Отсутствие сна новорождённого после кормления. Косоглазие новорожденного – это вариант нормы

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Это неприятное и беспокойное явление для родителей, особенно если малыш - первенец. На самом деле, если не может сходить в туалет - это не повод для паники, так как - не редкость. Даже незначительное изменение в рационе питания может привести к подобной неприятности. Как правило, новорожденный ребенок опорожняет свой кишечник в первые сутки жизни, далее в течение нескольких дней стул еще имеет твердую консистенцию, темно-зеленого цвета. В последующие дни он становится все мягче и светлее, а через неделю все уже регулируется. Однако некоторые факторы способны привести к такой ситуации, когда новорожденный ребенок не может сходить в туалет.

Причины

Первая и самая распространена причина возникновения запора у малыша - это обезвоживание или недостаточное потребление воды. В жаркую погоду даже самым маленьким крохам необходимо давать дополнительное питье. Бывает, новорожденный ребенок не может сходить в туалет в период знакомства с молочными смесями или когда происходят изменения в уже привычном питании, например, при выборе другого производителя детских каш. Аналогичным образом у детей, питающихся исключительно грудью, может случиться запор при употреблении мамой непривычных для крохи продуктов. Таким образом, любые изменения в рационе младенца способны привести к запорам, так как организму необходимо некоторое время, чтобы приспособиться к пищевым новшествам.

Симптомы

Запор определяется как состояние, при котором кал становится сухим (твердым), редким или неправильной формы. Обычно, если а стул, как правило, становится твердым вместо привычного кашеобразного - это и есть самый распространенный у малышей. Ребенку приходится сильно напрягаться, что доставляет ему неудобства, и он начинает капризничать. Также он может своеобразно кряхтеть, ежиться и плакать. Если кал чересчур жесткий, то он способен вызвать трещинки на коже вокруг ануса крохи, которые могут иногда кровоточить при дефекации. Поэтому если ваш регулярно или этот процесс у него проходит крайне болезненно, то можно с уверенностью сказать, что у вашего чада запор.

Как помочь крохе

Если у новорожденного ребенка запор, то вы вполне можете справиться с ним самостоятельно, в этом нет ничего страшного. Простой, действенный и, главное, легкодоступный метод - это грудное молоко матери. Как известно, в нем содержатся слабительные вещества, подаренные самой природой. Перед кормлением погладьте животик крохи осторожными движениями по часовой стрелке и дайте ему немного полежать на животе. Будет неплохо, если после этого вы искупаете малыша в теплой воде и уже потом покормите младенца, позволяя ему сосать грудь, пока кроха сам ее не отпустит или не уснет. Таким образом, если в последние дни вы не употребляли в пищу ранее неиспробованных продуктов, то в течение суток кроха должен порадовать вас испачканным подгузником. Если кормить грудью возможности нет, и ребенок питается молочными смесями, то допаивайте малыша водой. Таким образом, стул ребенка станет мягче и ему будет легче продвигаться по кишечнику. Бывают случаи, когда необходима клизма малышу. Обычно она требуется в тех ситуациях, если запор длится более пяти дней. В таком случае возьмите самую маленькую грушу с мягким наконечником, наберите в нее воды комнатной температуры и сделайте крохе клизму.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 03.02.2019

Первый месяц после рождения малыша происходит привыкание к самому маленькому члену семьи. Малыш, в свою очередь, тоже привыкает к новому необычному для него миру и к родителям. По мере взросления ребенка, мама научится понимать причины его плача, однако в первые месяцы молодым родителям бывает сложно разобраться в данном вопросе, особенно если новорожденный является первым ребенком в семье.

Почему новорожденный плачет

Грудничок в первые месяцы жизни плачет из-за самых главных потребностей. К таковым следует отнести жажду, голод, боль. Малыш может плакать, если ему слишком жарко или холодно, а также в результате переутомления.

Новорожденный плачет чаще всего от голода, боли или страха. Такой плач является наиболее громким и надрывистым:

  • плач от голода особенно громкий и протяжный, постепенно усиливающийся. Если ребенка не покормить, он плачет взахлеб. В самом начале ощущения чувства голода, малыш плачет призывно;
  • плач, вызванный болью, у большинства малышей будет жалобным с одинаковой интенсивностью. При возникновении внезапной боли, новорожденный может заплакать заливисто и громко;
  • плач от страха будет внезапным и громким, даже истеричным. Грудничок может перестать плакать также внезапно, как и начал.

