Воспитание любви к спорту у детей дошкольного возраста. Методы спортивного воспитания Воспитание в процессе спортивной тренировки

Сегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Государственные деятели открывают крупные спортивные состязания, улицы многомиллионных городов пустеют в часы, когда проходят игры чемпионатов мира по футболу и хоккею. Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает. В связи с этим особенно важно, чтобы современный спорт служил гуманистическим идеалам и общечеловеческим ценностям.

Да, спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому нам далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека, как члена общества. Не безразлично прежде всего потому, что спортсмен должен быть для молодежи не идолом, не просто эталоном развития физических качеств, но идеалом человека и гражданина, примером в отношении возможностей личности овладеть всем богатством культурного наследия человечества, в том числе и богатствами физической культуры. Оценка спорта лишь как средства развития физических качеств человека в буржуазном мире нередко приводила к диспропорции физического и духовного начал, открывался тем самым путь антигуманным, реакционным идеям. Односторонняя его трактовка как области проявления главным образом телесных, биологических задатков человека способствовала столь же односторонне негативным характеристикам спорта как сферы «агрессивных инстинктов человека», вследствие чего порой делались выводы об отчужденности человека в спорте и антигуманном содержании последнего. Здесь уместно напомнить, что верный по существу, но столь же односторонне трактуемый принцип «в здоровом теле - здоровый дух» был использован в гитлеровской Германии в антигуманных целях.

В то же время развиваемый с гуманистических позиций спорт способствует нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей.

Иными словами, главное - это кто и как идет к рекордам или просто занимается спортом, главное - это нравственная гражданская позиция человека в спорте. Без этого спорт теряет свой высокий общечеловеческий смысл, теряет свою привлекательность. Правда, не всегда пути, по которым спорт оказывает влияние на жизнь общества в целом и на становление отдельных личностей, обнаруживаются с первого взгляда. Они нередко завуалированы. Так, порой как несовместимые трактуются занятия спортом и гармоничное развитие человека. Несовместимость видится в ряде фактов. Во-первых, в том, что занятия спортом - всегда деятельность специализированная, требующая некоторых односторонне предпочтительных задатков и столь же односторонне развитых способностей. Во-вторых, вследствие оказываемых на спортсменов особых психофизиологических воздействий и соответствующей перестройки их организма.

Действительно, если под гармоничным развитием понимать единство, согласованность и соразмерность в человеке его основных телесных характеристик, то основной путь достижения гармонии видится в общей физической подготовке, а отнюдь не в спортивной деятельности. Скажем прямо, в известной мере так оно и есть. И тем не менее дело не столь просто, как выглядит на первый взгляд. Содержательный подход требует учета по меньшей мере двух моментов. Во-первых, морфофункциональные особенности человека, его физическая конституция определяется наследственностью, что во многом ограничивает возможность достижения телесной гармонии за счет занятий физическими упражнениями. Это подтверждают данные генетики. Во-вторых, само понимание гармоничности развития вовсе не исключает известных колебаний в соразмерности и согласованности телесной организации, телесного развития.

Но еще более важно другое: человек - это не только и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся в свою очередь о совершенстве своего тела. Поэтому занятия спортом, независимо от вида спортивной деятельности, служат делу воспитания гармоничного человека.

В понятие гармоничного развития человека помимо телесных параметров, которые, как уже говорилось, во многом определяются наследственными факторами и трудно корригируются в процессе воспитания, следует включать единство, согласованность и соразмерность как раз «нетелесных», присущих только человеку качеств (нравственность, воля, интеллект, эстетичность). И все это в аспекте единства духа и тела.

При таком понимании гармоничности развития (а именно к нему приводит нас марксистский подход) ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность ее в рамках общей культуры. Такая направленность должна быть предельно гуманной, то есть каждый должен понимать долг и ответственность перед членами общества и обществом в целом и осознанно действовать согласно этому пониманию. Только тогда поступки и будут соответствовать идеалам общества, которое ставит своей целью осуществление блага для всех, исходя из четко сформулированного К. Марксом принципа: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». При такой принципиальной установке под гармоничным развитием человека и следует понимать единство, соответствие и согласованность в нем начал духовных и телесных. То есть речь идет о формировании у спортсменов (точнее в сфере спорта) физической культуры как достояния личности.

Говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько ее специфическое значение (культура физическая, телесная), сколько роль таковой в формировании личности в аспекте общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась в целостном облике человека. Чтобы телесность не мешала, а наоборот, содействовала их становлению и развитию.

Физическая культура - это единство как минимум трех граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.

Осознанное стремление каждого человека к достижению физической культуры есть необходимое условие свободного развития и раскрытия его духовных и физических сил, его гармоничного развития. В этом цель коммунистического воспитания.

В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать раз-витиютаких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы - таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом. Недаром именно в спорте ЮНЕСКО в 1964 году учредила приз «Фэйр плэй» («Честной игры»).

В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием соответственно складывающимся чисто спортивным, и следовательно, социальным, общественным ситуациям. Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта.

В эстетическом отношении главное в занятиях спортом - это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.

В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека - целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.

Активные занятия спортом охватывают довольно непродолжительный период в жизни человека. Правда, период чрезвычайно важный, поскольку именно в это время происходит формирование индивида как личности.

