Ребенок изгой в классе: что делать, причины и советы родителям.

а кто-то сидит в одиночестве и слышит в свою сторону только упреки и насмешки?

Вопрос, на который однозначно ответить никто не может. Но пускать эту проблему

на самотек нельзя.

Как узнать о том, что ребенок изгой?

Не всегда дети открыты и могут рассказать о своих проблемах в общении со сверстниками и детьми со двора.

Иногда дети замыкаются и у них тяжело выведать, хоть какую ни будь информацию, и потому родитель должен

всегда обращать внимание на своего ребенка, и его поведение. Никогда нельзя забывать, что дети бывают

крайне жестоки и самая главная задача – это помочь ребенку выйти из этой ситуации.

Первые признаки:

  • Ни с кем из одноклассников не общается после уроков.
  • Приходит со школы в постоянно опущенном настроении.
  • Может плакать, запираясь в комнате или ванной.
  • Приходит с поломанными или разорванными вещами.
  • На теле синяки и ссадины.
  • Часто пропадают вещи.
  • Не хочет разговаривать про одноклассников.
  • Любыми способами пытается избежать похода в школу или на улицу (не путаем с простой ленью).
  • Стает агрессивным, закрытым и грустным.

Заметив такие симптомы, не надо бежать сразу с допросом, а постепенно подготавливаем к этому разговору ребенка

и себя. На разговор нужно уделить много времени, 5 минут однозначно не хватит.

Причины

Чтобы помочь, необходимо для начала разобраться с самой сутью проблемы. Факторы, которые вызывают

плохое отношение к ребенку:

  • Необщительный. Дети всегда на перерывах общаются, и если один из детей игнорирует общение,

то постепенно он становится изгоем, его просто-напросто пытаются выжить из класса.

  • Не опрятно выглядит. Грязная одежда, плохо пахнет и т.д.
  • «Не такой как все». Косоглазие, заикание, хромота и т.д.
  • Боится постоять за себя. Ребенок, который хоть раз даст себя унизить или обидеть, в дальнейшем всегда

будет подвергаться насмешкам, унижениям и побоям.

  • Ребенок все доносит родителям и учителям, из-за этого у одноклассников часто возникают проблемы.
  • Денежное неблагополучие семьи.

Но бывает, что ребенок не является изгоем, а он просто непопулярен в своем классе. Этот факт тоже

может приводить ребенка к огорчению и нежеланию ходить в школу.

Как помочь ребенку выйти из ситуации

Если ребенок не хочет открыться и рассказать о возникших проблемах, то нельзя откладывать решение

этой проблемы на завтра или послезавтра, а то и через год, нужно действовать немедленно, потому что

не все дети могут выдержать натиск одноклассников, и все это может закончиться суицидом.

Самым лучшим вариантом это поход к специалисту, который постепенно выведет на откровенный разговор

и найдет варианты решения проблемы. Если нет таких средств, то всегда можно обратиться к бесплатному

психологу в школе или педагогам за помощью. Но педагогам не всегда известно о взаимоотношениях в классе,

тем более что это может происходить только после уроков. Чтобы ребенок не рассказал, никогда не нужно идти

на разборки с криками и угрозами к детям и к их родителям. Нужно взять в себя в руки и начинать решать проблему

с умом, что бы ни усложнить жизнь ребенку.

Этапы помощи ребенку:

  • Уход за внешним видом ребенка;
  • Поход в кино, музей или другое место, где бы он хотел побывать.
  • Развивать чувство юмора.
  • Приложить усилия к исправлению речи или внешних отличий.
  • Не оскорблять и не унижать.
  • Научить защитить себя, не кулаками, а словом.
  • Записать на занятие по танцам, музыке, рисованию и т.д. Они помогут ребенку отвлечься от проблем, снять стресс и стать более уверенным в себе.

Самое главное не перестараться с количеством занятий, нужно помнить о том,

что ребенку нужно свободное время для себя. Если ребенок однозначно отказывается ходить в эту школу,

то задумайтесь о том, чтобы поменять школу. Здоровье и счастье детей зависит только от родителей

и нельзя перекладывать свою ответственность на педагогов,

и других родителей. Самым главным способом решения проблем — это быть ребенку лучшим другом,

к которому можно обратиться в любой ситуации и не услышать в свою сторону тысячу упреков.