Если ребенок постоянно плачет и плохо спит, следует осмотреть его на наличие стоматита во рту или аллергические высыпания на коже, не появились ли опрелости. В некоторых случаях грудничок может начать кричать перед мочеиспусканием. В некоторых случаях это может быть симптомом инфекции мочеполовой системы, особенно если у ребенка повышается температура. При отсутствии других признаков, врачи считают это нормальным явлением.

Если причина плача – голод

В том случае, когда новорожденный постоянно плачет, мало и плохо спит, то одной из наиболее вероятных причин такого поведения является голод. Грудничок начинает искать грудь, причмокивать ртом, когда мама берет его на руки.

В том случае, если ребенок съел меньше, чем обычно и поспал не более двух часов, он может плакать в результате чувства голода. Когда малыш сильно плачет, первым делом следует попытаться накормить его, и только после этого предпринимать другие попытки его успокоить.

Когда кроха часто плачет, мало спит, и родители предполагают, что причиной этому является голод, то мама считает, что для ребенка недостаточно грудного молока. А в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, что он не наедается порцией смеси. Однако это не всегда так.

Постоянный плач начинается не за один день. На протяжении нескольких дней малыш активно ест, полностью опустошая грудь или бутылочку, после чего требует добавки или засыпает, но спит намного меньше обычного. Однако наряду с возрастающим аппетитом ребенка, увеличивается и выработка грудного материнского молока. Это обусловлено частым опорожнением груди.

Количество грудного молока у кормящей мамы может уменьшиться в результате ее переутомления, переживаний или усталости. При этом не следует спешить переводить младенца на кормление искусственными смесями, если маме кажется, что у нее вырабатывается недостаточное количество молока. Если причиной плохого сна и постоянного плача является голод, следует почаще прикладывать ребенка к груди.

Когда причина плача — боли в животике

Каждый раз после еды, а также если кроха плачет, следует дать возможность ему отрыгнуть захваченный воздух (даже если после еды ему удалось это сделать). Поэтому нужно взять младенца на ручки и подержать в вертикальном положении. Обычно для этого достаточно 10-20 секунд.

В первые 3-4 месяца многих малышей беспокоят колики, они вызывают резкую боль в животике в области кишечника. От колик и газов ребенок постоянно плачет, иногда даже целый день, мало спит. Во время плача он напрягает ножки, поджимает их или вытягивает.

В некоторых случаях от колик кроха может плакать каждый день на протяжении нескольких часов, причем делать это примерно в одно и то же время. При этом у ребенка сохраняется хороший аппетит, он хорошо прибавляет в весе.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то большинство мам задаются вопросом, может ли смена детской смеси улучшить ситуацию? Однако в большинстве случаев, замена детской смены не принесет результатов. Поскольку качество детского питания не является основной причиной образования газов.

Причина колик – несовершенная работа пищеварительной системы новорожденного. Это обычное явление, которое беспокоит очень многих младенцев, причем оно не относится к заболеваниям. Спустя несколько месяцев ребенок избавится от колик и образования газов, это происходит по мере развития органов пищеварения.

Ребенка, страдающего коликами, следует чаще показывать врачу. Также такой малыш будет лучше чувствовать себя в положении на животике. Если он успокаивается благодаря укачиванию или находясь на руках, то следует воспользоваться таким способом. Применение каких-либо лекарственных средств для облегчения состояния крохи должно быть согласовано с врачом.

Другие причины плача

Причиной, почему ребенок постоянно плачет и плохо спит, может стать заболевание. Чаще всего младенцы болеют простудой и кишечными болезнями. В случае насморка, кашля или необычного стула можно говорить о наличии заболевания. Другие болезни редко беспокоят детей первых месяцев жизни.

В том случае, когда малыш не только плачет, но также изменилось его поведение, следует измерить температуру тела и обратиться к педиатру.

В раннем возрасте довольно редко причиной плача грудничка являются мокрые или грязные подгузники. Малыши до 3-4 месяцев этого не ощущают. При этом будет полезно заменить крохе подгузник, если он плачет.

Существует довольно распространенное мнение, что новорожденный плачет в силу своей избалованности. Однако для родителей малышей, чей возраст не достиг 3 месяцев, этот пункт можно смело исключить. Новорожденные еще не успели стать избалованными.

