Как развить память: эффективные способы улучшения способностей. Как работает память человека и как ее улучшить Как работает память человека новейшие исследования

Память - это сложноустроенная сеть, которая тянется от органов чувств до самых сложных участков мозга. Она находит проявление во всем: от простых движений до тяжелых задач, и в конечном итоге делает нас теми, кто мы есть. В соответствии с тремя неврологическими процессами память может быть сенсорной, кратковременной или долговременной.

Функционируя автоматически, мозг создает сенсорные воспоминания бессознательно. Таким образом, сенсорная память - тип пассивного восприятия. Для ее работы не требуется внимание, а воспоминания хранятся в течение кратчайшего промежутка времени, возможно, секунды. Сенсорная память имеет разновидности в соответствии с основными чувствами человека. Иконическая (зрение), эхоическая (слух) и тактильная (осязание) наиболее тщательно исследованы.

Иконическая память включает в себя как задерживающую способность глаз, так и данные, которые фиксируются зрением, а после обрабатываются мозгом. Соответствующие воспоминания начинают формирование с фоторецепторов на сетчатке, которые передают информацию в ганглиозные клетки, затем в первичную зрительную кору в затылочной доле и, наконец, в височную верхнюю борозду.

Аналог эхоической памяти - накопительный резервуар, в котором сохранятся звуки таким образом, что их можно разобрать спустя некоторое время после воспроизведения. Одним из распространенных примеров работы эхоической памяти можно назваться ситуацию, когда человек переспрашивает у собеседника последний заданный вопрос и отвечает на него прежде, чем тот его повторяет. Деятельность этой разновидности памяти протекает в нескольких областях мозга, в том числе в первичной слуховой коре, в левых частях префронтальной, премоторной и теменной коры, в верхней височной и нижней височной извилине.

Тактильная память основывается на мимолетных ощущениях, таких как зуд и боль. Она распространяется, начиная с нервов, по всему организму: через спинной мозг к постцентральной извилине теменной доли. Ощущения, описывающие текстуру и плотность объектов, воспринимаются в теменной покрышке, а их расположение активизирует правую верхнюю теменную и височно-теменную доли.

Хотя сохранение воспоминаний в кратковременной памяти происходит в течение гораздо более длительного времени, чем в сенсорной, ее длительность составляет лишь 20-30 секунд. Так как по своей природе она опирается на менее сложные структуры (и, следовательно, гораздо меньшее количество нейронов), чем долговременная память, емкость кратковременной памяти ограничена; в зависимости от человека (и языка) ее вместительность составляет всего около 7 единиц информации. Хотя это кажется смехотворно малым количеством, попробуйте быстро посмотреть, а затем вспомнить случайный набор из 10 цифр или слов. Это магическое число 7 может быть увеличено несколькими способами, но все они связаны с процессом фрагментирования. Номер чьего-то мобильного телефона представляет собой набор из одиннадцати цифр, но его легко запомнить, потому что память воспринимает эту информацию «порциями». Префронтальная кора играет ключевую роль в работе кратковременной памяти. Здесь мозг обрабатывает как визуальную информацию, так и фонологическую. Примечательно, что кратковременная память, как полагают, в первую очередь является фонологической. Например, носители китайского языка, большинство слов в котором состоят из одного слога, могут помнить 10 цифр по сравнению с нашими семью. Кратковременные воспоминания легко забываются, когда нервные импульсы перестают нести актуальную информацию, переключаясь на другую.

Процесс образования долгосрочной памяти начинается с кратковременной, которая с рядом операций позволяет информации сохраниться. Когда кратковременные воспоминания перемещаются на длительное хранение, гиппокамп производит новые белки. Они изменяют выбранную группу нейронов, а те отправляют электрохимические сообщения, создавая нервные пути. Пациенты с болезнью Альцгеймера могут восстановить воспоминания из детства, но забывают актуальную информацию, потому что поврежденный гиппокамп больше не в состоянии производить новые белки, и, следовательно, новые воспоминания, но сильные нервные пути, проделанные в молодости, позволяют хранить старую информацию. Долговременные воспоминания сложнее забыть. Для этого они должны не использоваться в течение длительного времени, либо на них должны «налечь» новые.

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты

Загадка человеческой памяти — одна из главных научных проблем XXI века, причем разрешать ее придется совместными усилиями химиков, физиков, биологов, физиологов, математиков и представителей других научных дисциплин. И хотя до полного понимания того, что с нами происходит, когда мы «запоминаем», «забываем» и «вспоминаем вновь», еще далеко, важные открытия последних лет указывают правильный путь.