Глава из книги М.М. Кравцовой "Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.", вышедшей в свет в издательстве "Генезис". 2005.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас-сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде-лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет1).

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими) 2).

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами "разобраться" с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре-следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример "разреше-ния" конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила "разбираться" с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

* Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: "Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми". Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется "дружить против кого-то". Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик - куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит "подливать масла в огонь", обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. На-пример, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, на-пример, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;
- проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;
- и самое главное - оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: "Он неусидчив". Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, обащаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. "Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча..." и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: "Опять ты говоришь, глупости!" Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка - он именно такой:

Неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася", из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но "кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: "Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!"". И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его "испуганные глаза-тарелки", признала, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: "Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось". Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть...

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.
Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это - шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: "Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!"
Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка - это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно кри-тиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и самоуверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала "плясать под Машину дудку". Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, - она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на равных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: "Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: "Тогда не буду с тобой больше играть!" Вот моя подруга Маша так делает". Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: "Маша много чего придумывает, с ней интересно".

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.
Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям)

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно на-учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Дети-изгои

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям.

Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим».

Марк Твен

Взрослые, отдавая ребенка в детский коллектив, мечтают, чтобы он был дружелюбно принят, комфортно себя чувствовал, успешно развивался и рос. Ребенок, также хочет быть «своим» в группе сверстников, стремится к признанию и позитивной оценке. Проблемы взаимоотношений наших приёмных детей, поступающих в новые для себя детские коллективы по месту жительства замещающей семьи, зачастую ещё сложнее.

Приемный ребенок, вырванный недавно из среды, представляющей угрозу для его жизни и здоровья, долго находится в состоянии напряжения. Он внутренне ожидает агрессии и опасности со стороны окружающих, готов к отпору критичного внимания сверстников и взрослых, либо «нападает» сам. Настороженность и недоверие мешают ему сконцентрировать внимание, принять положительный настрой, усвоить на должном уровне информацию учителя, запомнить тему. Поэтому и отвечает он неуверенно, и ожидает подвоха по отношению к себе. Еще и одет «с чужого плеча». Вот вам готовый букет причин, чтобы стать изгоем.

В этой ситуации приемному ребенку нужен педагогически мудрый и грамотный взрослый, который понимает важность фактора модной одежды в детской и подростковой среде, умеет развести проблемно-конфликтную ситуацию, показать ребенку важность умения наладить дружеские отношения и многое другое.

По просьбам специалистов системы охраны детства этот выпуск методической рассылки мы и посвятим проблеме детей-изгоев, проблеме адаптации и взаимодействия ребят детском коллективе.

Данные материалы будут полезны специалистам, осуществляющим сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, а так же специалистам детских интернатных учреждений.

Материал поможет приемным родителям лучше понять особенности отношений в детской группе и школьные переживания детей, найдут подсказки, как помочь ребенку быть смелым, не бояться быть не таким, как все.

  1. Дети - изгои: психологическая работа с проблемой .

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им, по каким-либо причинам, не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого-либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться . Очень редко травля - это результат личной мести за что-либо.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду Адлеру, "часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуют надменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т.п." Иногда зачинщиками становятся и вполне благополучные ребята. Они настолько уверены в своем превосходстве, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать, чем-то не угодивших им, сверстников. Такая позиция детей во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного им ребенка надо убрать из класса. Эти родители не только не соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых и благородных в повседневной жизни (и нищим подает, и над бездомными животными слезы проливает), но и активно отрицали вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.

Существует излюбленный миф, в который порой верят и взрослые, и дети: пострадавшие сами провоцируют недоброжелательное к себе отношение, но так ли это.

Кого устраивает такая ситуация? Если в основе любого преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться и тем самым завоевать авторитет в группе сверстников, то главные провокаторы ситуации - это инициаторы и преследователи жертвы, а не сама жертва. Инициаторы и преследователи жертвы - это часто дети, пережившие в прошлом физическое или эмоциональное насилие, а возможно и в настоящем подвергающиеся насилию в своей семье, а на одноклассниках, которые не могут за себя постоять, они просто отыгрываются. Нередко такому поведению преследователь учится у своих родителей или у других членов своей семьи. В таких семьях часто принято обговаривать, осуждать, нелестно высказываться об окружающих (знакомых, соседях, родственниках, друзьях), и ребенок просто копирует поведение взрослых, привнося в школьный коллектив такие же нелестные разговоры о ком-то из одноклассников. Ведь в подростковом возрасте так легко завоевать авторитет, унижая и оскорбляя того, кто не может тебе ответить.