Подчеркнем при этом, что организация спортивной деятельности в современном обществе не должна быть бесконтрольной, а должна основываться на разумном, гуманистически направленном, едином педагогическом управлении этой деятельностью.

При игнорировании этого требования спортивный коллектив далеко не всегда формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях приходится встречаться с эгоистическими настроениями и корпоративной моралью, когда спортивные педагоги стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.

Немаловажен и такой аспект проблемы формирования гармоничного человека, как влияние разных видов спорта на этот процесс. Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.

Среди многочисленных видов спорта следует выделить многоборные и игровые. Первые из них получают сейчас все большее распространение, вторые привлекательны как коллективизмом, так и тем, что в играх антропометрические данные во многом нивелируются за счет потребности в разных амплуа и совершенствования (постоянного, как например, в баскетболе) правил состязаний.

Особенно ценно, что в спортивных играх помимо достижения сиюминутных целей - конкретного результата в виде очков, победы во встрече или турнире, - мы добиваемся гораздо большего: обучаем действиям в определенных жизненных или моделируемых ситуациях. Иными словами, они имеют непосредственно педагогическое, воспитательное значение. В этом смысле они представляют собой одно из важнейших средств формирования общей, в том числе физической, культуры человека.

Говоря о взаимосвязи спорта с гармоничным развитием человека, нельзя обойти вопрос о влиянии спортивной деятельности молодежи на ее социальную активность, ее участие в развитии общества. Сама по себе активная спортивная деятельность еще не гарантирует гармоничного развития молодежи. Спорт как форма воспитания без соответствующей направленности отнюдь не всегда определяет активное участие молодежи в прогрессе общества. И абсолютно права Н. К. Крупская, когда отмечала, что через игру можно воспитать как зверя, так и коммуниста. Общеизвестно, что спорт в 30-х годах в Германии стал орудием в руках гитлеризма и был использован фашистами для привития молодежи нацио-нал-шовинистического духа. Печальные последствия этого для всего человечества и для самих участников спортивного движения известны всему миру. И сегодня неонацисты пытаются использовать спорт как средство оболванивания молодежи, разжигания шовинизма и расизма. Есть все основания утверждать, что причина актов вандализма на стадионах Западной Европы как раз в этом, а отнюдь не в агрессивных инстинктах, якобы высвобождаемых спортом. Иными словами, для прогрессивного развития общества совсем не безразлично, с каких идеологических позиций идет в спорте воздействие на человека.

Подводя итоги, можно сделать вывод: спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь прежде всего важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенствование. Этой стороне дела, заметим, особое значение придавали и мыслители древности. Так, более 2000 лет назад древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы - не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче».

Для этого необходима соответствующая гуманная ориентация общества и собственно спорта как одного из его социальных институтов.

УДК: 796.077.5

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

как основа формирования спортивной культуры личности

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

SPORTS EDUCATION AS BASIS OF FORMATION OF PERSONAL SPORTS CULTURE L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow

Key words: junior athletes, educative-training process, sport, value potential.

The purpose of the present research was theoretical substantiation of the phenomenon of sports education as a pedagogical process of formation of personal sports culture.

According to the authors" concept a conversion penetration of the elements of sports culture to physical culture occurs within education, objective preconditions and conditions for psych-physical training of children and teenagers by means of sport are being created. Herewith the goal of formation of sports education of the engaged ones is of special methodological sense, such as mastering the set of actualized values of sports culture, adequate to interests, inclinations, needs and abilities of schoolchildren. The sociopsychological component of the values of sports culture is provided by the level of social consciousness, social opinion, interests, motives of people"s value orientations and the level of relationships built in sport.

Conclusion. Sports education promotes formation of the new idea of sports activity characterizing it sports and educative direction as a form of education of the due level of sports, physical perfection and sports intelligence serving the basis and continuous condition of effective formation of personal sports culture. Without creating corresponding conditions for sports and physical training achievement of any positive shifts in physical (corporal) human sphere and his health level is impossible in any conditions. Herewith without full-value knowledge comprising the intellectual basis of sports and physical culture, its successful formation is also considered problematic.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-воспитательный процесс, спорт, ценностный потенциал.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, как он справляется с новыми требованиями. Гармоническое развитие личности должно стать главным принципом школьного образования.

В энциклопедическом словаре дается определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое . Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Поэтому именно в данном возрасте важно начинать формировать спортивную культуру личности с соответствующими ей содержанием, структурой и ценностями.

Цель исследования - теоретически обосновать феномен спортивного воспитания как педагогического процесса формирования спортивной культуры личности.

В науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельностью (Н. Н. Визитей, 1986; Л. П. Матвеев, 1991; Г. Г. Наталов, 1999; В. И. Столяров, 2002).

До недавнего времени феномен спорта был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. Вместе с тем специфичность этого социально-культурного явления все больше заявляла о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Масштабность спорта определяется глобальным интересом всего мирового сообщества к этой сфере культурной жизни людей. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности. Были найдены новые решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих и здоровьесбе-регающих технологий, обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания и образования подрастающего поколения .