Еще одной причиной, почему ребенок постоянно плачет и не спит, может стать усталость. Когда кроха испытывает эмоциональное перевозбуждение, например, во время игры, в обществе малознакомых взрослых. Казалось бы, наоборот, ребенок должен уснуть от усталости, но этого не происходит. Попытки успокоить его путем спокойного разговора только усугубляют ситуацию.

В некоторых случаях малыши не могут засыпать спокойно. Это объясняется чрезмерной усталостью во время бодрствования, она служит своеобразным препятствием для наступления сна. Такие дети не могут уснуть, не поплакав. Обычно крохи начинают плакать сильно и громко, после чего успокаиваются и засыпают.

Таким образом, если младенец плачет к концу бодрствования, то можно предположить, что он сильно устает. Чтобы он уснул, нужно положить его в кроватку и дать поплакать несколько минут. Некоторые малыши хорошо засыпают в одиночестве, когда никто не отвлекает их от сна. Так или иначе, так следует приучать засыпать всех малышей.

Тем не менее, некоторые детки хорошо успокаиваются во время укачивания. Для этих целей может подойти коляска, кроватка (ее можно тихонько покатать при наличии колес), либо можно укачивать, взяв на ручки. Укладывать спать лучше всего в затемненном помещении. В то же время, каждый день специалисты так успокаивать малыша не советуют. Привыкнув укладываться спать таким способом, ребенка сложнее будет научить засыпать самостоятельно. Что в конечном итоге будет утомительным для родителей.

Если ребенок беспокойный

Многие младенцы в первые недели жизни плачут помногу, приступы плача могут длиться до поздней ночи или большую часть дня. Такой малыш мало спит. Причем периоды сильного плача сменяются очень глубоким сном. Подобное поведение может вовсе не быть свидетельством наличия какого-либо заболевания.

Некоторые опытные няни советуют успокаивать таких беспокойных деток путем укладывания в тесное пространство. Это может быть детская корзинка или коляска.

Сверхвозбудимый ребенок, как правило, мало и беспокойно спит. Такие малыши обычно не любят купание в первые 2-3 месяца жизни. Для них следует стараться поддерживать тихую обстановку, ограничить посещение гостей, избегать громкой музыки или телевизора.

Как быть, если ребенок постоянно и много плачет

Родителям приходится весьма непросто, если новорожденного беспокоят газы, колики, либо он отличается беспокойством, успокоить его очень непросто. Если несмотря на все усилия, малыш плохо спит, постоянно плачет, а врач во время осмотра не выявил никаких заболеваний, то скорее всего, спустя несколько месяцев малыш станет спокойнее, его сон восстановится.

Однако в данный момент маме стоит постараться как можно больше отдыхать. Многие мамы сильно переживают, когда их младенец помногу плачет, это негативно сказывается на психологическом состоянии. Поэтому маме следует почаще находиться без ребенка, хотя бы по 2-3 раза в неделю. Это позволит избежать депрессивного состояния. Для этого можно попросить посидеть с малышом родственников или папу. Желательно, чтобы папа ребенка тоже 1-2 раза в неделю отдыхал от малыша.

Когда ребенок рождается, он сразу же попадает в чуждую для себя среду: появляются звуки, свет, запахи, нужно дышать самостоятельно. Также сразу же меняется система кровообращения, которая теперь становится самостоятельной, а не зависимой от материнской, и обмен веществ. Чтобы помочь малышу легче адаптироваться в мире, нужно следовать определенной системе ухода. Естественно, со своими вариациями под требования ребенка .

Кормление

Кормление – одна из важных базовых потребностей ребенка. Правильно сосать материнскую грудь в большинстве случаев малыши умеют уже на подсознательном уровне. Когда только что родившегося ребенка еще в родзале выкладывают маме на живот, он инстинктивно начинает искать грудь. Но часто бывает и так, что наладить грудное вскармливание матери довольно проблематично.

Причин этого может быть несколько:

  • неправильный захват груди
  • ленивый ребенок
  • раннее приучение к бутылочке
  • недостаток терпения и т.д.

В каждом индивидуальном случае необходимо детально разбираться в проблеме. Но основной рекомендацией называют частое прикладывание – буквально по первому писку дать возможность ребенку сосать грудь столько, сколько ему нужно, даже если он засыпает во время этого процесса.