Инициаторами травли могут стать:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний и стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания, или же стремление добиться справедливости:

«Петя побил Витю, случайно опрокинувшего подставку с учебниками своей соседки по парте. Обычно Петя делает громкие обидные замечания тем, кто, по его мнению, делает что-то не так. Он искренне считает, что имеет на это право: если одноклассник плохо себя ведет (мешает на уроке, обидел кого-то, не важно - случайно или нет), Петя стремится наказать нарушителя. Похожий тип поборника справедливости описан в повести В.К. Железникова "Чучело". Это, не знающая пощады и снисхождения - Железная Кнопка».

Преследователи.

Как уже отмечалось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые, по отношению к своим близким, дети становятся тиранами для, не сделавшего ничего плохого лично им, сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, само утверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова "Чучело" кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. "Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется".

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Они - несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: "Я и не подумал об этом").

Неуверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

Трусливы и озлоблены.

Жертвы.

Есть много подходов, мнений по поводу того, кто может стать ребенком-изгоем. Большинство исследователей сходятся в одном - любой ребенок сегодня может стать изгоем в детском коллективе . Некоторые дети в одном коллективе могут быть лидерами или принятыми, а, попав в другой - становятся изгоями. Так, например, девочка три года ежедневно подвергалась травле одноклассников лишь потому, что у нее не было мобильного телефона.

Кто и почему становится изгоем? Изгоем в классе, в коллективе, в обществе?

Чем больше ребенок не похож на других, чем он необычнее — в поступках, суждениях, мыслях, тем больше шансов у него стать изгоем. Ну не любят у нас «белых ворон», не таких, как все, ненормальных, особенных... «Слишком толстый, слишком длинный, очкарик, лопоухий, шепелявит, шкет, шут гороховый, бормочет все время что-то под нос»… Список эпитетов, получаемых от сверстников в фантике «обычной» детской жестокости - масса!

Возьмем самое распространенное, что может не понравиться или

семь причин стать изгоем :

1. Нестандартная внешность (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки и т.д.)

2. Проявления энуреза, энкопреза (недержание) и др..

3. Тихость и бесконфликтность, не умение за себя постоять.

4. Чрезмерная опека ребёнка со стороны взрослых, демонстрируемая на глазах других.

5. Частые пропуски занятий в школе (здесь уже дети следуют за взрослым-учителем, который «беспокоится» о должном уровне посещаемости в классе).

6. В начальной школе — ребёнок слабо успевающий, в среднем звене и выпускных классах, с точностью до наоборот — отличник, «ботаник».

7. Ябеда, стукач.

Как правило, изгоев «назначают» уже во 2-3 четверти первого класса, на поиски жертвы много времени не уходит, удостоиться такой «чести» могут и новенькие, не сумевшие сориентироваться и зарекомендовать себя в новом коллективе.

Жертвами часто становятся те ребята, кому уделяется повышенное внимание учителя. Причем, чем больше педагог хвалит и сравнивает его с другими, тем более услуга становится «медвежьей».

Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом, «не принимаемые» дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего их поведения: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.

Не только замкнутые или слабоуспевающие дети могут стать изгоями в коллективе. Не любят "выскочек" - тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать. Не жалуют и отличников, которые не дают списать, или детей, идущих против класса, например, отказывающихся сбежать с урока.

Интересно, что причиной травли может стать все, что угодно. Только в одном случае истиной причиной насмешек будет желание показать свое превосходство, а в другом - причиной травли станет зависть.