Приходя в спортивную секцию или школу, дети попадают в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Он усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

В связи с этим предпринимаются попытки конкретизировать пути повышения воспитательной роли школь-

ного и детского-юношеского спорта. Предполагается, что в процессе воспитания не стоит вопрос - «соревноваться или нет», нужно лишь избавиться от возможных негативных явлений, связанных с соревнованиями, поскольку они могут порождать зависть к более сильному, высокомерие по отношению к более слабому и т. д. По мнению В. И. Столярова, в сфере школьного и детско-юношеского спорта можно выделить три основные опасности, с которыми нужно бороться: обман (нечестность), гигантизм и шовинизм. Для их преодоления он предлагает следующее:

Не следует ставить спортивные соревнования в исключительное положение; они должны иметь одинаковый статус с танцами, играми, творчеством и т. д.

Не должно быть никаких установок на победу любой ценой;

Необходимо предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы они представляли интерес для всех учащихся;

В школьных соревнованиях, в отличие от соревнований спортивных клубов, следует отдавать предпочтение групповым соревнованиям, поскольку здесь важны именно коллективные усилия: для победы команды очки, полученные за девятое место, столь же важны, как и полученные за первое место;

Мероприятия должны проводиться в рамках спортивных занятий; успех в соревнованиях должен быть следствием школьных занятий спортом, а не какого-то случайного спортивного таланта;

Участие школьников в спортивных соревнованиях должно быть добровольным .

В качестве одной из задач физкультурно-спортивной работы со школьниками принято рассматривать «спортивное воспитание». Уже само название «спортивное воспитание» говорит о том, что речь идет о воспитании, связанном со спортом, или, другими словами, что спортивное воспитание - это составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт. Вопрос о необходимости спортивного воспитания был поставлен еще основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Он указывал на то, что данное движение должно предполагать всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, а также отличаться мужественностью и рыцарским духом, в совокупности с эстетическими и литературными занятиями являться двигателем национальной жизни и очагом гражданственности.

В рамках спортивного воспитания важно различать два аспекта (направления), исходя из того, что оно может иметь две целевые установки и соответственно выступать в двух формах. Первая из них - воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к спорту, системе спортивных ценностей (возможны другие термины - «воспитание посредством спорта», «воспитание со спортивной ориентацией» и т. п.). Вторая - воспитание посредством спорта, т. е. содействовать решению таких целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направлен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

МИХАЙЛОВ Н.Г. - 2011 г.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Воспитательная работа с юными спортсменами»

Исполнитель: Н.Н.Савинкова

Воспитательная работа с юными спортсменами.

« Воспитание - это целенаправленное

управление процессом развития личности».

Л.И.Новиков а

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях. В школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается прежде всего систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах можно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение воспитанниками специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего должны быть тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны колебания его работоспособности. В этих случаях большое мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически.

Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно-полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на моральный облик, на воспитанность самих тренеров. Многие тренеры, одержимые духом соперничества, видимо забыли слова, которые написал еще К.Д.Ушинский: «Ни от чего так не развиваются дурные стороны души человеческой - зависть, злорадство, и наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувств соревнования».

Необходимым условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий.

В данной работе представлен опыт воспитательной деятельности педагогического коллектива ДЮСШ-2 г.Троицка.

Значимыми средствами и методами в данной работе является следующее:

v Организация вечера посвящения учащихся в спортсмены;

v Организация конкурса «Лучший спортсмен года»;

v Проведение спортивных праздников, турниров и фестивалей, посвященных памяти Ветеранов спорта;

v Оформление фотостенда « Лучшие спортсмены сезона 2004-2005»;

v Привлечение воспитанников к инструкторско-тренерской и судейской деятельности;

v Посещение тренировок ведущих клубов страны с целью преемственности поколений;

v Проведение викторин с целью изучения истории российских и зарубежных достижений;

v Проведение открытых занятий с последующим разбором и обменом опытом по воспитательной работе;

v Оформление экрана результатов ОФП СП по группам;

v Составление и изучение психолого - педагогических карт ученика (см. приложение).

Основой успеха обучающей и воспитывающей деятельности педагога является Его умения, свойства и качества.

v Знание детской психологии;

v Душевное, ровное, заботливое отношение к детям;

v Индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку;

v Толерантность как важнейшее профессиональное качество, когда тренер, как бы ни устал, как бы ему ни было плохо, никогда не накричит, не обидит ребенка;

v Желание, способность и умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и уметь тонко, ненавязчиво, мягко помочь им;

v Умение создавать бодрую, светлую созидательную обстановку в детском коллективе;

v Добровольный отказ тренера от позиции превосходства, желания упрекать, поучать, вторгаться в душу ребенка и принуждать его к откровенности, умение выслушать ребенка и терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться к вам, что сам раскроется и захочет поведать вам тайны своих переживаний и проблем;

v Умение признавать свои ошибки;

v Умение общаться и сотрудничать с детьми;

v Умение видеть и радоваться каждому детскому успеху;

v Умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей;

v Умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости;

v Умение и готовность понять детские интересы, взгляды, настроение, моду, кумиров, и способность исподволь, не оскорбляя, расширить диапазон детских интересов и представлений;

v Умение поддерживать созидательные контакты с родителями;

v Владение разными гранями юмора;

v Тренер, не рассматривающий свое общение и совместную деятельность с детьми, как божье наказание.

Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных карт личности и изучение записей данных учета. Полученные данные обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий. Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах тренировки.

Психолого - педагогическая карта ученика

Воспитанность

Показатели/

Гуманность

Честность

Отношение к своим обязанностям

Дисциплинированность

Принципиальность

Ответственность

Любознательность

Эстетическое развитие

Стремление к физическому совершенствованию

Особенности характера и поведения

Особенности /

Трудолюбие

Настойчивость

Организованность

Самостоятельность

Отношения к старшим

Отношения к сверстникам

Самооценка

Общительность

Особые черты характера

Особенности поведения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. 1. Обсуждаем проблемы воспитания - /под редакцией Е.Н.Степановой, М.А.Александровой/
  2. 2. Физическая культура в школе /№4, 2003г., №№5,8,2004г./
  3. 3. Научно-практический журнал /№8, 2004г./
  4. 4. Система подготовки спортивного резерва /Москва, 1994г./

_________________________________________________________________________________________

Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле)

Предметом педагогической деятельности, ориентированной на воспитание спортивной культуры личности и воспитание посредством спорта могут быть различные личностные качества, способности и аспекты жизнедеятельности индивида:

Мотивы, интересы, потребности, установки, ценностные ориентации, эмоции и другие аналогичные образования;

Умения, навыки, проявляемые в реальной деятельности, поведении, образе жизни.

Чтобы четко фиксировать, не смешивать эти направления педагогической деятельности, для их обозначения целесообразно ввести соответствующие термины. Один из вариантов, учитывающий возможность использования терминов «образование», «воспитание» и обучение» в узком значении (см. 6.2), состоит в следующем:

У педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение воспитуемого в специально организуемых условиях педагогической среды к миру знаний о спорте, формирование системы такого рода знаний, информационной готовности участвовать в занятиях спортом), обозначается термином «спортивное образование (вузком смысле)»;

У педагогическая деятельность, ориентированная на формирование (совершенствование) у индивида умений, навыков, операциональной готовности участия в занятиях спортом, а вместе с тем соответствующего реального поведения, реальной спортивной активности для достижения тех или иных личностных целей (поведенческой культуры данной активности), обозначается термином «спортивное обучение (вузком смысле)»;

У педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение воспитуемого в специально организуемых условиях педагогической среды к миру ценностей (идеалов, символов, образцов поведения и т.п.) спортивной деятельности, формирование у него соответствующих мотивов, интересов, установок, ценностных ориентаций и т.п., т.е. связанной с этой деятельностью мотивационной культуры личности, обозначается термином «спортивное воспитание (в узком смысле)».

Спортивное образование, воспитание и обучение (в таком их понимании) представляют собой взаимосвязанные, но вместе с тем относительно самостоятельные, элементы единой, целостной системы педагогической деятельности, ориентированной на формирование спортивной культуры личности и воспитание посредством спорта. Для обозначения этой педагогической деятельности в целом сохраняется термин «спортивное воспитание», понимаемый в широком смысле (значении).

В последующем тексте, если термины «спортивное воспитаниие», «спортивное образование» и «спортивное обучение» будут использоваться в таком узком значении, это будет специально указываться.

Методы спортивного воспитания

Для решения разнообразных и сложных задач спортивного воспитания необходим комплекс соответствующих методов [см.: Столяров, 1998ж, 2009а, 2013 г.; Столяров, Баринов, 2009а, б, 2011; Столяров, Козырева, 2002 и др.].

Эти методы можно подразделить на две группы.

Первая группа - методы воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту. Эти методы целесообразно использовать, следовательно, во всех разновидностях спортивного воспитания.

Вторая группа - методы воспитания ценностно-избирательного отношения индивида к спорту. Имеются в виду, следовательно, специфические методы спортивного воспитания, которые необходимы для решения особых задач той или иной разновидности этой педагогической деятельности (например, спортивно-гуманистического воспитания, олимпийского воспитания и т.д.).

Для воспитания общего позитивного отношения индивида к спорту могут быть использованы: активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки и другие традиционные, общеизвестные методы. Важное значение для решения этой задачи имеют и охарактеризованные в предыдущей главе методы приобщения физкультурно - двигательной активности, внося в них определенную коррекцию с учетом специфики спорта (прежде всего, его соревновательного характера). Заслуживает внимания такая инновационная форма приобщения учащихся к спортивной деятельности, как «парад видов спорта» [см. Панова, Ключникова, 2012].

Широко распространено мнение о том, что указанные традиционные методы спортивного воспитания (активные и регулярные занятия спортом, информирование об истории и современном состоянии спорта, о методике спортивной тренировки, обучение основам спортивной тренировки) позволяют во с - питать у детей и молодежи не только общее позитивное отношение к спорту, но и те качества, способности, поведение, образ жизни, которые характеризуют гуманистическое отношение к спортивной деятельности, - целостное развитие личности, нравственное поведение в спортивном соперничестве в духе принципов «честной игры» и др.