В современном обществе очень популярны услуги консультантов по грудному вскармливанию. Достаточно вызвать пару раз такого специалиста на дом, чтобы он научил молодую мать, как правильно кормить ребенка

Контролировать, наедается ли малыш, можно при помощи обычного взвешивания. Для выполнения такой нехитрой операции достаточно положить малыша на весы до кормления и после. Разница между его массой тела и будет теми граммами, которые он съел. Так, легко можно проверить, укладывается ли ребенок в норму. Еще один способ отслеживания, наедается ли ребенок, – это подсчет суточных мочеиспусканий. Малыш должен писать около 20–25 раз в сутки. И это будет говорить о его здоровье и достаточном питании. Однако в крайности бросаться тоже не нужно. Несколько первых дней количество мочеиспусканий считается по другой схеме: писать малыш должен столько раз, сколько ему дней от роду, + 1.

Если новорожденный плохо ест, стоит проконсультироваться с наблюдающим педиатром

Возможно, необходимо вводить докорм или вообще переходить на смесь. В первом случае после кормления грудью нужно попросту докормить малыша до нормы смесью из бутылочки (смесь также должен посоветовать врач). Во втором (это, как правило, бывает мерой вынужденной) придется полностью кормить малыша из бутылочки. Особо самоотверженные матери до последнего борятся за грудное вскармливание, так как оно максимально полезно для ребенка. Но и в том случае, если выкормить малыша самостоятельно не получается, не стоить винить себя. Тем более что современные смеси достаточно качественные и сделаны с учетом всех потребностей растущего организма малыша.

Сон

Еще одна важная потребность новорожденного ребенка – это сон. По статистике, малыш в возрасте до месяца должен спать около 18–22 часов в сутки. Это необходимо ребенку, чтобы переход к самостоятельной жизни был более мягким и комфортным. Так ребенок набирается сил для дальнейшего развития.

Организация сна – достаточно важное мероприятие, которое и обеспечивает ребенку комфортные условия

В первую очередь позаботьтесь о правильном убранстве детской кроватки. В ней должен быть достаточно жесткий матрасик, лучше с натуральными наполнителями, типа гречихи или кокоса. Такой матрас нужен, чтобы не повредить и раньше времени не искривить детский позвоночник. Также рекомендуется отказаться от подушки. Новорожденные малыши отлично спят и без них. А вот для обеспечения дополнительной безопасности лучше всего использовать специальные приспособления в кровать, которые помогают удерживать малыша на боку во время сна. Поза на боку наиболее физиологичная, так как если малыш вдруг скатится на живот, он легко может задохнуться, так как переворачиваться активно еще не умеет. А лежание на спине может привести к тому, что малыш во время срыгиваний может попросту задохнуться.

Также важно обеспечить максимально комфортные условия в комнате, где спит младенец

Во-первых, в ней должно быть по минимуму игрушек (все равно ребенок пока их еще не оценивает, и они ему не очень-то и нужны). Во-вторых, в комнате должно быть чисто, мыть полы необходимо раз в сутки. Кроме того, температура в комнате, где спит младенец, должна быть 18–22 градуса. Прохладный и влажный воздух способствует более правильному и чистому дыханию ребенка, так как слизистые имеют достаточное увлажнение и практически не имеют возбудителей инфекций в виде пыли и бактерий.

Желательно новорожденного малыша на сон пеленать (хотя бы ножки) или помещать его в специальный спальный мешок. Связано это с тем, что движения его непроизвольны. И он легко может разбудить себя, дернув ножкой или ручкой

Что касается одежды для сна, она обязательно должна быть из натуральных материалов, лучше из хлопка. Кроме того, на ней должен быть минимум деталей, которые бы могли поранить нежную кожу младенца.

Не может быть: 10 неизвестных фактов о меконии

  • Подробнее

Если новорожденный не спит или спит плохо , стоит пересмотреть организацию условий, где он находится. Возможно, в комнате слишком жарко. А может, слишком холодно. Или, например, ребенок описался, и ему мокро и неприятно. Достаточно всего лишь устранить источник дискомфорта, и малыш будет спать спокойно.

В случае, если малыш не может уснуть без всяких видимых причин, лучше обратиться к врачу для исключения каких-либо серьезных патологий. Бывает, что даже таких маленьких деток мучают серьезные болезни

Уход за кожей и волосами

За кожей ребенка необходимо ухаживать очень тщательно. Ведь в период новорожденности она очень тонкая и нежная. Утренний туалет необходимо начинать с умывания. Проводят его так: берут ватные тампоны, смачивают в воже и аккуратно протирают сначала глазки малыша, затем другим тампоном все личико ребенка.