Нередко дети, ставшие предметом травли и насмешек, растут во вполне благополучных семьях, где им с раннего детства внушается мысль о том, что к людям нужно относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Оскорблять и унижать других нельзя, потому что так себя ведут только недостойные и плохие люди. Драка и кулаки - это не способ решения проблемы, нужно все решать мирным путем, объясняя людям их неправоту. Дети, выросшие на таких, казалось бы, общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор преследователям и зачинщикам: не могут ответить грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, хамством на хамство, не могут дать сдачи, если к ним применено физическое насилие. Ребенку-изгою трудно преодолеть, внушенные с раннего детства, стереотипы и дать отпор преследователям. Хотя именно этому, их нужно учить. Такие дети долгое время (годы) могут регулярно подвергаться эмоциональному и физическому насилию сверстников. Нередко учителя могут занять позицию сверстников и учувствовать в травле такого ребенка, полагая, что он сам виноват в том, что к нему так относятся. Если ребенок не получит поддержку ни от учителей, ни в своей семье, ситуация для ребенка-изгоя может закончиться суицидом (таких случаев известно немало).

Ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами .

Но ребенку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Как можно заподозрить родителям, что их ребенок — изгой?

1. Не хочет идти в школу, даже если сделаны домашние задания.

2. Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Радуется, если заболел.

4. Не знает или не желает никому позвонить, чтобы узнать домашние задания.

5. Никто из одноклассников не звонит, не приходит в гости.

6. Сам тоже никого не зовет, даже на день рождения.

7. Приходит из школы взвинченным, нервным.

8. Иногда появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он «не знает».

9. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

Попытки родителей сразу же во всем разобраться и, главное, во что бы то ни стало, наказать преследователей, имеет некоторый вес в начальной школе, да и то не всегда. Ребенок тут же автоматически становится еще и ябедой. Обидчики начинают действовать более изощренно, могут угрожать расправой, если он еще раз заикнется о травле. Преподаватели недовольны, так как они вынуждены встревать в конфликт и решать далеко непростую ситуацию с родителями жертвы, мучителей. Потом подключается администрация школы…

В 85% случаев становятся изгоями в классе дети тех родителей, которые сами не смогли в свое время решить аналогичную проблему . И вроде бы неуверенность наследоваться не может, но способы реагирования на проблемы бессознательно копируются нашими детьми с нашего поведения, хотим мы того или нет .

А значит, если мы не в состоянии адекватно помочь ребенку, возможно, сможет помочь другой человек: родной дядя, психолог, двоюродный брат… Надо использовать любые возможности. И не пускать дело на самотек.

Как помочь ребенку, ставшему изгоем?

1. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель . А у первоклашек - на все 100%. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ему нравится, что у того что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

2. Если среди одноклассников найдется защитник жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно, если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале .

3. Если помочь ребенку-изгою выработать новые стереотипы поведения . Ребенку следует объяснить, что его молчание на издевательства одноклассников только усиливает их желание оскорблять его еще больше. Нужно научить ребенка правильно реагировать на ситуацию, «давать сдачи обидчикам» как в словесной форме, так и физически. Если ребенка избивают (желательно устроить ребенка в спортивную секцию, где его научат приемам самообороны). Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации травли нельзя молчать, плакать, убегать, а следует спокойно указать обидчикам на имеющиеся у них недостатки. Так же можно воспользоваться замечательным советом Владимира Набокова: «Лучшая реакция на вражескую критику - улыбнуться и забыть». Этот совет больше подойдет сильным личностям, которые могут быть выше любой агрессии и хамства. Те, кто умеют держать удар и вовремя давать отпор нападающим не могут быть предметом травли.

4. Учитель должен в обязательном порядке присекать травлю кого-бы то ни было в детском коллективе. Именно при попустительстве или прямом участии в траве учителя, дети-изгои подвергаются травле. Учитель должен объяснить детям, что в каждом человеке есть и достоинтства, и недостатки. Те, кто способен в другом разглядеть положительные черты, тот умен и мудр, а те, кто способен видеть в окружающих только их недостатки - поверхностны и глупы. Так же следует объяснить детям, что люди всегда становятся такими, какими их хотят видят окружающие. Учителю следует отдельно проработать ситуацию и разобраться с зачинщиками и преследователями жертвы, при необходимости вызвать их родителей в школу, и совместными усилиями объяснить детям, что такое надменное и оскорбительное поведение в коллективе недопустимо.

5. Детей-изгоев, обладающих ярко выраженными способностями (например, к музыке, живописи, математическими способностями и др.) следут отдать в школу, где такие способности будут оценены по достоинству - например, отдать ребенка в музыкальную, художественную, физико-математическую школу. Возможно ребенок, как в сказке “Гадкийутенок” просто попал не в свой круг. Общаясь с детьми с аналогичными способностями, он обретет надежных друзей и поддержку учителя.