Такая позиция по обсуждаемой проблеме представлена, например, в работах В.Д. Паначева, посвященных спортивной культуре студенческой молодежи [Паначев, 2006, 2007]. По его мнению, спорт «сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально - культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность»: «сама природа спорта обладает мощн ым воздействием на личность, спорт для молодежи - это «школа характера, мужества, воли». Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила «честной игры». Спорт выступает мощн ым фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений» [Паначев, 2007, с. 55, 58].

В соответствии с этим В.Д. Паначев характеризует спортивное воспитание как «новый вид воспитания средствами спорта, соревнования, трениро - вочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова» [Паначев, 2007, с. 57]. Он полагает, что развитие спортивной культуры личности - это одновременно и ее гармоничное развитие: «развитие спортивной культуры - это уникальное явление гармоничного развития личности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности, включающее в себя духовное, физическое и спортивное совершенствование студенческой молодежи. освоение ценностей спортивной культуры позволит студентам познать мир спорта, приобщиться к физкультурно-спортивной деятельности, сформировать интерес к своему здоровью» [Паначев, 2007, с. 32]. Помимо указания на то, что гармоничное развитие личности осуществляется посредством ее включения в физкультурно - спортивную деятельность, В.Д. Паначев не указывает каких-то других форм и методов, содействующих достижению этой цели.

В.Д. Паначев для обоснования своей позиции неоднократно ссылается на работы Л.И. Лубышевой, посвященные проблемам спортивной культуры. В этих работах предлагается ввести в учебный процесс общеобразовательной и высшей школы предмет «Спортивная культура». Цель данного учебного предмета - спортивное образование, ключевым моментом которого является формирование спортивной культуры личности, а в содержание входят три раздела теоретический, практический и контрольный. «Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки: общую физическую, специальную, тактическую и техническую. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов» [Лубышева, 2005, с. 61; 2008, с. 3; 2009б, С. 209].

Что касается средств формирования спортивной культуры личности в процессе спортивного образования, то, как отмечает Л.И. Лубышева, «системная организация содержания спортивного образования осуществляется посредством:

Разработки новых образовательных программ (тренировочных, оздоровительно-тренировочных, кондиционно - тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных);

Создания спортивного климата (духа), богатой разносторонней спортивной среды (спортивный клуб, секции по видам спорта и обязательный учебно - тренировочный процесс за пределами расписания);

Использования новых форм образовательного процесса (учебно - тренировочные занятия, матчевые встречи, спортивные праздники, соревнования, олимпиады)» [Лубышева, 2009б, С. 210].

Предполагается, что формирование спортивной культуры на основе этих форм и методов «позволяет устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания», в том числе «предоставит возможности для приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры» [Лубышева, 2005, с. 61; 2009б, С. 210, 211].

Формулируя эти положения, Л.И. Лубышева исходит из того, что «спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации» [Лубышева, 2003, с. 26; 2005, с. 56; 2009б, С. 203].

В такого рода взглядах на спорт и спортивную культуру личности допускается две основных теоретико - методологических ошибки.

Первая из них состоит в том, что гуманистический потенциал спорта, активных занятий спортом ошибочно отождествляется с их реальной значимостью, и на основе этого предполагается, что спортивная активность во всех случаях непременно оказывает позитивное влияние на занимающихся спортом, всегда является «мощным социальным феноменом и средством успешной социализации». Реальная практика опровергает такое мнение.

В спортивной деятельности действительно заключены огромные возможности для позитивного влияния на личность и социальные отношения. Некоторые аспекты этого потенциала спорта реализуются и на практике. Спортивная тренировка, как правило, позволяет обеспечить физическое совершенствование детей и молодежи. Многие виды спорта (фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание, фристайл и др.) позитивно влияют на эстетическую культуру лиц, занимающихся этими видами спорта. Но все же огромный гуманистический потенциал спортивной деятельности нередко реализуется недостаточно полно и эффективно. Весьма незначительной обычно является ее роль в формировании и развитии нравственной культуры, творческих способностей, коммуникативной, экологической культуры, культуры мира детей и молодежи.

Более того, факты свидетельствуют о том, что активные занятия спортом во многих случаях оказывают негативное влияние на занимающихся им. Победа в современном спорте приобретает все более важное значение. Она приносит престиж самому спортсмену, тренеру, клубу и спортивной организации, воспитавшей чемпиона. Чаще всего успех сопровождается не одними дипломами - значительными материальными поощрениями тоже.

Неудивительно поэтому, что среди спортсменов все чаще наблюдается стремление любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития и нарушения нравственных норм - добиться победы. Все большее число детей и молодежи спорт привлекает отнюдь не как сфера проявления нравственности, эстетики, культуры, человеческого (неформального) общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, не как средство гармоничного развития личности. Они включаются в спорт и спортивные соревнования прежде всего потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж [см.: Детский спорт. 1998; Столяров, 1998б, е, ж, 2011 г.; Хрестоматия по социологии. 2005].