Одна из главных проблем нейрофизиологии - невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Павел Балабан

На сегодняшний день даже ответ на базовый вопрос — что собой представляет память во времени и пространстве — может состоять в основном из гипотез и предположений. Если говорить о пространстве, то до сих пор не очень понятно, как память организована и где конкретно в мозге расположена. Данные науки позволяют предположить, что элементы ее присутствуют везде, в каждой из областей нашего «серого вещества». Более того, одна и та же, казалось бы, информация может записываться в память в разных местах.

Например, установлено, что пространственная память (когда мы запоминаем некую впервые увиденную обстановку — комнату, улицу, пейзаж) связана с областью мозга под названием гиппокамп. Когда же мы попытаемся достать из памяти эту обстановку, скажем, десять лет спустя — то эта память уже будет извлечена из совсем другой области. Да, память может перемещаться внутри мозга, и лучше всего этот тезис иллюстрирует эксперимент, проведенный некогда с цыплятами. В жизни только что вылупившихся цыплят играет большую роль импринтинг — мгновенное обучение (а помещение в память — это и есть обучение). Например, цыпленок видит большой движущийся предмет и сразу «отпечатывает» в мозге: это мама-курица, надо следовать за ней. Но если через пять дней у цыпленка удалить часть мозга, ответственную за импринтинг, то выяснится, что… запомненный навык никуда не делся. Он переместился в другую область, и это доказывает, что для непосредственных результатов обучения есть одно хранилище, а для длительного его хранения — другое.


Запоминаем с удовольствием

Но еще более удивительно, что такой четкой последовательности перемещения памяти из оперативной в постоянную, как это происходит в компьютере, в мозге нет. Рабочая память, фиксирующая непосредственные ощущения, одновременно запускает и другие механизмы памяти — среднесрочную и долговременную. Но мозг — система энергоемкая и потому старающаяся оптимизировать расходование своих ресурсов, в том числе и на память. Поэтому природой создана многоступенчатая система. Рабочая память быстро формируется и столь же быстро разрушается — для этого есть специальный механизм. А вот по‑настоящему важные события записываются для долговременного хранения, важность же их подчеркивается эмоцией, отношением к информации. На уровне физиологии эмоция — это включение мощнейших биохимических модулирующих систем. Эти системы выбрасывают гормоны-медиаторы, которые изменяют биохимию памяти в нужную сторону. Среди них, например, разнообразные гормоны удовольствия, названия которых напоминают не столько о нейрофизиологии, сколько о криминальной хронике: это морфины, опиоиды, каннабиноиды — то есть вырабатываемые нашим организмом наркотические вещества. В частности, эндоканнабиноиды генерируются прямо в синапсах — контактах нервных клеток. Они воздействуют на эффективность этих контактов и, таким образом, «поощряют» запись той или иной информации в память. Другие вещества из числа гормонов-медиаторов способны, наоборот, подавить процесс перемещения данных из рабочей памяти в долговременную.


Механизмы эмоционального, то есть биохимического подкрепления памяти сейчас активно изучаются. Проблема лишь в том, что лабораторные исследования подобного рода можно вести только на животных, но много ли способна рассказать нам о своих эмоциях лабораторная крыса?

Если мы что-то сохранили в памяти, то порой приходит время эту информацию вспомнить, то есть извлечь из памяти. Но правильно ли это слово «извлечь»? Судя по всему, не очень. Похоже, что механизмы памяти не извлекают информацию, а заново генерируют ее. Информации нет в этих механизмах, как нет в «железе» радиоприемника голоса или музыки. Но с приемником все ясно — он обрабатывает и преобразует принимаемый на антенну электромагнитный сигнал. Что за «сигнал» обрабатывается при извлечении памяти, где и как хранятся эти данные, сказать пока весьма затруднительно. Однако уже сейчас известно, что при воспоминании память переписывается заново, модифицируется, или по крайней мере это происходит с некоторыми видами памяти.


Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.


Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.


Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.


Внедриться в контакт

Сейчас эксперименты с блокатором протеинкиназы М-зета имеют в некотором смысле характер «стрельбы по площадям». Вещество вводится в определенные участки мозга подопытных животных с помощью очень тонкой иглы и выключает, таким образом, память сразу в больших функциональных блоках. Границы проникновения блокатора не всегда ясны, равно как и его концентрация в районе участка, выбранного в качестве цели. В итоге далеко не все эксперименты в этой области приносят однозначные результаты.