6. Родителям следует разобраться, что стало причиной непопулярности их ребенка и попытаться ее устранить. Может, ребенок выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Следует заинтересовать каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалиста. Недооценивает себя? Необходимо помочь ему обрести уверенность в своих силах и способностях. Родители должны подчеркивать достоинства своего ребенка при каждом удобном случае. Не скупиться на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывать, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Условно к детям-изгоям можно отнести детей, которые мало общаются в коллективе, у них мало друзей, они не любят участвовать в общественной жизни класса (школы), часто не принимают участия в коллективных играх, но это не значит, что их не принимают сверстники, нет, это их собственный выбор. Такие дети редко бывают предметом травли одноклассников, которых они легко могут поставить на место, но у них могут возникать серьезные конфликты с учителями. Они самодостаточны и мудры не по годам …- это дети-индиго .

Наиболее характерные признаки детей-индиго:

С детства не общителен, почти не имеет друзей.

Имеет яркие врожденные способности к точным наукам - математике, программированию, а также - к музыке.

Не чувствует кровного родства и часто конфликтует с членами семьи.

Противопоставляет себя другим людям, уверен, что он - избранный.

У него высокий уровень интеллекта, нестандартное мышление (он часто находит лучший путь решения поставленной задачи).

У него очень развита интуиция, он остро чувствует фальшь.

Обладает экстрасенсорными способностями.

Дети-индиго предпочитают общаться только с себе подобными. Для них не существует авторитетов. В школе они могут сильно преуспеть в предметах, которые им нравятся, а на остальные предметы вообще не обращать никакого внимания. Такие дети часто не подчиняются общим правилам, и делают только то, что считают нужным. Они не считаются с мнением коллектива, у них на все свое собственное мнение. Такой ребенок может легко уйти с классного часа, полагая, что не должен тратить свое драгоценное время на выслушивание пустых и бессмысленных разговоров классной, чем может вызвать глубокое негодование учителя. Ребенок-индиго, если его оскорбит учитель, может легко поставить учителя в очень глупое и нелепое положение, высмеяв при всем классе не высокий интеллект учителя или другие негативные стороны его личности, которые действительно ему присущи.

Лучшее, что могут сделать родители для детей-индиго - это отдать их в школу для одаренных детей, или в школу, где уделяется большое внимание тем предметам, которые нравятся ребенку. Учителям следует быть внимательными к таким детям, не оскорблять и не унижать их, а спокойно и аргументировано объяснять свою позицию. Этим детям очень важно понимать, почему они должны что-то делать, зачем и кому это нужно. Без глубокого осознания: зачем и почему - дети-индиго могут отказываться от какой-то деятельности в школе, и особенно если это касается каких-то внешкольных мероприятий. Не стоит заставлять их участвовать в коллективных мероприятиях против их желания, пытаться вовлечь их в коллективную деятельность, игру, все равно ничего не получится.

Следует помнить, что детей-индиго рождается не более 3% и именно из них вырастают настоящие профессионалы своего дела, которые в будущем будут выкладываться на работе на все 150%. Именно они способны решить сложнейшие проблемы, которые существуют в современном обществе.

Буллинг (англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности и т. д.

Развитие современных средств связи, интернета, социальных сетей привело к тому, что травля школьников стала активно проявляться с использованием современных технологий. Ребенку-изгою начинают в большом количестве приходить сообщения на мобильный телефон, на электронную почту, на его страничку в социальных сетях с оскорблениями, угрозами. Используя программы “Фото-шоп” преследователи могут изуродовать фотографию ребенка-изгоя и разместить ее в социальных сетях, дать объявления от имени ребенка, оскорбляющее его и др. Нередко ребенка-изгоя избивают, снимая это на мобильный телефон, а потом выкладывают эту запись в социальных сетях. На основании таких видеосюжетов уже заведено не одно уголовное дело.

Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку. Интересоваться у ребенка не приходят ли к нему сообщения на мобильный телефон, электронную почту, оскорбительного содержания или с угрозами. Такие урозы и издевательства могут сильно ранить ребенка, запугать его.Вычислить таких преследователей для правоохранительных органов сегодня не составляет большого труда, и порой следует к ним обратиться.