Значит, многочисленные факты свидетельствуют о том, что «спорт, создающий ценности спортивной культуры», не всегда приводит к позитивным (с гуманистической точки зрения) результатам и потому оши бочно полагать, будто он является и «всегда являлся мощн ым социальным феноменом и средством успешной социализации». Гуманистический потенциал спортивной деятельности не реализуется автоматически. Целый ряд факторов определяют степень и характер влияния спорта на личность и социальные отношения [Столяров, 1998б, е, ж, 2004в, 2009а, 2011 г.]. Методологическая ошибка отмеченных выше взглядов на спорт и спортивную культуру состоит в том, что эти факторы не учитываются, не выделяются и не анализируются.

Когда высказывается мнение о том, что включение воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом позволяет сформировать у них не только общее, но и гуманистическое отношение к этим занятиям, гуманистически ориентированную спортивную культуру личности, допускается и вторая ошибка. Не учитывается, что привлекательность, значимость, ценность спорта для детей и молодежи, как отмечено выше, может состоять вовсе не в том, что он позволяет укреплять и сохранять их здоровье, содействовать их разностороннему и гармоничному развитию, а, например, в том, что дает возможность проявить склонность к агрессии, насилию, рассматривается как средство достижения материальных благ, славы, демонстрации своего превосходства над другими, решения других задач - экономических, политических, националистических и т.п.

Значит, не принимается во внимание то обстоятельство, что занятия спортом могут приводить к формированию такой спортивной культуры личности, которая имеет не гуманистическую , а иную направленность.

Изложенное выше служит позволяет сделать вывод о том, что для воспитания гуманистически ориентированного ценностно - избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта недостаточно включения воспитуемых в активные и регулярные занятия спортом. Решение этой сложной задачи требует комплекса других методов.

К их числу можно отнести (вновь с некоторым уточнением) охарактеризованные в предыдущей главе методы решения аналогичной задачи применительно к физкультурно-двигательной активности, разумеется, внося в них коррекцию с учетом специфики спортивной деятельности (прежде всего, ее соревновательного характера).

Следует отметить также важное значение физкультурно-спортивных клубов для решения задач физкультурно-двигательного и спортивного воспитания. Анализу различных аспектов деятельности этих клубов посвящены многие научные публикации и диссертации [Антикова, 1990; Арвисто, Труу, 1990; Ах - темзянова, 2010; Ахтемзянова, Пешкова, Кан, Григорьева, 2009; Баландин В.П.,

Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Зданович О.С., 2012; Карамышева, 2009; Краюшкин, 1987; Кудрявцева Н.В., 1996; Леонов, Руцкой, 1990; Логинов

В.Ф., 1994; Мацкевич, 1987; Мицкевич, 1985; Низяева, Подливаева, 1998; Никулин А.В., 2008; Семагин, 1992; Скрипник Г.М., Скрипник Я.Ю., 2012; Столяров, Кудрявцева Н.В., 1998; Типовое положение, 1995; Толкачев, 1998; Халтурина, 2004; Хрусталев, 2000; Чедова, 2012; Шукаева, 2006]. Спортклуб является прекрасной школой для детей и молодежи научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принци пы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма объединения позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом, вести консультационную работу среди них, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность.

Наиболее эффективной показала себя модель такого детско - юношеского спортклуба, в котором реализуются следующие принципы организации: членом клуба может стать каждый человек, независимо от способностей, пола, возраста и т.д.; руководство клубом осуществляет Совет, избираемый демократическим путем; члены клуба разрабатывают и реализуют программы деятельности, создают инфраструктуру клуба, готовят спортивную экипировку, атрибутику и т.д.; помимо занятий спортом организуются разнообразные формы социальнокультурной деятельности; имеется штат квалифицированных кадров; родители и школа информируются по всем вопросам своей деятельности. Практика деятельности спортклубов показала нецелесообразность такого подхода, при котором функции руководства клубом берут на себя учителя, методисты, инструктора, а органы детского клубного самоуправления осуществляют только исполнительные функции. Но неправильно предоставление детям и полной самостоятельности. Наиболее рациональным является такой подход, при котором общие направления деятельности клуба определяются инструкторами, а более конкретные вопросы выносятся на обсуждение Совета клуба и его членов.

Важное социально - педагогическое значение физкультурно-спортивных клубов осознается во многих странах. Информация по данной теме содержится в ряде научных публикаций [см.: Башкирова, Гуськов 1994; Виноградов П.А., Дивина, Жолдак, 1997; Земильский, 1981; Клубная жизнь, 1996; Клубы разные. 1996; Кноп, 1993; Спортивные клубы., 1996; Heinila, 1986; Raikkala, 1993; Schlagenhauf, Timm, 1976 и др.].

Во многих стрнанах физкультурно-спортивные клубы приобрели большую популярность. Так, в Финляндии 450 тыс. человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортивных клубов рекреационной направленности . Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы [Движение. 1989]. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов [Энгстрем, 1993].

В последнее время наряду с традиционными предлагаются и инновационные формы организации их деятельности. Заслуживает внимания, например, организация «клуба спортсменов-интеллектуалов» как новая форма организации спортивной работы в учебных заведениях [Панова, Разумова, Костюнина, 2012]. Деятельность детско-юношеских спортклубов обычно связана с осуществлением внешкольных программ. Так, «Клуб тысячи миль», созданный в Великобритании в университете Лоуборо в процессе реализации «Проекта по санитарному просвещению и физическому воспитанию», стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников - любителей бега [Формирование здорового образа жизни. 1993]. Неординарной формой работы с «трудными» подростками стали возникшие в 1986 г. в некоторых штатах США клубы «Лиги полуночного баскетбола» . Баскетбольные матчи этих клубов, проводимые для подростков ночью, снизили преступность, так как привлекали их к баскетболу, хотя бы в качестве зрителей.