Подлинное понимание процессов, происходящих в памяти, может дать работа на уровне отдельных синапсов, но для этого необходима адресная доставка блокатора в контакт между нейронами. На сегодняшний день это невозможно, но, поскольку такая задача перед наукой стоит, рано или поздно инструменты для ее решения появятся. Особые надежды возлагаются на оптогенетику. Установлено, что клеткой, в которой методами генной инженерии встроена возможность синтеза светочувствительного белка, можно управлять с помощью лазерного луча. И если такие манипуляции на уровне живых организмов пока не производятся, нечто подобное уже делается на основе выращенных клеточных культур, и результаты весьма впечатляющи.

0 4 237 0

Память является важнейшей составляющей человеческой личности. Благодаря памяти мы можем иметь о себе полноценное представление как о личности, существующей не только в пространстве, но и во времени, что крайне важно для самоидентификации и адекватного самовосприятия. Человеческой памятью интересуются различные науки, в первую очередь, психология и философия.

Понятие памяти

Память – это особая способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию и различные навыки, полученные в предшествующие настоящему моменту промежутки времени.

Структура памяти очень сложная – существует несколько ее видов, за каждый из которых отвечает определенный отдел мозга.

Как функционирует

Человеческая память выполняет следующие функции:

  1. Узнавание . Эта функция отвечает за восприятие объекта или предмета, которые воспринимались ранее.
  2. Воспроизведение . С его помощью осуществляется актуализация воспринятой ранее информации.
  3. Запоминание . В ходе этого процесса информация сохраняется в сознании человека, будучи проассоциированной с ранее полученной информацией.
  4. Сохранение . Эта функция характеризуется процессом аккумуляции приобретенных человеком воспоминаний в течение длительного временного периода, позволяет использование хранящейся в мозге информации.

Рассмотрим основные классификации памяти.

По степени психической активности

    Двигательная

    Подразумевает запоминание, хранение и воспроизведение движений, нужна человеку для активного физического взаимодействия с окружающим миром. Развивается рано, практически с детских лет.

    Эмоциональная

    Помогает запоминать чувства и эмоции, играет важную роль в жизни человека. Работает как сигнальная система, побуждающая к действию или, наоборот, удерживающая от него на основании пережитых в связи с ним эмоций.

    Образная

    Хранит в человеческом мозге различные представления, воспоминания в виде ярких картинок, звуков, запахов и вкусов. Ее развитие у детей начинается довольно рано, в полтора-два года.

    Словесно-логическая

    Действует как механизм запоминания и воспроизведения (устного или письменного) мыслей и чувств.

По характеру целей деятельности

  1. Непроизвольная . Этот вид памяти характеризуется отсутствием конкретной программы и цели запоминания и не сопровождается волевыми усилиями человека, а также использованием каких-либо определенных техник запоминания.
  2. Произвольная . Отличается от непроизвольной тем, что в ее основе лежит целенаправленное стремление специально запомнить, а затем воспроизвести определенную информацию. Для этой цели используются различные методы запоминания, которые складываются в целые системы.

По продолжительности хранения информации

Название

Характеристика

Мгновенная (тактильная или сенсорная) Под ней подразумевается тот вид, благодаря которому в наш мозг поступает информация, моментально передаваемая органами чувств. Длительность такой памяти в среднем – не более четверти секунды.
Кратковременная или короткая Устроена так, чтобы сохранять в течение краткого отрезка времени обобщенную картинку воспринятой органами чувств информации. Такое воспоминание хранится в кратковременной памяти не более 20 секунд.
Долговременная или долгосрочная Считается, что она способна сохранять полученную информацию неограниченное количество времени при возможности многократно ее воспроизводить. Свойства долговременной памяти зачастую связаны с процессом мышления.
Оперативная Сохраняет след воспринятой информации, необходимый для завершения некой операции.

Классификация Тульвинга

  • Зрительная или визуальная . Отвечает за запоминание информацией, воспринимаемой с помощью зрительных рецепторов.
  • Моторная (кинестетическая) . Основывается на запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений, чаще всего через личный двигательный опыт.
  • Эпизодическая . Заключается в способности сохранять конкретные фрагменты информации с одновременным фиксированием ситуации, в которой она была получена.
  • Семантическая . Это один из видов долговременной памяти, основной функцией которой является хранение обобщенных знаний о мире.
  • Топографическая . Отвечает за ориентацию в пространстве, запоминание местности и маршрутов.