Рекомендуем посмотреть видеосюжет “Буллинг - троллинг и травля в соцсетях» (5 мин 32 сек) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=woJkvhHdgoE вместе с детьми и обсудить его. Если после обсуждения у Вас возникнут подозрения, что кому-то из детей приходят угрозы и оскорбления следует обязательно разобраться в этой ситуации, поставить родителей в известность, оказать помощь и поддержку ребенку.

  1. Статьи Л.Петрановской «Детки в клетке» (1-5 части) можно читать и скачать по ссылке .

2. Статью «Педагогическая помощь детям-изгоям» можно скачать по ссылке http://festival.1september.ru/articles/594229/ .

3. Книгу М.М.Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» можно скачать по ссылке http://www.phantastike.com/link/age_psychology/deti_izgoi.zip .

http://forum-kharkov.com/content.php?r=237-deti-indigo-kto-oni-takie .

Не только ярко выраженные отличия ребенка от сверстников могут вызвать неприятие его коллективом . Бывает, что мальчик в инвалидном кресле или девочка в смешных очках воспринимаются одноклассниками совершенно нормально. А бывает и так, что ребенок, чья одежда (всего лишь) выглядит бедно или, напротив, чересчур ярко, дорого и изысканно, вызывает настолько негативные эмоции у других детей, что ее обладатель становится персоной «нон грата» и чувствует себя крайне неуютно.

Как в классе появляются изгои

Ребенок – изгой в классе

По мнению психологов, в детских коллективах (класс, группа) часто происходит концентрация эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Всем известно, что радоваться гораздо приятнее вместе с друзьями, но ведь и отрицательные эмоции – гнев, ненависть, злость и презрение – хочется выплескивать, испытывая поддержку окружающих.

Безусловно, поведенческие характеристики закладываются в семье. Там же и рождаются стереотипы поведения: ребенок, на глазах которого отец постоянно обижает маму или пожилых членов семьи, поневоле копирует эту манеру поведения. Кроме того, желание проявить агрессию рождается вследствие подавления его собственной личности, так формируется характер того, кто преследует.

А преследуемым обычно становится тот ребенок, который привык к подчиненной роли в семье. Таких детей не приучают отстаивать свою собственную точку зрения, они уверены, что к ним не прислушиваются, их мнение ничего не стоит. Вот и в классе, среди сверстников, такой ребенок по привычке ведет себя точно так же, постоянно ожидая насмешек, злых шуток или, что еще хуже, полного игнорирования.

Какими бывают изгои

Ребенок – изгой в классе

Вовсе не обязательно, что ребенок-изгой непременно будет замкнутым, робким и запуганным. Детские психологи выделяют несколько психотипов таких детей:

  • Клоун – удивительно, но такие дети сами подставляют себя под насмешки, отгораживаясь от детского коллектива, не желая жить по общепринятым в данном социуме правилам, которые им не по душе. Изгои-клоуны обычно весьма развиты, что позволяет им никогда не доводить конфликтную ситуацию до критической точки: в какой-то момент они способны вызвать смех одноклассников, совершив нелепый поступок или сказав нечто несуразное. Этот тип наименее травматичен для .
  • «Белая ворона» – так называют детей, которые, в отличие от клоунов, никак не могут управлять ситуацией, поскольку существуют внешние причины и факторы, делающие их непохожими на других. Как правило, это дети иной религии, иной расы или этнической группы, соответственно, их внешний вид (одежда, цвет кожи) и манера поведения становятся барьером, отгораживающим их от сверстников.
  • Антагонист – этот тип самый тяжелый. Дело в том, что антагонистами становятся дети, которые в силу воспитания и атмосферы в семье ведут себя крайне эгоистично и считают себя лучше и умнее всех других ребят в классе. Их поведение вызывающе надменное, они сами провоцируют негативное отношение сверстников к себе, потому как постоянно подчеркивают свое превосходство и уникальность. Такие и унижать всех подряд, и даже учителя порой становятся мишенью для их злословия.

Стоит отметить, что к какому психотипу ни относился бы ребенок-изгой, существует общая черта характера, объединяющая всех: это неспособность конструктивного мышления. Такие дети не могут осознать истинную причину, сделавшую их изгоями, они не пытаются исправить ситуацию и почти всегда обвиняют в своих неприятностях одноклассников, не задумываясь о своем собственном поведении.