Деятельность многих спортклубов для детей и молодежи связана с новыми видами спорта. Так, в США возник новый вид спорта - прыжки через две веревки с выполнением сложных движений. По данному виду спорта проводятся не только внутришкольные, но также городские и даже международные соревнования. Любители этого вида спорта объединяются в клубы «Дабл-дач», каждый из которых имеет свой устав, эмблему, форму. Члены клуба активно участвуют в показательных выступлениях на стадионах, площадях, в парках. Клубы организуют тренировочные занятия, подготовку к соревнованиям. В Финляндии среди популярны клубы «Хи-хоп» - одно из направлений развития движения «спорт для всех» в виде двухдневных соревнований по аэробике, которые проводятся раз в год Финской Ассоциацией женского физического воспитания [см.: Sports for all. 1993].

Некоторые детско-юношеские спортклубы не ограничивают свою деятельность спортом. Характерны в этом плане созданные в Финляндии клубы, объединенные движением «Новые течения». Цель создания этих клубов - не только вовлечение детей и подростков в занятия спортом, но также предоставление им более широких возможностей в реализации своих способностей. Клубы организуют: различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клубов; спортивные лагеря; группы здоровья в школах. Важное направление их деятельности - курс под названием «Будущее», который предусматривает разъяснение содержания проводимых в Финляндии новых кампаний и программ детско - юношеского спорта. Курс рассчитан на подготовку инструкторов по проведению кампаний на местах и состоит из 4 частей: организация кампании, маркетинг мероприятий, презентация, цели программы. Деятельность клубов координирует Академия «Юность Финляндии», целью которой является создание системы, позволяющей молодым людям раскрыть свои способности не только в спорте, но и в других видах деятельности [см.: Saarikko, 1993].

На социальную деятельность ориентированы и создаваемые в США школьные инициативные клубы, которые служат источником финансирования школьных спортивных программ. Эти клубы организуют соревнования и продажу билетов на них, различные спортивные аукционы, а также занимаются другой деятельностью, направленной на сбор средств, необходимых для финансирования школьных спортивных программ.

В США насчитывается примерно 25 тысяч таких клубов. Клубу одной из школ в штате Айова удалось собрать 70 тыс. долларов. Этот клуб организует на школьных площадках до 150 различных соревнований и турниров в год, приглашая для участия в них команды из всех штатов. В некоторых школах США проводятся Игры бывших учеников школы как платное мероприятие для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к участию как в спортивной, так и в социальной активности, способствует приобретению опыта коллективной работы, взаимовыручки, дисциплины и других важных качеств [см.: Swift, 1991].

Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для школьников зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно - просветительную работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков .

В нашей стране в новых социально - кономических условиях сложившиеся ранее формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью (например, клубы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Плетеный мяч», «Нептун» и др., объединявшие детские команды различных возрастных групп и организуемые в школах, по месту жительства и т.д.) отчасти утратили свое значение. Проводимые ныне соревнования на призы этих клубов требуют от команд платы за участие, что препятствует их массовости. Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи [см.: Баландин В.П., Никифорова Е.В., 2009; Гостев Р.Г., 2001; Семагин, 1992; Халтурина, 2004].

Одной из таких форм является клуб Добрыни Никитича . Организационные принци пы этого клуба просты, демократичны, предполагают варианты работы в зависимости от местных условий. Участие в клубе - дело абсолютно добровольное. Клуб создается инициативной группой - в школе, ПТУ, колледже, техникуме и т.д. В группу могут входить не только ребята, но также учителя и представители администрации учебного заведения. Очень важно участие в этой группе учителя физкультуры. Инициативная группа разрабатывает Устав клуба. Мальчики и юноши, желающие стать членами клуба, должны быть честными, справедливыми, преданными Отечеству, а также выдержать испытания, подтверждающие, что они хорошо физически подготовлены. Разработаны зачетные требования клуба Добрыни Никитича, которые включают в себя определенные нормативы по рукопашному бою, в упражнениях на силу, в беге на скорость, в беге на выносливость и в прыжковых упражнениях. Предлагаются и другие варианты нормативов. Зачет имеет два варианта - по обязательным нормативам и по очковой системе. Те, кто выполнил установленные нормативы, становятся членами клуба и получают звание кавалера знака Добрыни Никитича. Устанавливаются три уровня требований для этого знака - III степени,

II степени и I степени [Должиков, Сергеев В., Шустиков, 1993; Евгеньев, 1994; Мезенев, 1994].

Важное место в программе спортизации физического воспитания, которая реализуется в последнее время, занимает инновационный проект «Школьный спортивный клуб» - идея создания в каждой школе своего спортивного клуба [см.: Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко Лубышева, Филимонова, 2013, с. 479-482; Бальсевич, 2006; Лубышева, 2006]. Большую популярность среди молодежи получили спортивно-равзлекательные клубы, в основном боулинг-клубы [см.: Беленов, Родионов, Уваров, 2006]. В ряде регионов страны созданы и функционируют спартианские клубы [см.: Столяров, 1997в, г, 1998е, и, 2005в, 2006б, 2008].

