больше времени и постоянное чувство, что мама рядом и все в порядке.

Если ребенок увидит чужого человека второй и третий раз, он начнет его узнавать и может включить в круг «своих» взрослых. Если этого не происходит, не стоит переживать и нервничать, для знакомства и общения малыша с некоторыми людьми, ему потребуется больше времени.

Если в семье есть необходимость оставлять ребенка с посторонними людьми, бабушкой или няней, нужно запастись терпением, чтобы малыш привык к новому человеку. Начинать знакомство лучше заблаговременно, чтобы иметь запас времени на преодоление страха чужих людей. Хотя бы несколько раз нужно провести время вместе: мама, ребенок и посторонний человек. Научившись ему доверять, малыш гораздо легче будет отпускать маму из своего поля зрения.

Если страх чужих людей проявляется у ребенка в истерике и слезах, он не подпускает к себе других взрослых, кроме мамы, даже спустя несколько знакомств и не хочет воспринимать слова взрослых о том, что это друг и свой человек, тогда стоит задуматься и посоветоваться со специалистом. В крайних формах выражения страх может быть патологией или нарушением в работе нервной системы ребенка.

Ошибки родителей

Пытаясь познакомить ребенка с новыми взрослыми или оставить его на время с незнакомым человеком, некоторые родители допускают ошибки, которые могут усугубить ситуацию. Если их знать и учесть, можно постараться избежать неправильного поведения. Родители поступают ошибочно в таких случаях:

  • При появлении незнакомца меняют тон голоса и атмосферу разговора, ребенок тут же почувствует изменение и насторожится.
  • Навязывают ребенку знакомство и общение с новым человеком, заставляя поговорить, поиграть, показать свои игрушки.
  • Переживают и волнуются, сможет ли он найти общий язык с незнакомцем, а волнение передается и малышу.
  • При появлении страха ребенка, родители тут же уводят его в отдельную комнату или просят чужого человека уйти подальше. Малыш поймет, что при его определенных действиях, мама сделает так, как он хочет, и будет пользоваться этим в будущем.

Страх перед незнакомыми людьми пройдет со временем так же незаметно, как возник. Лишь у некоторых детей застенчивость и боязнь общаться с новыми людьми остается на всю жизнь, но большинство преодолевают это в раннем возрасте.

анонимно

здравствуйте. Моему сыну 2,3 года. Примерно с полутора лет он начал сильно бояться врачей (даже прослушать стетоскопом не дается) и вообще незнакомых людей. Если люди на улице пытаются нагнуться к нему и заговорить убегает или прячется за меня. Если приходят гости не выходит к ним и даже плачет. Когда был совсем маленький мы ходили в в гости. Там поначалу боялся, но потом осваивался. С детками на площадке и в песочнице играть не хочет. Любит чтоб мы гуляли с ним вдвоем. Ездит в транспорте с удовольствием, заходит в крупные магазины где много людей без проблем. Но дома и при "личном" контакте - проблемы. Также стесняется некоторых персонажей мультиков или. к примеру, говорящих игрушек. Сам говорит очень плохо. В малышкиной школе немного напугался, но сидел у меня на руках пока не началось занятие, где учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался, что пришлось уйти. Что это может быть по вашему мнению, "перерастёт" ли это с возрастом или у нас какие то серьёзные проблемы с социализацией?

Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу и спешу Вас успокоить: в этом возрасте страх чужих людей у ребенка – это обычное явление. Это ни в коем случае не является показателем проблем с социализацией. Вы пишите: «с детками на площадке и в песочнице играть не хочет». Как правило, в этом возрасте некоторые дети играют не друг с другом, а рядом друг с другом – это нормально. Многим детям надо сначала присмотреться к «чужаку», прежде чем подпустить его ближе, и когда незнакомый человек нагибается и пытается заговорить, то страх маленького ребенка вполне объясним: он может воспринимать это как преждевременное вторжение в свое личное пространство. Вы пишите: «Сам говорит очень плохо». Посещали ли Вы с ребенком логопеда для того, чтобы определить, по возрасту ли протекает речевое развитие ребенка? Вы пишите: «учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался …». Возможно, Ваш сынишка – чувствительный, ранимый ребенок, с . Это не диагноз, это – особенности эмоциональной сферы ребенка. С возрастом эта ранимость и тревожность снизятся. Таким детям нужна доброжелательная атмосфера, минимум критических высказываний и максимум поддержки и одобрения – этого достаточно для того, чтобы с возрастом они перестали отличаться по своим эмоциональным реакциям от сверстников.