Как помочь ребенку-изгою

Ребенок – изгой в классе

Решение этого вопроса, прежде всего, становится задачей родителей и лишь во вторую очередь – педагогов. Очень важно вовремя заметить, что у школьника не складываются отношения с другими детьми, ведь гораздо проще и безболезненнее исправить ситуацию, пока она еще не превратилась в серьезную проблему.

Итак, первое, что нужно сделать родителям, это откровенно поговорить с ребенком и выяснить, что именно происходит у него в классе. Ни в коем случае нельзя давать никаких оценок и делать выводы, пока картина полностью не прояснится.

Второе – придется поговорить с учителем, таким образом удастся взглянуть на проблему с другой стороны. Но ребенок не должен присутствовать при этом разговоре, лучше если он вообще не будет об этом знать. В противном случае существует риск, что отношение ученика к учителю резко изменится, он может начать стесняться, замкнуться, потому как подумает, что учитель им недоволен, или же будет вести себя агрессивно, решив, что педагог поддерживает его обидчиков.

Не следует обещать своему ребенку, что накажете тех, кто его обижает. Во-первых, такое вмешательство в детский конфликт может лишь усугубить ситуацию. Во-вторых, маленький человек должен сам, по мере своих сил, справиться с проблемой. Так он научится быть сильным и сможет защитить себя сам.

Разумеется, здесь речь не идет о физическом способе разрешения конфликта, напротив, ребенка нужно научить «разруливать» ситуацию мирным путем. Например, если над ним подшучивают и смеются, предложите ему рассмеяться вместе со всеми. Объясните, что такое поведение обескуражит обидчиков, ведь они ждут его слез. Тогда, не получив желаемого, им уже не будет интересно издеваться над своим одноклассником.


Что делать, если ваш ребенок категорически отказывается идти в школу?
«Не хочу идти в школу! Там все плохие! Они меня не любят!», – заявляет ребенок. Слезы льются рекой. Не помогают ни доводы, ни уговоры. Как поступать в таких случаях, советует врач-психотерапевт Алексей Козинцев.

Путь изгнанника

В игре ребенок овладевает навыками общения, постигает окружающий мир, понимает свои возможности, получает оценку совершенных им поступков от однолеток.

Обычно уже в начальной школе ребенку становится недостаточно общения с родителями и родственниками, у него появляются друзья, теперь ему необходимо приобретать уважение и признание ровесников. В это время у ребенка начинает формироваться самооценка, и во многом она зависит от того, как его воспринимают окружающие.

Бывает, что отношения со сверстниками категорически не складываются. В лучшем случае изгоя просто не допускают до общих игр и разговоров, в худшем – ему устраивают настоящую травлю.


Детский коллектив – жестокое сообщество. Всякий, неспособный соответствовать его требованиям, безжалостно изгоняется. Многие дети сталкиваются если не с травлей, то, по крайней мере, с неприятием одноклассников, и, к сожалению, такие ребята не всегда находят понимание и у собственных родителей. «Ничего страшного, все бывает, помиритесь», – говорят старшие. А между тем неумение находить общий язык с окружающими и заводить с ними дружбу является серьезной проблемой. Из ребенка, которого не принимает детский коллектив, зачастую вырастает подросток, неприспособленный к общению с реальным миром и живущий в виртуальном пространстве.

На помощь, мама!

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых часто бывает мало­успешным. Часто во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, как мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника.

Иногда дети скрывают от старших свои проблемы, так как им стыдно и неприятно рассказывать об этом, они не хотят огорчать взрослых, кроме того, они не понимают, что те им могут помочь. Существует ряд признаков, по которым можно судить, что у ребенка проблемы в коллективе:


  • ребенок неохотно ходит в школу и изобретает любой предлог, чтобы пропустить занятия;
  • возвращается из школы расстроенным;
  • мало и неохотно говорит о школьной жизни;
  • часто плачет без видимых причин;
  • не рассказывает о своих друзьях;
  • не разговаривает с ними по телефону;
  • ребенка никогда не приглашают на дни рождения и другие вечеринки;
  • он никого не хочет позвать в гости к себе.
Если большинство из этих признаков налицо, у ребенка – проблемы со сверстниками. Не думайте, что он не нуждается в общении, просто он не умеет завязать и сохранить дружбу, и именно взрослые должны ему в этом помочь.

Смелость города берет!