Наиболее важное значение для воспитания гуманистически ориентированного ценностно-избирательного отношения к спорту и гуманистического воспитания посредством спорта имеют олимпийские и спартианские методы. Их анализу будут посвящены две другие монографии автора. Но существенную информацию об этих методах читатель может получить в ранее опубликованных работах автора [см., например: Столяров, 1990 г., 1993, 1997в, г, 1998а, в, е,

2003, 2005в, 2006б, 2007в, 2008; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Сухинин, Логунов, 2011].

Завершая характеристику спортивного воспитания, следует отметить, что для эффективности этой педагогической деятельности (равно как и других компонентов комплексного физического воспитания - телесного и физкультурнодвигательного воспитанияи) применительно к определенным группам воспитуемых необходим личностно-ориентированный подход , учитывающий их индивидуальные особенности . Это касается не только спортсменов, но и зрителей, болельщиков. В этом плане, в частности, следует учитывать их типологию [см.: Викторов В.А., Пономарчук, Платонов, 1991; Зуев, 2007; Козлова, 2000, 2003а, б, 2005а, б; Столяров, Сараф, 1982].

Важное значение имеют также результаты предварительной диагностики у них спортивной культуры личности и общегуманистической культуры личности. Это - сложная педагогическая процедура как по характеру тех задач, которые при этом должны быть решены, так и по тем средствам, методам, которые должны быть использованы для решения этих задач. Но она необходима, так как позволяет определить уровень сформированности у воспитуемых желаемой формы спортивной культуры личности, а также общегуманистической культуры личности, различных их компонентов и форм, те недостатки («пробелы») в этом плане, которые требуют педагогической коррекции, и на основе этого выбрать соответствующие формы и методы.

Данная педагогическая процедура должна проводиться с учетом основных компонентов и показателей структуры спортивной культуры личности, ее моделей (форм, разновидностей), а также гуманистической культуры личности. Целостный анализ алгоритма этой педагогической процедуры содержится в работах С.Ю. Баринова [Баринов, 2009б, 2010].

Спорт... что же такое спорт, каким видом спорта лучше заниматься, кого выбрать себе в учителя и кумиры, в каком возрасте лучше начинать заниматься спортом, наверно большинство людей ставили перед собой такие вопросы. Особенно, это касается людей, в которых подрастают маленькие дети.

Множество людей сейчас хотят чтобы их дети с самого маленького возраста начинали заниматься спортом, различных видов. И, наверное это правильно с их стороны. Ведь, хорошее физическое воспитание детей и молодежи помогает растить закаленных, ловких, смелых, а главное здоровых людей. Физические занятия и упражнения воспитывают выносливость, инициативу, настойчивость, решительность. Ответственность за здоровые и физическое воспитание на себя берут родители и семя.

Они должны организовать здоровый досуг, заботиться о физическом закале, здоровые, режиме и влечение в физкультурно-спортивную работу. Что сейчас только не делают родители чтобы увлечь ребенка к занятиям спорта: это и спортивные школы, и телевидение, например программа "Прыг скок-команда" (спортивная, веселая разминка для малышей и даже родителей). В семьях, где родители поддерживают своих детей в занятие спортом, будь это спортивные игры, физкультура, спорт, строгий режим дня, режим отдыха и роботы, активный просмотр "Прыг скок-команда " или других программ, в таких семьях дети здоровее, крепче, более дисциплинированы. Правильное физическое воспитание вообще, и физическое воспитание детей это прежде всего соблюдение режима дня.

Школы сейчас предлагают распределение работы и отдыха. Такое, строгое выполнение это только плюс, потому что ребенок учится дисциплине, учится точно и аккуратно выполнять учебные задания. Такой строгий режим способствует правильному развитию физических сил и укреплению здоровья. Учеба требует большого напряжения физических и умственных сил тех, кто учится. Отсутствие отдыха приводит к расстройству здоровья, а в последствие к плохому физическому развитию. В этом режиме нужно обязательно учесть нахождение ребенка на свежем воздухе, а также питание, свободное время для ребенка. Все это зависит от родителей, семьи, воспитания. Детям будет полезно бегать на коньках, заниматься на лыжах, ездить на велосипеде, играть в футбол, баскетбол, волейбол, плавать. Не надо забивать, что нужно соблюдать советы врача.

Давайте своему ребенку заниматься спортом и он будет здоровым и активным.

Похожие статьи:

Воспитание у дошкольников любви к природе (9008 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда прежде для своего...

Упрямство и неприязнь к родителям у детей в раннем возрасте (6171 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Такое поведение не редко наблюдается у детей ещё в возрасте от одного года. В годовалом возрасте ребёнок начинает спорить с матерью, а в два с половиной года зачастую противоречит самому себе. Ему с трудом даётся...

О некоторых ошибках воспитания детей (4634 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Какой-то единой идеальной методики воспитания, видимо, такая система и не может существовать. Ведь с течением времени частично изменяется совокупность взглядов и принципов, которые родители воспитывают в своих...


Top