Другие виды

Название

Описание

Имплицитная В ней хранятся воспоминания, которые мы не стараемся запоминать намеренно. Это и различной степени значимости события из жизни, и приобретаемые в ходе совершения определенных действий навыки. Играет ведущую роль в формировании поведенческих привычек человека.
Эксплицитная Этот вид памяти отвечает за хранение намеренно запоминаемой информации. Любые процессы, нацеленные на целенаправленное запоминание, завершаются в эксплицитной памяти.
Эхоическая (аудиальная, слуховая) Отвечает за сохранение сенсорной и слуховой информации. Период хранения информации – короткий. Является вспомогательным инструментом распознавания речи, а также определения источника звука.
Репродуктивная Ее суть в повторном воспроизводстве сохраненной ранее информации с помощью такого действия, как припоминание. Этот вид памяти в особенности помогает людям, которым необходимо воспроизводить некие образы по памяти.
Реконструктивная Состоит в том, чтобы правильно восстановить последовательность тех или иных действий в рамках конкретных процессов.

Заключение

Заключение

Память – это сложное явление, имеющее под собой биологическую основу, но интересующее также и ученых от психологии. Выше мы привели характеристики различных видов памяти и процессов, за которые они отвечают, кратко перечислили факторы и закономерности, влияющие на формирование воспоминаний. У памяти есть свои законы, за разнообразие ее видов отвечают различные участки мозга.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если бы память человека была подобна Интернету и выдавала бы нужную информацию по первому запросу, это сильно облегчило бы . Впрочем, неизвестно, смогли бы мы правильно пользоваться ею и не утонули бы в море сведений.

Человеческий мозг способен работать настолько эффективно, что до сих пор разработчикам искусственного интеллекта не удалось его превзойти. Во многом это связано с уникальным устройством памяти.

Память позволяет нам снова пережить прошлое

Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.

Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.

Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.

Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти памяти лежат в основе обучения.

Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.

Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.

Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся , полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.

Память максимально эффективно работает в первые 5 лет, когда ребенок учится говорить и познаёт мир впервые. В дальнейшем происходит постепенное ухудшение памяти, причём в старческом возрасте это может стать причиной недееспособности.

Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.

Виды памяти

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. других видов памяти зависит от функции и типов обрабатываемой информации.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Кратковременной памяти установил психолог Джордж Миллир – он составляет 7 элементов (плюс-минус 2). Если информация повторяется, то она может сохраняться дольше – на этом основано зазубривание текстов.

Согласно теории физиолога Дональда Хебба, при этом нейронные схемы, ранее связанные только электрофизиологическими механизмами, получают закрепление посредством химической трансформации клеток мозга.

Например, из ежедневного потока телевизионных новостей в долгосрочную память попадают только самые значимые (для истории или конкретного человека) факты. Лучше всего запоминаются сведения, находящиеся в начале и в конце информационного блока.

Также выделяют следующие типы памяти:


Кратковременная и долговременная память – основные. Другие виды памяти являются своего рода их разделами, хранящими различных типов.

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Во время сна эта область работает автономно и не передает сведения в долговременную память. Лучший способ запомнить содержание сна — сразу же записать его после пробуждения, пока информация сохраняется в кратковременной памяти.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном.

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта

Пониманию механизмов памяти способствуют исследования над животными. Во Фрайбургском университете в Германии был проведён эксперимент над лабораторной мышью.

Исследователи модифицировали гены грызуна так, чтобы его нервные клетки во время работы светились. После этого мышь была помещена в виртуальную реальность посредством пенопластового мяча на воздушной подушке и нескольких мониторов.

Изучение мышью компьютерных лабиринтов стимулировалось соевым молоком, капли которого давались животному при прохождении определенных участков.

Пока грызун путешествовал по новому для себя пространству, исследователи с помощью микроскопа наблюдали за его гиппокампом, в котором зажигались и потухали определённые нейроны.

Выяснилось, что каждый задействованный нейрон отвечал за конкретную точку пространства, а в мозгу мыши создавалась своего рода копия виртуального лабиринта.