Для начала следует откровенно поговорить с ребенком, внимательно выслушать его и постараться добиться, чтобы его рассказ был максимально правдивым. Важно помочь сыну или дочери разобраться в самом понятии «дружба», объяснить ее суть. Необходимо показать ценность таких отношений, подкрепив это примерами из собственной жизни. Нужно попробовать предостеречь малыша от ошибок – объяснить, что дружбу нельзя купить, выпросить, выменять на что-то.

Следует спросить ребенка, с кем он сам хотел бы дружить и кто и почему, по его мнению, может быть хорошим другом, и поинтересоваться, а что делает лично он для того, чтобы с ним дружили. Нередко выясняется, что ребенок сам занимает позицию «жертвы», у которой нет друзей, так как он не умеет дать понять людям, что они ему нужны.


Важна и реакция изгоя на происходящее. Один сразу начинает плакать, второй – драться, третий идет жаловаться, а четвертый вообще делает вид, что ничего не произошло. Такой стиль поведения, придерживаться которого часто советуют родители и учителя, неправильный. Если все время делать вид, что ничего не происходит, что травля – вполне нормальное явление, положение не изменится. То, как нужно вести себя в таких случаях, зависит и от ситуации, и от личности обидчиков, и того, кого они обижают. Впрочем, один универсальный совет все же можно дать: необходимо повести себя нестандартно, очень часто остроумный ответ помогает сгладить ситуацию.


В наши дни в школах, особенно в престижных, все острее встает проблема богатых и бедных учеников. Дети смотрят, у кого какие телефоны, кто как одет, кому сколько денег дают на карманные расходы. Если ребенок сам переживает из-за своего скромного «прикида», его обязательно начнут дразнить. Если же подросток не обращает на это внимания или говорит, что «аскетизм в одежде – это его стиль», к нему не будут приставать с издевательствами. Главная защита здесь – уверенность в себе.

И словом, и делом

Помогайте ребенку поддерживать дружеские отношения. Пусть ваш дом всегда будет открыт для его друзей, отпускайте его к ним в гости. На день рождения вашего чада приглашайте не только взрослых родственников, но и приятелей именинника. И позвольте ему самому решать, кого пригласить. А у вас появится возможность понаблюдать за поведением друзей ребенка и понять, какое влияние они на него оказывают.

Ни в коем случае не оберегайте ребенка от общения со сверстниками из страха, что его отвергнут или будут обижать. Помогите ему найти свой круг общения, запишите в кружок или секцию, пусть поначалу у него там будет один-два приятеля, но зато их будут объединять общие интересы.


Организуйте совместное времяпрепровождение ребенка с одноклассниками: походы в кино, на футбол, на пикники. Конечно, это потребует усилий, но результат того стоит. Поговорите с учителями, поинтересуйтесь, как ребенок общается в классе и с кем. Часто на статус ребенка в коллективе оказывает влияние взрослый, неприязнь или симпатия которого передаются группе. Поэтому ввести отверженного в коллектив тоже может авторитетный взрослый. Практика показывает, что достаточно нескольких совместных занятий, во время которых взрослый вслух замечает положительные черты в ребенке-изгое, чтобы дети постепенно приняли того в свой круг.


Если же положение дел несмотря на все усилия не меняется, стоит обратиться к специалисту-психологу.


Кстати

Не лучше ль на себя оборотиться?

А может, проблема заключается в нас, родителях? Нельзя всю жизнь водить чадо за ручку и не отпускать его от себя. Конечно, дружеские отношения между детьми и родителями достойны похвалы, но именно с друзьями, а не с родителями ребенок общается на равных, им доверяет свои маленькие секреты. Психологи считают, что если ребенок ни с кем не хочет дружить, а одногодки не берут его в игру, это может быть результатом его подчиненного положения в семье. Часто у таких детей заниженная самооценка, потому что дома их упрекают за малейшую провинность. Проанализируйте свое отношение к сыну или дочке и подумайте, не слишком ли вы давите на них.


Личное мнение

Алексей Рыбников:
– Именно из тех, кто в детстве был белой вороной, кого не принимали в детском коллективе, нередко вырастают нестандартно мыслящие, очень творческие, талантливые люди, которые постепенно становятся успешными и известными. Поддержка родителей нужна любому ребенку, но таким детям – в особенности.


Top