После каждого туалета ребенка нужно мыть (особенно если малыш покакал). Это необходимо, чтобы остатки каловых масс или мочи не раздражали кожу ребенка, вызывая воспаления и раздражения.

Менять подгузники новорожденному необходимо регулярно. Но несколько раз в сутки по 5–10 минут рекомендуется оставлять ребенка принимать воздушные ванны без подгузников. Это будет отличной профилактикой опрелостей.

Использовать для ухода за кожей ребенка необходимо только качественную и гипоаллергенную косметику. Кроме того, очень часто для гигиены ребенка используются отвары трав.

В первые дни жизни ребенка особое внимание необходимо уделить уходу за пупочной ранкой малыша

Ее следует обрабатывать зеленкой или раствором хлорфилипта несколько раз в стуки. Также необходимо аккуратно по краешку подчищать имеющиеся корочки. В норме пупок заживает достаточно быстро.

Но если появился ряд настораживающих признаков:

  • гной или иные выделения из пупка
  • неприятный запах
  • кровотечение и т.д., следует сразу же обратиться к врачу

Что же касается волос малыша, их нужно аккуратно расчесывать после каждого мытья специальной безопасной расческой. Часто у новорожденного малыша на голове есть родовые корочки. Их нужно потихоньку счесывать. Для этого достаточно нанести на волосы малыша растительное масло, дать ему немного размягчить корочки, а затем уже удалять их аккуратными вычесывающими движениями. Если же у новорожденного выпадают волосы, это сигнал для того, чтобы обратиться к врачу. Ведь такое положение вещей может говорить о начинающихся проблемах.

В этой статье:

Прежде чем охарактеризовать основные особенности новорожденного ребенка, определимся с терминологией. Новорожденными принято считать детей до месяца.

Что нужно знать о новорожденных?

Появляясь на свет, малыш вынужден научиться не только дышать и кушать, но и регулировать теплообмен, защищать организм от вирусов и инфекций, различать время сна и бодрствования. Все это дети учатся делать в первые дни своей жизни, в результате чего у них наблюдаются активные изменения в организме.

За пределами уютных стен матки малышу нужно научить жить, расти и развиваться, поэтому с момента рождения в работу включаются все органы и системы жизнеобеспечения крохи, совершенствуются рефлексы. У малыша начинают дышать легкие, налаживается процесс кровообращения, ЖКТ делает первые попытки переваривать поступающее молозиво. Организм крохи уже способен в зависимости от температуры воздуха регулировать температуру тела.

На первый взгляд хрупкий и беззащитный малыш на самом деле отличается повышенными адаптационными способностями. Даже в самых сложных условиях его организм настроит системы жизнеобеспечения таким образом, чтобы выжить.

Следует понимать, что доношенные и недоношенные дети развиваются по разному графику. Поговорим об отличиях в процессе развития тех и других.

Основные характеристики доношенного ребенка

Доношенным считается ребенок, который на свет появился на 38-40 неделях. Нормальный вес для доношенного малыша - от 2,5 до 4 кг. Как правило, мальчики рождаются несколько крупнее девочек. Превышающий 4 кг вес младенцев может повлечь за собой целый ряд сложностей во время родов.

В первые дни после рождения первоначальный вес крохи снижается в среднем на 250-300 г. Ребенок худеет за счет потери глюкозы и воды. В ближайшие несколько недель потери восполнятся. Нормой считается прибавка в весе новорожденного за первый месяц жизни до 600 г. На практике же бывает так, что, находясь на грудном вскармливании по требованию, кроха набирает в 2 раза больше.

Рост доношенного новорожденного малыша колеблется в пределах 48-53 см, причем у девочек длина тела обычно меньше, чем у мальчиков, на несколько сантиметров.

У здорового, своевременно появившегося на свет крохи гладкая, нежная кожа слегка розоватого оттенка. Обилие сальных желез делает ее особенно эластичной, не допускает пересыхания. Особенность кожи новорожденного - выделение лизоцима, защитного вещества, которое препятствует ее заражению микробами. Для того чтобы защитные вещества выделялись в нужном количестве, кожа малыша должна содержаться в чистоте.