анонимно

Большое спасибо Вам за оперативный ответ! Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься если малыш всех боится?) Мы были на приеме у невролога, который прописал пантогам с глицином, после чего Магне Б6. Общается только с членами семьи и няней, к которой мы водим его на 2 часа каждый день. С ней ведёт себя нормально. Я сильно переживаю, потому что планирую около 3 лет отдать его в детсад, как он будет социализироваться в группе незнакомых взрослых (воспитателей) и детей? Наверняка это как раз случай повышенной тревожности, плюс он очень "домашний". что бы Вы как специалист посоветовали мне? Одни говорят водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), дрегие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей. Очень надеюсь на Ваш ответ. Заранее большое спасибо. С уважением.

Вы пишите: «Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься, если малыш всех боится?». Как правило, логопеды не занимаются с такими маленькими детьми, логопед может проконсультировать Вас по поводу речевого развития ребенка, сможет определить, достаточное оно или нет, даст Вам рекомендации исходя из своих наблюдений за ребенком или из Вашего описания того, как говорит малыш. Впрочем, не обязательно делать это прямо сейчас, можно подождать до 3 лет. То, что Вы наблюдаете малыша у невролога – это очень хорошо. Вы пишите: «Одни говорят, водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), другие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей». Я бы категорически не советовала Вам насильно социализировать малыша несмотря на плач. Это может травмировать его психику. Если Вы принимаете препараты от невролога (пантогам, глицин, магне Б6 – это мягкие препараты), на их фоне должна быть позитивная динамика. Обязательно после того, как пропьете курс, снова посетите этого невролога, чтобы он скорректировал дальнейшее лечение, если будет необходимость. Поэтому надо подождать с навязыванием общения. Дайте возможность Вашему малышу привыкнуть к какому-нибудь месту, где есть его сверстники. Не торопите ребенка, не подталкивайте его к контакту с другими, дайте ему возможность освоиться в новой обстановке на Ваших руках или с Вашей защитой. Пусть Ваш малыш сам решает, хочет ли он общения или нет. Если не хочет, надо уважать его желания. Скорее всего, он будет сложно адаптироваться к детскому саду, Вам надо быть к этому готовой. Но это – практически норма для такого ребенка. При мягком, доброжелательном уходе такие детки уже к школьному возрасту «перерастают» эти проблемы.

Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

Важно! До 3 лет кроха больше общается с взрослыми, и учится у них правилам поведения и манипуляциям различными предметами. Все, что происходит вокруг него, «впитывает» как губка.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

К четырем годам потребность именно в общении выходит на первый план. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по темпу развития индивидуален. Бывает и так, что он не «дорос» до данного этапа.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Психологи подметили, что боязнь ребенка чужих людей зависит еще от эмоционального состояния матери. То есть кроха считывает реакцию инстинктивно с проявленного беспокойства мамы на появление чужого человека.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов






Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша . Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации . Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах . Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу . Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным , а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Изгоняйте детские страхи вместе с ребенком! Будьте ближе к своему малышу, и это принесет вам хороший результат!

Содержание статьи:

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их чадо боится посторонних людей. Причем этот страх никак не обоснован. Взрослые волнуются за ребенка, не знают, нормально ли такое поведение, стараются помочь ему побороть боязнь. В тяжелых случаях под категорию посторонних людей могут попасть близкие родственники, например, бабушка или дедушка.

Как возникает страх перед людьми?

Зачастую, страх проявляет себя в возрасте 8-10 месяцев. Как правило, до этого дети даже тянутся к посторонним. Они рассматривают их, лезут на руки.

Чужие люди начинают пугать ребенка после 8 месяцев жизни малыша. Ребенок начинает капризничать по приближению посторонних, хочет на руки к матери. Может дойти до того, что обычный приезд бабушки приведет к истерике. Малыш не будет слазить с рук родителя.

В 1 год страх лишь возрастает. Дети еще больше привязываются к родителям. Даже короткая разлука с матерью может привести к панике ребенка. Однако в полтора года ситуация идет на поправку. В возрасте двух лет страх практически проходит, и ребенок чувствует себя комфортно с незнакомцами.

Однако бывают случаи, когда страх появляется в 2 года или даже позже. С возрастом эта неприязнь перед посторонними людьми может перейти в застенчивость и черту характера. Исчезнет это чувство спустя несколько лет, а может человек вообще никогда не избавится от него.

Важно выявить страх в детском возрасте. В противном случае, это может привести к серьезным психологическим отклонениям.

Почему ребенок боится посторонних?

Младенец привыкает к родителям. Когда появляются незнакомые люди, у ребенка появляется боязнь, что мама может уйти. Она не сможет защитить чадо, если незнакомец захочет нанести вред.

Ребенок плохо знает внешний мир. Он не понимает, что является нормой, а что нет. Если внешность и манера поведения постороннего резко отличаются от манеры родителей, то малыш будет воспринимать эти отличия, как серьезное отклонение от нормальности. Так как ребенок больше времени проводит с мамой, он чаще боится мужчин, чем женщин.