Депрессия стирает воспоминания

Ученые из немецкого Рурского университета создали вычислительную модель, которая прояснила влияние депрессии на когнитивные способности человека.

Они смоделировали процессы, происходящие в мозгу, и установили, что депрессия мешает формированию связей между нейронами. При этом большое имеет продолжительность данного расстройства.

Люди, долгое страдающие депрессией, плохо запоминают происходящие с ними в настоящее время события, а также постепенно утрачивают старые воспоминания.

Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память

Присматривающие за внуками пожилые люди сохраняют качества краткосрочной и долговременной памяти дольше, чем их сверстники, не занимающиеся с малышами. Это выяснили австралийские исследователи, которые сравнили способности 200 бабушек, у части которых были внуки, а у других нет.

Выяснилось, что пожилые женщины, которые раз в неделю возятся с внуками, лучше запоминают новые сведения и демонстрируют более логичное мышлению. Более частое общение с подрастающим поколением не столь эффективно, поскольку бабушки испытывают слишком большие нагрузки.

Новейшие исследования показали устройства памяти у людей и животных и связь механизмов запоминания со многими факторами.

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Памяти вредит рассеянность. Если мы усилием воли не концентрируем внимание на необходимых сведениях, они не задерживаются в голове.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%.

Гиппокамп, имеющий ключевое для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Если стрессовая ситуация продолжается долгое время, то ткани гиппокампа деградируют (у детей, переживших жестокое обращение, ухудшение структуры составило 12%).

Неправильное питание не идет на пользу мозгу и памяти

Вредит работе мозга неправильная диета:

  • алкоголь;
  • фаст-фуд;
  • избыток сахара, фруктозы и подсластителей;
  • мучное, жареное и жирное;
  • красное мясо, колбасы и сосиски;
  • сильно соленая еда.

Таким образом, несоблюдение норм здорового образа жизни и слишком бурная реакция на происходящее подрывают память.

Как улучшить память

Чтобы улучшить способность к запоминанию, регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

По данным американских исследователей, даже 20 минут физической активности в день повышает в нервной системе глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот, участвующих в механизмах памяти.

Также улучшить память можно с помощью особых когнитивных упражнений:

  1. Целлюлярный токинг. Назовите предметы, находящиеся напротив Вас в комнате (ноутбук, музыкальный центр, лампа, ключи и т.д.) Через некоторое время Вы почувствуете, что затрудняетесь быстро вспомнить, как называется та или иная вещь и охарактеризовать ее. Однако регулярное повторение упражнения повышает скорость мышления и заставляет нейроны работать с полной отдачей.
  2. Дом памяти. Назовите конкретные предметы или имена людей, объединённых в какую-либо категорию. Например, вспомните пару десятков поэтов или знаменитых спортсменов. Подходят для упражнения названия компьютерных игр и фильмов, перечисление животных, растений, продуктов питания и предметов интерьера.
  3. Слова-перевертыши. Отличным упражнением для тренировки зрительной и словесной памяти является проговаривание слов задом наперёд (коса-асок, трава-аварт и тому подобное). Здесь принципиально важно не читать слова по бумаге, а представлять их в своём сознании. От коротких слов постепенно переходите к длинным (поначалу, возможно, придется дробить их на отдельные слоги).

Старайтесь в повседневной жизни обходиться без записей, например, при составлении списка покупок перед походом в супермаркет или при поздравлении родных и друзей с именинами.

Для более эффективного запоминания применяйте методы мнемотехники, пользуйтесь ассоциациями и разбивайте большие блоки информации на части. Не витайте в облаках, а в каждый конкретный момент концентрируйтесь на выполнении стоящей перед вами задачи.

Есть и продукты, которые наоборот улучшают память

Улучшают память эфирные масла мяты, розмарина и лимона, а также некоторые продукты:

  • черника;
  • рыба жирных сортов;
  • яйца;
  • куркума;
  • грецкие орехи;
  • брокколи;
  • апельсины;
  • горький шоколад.

Выполнение простых упражнений, здоровое питание и физическая активность сохранят память надолго и позволят вам оставаться в здравом уме до глубокой старости.

Хорошая память – не только условие эффективного функционирования дома, в школе, институте и на работе. Она позволяет получать полноценное удовольствие от каждого прожитого дня, ведь воспоминания о радостных событиях и драгоценных мгновениях – сокровище, которое всегда остается с вами.

В этом видео вы узнаете много интересного о мозге и памяти:


Top