Как только кроха появляется на свет, он оповещает об этом знаменательном событии пронзительным криком. Малыш уже
в первые минуты после рождения отличается повышенной двигательной активностью. Основные рефлексы в этот момент уже также в норме. Если приложить младенца к груди матери, он начнет сосать и глотать.

У новорожденных детей температура тела несколько повышена по сравнению со взрослым человеком и доходит до 37 с половиной градусов. В первые дни могут наблюдаться незначительные скачки температуры, что связано в первую очередь с адаптацией организма крохи к новым условиям жизни.

Еще одна особенность новорожденного - нежные ткани между костями черепа на голове, получившие в народе название «роднички». По мере взросления крохи они будут закрываться за счет уплотнения костной ткани.

Особенности органов чувств младенца

В первые недели после появления на свет органы чувств новорожденного хотя и развиты, но несовершенны. Кроха
способен различать вкусы, радуется, когда получает возможность попробовать что-то кроме молока, например сладкие капельки или отвар семян укропа от коликов. Против горьких или кислых микстур малыш будет отчаянно протестовать, отворачивая голову.

Обоняние новорожденного также несовершенно, но уже имеет свои особенности. Малыш проявляет особую чувствительность к запахам, способным раздражать его слизистую носа. Мамам будет лучше воздержаться от обработки груди лекарственными мазями с сильными запахами.

Осязание у крохи также достаточно развито. Малыш позитивно реагирует на прикосновения матери, засыпает и успокаивается, чувствуя тепло ее рук.

А вот зрение малыша в первые недели жизни еще далеко от идеального. Кроха видит объекты с размытыми контурами и только на расстоянии не менее 35-40 см. Глазные яблоки раскоординированы, что приводит к проявлению признаков косоглазия, которые обычно исчезают к трем месяцам. Отмечается отсутствие рефлекса мигания при максимально близком расположении предмета возле глаз.

Слышит малыш примерно на том же уровне, что и видит. У него проявляется реакция на громкие звуки, кроме того, кроха позитивно воспринимает звуки голоса мамы.

Как работают у новорожденных органы выделения?

Основные органы выделения начинают работать как только малыш появляется на свет. Уже в первые сутки активно функционирует мочевой пузырь, что проявляется достаточно частым мочеиспусканием (порядка 5-6 раз за день). Уже к концу первой недели, когда кроха начнет получать пищу, число это увеличится в два раза.

Что касается испражнений другого характера, то в первые несколько дней выделяемый кал - это первородный меконий, образовавшийся в организме младенца в утробе по большей мере из заглотанных околоплодных вод. Как только желудок крохи начнет перерабатывать молозиво, а затем и грудное молоко, место мекония заменит нормальный кал кашицеобразной консистенции. Кишечник младенца опорожняется не намного реже мочевого пузыря - до 5 раз в сутки.

Чем лучше и стабильнее будет работать кишечник ребенка, тем быстрее он сможет адаптироваться к жизни за пределами утробы матери.

У доношенных здоровых детей иммунная система развита настолько хорошо, насколько развитой она является у матери. Именно поэтому так важно, чтобы беременная на протяжении всего срока вынашивания малыша придерживалась режима питания, сна, прогулок, принимала витаминные комплексы для будущих мам.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенными принять считать детей, которые появились на свет раньше 38-й недели. Степень недоношенности может быть разной и зависеть от сроков родов. Весят такие новорожденные меньше нормы: как правило, до 2 кг при длине тела до 45 см. Естественно, что недоношенные дети имеют свои особенности по сравнению с малышами, которые родились в срок.

Одна из основных особенностей - это минимальное количество или, в тяжелых случаях, полное отсутствие подкожного жира. Такие детки, как правило, недостаточно пропорциональные, с головой больше нормы, тонкими малоподвижными конечностями и смещенным к низу крупным пупком.

Уши малышей прижаты к голове и более нежные по сравнению с ушами доношенного малыша, ногти недоразвиты, кожа слишком тонкая, покрытая сеткой морщин. Всю поверхность тела недоношенных новорожденных покрывает слой тонкого пуха, кроме того, у детей не до конца развиты половые органы: у мальчиков - это не опустившиеся яички, у девочек - прикрытая половая щель. Зрачки нередко могут быть затянуты белой пленкой. Естественно, что яркость выражения отмеченных признаков будет зависеть от степени недоношенности крохи.