Страх может быть вызван редкими встречами с родственниками. Если встреча была неожиданной, ребенок испугается. Когда он постоянно видится с родственниками уже с малого возраста, дальнейшие отношения будут хорошими. Однако страх может появиться после долгой разлуки, например, когда отец постоянно уезжает в долгие командировки. Если мама долгое время не была с дитем по причине болезни или важной поездки - страх лишь усилится. Малыш будет думать, что мать снова его покинет.

Боязнь может появиться после неудачного опыта с посторонними. В прошлом чужой человек мог причинить физическую или психологическую травму. После этого ребенок будет воспринимать всех посторонних как источник опасности.

Можно сделать вывод, что страх перед посторонними - нормальное явление. До 1 года дети изучают мир, и боязнь чужих людей не страшна. Наоборот, если ребенок тянется ко всем посторонним, следует насторожиться. Важно обратить внимание, когда более взрослый ребенок испытывает страх перед чужими.

Как бороться с детским страхом?

Когда посторонние вызывают неприязнь у детей, важно знать некоторые правила:

Нельзя сближать малыша со взрослым, если он боится его (это может нанести серьезную психологическую травму);

Никакой критики в адрес ребенка (он должен чувствовать поддержку близких);

Нужно принять факт страха как норму, тогда и ребенок сможет понять, что его боязнь напрасна;

Важно поддерживать ребенка, создать все условия, чтобы он хорошо себя чувствовал.

Следует дать малышу время, чтобы он мог изучить объект своего страха. Он привыкнет к человеку и забудет о боязни. При этом мама должна постоянно находиться рядом с чадом, чтобы поддержать его. В плюс пойдет рассказ родителей об их страхах перед посторонними. Наглядный пример хорошо повлияет на ребенка.

Взрослые должны показать, что посторонние люди не несут никакого вреда. Мама может дружелюбно общаться с человеком, держа на руках малыша. Однако тут стоит показать различие между близкими людьми (бабушка, дядя, няня и др.) и чужими.

Пример можно показать в игровой форме. Знакомство детских игрушек друг с другом поможет чаду понять, что встреча с неизвестной личностью не принесет ему неудобств.

Пойдет на пользу малышу детский сад. Среди незнакомых, но похожих на него людей, он сможет понять, что посторонние - добрые. Однако нельзя резко отдавать малыша в ясли. Неожиданность сыграет злую шутку. Важно подготовить ребенка к большому скоплению незнакомцев.

Когда ребенок в 2 года волнуется при посторонних, причина заложена в кругу общения. Он просто привык к близким, а чужие люди пугают его. Малыш не знает, как вести себя с посторонними, потому что до этого находился с родственниками.

Родители должны приучить ребенка к общению с посторонними. Чаще выходить на улицу гулять с детьми, посещать массовые мероприятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть сверстники. На личном примере следует показать, что общение с посторонними людьми приятно.

Как показывает практика, страх вызван негативным опытом общения с незнакомцами. Психологи призывают родителей тщательно следить за поведением детей. Поддержка поможет ребенку побороть страх, а осуждение лишь подливает масло в огонь.

Специалисты утверждают, что страх перед посторонними не так опасен, как его отсутствие. Когда малыш не боится чужих людей, а, наоборот хочет поближе с ними познакомиться, нужно обратиться к психологу.

До года у ребенка формируется понимание "своих" и "чужих". Возникает инстинкт самосохранения. Родитель должен способствовать этому, привить малышу понимание вещей. Желательно предупредить ребенка, что придут посторонние люди. Можно обыграть сценку встречи, чтобы малыш был готов, показать пример на куклах. Необходимо предупредить и гостей, чтобы они вели себя осторожно. За смелость нужно хвалить малыша: поздоровался, улыбнулся, не заплакал и пр. Маленькая победа хорошо повлияет на будущее.

Психологи утверждают, что малыш боится неизвестности в новых людях или событиях. Красивые салюты или яркий праздник могут вызвать слезы и панику. Мама и папа должны показать, что фейерверк - это прекрасное явление. Когда родитель сам восхищается чем-либо, чадо копирует его поведение. На примере родителей он начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Нельзя говорить детям, что они слишком застенчивы или замкнуты. Когда ребенку говорят о его трусости, он еще больше погружается в себя. Это негативно повлияет на его будущий характер и поведение. Многие родители создают проблему, когда ребенок даже не поздоровался с кем-то. Они начинают навязывать ему общение с посторонними против воли малыша. Родитель не понимает, что страх перед чужаками - обычное явление, которое пройдет с возрастом. Если навязать, что ребенок плохо себя ведет, неправильно реагирует на взрослых, он вырастет замкнутым.

Детская травма может повлечь серьезные последствия: социофобия, негатив к посторонним, насилие и др. Чтобы избежать проблем в будущем, родители обязаны обеспечить ребенка любовью и заботой. Иначе последствия будут плохими, как для человека, так и для окружающих.


Top