Внутренние органы и основные системы организма недоношенного младенца

Внешние признаки недоразвития - это лишь вершина айсберга. Основные проблемы касаются внутренних систем жизнеобеспечения и органов, которые к моменту появления на свет новорожденного не успевают пройти основные стадии внутриутробного развития. Обычно у малышей имеются проблемы с работой органов дыхания и ЦНС, а для большей части внутренних органов характерно состояние общей незрелости.

Как правило, недоношенных детей отличают:

  • вялость;
  • повышенная утомляемость;
  • тихий плач;
  • продолжительный сон;
  • поверхностное учащенное дыхание;
  • перепады температуры тела.

Обычно такие дети плохо едят, часто имеют проблемы с сосанием и глотанием, подвержены заболеваниям из-за несовершенных защитных свойств организма.

Что нужно знать об основных физиологических состояниях новорожденных?

Новорожденный ребенок развивается в соответствии с заложенными природой основными нормами, и проявление некоторых физиологических состояний для него является неизбежным. Чем больше родители будут знать об этих
состояниях и их проявлениях, тем спокойнее они будут на них реагировать.

Нужно понимать, что физиологические состояния новорожденных проходят в большинстве своем в течение первых нескольких месяцев и лишь в отдельных случаях могут усугубится, перейдя в форму заболевания с ухудшением состояния здоровья малыша. Чтобы вовремя отреагировать на первые признаки таких сбоев, необходимо понимать суть этих закономерностей.

Рассмотрим основные из них.

Желтушка новорожденных

Желтушка у подавляющего числа новорожденных проявляется в середине первой недели жизни. Первой она становится заметной на лице крохи, после перемещается на тело и конечности. Яркий признак желтушки - характерный желтый цвет слизистых глаз.

Основная причина - недостаточная активность ферментных
систем печени, которые не справляются с быстро нарастающим билирубином. Если развитие новорожденного не осложнено заболеваниями и инфекциями, то к середине первого месяца желтушка обычно проходит без специального лечения.

Если желтушка не проходит на протяжении нескольких месяцев (это обычно связано с тяжелыми родами, травмами новорожденного во время родов), врач назначает оптимальное лечение чтобы исключить усугубление проблемы.

Половой криз: что нужно знать?

Первым признаком полового криза у новорожденных является увеличение в размерах грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек. Основная причина - переход гормональных соединений в организм новорожденного от
матери. Наряду с набуханием желез у девочек в период полового криза могут появиться незначительные кровянистые выделения, у мальчиков - набухание гениталий.

Во время полового криза общее состояние малыша не изменяется и проявления его в большинстве случаев проходят без вмешательства медиков до окончания первой недели жизни младенца.

Потовые и сальные железы: признаки закупорки

В первые недели жизни крохи закупорка потовых и сальных желез не является редкостью. Признаком закупорки являются точки на лице малыша с характерным белым или желтоватым цветом. Специально лечить их не нужно – достаточно будет усилить уход за кожей младенца и подождать несколько дней, пока ситуация не изменится к лучшему.

Особенности режима дня новорожденного

Здоровый малыш в первые несколько недель после рождения
все время посвящает укреплению сил для развития и роста - сну и питанию.

Перед сном кроху обязательно нужно купать в воде оптимальной для него температуры - 37-38 градусов.

Если малыша ничего не беспокоит, то его сон будет продолжительным и спокойным. Просыпаются новорожденные обычно по нескольким причинам:

  • чувство голода;
  • боль;
  • нарушение температурного режима;
  • грязный памперс;
  • общий дискомфорт.

В отдельных случаях ребенок может разбудить себя ручками, если его не пеленают. Просыпаются новорожденные примерно каждые 2 часа, чтобы получить очередную порцию грудного молока, независимо от того, день это или ночь.

Считается, что в первый месяц жизни не имеет смысл пытаться приучить младенца к определенному режиму дня. Со временем это действительно станет возможно, но на начальном этапе правильным будет кормить кроху по требованию, подстраиваясь под его график.

Начиная с третьей недели обязательными в режиме дня новорожденного должны стать прогулки на улице. В первые дни гулять можно будет не более 15-20 минут, постепенно увеличивая время. К окончанию первого месяца жизни малыша гулять с ним можно будет два раза в день - утром и вечером – как минимум по часу.


Top